- «Био», «эко», «органик»: что есть что?
- Значение слова ЭКО. Что такое ЭКО?
- Значение слова «эко» в словарях русского языка
- Видео
- Противопоказания
- Я слышал, что есть очередь на ЭКО. Это правда?
- Дети ЭКО
- Виды ЭКО
- Когда подтверждается беременность?
- Можно ли сделать ЭКО бесплатно
- Что нужно, чтобы сделать ЭКО по ОМС?
- Как проводят ЭКО: технология экстракорпорального оплодотворения
- Три зеленых буквы: почему не стоит доверять приставке «эко» на упаковках продуктов
- Что такое самодекларации?
- «Эко», «био», «натуральный» — любые подобные заявления компаний о товарах, не подтвержденные независимой экспертизой, называются самодекларациями.
- Продажи продуктов с такими заявлениями на упаковке растут в 5 раз быстрее, чем у товаров этой же категории, но без заявлений. И 41% потребителей готовы за эти слова доплачивать.
- Что говорит закон?
- Но у нас нет ничего более конкретного, чем Закон о защите прав потребителя, который обязывает «предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора».
- Что такое экологическая сертификация?
- Самодекларации: правда или ложь?
- А вот мутные оценочные заявления вроде «экологически безопасный и чистый», «благоприятный для почвы, природы или озонового слоя», «не загрязняющий», «зеленый» недопустимы (согласно ГОСТу).
- «Ой, а мы не знали»
- В нашем магазине и сообществе бережного потребления «Осока Высокая» мы часто сталкиваемся с тем, что проекты понятия не имели, что за такими заявлениями должно что-то стоять. Но даже когда узнавали, не спешили с этим расставаться или что-то менять — ведь не запрещено.
- И дело не в том, что в России не существует экосертификации. А в том, что неподтвержденные самодекларации не запрещены законом, и есть те, кто этим пользуются.
- Информационная прозрачность — «новый черный»
- Они исключили из дизайна зеленый цвет и изображения природных элементов вроде зеленого листка, придерживаются минимализма при выборе упаковки и материалов, избегают слов «натуральный», «экологичный», «био» и «органик».
- 5 советов: что может сделать компания, чтобы завоевать экодоверие потребителя
- 8 советов: как совершать бережный выбор, если вы потребитель
«Био», «эко», «органик»: что есть что?
У покупателей возникает ощущение, что эти товары лучше других. Но так ли это на самом деле?
Маркировка «эко» не означает, что продукты полезны для человека. Эта надпись указывает на то, что в ходе производства, транспортировки, хранения, использования или утилизации товара не наносится вред окружающей среде. Иными словами, покупая эко-продукцию, вы выбираете товар, безопасный для природы, но не обязательно для потребителя.
Приставка «био» допустима на продукции переработки молока, обогащенный пробиотиками и/или пребиотиками. Это указано в ГОСТе Р 52738-2007 «Молоко и продукты переработки молока. Термины и определения». То есть только обогащенные полезными микроорганизмами (или специальными веществами, стимулирующими собственную микрофлору) молочные продукты могут иметь маркировку «био». Все остальное – лишь маркетинговый ход производителей.
А вот знак «органик» дает покупателям гарантию безопасности. Он говорит о том, что в продукте действительно нет пестицидов, антибиотиков, красителей и это проверено аккредитованным центром по сертификации. Однако получить такую маркировку непросто. Чтобы продукция считалась органической, производителю нужно соблюсти множество правил.
Органическая продукция должна производиться, храниться и транспортироваться обособлено от других товаров;
Исключено использование упаковки (потребительской и транспортной), которое может привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды;
Для борьбы с вредителями и болезнями растений/животных нужно использовать средства биологического происхождения. Нельзя применять агрохимикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста и откорма животных, гормональные препараты (за исключением тех, которые разрешены в России);
Также нельзя применять гидропонный метод выращивания растений и ионизирующее излучение;
Выбирать виды сельскохозяйственных животных и растений важно с учетом их адаптационных способностей и устойчивости к разным видам болезней. Запрещено использовать методы генной инженерии, клонирование, генно-инженерно-модифицированные и трансгенные организмы, а также продукцию, изготовленную с их использованием;
Все пищевые добавки, ароматизаторы, усилители вкуса, ферментные препараты, входящие в состав продукта, должны быть разрешены действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции.
Требования безопасности установлены действующим СанПиН 2.3.2.2354-08 «Дополнения и изменения N 8 к санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2002, регистрационный номер 3326) для органических продуктов, произведенных с использованием технологий, обеспечивающих их производство из сырья, полученного без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО, не подвергнутого обработке с использованием ионизирующего излучения.
Надо отметить, что Закон об органической продукции относится только к российским товарам. Отечественные компании-изготовители, не получившие сертификат соответствия, не смогут разместить на продукции российский единый знак соответствия. Однако смогут, как и ранее, беспрепятственно реализовывать свою продукцию в торговых точках, маркируя ее международным знаком.
Версия для печати | Версия для MS Word | Защита прав потребителей |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, 2006-2021 г. Адрес: 660049, г.Красноярск, ул. Каратанова, д. 21 Тел.: 8 (391) 226-89-50 (многоканальный), 8 (495) 380-28-43 (для звонков из Москвы). Телефон «горячей линии»: 8 (391) 226-89-50, Телефон доверия по вопросам противодействия коррупции: 8 (391) 226-89-93, факс: 8 (391) 226-90-49 Источник Значение слова ЭКО. Что такое ЭКО?Значение слова «эко» в словарях русского языкамежд. разг.-сниж. ; = эк II Большой современный толковый словарь русского языка частица разг.-сниж. см. эк (2*). Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой (Eco) Умберто (р. 1932), итальянский ученый, писатель. Книги по истории культуры средневековья, проблемам семиотики, сборник эссе «Путешествия в гиперреальность» (1986). В романах «Имя розы» (1980), «Маятник Фуко» (1988) черты исторической, детективной, философо-этической, иронической прозы, построенной на многозначности и исторической изменчивости ключевых понятий человеческого опыта. Современный толковый словарь, БСЭ (простореч. обл.). То же, что эк. Эко вы вещь какую указали. Лесков. Толковый словарь русского языка Ушакова употребляется при указании на что-либо, вызывающее удивление, досаду, насмешку, иронию, и соответствует по значению сл.: вон какой, смотри какой ВидеоПротивопоказанияПротивопоказания делятся на абсолютные и относительные. При абсолютных ЭКО нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Например, когда у женщины нет матки. При относительных противопоказаниях ЭКО можно делать при определенных обстоятельствах — это решает лечащий врач. Например, если накануне процедуры женщина сломала руку, ЭКО перенесут. Вот общие противопоказания к проведению процедуры ЭКО:
Я слышал, что есть очередь на ЭКО. Это правда?Вообще, очереди быть не должно, но всё зависит от региона и выделенных правительством квот на ЭКО. Так называется количество процедур, которые оплачивает государство каждый год, и цифры везде разные. Например, в Подмосковье в 2020 году было В Подмосковье увеличено количество квот на ЭКО в 2020 году 6 тысяч квот. Если желающих сделать ЭКО больше, их вносят в лист ожидания. Дети ЭКОМножество исследований, в т.ч. лонгэтюдных (в течение нескольких лет), проводимых в различных клиниках мира уверенно доказали, что дети, зачатые естественным путем и «в пробирке», в медицинским плане не имеют отличий по состоянию здоровья и остальным показателям никаких статистических различий. Беременность у женщин протекала также без различий. Виды ЭКОПроцедура ЭКО включает два основных подхода:
Когда подтверждается беременность?Подтвердить факт зачатия можно уже спустя 14 дней. Беременность определяется с помощью специального анализа, измеряющего содержание гормона ХГЧ в сыворотке крови спустя 10-14 дней после переноса. Этот гормон синтезируется только клетками эмбриона. Первое УЗИ рекомендовано проводить через неделю после дня сдачи анализа на ХГЧ. Важно! В дальнейшем женщина также наблюдается специалистами. Если беременность наступила, она поддерживается препаратами, назначенными врачом. При отрицательном тесте на беременность необходимо отменить прием всех препаратов. Придет менструация, которая может отличаться от обычных менструальных выделений. Можно ли сделать ЭКО бесплатноЭКО можно сделать бесплатно по квоте. В этом случае государство оплачивает только базовую программу ЭКО. Все, что не входит в базовую программу и без чего возможно наступление беременности, пара или одинокая женщина оплачивают самостоятельно. Например, за хранение замороженных эмбрионов или донорские сперматозоиды нужно будет доплатить. Что нужно, чтобы сделать ЭКО по ОМС?Сначала мужчина должен пройти обследование у уролога, а женщина — у гинеколога. Последний даст направление к репродуктологу, если диагноз «бесплодие» подтвердится. Тот проведёт консультацию, выпишет заключение и объяснит, как правильно оформить заявку на ЭКО по полису ОМС. Обычно для этого нужно собрать документы Проведение экстракорпорального оплодотворения для жителей Московской области в 2020 году (заключение врача, ваши паспорта, страховые полисы, СНИЛС) и обратиться в местное Министерство здравоохранения. Специальная врачебная комиссия решит, направят ли вас на экстракорпоральное оплодотворение. Ответ должны дать в течение 10 дней. Если вам не хочется возиться с документами, ЭКО можно сделать и полностью за свои деньги. Но для этого тоже должны быть показания врача. Как проводят ЭКО: технология экстракорпорального оплодотворенияВопрос, как провести ЭКО — сложный и процесс — волнует многих. Цикл начинается с серии диагностических тестов, чтобы оценить факторы бесплодия пары и выяснить потенциал ЭКО как стратегию лечения бесплодия. После того, как врачами было принято решение об эффективности метода экстракорпорального оплодотворения, зрелые ооциты извлекают из яичников женщины (или по естественному протоколу, или с применением стимулирующих инъекций). При необходимости используется донорская(из ) или заранее взятая партнерская сперма. Яйцеклетки инкубируют в контейнере с физраствором и добавляют сперматозоиды для процесса оплодотворения и последующего формирования эмбриона. Источник Три зеленых буквы: почему не стоит доверять приставке «эко» на упаковках продуктовЭкологичный образ жизни давно вошел в моду, и всё больше людей обращают внимание то, насколько безопасно для окружающей среды производство продуктов, которые они покупают. Однако четкого законодательства и сертификации подобных товаров нет, и за производителями не очень-то и следят — поэтому они могут заявлять об экологичности, ничем не подкрепляя свои слова. Что такое самодекларации и как к ним относиться, рассказывает соосновательница курса бережного потребления «Теперь так», сообщества «Осока Высокая» и сервиса многоразовой оборотной посуды «Обратка» Екатерина Колчанова. Что такое самодекларации?С тех пор как мы выяснили, что ежедневное потребление влияет на окружающую среду, мы хотим знать об этом больше. А спрос, как известно, рождает предложение. «Эко», «био», «натуральный» — любые подобные заявления компаний о товарах, не подтвержденные независимой экспертизой, называются самодекларациями.Их цель одна: сформировать добавочную стоимость продукта, а проще говоря — выделяться. Сегодня у потребителя растет запрос на более полезный и экологичный продукт, а значит, мы видим всё больше самодеклараций на полках магазинов. Способов их донести тоже много: слова, знаки-маркировки, элементы дизайна или цвет (как правило, зеленый). Самые распространенные самодекларации:
И более специфичные:
Продажи продуктов с такими заявлениями на упаковке растут в 5 раз быстрее, чем у товаров этой же категории, но без заявлений. И 41% потребителей готовы за эти слова доплачивать.Заявления об экологичности пока менее популярны, чем декларирование натуральности. Но это вопрос времени. Что говорит закон?Экологическая самодекларация — явление допустимое. В России никто не оштрафует и даже не пожурит производителей за такую недобросовестность. В 2000 году вышел ГОСТ Р ИСО 14020-99 об экологических этикетках и декларациях, но соответствовать ему или нет, предприниматель решает сам. Другое дело — законы. Им должны следовать все. Но у нас нет ничего более конкретного, чем Закон о защите прав потребителя, который обязывает «предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора».И если указанный на упаковке состав проверяет Декларация о соответствии, то системы проверки других надписей на этикетках не существует. Теоретически можно написать в составе верную информацию, а на этикетке — что-то призывное или даже ложное и не привлечь к себе внимание блюстителей закона. Поэтому нам придется разбираться самим, что именно стоит за каждой самодекларацией и как это оценить. Что такое экологическая сертификация?Дела с экологическими сертификатами обстоят чуть лучше, так как выдают их независимые организации. Им важно сохранять доверие рынка и потребителей, основанное на добросовестности и прозрачности оценки. Как правило, такие организации сами мониторят рынок, не допуская незаконного использования своих сертификатов. Чтобы получить экологический сертификат, компании и их продукты подвергаются тщательному анализу. Такой анализ — дело трудоемкое, а потому дорогое. В результате экосертификация недоступна небольшим игрокам рынка. А некоторые могли бы себе ее позволить, но не проходят по требованиям. Но вряд ли только эти два барьера толкают производителей и других игроков рынка на самодекларации: зачем обращаться к экспертам, если можно просто заявить что угодно? Самодекларации: правда или ложь?Да, самодекларации — один из способов повысить ценность продукта для потребителя, иначе говоря, увеличивать продажи. Но само по себе наличие такого заявления не несет никакой информации. Самодекларация не проверяется независимыми лицами, поэтому придется узнавать самостоятельно, есть ли у производителя программа защиты окружающей среды. По идее, компания должна полностью раскрыть потребителям, чем обосновано ее заявление: какие исследования проводили, как разрабатывали свой стандарт, с кем его обсуждали и как контролируют его соблюдение. Иными словами, самодекларация — допустимое явление, если максимально точно и прозрачно прописано, какие параметры продукта и этапы его производства оцениваются и как именно. А вот мутные оценочные заявления вроде «экологически безопасный и чистый», «благоприятный для почвы, природы или озонового слоя», «не загрязняющий», «зеленый» недопустимы (согласно ГОСТу).Не говоря уже о сознательном введении покупателя в заблуждение. Такие заявления без обоснования, продвижение чего-то псевдоэкологичного и даже ненамеренный и поверхностный «экомаркетинг» с целью наживы называют гринвошингом . «Ой, а мы не знали»Гонка за продажами, усердие в ней производителей и маркетологов и растущий спрос на ЗОЖ и экологичность, к сожалению, далеко не всех ведут к осознанности. А иногда, наоборот, доводят до абсурда вроде «экологически чистого пластика», «одноразовой экопосуды» или «экобензина» (это реальные кейсы). Раз заявления об экологичности товаров ничем в России не регламентируются, то и не все производители «успели» разобраться, что же значит «экологичный». А некоторые из них — даже с тем, как правильно писать слова с «эко» (слитно). В нашем магазине и сообществе бережного потребления «Осока Высокая» мы часто сталкиваемся с тем, что проекты понятия не имели, что за такими заявлениями должно что-то стоять. Но даже когда узнавали, не спешили с этим расставаться или что-то менять — ведь не запрещено.В этом и состоит главная проблема самодеклараций: грань между позитивным настроем, незнанием и намеренным обманом (гринвошингом) зыбка. Другая сложность в том, что, как правило, именно большие компании не скупятся и пытаются обосновать самодекларации. Они готовы делиться своей технологией оценки и даже создавать собственный «зеленый бренд» экосертификации вместе с другими компаниями — но при этом мы, простые потребители, не всегда можем разобраться, насколько обоснованны аргументы, которые нам предлагают. Уместно спросить: если у вас есть ресурсы и вы уверены в том, что всё действительно «эко» — то почему бы не пройти независимую экспертизу и не получить настоящий экологический сертификат? Скорее всего, распространение самодеклараций будет продолжаться еще какое-то время. Увы, вслед за их размножением начнут расти и заведения, раздающие «экосертификаты». И дело не в том, что в России не существует экосертификации. А в том, что неподтвержденные самодекларации не запрещены законом, и есть те, кто этим пользуются.Вероятно, чаще будут также нелегально использовать экологические сертификаты — ведь поставить картинку на этикетку не проблема. Информационная прозрачность — «новый черный»Некорректное использования слова «эко», бум самодеклараций и рост псевдоэкосертификаций уже дали обратный эффект: некоторые небольшие бренды используют принципиально иную стратегию. Они исключили из дизайна зеленый цвет и изображения природных элементов вроде зеленого листка, придерживаются минимализма при выборе упаковки и материалов, избегают слов «натуральный», «экологичный», «био» и «органик».Вместо этого такие бренды:
Их маркетинг скорее просвещение, чем гонка за деньгами при перепотреблении. Как правило, такие производители активно участвуют в обсуждении социальных вопросов и защите окружающей среды. Новый тренд набирает обороты, в том числе в России. И, как и все тренды, рано или поздно окажется и в масс-маркете. Этот тренд появился в ответ на растущую осознанность покупателя. Мы всё чаще проявляем интерес не только к самому продукту и надписям на упаковке, но к тому, кто его сделал, где и как. А еще к тому, что останется после его применения и как это утилизировать. Многие готовы копать дальше корпоративного сайта, если не найдут там ответов. 5 советов: что может сделать компания, чтобы завоевать экодоверие потребителя
8 советов: как совершать бережный выбор, если вы потребитель
Единственная в России экосертификация, которая проводит экологическую оценку продуктов по всему жизненному циклу, — «Листок жизни». Маркировка органических продуктов в России: Наиболее популярные международные сертификаты:
Источник |