Эрзянское происхождение что это значит

Эрзяне — кто он, непокорный народ Мордовии?

Представители народа эрзя, или эрзяне, как называют себя они сами, принадлежат к одной из ветвей мордвы. Их история представляет собой богатый калейдоскоп событий, но знают её немногие. Возможно, именно потому, что основное внимание уделялось мордовской народности, которую эрзянские исследователи называют “несуществующей”. Почему?

Дело в том, что понятие “мордва” появилось не слишком давно, а вот эрзя и мокша (о них будет рассказано в отдельной статье), составляющие две группы этого этноса, являются древнейшими племенами Мордовии. Они значительно отличаются друг от друга. Эрзян называют вечными борцами за свободу и свои права, что и демонстрирует их история. Когда же появились эрзяне? Как создавали они свои племена и культуру?

Что значит название эрзя?

У эрзян, одной из групп мордовского народа, весьма интересное название. Оно принадлежит к древним этнонимам и, как считает подавляющее большинство учёных, происходит от “эрсемс”, эрзянского глагола. Если использовать русскую интерпретацию перевода, получим — “жить”, “живущий”. Вероятно, эрзя отмечали, что они те, кто живёт издавна на исконных землях (а это восточные регионы Мордовии).

Впрочем, о происхождении названия есть и иные версии. Существует предположение о том, что слово восходит к древнеиранскому “аршан”, а именно — “человек”. От себя хочу отметить, что многие древние народы в своём самоназвании использовали именно такое определение, указывая, что они — люди этих территорий.

Кроме того, в подтверждение теории говорит и язык эрзян, в котором имеется значительный процент иранских заимствований. Существует и ряд старинных обычаев, которые явно перекликаются с зороастрийскими верованиями иранских племён (например, почитание собаки и похоронные ритуалы).

Читайте также:  Fi02 100 что это значит

Автор А. О. Вяйсянен
Эрзянская женщина в «сороке» (женский головной убор).
Шентала, Бугульминский район, Россия, 1914 год

Первые упоминания об эрзя относятся к XIV веку и встречаются в записях иранского учёного Рашида ад-Дина. Он рассказывал об “арджанах”, населявших земли современной Мордовии.

Позднее ногайский правитель Юсуф в своей грамоте, отправленной в Москву, говорит о народе “рзань”, под которым подразумевает эрзя. Как вы могли заметить, впоследствии это название стало основой для появления именования одного из крупных русских городов — Рязани.

Версии происхождения эрзян

Как уже было сказано, эрзя и мокша являются двумя составляющими мордвы, однако их различия до сих пор вызывают массу вопросов у историков. Именно этот аспект и стал причиной споров вокруг происхождения эрзян. Существует несколько гипотез относительно этого, и вот несколько из них:

  • Изначально существовала едина мордовская народность, что была разделена на две ветви, образовавшие мокшанский и эрзянский народы.
  • Эрзя и мокша проживали в непосредственной близости друг к другу, из-за чего заметны культурные и лингвистические заимствования. При этом каждый из народов в период формирования развивался отдельно от другого.
  • Мокшане и эрзяне сначала слились в единый этнос, но затем распались, вернувшись к исконному положению вещей.

Интересные данные были представлены исследователями в ходе изучения генетического набора каждой народности. Несмотря на внешние общие черты, значительная часть генов у эрзя и мокши различается. И если мокшане приходятся родственным народом лишь племенам Средней Волги, то у эрзян более широкий спектр родства. Генетически они близки белорусам, полякам, словакам, русских из южных и центральных регионов страны.

Анвар Камилевич Сайфутдинов «Девушка в мордовском костюме»

Вечная борьба народа

Эрзя стали одним из самых свободолюбивых народов России, они вынуждены были постоянно отстаивать свою независимость. В Средние века эрзянские общины дают отпор хазарам, печенегам, происходит ряд столкновений с половцами. Когда к их землям начинают переселяться славяне, эрзя отступают к Арзамасу, двигаясь в восточном направлении и сужая свои владения.

В 1237 году соседи эрзян, мокша, признали власть Золотой Орды. Но сами эрзя не собирались подчиняться монголам. Они отступали в северные леса, скрывались от преследования, оказывали сопротивление монголо-татарским завоевателям. После распада Орды земли эрзян перешли к Нижегородско-Суздальскому великому княжеству.

Это способствовало распространению христианства на эрзянских территориях. Но и здесь свободолюбивые эрзя не спешили уступать новой власти. Немалая их часть отправилась дальше на восток, не собираясь принимать христианскую веру. В XVII веке эрзяне уже занимали значительную часть Заволжья и Южного Приуралья.

Павел Алешин «Инязор Пургас — национальный герой эрзян»

Хранители наследия предков

Постоянные столкновения с ногайцами и калмыками превратили народ в серьёзную военную силу. В дальнейшем продвижению эрзя способствовало создание линии крепостей, благодаря чему племена оказались на Урале. Хочу отметить, что немало эрзянских поселений Урала появились уже после появления в этих местах русских.

Немецкий учёный-энциклопедист Пётр Симон Паллас в XIX столетии отмечал в своих работах о двух мордовских народностях:

“Они и сами себя отличают от оных, и присваивают себе особливое имя Мокша, в множественном числе Мокшадь… напротив того, происшедших от другого колена называют они Ерзад или Ердзат; и они сами себя также именуют…”.

Эрзяне — не только создатели богатейшего культурного наследия. Их сопротивление насаждению чужих верований и традиций помогло сформировать особый колорит Волжско-Вятского района и Поволжья, что значительно отличаются от других областей России.

Эрзяне танцуют в хороводе на Троицу
Село Пазелки Городищенского уезда Пензенской губернии
Фото Н. И. Спыгиной.

Также не стоит забывать, что многие эрзя повлияли на ход истории России, сыграв важнейшую роль в становлении государства, став личностями, о которых никогда не перестанут говорить.

Эрзя — народ, среди представителей которого множество известных исторических личностей. Патриарх Никон, Степан Разин, Владимир Ленин, Фёдор Шаляпин, Максим Горький, Лидия Русланова — это далеко не полный список великих эрзян. Ими и своей богатейшей историей гордятся потомки этого поистине необыкновенного народа гордых и свободолюбивых людей.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

ЭРЗЯ ПОТОМКИ ВАЙНАХОВ

Пятница, 15 Февраля 2019 г. 05:42 + в цитатник

ЭРЗЯ НАРОД РУСИ (ФИННО-УГОРСКИЙ)
Э́рзя (эрзя́не, эрз. Эрзят) — этническая группа мордвысоставляющая большую часть этого народа, или отдельный мордовский народ наряду с мокшанами[4
О народе Arsaja (Ersaja),(ПО ИНГУШСКИ АРЖА, АРДЖА(ЭЪАРЖА) ЧЕРНЫЙ) царь которого «находится в Arsa (Ersa), откуда вывозятся чёрные соболи, чёрные лисицы и свинец», сообщал арабский географ и путешественник Ибн-Хаукаль (X век)
Об эрзянах (арджаны), как и о мокше сообщал иранский ученый Рашид-ад-дин (начало XIV века); ногайский князь Юсуф писал о «рзянах» в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 году.
В раннем средневековье эрзяне — народность, которая оказывала сопротивление хазарам, печенегам и половцам. Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному Арзамасу.
Главным народным праздником эрзян является всенародное моление — Раськень Озкс, которое проводится во вторую субботу июля, в селе Чукалы Большеигнатовского района Республики Мордовия (ежегодно проводится Велень Озкс, раз в 4 года Всеобщий Раськень Озкс)[10].
Панго
Эрзянские женщины собирали волосы на лобную часть в одну косу, на которую надевали похожую на рог панго (Клебанд 1986:45 (такие шапги роги ингуш. женищна носили до 19 века, они есть щас в музеях ингушетии и в фамильных моглиниках-склепах ингушей )
Кроме этого, эрзянские женщины носили выкроенный из ситца чехлик. Потом чехлик стали носить под платком. Головной убор наподобие чехлика — олосник — женщине надевали под сороку. В тех местах, где бабушки носили сороку и панго, девушки и невесты надевали на голову златной головной убор, похожий на сороку
У эрзянских женщин были разнообразыне платки: суконные, шерстяные, губовые, а также шали.
Известные эрзяне
Боляев, Акай( мурза Кайко) — участник восстания Степана Разина.один из предводителей национально-освободительной войны народа эрзя, состоявшейся в 1670—1671 годах.
Шо́кша — этническая группа эрзян. Язык — шокшинский диалект эрзя́нского языка финно-волжской подгруппы уральской семьи.
Шокша проживает в 15 населенных пунктах Теньгушевского района Мордовии (Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево, Мокшанка, Нараватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша) и в 5 Торбеевского района (Дракино, Кажлодка, Майский, Федоровка, Якстере Теште). Общая численность составляет около 10 000 человек.
Илларио́н Макси́мович Я́ушев (16 января 1902 года — 31 мая 1961 года) — советский певец, заслуженный артист РСФСР, заслуженный и народный артист Мордовской АССР. Эрзя[1].
эрз. Никул Эркай
ФАМИЛИИ ЭРЗЯН:
Галаев (Галай цёрань) /Вождаев/Бажов/Дадоновъ/Леляева/Чапаев/А вардин/Алаев/Безнаев/Валдепин/Вешаев/ Дуцев/Ермаков Ярмак/Качаев. Кочай цёрань/
Кизаев Кизэ,Кизай цёрань/Козаева. Козай, Кузай цёрань /Леляева. Леляй валстонть/Мазаев Мазай цёрань/Микаева Микай цёрань/Мучкаев Мучкамс валстонть/
Пуркаев. Пурька,Пуркай цёрань/Радаев Радай цёрань/Родаев Радай цёрань/Сатаев Сатай цёрань/Тумаев Тумо/ Чепанов Чапан/Чинаев . Чинай цёрань/.
Ярмаков Ярмак валстонть. /Яушев Явомс
ФАМИЛИИ ИНГУШЕЙ И ТЕЙПЫ:
По ингушски ЦЕр-имя(от слова Цер. Це-огонь) Аушевы(Оушнак), Галаевы(Галай), Гулоевы , Тумгой(ингуши), Чапаевы(чеченцы), Чапановы(ингуши Таргимхой),
Лялах(Йвлой селение), Радуевы (чеченцы), Сатаевы(чеченцы) Сата-имя ингушей,

Ингуш.яз.чёрный Аржа /эрзянский раужо «черный»
ингуш. яз. Лоа «снег»/ мокшанский лов «снег»
ингуш. яз. А «нет» /мокшан. яз. Аф «нет»
ингуш. яз. Ал «князь, огонь»/ мокшан. яз. Аля «мужщина»
ингуш. яз. Мар «муж» / мокшанский яз. Мирде «муж»
ингуш. яз. Пельг «палец» ког «нога»/ мокшан. яз. пильге «нога»
ингуш. яз. Фу «воздух», Фу(воздух) хехк(котать) «дуть» / мокшанский уфамс «дуть»
ингуш. Со «я» , Оамде «учить» /Мокшан. яз. содамс «знать»
Ингуш. яз. Ели, Ел «умирать, Ул-лежать, Улом-лежа» / Мокшан. яз. куломс «умирать»
Ингуш. яз. Ал «огонь»/ мокшанский тол «огонь»
ингуш. МАДа, чечен. Мода» грязь / эрзянский мода /мокшанский мода грязь

Ингуш. яз .Ажаг1а, Ажа «желтый» / Эрязнский яз. Ожо «желтый»
Ингуш. яз .А «нет» / эрзянский. яз. А «нет»
ингуш. яз. Цер, Ал «огонь,» «жрец, князь» / Эрзянский. цёра, аля «мужщина»
ингуш. яз. Мар «муж»/ Эрзянский яз. Мирде «муж»
ингуш. яз. Да «отец», чечен. яз. Дада «отец» / Эрзянский яз. Тетя «отец»
ингуш. яз. Чо «волосы» / Эрзянский яз. Черь «волосы»
ингуш. яз. Пельг «палец» ког «нога»/ эрязнский яз. пильге «нога»
ингуш .яз. Кильг, Кульг, Кар «рука» / эрзянский Кедь «рука»
ингуш. Со «я» , Оамде «учить» /эрязн. яз. содамс «знать»
ингуш. яз. Ал «огонь» / Эряз.н яз. Тул «огонь»

ЭРЗИ(замковый -башенный комплекс ингушей) , Эрзи по ингушски Орел.(Арзи-смотритель Неба)
Родовые башни Яндиевых, Мамиловых и др. ингушских фамилий
Эрзи в переводе с ингушского — «орел». «В ненастье, когда вся нижняя часть долины Армхи закрыта облаками, башни Эрзи напоминают гнездо, доступное только орлам», — пишет в своей книге «В стране башен и легенд» историк и краевед Батыр Мальсагов.
Средневековый башенный комплекс Эрзи находится на юге Ингушетии, в Джейрахском районе, напротив селения Ольгети. На склоне горы стоят девять боевых, на удивление хорошо сохранившихся башен, подпирающих небо над рекой Армхи. Восемь образуют оборонительное кольцо вокруг селения, девятая стоит у входа в аул. Между ними расположились 2 полубоевые и 20 жилых башен с различными пристройками. Древние сооружения опоясаны каменными стенами.
Башни и стены сложены в основном из речных валунов. Башенные постройки не имеют фундамента, они стоят непосредственно на скальной основе — материке.
Отличительной особенностью Эрзи является прекрасная сохранность пятиярусных боевых башен, вплоть до венчающего крышу замкового камня. Высота боевых башен достигают 25-30 метров, ширина стен у подножия — 6 метров. Впечатляет и расположение Эрзи: поселение находится на каменистой, поросшей травой террасе, а за ним высятся суровые голые скалы.
Селение Ольгети, на которое «смотрит» Эрзи, тоже по-своему примечательно.

НАРОД ЭРЗЯ И РУСЬ.
Народ Эрзя изведал все виды дорог. До 1237 года он жил в системе национальной государственности, в первой половине 13 века — в составе Пургасовой Руси (восточная её часть), которую летописец мыслил как одно из русских княжеств.
В 8-13 веках Эрзя с родственными ей по происхождению и языку Мерей, Муромой, Мещерой, Мари, Весью, Голядью была расселена на Волге по верхнему и среднему её течению, по Оке, Цне, Суре, Мокше, озеру Илмеру (Ильменю), занимала территории, где возникли Ярославское, Владимиро-Суздальское, Рязанское, Московское, Тверское, Нижегородское княжества, Булгарское и Казанское царства. В 8-9 веках значительная часть эрзян проживала в составе Новгородского княжества, в лице Чуди и Мери приняла участие в призвании варягов, в создании Древнерусского государства и русской азбуки, на которой написаны некоторые берестяные грамоты (Россия: Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «ОЛМА Медиа Групп», «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2006. – С. 64). В 882 г. Чудь и Меря (Эрзя) приняли участие в походе Олега на Киев и таким образом стали в числе других русских племен создателями Киевской Руси. Новгородские русы (князь, его окружение, дружина), придя на Днепр, частично ассимилировали местное население в языковом и цивилизационном отношении, ибо находились на более высоком уровне общественного развития.
Об интегрированности Эрзи в Русь и о её роли в формировании Руси свидетельствует русский былинный эпос: глава русских богатырей Илья Муромец из эрзянского села из-под эрзянского города Мурома.
В ходе формирования русского языка во взаимодействии с языками народов чудь, весь, сумь, финнов, корел, варягов и т.д. Эрзя (Ра) трансформировалась в «Русь». В 9-10 веках скандинавы (норманны) имели поселения на Средней Волге (в то время Ра), среди эрзяно-меряно-муромского населения.
опонимы меряно-эрзянского происхождения в Ярославской, Костромской, Ивановской, Вологодской, Тверской, Владимирской, Московскойобластях составляют 70-80 % (Вёкса, Воксенга, Еленьга, Ковонга, Колокса, Кукобой, Лехта, Мелекса, Надокса, Неро (Инеро), Нукса, Нукша, Паленьга, Пеленга, Пеленда, Пексома, Пужбол, Пулохта, Сара, Селекша, Сонохта, Толгобол, Шакша, Шекшебой, Шехрома, Шилекша, Шокша, Шопша, Урдома, Яхреньга, Яхробол (Ярославская обл., 70-80 %), Андоба, Вандога, Вохма, Вохтога, Ворокса, Лынгерь, Мезенда, Меремша, Монза, Нерехта (Мерехта), Нея, Нотелга, Онга, Печегда, Пичерга, Покша, Понга, Симонга, Судолга, Тоехта, Урма, Шунга, Якшанга (Костромская обл., 90-100 %), Вазополь, Вичуга, Кинешма, Кистега, Кохма, Ксты, Ландех, Нодога, Пакша, Палех, Парша, Покшенга, Решма, Сарохта, Ухтома, Ухтохма, Шача, Шижегда, Шилекса, Шуя, Юхма и т.д. (Ивановская обл.), Вохтога, Сельма, Сеньга, Солохта, Соть, Толшма, Шуя и др.(Вологодская обл.), Валдай, Кой, Кокша, Койвушка, Лама, Максатиха, Паленьга, Паленька, Райда, Селигер, Сикша, Сишка, Талалга, Удомля, Урдом, Шомушка, Шоша, Яхрома и др. (Тверская обл.), Арсемаки, Вельга, Войнинга, Ворша, Инекша, Киржач, Клязьма, Колокша, Мстера, Молокша, Мотра, Нерль, Пекша, Пичегино, Сойма, Судогда, Суздаль, Тумонга, Ундол и др. (Владимирская обл.), Вирея, Воря, Волгуша, Лама, Москва, Нудоль, Пахра,Талдом, Шухрома, Яхрома и др. (Московская обл.). (Сазонов Л.Н. Радуга. Саранск, 2009. С.178-179).

Название АРСЕМАКИ, ПЯЛЕНГА (ингушское тейпа Йовлой, род Арсамаковых, (Арсамак-нак/нян) селение Йвлой (В Горной Ингушетии)
Пялинг(ингуш.) -селение Йовлой. ЙОВЛОЙ наидревнейший ингушский тейп.
Свастика фашистов это тамга рода Йовлой. Тирискель что на флаге жреческий Евлоевский символ.
Евлой являются выходцами из горных селений Центрального Кавказа: Ний, Пялинг, Йовли, Ний-коте, Лялах.
Онга имя чеченцев и ингушей
Ний- селение ингушей клана Йовлой

Источник

Оцените статью