- Эммануил что значит с нами бог
- Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
- Самые загадочные пророчества Библии: Рождение Еммануила
- Первая «загадка»
- Вторая «загадка»
- Третья «загадка»
- Эммануил
- Почему утверждается, что имя «Еммануил» является именем Искупителя, если Его с младенчества звали Иисусом?
- В чём состоит значимость утверждения в Православной Церкви иконографического образа Спас Еммануил?
Эммануил что значит с нами бог
Отец Афанасий, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос. Почему в Ветхом Завете предсказывается рождение Спасителя мира с именем Еммануил, а не Иисус? Цитировать не буду, это место из Священного Писания всем нам хорошо известно. Ведь это совершенно разные имена. В литературе и от священнослужителей ответов не добился.
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
У Спасителя мира было много имен: Иисус, Бог, Господь, Сын Божий, Слово Божие, Сын Человеческий, Сын Давидов, Мессия, Христос, Помазанник, Примиритель, Спаситель, Агнец Божий, Искупитель, Новый Адам, Альфа и Омега, Первый и Последний, Царь Иудейский, Еммануил, Посредник, Ходатай, Учитель, Равви, Пастырь Добрый, Солнце Правды, Пророк из Галилеи, Галилеянин, Назорей и др. Каждое из них значимо и указывает на какую-нибудь особенность Его Богочеловеческой Личности. Имя Иисус выделяется среди перечисленных имен одной лишь особенностью: оно означало конкретную личность в Израиле со всей только ей присущей индивидуальностью. Все другие имена указывали на: Его Богочеловеческие природы (Сын Божий и Сын Человеческий), Миссию (Мессия, Христос, Помазанник), спасительный Подвиг (Примиритель, Спаситель, Агнец Божий, Искупитель) или обозначали другие грани Его служения. В пророчестве св. Исаии предсказано не собственное имя Христа, а содержится указание на важнейшее свойство Мессии: присутствие Бога в мире после Его воплощения. Еммануил в переводе с еврейского языка значит: «С нами Бог». В тексте книги пророка Исаии («се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»,7:14) не сказано, что нарекут личным именем. В этом убеждают параллельные места в ветхозаветных книгах: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6); «В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: «Господь оправдание наше!»» (Иер.33:16). Можно привести и другие мессианские имена, содержащиеся в пророчествах, которые также не являются личными (собственными) именами Христа. Например, Цемах (Отрасль): «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер.23:5); « и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, — имя Ему Отрасль, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим» (Зах.6:12-13).
Источник
Самые загадочные пророчества Библии: Рождение Еммануила
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила. Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».
733 год до Рождества Христова. Израильский царь Факей и сирийский правитель Рецин, с которыми Иудея отказалась вступать в союз против Ассирии, идут на Иерусалим, чтобы его разрушить (Иерусалим в то время был столицей Иудейского царства. Израильское же царство было соседним государством к северу от Иудеи. — Прим. ред.) Это сильные враги, и царь иудейский Ахаз готовится дать им отпор. Но в этот ответственный момент один из царских вельмож, Исаия, говорит ему нечто, по-видимому, совершенно неуместное: ничего не предпринимай и не волнуйся, опасность минует сама собой: «Наблюдай и будь спокоен. Не страшись, и да не унывает сердце твоё от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина. Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло… Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется» (Ис 7:4–7).
Ахаза это не убеждает. Тогда Исаия говорит: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены… проси себе знамения у Господа, Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте» (Ис 7:9,11). Но Ахаз не желает никаких знамений. Из двух вариантов — довериться слову Божию или последовать своим опасениям — он выбирает второй. И вот тогда Исаия восклицает:
Слушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели Этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее. Книга пророка Исаии, глава 7, стихи 13–16
Бартоломе Эстебан Мурильо, «Поклонение Пастухов».
Несмотря на широкую известность, пророчество это очень загадочное, и «загадок» в нем по меньшей мере три.
Первая «загадка»
— это те цели, которые движут пророком Исаией. Ведь он обращается к иудейскому царю Ахазу не с предсказанием будущего. Он предлагает ему знáмение, призванное подтвердить подлинность прежде сказанных слов. Но что же это за знамение, если оно случится только в отдаленном будущем? Вроде бы оно призвано было убедить царя Ахаза в несостоятельности военных инициатив Факея и Рецина — но разве могло оно кого-нибудь в чем-нибудь убедить? Напомним: события, современником которых был Исаия, разворачивались во второй половине VIII века до Рождества Христова. То есть до Рождества оставалось еще 700 с лишним лет, и во времена Исаии оно никак не могло являться «знамением» чего бы то ни было!
Как это объяснить: Святитель Василий Великий обращает внимание на слова Слушайте же, дом Давидов! Ахаз отказался просить знамения у Исаии, объясняет он, поэтому знамение дает уже Сам Господь, и не Ахазу, но всему дому Давидову. Возвещая непорочное Рождество Спасителя мира, Господь показывает иудеям, по слову святителя Василия, «что для рода человеческого не возможно иначе исправление, как только чрез пришествие к людям Бога Слова».
Будущее событие — рождение Мессии в роде царя Давида — должно было «служить доказательством, удостоверением того, что и в настоящий раз дом Давидов не погибнет», — объяснял профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин. Но оно требовало от Ахаза «всей силы веры в обетования, данные их праотцу, Давиду», которой у царя, очевидно, не было, поэтому это пророчество стало знамением не для него, но для всей ветхозаветной Церкви.
Вторая «загадка»
– связана со словом «Дева». В еврейском подлиннике тут использовано слово hā‘almā, которое не обязательно переводится как «девственница», оно может означать и молодую женщину, что неоднократно подчеркивали иудейские критики христиан.
Как это объяснить: Во-первых, несмотря на многозначность этого слова, в Библии оно всё же почти всегда обозначает именно незамужнюю девицу. В этом смысле девой именуется невеста Исаака Ревекка (Быт 24:43); это слово фигурирует в тех фрагментах Книги Притчей Соломоновых (Притч 30:19), Второзакония (Втор 22:25–27) и Третьей книги Царств (3 Цар 1:3–4), где акцентируется тема невинности.
Во-вторых, семьдесят два толковника, сделавших в конце III — начале II века до Р. Х. знаменитый греческий перевод Библии по заказу египетского царя Птолемея Филадельфа, перевели еврейское hā‘almā греческим словом Παρθένος, которое уже однозначно переводится как Дева. Для Церкви, принимающей этот перевод (получивший название Септуагинта) как вдохновленный Богом, это важный аргумент.
Ну, а главное — и на это указывали многие святые отцы — сам смысл знáмения (то есть знаменательного события) теряется, если hā‘almā понимать в значении «молодая женщина». «Удивительно ли, чтобы одна из многих женщина, живущая с мужем, стала матерью отрока?» — восклицает Василий Великий. Ему вторит Иоанн Златоуст: «Если бы это была не дева, то не было бы и знамения. Знамение должно… превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным… Если бы шла речь о жене, рождающей по закону природы, то для чего пророк назвал бы знамением то, что бывает ежедневно?»
Третья «загадка»
— это имя Младенца. Пророк называет Его Еммануилом — но тогда при чем тут Иисус из Назарета?
Как это объяснить: «Еммануил» по-еврейски значит «с нами Бог», и это очень точно описывает то, что случилось в момент рождения Господа Иисуса: Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин 1:14). Бог пришел на землю и жил с нами. Таким образом, объясняет архимандрит Иов (Гумеров), в пророчестве Исаии предсказано не собственное имя Спасителя, а нечто гораздо более существенное — то, что Спасителем станет Сам Бог, Который воплотится и будет присутствовать в мире среди людей.
Он будет и Бог, и человек — но человек обóженный, с самого рождения избравший доброе и отвергший злое. Именно так все святые отцы объясняют не вполне ясные в русском переводе слова пророчества Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе (Ис. 7:15).
Чем важно это пророчество: Этот фрагмент из книги пророка Исаии — один из самых известных и важных в Библии. Ведь речь в нем идет не только о Рождестве Иисуса Христа от Пречистой Девы Марии, но и о том, что Христос будет одновременно и человеком, и Богом.
Где еще можно услышать слова пророчества: Пророчество о рождении Еммануила от Девы цитируется в Евангелии от Матфея: эти слова слышит во сне от Ангела праведный Иосиф, обрученный с Пресвятой Богородицей, и убеждается в непорочном зачатии Младенца (Мф 1:22, 23). Кроме того, оно входит в состав чтений из Ветхого Завета (паремий), которые звучат в храме в день накануне Рождества Христова (на службе шестого часа) и в сам праздник Рождества (на вечерне). Также этот фрагмент книги пророка Исаии читают в пятницу второй седмицы Великого поста на службе шестого часа.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева
Источник
Эммануил
Эммануи́л (евр. – с нами Бог) – 1) Одно из пророческих имён Господа Иисуса Христа, объясняющее в общих чертах смысл сошествия в мир и вочеловечивания Сына Божия, буквально означающее: «С нами Бог»; 2) иконографический образ Господа Иисуса Христа, представляющий Его в возрасте Отрока, отмеченного печатью владычества, совершенства и духовной зрелости.
Пророческое имя богочеловека Иисуса Христа Эммануил, употреблено в пророчестве Исаии: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» ( Ис.7:14 ). В последующей главе Исаия говорит и о других пророческих именах Спасителя «и нарекут Имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9:6 ). Как имя Эммануил, так и другие имена, данные здесь Младенцу, не являются, конечно, собственными, а указывают на свойства Его Божественной природы.
Мессианское приложение этого пророчества даётся в Евангелии Матфея ( Мф.1:20-23 ).
Эммануилом именуется также иконографический тип, представляющий Христа-отрока; используется, как правило, в композициях на тему воплощения: «Богоматерь Знамение», «Собор архангелов» и др., а также в сложных символических композициях, в которых присутствует тема предвечного существования Христа и поклонения Жертве.
Почему утверждается, что имя «Еммануил» является именем Искупителя, если Его с младенчества звали Иисусом?
Имя Иисус было дано Богомладенцу в соотвествии с Божественным волеизъявлением, озвученном ангелом Деве Марии ( Лк.1:31 ), а затем Иосифу ( Мф.1:21 ). Оно указывало на Него как на Спасителя ( Мф.1:21 ). Это имя являлось и является собственным именем Мессии.
В свою очередь имя «Еммануил», как имя грядущего Мессии, было озвучено ветхозаветным пророком Исаией задолго до воплощения Сына Божьего, в пророчестве о Рождестве Христа от Девы: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ). Это имя, по своему внутреннему значению («с нами Бог») указывало на Божественное достоинство Христа.
В качестве имени Божия оно употреблено в Книге пророка Исаии, где говорится о земле Еммануила ( Ис.8:8 )). Стало быть, и в православной богословской литературе, и в православной иконографии это имя употребляется по праву.
В чём состоит значимость утверждения в Православной Церкви иконографического образа Спас Еммануил?
В первую очередь иконографический образ Спас Эммануил соотносится с пророчеством Исаии: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил» ( Ис.7:14 ).
На рубеже Ветхого и Нового Заветов это пророчество было приведено Ангелом Иосифу: «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус… А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф.1:21-23 ).
Стало быть, в этой связи образ Спаса Эммануила опровергает мнение не уверовавших иудеев и подтверждает, что Глава Церкви, Господь Иисус Христос, — Тот Самый Мессия, о Пришествии Которого Бог сообщал на протяжении всего Ветхозаветного периода.
Помимо этого образ Еммануила подчеркивает реальность соединения во Христе двух природ: Божественной и человеческой. С одной стороны, икона подтверждает, что Христос, будучи Младенцем, был вместе с тем и Истинным Богом, Царем Неба и земли. В этом отношении икона разоблачает ересь Нестория, осужденного на III Вселенском Соборе, утверждавшего, что Дева Мария не есть Богородица, ибо Она родила не Бога, а обыкновенного человека, с которым Сын Божий соединился посредством благодатной духовно-нравственной связи.
С другой стороны, образ Еммануила воспроизводит истину о реальности вочеловечивания Сына Божия, опровергая ересь докетов, силившихся доказать, что Сын Божий в действительности не был Человеком, а лишь призрачно представал перед людьми в человеческом облике. Икона ясно показывает, что Христос жил и взрослел как действительный Человек.
Источник