- Лития по усопшим для мирян — значение и текст
- Почему важно молиться за усопших
- Лития – это усердное моление к Богу
- Лития по усопшим для мирян — как и зачем
- Лития по усопшим для мирян с русским переводом
- Псало́м 90
- Тропа́рь, глас 4-й:
- Седа́лен, глас 5-й:
- Конда́к, глас 8-й:
- И́кос:
- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Пс. 24:13
- Свт. Афанасий Великий
- Прав. Иоанн Кронштадтский
- Блж. Феодорит Кирский
- Евфимий Зигабен
- Лопухин А.П.
- Прот. Григорий Разумовский
Лития по усопшим для мирян — значение и текст
Почему важно молиться за усопших
Согласно христианскому вероучению, смерть – это не конец человеческого существования, а его переход в Вечность. И повлиять на загробную участь своей бессмертной души человек может только при жизни. После смерти помочь его душе могут лишь молитвы и добрые дела живых людей. Лития по усопшим для мирян является одним из выражений мольбы Богу за душу умершего человека.
Человек обладает свободой воли, способностью раскаиваться и нравственно меняться, только когда его духовная и земная сущности составляют одно целое. Физическая смерть разделяет эти две человеческих составляющих: тело уходит в землю, а душа находится в духовном мире. И её загробное состояние определяется тем духовным обликом, который был сформирован при жизни. Праведники стремились очиститься от греха и приблизиться к Господу. Поэтому после смерти они пребывают с Богом. Нераскаявшиеся души сознательно отвергали Истину, Бог им был не нужен. Господь не может насильно принять их к Себе. Поэтому грешники после смерти находятся во власти тёмных сил. Человек осознаёт причины своей духовной погибели, но раскаяться, поменяться уже не способен.
Однако «мертвым помогают приношения, совершаемые живыми» (Творения святого преподобного Ефрема Сирина, том 3). Христиане поминают умерших церковной и домашней молитвой, а также добрыми делами (например, милостыней). Таким образом проявляется любовь и сострадание к усопшему. И милосердный Бог откликается на наши мольбы, облегчая загробную участь грешников. Христиане верят, что некоторые грешники будут вымолены и помилованы Богом на Страшном Суде. Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что поминовение усопших
«установил Дух Святый, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга» («Православное догматическое богословие»).
Лития – это усердное моление к Богу
Слово «лития» с греческого переводится как «моление». В древности это была молитва, совершаемая во времена бедствий. Позднее лития начала приобретать торжественный характер и совершаться на церковные праздники. Сегодня лития является частью богослужений. Также совершается лития по усопшим для мирян в домашних условиях и на кладбище без священника. Наследием праздничных «молений» является лития перед литургией. Покаянные же мотивы присутствуют в литиях на вечерне и утрени.
Литии совершаются в притворе храма или за его пределами. Это призвано напомнить о нашем недостоинстве молиться в Доме Божьем.
Богослов Михаил Скабалланович отмечает что таким образом
«Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир… с целью молитвенной миссии в этом мире» (Толковый Типикон, часть 2).
Нередко лития соединяется с молебном или крестным ходом.
Лития по усопшим для мирян — как и зачем
Заупокойная лития – что это? Так называют отдельный вид литии – краткую службу у тела усопшего. Христианское погребение подразумевает отпевание усопшего в храме и предание тела земле. Отпевание, как правило, совершается в храме. В исключительных случаях – на кладбище или на дому. Заупокойная лития служится дома над телом усопшего перед его выносом в храм для отпевания. Лития по усопшему может служиться в церкви и после погребения. Существует также лития по усопшим для мирян дома. Её православным христианам можно самостоятельно читать келейно или на кладбище, над могилой умершего.
Лития по усопшему содержит мольбы к Богу и пресвятой Богородице даровать новопреставленной душе покой и прощение всех грехов. Выражается упование на безграничное Божье милосердие. Господь прославляется как воскресший из мертвых Искупитель наших грехов, Победитель смерти и ада. Лития по усопшим для мирян также содержит 90-й псалом. В нем выражается упование на защиту Бога от видимых и невидимых врагов.
Лития по усопшим для мирян с русским переводом
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Душе́ и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Молитва Святому Духу не читается от Пасхи до Дня Святой Троицы.
Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (три́жды)
Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам долги́ на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё, да придёт Царство Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Придите, поклонимся Царю нашему, Богу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему.
Псало́м 90
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́, и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стре́лы летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши.
Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́. Я́ко а́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень ногу́ твою́. На а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́; с ним есмь в ско́рби, изму́ его́, и просла́влю его́; долгото́ю дний испо́лню его́, и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится. Скажет Господу: «Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него». Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от вести тревожной. За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его. Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днём; от опасности, во тьме блуждающей, от несчастья и демона полуденного. Падёт рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся. Только очами твоими посмотришь и воздаяние грешников увидишь.
Ибо Ты, Господи, надежда моя! Всевышнего сделал ты прибежищем твоим. Не подступится к тебе зло, и бич не приблизится к шатру твоему, ибо Он Ангелам Своим заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, – на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и дракона. «Ибо на Меня он уповал, и избавлю его, прикрою его, ибо он познал имя Моё. Призовёт Меня, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, долгоденствием исполню его и явлю ему спасение Моё».
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (три́жды)
Тропа́рь, глас 4-й:
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу раба́ Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.
Со духами праведных скончавшихся душу раба Твоего [или: рабы Твоей], Спаситель, упокой сохраняя её в блаженной жизни, той, что у Тебя, Человеколюбец.
В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.
В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои обретают покой, упокой и душу раба Твоего [или: рабы Твоей], ибо Ты Один – Человеколюбец.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Ты еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́мый, Сам и ду́шу раба́ Твоего́ упоко́й.
Ты – Бог наш, сошедший во ад и муки узников прекративший, Сам и душу раба Твоего [или: рабы Твоей]упокой.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мени ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́.
Единая чистая и непорочная Дева, Бога во чреве носившая неизреченно, ходатайствуй о спасении души раба Твоего [или: рабы Твоей].
Седа́лен, глас 5-й:
Поко́й, Спа́се наш, с пра́ведными раба́ Твоего́, и сего́ всели́ во дворы́ Твоя́, я́коже есть пи́сано, презира́я, я́ко Благ, прегреше́ния его́ во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Человеколю́бче.
Конда́к, глас 8-й:
Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего [или: рабы Твоей], там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.
И́кос:
Сам Еди́н еси́ Безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка, земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже повеле́л еси́, Созда́вый мя и реки́й ми: я́ко земля́ еси́, и в зе́млю отъи́деши, а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.
Ты Сам – один бессмертный, сотворивший и создавший человека: мы же, смертные, из земли были созданы, и в ту же землю пойдем, как повелел Ты, создав меня и сказав мне: «Ты земля, и в землю отойдешь», куда все мы, смертные, пойдем, надгробное рыдание претворяя в песнь «Аллилуия, аллилуия, аллилуия!»
Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Приснобла́же́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
Достойно есть поистине восхвалять Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога Слово родившую, истинную Богородицу, Тебя прославляем.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Го́споди, поми́луй (три́жды), благослови́.
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (и́мя), и сотвори́ ему́ ве́чную па́мять.
Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшему рабу Твоему, и сотвори ему вечную память!
Душа́ его́ во благи́х водвори́тся, и па́мять его́ в род и род.
Душа его [или: её] среди благ водворится, и память его [или: её] в род и род.
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 24:13
Свт. Афанасий Великий
Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю
И семя его наследит землю; разумеет дела, послужившие ему к тому, чтобы наследовать мысленную землю. Соделаются же они семенем мужей добрых, под которыми разумеет рожденных по Богу.
Толкование на псалмы.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю
См. Толкование на Пс. 24:12
Блж. Феодорит Кирский
Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю
См. Толкование на Пс. 24:12
Евфимий Зигабен
Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю
Душа его во благих водворится
Душа, говорит, боящегося Господа, по выходе ее во время смерти из тела, очутится среди тех благ, которых не видело око человека и не слышало ухо, как говорит Павел.
И семя его наследит землю
У Евреев вожделенным предметом было деторождение. Посему здесь Давид поощряет людей к страху Божию обещанием деторождения, как бы говоря так: боящиеся Бога будут иметь много детей, которые будут наследниками земли и вообще всего имущества, принадлежащего их родителям. Можно разуметь здесь и умственное семя—учение и учащихся оному учеников. В сем отношении Давид говорит, что спасется не тот, который просто боится Господа, но дети по духу и ученики Его наследуют землю кротких.
Лопухин А.П.
Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю
См. Толкование на Пс. 24:12
Прот. Григорий Разумовский
Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю
Источник