Экологический класс нулевой что это значит у машины

Что такое экологический класс автомобиля и как его определить

Градация автомобильного транспорта по экологическим классам и установленные максимальные нормы выхлопов позволили значительно сократить токсичные выбросы в атмосферу. Как определить экологический класс авто, что входит в характеристику, какие законы регулируют порядок использования – читайте далее в статье.

Что показывает экологический класс автомобиля

В начале 2018 года Санкт-Петербург занял второе место в стране в антирейтинге городов с самым грязным воздухом – и это учитывая, что в городе небольшое количество промышленных объектов. Причина – в большом количестве автомобилей, которые отравляют воздух выхлопными газами.

Что показывает экологический класс автомобиля

Европейский стандарт, который обязал производителей модернизировать модели и устанавливал определенный экологический класс автомобиля, значительно сократил количество выбросов в атмосферу, но не решил проблему полностью. Что такое экологический класс автомобиля и на что он влияет?

Подсчитано, что один среднестатистический автомобиль в год при пробеге 10 000 км потребляет из атмосферы 4 100 кг кислорода и выбрасывает более тонны токсичных веществ, среди которых – свинец, окись углерода и его соединений, сернистый газ и пр.

Читайте также:  Что значит отнятая от груди

Экологический класс автомобиля ― условная градация, отражающая количество и интенсивность токсичных отходов, которые машина выбрасывает в воздух. Сегодня автопроизводители обязаны выполнять нормы экологического стандарта и оснащать свои автомобили технологиями и устройствами, которые уменьшают количество токсичных выбросов.

Весь автотранспорт сегодня имеет определенный эко класс или стандарт Евро, который зависит от:

  • года производства;
  • используемого топлива;
  • модели, марки, страны-производителя;
  • наличия фильтрующих систем в конструкции.

Учитывая это, автомобиль разрешается или запрещается эксплуатировать на дорогах, ввозить в страну, пересекать зеленые зоны и пр.

В 2019 году максимальный экологический класс для РФ ― пятый.

История возникновения сертификации Евро

К началу 1990 года на планете катастрофически снизилась чистота атмосферы. Самыми вредными для экологии были признаны автомобили, работающие на бензиновых и дизельных двигателях. В 1992 г. в Европе был разработан специальный регламент, получивший название протокола по ограничению уровня выбросов в атмосферу автомобильным транспортом.

Первый протокол назывался Евро-1, в документе прописывались параметры токсичных выбросов, которые допускались к выбросу автомобилями.

Россия – участник-подписант Конвенции о дорожном движении, принятой в Женеве. На территории страны действуют все ограничения, прописанные в европейских экологических стандартах.

Ежегодно протокол пересматривается, количество допустимых выбросов сокращается. При разработке протокола учитываются следующие вещества, которые составляют понятие “выбросы автомобиля”:

  1. Частицы, входящие в выхлопные газы.
  2. Испарения от конкретного вида топлива.

Сколько существует экологических классов автомобиля

  1. Первый стандарт, по которому классифицировались машины, оснащенные бензиновым мотором, Евро-1, начал действовать в Европе в 1992 году. Протокол предъявлял минимальные требования к уровню выбросов. В РФ стандарт Евро-1 работал до 2005 г.
  2. Протокол Евро-2 разработан для стран ЕС в 1995 году, в РФ стандарт начал действовать в 1999-м, наравне с протоколом Евро-1. Согласно протоколу, допустимый уровень выбросов в атмосферу сокращался на 100%, на 50% ужесточались нормы по испарениям топлива. Сегодня автомобилей с таким уровнем выбросов практически нет – моторы либо утилизированы, либо модернизированы под минимальный процент выхлопов.
  3. Стандарт Евро-3 работал в ЕС до 2004 года. В регламент были внесены нормы как по бензиновым, так и по дизельным двигателям. Для России протокол оставался действительным до 2013 года.
  4. Следующим был Евро-4. Новые правки в стандарт экологического класса автомобилей приняли в 2005 году. РФ подключилась к протоколу в 2010-м. Стандарт ужесточал количество выбросов, сокращал на 40% нормы допуска выбросов по сравнению с предыдущим протоколом. Евро-4 действовал в России до 2016 года. Согласно стандарту, в страну нельзя было ввозить ТС с классом экологической безопасности ниже Евро-4. Производителям приписывалось модернизировать двигатели в соответствии с протоколом. Максимальные нормы выбросов по Евро-4:
    • углекислый газ ― 4 гр./км;
    • углеродные соединения ― 0,55 гр./км;
    • твердые углероды ― 2 гр./км.
  5. Евро-5 – последний эко стандарт, который работает в РФ с 2015 года. Страны Европы используют регламент с 2008 г. С 2016 года на территорию страны запрещен ввоз машин ниже, чем Евро-5.

Токсичные выбросы автомобилей в атмосферу

Сегодня существуют ограничения для въезда на дороги общего пользования автомобилям, чей экологический класс ниже установленного для определенной зоны. Чтобы увеличить текущий эко класс автомобиля, необходимо:

  • в законном порядке переоборудовать двигатель;
  • получить свидетельство экологической инспекции;
  • внести соответствующие правки в документацию на автомобиль в органах ГИБДД.

Таблица стандартов по годам и странам-производителям


Какие экологические классы автомобилей допускаются на дороги РФ

В 2020 году владельцы любых машин могут беспрепятственно ездить по дорогам страны, пропуская зоны, которые ограничены специальными знаками. Дорожные знаки указывают, какой минимальный эко класс должен быть у автомобиля, чтобы передвигаться по закрытому участку.

Учитывая, что каждый год экологические нормы ужесточаются, действует налог на использование ТС несоответствующего класса, растут штрафы за нарушение эко стандарта, владельцам приходится или продавать свои авто, или модернизировать выхлопную систему.

С 2016 года автомобили с экологическим классом ниже пятого не пропустят на таможне, его нельзя зарегистрировать в ГИБДД. Для машин, которые ввезены в страну ранее, действуют ограничительные правила при въезде в определенную зону.

Зачем может понадобиться экологический класс авто

Узнавать, какой экологический класс имеет автомобиль, потребуется, если модель покупают за рубежом, ввозят в страну, если нужно растаможить уже ввезенное на территорию государства транспортное средство.

Также субъекты РФ устанавливают свои правила взимания транспортного налога. Размер налоговой ставки зависит от категории ТС, года выпуска, экологического класса. В РФ нет единой налоговой ставки, каждый регион устанавливает свои суммы транспортного налога.

В декларации по налогу на транспорт для указания экологического класса отведена строка 110 в разделе 2. Кроме того, точно определить экологический класс автомобиля потребуется:

  1. Чтобы понимать, по каким дорогам можно передвигаться законно.
  2. Не нужно ли переоборудовать выхлопную систему под более высокий.

Исключением остается транспорт, который считается самоходными машинами, т.е. максимальная скорость такого ТС не превышает 40 км/ч.

Как узнать экологический класс автомобиля

Есть несколько способов проверить экологический класс своего автомобиля:

  • изучить ПТС;
  • свидетельство о регистрации;
  • по VIN;
  • через онлайн-сервисы госучреждений.

По СТС

Возможность узнать экологический класс автомобиля по свидетельству о регистрации машины есть только у владельцев, которые имеют на руках документы нового типа. В новых свидетельствах экологический класс прописан буквами в соответствующей графе, водители исполняют требование знаков 5.35. 5.36, 8.24 (проезд автомобилей соответствующего эко класса).

Владельцы старого свидетельства должны обменять СТС, действие ограничивающих знаков будет распространяться на них с 1.07.2021 года.

По ПТС автомобиля

В ПТС нового образца экологический класс автомобиля указывается на 13 позиции. В документах старого образца параметр может находиться на другой строчке, для некоторых авто класс не установлен. В этом случае машине присваивается нулевой стандарт или Евро-1.

Через Росстандарт

На портале Росстандарта предоставлены развернутые данные о производителях и сводные таблицы соответствия авто эко классам по стране и году выпуска. Достаточно перейти на сервис и просмотреть интересующие сведения.

“Зеленые” автомобили – спасение экологии

Кроме таблицы по странам и производителям, сервис дает характеристики авто по маркам и моделям. Автомобилисту необходимо открыть страницу «Сведения об одобрении» ввести модель и посмотреть характеристики ТС.

Например, для Audi А8 указан номер одобрения ТС RU Е-DE.АЯ04.00070.Р5И1, присвоен Евро-5.

По VIN-коду

Действенным вариантом остается проверка конкретного авто по ВИН-коду через экологические классы автомобилей Росстандарта. На отдельной странице предоставлена электронная база для владельцев транспортных средств. В отдельное окно вбиваются 17 символов кода, через несколько минут автовладелец получает развернутую информацию по модели с указанием экологического класса машины.

Если производитель не внес данные о нормах выбросов, которые присутствуют на конкретном автомобиле, необходимо обратиться в ГИБДД с заявлением о присвоении конкретного эко класса после модернизации авто.

Штрафы в РФ за нарушение стандарта

Сегодня в Административном Кодексе нет статьи, регламентирующей соответствие ТС тому или другому эко классу. Нарушителей экологического параметра штрафуют согласно списку частей ст. 12.16 КоАП, «Несоблюдение требований, предписанных ПДД». А именно:

  1. Нарушение знака «Поворот налево» ст. 12.16 ч.2 штраф – от 1000-1500 руб.
  2. Передвижение грузового транспорта при наличии знака «Проезд запрещен» ст. 12.16 ч.6., штраф – 500 руб. (кроме Москвы и Санкт-Петербурга). Если нарушение происходит в пределах этих городов, штраф увеличивается до 5 000 руб.
  3. Ст. 12.16 ч.1 указывает, что за любое нарушение требований дорожных знаков водителя ожидает или предупреждение, или штраф 500 руб.

С 2021 года экологический класс автомобиля станет решающим фактором возможных ограничений при проезде по дорогам определенной категории. Владельцам автомобилей рекомендуется уже сейчас заменить СТС на документ нового образца и приобретать автомобили на вторичном рынке не ниже Евро-4.

Источник

Графа «Экологический класс» в паспорте транспортного средства (ПТС)

Сегодня графа «Экологический класс» в паспорте транспортного средства (ПТС) стала для многих владельцев коммерческих автомобилей камнем преткновения. Эксплуатация машины, не соответствующей нужному классу «Euro-…», может стать вне закона.

В этой связи многие транспортные компании и частные перевозчики теперь вынуждены доказывать «экологическую чистоту» своих машин для возможности получить пропуск и другие разрешительные бумаги для пролонгирования работы на определённых территориях.

Мы попробуем разобрать типичные трудности и как можно облегчить эту задачу.

Истоки алармизма

Инициаторами борьбы за экологическую безопасность были московские власти, которые, стараясь идти в ногу со временем и догоняя в этом отношении передовые страны, активно озаботились проблемами экологии.

Одним из главных факторов, негативно влияющих на окружающую среду, являются выбросы вредных веществ автотранспортом (это прежде всего отработавшие газы и содержащиеся в них твёрдые частицы). В столичном регионе ежедневная концентрация автомобилей, приходящихся на 1000 жителей, самая плотная в России. Причём речь идёт не только о машинах, зарегистрированных в Москве (по состоянию на 1 января 2017 г. она заняла лишь III место после Самары и Санкт-Петербурга – 307 шт. / 1000 чел.), но и об имеющих областную регистрацию и транзитном транспорте.

Естественно, что именно Москва стала пионером в области введения ограничительных мер для въезда на свою территорию «нечистых автомобилей». На сегодняшний день эти ограничения таковы: чтобы автомобиль мог эксплуатироваться в столице (внутри МКАД), необходимым условием является его соответствие как минимум третьему экологическому классу (Euro 3), а для работы на МКАД – второму (Euro 2).

И пока все транспортники, логистика которых завязана на московском регионе, проклинали столичных чинуш за драконовские меры, поспело свежее постановление Правительства РФ № 832 от 12 июля 2017 г., которым вносятся изменения уже в ПДД.

В частности, этим постановлением предусматривается введение с 1 июля 2018 г. специальных дорожных знаков (5.35–5.38 и 8.25), ограничивающих движение транспортных средств ниже определённого экологического класса. А это означает, что уже в середине 2018-го экологические ограничения могут быть введены во многих городах России, поскольку установкой дорожных знаков занимаются местные власти. А они могут устанавливать их по своему усмотрению. При этом действие знаков может распространяться не только на коммерческий транспорт (проще говоря, грузовики и фуры), но и на обычные легковые автомобили личного пользования.

Внимательно читаем ПТС

Все эти нововведения закономерно приводят к тому, что владельцам автомобилей приходится тем или иным образом подтверждать соответствие транспортного средства тому или иному экологическому классу. Каким образом это делается? Вариантов немного. Самый лёгкий из них – заглянуть в ПТС. Вообще, ПТС с момента его появления в 1993 году является основным документом на автомобиль (а также прицеп, автобус, мотоцикл, т. е. всё то, что называется единым термином «транспортные средства»). Паспорт подтверждает не только право собственности на конкретное ТС (многие владельцы почему-то только так и воспринимают этот документ), но и выпуск конкретного ТС в обращение на территории страны. Кроме того, ПТС содержит основные сведения о машине. К одному из таких сведений наряду с номерами основных узлов и агрегатов (VIN, рама, кузов, двигатель), массы, цвета, относится и экологический класс.

ПТС может быть выдан только тремя уполномоченными организациями: изготовителем (на новое ТС, произведённое в России), таможней (на любое ТС, ввезённое в Россию из заграницы) или ГИБДД (во всех остальных случаях, в том числе, например, замена старого ПТС в связи с его утерей). И именно эти организации заполняют основные сведения о ТС. Если у вас в ПТС указан конкретный экологический класс, это и будет являться доказательством соответствия автомобиля этому классу.

Однако до вступления в силу 21 апреля 2006 года технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (утвержден постановлением Правительства РФ № 609 от 12 октября 2005 года) прямое указание экологического класса в одобрении типа транспортного средства (ОТТС) не было предусмотрено – отсутствовала соответствующая графа на титульном листе.

Поскольку с 1992 года ОТТС является основным документом, подтверждающим безопасность конструкции для серийно выпускаемых типов (моделей) автомототехники и прицепов, технические данные в ПТС вносились на основании конкретного ОТТС на данную марку и модель автомобиля (кстати, номер и дата выдачи ОТТС также указывается в паспорте). И лишь после того, как сведения об экологическом классе органы по сертификации начали вносить в ОТТС, он появился и в ПТС. Кстати, с этой целью в ПТС предусмотрели отдельную графу «Экологический класс» (п. 13), которая была введена в редакции «Положения о паспортах транспортных средств» (Приложение № 2), утверждённой совместным приказом МВД, Минпромэнерго и Минэкономразвития № 496 / 192 / 134 от 23 июня 2005 года. Соответственно первые бланки паспортов с этой графой начали выдавать на рубеже 2005–2006 гг., а во многих регионах значительно позднее.

Другими словами, открыв свой ПТС, вы можете найти указание об экологическом классе: на новых бланках – в графе 13, на старых – в «Особых отметках». Проблема в том, что если ваш автомобиль изготовлен в России или ввезен на её территорию до 2006 года, таких сведений в ПТС вы, скорее всего, не увидите.

Для нашей страны это особенно актуально, потому что средний возраст грузового автомобиля, согласно исследованию «Автостата», составляет почти 19 лет, конкретно для импортных грузовиков чуть меньше 12 лет. Но это всё равно не перекрывает 2006 год. Ведь наши перевозчики в начале 2000-х активно скупали старые европейские грузовики, которые через Польшу, Литву и Калининград текли к нам нескончаемым потоком. В Европе, уже в ту пору озабоченной ожесточением экологических норм, от старой техники избавлялись по весьма низким ценам, чем и пользовались наши автотранспортники, которые предпочитали MAN, Volvo, Scania и другие марки 1980–1990-х годов выпуска нашим новым МАЗам и КАМАЗам. Естественно, паспорта на все эти б / у машины выдавали таможенные органы, которые в большинстве случаев не имели возможности указать все необходимые сведения в ПТС. Что уж там говорить про экологический класс, если порой даже марку и модель автомобиля писали кое-как.

Если экологический класс автомобиля в документах не указан, то в данном случае автоматически считается, что он «не установлен», а значит, автомобиль не может выезжать на дороги, где есть любые (даже малейшие) ограничения по экологическому классу. Но при этом большинство коммерческих автомобилей до сих пор катаются у нас с неустановленным экологическим классом.

Что делать и куда идти?

Итак, вы открыли ПТС и не нашли графы 13 и никаких особых отметок или увидели, что «экологический класс не установлен». В этом случае необходимо внести сведения об экологическом классе в «Особые отметки» в ПТС. Таким правом обладают только регистрационные подразделения ГИБДД, но для этого необходимо предоставить документ, подтверждающий, что ваш автомобиль действительно соответствует данному экологическому классу. И здесь бремя доказательства полностью ложится на владельца. А как доказывать? Сразу стоит отметить, что на сегодняшний день ни один нормативный документ на этот вопрос не дает чёткого (читай, никакого) ответа. Так, действующий в настоящее время Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018-2011 «О безопасности колёсных транспортных средств», который и определяет технические требования к автомобильной технике и процедуры подтверждения соответствия этим требованиям, никоим образом не регулирует способы подтверждения экологической безопасности для автомобилей, уже выпущенных в обращение на территории стран Евразийского союза (в т. ч. и России), за исключением процедуры техосмотра. А раз автомобиль имеет ПТС, значит, он уже выпущен в обращение, поскольку датой выпуска ТС в обращение является дата первичной выдачи российского ПТС.

Но и техосмотр тут не спасает, потому что согласно приложению № 8 (пп. 9.1, 9.2) к ТР ТС 018-2011, для оценки работоспособности двигателя и его систем выпуска в части норм выбросов требуется указать экологический класс автомобиля, проверка которого проводится, чтобы сравнить фактические показатели выбросов с допустимыми. То есть нельзя установить в процессе техосмотра то, что ты должен знать заранее. Курьёзность этой ситуации ещё и в том, что получается все автомобили, у которых в документах экологический класс не указан, техосмотр проходят в нарушение требований ТР ТС 018-2011, т. е. незаконно. А поскольку таких машин в нашей стране пруд пруди, то очевидно, что хотя бы раз почти каждый оператор ТО выдал на такой автомобиль диагностическую карту. Однако все закрывают на это глаза…

Но вернёмся к процессу доказательства. Очевидно, что отсутствие чётких требований к установлению экологического класса создаёт тем самым неимоверную коррупционную составляющую, в том числе развязывает руки органам ГИБДД, которые начинают требовать от владельцев разного рода доказательственные материалы. Интересно, что перечень документов, которые могут быть приняты к рассмотрению для внесения сведений о ТС есть, он присутствует в п. 39 «Положения о паспортах транспортных средств». Там написано, что эти сведения заполняются «…на основании ОТТС, СБКТС, а при их отсутствии … на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц и иных документов». Разберемся по порядку. Итак, где простому владельцу автомобиля можно взять ОТТС? Оригинал этого документа хранится либо у изготовителя (для ТС российского производства), либо у его официального российского представительства (для ТС, изготовленных за пределами РФ). Проблема лишь в том, что изготовители и их представители крайне редко выдают заверенные копии своих одобрений владельцам автомобилей. Это и понятно: по их мнению, ОТТС является документом внутренним, и его содержание составляет коммерческую тайну, а потому оно может быть официально затребовано только по запросу надзорных органов. К сожалению, в ГИБДД себя этими запросами утруждать не спешат, а заинтересованные собственники ТС практически лишены такой возможности.

Между тем, есть одна проблема, которая всплывает уже после того, как вам всё-таки удалось (если удалось!) заполучить копию ОТТС, распространяющегося на ваш автомобиль. Если у вас, к примеру, 15–20-летний «европеец», то в его одобрении, выданном Госстандартом России в те же годы, сведения об экологическом классе будут указаны косвенно – в таблице Приложения № 1 (Сводный лист) в виде «экологических» Правил ЕЭК ООН с той или иной поправкой, подтверждение выполнения требований которых и будет обозначать соответствующее «Euro». Но эту идентификацию может провести только специалист по сертификации. «Гаишник» же, не обнаружив на титульном листе ОТТС графу «Экологически класс» (напомню, она появилась только в ОТТС, выданных с 21 апреля 2006 года), в 99% случаев скажет, что такое одобрение типа не годится. Значит, придётся обращаться за экспертизой, которая подтвердит наличие сведений о конкретном экологическом классе в конкретном ОТТС (об этом чуть далее).

Второй документ – СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции ТС). Это относительно свежий сертификационный документ, появившийся в связи со вступлением в силу в сентябре 2010 года первого (ещё российского) технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств (утверждён постановлением Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 г.). СБКТ выдаётся на единичные ТС, в том числе б / у, которые завозятся из заграницы. Для нашей темы это мало актуальный документ в силу молодости этой процедуры и в силу того, что если на автомобиль было выдано СБКТС, значит, ПТС также выдавался на основании этого свидетельства. А раз так, то и экологический класс в паспорте должен быть прописан. Совершенной глупостью выглядят порой требования со стороны отдельных сотрудников ГИБДД для подтверждения экологического класса предоставить СБКТС на автомобиль, скажем, 1998 года выпуска, российский ПТС на который выдан, например, в 2003 году (т. е. ввезён бывший в употреблении иностранный автомобиль), поскольку свидетельство выдаётся на автомобиль для получения разрешения на выпуск в обращение, а выпуск в обращение и есть выдача ПТС. Следовательно, нельзя получить разрешение на выпуск в обращение после того, как этот выпуск уже был официально произведён.

Теперь обратимся к официальным справочникам, характеристикам и таблицам. Это весьма расплывчатое определение в целом понятно всем отраслевым специалистам. Если переводить на простой язык, то владелец ТС может обратиться с официальным запросом к изготовителю и его представителю, который в письменной форме ответит, что такой-то конкретный автомобиль с таким-то VIN-кодом, согласно данным изготовителя, имеет такой-то экологический класс. Подобные официальные письма пишутся пачками, причём чаще всего изготовители / представительства за это не берут никаких денег (правда, не все – некоторые всё же пытаются на этом спекулировать и имеют утверждённые прейскуранты на такую услугу). На самом деле, это самый простой способ для владельца, если бы не одно «но». Когда только появились в Москве первые ограничения по экологии, многие собственники, чтобы их обойти, предъявляли в ГИБДД такие справки с «немного завышенным» экологическим классом. Непонятно, как такое получалось: то ли фирменные бланки и печати подделывали, то ли за неофициальное «вознаграждение» изготовители шли навстречу и приписывали лишнего. Но такие факты были выявлены, причём, как рассказывают, в немалых количествах. С тех пор сотрудники в погонах с этими справками дел не имеют и отправляют собственников за ОТТС или на экспертизу.

Экспертное заключение – это тот самый вариант, который скрывается за «иными документами». Сейчас сеть Интернет пестрит подобными предложениями. Чаще всего мелкие коммерческие конторы предлагают «установить» за деньги нужный экологический класс (сейчас максимально требуемый «третий», но кому-то достаточно и «второго»), выдавая красивые бумажки с громкими названиями типа «Экологический сертификат», «Свидетельство экологической безопасности» и т.д. – кто во что горазд. В технадзоре ГИБДД про это тоже знают, поэтому обычно отправляют за подобным заключением в более-менее солидные организации, например, НАМИ. Такое заключение может быть очень актуально, если нет возможности самостоятельно найти ОТТС или если в этом ОТТС на титуле не прописан экологический класс.

Вся проблема заключается в том, что, к сожалению, одновременное наличие ОТТС, экспертного заключения и даже письма от изготовителя вовсе не гарантируют того, что в ГИБДД вам поставят в ПТС отметку об экологическом классе. В кулуарах поговаривают, что они сейчас просто боятся это делать, поскольку есть негласное указание сверху очистить рынок от старых «рыдванов». Безусловно, это, мягко говоря, не совсем законно. Поэтому если вы столкнулись с отказом со стороны ГИБДД при наличии подтверждающих экологический класс документов, то единственный способ решения конфликта – это подавать в суд. Шансы на успех здесь действительно велики, потому что любой отказ надо будет аргументировать в юридическом поле, а крыть здесь «гаишникам», как правило, нечем.

Правила ЕЭК ООН в отношении экологической безопасности ТС и их применяемость

Правила ЕЭК ООН № Категория ТС Тип двигателя Объект нормирования
24 M, N Дизели Видимые загрязняющие вещества (твёрдые частицы, сажа – PT)
49 M1, M2, N1 N2 (контрольной массой более 2160 кг) и M3 N3 Дизели и газовые двигатели (СПГ и КПГ) Газообразные загрязняющие вещества (СО, СН, NO)
83 M1, M2, N1 N2 (контрольной массой не более 2160 кг) Дизели, бензиновые и газовые Газообразные загрязняющие вещества (СО, СН, NO)
96 Тракторы и внедорожная мобильная техника Дизели Газообразные (СО, СН, NO) и видимые (сажа) загрязняющие вещества

Как узнать свой «EURO»?

Допустим, до момента обращения в ГИБДД вы решили самостоятельно выяснить, к какому экологическому классу относится ваш автомобиль. Или решили проверить, грамотно ли была проведена экспертиза, за которой вы обратились в компетентную организацию. Стоит сразу отметить, что по внешнему виду двигателя даже эксперт-автотехник не сможет гарантированно определить это. Особенно, если речь идёт о пограничных классах, например, Euro 1 / Euro 2 или Euro 2 / Euro 3. Связано это со многими причинами и, в первую очередь, с тем, что все отличия в конструктиве таких двигателей и их систем будут спрятаны внутри и невооруженному взгляду незаметны. Именно поэтому существует целая процедура идентификации на основе расшифровки маркировки, которая в обязательном порядке наносится изготовителем на каждый автомобиль и его двигатель. На основе этой маркировки можно безошибочно определить экологический класс.

Если говорить про грузовики известных европейских брендов «большой семёрки», то все они проходили (да и сейчас проходят) процедуру сертификации у себя на родине. Результаты её могут быть оформлены в двух вариантах – в виде Сообщения об официальном утверждении типа (в соответствии с Правилами ЕЭК ООН, признаваемыми странами-участницами Женевского соглашения 1958 г., в т. ч. и Россией), либо в виде Одобрения типа (в соответствии с Директивами Евросовета). В зависимости от этого на двигателе (а в некоторых случаях и на кабине) будет стоять та или иная маркировка с буквой и порядковым номером страны, выдавшей подтверждающий документ, обведёнными кружком: «Е» – для Правил ЕЭК ООН и «е» – для Директив ЕС. Там же в строчке указывается номер Правил / Директив и порядковый номер Сообщения / Одобрения.

Обычно маркировка представляет собой нестираемый стикер или металлическую пластину, которые наклеиваются (приклёпываются) на видном месте: на головке блока цилиндров (например, у Renault) или на электронном блоке управления двигателем (например, у Volvo или Mercedes-Benz), или в проёме правой двери кабины (например, у MAN). Кстати говоря, эти же номера Сообщений / Одобрений прописываются в Сводном листе ОТТС, что позволяет сопоставить, можно ли применить данное ОТТС к конкретному автомобилю.

Соотношение Правил ЕЭК ООН и Директив ЕС, требования которых идентичны

Экологический класс Правила ЕЭК ООН № Директивы ЕС
Euro 0 24-03 72/306 в редакции 89/491, 97/20, 2005/21
49-01 88/77 в редакции 91/542
83-02А (или -03А, -04А) 70/220 в редакции 91/441
Euro 1 24-03 72/306 в редакции 89/491, 97/20, 2005/21
49-02А 88/77 в редакции 96/1А
83-02А (или -03А, -04А) 70/220 в редакции 91/441, 93/59
Euro 2 24-03 72/306 в редакции 89/491, 97/20, 2005/21
49-02В 88/77 в редакции 96/1В
83-03В (или -04В) 70/220 в редакции 94/12, 96/69-98/77
Euro 3 24-03 72/306 в редакции 89/491, 97/20, 2005/21
49I-03 (или -04) 88/77 в редакции 1999/96А, 2001/27А или 2005/55А, в том числе в редакции 2006/51А, 2006/81А
83-05А 70/220 в редакции 94/12, 98/69А, 1999/102А, 2001/01А, 2001/100А, 2002/80А, 2003/76А
Euro 4 24-03 72/306 в редакции 89/491, 97/20, 2005/21
49-04В1 88/77 в редакции 1999/96В1, 2001/27В1 или 2005/55В, в том числе в редакции 2006/51В, 2006/81В или 2005/55С, в том числе в редакции 2006/51С, 2006/81С
83-05В 70/220 в редакции 94/12, 98/69В, 1999/102В, 2001/01В, 2001/100В, 2002/80В, 2003/76В
Euro 5 24-03 72/306 в редакции 89/491, 97/20, 2005/21
49-04В2 88/77 в редакции 1999/96В2, 2001/27В2 или 2005/55D, в том числе в редакции 2006/51D, 2006/81D или 2005/55E, в том числе в редакции 2006/51E, 2006/81E или 2005/55F, в том числе в редакции 2006/51F, 2006/81F или 2005/55G, в том числе в редакции 2006/51G, 2006/81G
83-04C 70/220 в редакции 94/12, 98/69С, 1999/102С, 2001/01С, 2001/100С, 2002/80С, 2003/76С

Требования Директив ЕС и Правил ЕЭК ООН в отношении экологии гармонизированы.

К сожалению, далеко не все модели автомобилей проходили в своё время подтверждение на «Euro». Например, грузовики американских, японских и китайских марок 1990-х и начала 2000-х годов официально не поставлялись в страны Евросоюза и в Россию, а значит, не были омологированы. Внутренние же нормативы этих стран по экологии не сопоставимы с Правилами ЕЭК ООН. Это означает, что подтвердить экологический класс таких автомобилей на основе экспертизы документов и идентификации маркировки нельзя, и единственный легальный способ установить их «Euro» – это проводить реальные замеры по методике Правил ЕЭК ООН.

В России единственная (!) аккредитованная техническая служба, которая имеет право проводить подобные экологические испытания – это Центр испытаний НАМИ (он же НИЦИАМТ или Дмитровский автополигон). Но такие испытания для б / у автомобиля просто не имеют никакого практического смысла, потому что, во-первых, из-за уровня износа показатели вредных веществ в отработавших газах наверняка будут сильно завышены по сравнению с первоначальным состоянием новой машины, а, во-вторых, стоимость самих испытаний астрономическая (от 500 000 до 1 000 000 руб.). Так что нынешним владельцам старых International, Peterbilt и Hino пришло время искать им замену. Кстати, то же относится и к тем автомобилям, владельцы которых решили поднять экологический класс путём установки более современных моделей двигателей. Такая процедура также требует испытаний, поскольку экологический класс автомобиля устанавливается единожды его изготовителем и подтверждается при сертификационных испытаниях. Любое внесение изменений в конструкцию с целью его повышения может быть произведено только через получение соответствующего протокола испытаний аккредитованной технической службы, т. е. по той же причине на сегодняшний день не осуществимо практически. Не верьте тем заманчивым предложениям разных контор, которые предлагают оформить повышение экологического класса вашего автомобиля. Скорее всего, это мошенники.

Источник

Оцените статью