- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Пс. 24:13
- Свт. Афанасий Великий
- Прав. Иоанн Кронштадтский
- Блж. Феодорит Кирский
- Евфимий Зигабен
- Лопухин А.П.
- Прот. Григорий Разумовский
- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Пс. 24:12
- Прав. Иоанн Кронштадтский
- Блж. Феодорит Кирский
- Евфимий Зигабен
- Еп. Ириней (Орда)
- Лопухин А.П.
- Прот. Григорий Разумовский
- Псалом 24
- Вам может быть интересно:
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 24:13
Свт. Афанасий Великий
Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю
И семя его наследит землю; разумеет дела, послужившие ему к тому, чтобы наследовать мысленную землю. Соделаются же они семенем мужей добрых, под которыми разумеет рожденных по Богу.
Толкование на псалмы.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю
См. Толкование на Пс. 24:12
Блж. Феодорит Кирский
Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю
См. Толкование на Пс. 24:12
Евфимий Зигабен
Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю
Душа его во благих водворится
Душа, говорит, боящегося Господа, по выходе ее во время смерти из тела, очутится среди тех благ, которых не видело око человека и не слышало ухо, как говорит Павел.
И семя его наследит землю
У Евреев вожделенным предметом было деторождение. Посему здесь Давид поощряет людей к страху Божию обещанием деторождения, как бы говоря так: боящиеся Бога будут иметь много детей, которые будут наследниками земли и вообще всего имущества, принадлежащего их родителям. Можно разуметь здесь и умственное семя—учение и учащихся оному учеников. В сем отношении Давид говорит, что спасется не тот, который просто боится Господа, но дети по духу и ученики Его наследуют землю кротких.
Лопухин А.П.
Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю
См. Толкование на Пс. 24:12
Прот. Григорий Разумовский
Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 24:12
Прав. Иоанн Кронштадтский
Ст. 12-13 Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю
Боящимся Бога Господь помогает идти по благому пути, который они избрали: Он просвещает их ум и совесть для того, чтобы они уразумели и усвоили себе законы Господни. Следствием богобоязненности или исполнения заповедей Божиих для души нашей бывает внутренний мир и чистая, святая радость, так что душе человека богобоязненного бывает очень хорошо, благо: душа его во благих водворится. Так как человек богобоязненный есть верный слуга Творца мира и всех людей и споспешествует намерению Божию распространить верных, любящих чад Божиих, наследников Царствия Небесного, то Господь умножает от него потомство на земле, так что от множества иногда нельзя и сосчитать его: и семя его наследует землю.
Дневник. Том I. 1856.
Блж. Феодорит Кирский
Ст. 12-13 Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, его же изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю
Отсюда начинает Пророк наставление, предлагает полезный совет, и боящимся Господа обещает всякое о них промышление. И поелику много различных родов жизни благочестивой, жизнь монашеская и обшежительная, жизнь пустынная и городская, жизнь частная и военная, царственная и промышленная, мореходная, земледельческая и другие многие и разные роды жизни; в каждом же роде жизни можно угождать Богу: то не без причины изрекло пророческое слово: «кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, его же изволи», то есть, в том роде жизни, какой решился человек проводить, даст ему приличные и сообразные законы. Так божественный Иоанн Креститель вопрошавшим мытарям, что им делать, советовал, не брать больше установленнаго, и воинам – никого не обижать, довольствоваться оброками, то есть, определенною пищею (Лк.3:12–14). Так божественный Апостол предписал в отношении друг к другу законы рабам и господам, детям и родителям, мужьям и женам (Еф.6). Посему исполнившим сии законы пророческое слово обещает и наслаждение души благами, и благословение семени. Ибо «душа его во благих водворится, и семя его наследит землю». И поелику чадородие и то, чтобы оставить по себе наследников, всего вожделеннее Иудеям, а тоже самое желательно и ныне избирающим жизнь общественную; то Пророк побуждает с сего восходить к деланию добродетели.
Евфимий Зигабен
Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи
Кто есть человек бояйся Господа
Не многие, говорит, найдутся такие, которые боялись бы Господа. Если же и найдутся; то послушай, какие воздаяния обещаются им.
Законоположит ему на пути, его же изволи (который он избрал)
Различны пути спасающихся, или, по Феодориту, роды жизни: например, иной род жизни общежительной, иной отшельников и молчальников, иной трудящихся и иной созерцателей, а других еще другой. Но все сии роды жизни ведут человека к Богу. Итак, какой род жизни не изберет боящийся Бога, в том будет Бог и наставником ему учащим, что должен он делать, как мы изъяснили это выражение — «законоположит» — выше. А под страхом Божиим ты должен понимать не просто сим именем выражаемый, но сердечный и всю душу наполняющей.
К сему можно присовокупить слова Феодорита: Так Божественный Иоанн Креститель, когда вопрошали его мытари, что должно делать, советовал—ничего не брать сверх приказанного; воинам же никому не докучать, но быть довольными своим хлебом, то есть, определенным им пайком. Так и Божественный Апостол дал соответственные законы и рабам и господам, и детям и отцам, и женам и мужьям.
Еп. Ириней (Орда)
Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи
Всякому (кто есть человек бояйся Господа – каждому человеку и проч.), кто боится Его, Бог дает руководство, внутреннее указание, как идти путем закона, на который уже вступил он; а хождение путем закона Божия привлекает особенную милость Божию и надежную опору (державу Господь) во всякой опасности. Поелику же псалмопевец искренно стремится идти путем закона и поелику он, укрепляясь испрашиваемою благодатию, надеется в будущем также вполне совершенно поступать пред Богом, то он уверен, что Бог и в настоящем его бедствии не оставит без Своей помощи. С смелою надеждою он взирает на Господа, умоляя Его призреть на него в его тяжелом и опасном положении, защитить его угнетаемого от бедствий и освободить от них.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Лопухин А.П.
Ст. 12-14 Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю. Держава Господь боящихся его, и завет его явит им
Здесь перифраз основной мысли Второзакония, по которой верный Богу будет наслаждаться как духовными благами, так и внешне-материальными. — «Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им», т. е. Господь настолько близко становится к благоговеющим пред Ним, что сообщает им все, скрытое от других. Здесь нужно разуметь непосредственное воздействие Бога на человека сообщением ему откровения и внутреннее руководство им.
Прот. Григорий Разумовский
Ст. 12–13 Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю
Если есть человек, боящийся Господа, как бы так говорит пророк, то пусть знают, какие воздаяния ему обещаются. Во-первых, Сам Господь укажет ему в Своем законе правила, как проходить тот путь, который он избрал, или, что то же, как проводить тот род жизни, который ему предназначен. В жизни человека различны бывают состояния, или так называемые роды жизни и соответственные им звания; таковы, например, звания и состояния: городское, сельское, воинское, купеческое, крестьянское, духовное, монашеское, мирское и проч. Каждому человеку или по рождению и воспитанию предназначено то или другое звание и состояние, или он сам избирает таковое по своему изволению. И для каждого из этих состояний есть особые законы и правила, основанные на законоположениях Божественных. Человек верующий и боящийся Бога, руководствуясь в своем образе жизни указанными ему правилами и законами, идет, значит, по пути, узаконенному Богом. И наоборот, человек, нарушающий правила и законы своего звания, уклоняется от истинного пути, указанного ему Богом, и тем самым обнаруживает недостаток страха Божия или совершенное безверие. Во-вторых, душа благочестивого и богобоязненного человека исполнится благ, будет наслаждаться благами беспрерывно, – во благих водворится, т.е. будет пребывать, жить среди благ, которые уготованы «боящимся и любящим Бога» (1 Кор. 2:9). И не только будущими благами будет наслаждаться душа боящегося Бога, но и в настоящей жизни она не лишится благоденствия. Радость ли, утешение пошлет ему Бог – он с благодарностью будет наслаждаться ими, или, наоборот, попустит на него скорби и горести – он перенесет их с терпением и также с благодарностью в уповании и ожидании будущего воздаяния. Следовательно, в том и другом случае он благодушествует: любящим Бога, по слову апостола, «вся поспешествуют во благое» (Рим. 8:28), и самые скорби обращаются в радость. В-третьих, не только сам боящийся Бога будет благополучен и во благих водворится, но и семя его наследит землю, т.е. потомство его будет пользоваться правами благословения Божия, данного Богом Аврааму и его потомкам, или, что то же, будет жить на земле спокойно, и никто не причинит ему зла.
Объяснение священной книги псалмов.
Источник
Псалом 24
1. Псалом Давиду. «Псалом сей, – говорит бл. Феодор., – имеет вид молитвы. Некоторые утверждали, что в нем предсказывается плен и изъясняли оный, как изреченный пленными, имея в виду окончание псалма ст. 22 167 . Но думаю, что псалом сей изречен бл. Давидом, когда видел многие восстания врагов. Посему и приводит себе на память прежние и новые грехи, и умоляет об избавлении от них». Псалом писан на Еврейск. – акростихом, по порядку Еврейских букв.
1. К Тебе Господи, воздвигох душу мою. С Евр.: «К Тебе, Господи, возношу душу мою». Возносить душу к Богу значит: молить Его, возлагать на Него надежду, сильно желать Божией помощи (См. Иер. 22:27 ; Втор. 24:15 ). «Это говорят, как обратившиеся уже от идолослужения», говор. св. Афанасий.
2. Ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Т.е., «не постыдятся все, возложившие уже упование на Бога, и соделавшиеся славными» (Св. Афан.).
3. Да постыдятся беззаконнующии вотще. «Надлежит заметить, – говорит бл. Феод., – не просто о согрешающих, но о беззаконнующих вотще пророк сказал, что исполнятся они стыда; потому что не все одинаково прегрешают, но одни поползаются по какому-либо обстоятельству, или по естественной немощи, а другие услаждаются беззакониями, и придумывают новые». По св. Афанасию, здесь разумеются «пребывающие в идолослужении». С Евр.: «Да не постыдятся и все, надеющиеся на Тебя; да постыдятся беззаконнующие втуне».
4. Пути Твоя Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. Пути и стези Божии суть заповеди и определения Божии о человеке; по св. Афан. – «евангельские догматы»; по бл. Феод. – «пути, ведущие к Богу».
5. И Тебе терпех весь день. – Т.е. всегда, постоянно надеялся на Тебя, всякой день жду от Тебя помощи и вразумления. С Евр.: «Направь меня на истину Твою, и научи меня; ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякой день».
6. Помяни щедроты Твоя Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Т.е. яви мне те щедроты и милости, которые Ты обещал от века надеющимся на Тебя, Господи. С Евр.: «Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века».
7. Грех юности моея и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя. Грех юности – грехи, содеянные в юности и по неведению. «Юностию, – говорит св. Афанасий, – именует безумие, а явным безумием было время их (Евреев) идолослужения. В ином смысле разумеет грехи народа в Египте, потому что и там служили идолам. И так, не помяни ныне оных грехов, но яви человеколюбие, как был Ты человеколюбив и милостив тогда к неведущим» (Св. Афан.); «меня помяни человеколюбиво, а не грех мой» (Бл. Феод.). С Евр.: «Грехов юности моей и преступлений моих не воспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи»!
8. Сего ради законоположит согрешающым на пути. «Просветит грешников, покажет согрешающим путь» (Св. Афан.). «Яснее, – говорит бл. Феод., – перевел это Симмах: «посему укажет согрешающим путь»; потому что водясь благостию, не вдруг наказывает согрешающих, но указует им правый путь и обучает их закону покаяния, и тех, которые водятся кротостию и простотою, научает различать свойства вещей и ведет к познанию всякого Своего домостроительства». С Евр.: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь».
10. Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его. Свидения – свидетельства, – то же, что заповеди или закон, свидетельствующие о воле, о милости и истине Божией. Т.е. кто возлюбил закон Божий, постоянно поучается в нем, тот убеждается, что все пути Господни – милость и истина. С Евр.: «Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его».
11. Ради имене Твоего Господи, и очисти грех мой, мног бо есть, – т.е. тяжек грех первородный, не иначе очищается, как только крещением (Бл. Иерон.). Другие разумеют известное преступление Давида. Т.е. поелику Ты именуешься милостивым и человеколюбивым, то ради этого имени, а не ради одного моего раскаяния, очисти грех мой, ибо он велик и тяжек, Ты един можешь его очистить, уничтожить. С Евр.: «Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое; ибо велико оно».
12. Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи.
13. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю. Т.е., кто боится Господа, тот имеет Господа наставником, Который указывает ему верный путь жизни или, по бл. Феод. – в том роде жизни, какой решился человек проводить, Господь даст ему приличные и сообразные законы; душа его водворяется во благих, т.е. спокойно и постоянно наслаждается благами; семя его наследит землю, т.е. получает благословение потомства. По св. Афан., пророк здесь «разумеет дела, послужившие ему к тому, чтобы наследовать мысленную землю».
14. Держава 168 Господь боящихся Его, и завет Его явит им. «Яснее, – говорит бл. Феод., – перевели это Симмах и Феодотион: «тайна Господня боящимся Господа, и завет Его объявит им». То же с Еврейского: «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им». По LХХ – для боящихся Господа Он есть им держава, т.е. утверждение в жизни. Господь Бог укрепляет боящихся Его, утверждает на жизненном пути, и завет Свой открывает им, т.е., по св. Афан., «завет евангельский или путь спасения».
15. Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои. Отселе Давид говорит о себе самом. «Очами, – говорит бл. Феод., – называет очи ума, которые пророк, по его словам, возводит к Господу, ясно зная, что при Его попечительности избегнет козней, устрояемых ему врагами».
16. Призри на мя, и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз. Акила: «одинок». Симмах: «один». С Евр.: «Призри на меня, и помилуй меня ибо я одинок и угнетен». «Воззри на мое одиночество и на множество осаждающих меня врагов; ибо, увидев это, без сомнения, сжалишься» (Бл. Феод.).
17, 18. Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. Ст. 18. Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя. С Евр.: «Скорби сердца моего умножились выведи меня из бед моих». Ст. 18. «Призри на страдание мое и на изнеможение мое, и прости все грехи мои». «Отовсюду окружен я многими скорбями. Поэтому, сие уничижение и бедствие, уравновесив с беззакониями моими, даруй мне оставление и прощение грехов» (Св. Афан.).
19. С Евр.: «Посмотри на врагов моих, как много их, и (какою) лютою ненавистию они ненавидят меня».
20. С Евр.: «Сохрани душу мою, и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю».
21. С Евр.: «Непорочность и правота да охраняют меня; ибо я на Тебя надеюсь».
22. Избави Боже, Израиля от всех скорбей его. Бл. Феодорит, кроме обыкновенных скорбей, разумеет гражданские бедствия и волнения, бывшие при Давиде.
«Псалом сей произносится от лица целого народа, который просит об избавлении его от плена», гов. св. Афанасий.
Держава κραταιωμα – крепость, утверждение. Пс. 27:8, 42:2 . Вульг: firmamentum.
Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.
Вам может быть интересно:
- Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 24 – архиепископ Ириней (Клементьевский)
- Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 24-го. – блаженный Феодорит Кирский
- Толковая Псалтирь – Псалом 24 – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
- Толкование на книгу Святого пророка Амоса – Глава 5 – епископ Палладий (Пьянков)
- Объяснение священной книги псалмов – Псалом 24 – протоиерей Григорий Разумовский
- Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Том I – Толкование на Апостол из посланий Апостола Павла к Римлянам, читаемый в неделю третью по Пятидесятнице (Рим.5:1–10) – архиепископ Никифор (Феотокис)
- О памяти смертной, заповедях Божиих и послушании, а также иных предметах, душеполезных – На псалмы – архимандрит Рафаил (Карелин)
- Толкование на пророка Осию – Глава 3 – святитель Кирилл Александрийский
- Беседы на Псалмы – Беседа 31 на псалом 121 – Святитель Иоанн Златоуст
- Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником – Толкование на Псалом 37 – святитель Феофан Затворник
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник