Эль капитан что это значит

Гора Эль-Капитан — неприступная вершина Калифорнии

Гора Эль-Капитан — одна из самых популярных возвышенностей Калифорнии, которая знаменита не только своим необычным рельефом, но и необыкновенно сложными маршрутами для поклонников скалолазания. Кроме того, она возвышается над пересеченной местностью Йосемитского национального парка — одной из красивейших природных зон в мире с невероятными гигантскими секвойями, живописными водопадами и панорамными видами.

Высота и другие особенности горы Эль-Капитан

Гора Эль-Капитан представляет собой вертикальное скальное образование в Йосемитском нацпарке. Высота отвесного гранитного монолита составляет около 914 м от основания до вершины по высочайшему склону горы, а потому является довольно популярной в сообществе любителей скалолазания.

Эль-Капитан состоит почти полностью из гранита: крупнозернистого и образовавшегося примерно 100 миллионов лет назад. Помимо горы Эль-Капитан, этот гранит является основой большинства пород и горных образований в западных частях долины Йосемити. Отдельные вторжения из вулканических пород образуют самые верхние части горы. Магматическая порода диорит присутствует в виде темных прожилок.

Наряду с большинством других скальных образований долины Йосемити, Эль-Капитан был образован действием ледников. В Сьерра-Неваде происходило несколько периодов оледенения, но считается, что большая часть существующего ныне ландшафта сформировалась в период примерно от 1,3 миллиона лет назад до 1 миллиона лет назад.

Читайте также:  Российская федерация это республика что это значит

Гранит, из которого состоит Эль-Капитан, довольно плотный и характеризуется малым числом стыков пород. В результате лед не разрушил поверхность горы так же сильно, как другие скалы поблизости. Тем не менее, как и в случае с большинством скальных пород, характерных для Йосемити, гранит Эль-Капитан находится под огромным внутренним давлением. Оно вызвано сжатием, возникшим еще до эрозии, которая вывела его на поверхность. Эти силы способствуют формированию отдельных гранитных блоков, медленно отступающих с течением времени от основного монолита.

История названия

Пик был назван Эль-Капитан батальоном Марипоса в 1851 году, когда он захватывал долину Йосемити, уничтожая коренных жителей и осваивая новые территории. На испанском название горы звучит как El Capitán, на английском — The Captain, или The Chief. El capitan в переводе означает «капитан», «начальник». Оно было выбрано, как свободный испанский перевод местного названия горы, которое использовали живущие здесь коренные американцы.

До наших дней точное название горы, данное индейскими племенами, не дошло. Среди наиболее вероятных используются варианты произношения индейцев, говоривших на мивокском языке: To-to-kon oo-lah, или To-tock-ah-noo-lah. Неясно, относится ли этот топоним коренных американцев к определенному вождю племени или же просто означает «вождь», или «вождь скалы». А некоторые, наоборот, переводят название, как «червяк». Местные жители и скалолазы сегодня часто называют гору сокращенно: просто El Cap.

Где находится один из самых знаменитых пиков Йосемити

Гора Эль-Капитан расположена в восточно-центральной части штата Калифорния в США. Она находится на северной стороне Йосемитской долины и недалеко от ее западной оконечности. Глобально вершина входит в горную систему Кордильер, а локально относится к массиву Сьерра-Невада или к Западному межгорью.

Расположение горы на карте

Сьерра-Невада — это горный массив в западной части Соединенных Штатов, между Калифорнийской долиной и Большим бассейном. Подавляющее большинство массива лежит в штате Калифорния, хотя часть захватывает и Неваду. Сьерра-Невада является частью Американских Кордильер: цепочки горных хребтов, состоящей из почти непрерывной последовательности массивов, которые образуют единую структуру, связывающую Северную, Центральную и Южную Америку.

Расположение горы Эль Капитан на карте.

Сьерра-Невада проходит на 640 км с севера на юг и приблизительно на 110 км поперек с востока на запад. Известные достопримечательности Сьерры включают:

  • озеро Тахо — самое большое альпийское озеро в Северной Америке;
  • гору Уитни высотой 4 421 м — самую высокую точку региона;
  • Йосемитскую долину — одно их красивейших мест в мире.

На территории Сьерра-Невада находится три национальных парка, двадцать областей дикой природы и два национальных памятника. Природная охраняемая зона Йосемити, где и занял свое место Эль-Капитан, находится на калифорнийской территории вдоль горного хребта Сьерра-Невада и на расстоянии примерно 250 километров к востоку от Сан-Франциско.

Точные координаты Эль-Капитан

Точными координатами вершины на карте выступают следующие данные:

  • 37°44′02″ северной широты;
  • 119°38′13″ западной долготы.

Климат: благоприятный в любое время

На погодные условия Сьерра-Невады влияет средиземноморский климат Калифорнии, который характеризуется сухим летом и дождливой зимой. Осадки выпадают в осенние, зимние и весенние месяцы в пределах от 510 до 2 030 мм. Поскольку высота Эль-Капитан менее 1 800 м, на вершине даже в холодную погоду осадки выпадают в виде дождя, а снега практически никогда не бывает.

Зимние температуры, как правило, довольно низкие, но умеренные из-за близости к Тихому океану. Летние месяцы с июня по сентябрь — самые жаркие и самые сухие, с небольшим количеством осадков. Тем не менее могут произойти полуденные грозы, особенно когда в конце лета наступает сезон муссонов. Летние температуры довольно изменчивы и могут находиться в пределах 6-32°C.

Климат в Йосемитском национальном парке изменяется в основном в связи с перепадом высот и характеризуется значительным различием в температуре между дневным и ночным временами. Однако в целом зима холодная, а лето — самое солнечное и сухое время года.

Лучшее время, чтобы посетить парк Йосемити, это лето: с июня по сентябрь. Июль и август — самые теплые месяцы или наименее холодные на больших высотах. В июне и сентябре температура ниже на несколько градусов, но и туристов также меньше в это время. Учитывая, что температура варьируется в зависимости от высоты и времени суток, желательно одеваться слоями, чтобы защитить себя от солнца (которое летом очень сильно, особенно в горах) с помощью шляпы и солнцезащитных очков. Но также для защиты против холода ночи и больших высот необходимо иметь при себе более теплую одежду.

Совместить восхождение на Эль-Капитан можно с осмотром одной из главных достопримечательностей парка — водопадов. Они питаются таянием снега, поэтому достигают максимальной полноводности весной и в начале лета, то есть в мае и июне. Объем воды уменьшается летом и остается на низком уровне осенью. В августе некоторые водопады могут быть полностью сухими.

Средняя температура за год в Йосемитском национальном парке составляет 11,8°C. Самый теплый месяц — июль со средней температурой 21,9°C. Самым холодным месяцем является январь со средней температурой 2,4°C. Самая высокая зарегистрированная температура в национальном парке составляет 46.1°C. Самая низкая зарегистрированная температура в парке Йосемити составляет -21,1°C: зафиксирована она была в январе.

Флора и фауна Эль-Капитана

Йосемитский нацпарк содержит пять основных высотных поясов. Однако из-за скромных показателей высоты Эль-Капитана, его формы и структуры пород говорить о смене высотных поясов не приходится. У подножия преобладает лесная и нижняя горная зоны, каменистые склоны пустынны: среди обитателей лишь изредка можно встретить грызунов и горных козлов.

Национальный парк является домом для более чем 400 видов животных, включая рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Большое разнообразие видов является результатом широкого спектра мест обитания в Йосемити, которые в значительной степени остаются нетронутыми.

Несмотря на богатство экологически чистых и безопасных мест обитания в Йосемити, около 40 видов имеют особый статус исчезающих и находящихся под охраной. Считается, что три вида — медведь гризли, калифорнийская красноногая лягушка и предгорная желтоногая лягушка — были истреблены в парке в недавнем прошлом.

На территории долины обитает примерно 90 видов млекопитающих, многих из которых можно встретить во время прогулок и скалолазания. Среди них:

  • красная лисица;
  • снежный баран;
  • 17 видов летучих мышей;
  • илька, или куница-рыболов;
  • чернохвостый олень;
  • золотистый суслик и другие.

Черный медведь — один из самых опасных животных региона

В число самых опасных диких животных парка входят следующие виды:

  1. Барибал, или черный медведь. Название, возможно, вводит в заблуждение, поскольку 500 черных медведей, которые бродят по Йосемити, имеют белый, коричневый или черный мех. Летом медведи кормятся травами, ягодами, муравьями и личинками насекомых, однако при встрече могут напасть и на человека. Осенью они запасаются желудями, готовясь к зимней спячке. Они проводят зиму в берлогах, дуплах или пещерах.
  2. Пума. Эти одинокие и неуловимые кошки не часто встречаются туристам. Они виртуозно могут преследовать свою любимую добычу — оленя или мула, но предпочитают красться по лесу незаметно. Помимо оленей они охотятся на койотов и енотов. Встречи с пумами могут быть опасными. При встрече с пумой, которую также часто называют горным львом, не стоит пытаться бежать. Вместо этого надо встать на ноги и попытаться отпугнуть ее громкими звуками.
  3. Рысь. Рыси в Йосемити — неуловимые животные, но туристы и экологи их замечали много раз. Нередко можно наблюдать, как эти грациозные животные охотятся в течение дня. Они очень важны для экосистемы парка, потому что держат популяцию грызунов под контролем. И хотя людям нечего бояться этих прекрасных кошек, при встрече не стоит пытаться подходить к ним близко или провоцировать каким-либо другим образом.

В Калифорнии насчитывается около 7 000 видов растений, причем 20% из них обитает в Йосемити. Кроме того, в парке зарегистрировано более 160 редких видов растений.

Гигантские секвойи — одна из самых знаменитых особенностей парка, привлекающая множество туристов со всего мира. Они произрастают в трех отдельных рощах:

  1. Роща Марипоса — самая большая, состоящая из 500 деревьев.
  2. Роща Туолумне — 25 деревьев.
  3. Роща Мерсед — 20 деревьев.

Самое старое из этих деревьев известно как Гигантский гризли: считается, что ему 1 900-2 400 лет. Оно имеет высоту 64 м, диаметр 9,1 м, базовую окружность 28 м и объем 963 кубических метра.

История восхождений на гору

Между двумя основными склонами, юго-западом слева, если смотреть прямо на стену, и юго-востоком, находится технический маршрут под названием «Нос». В то время как сегодня существует множество проложенных маршрутов восхождения с обеих сторон, самым популярным и исторически известным маршрутом остается именно этот.

Первыми покорителями трассы «Нос» в 1958 году стали Уоррен Хардинг, Джордж Уитмор и Уэйн Мерри. Покорение неприступной вершины длилось целых 47 дней, а альпинисты использовали при подъеме технику «Осада»: восхождение экспедицией с использованием перил по всей длине маршрута, связывающих установленные лагеря по пути. Зафиксированные манильские канаты позволяли альпинистам подниматься выше и опускаться за переносом оборудования. В целом весь проект по подготовке и обустройству маршрута занял 18 месяцев. Команда первопроходцев в значительной степени опиралась на свои навыки альпинизма, используя веревку, крюки и дюбели, чтобы добраться до вершины.

Второе восхождение на «Нос» было совершено в 1960 году Ройалом Роббинсом, Джо Фитченом, Чаком Праттом и Томом Фростом, которые провели семь дней в первом непрерывном подъеме по маршруту без тактической осады. Первое одиночное восхождение на «Нос» было совершено Томом Бауманом в 1969 году. Первый подъем по этому маршруту за один день в 1975 году совершили Джон Лонг, Джим Бридвелл и Билли Уэстбей. Сегодня для покорения легендарного «Носа», как правило, требуется около 4-5 полных дней скалолазания.

Ройал Роббинс во время восхождения

После своего успешного одиночного восхождения на скалу под названием Пизанская башня (Leaning Tower) в Йосемити, Ройал Роббинс переключил свое внимание на маршрут Muir Wall горы Эль-Капитан. В результате амбициозной попытки он завершил первое одиночное восхождение на Эль-Капитан во время 10-дневного подъема в 1968 году. Том Бауман в одиночку совершил четыре классических «осадных» маршрута по «Носу» в 1969 году. В период с 1972 по 1985 гг. было совершено еще как минимум 8 зафиксированных одиночных восхождений по другим трассам, которые сегодня считаются классическими. Эти подъемы были долгими 7-14-дневными испытаниями, которые требовали, чтобы альпинист аккуратно рассчитывал каждый шаг, а затем спускался к предыдущему опорному пункту, приводил в порядок снаряжение для скалолазания и снова поднимался по основной веревке, перенося снаряжение, еду и воду, используя второй трос.

Беверли Джонсон — первая женщина на этой горе, успешно поднялась на Эль-Капитан по маршруту «Нос» в июне 1973 года. Осенью 1973 года Беверли Джонсон и Сибилль Хэчтель были первой командой женщин, которые поднялись на Эль-Капитан по маршруту Triple Direct. Первый его отрезок проходит по трассе Salathe Wall, затем продолжается до средней части Эль-Капитана через Muir Wall и заканчивается на верхних высотах маршрута «Нос». В 1977 году Барб Истмен и Молли Хиггинс вошли во вторую женскую экспедицию, поднявшуюся на Эль-Капитан, и первую, совершившую это на трассе «Нос». В 1978 году Беверли Джонсон стала первой женщиной, совершившей соло-восхождение на эту вершину, использовав склон Dihedral Wall.

Когда стало ясно, что любой склон может быть побежден при достаточной настойчивости и с созданием искусственных креплений, некоторые альпинисты начали искать маршруты, которые можно было бы преодолевать либо свободно, либо с минимальной помощью. Маршрут Face West был выбран одним из первых, предусматривавших свободное лазание, однако, несмотря на упорные попытки его обустройства, с 1979 года и в течение еще четырнадцати лет полностью подготовить его к этому не удавалось.

Из-за этого звание первой трассы для свободного восхождения по основному маршруту Эль-Капитана получила Salathé Wall.

В начале 2015 года Кевин Джорджсон совместно с легендарным Томми Колдуэллом закрепили за собой право называться первыми, кто совершил первое свободное восхождение на Dawn Wall за 19 дней: этот проект считается одним из самых сложных восхождений в мире. В ноябре 2016 года чешский альпинист Адам Ондра поднялся на Dawn Wall за 8 дней.

3 июня 2017 года Алекс Хоннольд завершил первое одиночное восхождение на Эль-Капитан без защитного снаряжения. Он поднялся на Freerider line за 3 часа 56 минут: начиная с 5:32 утра он достиг пика в 9:28 утра. Подъем был снят для документального фильма Free Solo 2018 года.

За последние несколько лет рекорд скорости на «Носе» несколько раз переходил из рук в руки. Текущий рекорд, который составляет 1:58:07 был установлен 6 июня 2018 года Алексом Хоннольдом и Томми Колдуэллом после двух других также рекордных восхождений в предыдущие дни. Майя Смит-Гобат и Либби Сойтер побили рекорд скорости для женской команды со временем 4:43 23 октября 2014 года.

Смерти и трагедии на вершине

В период с 1905 по 2018 гг. во время восхождения на Эль-Капитан было зарегистрировано более тридцати погибших, включая опытных альпинистов. Критики связывают недавнее увеличение числа погибших (пять смертей с 2013 по 2018 гг.) с усилением конкуренции вокруг запланированных восхождений. Это произошло из-за все нарастающей известности горы и отдельных альпинистов в социальных сетях. А значит, увеличивается и конкуренция за сделки с производителями оборудования и рекламодателями.

Раньше на Эль Капитан собирались бейсджамперы

Эль-Капитан имеет противоречивую историю, касающуюся бейсджампинга, поэтому Служба национальных парков США (National Park Service) ввела новый пункт в местное законодательство, запрещающий эту практику. Майкл Пелки и Брайан Шуберт совершили первый бейс-прыжок с вершины Эль-Капитан 24 июля 1966 года, в результате которого оба мужчины получили переломы. В 1970-е годы, благодаря усовершенствованному оборудованию и практике, многие бейс-прыгуны совершали успешные прыжки с этого пика.

В 1980 году Служба национальных парков экспериментировала с выдачей разрешений на бейс-прыжки. Первый разрешенный прыжок был совершен 4 августа 1980 года. Эти законные попытки получить свою долю экстрима не привели к серьезным травмам или смертельным случаям. Тем не менее некоторые прыгуны демонстрировали значительное пренебрежение правилами парка и защитой окружающей среды. После судебного разбирательства, которое длилось десять недель, Служба национальных парков прекратила выдачу разрешений и фактически запретила все прыжки с этой возвышенности.

22 октября 1999 года бейс-прыгун и каскадер Джен Дэвис скончалась во время прыжка, проведенного в рамках акции протеста с участием пяти бейсджамперов. Мероприятие было предназначено для протеста против смерти экстремала по имени Фрэнк Гамбали, который благополучно приземлился после прыжка, но утонул во время бегства из парка от рейнджеров. Еще одной целью этой акции было продемонстрировать, что бейс-прыжки можно выполнять безопасно.

Легенды и тайны горы

С историческим названием горы связана легенда индейцев мивоки. На этой земле когда-то давно жили два маленьких мальчика, которые однажды решили поплавать в реке. После водных развлечений они вышли на берег и полезли на огромный валун, который стоял возле воды.

Они лежали под теплым солнцем, чтобы высохнуть, но заснули. Они спали так крепко, что ничего не замечали, хотя камень рос день ото дня, и ночь за ночью, пока он не поднял детей прочь от глаз племени, которое искало их повсюду. Скала росла до тех пор, пока мальчики не поднялись высоко на небо, даже намного выше голубого неба: пока они не поцарапали свои лица о Луну. И все же, год за годом, они продолжали спать среди облаков.

Затем среди всех проживавших в долине животных был проведен большой совет, чтобы найти выход, как спасти мальчиков с вершины великой скалы. Каждое животное прыгнуло так высоко, как только смогло. Мышь могла прыгать лишь на высоту одной руки, крыса — вдвое выше. Потом попытался енот, который смог прыгнуть немного дальше. Один за другим животные пытались, и вот медведь гризли сделал большой скачок далеко вверх по стене, но и он отступил назад. Последней пыталась пума: она прыгнула дальше, чем любое другое животное, но упала вниз на спину.

Потом появился крошечный червячок и начал ползти вверх по скале. Вскоре он достиг высоты прыжка енота, затем медведя, затем прыжка пумы, а затем, находясь уже вне поля зрения, взобрался на вершину скалы. Затем он разбудил мальчиков, спустился так же, как поднялся, и благополучно опустил их на землю. Поэтому скала называется To-to-kon oo-lah — червяк.

Достопримечательности и интересные места вблизи горы

Йосемити — один из самых грандиозных парков Америки. Изрезанный древними ледниками, парк славится просторными зелеными лугами, невероятными скалами, бурными реками и водопадами, что позволяет свободное от скалолазания время посвятить осмотру природных достопримечательностей.

Одной из лучших панорамных площадок выступает Glacier Point, откуда открывается потрясающий вид на долину и горы. Со смотровой площадки Tunnel View открывается лучший вид на гору Эль-Капитан и водопад Брайдлвейл.

Главными достопримечательностями парка Йосемити являются гигантские секвойи

Самый высокий водопад в Соединенных Штатах, Йосемитский водопад, спускается со скалы в три каскада — увидеть это стоит обязательно, поскольку вид на него считается одним из самых живописных не только в Йосемити, но и во всей Калифорнии. Также стоит посетить рощи гигантских секвой и прогуляться по просторам Туолумнских лугов.

Как добраться до горы Эль-Капитан

Добраться до национального парка Йосемити и горы Эль-Капитан можно из любой точки мира.
Близлежащие коммерческие аэропорты:

  1. Международная воздушная гавань Фресно / Йосемити (FAT) — 1,25 часа до южного въезда по шоссе CA-41. 2,5 часа до центра долины Йосемити.
  2. Воздушные ворота Сан-Франциско (SFO) — 2 с половиной часа до входа в Big Oak Flat по шоссе CA 120, 3 с половиной часа до центра долины Йосемити.
  3. Наиболее популярный аэропорт Лос-Анджелеса (LAX) — 6 часов до Йосемитской долины через шоссе I5.
  4. Окленд (OAK) — 3 часа до въезда в парк с автострады CA 120, 3,5 часа до центра долины Йосемити.
  5. Сакраменто (SMF) — пара часов пути по шоссе CA 120.
  6. Аэропорт Mammoth Yosemite (MMH) — 2,5 часа по направлению к въезду в долину.
  7. Международный аэропорт Рено (RNO) — 4 часа до Йосемитской долины по шоссе CA 395 и шоссе CA 120 Tioga Rd.
  8. Аэропорт Лас-Вегас (LAS) — 8-9 часов до Йосемитской долины по шоссе CA 395 и шоссе CA 120 Tioga Rd.

Дороги общего пользования обслуживаются круглый год, за исключением восточного въезда на Tioga Rd. Цепи для шин могут потребоваться с октября по апрель. Система общественного транспорта региона под названием Yosemite Area (YARTS) обеспечивает автобусное сообщение с Йосемити. Поезда Amtrak обслуживают Сан-Диего, Лос-Анджелес, Фресно, Сан-Хосе, Сан-Франциско и Сакраменто и соединяются автобусными линиями YARTS с прямыми рейсами в долину Йосемити.

Восхождение на знаменитую вершину

Любители трекинга до вершины Эль-Капитан могут добраться, пройдя по долине Йосемити. Сначала следует держать путь по тропе рядом с Йосемитским водопадом, а затем следовать на запад. Для альпинистов же задача состоит в том, чтобы взобраться на гранитный склон. Существует много маршрутов скалолазания, и все они трудны, в том числе популярные Sea of Dreams и Iron Hawk.

Маршруты восхождения на Эль Капитан

Усилия скалолазов, которые были предприняты в течение 1960-х и 1970-х гг. привели к появлению множества новых маршрутов, помимо «Носа», часть из которых популярна и сегодня. Среди самых ранних классических технических маршрутов — Salathé Wall на юго-западной стороне, который в 1961 году покорили Ройал Роббинс, Чак Пратт и Том Фрост. Вторым традиционным техническим маршрутом выступает North America Wall на юго-восточном склоне. Его проложили в 1964 году Ройал Роббинс, Ивон Шуинар, Чак Пратт и Том Фрост.
Кроме того, в 1960-х годах появились такие маршруты, как:

  • Dihedral Wall;
  • West Buttress;
  • Muir Wall.

Восхождение на Эль Капитан требует мужества и подготовки

Более поздние восхождения включают следующие маршруты:

  • Wall of the Early Morning Light, в последнее время более известный как Dawn Wall и располагающийся на юго-восточной стороне, примыкающей к «Носу»;
  • Zodiac;
  • The Shield;
  • Mescalito;
  • Pacific Ocean Wall
  • Sea of Dreams;
  • Jolly Roger.

На сегодняшний день на «Эль Капе» существует более 70 маршрутов различной сложности и уровня опасности. Новые маршруты продолжают создаваться, обычно состоя из дополнений или пересечений между уже существующими путями.

Туризм и инфраструктура горы и парка

Парк ежегодно посещают 3,5 миллиона человек, поэтому найти жилье вблизи горы Эль-Капитан не составит труда. Внутри парка Йосемити и в ближайших окрестностях можно остановиться в отелях, коттеджах, кемпингах и домах отдыха: всего предусмотрено более 1 300 вариантов размещения. Также здесь множество магазинов, ресторанов и кафе: есть даже знаменитая кофейня Starbucks.

Интересные факты об известном пике

Поскольку возвышенность чрезвычайно популярна не только в США, но и по всему миру, существует множество интересных фактов, связанных с ней:

  1. Эль-Капитан изображен на монете в четверть доллара США, отчеканенной в 2010 году в рамках серии America the Beautiful Quarters.
  2. Операционная система Apple Mac OS X 10.11 называется El Capitan и включает в себя различные картинки для рабочего стола с изображением скалы.
  3. Эль-Капитан показан в начале сцены к «Звездному пути V: Последняя граница», когда капитан Джеймс Тиберий Кирк пытается подняться на нее.

Восхождение на гору Эль Капитан — видео

Сложность восхождения на неприступную скалу не дает возможности большинству профессиональных альпинистов много времени уделять съемке фото или видео. Однако все же порой они находят для этого время. Совершенно захватывают дух фотографии «пикников» с подвешенными за крюки на отвесной кале спальными мешками. Расположившись в них довольно комфортно, скалолазы наслаждаются отдыхом и подкрепляют силы провиантом.

Разнообразных видео тоже достаточно. Потрясающие кадры можно увидеть в панорамных роликах с дронов, которые позволяют оценить все величие возвышенности и сложность маршрутов. Также интересно наблюдать за повседневными заботами скалолазов: от подготовки на земле до самого восхождения по отвесным склонам.

Источник

Оцените статью