Дубление кожи и его виды
Дубление — это процесс обработки очищенной от волос и эпидермиса шкуры с целью превращения её в кожу, пригодную для изготовления туфель, ботинок или других вещей. Перед непосредственно дублением осуществляются подготовительные производственные процессы: золение, обеззоливание, мягчение. В ходе протекающего затем дубления шкура становится более пластичной, гибкой и прочной. После дубления кожу обычно окрашивают, а потом в ряде случаев проводятся ещё и финишинговые операции (например, полировка восками и/или стеклянными цилиндрами).
В этой статье мы расскажем об основных типах дубления и опишем их особенности. Будут рассмотрены варианты дубления кожи для верха обуви, а также кожи для подошв. Отдельный раздел посвящён кордовану.
Хромовое и растительное дубление кожи
В старые добрые времена для дубления шкур использовали природные агенты — обычно растительного происхождения (например, кора дуба и других деревьев, а также листья и плоды некоторых растений). Кожа, полученная с помощью таких агентов, называется vegetable tanned leather; в переводе на русский — кожа растительного дубления. У такой кожи есть фанаты, однако не стоит думать, что она самая лучшая. Для верха обуви кожу растительного дубления вообще используют редко, но зато она часто применяется для производства подкладки, стелек и подошв.
Другой вариант дубления шкур, более современный — это хромовое дубление (chrome tanning). Производители используют соли хрома, которые позволяют ускорить процесс и при этом добиться приличного результата — разумеется, если соблюдать технологию, и если исходные шкуры качественные. Кожа хромового дубления (chrome-tanned leather) часто используется для изготовления верха обуви — туфли из неё можно найти в ассортименте Berwick, Yanko, Crockett Jones, Cheaney и множества других обувных брендов. Саму технологию изобрели ещё в середине XIX века, но особенно популярной она стала в XX веке.
Особо стоит заметить, что соли хрома — это только один из возможных компонентов при современном, «химическом» дублении шкур. В ход могут идти и соли алюминия, а также альдегиды, формальдегиды (отсюда и другие термины: alum-tanned, aldehyde-tanned, formaldehyde-tanned). Классикой, однако, являются именно соли хрома — как правило, это сульфат хрома Cr2(SO4)3.
В чём заключается разница между кожей растительного дубления и кожей хромового дубления? Хромовая кожа более устойчива к внешним воздействиям, к воде, в то время как кожа растительного дубления в ходе долгого контакта с водой может потерять цвет, сморщиться, стать твёрдой.
С другой стороны, на коже растительного дубления лучше и быстрее развивается патина — по сути, это благородное старение кожи, связанное с изменением цвета на отдельных участках. Стоит быть особо внимательными в случае с очень светлыми вещами из кожи vegetable-tanned: они могут сильно потемнеть уже через полгода активного использования.
Ещё одно преимущество кожи растительного дубления, которое порой приводят её поклонники — это тот факт, что она не вызывает аллергию. Впрочем, процент людей, у которых качественная кожа хромового дубления может вызвать аллергию, очень невелик. Однако подкладку и стельки на высококачественных классических туфлях часто делают из кожи именно растительного дубления ещё и потому, что она быстрее впитывает выделяемую ступнями влагу и к тому же гигиеничнее.
Кроме того, для полноты картины следует заметить, что кожу растительного дубления можно обработать маслами и восками — для того, чтобы придать ей влагостойкость. Патина в этом случае будет развиваться и выглядеть иначе, чем в случае с незащищённой кожей растительного дубления, которую иногда называют итальянским словом vachetta («вакетта»).
Наконец, не стоит забывать ещё об одном любопытном нюансе. Высококачественная кожа хромового дубления может стоить заметно дороже посредственной кожи растительного дубления; кроме того, она может оказаться более долговечной, более красивой и более приятной на ощупь. Сам по себе факт растительного дубления кожи не позволяет считать её безупречной.
Дубление кожи для подошв и подмёток
Подошвы для классической обуви высшего класса всегда изготавливаются из кожи растительного дубления — если мы не говорим о резиновых подошвах, разумеется.
Почему в яме? Потому что на протяжении всего процесса дубления кожа несколько месяцев пребывает в ямах, заполненных растворами дубильных веществ (коры дуба, ели, мимозы), о чём мы подробно рассказывали в статье про подошвы oak bark tanned.
По сравнению с кожаными подошвами «неизвестного происхождения» у подошв oak bark tanned есть немало преимуществ. Они легче, долговечнее, более износостойкие, более водостойкие и зачастую более комфортные. Однако за все эти преимущества приходится платить, так как процесс oak bark tanning — трудоёмкий и долгий. Он может занимать от 9 до 14 месяцев. Подошвы, изготавливаемые из кожи значительно более быстрого «химического» дубления, обходятся дешевле, но могут оказаться менее износостойкими и менее влагостойкими, а также довольно тяжёлыми.
Дубление кордована
Особый случай — это кордован (cordovan), кожа, получаемая из мембраны, находящейся между эпидермисом и дермой той части лошадиной шкуры, что располагается в районе крупа.
Согласно Бернхарду Ретцелю, «на производство куска [кордовской] кожи уходит около пяти месяцев, главным образом из-за продолжительного дубления растительными веществами». У американской дубильни Horween, согласно информации на её сайте, весь процесс занимает не менее шести месяцев — и сейчас мы его вкратце опишем.
Сначала очищенные от шерсти части шкур, погружённые в раствор дубильных веществ и регулярно передвигаемые, медленно впитывают необходимые элементы в течение месяца. Составы раствора варьируется от дубильне к дубильне. Horween, например, использует кору каштана, а также кору деревьев квебрахо и некоторые смолы.
Затем части шкур извлекают и снимают с них верхний слой, чтобы убрать ненужное и оставить собственно мембрану. На протяжении следующих 30 дней мембрана находится в более концентрированном растворе дубильных веществ, чем ранее. Затем её подсушивают, вручную наносят анилиновые красители, а затем полируют стеклянными цилиндрами, чтобы добиться глянцевитой поверхности и глубины цвета. Немалый срок выделяется и на «отдых» шкуры / мембраны, что в итоге и приводит к общим временным затратам порядка 6 месяцев. Столь долгий и трудоёмкий процесс, естественно, сказывается на цене кордована — он обходится заметно дороже качественной телячьей кожи.
Источник
Виды дубления кожи
Кожа — прочный и гибкий долговечный материал, получаемый путём выделки шкур в условиях традиционного хозяйства или промышленного предприятия.
Прежде чем попасть в руки мастеру, кожа проходит долгий и кропотливый этап обработки. В частности, я хочу затронуть тему дубления. Что такое дубление кожи и для чего его делают? Дубление кожи — это процесс обработки кожи (точнее, это еще пока не кожа, а промежуточный полуфабрикат) дубильными веществами. Благодаря чему у кожи снижается влагоемкость (способность набухать в воде), повышается жесткость, прочность и упругость (в дальнейшем износостойкость).
Выделяют два основных типа дубления: растительное и хромовое. Конечно, их не только два, есть еще циркониевое, синтетическое, алюминиевое, жировое и комбинированное. Но не будем вдаваться в подробности каждого типа, так как обычному покупателю это совершенно не важно при покупке изделия из кожи. Нас больше интересует качество кожи, ее свойства — как будет дальше вести себя это изделие в процессе эксплуатации, и почему цена между типовыми изделиями имеет порой значительную разницу.
Итак, кожа растительного дубления. Мастера ее называют просто «растишка». Этот тип дубления основан на применении дубящих веществ, содержащихся в древесине, коре и листьях дуба, ивы, лиственницы и др. То есть можно сказать, что кожа растительного дубления — это полностью натуральный продукт высшего качества. Не будет лишним отметить, что процесс растительного дубления достаточно долгий и занимает примерно 12 месяцев! В основном кожу растительного дубления используют мастера, занимающиеся тиснением кожи. Потому как после увлажнения данная кожа становится пластичной и легко поддается тиснению штампами, а самое главное в дальнейшем не расправляется и отлично держит художественный рельеф, который ей придали. Но и многие мастера, не связанные с искусством тиснения и гравировки, очень любят и ценят этот материал, предпочитая работать только с ним из-за его натуральности и «живости».
Подобные изделия можно сделать только из кожи растительного дубления!
При хромовом дублении кожу обрабатывают растворами основных солей хрома. Кстати, кожевники называют ее просто — «хромка». Однако кожа хромового дубления, то есть та, что получена из шкур, обработанных более современным, «химическим» способом, — это тоже не такой уж плохой вариант. Она дольше сохраняет первозданный внешний вид и может служить многие годы. Для человека изделия из кожи хромового дубления совершенно не вредны. Большинство кожаных изделий и особенно обуви сделано как раз-таки из такой кожи. Кожа при этом типе дубления становится очень прочной, обладает мягкостью, эластичностью, достаточной тягучестью, высокой термоустойчивостью. Эта кожа очень упруга, поэтому плохо держит тиснение. По времени хромовое дубление занимает около суток и считается самым распространенным.
На фото представлена кожа хромового дубления без покрытия. В частности краст.
Все-таки скажу пару слов и о коже жирового дубления. В последнее время очень популярны стали изделия, в частности сумки, из кожи с названием Crazy Hors (в переводе «дикая лошадь»). Это кожа со шлифованной поверхностью, на которой легко остаются царапины и следы эксплуатации. Благодаря этому изделие обретает потертый, винтажный вид. Так вот, крейзи хорс — это кожа жирового дубления.
Кожа Crazy Hors.
Как отличить кожу растительного дубления от хромового? Кожа хромового дубления на срезе чаще всего имеет серый цвет, но бывает и в цвет верхнему слою кожи, если кожа прокрашена насквозь. «Растишка» на срезе телесного цвета, розоватого. В основном продают ее неокрашенную, в таком случае мастер сам окрашивает кожу в нужный цвет или просто покрывает финишем для защиты от влаги и грязи. Но иногда можно встретить в продаже кожу растительного дубления, уже окрашенную и имеющую финишное покрытие.Текстура такой кожи хорошо различима, однако видно, что над ней имеется еще один тонкий, слегка глянцевитый слой. Не всем нравится такой вид, но практически он всё-таки оправдан. «Хромка» всегда идет окрашенной и в большинстве случаев с покрытием. Но о типах и разновидностях кожи, ее покрытиях можно говорить долго и для этого лучше создать отдельную ему. Я хотела всего лишь немного разъяснить обычному покупателю, чем отличаются два самых основных вида кожи по типу дубления.
Исходя из вышесказанного, хочу еще один итог подвести. Что касаемо цены: кожа растительного дубления всегда значительно дороже кожи хромового дубления. Надо сказать, что она в меньшем количестве представлена на отечественном рынке.
В целом, решение дилеммы «какая кожа лучше — растительного или хромового дубления?» в значительной степени зависит от личных предпочтений.
Источник
Кожа.процесс дубления и классификация
Кожа — это натуральный материал, сделанный из шкур различных животных. Так же, как нет двух одинаковых животных, так и нет двух идентичных кусков кожи. Эти естественные особенности не являются дефектами, а только добавляют уникальности каждому готовому изделию. Особенно это относится к экзотической коже.
Обработка кожи, пожалуй, одно из древнейших ремесел на земле. Первобытные люди начали обрабатывать шкуры животных много тысяч лет назад. Этот процесс можно назвать самой первой обрабатывающей промышленностью. Согласно утверждениям археологов, в древнем Египте были найдены остатки кожаной одежды, которая была изготовлена еще в 13 веке до нашей эры. Из кожи изготавливали практически все. Древние люди использовали для защиты ног примитивную обувь: обматывали ноги кусками шкур животных и закрепляли кожаными полосками или жилами. Самой первой обувью человека были сандалии, которые вместо подошвы имели дощечку, привязанную к стопе кожаными ремешками.
На животных охотились с целью получения их мяса и жира, но перед применением пищи с животного следовало снять шкуру. Для этого использовались острые куски кремня, а позже – кремниевые ножи. Далее шкуры использовались для согревания тел людей и обертывались вокруг ног, являя собой первый тип ботинок. Но необработанные шкуры скоро начинали разлагаться и гнить. Было замечено, что высушивание шкур на солнце консервирует их, но в результате получался очень твердый, негибкий материал, мало пригодный для изготовления одежды. Шкуры следовало смягчить. Это было сделано посредством натирания подготавливаемой шкуры различными жирами.
Жир также помогал предотвращать промокание шкур. Данный вид обработки делал шкуры животных мягкими и эластичными. Кроме того, для обработки шкур использовалась вода, в которую добавляли различные виды коры и ягод. Было обнаружено, что после такой обработки шкур они становились значительно мягче и могли противостоять гниению. Активные вещества, содержащиеся в вытяжках из определенных растений и производящие такое воздействие на шкуры животных, называют танинами. Это был один из первых методов дубления кожи. Постепенно техника изготовления вещей из кожи совершенствовалась, предметы обихода превращались в настоящие произведения искусства.
Наверное, все народы Земли занимались кожевничеством, ведь в древности кожа была самым доступным материалом. Прясть и ткать человечество научилось гораздо позднее. Угры (группа финских народностей — финно-угорская языковая группа) шили сапоги из кожи птиц с оперением; многие племена украшали кожаную одежду и обувь вышивками шелком и золотом, драгоценными камнями, росписью, жемчугом. Индейцы закрывали швы на кожаной одежде полосками из цветных колючих чешуек рыб, чтобы швы не пропускали влагу.
Для славян кожевничество тоже было старейшим промыслом. Уже в VI-VII веках на Руси были известны различные способы выделки и обработки кож. Особенно развилась художественная обработка кожи на Севере и в Центральной России. Так, например, в городе Торжке выделывали разноцветный сафьян, изготавливали из него вышитые серебром, золотом, шелками подушки, пояса, кошельки, кисеты, обувь. До Первой мировой войны из России экспортировали эти предметы, а также некоторые виды кож, превосходившие по своим качествам европейские аналоги.
Еще следует обязательно отметить широкое использование кожи в книгопечатании. Долгое время книги писали на пергаменте — высушенной на раме телячьей коже. Кроме того, из кожи делали сами книжные переплеты.
Процессы, используемые для производства кожи в наши дни, изобретены нашими предками много тысяч лет назад. С древних времен при производстве кожи использовался процесс дубления, производимый с применением мозга животных как источника эмульгированных масел. Данный процесс известен как «индийское дубление», и эта практика все еще используется некоторыми людьми в небольших масштабах. Этот процесс дубления применяется чаще всего для выделки оленьих кож. Эта практика породила высказывание, что ‘животное имеет умственные способности, которых хватает лишь на сохранение его собственной шкуры, мертвой или живой.
Не потеряла своей актуальности кожа и в современном мире. При всем развитии техники и появлении новых синтетических материалов – кожа продолжает притягивать к себе все новых сторонников и почитателей. В наше время изделия из натуральной кожи пользуются большим спросом, несмотря на их высокую цену.
ПРОИЗВОДСТВО НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ
Обработка кожсырья
Считается, что самая высококачественная кожа делается из шкур коров (бык, теленок). Она идет на обувь, одежду, обивку мебели и др. Кожа из шкур овец или коз (овчина, козлина), в основном, используются с волосяным покровом (как мех). Кожа из свиных шкур эластична, но имеет стойкий характерный запах, поэтому ценится ниже других. Кожу из крокодила, питона, ската, страуса и других экзотических животных используют для производства кожгалантереи, одежды, обуви и других направлениях бизнеса.
Существует правило, чем выше качество шкуры, тем меньше этапов в технологическом цикле ее обработки до готовой кожи. Задача, которая ставится при переработке шкур с хорошим качеством лица (под лицом понимается верхний слой шкуры), обычно заключается в том, чтобы лицо было сохранено и, даже, подчеркнуто. На готовой продукции сохраняется натуральный рисунок лица — морщинки и поры, которые имеются на необработанной шкуре. Прикладывая ладонь к поверхности кожи с натуральным лицом (fool grain) получаешь ощущение натурального эластичного изделия.
Шкуры молочных телят (опоек), имея меньшую толщину по сравнению со шкурами взрослых животных, могут конкурировать с ними по прочности и износостойкости. Это объясняется более густой и плотной волоконной структурой шкур молочных телят. Процесс переработки шкур до готовой кожи упрощенно можно рассматривать как совокупность трех основных этапов:
Выделка кожи.
Выделка — один из самых простых способов обработки кожи, в то же время и самый древний из них.
Производство готовой кожи — довольно трудоемкий и длинный процесс, который состоит из трех основных стадий кожевенного производства:
подготовительные процессы и дубление;
химическая отделка и красильно-жировальные процессы.
1. Отмочно-зольные процессы
Сырые кожи: шкуры крупного рогатого скота, главным образом шкуры быков и коров, при этом учитываются их происхождение и весовая категория. Сырые шкуры поставляются с юга Германии и из Швейцарии, а также из других регионов: шкуры диких животных – из США, Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии и т.д., в отдельных случаях используются шкуры водяного буйвола (Индия и Индонезия), реже — телячьи и свиные шкуры.
Консервирование: Если доставка кожи не занимает много времени и предусмотрена немедленная её обработка, то кожа просто замораживается. Для всех случаев нормальной считается поставка просоленных кож.
Отмачивание: Первый этап обработки. Кожи замачивают, чтобы удалить грязь. Они вновь набирают влагу. Для смягчения используют биологические увлажняющие средства. Сначала достигается предварительная мягкость, затем – основная. После того как кожа размягчена, могут быть удалены остатки мяса.
Золение: Удаление верхнего рогового слоя кожи и волосяного покрова. На этом этапе определяют сорт кожи, что служит основой для ее дальнейшего целевого назначения. Применяемые хим. вещества: известь и сернистый натрий, которые потом нейтрализуются кислотой.
При этом ставятся в основном следующие 4 цели:
1) ослабить связи волоса и эпидермиса с дермой;
2) осуществить частичное омыление жировых веществ;
3) достигнуть достаточного набухания волокон шкуры;
4) привести шкуру в химическое состояние, необходимое для дубления.
Кроме того, условия золения и прозоленности влияют и на такие свойства готовой кожи как прочность при растяжении и влагоемкость. Прочность у кож, подвергшихся интенсивному действию зольника, всегда меньше. Это связано с разрушением связей в главной цепи (внутримолекулярных связей) при такой отработке.
Водостойкость же при интенсивной обработке зольным раствором у кож понижается, что связано с повышением их пористости.
2. Подготовительный процесс.
Сгонка шерсти. Производится на специальных волосогонных машинах. Эта операция осуществляется после золения, когда связь между волосом и дермой ослаблена. Полуфабрикат после сгонки шерсти обычно называют гольем.
Мездрение: Удаление прирезей мяса, сухожилий и подкожной жирового слоя (мездры). Мездра используется для производства технического желатина. Обработанные кожи готовы к дублению и называются «гольё».
Чистка лица. Эта операция следует после мездрения. Чистка заключается в удалении коротких волос (подседа), а также частично продуктов распада белков и жиров.
Обеззоливание и протравка: Кожа очищается от продуктов золения посредством нейтрализации, проводится деферментация – протравка. Кожа обрабатывается основательно и становится более гладкой. Золеное голье находится в состоянии нажора — сильного набухания и содержит большое количество соединений кальция, как связанных с коллагеном, так и отложившихся в виде извести и известковых солей.
Бучение: Служит подготовкой процессу минерального дубления. Голье погружают в барабаны с соляным раствором, а затем обрабатывают слабо концентрированной кислотой. Добавленные во время этого процесса дубильные вещества еще не могут воздействовать активно, но равномерно пропитывают голье.
Промывка. Промывку проводят водой для удаления солей кальция и продуктов распада белков. После промывки голье поступает в дубильные аппараты для дубления.
Двоение Wet Blue: Двоению подвергают голье, полученное из крупного сырья (бычка, яловки, бычины и т. д.). При двоении голье после золения распиливают на двоильных машинах на два слоя: верхний лицевой слой и нижний бахтармяный.
Гольё по всей поверхности разрезается по толщине на слои. Слой со следами пороков кожи срезается равномерно по всей толщине. У остальных слоев сохраняется природная неравномерность толщины. Верхний слой – будущая натуральная кожа/ Нижние слои после дубления называются спилками. Верхний слой кожи, используемый для производства кожаной мебели, подвергается дополнительному золению.
При распиливании задаются толщиной лицевого спилка, поэтому он получается с одинаковой толщиной по всей площади. Верхний спилок идет обычно для изготовления более ответственных деталей обуви, бахтармяный для менее ответственных деталей обуви и галантерейных кож.
Необходимо при этом учесть, что общая прочность спилков по сравнению с исходным гольем низкая.
Кроме вышеперечисленных подготовительных операций для некоторых видов кожи применяются дополнительно двоение, чепракование, мягчение, пикелевание.
2. 2. Дубление
Дубильный цех.
Полученное сырье обрабатывается в специальных дубильный барабанах, после чего получается хромовый полуфабрикат wet blue , который готов к использованию.
Полученное голье непригодно для изготовления обуви и других изделий. При обводнении голье сильно набухает, поглощая в больших количествах влагу и намного увеличиваясь в объеме.
Высыхание голья сопровождается резким уменьшением его объема, склеиванием его структурных элементов и изменением механических свойств. Высушенное голье становится жестким, рогообразным и ломким. Голье не устойчиво к нагреву во влажном состоянии, действию бактерий и ферментов. Таким образом, теряется форма, устойчивость материала. Чтобы избавиться от этих явлений голье дубят, т. е. обрабатывают дубильными веществами.
По современным представлениям дубление есть процесс скрепления молекул коллагена частицами дубителя (поперечное сшивание молекул)
Полученная в результате дубления кожа отличается от голья по целому раду свойств:
♦ снижается влагоемкость, поскольку теряется способность к набуханию в воде;
♦ повышается жесткость, так как при дублении за счет образования дополнительных сшивок у дермы теряется подвижность макромолекул коллагена кожи;
♦ повышается прочность структурных элементов колеи. Но при этом следует помнить, что чрезмерная продубленность, наоборот, снижает прочность. Это объясняется тем, что при продубливании выше некоторого оптимума прочность падает за счет увеличения жесткости и снижения способности к ориентации структурных элементов кожи;
♦ повышается упругость и связанная с ним износостойкость;
♦ повышается термостойкость. Это связано с повышением числа поперечных химических связей и температуры сваривания при дублении (Tcg);
♦ повышается пористость. Это объясняется тем, что дубители, проникая (вклиниваясь) в структуру дермы, разъединяют элементы структуры и в дальнейшем такое фиксируется за счет образования химических поперечных связей;
♦ повышается формоустойчивость. Это связано с тем, что дубители, образуя поперечные связи между макромолеклами коллагена, не дают возможность набухать дерме и, кроме того, не дают им сближаться и склеиваться;
♦ повышается химическая стойкость. Это связано с тем, что функциональные группы коллагена дермы блокированы дубителями;
♦ улучшается внешний вид;
♦ у дермы после дубления повышается толщина, площадь и угол наклона пучков коллагеновых волокон. Это уже говорит об экономической эффективности дубления и повышении, в частности, износостойкости подошвенных кож.
Современная теория дубления рассматривает дубление как процесс, состоящий из ряда физико-химических явлений и протекающий в две стадии. Первая стадия — диффузия дубителя в толщину голья, вторая — взаимодействие дубителя с молекулами коллагена. При этом оба процесса происходят одновременно.
Дубящие вещества классифицируются по двум группам:
1. Органические (таниды, альдегиды, жиры).
2. Минеральные (титановые, хромовые, циркониевые и алюминиевые соединения).
Основное дубление:
Хромовое дубление проводится водными растворами основных солей трехвалентного хрома, который не ядовит. Дубильные вещества глубоко проникают в кожу, что способствует её укреплению и при нормальном использовании не приведет к повреждениям. Шестивалентный хром для дубления не применяется, так как он ядовит. После проникновения хрома в обработанную кожу остатки кислоты частично вытягиваются, а хром закрепляется в волокнах кожи и тем самым нейтрализуется. Подобно проводится циркониевое, алюминиевое и титановое дубление.
Пластование и подвяливание:
Для схватывания дубильных веществ кожа раскладывается слоями и подвяливается.
Служит выравниванию толщины кожи.
Нейтрализация: оставшиеся в коже кислоты осторожно нейтрализуются гашеной известью. На последующих этапах обработки устанавливаются группы кожи.
Окончательное дубление: модификация и проявление свойств кожи с применением более сильных дубильных веществ в сочетании с основным дублением. Возможно сочетание с растительными и/или синтетическими дубильными веществами, с хромом и другими минеральными веществами.
3. Химическая отделка и красильно-жировальные процессы
На заключительной стадии химической отделки производятся следующие операции:
додубливание (используются соединениям хрома, синтаны, другие специальные средства); Окрашивание: кожи окрашиваются в красильных ваннах стойкими красителями, глубоко проникающими в волокна кожи. Используются только натуральные, нетоксичные и экологически чистые красители. Краска глубоко проникает в структуру кожи, жирование (используются жиры, масла, эмульгаторы, аммиак)
Конечным продуктом кожевенного производства является кожа, т. е. весь технологический процесс производства представляет не что иное, как превращение шкуры в готовую кожу.
Кожа растительного (альдегидного) дубления – кожа, в процессе выделки которой используется дубильная кора (отсюда и название — «дубление») и другие ингредиенты, получаемые из растений, коры деревьев и подобных источников. В результате получается эластичный материал коричневого цвета. Нужного оттенка добиваются, варьируя количество и качество применяемых ингредиентов и подбирая цвет сырья. Кожа растительного дубления не является водостойкой. При воздействии влаги она изменяет цвет, а если впитает жидкость и затем высохнет, то уменьшится в размере (“сядет”) и отвердеет, станет менее эластичной. В горячей воде данный вид кожи сильно “садится” и становится твердым, хрупким материалом, что ограничивает возможность его использования.
Кожа квасцового дубления, в процессе выделки которой используются соли алюминия, смешанные с различными связующими компонентами и белковыми веществами, например, яичным порошком и т.д. Пуристы утверждают, что кожа квасцового дубления технически является «сыромятной», а не дубленой, поскольку полученный материал будет гнить в воде. В результате использования данного процесса получаются кожи ненасыщенных тонов, но полученный материал не столь эластичен, как кожа растительного дубления.
Сыромятная кожа производится путем скобления шкуры, пропитывания ее известью и последующего растягивания во время просушки. Как и кожа квасцового дубления, сыромятная кожа технически не является «кожей», но — обычно упоминается вместе с другими формами кож. Сыромятная кожа более жесткая и ломкая, чем другие формы кожи, и используется для изготовления барабанов, а также шнуров, используемых для шнуровки или стачивания.
Вареная кожа — изделия из кожи (кожи растительного дубления), для повышения прочности погружаются в горячую воду или в кипящий воск, или подобные вещества. Исторически такая кожа использовалось как броня из-за ее твердости и легкого веса, а также использовалась для книжных переплетов.
Для выделки кожи хромового дубления, изобретенного в 1858 году, используется сульфат хрома и другие соли хрома. Эта форма кожи более мягкая и эластичная, чем кожа растительного дубления. Кроме того она не изменяет цвет и не теряет форму при воздействии воды, как кожа растительного дубления.
Кожа (обычно кожа растительного дубления) может смазываться определенными маслянистыми веществами для улучшения ее водостойкости. Это увеличивает количество природных жиров, находящихся непосредственно в коже, которые вымываются в процессе эксплуатации кожаных изделий, которые могут подвергаться интенсивному воздействию влаги. Частое смазывание кожаных изделий жиром норки, очищенным маслом или подобными веществами, сохраняет мягкость кожи и увеличивает срок эксплуатации изделия.
Производство готовой кожи.
Производство готовой кожи — довольно трудоемкий и длинный процесс, который проходит в несколько этапов.
Покраска кожи.
Отсортированную кожу передают в красильный цех, где получают так называемый полуфабрикат Crust (краст).
Полуфабрикат сортируют и передают на дальнейшую окраску, которая осуществляется по новейшим технологиям в специальных красильных барабанах, что позволяет экономично использовать химию и деликатно обработать кожу.
Перед окраской цвет кожи зависит от способа дубления (жировое дубление — горчично-желтая окраска; хромовое – светло зеленый цвет; железное — канареечный цвет и т.д.).
Кожи, не имеющие никаких дефектов, без пятен и без личин, можно окрашивать в различные циста; кожи с пятнами окрашиваются в черный цвет. Для черной окраски кожи после дубления и промывки окрашивают, потом жируют и сушат. Для цветной окраски кожи только окрашиваются, не подвергаясь жировке, так как жир может оставить пятна.
Для окрашивания в черный цвет применяются растительные краски и анилиновые красители; для цветных кож —в настоящее время почти исключительно анилиновые красители.
Анилиновые красители делятся на основные и кислотные.
Идеально гладкая элитная кожа на данном этапе готова поступить в упаковочный цех.
Кожа, которая по тем или иным причинам не является гладкой, подвергается тиснению.
Специалисты определяют качество кожи и вид тиснения, которое поможет скрыть мелкие недостатки поверхности кож.
Применяются самые различные виды тиснения: от очень мелкого (так называемая пылевидная плита) до очень крупного (так называемая Тигина), а также шагреневое тиснение, используемое для пошива обуви специального назначения.
очень мелкое тиснение
очень крупное тиснение
Перед упаковкой и отправкой на склад готовой продукции вся кожа проходит окончательную сортировку и обмер.
Когда шкуры после процесса консервации попадают на кожевенный завод, они исследуются на предмет наличия повреждений или плохо вычиненного и законсервированного кожсырья. На данном этапе вся партия кож может быть забракована и возвращена производителю.
В свою очередь кожа классифицируется по способу окраски:
1. Окраска погружением. Складывают две кожи внутренней стороною и погружают ручным способом в 40-50° красильную ванну; при этом внутренняя сторона окрашивается лишь очень слабо. Этим способом пользуются при окраске кож небольшого размера (коз, овец, телят и др.), при небольшом их количестве.
2. Окраска в чане с широкими вращающимися лопастями. Лопасти при вращении вместе с красильной ванной вертят и кожи. При этом способе, особенно пригодном при больших количествах кож, окрашиваются обе стороны кожи.
3. Окраска в промывном барабане, закрытом вращающемся сосуде с полыми осями для добавления красящего раствора. При этом способе требуется очень «короткая» красильная ванна, так что красящие вещества очень хорошо могут быть использованы; этот способ главным образом применяется для хромовой кожи.
4. Нанесение краски при помощи щеток производится большей частью на большие шкуры. Кожа расстилается на столе, верхняя сторона хорошо смачивается, а потом наносится краска.
5. Красящие вещества. Для окраски кож, дубленных растительными дубовыми веществами, употребляют основные и кислые красящие вещества, реже субстантивные. При употреблении основных красящих веществ прибавляют 1 — 2 г уксусной кислоты на 1 л красильной смеси. Для кислых красящих веществ прибавляют 1-3г муравьиной кислоты на 1 л воды. К субстантивным красящим веществам ничего не добавляется. Во всех случаях окраска производится при 45-50°.
6. Окраска хромовой кожи. Для хромовой кожи употребляют в первую очередь кислые красящие вещества с добавлением уксусной или серной кислоты. До прибавления красящего вещества для лучшего закрепления краски кожу следует подвергнуть обработке экстрактом квебрахо. Основные красящие вещества тоже пригодны для окраски хромовой кожи; ванна из квебрахо соответственно усиливается. К субстантивным красящим веществам следует прибавить уксусную кислоту. Температура красильных ванн может доходить до 50-60°.
7. Окраска лайковой кожи. Лайковую кожу красят, как хромовую, но температура красильных ванн должна быть ниже (40-45°).
(Главным образом употребляют кислые и основные красящие вещества.)
8. Окраска замшевой кожи. При окраске замши употребляют основные краски (с глауберовой солью и уксусной кислотой) и красят при температуре в 30°. Кислые красящие вещества употребляют с добавлением глауберовой соли, при температуре красильной ванны в 40-45°.
9. Окраска лакированной кожи. а) В черный цвет. Кожу, которую хотят лакировать, закрепляют в рамку, кладут на гладкую доску и на лицевой стороне отшлифовывают куском пемзы, пока кожа не перестанет быть шершавой Далее берут хороший масляный лак, смешивают с голландской сажей и делают из этого жидкую краску, которой и мажут кожу; потом последнюю выставляют на солнце для высушивания, причем тщательно охраняют от пыли.
Сделав это, поступают как прежде, снова сушат, берут пемзу и полируют; когда кожа сделается гладкой, ее сушат в продолжение часа, после чего краску, которую наводили, смешивают с голландской сажей и жидко мажут еще 2-3 раза.
Когда она снова высохнет, берут войлок и мелко растертую пемзу и полируют до тех пор, пока кожа не сделается совершенно гладкой.
Конфигурация кож
В производстве кожи раскраиваются и имеют различные конфигурации.
Чепракование представляет разделение шкуры на топографические участки .Чепракованию подвергают крупное сырье, топографические участки которого наиболее дифференцированы по толщине и микроструктуре.
По конфигурации кожи бывают: целая кожа, полукожа, кулат, полукулат, вороток, чепрак.
Виды кож по способу отделки
Гладкие кожи
Максимально сохраняют естественный рисунок — мерею, не подвергаются тиснению вообще, либо на лицевую поверхность наносится очень мелкое — «пылевидное» тиснение. Кожи данной группы выделываются из наиболее качественного сырья с использованием самых современных химических материалов.
Шлифованные кожи
Шлифовка бахтармяной стороны и дополнительная разбивка позволяют получить «Велюр», который используется для производства спортивной, домашней и модельной обуви. Однако существуют кожи, шлифовка которых предопределена технологией их выделки — это «Нубук», который незаменим для изготовления как мужской, так и женской обуви. Вставки из цветного нубука широко используются в производстве детской обуви.
Тисненые кожи
Кожи среднего и низшего ценовых диапазонов, незаменимы для недорогой, рабочей или форменной обуви. Отличаются рисунком и глубиной тиснения. Чем мельче рисунок и глубина тиснения, тем меньшей способностью укрывать дефекты обладает данное тиснение. Все рисунки можно условно разбить на несколько категорий:
Лаковые кожи
В зависимости от свойств и цвета покрытия, кожа может приобретать самые разнообразные цветовые и органолептические свойства. Подобная кожа весьма широко используется в производстве как женской, так и мужской модельной обуви. Лаковые кожи представлены артикулами «Орион», «Наплак». На лаковую кожу может быть нанесено тиснение для получения необходимого рисунка. Обувь из лаковой кожи отлично выглядит и всегда привлекает внимание.
Спилки
На спилок наносится искусственное полимерное «лицо», имитирующее естественную лицевую поверхность. Технология изготовления спилков позволяет использовать недорогое сырье и получать отличное решение для производства недорогой обуви с качеством, близким к качеству натуральной кожи с лицевой повехностью. Ассортимент спилков с искусственной лицевой повехностью представлен артикулом «Легенда» с различными вариантами тиснения. Все варианты тиснения спилков идентичны тиснению кож с лицевым покрытием, что позволяет комбинировать их при производстве обуви (союзка — лицевые кожи, берцы, голенища — спилок). Спилки без нанесения искусственного «лица» используются для изготовления обувного подкладочного материала, пошива спецодежды.
Красты
Полуфабрикат кожи, полученный после операции барабанного крашения (отсутствует поверхностная отделка). Имеет естественный рисунок лицевой поверхности. Отсутствие отделки поверхности позволяет избежать большинство пороков, связанных с отслоением «лица» — отмином и отдушистостью. Современная обработка позволяет придать красту свойство гидрофобности, а специальное крашение — сквозной прокрас. Хорошо выделанный краст трудно отличить от кож с гладкой лицевой повехностью. Красты широко используются обувщиками для производства обуви самого разнообразного назначения.
Источник