- Эндуро велосипед
- Особенности дисциплины и байков
- Подвеска
- Трансмиссия
- На какие комплектующие обратить внимание?
- Обзор брендов
- Не забываем и про безопасность
- Заключение
- Стили катания на велосипеде.
- Шоссейный велоспорт ( road racing ).
- Трековый велоспорт ( track cycling ).
- Кросс-кантри ( cross-country или XC ).
- Дёрт-джампинг ( dirt-jumping, dirt ).
- Фрирайд ( freeride ).
- Урбан фрирайд ( urban freeride ).
- Даунхилл ( downhill ).
- Урбан даунхилл ( urban downhill ).
- Эндуро ( enduro ), трейл ( trail ), олл-маунтин ( all-mountain ) и даун-кантри ( down-country ).
- Стрит ( street ).
- Флэтленд ( flatland ).
- Триал ( trial ).
- Циклокросс или велокросс ( cyclo-cross ).
- Бмх рэйсинг ( bmx racing ).
- Памп-трек ( pump track ).
- Байкер-кросс ( four-cross или 4x ).
- Параллельный слалом ( dual slalom ).
- Верт ( vert ).
Эндуро велосипед
В связи с разнообразием стилей езды по бездорожью существуют и различные виды горных велосипедов. Одни предназначены для длительных заездов по равнинной местности, другие для скоростных спусков со множеством препятствий, а другие и вовсе для выполнения акробатических трюков прямо на байке.
Enduro – велодисциплина, в которой от райдера требуется преодолеть протяженный участок технической трассы с большим количеством препятствий.
Особенности дисциплины и байков
Прежде чем, разобраться какой должен быть велосипед для эндуро, надо лучше узнать про саму дисциплину.
Если провести аналогию, то enduro – это длительный заезд в стиле Downhill, но с небольшими подъемами. Тут физическая подготовка и тренировка выносливости играет еще большую роль, чем в скоростном спуске.
Но и без технической подготовки в эндуро никуда. Именно поэтому на тренировках к enduro необходимо оттачивать не только прохождение препятствий, но и выносливость. Кстати, enduro образовано от испанского слова «выносливость».
Получается, что велосипеды должны быть такими, чтобы на них райдер мог преодолевать сложные технические участки и эффективно вкручивать.
Как ни странно, но первый элемент все признают более важным, но на DH байках в дисциплине эндуро никто не рискует выступать.
Итак, велосипед enduro должен обладать следующими качествами:
- Легкая, но прочная рама;
- Желательна полная подвеска;
- 10-ти и более скоростная трансмиссия;
- Надежные компоненты.
Идеалом считается технологичная карбоновая рама. Данный материал является достаточно прочным для эндуро и в то же время очень легким, что тоже немаловажно для этой дисциплины. Но все же самым распространенным материалом является алюминий. Современные сплавы этого металла тоже достаточно легкие и прочные, но все же уступают карбоновому волокну. В итоге, главным преимуществом алюминиевых рам перед карбоновыми является более низкая стоимость.
Зачастую эндуро велосипед – это двухподвес, но встречаются и хардтейлы. Второй тип используется на скоростных трассах. Там, где нет большого количество серьезных препятствий, хардтейлы могут даже и выигрывать у подвесов. Популярными хардтейлами для эндуро считаются байки от бренда Commercial. Рамы этой компании алюминиевые или хромолевые.
Подвеска
Эндуро велосипед – обязательно двухподвес. Длина хода передней вилки должна быть не менее 150 мм. На самые дорогие модели устанавливаются передние амортизаторы с ходом до 170 мм.
От более длинного рабочего хода будет только вред. При активном педалировании длинноходной подвески свойственно сильно раскачиваться. Именно на эти колебания будет тратиться много полезной энергии.
Трансмиссия
Для гонок в стиле эндуро достаточно 10-ти скоростной и более трансмиссии. Байки оборудуются только скоростными кассетами, а спереди устанавливается одна звезда.
Раньше некоторые производители рисковали и устанавливали скоростные системы и вперед, но с них часто слетала цепь. Сегодня на эндуро байки вперед устанавливаются еще и успокоители цепи.
На какие комплектующие обратить внимание?
Часто возникают дискуссии по поводу типа педалей для enduro. Кто-то склоняется в пользу контактных, а кто-то в пользу обычных «топталок».
Главное преимущество первых в наиболее эффективном педалировании, за вторыми же более удобное использование на технических трассах.
Ввиду этого, каждый выбирает то, что ему больше всего подходит. Перед тем, как устанавливать педали имеет смысл оценить трассу и, исходя из ее особенностей, выбирать педали. Тем более что их установка не займет много времени.
Тормоза должны быть обязательно гидравлическими. Они обеспечат эффективное торможение, даже при небольшом нажатии всего одним пальцем. От качества тормозов может зависеть даже безопасность райдера на дистанции.
Диаметр тормозных роторов должен быть большим. В идеале 180-200 мм спереди и 160-180 мм сзади.
Диаметр колес тоже может быть различным. В зависимости от трассы райдеры делают выбор в пользу найнеров или же байков на колесах 27,5 дюймов. Первые подойдут для более пологих трасс, а вторые для техничных.
Что касается покрышек, то их выбор опять же зависит от множества факторов: погода, покрытие трассы, наличие сложных спецучастков и прочего.
Обзор брендов
Большое количество различных компаний могут предложить байки для эндуро различного уровня. Сразу же следует отметить, что данный тип велосипедов достаточно дорогой. Найти бюджетного представителя этой категории не получится.
Первым брендом, который заслуживает внимание, является американец Specialized. Данная компания всегда отличалась своим подходом к созданию велосипедов.
Абсолютно все байки бренда, за исключением бюджетных, создаются с применение самых современных технологий. Линейка байков Enduro насчитывает около 10 моделей различной комплектации и с разным размером колес.
Стоимость байка с максимальной комплектацией составляет 8500 долларов. Цена хоть и кусается, зато качество полностью ее оправдывает.
Следующим популярным брендом является Giant. Велосипеды этой фирмы дешевле своих американских конкурентов, но в качестве практически не уступают.
В каталоге можно найти около 7 моделей различной комплектации. Топовые модели собираются на базе карбоновых рам с комплектующими от Sram.
Scott – бренд, который посвятил направлению эндуро целю линейку байков Genius из 15 моделей. Велосипеды подешевле комплектуются алюминиевыми рамами, а топовые модели собираются на карбоновых фреймсетах. Качество байков на высоте.
Многие профессиональные гонщики делают выбор в пользу продукции этой компании.
Компания Trek может похвастаться аж 30-ю моделями для enduro и трейла. Среди них можно найти и женские модели, которые отличаются не только соответствующей цветовой гаммой, но и особенной геометрией.
В каталоге есть как недорогие модели стоимостью около 2000 долларов, так и топовые байки, цена на которые колышется около 9000 долларов.
Не забываем и про безопасность
Большую роль играет и правильно подобранная экипировка: шлем, джерси, шорты, оптика и защитные элементы.
В качестве шлема для трейла и эндуро многие выбирают фулл-фейсы. Их главным минусом является громоздкость.
Существуют и обычные горные шлемы, которые защищают еще затылочную часть головы. Они немного дороже кантрийных шлемов, зато намного эффективнее.
Что касается оптики, то выбор лучше делать в пользу масок. Они защищают большую часть лица, относительно обычных очков и сидят намного прочнее. Обзору они практически не мешают.
Одежда должна быть плотная, желательно специализированная. Только она поможет защитить райдера в случае падения. Велосипедные шорты для экстремальной езды уплотнены в районе ягодиц и бедер, что обеспечивает дополнительную защиту при падении.
Не стоит игнорировать и защитную экипировку: налокотники, наколенники, перчатки и прочее.
Понятно, что каждый лишний грамм «брони» – это потерянные доли секунд на финише, но все же, хотя бы, начинающим не стоит выбираться на соревнования без полного комплекта защитного обмундирования.
Заключение
Enduro – специфическая дисциплина, которая требует от райдера и умения преодолевать различные препятствия, и хорошей физической формы, а велосипед должен ему в этом помогать.
Поэтому на байках для эндуро можно преодолевать протяженные дистанции со множеством спецучастков.
Источник
Стили катания на велосипеде.
Шоссейный велоспорт ( road racing ).
Шоссейный велоспорт — гонки на шоссейных велосипедах по дорогам с твёрдым покрытием.
Шоссейные велосипеды — это очень лёгкие, преимущественно карбоновые, ригиды. Спереди чаще всего две звезды, сзади 10-12. Узкие рули и очень узкие колёса на сликах с минимальным количеством спиц. Скорости могут доходить до 90 км/ч и выше.
Трековый велоспорт ( track cycling ).
Велосипедные гонки по закольцованному велодрому или велотреку. Скорость может достигать 70 км/ч. Существует два основных вида трековых гонок:
- Темповые. Большой километраж (от 12 до 120 кругов), от спортсменов в первую очередь требуется выносливость.
- Спринтерские. Короткие гонки (от 8 до 10 кругов). Здесь ключевую роль играет сила.
Каждая из этих категорий имеет несколько подвидов.
Трековый велосипед на первый взгляд похож шоссейный, но имеет одну фиксированную передачу (fixed gear или фикс), более короткую алюминиевую или карбоновую раму, вместо камер используются трубные покрышки («трубки»). Тормоза отсутствуют, поэтому остановиться можно только постепенно замедляя ход или блокируя заднее колесо (скид).
Кросс-кантри ( cross-country или XC ).
Кросс-кантри – гонки по лесам, полям и другой не очень пересечённой местности. Не слишком крутые, но продолжительные подъёмы, относительно пологие спуски. От спортсмена в первую очередь требуется выносливость. Последнее время всё чаще встречаются элементы из таких экстремальных дисциплин, как даунхилл, байкер-кросс и нортшор. Благодаря своему низкому травматизму, кросс-кантри является самой популярной дисциплиной маунтинбайка.
Классический велосипед для кросс-кантри – это чаще всего облегчённый хардтейл с алюминиевой или карбоновой рамой, трансмиссией с двумя или тремя звёздами спереди, восемью-десятью сзади, колёсами 26-29 дюймов, длинным выносом, высоким узким седлом, контактными педалями, вилкой с ходом около 100 мм, углом рулевой колонки 71-72 градуса и колёсами с диаметром осей 9-15 мм.
В последние годы кросс-кантрийные велосипеды ощутимо изменили геометрию, обзавелись задним амортизатором и стали ближе к эндуро велосипедам — ход подвески 100-120 мм, широкий руль (720 мм и шире), регулируемый подседельный штырь, трансмиссии 1х11/1х12, угол рулевой 68-69 градусов, колёса с диаметром осей 12-20 мм. Это связано с усложнением трасс, особенно спусков.
Дёрт-джампинг ( dirt-jumping, dirt ).
Дёрт-джампинг или просто дёрт – прыжки на земляных трамплинах с необязательным выполнением трюков. Трамплин представляет из себя вылет и приземление. Вылет, для плавного вхождения сделан радиусом, приземление обычно пологое. Начинающие дёртеры учатся на трамплинах, где между вылетом и приземлением расположен «стол» — горизонтальная поверхность, страхующая от недолётов.
Используются односкоростные хардтейлы из стальных сплавов с добавлением хромо-молибдена ( Cro-Mo или «хромоль») или алюминиевых сплавов, как правило на 26-ти дюймовых колёсах, с ходом вилки около 100 мм. Часто снимают оба тормоза для выполнения трюков с кручением руля ( barspin ) или всего велосипеда ( tailwhip ). Дёрт часто катают на bmx .
Фрирайд ( freeride ).
Фрирайд – это свободный стиль катания на горных велосипедах. Он бывает разным:
- Классический фрирайд – прохождение трасс как естественного, так и искусственного происхождения. Узкие тропки, серьёзные прыжки, крутые спуски;
- Норт-шор (north shore) – классический фрирайд с ездой по узким помостам, брёвнам, качелям и другим подобным конструкциям. Зародился этот стиль в Канаде;
- Дроппинг (dropping) – прыжки с обрывов и карьеров;
- Слоупстайл (slopestyle) – катание по специальным трассам с обязательным исполнением трюков.
Велосипед для фрирайда – как правило прочный двухподвес с алюминиевой или хромолевой рамой, средними ходами подвески (160-180 мм), широким рулём, коротким выносом, широкими зубастыми покрышками и мощными дисковыми гидравлическими тормозами. Для норт-шора требования к прочности не такие высокие, а вот в дроппинге прочность играет ключевую роль, что приводит к увеличению веса. Иногда на велосипедах для дроппинга можно увидеть колёса диаметром 24 дюйма. Для лёгкого фрирайда могут использоваться хардтейлы.
Урбан фрирайд ( urban freeride ).
Тот же самый фрирайд, только в городе. Преобладают большие дропы на двухпролётных и трёхпролётных лестницах, а так же дропы на плоскость. Хотя встречается и более техничное катание.
Велосипеды такие же, как во фрирайде, но иногда встречаются более длинноходные, крепкие и тяжёлые байки, рассчитанные на 2-3-метровые дропы на плоскость. Некоторые предпочитают 24-дюймовые колёса на сликах. В странах СНГ это получило название «стритец».
Даунхилл ( downhill ).
Даунхилл – соревнования по скоростному спуску, ландшафт может быть как естественный, так и искусственный. Корни деревьев, камни, дропы, средние и большие трамплины. Перепад высот на даунхильной трассе может достигать пятисот метров.
В 1970-80 годах на соревнованиях по даунхиллу использовали хардтейлы, в том числе ригиды, но в 1990 году появился первый двухподвес и всё резко изменилось. Современный велосипед для даунхилла на первый взгляд похож на велосипед для фрирайда, он так же имеет прочную алюминиевую или хромо-молибденовую раму (хотя на больших соревнованиях встречаются и карбоновые), мощные дисковые тормоза, обязательно гидравлические, успокоитель цепи, широкий руль (750-820 мм), короткий вынос, широкие зубастые покрышки, длинноходный задний амортизатор, двухкоронную вилку ходом около 200 мм, но главное отличие от фрирайдного байка — это геометрия рамы: низкий центр тяжести и меньший угол наклона рулевой колонки помогают не клюнуть носом на спуске. Вес большинства современных даунхильных байков колеблется у отметки 16-17 килограмм, некоторые олдскульные монстры могут весить и под тридцать, а на чемпионатах мира и Европы в основном летают на карбоновых пятнадцати килограммовых «ракетах».
Урбан даунхилл ( urban downhill ).
Те же самые даунхильные гонки, только в городе.
Велосипеды абсолютно такие же, как в классическом даунхилле.
Эндуро ( enduro ), трейл ( trail ), олл-маунтин ( all-mountain ) и даун-кантри ( down-country ).
Эндуро, трейл и олл-маунтин — схожие стили катания, нечто среднее между кросс-кантри и даунхиллом. Крутые каменистые спуски, подъемы, небольшие и средние прыжки. Несмотря на большую схожесть, трейл, олл-маунтин и эндуро всё же различаются. Эндуро — это всегда соревнования, этот термин пришёл из мото спорта, он подразумевает под собой езду на выносливость по сильнопересечённой местности, но время замеряется только на спусках и эти спуски вполне себе даунхильные, а подъёмы могут занимать всего 10-15% от общей дистанции. Олл-маунтин — то же эндуро, только без секундомера. А трейл — то же олл-маунтин, но более лёгкое.
Велосипеды для Эндуро и Олл-маунтина очень похожи, почти всегда используются среднеходные облегчённые двухподвесы с ходами подвески 150-170 мм, не такие прочные, как даунхильные, но и не такие тяжёлые. Однокоронная вилка и задний амортизатор часто имеют функцию блокировки. Всё для того, что бы подвеска не раскачивалась и позволяла эффективно вкручивать на более-менее гладких подъёмах. Часто используют телескопические подседельные штыри, позволяющие во время движения поднять седло, что так же полезно на подъёмах. Иногда используются хардтейлы. В целом довольно универсальные байки. Разумеется, на эндуро соревнованиях уделяется больше внимания облегчению и шанс увидеть на них много карбона гораздо выше, нежели на любительских покатушках. Велосипеды для трейла чуть более лёгкие и короткоходные (130-150 мм).
В последнее время выделился ещё один подвид горного велосипеда — даун-кантри ( down-country ). Можно сказать, что это трейловый велосипед тяготеющий больше к кросс-кантри, чем к даунхиллу. Отлично подходят для активного любительского катания, но не для профессиональных соревнований.
Пример: кросс-кантрийная двухподвесная карбоновая рама с ходом заднего амортизатора 110-120 мм и гибкими перьями. Однокоронная вилка ходом около 120 мм. Широкий руль (от 720 мм), короткий вынос длиной около 40 мм. Гидравлические тормоза — четырёхпоршневой спереди, двухпоршневой сзади. Роторы 180/160 мм (перед/зад). Трансмиссия 1х11/1×12 передач с передней звездой 32-34 зуба. Лёгкие, карбоновые колёса диаметром 29 дюймов, обода шириной около 30 мм. Не очень зубастые покрышки, что-то вроде Schwalbe Nobby Nic шириной около 2,4 дюйма. Вес около 11 кг.
Стрит ( street ).
Стрит – сугубо городской стиль катания. Преодоление препятствий в виде лавок, бордюров, труб, парапетов, заборов, лестниц, часто с исполнением трюков, в том числе со скольжением на передней звезде или рокринге.
Велосипеды для стрита похожи на дёртовые. Главное отличие — более короткая рама из стальных Cro-Mo сплавов, что позволяет легче выдёргивать, закручивать байк и сохранять баланс при езде на заднем колесе стоя. Это называется surf, если используется задний тормоз или manual, если тормоз не используется. Часто используют жёсткие вилки, позволяющие снизить вес и делать более высокий банихоп, но требующие от райдера более высокого навыка гасить удар при приземлении. Диаметр колёс – 26 или 24 дюйма. Так же используются bmx .
Флэтленд ( flatland ).
Стиль катания на bmx с исполнение трюков исключительно на плоскости.
Флэтлендовые bmx отличаются от стритовых и дёртовых более короткой геометрией, обязательным наличием пег на осях колёс, более лёгкой и менее прочной рамой. На таких велосипедах не рекомендуется делать банихопы и другие трюки, связанные с прыжками.
Триал ( trial ).
Триал – преодоление различных препятствий, таких как парапеты, доски, камни, брёвна. Очень важно умение балансировать на двух и на одном колесах, в том числе переднем. В отличие от стрита, тут чаще используется не банихоп, а пробивка ( pedal kick ) – техника, позволяющая сделать прыжок с места, стоя на заднем колесе.
Велосипед для триала лишён седла, имеет жёсткую вилку, лёгкую раму с очень низкой ростовкой, колёса 20 (мод) или 26 (сток) дюймов с облегчёнными просверленными ободами, мощные и резкие тормоза «стоп краны», и всего одну скорость с низким передаточным числом. Благодаря специальной геометрии рамы и длинному выносу, вес райдера сильно смещён вперёд, что позволяет увереннее балансировать как на заднем, так и не переднем колесах. Некоторые умудряются успешно обходиться без тормозов.
Циклокросс или велокросс ( cyclo-cross ).
Циклокросс – это короткие кольцевые гонки по умеренному бездорожью с преодолением препятствий естественного и искусственного происхождения – брёвна, грязь, рвы, бордюры и т.п. Лучшее время года для соревнований по циклокроссу – осень и зима.
Велосипед для циклокросса очень похож на шоссейный, но имеет ряд отличий – чуть более широкие покрышки, дисковые или кантилеверные тормоза и изменённую геометрию, адаптированную под низкие скорости и перенос велосипеда вручную через препятствия.
Бмх рэйсинг ( bmx racing ).
С этой дисциплины в 1969 году начался bmx . Дисциплина создавалась с целью подготовить детей к мотокроссу, но со временем, в этот спорт втянулись и более взрослые участники. На трассах для бмх рэйсинга встречается много трамплинов и поворотов с контруклонами, но для более скоростного прохождения на трамплинах часто не прыгают, а проезжают их на заднем (manual) или переднем (nose manual) колесе. Покрытие на первых трассах было грунтовым, но позже появились трассы с асфальтовым или синтетическим покрытием.
По сравнению с другими стилями катания на bmx , велосипеды для бмх рэйсинга имеют ощутимо более длинную геометрию и почти всегда оснащаются контактными педалями.
Памп-трек ( pump track ).
Памп-трек – это, в первую очередь, трасса на плоской поверхности, имеющая череду плавных спусков и подъёмов, на которых велосипедисты развивают скорость путём «прокачки» всех неровностей, манипулируя своим весом. Педали на памп-треке не крутят. Покрытие может быть грунтовым, асфальтовым или бетонным.
Используются различные bmx , а так же дёртовые и стритовые горные байки. Двухподвесы не используются, т.к. их эффективность на памп-треке крайне мала.
Байкер-кросс ( four-cross или 4x ).
Байкер-кросс, он же фокросс – гонки, где четыре райдера борются за первенство на трассе, расширенной с таким учётом, что бы на каждом участке могли уместиться четыре гонщика, идущие бок о бок. Первые двое финишировавших переходят в следующий этап, проигравшие выбывают. Допускается некоторая контактная борьба.
Велосипед для байкер-кросса это чаще всего хардтейл с длинной рамой низкой ростовки, лёгкой и упругой вилкой с ходом около 100 мм, в меру широкими покрышками и лёгким, но достаточно прочным навесным оборудованием. Для особо злостных трасс используются короткоходные и среднеходные двухподвесы.
Параллельный слалом ( dual slalom ).
Параллельный слалом, он же дуал слалом. Корни этой дисциплины растут из лыжного спорта. Суть в том, что на двух, построенных на небольшом склоне, параллельных и максимально похожих трассах, два гонщика ведут борьбу за первое место, преодолевая контруклоны и трамплины.
Велосипеды в параллельном слаломе такие же, как в байкер-кроссе.
Верт ( vert ).
Исключительно bmx стиль катания в рампах или мини рампах с исполнением трюков в воздухе, на гранях и плоской части рампы.
Bmx для верта – это прочная и тяжёлая хромолевая рама, четыре пеги, один или два тормоза.
Источник