Почему девочка дерется и что с этим делать
Многие родители задаются вопросом, почему их вроде бы спокойная девочка дерется в садике или школе, и нужно ли её за это наказывать. Попробуем разобраться с этим вопросом.
С помощью физической силы дети зачастую пытаются разрешить споры. Многие психологи и педагоги рассматривают детские драки как способ эмоциональной разрядки, как естественное явление и не видят в них ничего опасного. Однако это не совсем так.
В младшем школьном возрасте формируется личность ребёнка. Качества, как положительные, так и отрицательные, возникшие в этот период, в последующие годы будут развиваться. В драке одна девочка выступает в роли победительницы, другая оказывается в роли побеждённой. Если поверженная сторона испытывает унижение, страх или обиду, то выигравшая — чувство удовлетворения от победы над противницей. И в том и в другом случае закрепление подобных личностных качеств нежелательно.
Если же физическая сила была использована для защиты более слабой или для самозащиты, подобное разрешение конфликта вызывает положительные эмоции от сознания честно выполненного долга, и, в известной мере, подобные столкновения между девочками даже полезны.
Как правило, в младшем возрасте дети быстро оправляются от физических и психологических травм, поскольку эмоциональные состояния, которыми сопровождаются драки, поверхностны и неустойчивы. Часто можно увидеть, как спустя час драчуньи мирно и даже дружески общаются между собой. Физическое насилие у девочек может ограничиваться простым ударом рукой, ногой или, скажем, книгой. Источников, из которых дети черпают «идеи», немало: неправильное поведение родителей, допускающих рукоприкладство в отношении друг друга; пример старшеклассников; фильмы-боевики и триллеры.
Почему девочка дерется в школе
В средней школе девочки дерутся, чтобы выразить чувство гнева, вызванное мнимой или настоящей обидой. Своеобразная самозащита. Но чаще, чтобы завоевать с помощью силы лидерство. Причиной может стать и завышенная самооценка (по принципу «мне всё можно»), и чувство собственничества («это мой мальчик!»).
В основе драк между прекрасной половиной человечества в большинстве случаев лежит зависть. Сначала у соперницы появляется новая кукла, через несколько лет эпицентр конфликта смещается на одежду и молодого человека.
Ещё один камень преткновения — телевизор и компьютерные игры. Да, дети усваивают 95 % из того, что преподносят им СМИ. По итогам исследований, каждый ребёнок до 14 лет успевает увидеть по телевидению более 5000 сцен насилия. Порог его чувствительности понижается, и он перестаёт реагировать на чужую боль. Добавьте к этому многочасовое сидение за компьютером, когда ребёнок играет в «стрелялки», где не только топит корабли, но и убивает людей. Насилие в его сознании становится нормой. Что делать? Телевизоры и компьютеры мы не выбросим, от информации полностью не оградим.
К счастью, у родителей есть способ перевернуть в сознании ребёнка картину мира. Для этого нужно сесть рядом с ним и смотреть телевизор вместе. В любой передаче есть хотя бы крупица хорошего. На неё и должен обратить внимание родитель. Ненавязчиво, без морали. Мир-то ведь сам по себе нейтрален. Агрессивным или прекрасным его делают люди (своими поступками и словами). Но ребёнок не анализирует того, что смотрит. Если он оценит красоту и силу добра, то драки, войны и убийства станут просто фоном.
Меры и способы
Как ни странно, агрессия необходима любому человеку, тем более маленькому. Дети ещё не умеют в полной мере управлять своими эмоциями. Гасить гнев полностью нельзя. Иначе дети не смогут постоять за себя, ведь агрессия выполняет и защитную функцию.
Проблему создаёт избыток злобной энергии. Научите дочку выпускать пар другим, абсолютно безопасным способом. Тут вариантов много: рвать или мять листок бумаги, колотить подушку, месить тесто, громко кричать, укутавшись с головой в одеяло. В общем, на что фантазии хватит.
А самое главное — поговорите с ребенком. Расспросите о причинах, толкнувших её на этот шаг. Расскажите о своих чувствах, вспомните свои ссоры с одноклассниками. Только пусть эта беседа станет доверительной, без нотаций, упрёков и приказного тона. Девочке плохо, она нуждается в вашей поддержке. Покажите ей, что любите её в любом случае, даже хулиганку. Мягко и ненавязчиво предложите придумать решение проблемы. В том случае, если она действительно является жертвой, помогите ей преодолеть страхи и поверить в себя. Защитите её от насилия окружающих. Кто, если не вы?
Советы родителям
1. Есть много способов уйти от агрессии. Один из них — перевести всё в шутку. На тебя нападают, а ты со всем соглашаешься. Да, я такой! Правильно! Ведь нападавший ждёт ответной реакции. Если её нет, агрессивные поползновения наскучат и скоро забудутся.
2. Поддерживайте доверительные отношения с ребёнком ежедневными беседами перед сном. Сядьте вечером к нему на постель. Погладьте его, приголубьте, как маленького. Поговорите с ним по душам. Расскажите и о своих проблемах, например, с начальством. Пусть ребёнок тоже что-нибудь посоветует, пожалеет. Так он начнёт понимать, что не всегда жизнь преподносит только приятные сюрпризы. Иногда необходимо и защищаться, и бороться.
3. Чтобы перевернуть в сознании ребёнка негативную картину мира, смотрите телевизор вместе. И, видя хотя бы крупицу хорошего, обращайте на неё внимание, не морализируя при этом. Да, волк съел Красную Шапочку. Зато ей помогли добрые охотники. А ещё она любит свою бабушку и заботится о ней.
4. При всяком удобном случае говорите ребёнку, что никто не имеет права причинить ему вред. Уверенности в этом бывает достаточно для того, чтобы он не стал объектом агрессии.
5. Будьте внимательны. Постарайтесь уловить любые изменения в поведении ребёнка. Нет шишек и синяков? Замечательно, но это вовсе не значит, что его не обижают. Гораздо страшнее, когда унижают не физически, а морально. Для неокрепшей детской психики это ощутимый удар.
Источник
Если девочка дерется что значит
Многие родители задаются вопросом, почему их вроде бы спокойная девочка дерётся в садике или школе, и нужно ли её за это наказывать. Попробуем разобраться с этим вопросом.
С помощью физической силы дети зачастую пытаются разрешить споры. Многие психологи и педагоги рассматривают детские драки как способ эмоциональной разрядки, как естественное явление и не видят в них ничего опасного. Однако это не совсем так.
В младшем школьном возрасте формируется личность ребёнка. Качества, как положительные, так и отрицательные, возникшие в этот период, в последующие годы будут развиваться. В драке одна девочка выступает в роли победительницы, другая оказывается в роли побеждённой. Если поверженная сторона испытывает унижение, страх или обиду, то выигравшая — чувство удовлетворения от победы над противницей. И в том и в другом случае закрепление подобных личностных качеств нежелательно.
Как правило, в младшем возрасте дети быстро оправляются от физических и психологических травм, поскольку эмоциональные состояния, которыми сопровождаются драки, поверхностны и неустойчивы. Часто можно увидеть, как спустя час драчуньи мирно и даже дружески общаются между собой. Физическое насилие у девочек может ограничиваться простым ударом рукой, ногой или, скажем, книгой. Источников, из которых дети черпают «идеи», немало: неправильное поведение родителей, допускающих рукоприкладство в отношении друг друга; пример старшеклассников; фильмы-боевики и триллеры.
Почему девочка дерётся в школе
В средней школе девочки дерутся, чтобы выразить чувство гнева, вызванное мнимой или настоящей обидой. Своеобразная самозащита. Но чаще, чтобы завоевать с помощью силы лидерство. Причиной может стать и завышенная самооценка (по принципу «мне всё можно»), и чувство собственничества («это мой мальчик!»).
В основе драк между прекрасной половиной человечества в большинстве случаев лежит зависть. Сначала у соперницы появляется новая кукла, через несколько лет эпицентр конфликта смещается на одежду и молодого человека.
Ещё один камень преткновения — телевизор и компьютерные игры. Да, дети усваивают 95 % из того, что преподносят им СМИ. По итогам исследований, каждый ребёнок до 14 лет успевает увидеть по телевидению более 5000 сцен насилия. Порог его чувствительности понижается, и он перестаёт реагировать на чужую боль. Добавьте к этому многочасовое сидение за компьютером, когда ребёнок играет в «стрелялки», где не только топит корабли, но и убивает людей. Насилие в его сознании становится нормой. Что делать? Телевизоры и компьютеры мы не выбросим, от информации полностью не оградим.
К счастью, у родителей есть способ перевернуть в сознании ребёнка картину мира. Для этого нужно сесть рядом с ним и смотреть телевизор вместе. В любой передаче есть хотя бы крупица хорошего. На неё и должен обратить внимание родитель. Ненавязчиво, без морали. Мир-то ведь сам по себе нейтрален. Агрессивным или прекрасным его делают люди (своими поступками и словами). Но ребёнок не анализирует того, что смотрит. Если он оценит красоту и силу добра, то драки, войны и убийства станут просто фоном.
Меры и способы
Как ни странно, агрессия необходима любому человеку, тем более маленькому. Дети ещё не умеют в полной мере управлять своими эмоциями. Гасить гнев полностью нельзя. Иначе дети не смогут постоять за себя, ведь агрессия выполняет и защитную функцию.
Проблему создаёт избыток злобной энергии. Научите дочку выпускать пар другим, абсолютно безопасным способом. Тут вариантов много: рвать или мять листок бумаги, колотить подушку, месить тесто, громко кричать, укутавшись с головой в одеяло. В общем, на что фантазии хватит.
А самое главное — поговорите с ребёнком. Расспросите о причинах, толкнувших её на этот шаг. Расскажите о своих чувствах, вспомните свои ссоры с одноклассниками. Только пусть эта беседа станет доверительной, без нотаций, упрёков и приказного тона. Девочке плохо, она нуждается в вашей поддержке. Покажите ей, что любите её в любом случае, даже хулиганку. Мягко и ненавязчиво предложите придумать решение проблемы. В том случае, если она действительно является жертвой, помогите ей преодолеть страхи и поверить в себя. Защитите её от насилия окружающих. Кто, если не вы?
Советы родителям
1. Есть много способов уйти от агрессии. Один из них — перевести всё в шутку. На тебя нападают, а ты со всем соглашаешься. Да, я такой! Правильно! Ведь нападавший ждёт ответной реакции. Если её нет, агрессивные поползновения наскучат и скоро забудутся.
2. Поддерживайте доверительные отношения с ребёнком ежедневными беседами перед сном. Сядьте вечером к нему на постель. Погладьте его, приголубьте, как маленького. Поговорите с ним по душам. Расскажите и о своих проблемах, например, с начальством. Пусть ребёнок тоже что-нибудь посоветует, пожалеет. Так он начнёт понимать, что не всегда жизнь преподносит только приятные сюрпризы. Иногда необходимо и защищаться, и бороться.
3. Чтобы перевернуть в сознании ребёнка негативную картину мира, смотрите телевизор вместе. И, видя хотя бы крупицу хорошего, обращайте на неё внимание, не морализируя при этом. Да, волк съел Красную Шапочку. Зато ей помогли добрые охотники. А ещё она любит свою бабушку и заботится о ней.
4. При всяком удобном случае говорите ребёнку, что никто не имеет права причинить ему вред. Уверенности в этом бывает достаточно для того, чтобы он не стал объектом агрессии.
5. Будьте внимательны. Постарайтесь уловить любые изменения в поведении ребёнка. Нет шишек и синяков? Замечательно, но это вовсе не значит, что его не обижают. Гораздо страшнее, когда унижают не физически, а морально. Для неокрепшей детской психики это ощутимый удар.
Источник
Мальчики и Девочки. Агрессия
Агрессия – единственное социальное поведение, при исследовании которого найдены доказательства, свидетельствующие о достоверных половых отличиях. Однако и здесь можно говорить о социальных причинах агрессии. То есть, средства выражения агрессии могут быть получены дети в результате социального научения, в результате поощрения и наказания. Взрослые могут подавлять агрессивное поведение детей и поощрять его.
У детей до года мы можем наблюдать только проявления гнева и чаще всего гнев находит выражение в крике и плаче ребенка. Действия младенца (ребенка до одного года), которые взрослые иногда расценивают как агрессию (например, ребенок щипается, бьет взрослого по лицу) не является агрессией в полной мере. Это познание мира, которое выражается через непосредственное взаимодействие с миром.
Постепенно у детей появляется физическая агрессия, которая так или иначе является средством коммуникации (например, ребенок отнимает у другого игрушку). В двухлетнем возрасте мальчики и девочки имеют в своем арсенале схожие средства выражения агрессии: они могут плакать, визжать толкать и шлепать друг друга. То есть, проявляют как физическую агрессию, так и выражают свой гнев вербально.
Физическая агрессия достигает пика в возрасте примерно между двумя и четырьмя годами. При этом не обнаруживается половых различий в агрессивном поведении: психологические исследования показывают, что в этом возрасте мальчики и девочки одинаково часто проявляют агрессивное поведение. С возрастом проявления физической агрессии постепенно уменьшаются. Примерно к четырем годам (иногда немного позже) становятся видны различия между мальчиками и девочками в проявлении агрессии при взаимодействии детей друг с другом: мальчики больше дерутся, а девочки визжат. Причиной появления таких различий является разное отношение взрослых. Взрослые не поощряют драки девочек, но снисходительно относятся к их крикам и визжанию. По отношению к мальчикам взрослые чаще действуют противоположным образом. Естественно, порицаемые формы выражения агрессии (драки для девочек и визжание для мальчиков) постепенно исчезают из арсенала средств выражения эмоций и закрепляются те, которые вызывают меньше недовольства со стороны взрослых.
Опираясь на экспериментальные исследования психологов-бихевиористов Е. Массоби и К. Джеклин обращают внимание на то, что не выявлено достоверных различий в проявлении агрессии у мальчиков и девочек в раннем возрасте, но в дальнейшем частота и интенсивность агрессивных реакций у мальчиков возрастает, а у девочек – убывает. Авторы считают, что это связано с тем, что мальчики и девочки имеют одни и те же агрессивные тенденции, но девочки боятся их проявить из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно. С возрастом эти модели поведения закрепляются и девочки становятся менее агрессивными, даже если в раннем детстве они проявляли достаточно сильную агрессию.
Более агрессивное поведение мальчиков может иметь и другие социальные причины. Так, В. Филь отмечает, что родители строже относятся к мальчикам, чем к девочкам. Девочек чаще утешают, чаще ограждают от трудностей. Такая поддержка родителей приводит к снижению агрессии у ребенка. Мальчиков же, напротив, больше ругают и наказывают, что способствует росту агрессии. Б. Фэгот выяснил, что маленькие мальчики в три раза реже обращаются за помощью к родителям, чем девочки, и при этом родители более положительно относятся к просьбам девочек, нежели к просьбам мальчиков. Опять же, достаточно очевидно, что если к просьбам ребенка относятся негативно (его ругают за это или им недовольны), то агрессия может быть следствием неудовлетворенной потребности ребенка. Мальчиков чаще наказывают физически, чем девочек. Дж. Каган и Х. Мосс выяснили, что мальчики реагируют агрессивностью и непослушанием на авторитарный стиль воспитания родителей.
По статистике, наиболее часто встречающаяся форма детской агрессии проявляется через битье родителей или других детей. Порядка семидесяти процентов родителей описывают своего двух-трехлетнего ребенка как бьющего кого-либо. При описании детей четырех-пяти лет количество детей, применяющих физическую агрессию по отношению к другому, падает до двадцати процентов. И к третьему классу таких детей остается двенадцать процентов. С чем связаны такие изменения? У ребенка появляется и постепенно усиливается эмоциональный самоконтроль. Это происходит в первую очередь за счет того, что созревают те участки головного мозга, которые ответственны за самоконтроль, а значит, постепенно у ребенка уменьшаются проявления спонтанной агрессии.
Постепенно развивается и волевое поведение. Так, ребенок к четырем-пяти годам уже может ждать, предвосхищать события, его поведение становится более рациональным. При этом агрессивное поведение не исчезает. Оно становится более сложным. В частности, на место физической агрессии приходит вербальная агрессия. Дети начинают обзываться, ссориться. Конечно, как мы уже упоминали, вербальная агрессия чаще проявляется девочками, нежели мальчиками. В детстве мальчиков обычно чаще порицают в целом, но реже – непосредственно за агрессивное поведение, нежели девочек, поэтому они приучаются использовать агрессивные формы поведения. Женщины реже проявляют физическую агрессию потому, что в детстве их проявления физической агрессии порицались взрослыми. Также взрослые нередко используют устоявшиеся клишированные фразы, которые являются средством воспитания детей:
– «Мальчик должен уметь постоять за себя» (подтекст – «Я разрешаю тебе драться»).
– «Девочка должна быть нежной, хрупкой» (подтекст – «Ты не должна проявлять агрессию»).
– «Мальчики должны защищать девочек» (подтекст – «Мальчик априори сильный, а девочка слабая»).
– «Мальчики не должны драться с девочками» (подтекст – «Мальчик априори сильнее девочки, а слабых обижать стыдно»).
– «Девочки не должны драться» (подтекст – «Девочке стыдно драться, стыдно показать свою физическую силу, девочка должны быть слабой»).
– «Ты же мальчик, дай сдачи» (подтекст – «мужчина не должен прощать обиды и уходить от ссоры, драки»).
– «Мальчишки все время дерутся» (подтекст – «Я снисходительно отношусь к дракам мальчиков»).
– «Не дерись, ты же девочка» (подтекст – «Есть поведение, которое присуще только мальчикам»).
– «Шрамы (синяки) украшают мужчину» (подтекст – «Кто не дерется – не настоящий мужчина»).
Я уверена, что вы можете продолжить этот список родительских посланий, которые транслируются как мальчикам, так и девочкам.
Вернемся же к разговору о достоверных различиях мальчиков и девочек. Е. Массоби и К. Джеклин обозначили четыре различия между мальчиками и девочками, которые мы рассмотрели: способности к ориентированию в пространстве; математические способности; речевые навыки; агрессивность. Однако, как выясняется, различия между мальчиками и девочками не так велики, как может показаться. И большей частью эти различия являются не столько врожденными, сколько приобретенными в процессе жизни, обусловленными воспитанием, социальной средой, системой положительного и отрицательного подкрепления (поощрения и наказания).
Источник