Эммануил что значит с нами бог

Эммануил что значит с нами бог

Отец Афанасий, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос. Почему в Ветхом Завете предсказывается рождение Спасителя мира с именем Еммануил, а не Иисус? Цитировать не буду, это место из Священного Писания всем нам хорошо известно. Ведь это совершенно разные имена. В литературе и от священнослужителей ответов не добился.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

У Спасителя мира было много имен: Иисус, Бог, Господь, Сын Божий, Слово Божие, Сын Человеческий, Сын Давидов, Мессия, Христос, Помазанник, Примиритель, Спаситель, Агнец Божий, Искупитель, Новый Адам, Альфа и Омега, Первый и Последний, Царь Иудейский, Еммануил, Посредник, Ходатай, Учитель, Равви, Пастырь Добрый, Солнце Правды, Пророк из Галилеи, Галилеянин, Назорей и др. Каждое из них значимо и указывает на какую-нибудь особенность Его Богочеловеческой Личности. Имя Иисус выделяется среди перечисленных имен одной лишь особенностью: оно означало конкретную личность в Израиле со всей только ей присущей индивидуальностью. Все другие имена указывали на: Его Богочеловеческие природы (Сын Божий и Сын Человеческий), Миссию (Мессия, Христос, Помазанник), спасительный Подвиг (Примиритель, Спаситель, Агнец Божий, Искупитель) или обозначали другие грани Его служения. В пророчестве св. Исаии предсказано не собственное имя Христа, а содержится указание на важнейшее свойство Мессии: присутствие Бога в мире после Его воплощения. Еммануил в переводе с еврейского языка значит: «С нами Бог». В тексте книги пророка Исаии («се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»,7:14) не сказано, что нарекут личным именем. В этом убеждают параллельные места в ветхозаветных книгах: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6); «В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: «Господь оправдание наше!»» (Иер.33:16). Можно привести и другие мессианские имена, содержащиеся в пророчествах, которые также не являются личными (собственными) именами Христа. Например, Цемах (Отрасль): «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер.23:5); « и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, — имя Ему Отрасль, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим» (Зах.6:12-13).

Читайте также:  Что значит имя гвидон

Источник

Самые загадочные пророчества Библии: Рождение Еммануила

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила. Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».

733 год до Рождества Христова. Израильский царь Факей и сирийский правитель Рецин, с которыми Иудея отказалась вступать в союз против Ассирии, идут на Иерусалим, чтобы его разрушить (Иерусалим в то время был столицей Иудейского царства. Израильское же царство было соседним государством к северу от Иудеи. — Прим. ред.) Это сильные враги, и царь иудейский Ахаз готовится дать им отпор. Но в этот ответственный момент один из царских вельмож, Исаия, говорит ему нечто, по-видимому, совершенно неуместное: ничего не предпринимай и не волнуйся, опасность минует сама собой: «Наблюдай и будь спокоен. Не страшись, и да не унывает сердце твоё от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина. Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло… Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется» (Ис 7:4–7).

Ахаза это не убеждает. Тогда Исаия говорит: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены… проси себе знамения у Господа, Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте» (Ис 7:9,11). Но Ахаз не желает никаких знамений. Из двух вариантов — довериться слову Божию или последовать своим опасениям — он выбирает второй. И вот тогда Исаия восклицает:

Читайте также:  Что значит срок использования менее месяца

Слушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели Этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее. Книга пророка Исаии, глава 7, стихи 13–16

Бартоломе Эстебан Мурильо, «Поклонение Пастухов».

Несмотря на широкую известность, пророчество это очень загадочное, и «загадок» в нем по меньшей мере три.

Первая «загадка»

— это те цели, которые движут пророком Исаией. Ведь он обращается к иудейскому царю Ахазу не с предсказанием будущего. Он предлагает ему знáмение, призванное подтвердить подлинность прежде сказанных слов. Но что же это за знамение, если оно случится только в отдаленном будущем? Вроде бы оно призвано было убедить царя Ахаза в несостоятельности военных инициатив Факея и Рецина — но разве могло оно кого-нибудь в чем-нибудь убедить? Напомним: события, современником которых был Исаия, разворачивались во второй половине VIII века до Рождества Христова. То есть до Рождества оставалось еще 700 с лишним лет, и во времена Исаии оно никак не могло являться «знамением» чего бы то ни было!

Как это объяснить: Святитель Василий Великий обращает внимание на слова Слушайте же, дом Давидов! Ахаз отказался просить знамения у Исаии, объясняет он, поэтому знамение дает уже Сам Господь, и не Ахазу, но всему дому Давидову. Возвещая непорочное Рождество Спасителя мира, Господь показывает иудеям, по слову святителя Василия, «что для рода человеческого не возможно иначе исправление, как только чрез пришествие к людям Бога Слова».

Будущее событие — рождение Мессии в роде царя Давида — должно было «служить доказательством, удостоверением того, что и в настоящий раз дом Давидов не погибнет», — объяснял профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин. Но оно требовало от Ахаза «всей силы веры в обетования, данные их праотцу, Давиду», которой у царя, очевидно, не было, поэтому это пророчество стало знамением не для него, но для всей ветхозаветной Церкви.

Вторая «загадка»

– связана со словом «Дева». В еврейском подлиннике тут использовано слово hā‘almā, которое не обязательно переводится как «девственница», оно может означать и молодую женщину, что неоднократно подчеркивали иудейские критики христиан.

Как это объяснить: Во-первых, несмотря на многозначность этого слова, в Библии оно всё же почти всегда обозначает именно незамужнюю девицу. В этом смысле девой именуется невеста Исаака Ревекка (Быт 24:43); это слово фигурирует в тех фрагментах Книги Притчей Соломоновых (Притч 30:19), Второзакония (Втор 22:25–27) и Третьей книги Царств (3 Цар 1:3–4), где акцентируется тема невинности.

Во-вторых, семьдесят два толковника, сделавших в конце III — начале II века до Р. Х. знаменитый греческий перевод Библии по заказу египетского царя Птолемея Филадельфа, перевели еврейское hā‘almā греческим словом Παρθένος, которое уже однозначно переводится как Дева. Для Церкви, принимающей этот перевод (получивший название Септуагинта) как вдохновленный Богом, это важный аргумент.

Ну, а главное — и на это указывали многие святые отцы — сам смысл знáмения (то есть знаменательного события) теряется, если hā‘almā понимать в значении «молодая женщина». «Удивительно ли, чтобы одна из многих женщина, живущая с мужем, стала матерью отрока?» — восклицает Василий Великий. Ему вторит Иоанн Златоуст: «Если бы это была не дева, то не было бы и знамения. Знамение должно… превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным… Если бы шла речь о жене, рождающей по закону природы, то для чего пророк назвал бы знамением то, что бывает ежедневно?»

Третья «загадка»

— это имя Младенца. Пророк называет Его Еммануилом — но тогда при чем тут Иисус из Назарета?

Как это объяснить: «Еммануил» по-еврейски значит «с нами Бог», и это очень точно описывает то, что случилось в момент рождения Господа Иисуса: Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин 1:14). Бог пришел на землю и жил с нами. Таким образом, объясняет архимандрит Иов (Гумеров), в пророчестве Исаии предсказано не собственное имя Спасителя, а нечто гораздо более существенное — то, что Спасителем станет Сам Бог, Который воплотится и будет присутствовать в мире среди людей.

Он будет и Бог, и человек — но человек обóженный, с самого рождения избравший доброе и отвергший злое. Именно так все святые отцы объясняют не вполне ясные в русском переводе слова пророчества Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе (Ис. 7:15).

Чем важно это пророчество: Этот фрагмент из книги пророка Исаии — один из самых известных и важных в Библии. Ведь речь в нем идет не только о Рождестве Иисуса Христа от Пречистой Девы Марии, но и о том, что Христос будет одновременно и человеком, и Богом.

Где еще можно услышать слова пророчества: Пророчество о рождении Еммануила от Девы цитируется в Евангелии от Матфея: эти слова слышит во сне от Ангела праведный Иосиф, обрученный с Пресвятой Богородицей, и убеждается в непорочном зачатии Младенца (Мф 1:22, 23). Кроме того, оно входит в состав чтений из Ветхого Завета (паремий), которые звучат в храме в день накануне Рождества Христова (на службе шестого часа) и в сам праздник Рождества (на вечерне). Также этот фрагмент книги пророка Исаии читают в пятницу второй седмицы Великого поста на службе шестого часа.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева

Источник

Эммануил

Эммануи́л (евр. – с нами Бог) – 1) Одно из про­ро­че­ских имён Гос­пода Иисуса Христа, объ­яс­ня­ю­щее в общих чертах смысл соше­ствия в мир и воче­ло­ве­чи­ва­ния Сына Божия, бук­вально озна­ча­ю­щее: «С нами Бог»; 2) ико­но­гра­фи­че­ский образ Гос­пода Иисуса Христа, пред­став­ля­ю­щий Его в воз­расте Отрока, отме­чен­ного печа­тью вла­ды­че­ства, совер­шен­ства и духов­ной зре­ло­сти.

Про­ро­че­ское имя бого­че­ло­века Иисуса Христа Эмма­нуил, упо­треб­лено в про­ро­че­стве Исаии: «…се, Дева во чреве при­и­мет и родит Сына, и наре­кут имя Ему: Эмма­нуил» ( Ис.7:14 ). В после­ду­ю­щей главе Исаия гово­рит и о других про­ро­че­ских именах Спа­си­теля «и наре­кут Имя Ему: Чудный, Совет­ник, Бог Креп­кий, Отец веч­но­сти, Князь мира» ( Ис.9:6 ). Как имя Эмма­нуил, так и другие имена, данные здесь Мла­денцу, не явля­ются, конечно, соб­ствен­ными, а ука­зы­вают на свой­ства Его Боже­ствен­ной при­роды.

Мес­си­ан­ское при­ло­же­ние этого про­ро­че­ства даётся в Еван­ге­лии Матфея ( Мф.1:20-23 ).

Эмма­ну­и­лом име­ну­ется также ико­но­гра­фи­че­ский тип, пред­став­ля­ю­щий Христа-отрока; исполь­зу­ется, как пра­вило, в ком­по­зи­циях на тему вопло­ще­ния: «Бого­ма­терь Зна­ме­ние», «Собор архан­ге­лов» и др., а также в слож­ных сим­во­ли­че­ских ком­по­зи­циях, в кото­рых при­сут­ствует тема пред­веч­ного суще­ство­ва­ния Христа и покло­не­ния Жертве.

Почему утвер­жда­ется, что имя «Емма­нуил» явля­ется именем Иску­пи­теля, если Его с мла­ден­че­ства звали Иису­сом?

Имя Иисус было дано Богом­ла­денцу в соот­вест­вии с Боже­ствен­ным воле­изъ­яв­ле­нием, озву­чен­ном анге­лом Деве Марии ( Лк.1:31 ), а затем Иосифу ( Мф.1:21 ). Оно ука­зы­вало на Него как на Спа­си­теля ( Мф.1:21 ). Это имя явля­лось и явля­ется соб­ствен­ным именем Мессии.

В свою оче­редь имя «Емма­нуил», как имя гря­ду­щего Мессии, было озву­чено вет­хо­за­вет­ным про­ро­ком Исаией задолго до вопло­ще­ния Сына Божьего, в про­ро­че­стве о Рож­де­стве Христа от Девы: «се, Дева во чреве при­и­мет и родит Сына, и наре­кут имя Ему: Емма­нуил» ( Ис.7:14 ). Это имя, по своему внут­рен­нему зна­че­нию («с нами Бог») ука­зы­вало на Боже­ствен­ное досто­ин­ство Христа.

В каче­стве имени Божия оно упо­треб­лено в Книге про­рока Исаии, где гово­рится о земле Емма­ну­ила ( Ис.8:8 )). Стало быть, и в пра­во­слав­ной бого­слов­ской лите­ра­туре, и в пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии это имя упо­треб­ля­ется по праву.

В чём состоит зна­чи­мость утвер­жде­ния в Пра­во­слав­ной Церкви ико­но­гра­фи­че­ского образа Спас Емма­нуил?

В первую оче­редь ико­но­гра­фи­че­ский образ Спас Эмма­нуил соот­но­сится с про­ро­че­ством Исаии: «се, Дева во чреве при­и­мет и родит Сына, и наре­кут Ему имя: Емма­нуил» ( Ис.7:14 ).

На рубеже Вет­хого и Нового Заве­тов это про­ро­че­ство было при­ве­дено Анге­лом Иосифу: «родит же Сына, и наре­чешь Ему имя Иисус… А все сие про­изо­шло, да сбу­дется речен­ное Гос­по­дом через про­рока, кото­рый гово­рит: се, Дева во чреве при­и­мет и родит Сына, и наре­кут имя Ему Емма­нуил, что значит: с нами Бог» ( Мф.1:21-23 ).

Стало быть, в этой связи образ Спаса Эмма­ну­ила опро­вер­гает мнение не уве­ро­вав­ших иудеев и под­твер­ждает, что Глава Церкви, Гос­подь Иисус Хри­стос, — Тот Самый Мессия, о При­ше­ствии Кото­рого Бог сооб­щал на про­тя­же­нии всего Вет­хо­за­вет­ного пери­ода.

Помимо этого образ Емма­ну­ила под­чер­ки­вает реаль­ность соеди­не­ния во Христе двух природ: Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской. С одной сто­роны, икона под­твер­ждает, что Хри­стос, будучи Мла­ден­цем, был вместе с тем и Истин­ным Богом, Царем Неба и земли. В этом отно­ше­нии икона раз­об­ла­чает ересь Несто­рия, осуж­ден­ного на III Все­лен­ском Соборе, утвер­ждав­шего, что Дева Мария не есть Бого­ро­дица, ибо Она родила не Бога, а обык­но­вен­ного чело­века, с кото­рым Сын Божий соеди­нился посред­ством бла­го­дат­ной духовно-нрав­ствен­ной связи.

С другой сто­роны, образ Емма­ну­ила вос­про­из­во­дит истину о реаль­но­сти воче­ло­ве­чи­ва­ния Сына Божия, опро­вер­гая ересь доке­тов, силив­шихся дока­зать, что Сын Божий в дей­стви­тель­но­сти не был Чело­ве­ком, а лишь при­зрачно пред­ста­вал перед людьми в чело­ве­че­ском облике. Икона ясно пока­зы­вает, что Хри­стос жил и взрос­лел как дей­стви­тель­ный Чело­век.

Источник

Оцените статью