- Эсхатологический
- Содержание
- Эсхатологические верования Древнего мира
- Германо-скандинавская мифология
- Эсхатология в христианстве
- Эсхатология в исламе
- Эсхатология цивилизации Майа
- См. также
- Ссылки
- Полезное
- Смотреть что такое «Эсхатологический» в других словарях:
- Эсхатологизм
- Полезное
- Смотреть что такое «Эсхатологизм» в других словарях:
- ЭСХАТОЛОГИЗМ
- Полезное
- Смотреть что такое «ЭСХАТОЛОГИЗМ» в других словарях:
- Эсхатология
- Каковы отличия эсхатологии ветхозаветной и новозаветной?
- Существовали ли эсхатологические представления в языческом мире?
- Когда появился термин «эсхатология»?
- Закреплено ли догматически учение о конечных судьбах мира и человека?
Эсхатологический
Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, их изучающая в рамках той или иной религиозной доктрины. Различается индивидуальная эсхатология, то есть учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, то есть учение о цели космоса и истории и их конце.
Философия эсхатологии свойственна многим религиям и верованиям, начиная с древних времен. Особое развитие со времен Античности эсхатология получила в иудаизме и христианстве («Страшный суд»), затем в исламе.
Классические примеры литературы о конце света — Откровение Иоанна Богослова, Откровение Петра, «Прорицание вёльвы» из Старшей Эдды.
Содержание
Эсхатологические верования Древнего мира
Германо-скандинавская мифология
Эсхатология в христианстве
Эсхатология в исламе
Эсхатология цивилизации Майа
По верованиям древнего народа Майа в конце 2012 года сменится глобальный календарный цикл, который как и предыдущие может вызвать катаклизмы и Конец света. Эта дата вызывает много современных паникёрских лже-пророчеств. Особенно эта теория популярна в Нью-эйдж, где смешивается с христианской антиязыческой идеей Апокалипсиса.
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Эсхатологический» в других словарях:
эсхатологический — эсхатологический … Орфографический словарь-справочник
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ — ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ, эсхатологическая, эсхатологическое (ист. рел.). прил. к эсхатология, проникнутый эсхатологией. Эсхатологические настроения в средние века в связи с концом первого тысячелетия хр.э. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова
Эсхатологический — прил. 1. соотн. с сущ. эсхатология, связанный с ним 2. Свойственный эсхатологии, характерный для неё. 3. Принадлежащий эсхатологии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
эсхатологический — эсхатологический, эсхатологическая, эсхатологическое, эсхатологические, эсхатологического, эсхатологической, эсхатологического, эсхатологических, эсхатологическому, эсхатологической, эсхатологическому, эсхатологическим, эсхатологический,… … Формы слов
эсхатологический — эсхатолог ический … Русский орфографический словарь
эсхатологический — … Орфографический словарь русского языка
эсхатологический — см. эсхатология; ая, ое. Э ие сочинения, сказания … Словарь многих выражений
религиозно-эсхатологический — религиозно эсхатологический … Орфографический словарь-справочник
бред эсхатологический — (эсхатология мистическое учение о конце мира и человека; греч. eschaton предел, конец + logos учение) см. Бред гибели мира … Большой медицинский словарь
ИЕРУСАЛИМ НЕБЕСНЫЙ — эсхатологический символ социальной гармонии. Вариант иудейской и христианской утопии, воплотившей представление об идеальном городе. Небесный Иерусалим противостоит погрязшему во грехе, ложному и неправедному земному Иерусалиму, а также является… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
Источник
Эсхатологизм
Русская Философия. Энциклопедия . Ведущие редакторы П. П. Апрышко, А. П. Маринин Художник Б. Б. Протопопов Технический редактор Т. А. Новикова Корректор Е. Н. Горбунова . 2015 .
Полезное
Смотреть что такое «Эсхатологизм» в других словарях:
ЭСХАТОЛОГИЗМ — (от греч. eschatos последний, конечный) отношение к миру, связанное с представлениями о конечных целях исторического процесса и космоса в целом и составляющее одну из важнейших черт отечественной историософии, определяемой спецификой вост.… … Русская философия: словарь
НЕОТОМИЗМ — наиболее авторитетное течение совр. католич. философии и философии культуры, базирующееся на учении Фомы Аквинского (1225 1274). Получил статус офиц. филос. доктрины Ватикана после опубликования в 1879 энциклики папы Льва XIII “Aeterni… … Энциклопедия культурологии
Апофатизм — (апофатика) традиция апофатического, или отрицательного, богословия. Апофатическая (негативная) теология направлена на то, чтобы выразить сущность Бога путем отрицания всех возможных определений, как несоизмеримых с его природой. Бог предстает … Проективный философский словарь
ГОГОЛЬ — Н. В. Гоголь. Портрет . Худож. Ф. А. Мюллер. 1841 г. (ГТГ) Н. В. Гоголь. Портрет . Худож. Ф. А. Мюллер. 1841 г. (ГТГ) Николай Васильевич (20.03.1809, мест. Сорочинцы Миргородского у. Полтавской губ. 21.02.1852, Москва), писатель. Прадед Г. был… … Православная энциклопедия
БЛОК — Александр Александрович (1880 1921) поэт, драматург, литературный критик, переводчик, выдающийся представитель так называемого “младшего” символизма, крупнейший рус. поэт 20 в. Первая книга стихов “Стихи о Прекрасной Даме” вышла в 1904,… … Энциклопедия культурологии
СИМВОЛИЗМ — худож. направление, сложившееся в зап. европ. культуре в к. 60 нач. 70 х гг. 19 в. (первоначально в лит ре, затем и в других видах искусства изобразит., муз., театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры философию,… … Энциклопедия культурологии
ЭКСПРЕССИОНИЗМ — (от лат. expressio выражение) направление в австро немецком искусстве первых десятилетий ХХ в., одно из классических направлений европейского модернизма. Для Э. характерен принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности,… … Энциклопедия культурологии
ГРЭМ — (Graham) Билли (р. 1918) амер. евангелист проповедник. Окончил богословский колледж в Кливленде и Флоридский библейский ин т (1940); в 1938 был рукоположен в сан баптистского пресвитера. Считается, что под влиянием проповедей Г. в веру… … Философская энциклопедия
СИМВОЛИЗМ — филос. концепции, построенные на основе интерпретации понятия символа как первоосно вания связи бытия, мышления, личности и культуры. (В узком смысле эстетическое направление и художественный стиль в европейской культуре с 1880 х по 1920 е гг.)… … Философская энциклопедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — возникла в связи с утверждением Византийской империи и распространением в ней христианства (т.е. с 6 – 7 вв.); предшественниками этой философии являются греч. отцы церкви: Прокопий из Газы (465 – 525), Леонтий Византийский (475 – 543), Иоанн… … Философская энциклопедия
Источник
ЭСХАТОЛОГИЗМ
Русская философия: словарь. — М.: Республика . Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов . 1995 .
Полезное
Смотреть что такое «ЭСХАТОЛОГИЗМ» в других словарях:
Эсхатологизм — (от греч. eschatos последний, конечный) отношение к миру, связанное с представлениями о конечных целях исторического процесса и космоса в целом и составляющее одну из важнейших черт отечественной историософии, определяемой спецификой вост.… … Русская Философия. Энциклопедия
НЕОТОМИЗМ — наиболее авторитетное течение совр. католич. философии и философии культуры, базирующееся на учении Фомы Аквинского (1225 1274). Получил статус офиц. филос. доктрины Ватикана после опубликования в 1879 энциклики папы Льва XIII “Aeterni… … Энциклопедия культурологии
Апофатизм — (апофатика) традиция апофатического, или отрицательного, богословия. Апофатическая (негативная) теология направлена на то, чтобы выразить сущность Бога путем отрицания всех возможных определений, как несоизмеримых с его природой. Бог предстает … Проективный философский словарь
ГОГОЛЬ — Н. В. Гоголь. Портрет . Худож. Ф. А. Мюллер. 1841 г. (ГТГ) Н. В. Гоголь. Портрет . Худож. Ф. А. Мюллер. 1841 г. (ГТГ) Николай Васильевич (20.03.1809, мест. Сорочинцы Миргородского у. Полтавской губ. 21.02.1852, Москва), писатель. Прадед Г. был… … Православная энциклопедия
БЛОК — Александр Александрович (1880 1921) поэт, драматург, литературный критик, переводчик, выдающийся представитель так называемого “младшего” символизма, крупнейший рус. поэт 20 в. Первая книга стихов “Стихи о Прекрасной Даме” вышла в 1904,… … Энциклопедия культурологии
СИМВОЛИЗМ — худож. направление, сложившееся в зап. европ. культуре в к. 60 нач. 70 х гг. 19 в. (первоначально в лит ре, затем и в других видах искусства изобразит., муз., театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры философию,… … Энциклопедия культурологии
ЭКСПРЕССИОНИЗМ — (от лат. expressio выражение) направление в австро немецком искусстве первых десятилетий ХХ в., одно из классических направлений европейского модернизма. Для Э. характерен принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности,… … Энциклопедия культурологии
ГРЭМ — (Graham) Билли (р. 1918) амер. евангелист проповедник. Окончил богословский колледж в Кливленде и Флоридский библейский ин т (1940); в 1938 был рукоположен в сан баптистского пресвитера. Считается, что под влиянием проповедей Г. в веру… … Философская энциклопедия
СИМВОЛИЗМ — филос. концепции, построенные на основе интерпретации понятия символа как первоосно вания связи бытия, мышления, личности и культуры. (В узком смысле эстетическое направление и художественный стиль в европейской культуре с 1880 х по 1920 е гг.)… … Философская энциклопедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — возникла в связи с утверждением Византийской империи и распространением в ней христианства (т.е. с 6 – 7 вв.); предшественниками этой философии являются греч. отцы церкви: Прокопий из Газы (465 – 525), Леонтий Византийский (475 – 543), Иоанн… … Философская энциклопедия
Источник
Эсхатология
Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατος (эсхатос) – конечный, последний, и λόγος (логос): слово, речение) – православное учение о конечных судьбах мира и человека.
Православная эсхатология может быть разделена на эсхатологию посмертного человеческого существования (частную) и эсхатологию грядущих судеб человечества и мира (общую).
Грядущими эсхатологическими событиями для всего человечества станут события, описанные в ряде ветхозаветных и новозаветных Книг Священного Писания, особенно подробно – в Апокалипсисе, например, мировые катастрофы, явление лжепророков и антихриста, воскресение мертвых, Второе Пришествие и Суд над всеми людьми, творение новой земли и неба.
Эсхатологические тексты содержатся в Евангелиях по Матфею, Марку, Луке, в Книге Деяний святых Апостолов, в Книгах пророков: Даниила, Исаии, Иезекииля, Иоиля, Захарии и др.
Каковы отличия эсхатологии ветхозаветной и новозаветной?
Мессианские пророчества и прообразы Ветхого Завета предзнаменовали Пришествие Мессии, а эсхатологические пророчества указывали на события, имеющие произойти в последние времена. С пришествием на Землю Мессии евреями связывалось возвеличение Израиля и его национального царства как царства Бога Израиля Яхве. Особенно глубокое и богатое развитие эсхатология древних евреев вместе с мессианскими чаяниями получила во время Вавилонского пленения и после него. Пророки вложили в представление о царстве Божием высшее духовное содержание. Это царство не может иметь только национального значения: его осуществление – конечная реализация святой воли Божией на земле – имеет универсальное значение для всего мира, для всех народов. Оно определяется, прежде всего, отрицательно как суд и осуждение, обличение и ниспровержение всех безбожных языческих царств и вместе с тем всей человеческой неправды и беззакония. Этот суд по своей универсальности касается не только язычников, врагов Израиля: он начинается с дома Израиля, и, с этой точки зрения, все исторические катастрофы, постигающие народ Божий, представляются знамениями суда Божия, который оправдывается самой верой Израиля, является божественно необходимым.
Исполнение ветхозаветных чаяний является Новый Завет, однако богоизбранный еврейский народ по большей части не захотел узнать в пришедшем Иисусе Христе своего Мессию. В ответ на то, что иудеи гордились и надмевались своим происхождением от Авраама, и даже выставляли это на вид Сыну Божию, Он возвестил: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ). Кроме того, Сам Христос именуется в Евангелии Царем Израилевым ( Мф.27:42 ). А Его Царство, которое не от мира сего ( Ин.18:36 ), объединяет всех тех, кто связан с Ним узами духовного родства. Приобщение людей к Царству Божию, Новому Израилю, происходит через Таинство Крещения ( Ин.3:3-5 ).
Существовали ли эсхатологические представления в языческом мире?
Представления о загробном существовании – томлениях в подземном царстве мертвых, мучениях, странствованиях в призрачном мире или упокоении и блаженстве в стране богов и героев – были повсеместно распространены у языческих народов, и это является ясным свидетельством того, что такие представления не возникли из человеческой фантазии, но свидетельствуют о том, что душа помнит о своем бессмертии. Однако языческие «религии» стремились обеспечить своим адептам загробное блаженство помимо их нравственных заслуг – посредством заклинаний или иных религиозных средств, как это видно, например, у древних египтян и греков, а впоследствии и у гностиков. Наряду с вопросом о судьбе единичной человеческой личности может в некоторых языческих «религиях» возникал и вопрос о конечной судьбе всего человечества и всего мира, как это видно на примере древних германцев (гибель богов и всего мира).
Когда появился термин «эсхатология»?
«Эсхатология» – сравнительно новый богословский термин. Согласно данным словаря Merriam-Webster первые его стали использовать лишь в XIX веке (1838 г.) в английском языке (Eschatology).
Закреплено ли догматически учение о конечных судьбах мира и человека?
Церковь не установила ни одного общеобязательного догматического определения в области эсхатологии, пишет прот. Сергий Булгаков, если не считать краткого свидетельства Никео-Константинопольского символа о втором пришествии: «Чаю Воскресения мертвых и жизни будущаго века» (между тем Церковь не отвергает богооткровенного вероучительного авторитета и за множеством частных истин эсхатологического характера, отмеченных в Священном Писании). В данном члене Символа веры глагол «чаять» (προσδοκώ) находится одновременно и в полном соответствии с глаголом «верить» (πιστεύω). «Чаять» означает твердо верить, ожидать что-либо как нечто совершенно определенное, не подлежащее никакому сомнению. Между понятиями чаяние и надежда есть некая разница. Чаяние означает ожидание с уверенностью, в то время как надежда может, однако, быть лишь психологическим ожиданием недоступного. Поэтому христианская надежда твердо привязана к христианским чаяниям.
Источник