- Дискаунтеры — что это такое? Магазины-дискаунтеры: обзор, плюсы и минусы, отзывы
- Дискаунтер — что это?
- Устройство магазина
- Особенности формата
- Преимущества формата
- Обувные дискаунтеры в России
- Ритейлеры электроники
- Ассортимент дискаунтеров
- Акции, скидки и распродажи
- Небольшая справка
- Самые популярные дискаунтеры
- Отзывы покупателей
- Дискаунтер как маркетинговая уловка: в чем секрет этого формата
Дискаунтеры — что это такое? Магазины-дискаунтеры: обзор, плюсы и минусы, отзывы
Многих отечественных покупателей интересует вопрос о том, что это — дискаунтеры. Это особый магазин, принцип работы которого основан на самообслуживании. Покупателям предлагаются товары первой необходимости и различные продукты по минимальным ценам. В дискаунтерах применяется торговая надбавка не более 15%.
Дискаунтер — что это?
Представленные на прилавках товары в магазинах-дискаунтерах не хуже товаров других магазинов. Однако данный формат магазина направлен на максимальное снижение издержек. Поэтому оплата труда обслуживающего персонала невысокая, и магазин не предъявляет разнообразие требований к квалификации персонала. В дискаунтере товары реализуются такие, которые не требуют специальных способностей персонала при их продаже: взвешивания, фасовки, консультации, штрих-кодирования и т. п.
За счет невысокой оплаты труда низкоквалифицированных сотрудников и небольшого количества высокооплачиваемых менеджеров в центральном офисе, возможно максимальное сокращение издержек магазина. Также в таких магазинах минимальные расходы на обслуживание и невысокое качество оборудования. Интерьер подобных магазинов выполнен очень просто и экономично. Осуществляя закупку большой партии товара, магазин может реализовать ее в течение 2 или 3 дней. Это связано с быстрым товарооборотом и большим спросом на представленную продукцию.
Устройство магазина
Для того чтобы понять, что такое магазин-дискаунтер, необходимо знать принципы его устройства и организации. Цены магазина-дискаунтера максимально приближены к оптовым, поэтому являются привлекательными для конечных потребителей. Не каждый магазин, который позиционирует себя дискаунтером, является на самом деле таким.
Дискаунтеры представляют собой сеть соответствующих магазинов, что предоставляет возможность нескольким магазинам осуществлять обмен партиями товаров. В рамках одной сети происходит перераспределение товаров в соответствии с потребностями покупателей. Ассортимент магазина включает в себя несколько сотен товаров, которые являются самыми востребованными. Поэтому ассортимент подобных магазинов можно назвать универсальным.
Особенности формата
Отвечая на вопрос о том, что это — дискаунтеры, необходимо знать основные особенности формата магазина. Дискаунтеры пользуются широким спросом среди населения с невысоким доходом. Как правило, подобные магазины обладают площадью от 500 до 1500 квадратных метров с ограниченным ассортиментом товаров. Дизайн и оформление таких торговых точек максимально упрощены. Дискаунтеры строятся в больших жилых и спальных районах, чтобы людям было удобно добираться до магазина без автомобиля. Некоторые дискаунтеры рассчитаны на автовладельцев.
Как правило, такие магазины расположены на пересечении крупных автотрасс в черте города. Это могут быть магазины электроники, продуктовые дискаунтеры. Торговые сети стараются развиваться в направлении мультиформатности. В качестве примера можно привести компанию «Ашан», которая активно развивает сеть дискаунтеров «Атак» и гипермаркетов «Ашан». Компания «Седьмой континент» ориентирована на развитие магазинов трех форматов: супермаркеты, магазины у дома и гипермаркеты. Сеть «Дикси» была ориентирована на развитие дискаунтеров, но сейчас открывает магазины в шаговой доступности и гипермаркеты. Сеть магазинов «Магнит» направила усилия на открытие гипермаркетов и супермаркетов. Приведенные примеры позволяют ответить на вопрос потенциальных покупателей о том, что такое магазин-дискаунтер.
Преимущества формата
У владельцев дискаунтеров существуют большие шансы выйти в лидеры, поскольку многие из тех, кто занят в торговой сфере, испытывают серьезные затруднения в условиях экономического кризиса.
Многие специалисты отмечают, что данный формат магазинов отличается высокой конкурентоспособностью и тенденцией к росту. Поэтому к дискаунтерам значительно возрос интерес в последнее время. Несмотря на минимальный перечень товаров и услуг, покупатели отдают предпочтение подобным магазинам по причине низких цен. Для подобных магазинов характерен упрощенный мерчендайзинг и гибкая финансовая политика.
Обувные дискаунтеры в России
Широкую популярность на отечественном рынке завоевали обувные магазины-дискаунтеры. Среди них можно выделить следующие:
Представленные магазины являются крупными торговыми сетями федерального уровня. Магазины регулярно проводят сезонные распродажи, акции. Дискаунтер также может применять особую гибкую систему скидок для покупателей. Особый способ выкладки товара, позволяющий создать впечатление большого ассортимента, и низкие цены являются основными факторами, благодаря которым проходимость в магазинах всегда высокая. Отзывы многих клиентов утверждают, что в подобных обувных центрах можно купить лишь однотипную обувь, а преобладающий цвет — черный. Однако черный цвет является самым ходовым, поэтому позволяет снизить издержки дискаунтера.
Некоторые владельцы дискаунтеров заключают эксклюзивные контракты на поставку товаров, позволяющих реализовывать товары по ценам ниже среднерыночных. В свою очередь, это положительно влияет на динамику продаж и конкурентоспособность. Крупнейшие компании-производители, которые намерены избавиться от остатков товаров, осуществляют поставки магазинам-дискаунтерам по низким ценам. Поэтому покупатели могут приобрести и товары средней ценовой категории. Также клиенты могут приобрести продукцию от известных производителей на самых выгодных условиях.
Ритейлеры электроники
Широкую популярность среди отечественных покупателей завоевали дискаунтеры электроники и техники. В качестве примера можно привести одну из крупнейших сетей данного формата — TechnoPoint. Данный ритейлер прочно укрепил собственные позиции в данном сегменте рынка. Компания продает товары по низким ценам за счет минимизации издержек на аренду торговых залов, сервисную и предпродажную подготовку. Непрерывный поток покупателей обеспечивает полная автоматизация процесса продажи, а также оперативная выдача товаров. Беспрепятственный обмен товарами и эффективная ценовая политики положительно влияют на популярность и репутацию компании.
Ассортимент дискаунтеров
Львиная доля представленной продукции импортируется из Китая. Однако некоторые магазины реализуют подобную продукцию под собственными торговыми марками. В дискаунтерах также можно купить и качественные товары, представленные отечественными и европейскими производителями. Формирование ассортимента происходит на базе проведенной статистики продаж. В связи с этим в дискаунтерах можно найти множество модных и популярных моделей, пользующихся стабильным спросом среди покупателей.
Акции, скидки и распродажи
По проводимой торговой политике, все дискаунтеры можно классифицировать на следующие типы:
Жесткие дискаунтеры не применяют гибкую систему скидок и не проводят сезонные акции и распродажи. Для мягкого типа характерно применение систематического проведения распродаж и всевозможных акций.
Менталитет отечественных покупателей сформирован таким образом, что реагирует именно на наличие распродаж и различных скидок. Использование мягкой торговой политики позволяет увеличить покупательскую активность. Акции, подарки и большие скидки в дискаунтере вызывают большой интерес у потенциальных покупателей, поэтому трафик в дискаунтерах постоянно растет.
Небольшая справка
Первые магазины-дискаунтеры появились в Германии в конце 1950-х годов. Широкое развитие магазинов подобного формата привело к тому, что половина товарооборота в этой стране приходится именно на дискаунтеры. Данный формат привлекает даже тех покупателей, которые предпочитают совершать покупки в брендовых магазинах. Это привело к формированию феномена потребителя нового типа, которого назвали smart shopper (хитрый покупатель). Данное определение подразумевает, что покупатель приобретает не только товары, относящиеся к категории люкс, но и совершает экономичные покупки. Благодаря увеличению количества таких покупателей, наблюдается рост продаж в дискаунтерах.
Самые популярные дискаунтеры
Большую популярность дискаунтеры приобрели в развивающихся странах: Мексике, Китае, Бразилии и Индии. Отечественные магазины успешно конкурируют с зарубежными аналогами и выходят на международные рынки сбыта. Среди них можно выделить следующие дискаунтеры, которые являются лидерами рынка по посещаемости и обороту торговли.
- Wildberries.ru. Это дискаунтер одежды и обуви, завоевавший доверие миллионов покупателей и генерирующий более 500 млн долларов выручки в год. На данной интернет-площадке представлено более 100 тыс. товарных позиций от различных брендов. Магазин предлагает покупателям на регулярной основе скидки, распродажи и акции.
- Emex.ru. Данная площадка позволяет осуществлять поиск автозапчастей и различных аксессуаров среди предложений множества поставщиков. Интернет-магазин посещают ежедневно порядка 40 тыс покупателей.
- E96.ru. Представляет собой одну из самых быстроразвивающихся компаний, которая реализует порядка 140 тыс. торговых позиций бытовой техники.
- Techport.ru. Данная компания предлагает клиентам 150 тыс. наименований товаров от 600 производителей, которые завоевали популярность во всем мире. Сеть представлена во всех городах-миллионниках России и имеет собственные пункты выдачи товаров.
- KupiVIP.ru. Дискаунтер завоевал доверие покупателей благодаря выгодным предложениям товарных позиций. Магазин предлагает модные коллекции одежды и аксессуаров. Данная интернет-площадка наладила прямые поставки из Нью-Йорка и Калифорнии.
- Lamoda.ru. На данной интернет-площадке покупатели могут выбрать одежду и обувь премиальных брендов. Клиентам предлагаются ежедневные распродажи и акции, которые обеспечивают стимулирование спроса.
- Wikimart.ru. Представляет собой торговую площадку, на которой происходит реализация аксессуаров, потребительской электроники и других товаров. Создатели осуществляют строгий контроль работы своих партнеров. Интернет-площадка является постоянным участником глобальных распродаж.
- Дискаунтер «Адидас». Магазин предлагает клиентам широкий ассортимент и хорошие скидки. Данный бренд завоевал доверие у многих покупателей, поскольку спортивные товары марки «Адидас» отличаются высоким качеством.
Отзывы покупателей
Положительные отзывы отмечают большой ассортимент товаров и большие торговые площади магазинов-дискаунтеров. Многие клиенты говорят о том, что не существует идеальных продуктовых магазинов. Большинство клиентов отмечают, что, несмотря на экономию на персонале, в магазинах всегда чисто и отсутствует неприятный запах. Сотрудники дискаунтеров осуществляют строгий контроль за сроками годности. Негативные отзывы о дискаунтерах рассказывают о том, что ассортимент подобных магазинов достаточно однообразен и узок.
В подобных магазинах редко появляются новинки, а полюбившиеся товары могут в одночасье исчезнуть ввиду низкого спроса на них. Отечественные покупатели отмечают, что в дискаунтерах постоянно проводятся различные акции, что позволяет выгодно приобрести необходимые товары. Грамотный маркетинг и возможность сэкономить денежные средства являются основными преимуществами, которые выделяют покупатели таких магазинов. Данная статья предоставляет полную информацию о том, что это — дискаунтеры, и об особенностях формата подобных магазинов.
Источник
Дискаунтер как маркетинговая уловка: в чем секрет этого формата
Слово «дискаунтер» все чаще встречается нам в обозначениях торговых точек, прессе и звучит из уст топ-менеджеров крупнейших ритейлеров. На сегодняшний день этот формат магазинов считается одним из самых перспективных в России: сети уже существующих игроков в этом сегменте растут как на дрожжах. В формат дискаунтеров устремилась и троица лидеров российского ритейла. Сначала «Магнит», затем X5 Retail Group, а недавно и «Лента», начали открывать свои магазины низких цен. Условно низких.
Что такое дискаунтер? Многие ассоциируют его с магазином для самых малоимущих и даже нищих слоев населения, но это заблуждение. Если обратиться к классической европейской модели, то дискаунтер — это магазин с широким и стабильным ассортиментом товаров по ценам ниже среднерыночных.
Достигается это за счет сокращения всевозможных услуг «вокруг товаров»: промо-кампаний, красивых выкладок, дорогого торгового оборудования и ряда других элементов, создающих вокруг того или иного товара антураж, который всегда оплачивается из кармана потребителя.
В России принято считать дискаунтерами сети вроде «Светофора» или «Доброцена», а также разного рода локальных игроков. Например, в Петербурге, таковым называют универсам «Народный»(на проспекте Косыгина и улице Хошимина). Но это не совсем верно. По сути, это не классические дискаунтеры, а «сборная солянка» из всего того, что не продается в других каналах сбыта. Ассортимент там крайне нестабилен, поскольку постоянно появляются новые поставщики, большинство из которых работает по принципу «где-то что-то за бесценок урвали, надо быстро сбыть куда угодно». Поэтому надолго мало кто задерживается, если не считать федеральных производителей, которые есть везде.
Грамотного покупателя, обращающего хоть какое-то внимание на качество товара, такая ротация должна заставить задуматься. Но в России покупатель, увы, по большей части неграмотный, думать особо не хочет. Поэтому и кормят его, как бы это помягче сказать, не самой лучшей едой.
Если более пристально изучить ассортимент и цены работающих сегодня в России дискаунтеров, включая уже открытые магазины от сети «Магнит» («Моя цена») и X5 Retail Group («Чижик»), то можно сделать несколько интересных наблюдений. В случаях этих ритейлеров, из ассортимента исключены продукты с высокой ценой (сегмента эконом+, премиум), а оставлены те, которые имеют низкую цену, и продукция под собственными торговыми марками. Нюанс в том, что значительная часть ассортимента из этих дискаунтеров (по крайней мере, на текущий момент) представлена и в классических магазинах этих ритейлеров. Только там она «размыта» в многообразии других товаров по разным ценам.
Получается, что нынешние дискаунтеры крупных федеральных игроков — это базовый ассортимент от федеральных поставщиков + собственные торговые марки + небольшая доля недорогих товаров от небольших производителей. Федеральные поставщики всегда дают значительные скидки: их продукция и в обычных магазинах регулярно продается с дисконтом в 40-60%, поэтому давать аналогичные скидки для формата дискаунтеров федералам труда не составляет. Продукция под СТМ сетей и продукция небольших производителей продается в дискаунтерах, как правило, по тем же ценам, что и в их обычных магазинах. Никаких по-настоящему сниженных цен на одни и те же товары почти нет.
То есть, весь фокус лишь в позиционировании. Тот самый максимально аскетичный интерьер дискаунтеров — это не столько желание сэкономить, сколько «картинка» перед глазами покупателя, которая должна создать ощущение крайне простого и недорогого магазина.
Если взять дискаунтеры типа «Маяка» или того же «Светофора», то на продукцию крупных федеральных поставщиков там точно такие же цены, как и в какой-нибудь «Пятерочке», где они продаются по акции. А очень дешевые продукты от малоизвестных производителей стоят так вовсе не из-за того, что выложены на паллетах и полутемном торговом зале с минимумом персонала. Они везде бы стоили так. Только на полки других магазинов по тем или иным причинам пробиться не могут, вот и вынуждены перебиваться периодическим сотрудничеством с сетями, которые берут дешево и нестабильно, но много. О качестве такой продукции, думаю, говорить не стоит.
Таким образом, современные российские дискаунтеры пока далеки от правильной (если ориентироваться на страны Европы) модели этого торгового формата. Игроки рынка пока преуспели лишь в создании красивой иллюзии в головах самой легко вводимой в заблуждение категории покупателей, которые редко умеют работать с информацией (сравнивать цены, находить данные о производителях) и которым вполне хватает соответствующего позиционирования торговых точек, чтобы верить в низкие цены и возможность экономить.
Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и узнавайте ещё больше!
Источник