Дорожка замуравела что это значит

Дорожка замуравела что это значит

Из того ли города из Муромля,
Из того ль села да Карочирова
Выезжал дуродний добрый молодец,
А ведь старый казак Илья Муромец.
Он заутреню тую христовскую
А стоял во граде во Муромле
И хотел попасть к обедне
В стольно-Киев-град.
Брал у батюшки, у матушки прощеньице,
10 А прощеньице, благословленьице,
Кладовал он заповедь великую:
Не съезжаться, не слетаться во чисто́м поли́
И не делать бою-драки, кроволития.
Так тут старый казак Илья Муромец
Заседлал тут своего добра коня,
А он малого бурушку косматого,
Выезжал в раздольице чисто поле.
Его путь-дорожка призамешкала,
Он не мог попасть ко городу ко Киеву,
20 А попал ко городу Чернигову.

Усмотрел под городом Черниговым
Нагнано́ там силушки черны́м-черно́,
А черным-черно как черна́ ворона́, —
Хочут черных мужичков да всех повырубить,
Хочут церкви божии на дым спустить.
Разгорелось сердце у бога́тыря,
А у старого каза́ка Ильи Муромца,
Наруши́л он заповедь великую,
Просил себе да бога на́ помочь,
30 Да пречисту пресвятую Богородицу,
Припускал коня на рать-силу великую,
Стал он силу с крайчика потаптывать,
Конем топтать да из лука́ стрелять,
Стал рубать их саблей вострою,
Своим копьем да муржемецкиим,
Притоптал он силу-рать великую.
Подъезжал ко городу Чернигову,
Отворялися ворота во Чернигов-град,
Выходят мужички черниговски
40 Да низко ему поклоняются:
«Ай же ты дородный добрый молодец!
А иди-ка ты ко мне да воеводою,
Воеводою да во Чернигов-град».
Говорит старый казак Илья Муромец:
«Ай же вы му́жички-черниговцы!
Не пойду я к вам да воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую,
Прямоезжую да в Киев-град».
Говорят ему мужички-черниговцы:
50 «Прямоезжая дорога заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела,
Замуравела дорожка ровно тридцать лет.
Как у той ли реченьки Смородинки,
Как у той ли грязи, грязи черные,
Как у той ли берёзыньки покляпоей,
У того креста Леонидова
Сидит Со́ловей-разбойничек Дихмантьев сын
На семи дубах в девяти суках.
Как засвищет Соловей по-соловьиному,
60 Закричит, собака, по-звериному,
Зашипит, проклятый, по-змеиному,
Так все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоремы цветочки отсыпаются,
А что есть людей вблизи — все мертвы́ лежат.

Прямоезжеей дорожкой есть пятьсот всех верст,
А окольною дорожкой-то всех тысяча».
Так тут старый казак Илья Муромец
Повернул коня богатырского
И поехал по раздольицу чисту́ полю́,
70 По той ли дорожке прямоезжеей.
Подъезжал ко реченьке Смородинке,
Ко той ли грязи, грязи черныей,
Ко той ли берёзыньке покляпоей,
Ко тому кресту Леонидову.
Как завидел его Соловей-разбойничек,
Засвистал Соловей по-соловьиному,
Закричал, собака, по-звериному,
Зашипел, проклятый, по-змеиному, —
Как все травушки-муравы уплеталися,
80 Все лазоревы цветочки осыпалися,
Мелки лесушки к земле да приклонялися,
А что есть людей вблизи — так все мертвы лежат.
А у старого казака Илья Муромца
А конь на корзни́ спотыкается.
Так тут старый казак Илья Муромец
Говорит коню да таковы слова:
«Ах ты волчья сыть, травяной мешок!
Ты везти не мошь и идти не хошь.
Не слыхал, что ль, посвисту соловьего,
90 Не слыхал, что ль, покрику звериного,
Не слыхал, что ль, пошипу змеиного?»
Сам берет он в руки плеточку шелко́вую,
А он бил коня по тучны́м бедрам,
Другой раз он бил меж ноги задния,
Третий раз он бил коня между́ ушей,
А удары давал всё тяжелые.
Отстегнул свой тугий лук разрывчатый,
Натянул тетивочку шелковую,
Наложил стрелочку каленую,
100 А он сам стрелке приговаривал:
«Ты просвистни, моя стрелочка каленая,
Попади ты в Со́ловья-разбойничка».
Сам спустил тетивочку шелковую
Во тую ль стрелочку каленую, —
Тут просвистнула стрелочка каленая,
Попала в Соловья-разбойника,
Попала в Соловья да во лево́й висок,

Читайте также:  Что значит непреложный закон

Сбила Соловья да на сыру землю,
На сыру землю да во ковыль-траву.
110 Как тут старый казак да Илья Муромец
Подъезжал он к Соловью близёшенько,
Захватил он Соловья да за желты́ кудри́,
Сковал он Соловью да ручки белые,
Сковал он Соловью да ножки резвые,
Привязал ко стремечку булатному,
Сам поехал дорожкой прямоезжеей,
Прямоезжеей — в стольно-Киев-град.
Тут случилось старому каза́ку Ильи Муромцу
Ехать мимо Соловьина гнёздушка.
120 У того Соловья-разбойничка
А было́ три дочери любимые.
Посмотрела в окошечко тут старша дочь,
Говорит она да таковы слова:
«Наш-то батюшка сидит да на добро́м кони,
А везет да мужика да деревенщину,
У правого у стремечка приковано».
Посмотрела в окошечко тут средня дочь,
Говорит она да таковы слова:
«Наш-то батюшка сидит да на добром кони,
130 А везет да мужика да деревенщину,
У правого у стремечка приковано».
Посмотрела тут в окошечко младша дочь,
Говорила она да таковы слова:
«Ай сестрёнушки мои родимые!
А ведь окушком вы есть тупёшеньки,
Умом-разумом вы есть глупёшеньки, —
А сидит мужик да деревенщина,
А сидит мужик да на добром коне,
Наш-то батюшка на стремени приковано».
140 — «Ай же му́жевья наши любимые!
А берите-ка рогатины звериные,
А бегите-тка в раздольице чисто́ поле́
И убейте-тка мужика да деревенщину».
Эти мужевья любимые
Берут рогатинки звериные,
Скоро-наскоро бежат да во чисто полё,
Чтоб убить им мужика да деревенщину.
Как завидел их да Соловей-разбойничек,
Скричал да Соловей да громким голосом:
150 «Ай же зятевья́ мои любимые!
А бросайте-ка рогатинки звериные,

Подбегайте к добру молодцу́ близёшенько,
Берите-тка за рученьки за белые,
За его за перстни золочёные,
Ведите-тка в Со́ловье гнёздышко,
Кормите его ествушкой саха́рнией,
Поите его питьицем медвяныим,
И дарите ему да́ры драгоценные».
Эти зятевья ль любимые
160 Побросали рогатинки звериные,
Подбегают к добру молодцу близе́шенько,
Хочут брать его за рученьки за белые,
За его за перстни за злачёные.
Как тут старый казак Илья Муромец
А он выдернул свою саблю острую,
Отрубил он им да буйны головы,
Половину он роет серы́м волкам,
А в другую половину чёрным воронам,
Сам поехал дорожкой прямоезжеей,
170 Прямоезжеей — во стольно-Киев-град.
Приезжал ко князю на широкий двор,
Сходил с коня на матушку сыру землю,
Сам идет в палаты белокаменны,
На пяту он дверь да поразмахивал,
А он крест кладет да по-писа́ному,
А поклон кладет да по-ученому,
На четыре на сторонушки поклоняется,
А князю́ Владимиру в особину,
А его всем князьям да подколенныим:
180 «Здравствуй, князь Владимир стольно-киевский!
Я приехал из города из Муромля
Послужить тебе верой-правдою.
Защищать я буду церкви божии,
Защищать я веру христианскую,
Защищать буду тебя, князя Владимира,
Со своей Апраксей-королевичной».
Говорит тут князь Владимир стольно-киевский:
«Ты откудашный дородный добрый молодец,
Ты с какой земли, да из какой орды,
190 Ты какого отца да есть матери?
По имечки тебе можно место дать,
По отечеству тебя пожаловать».
А ведь князь Владимир стольно-киевский
Только что пришел из церкви божией,
От той ли от позднеей обеденки.

Читайте также:  Любимый цветок незабудка что значит

Сидят за столичком дубовыим
На тех ли скамеечках окольныих,
Едят ествушки сахарние,
Пьют пи́тьица медвяные.
200 Говорит тут князь Владимир стольно-киевский:
«Ай же ты дородный добрый молодец,
Старый ты казак да Илья Муромец!
Ты какой дорожкой ехал в стольно-Киев-град,
Прямоезжеей али окольноей?»
Говорит старый казак Илья Муромец:
«Ехал я дорожкой прямоезжеей,
Прямоезжеей — во стольно-Киев-град».
Говорит князь Владимир стольно-киевский:
«Во глазах, мужик, ты надсмехаешься,
210 Хочешь ты пустым похвастаться, —
Где тебе проехать дорожкой прямоезжеей,
Прямоезжеей — во стольно-Киев-град!
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела да замуравела,
Замуравела да ровно тридцать лет.
Как у той ли реченьки Смородинки,
Как у той ли грязи, грязи черныей,
Как у той ли берёзыньки покляповой,
У того креста Леонидова
220 Сидит Соловей-разбойничек Дихмантьев сын.
Как засвищет Соловей по-соловьиному,
Закричит, проклятый, по-звериному,
Зашипит, проклятый, по-змеиному, —
Так все травушки-муравушки уплетаются,
Все лазуревы цветочки осыпаются,
Мелки лесушки к земле да преклоняются,
А что есть людей — так все мертвы лежат».
Говорит старый казак Илья Муромец:
«Ай же князь Владимир стольно-киевский!
230 А теперь Соловей-разбойничек на твоем дворе,
На твоем дворе, да на моем коне
У правого стремечка приковано».
Так тут князь Владимир стольно-киевский
Со всеми князьями подколенными
Пошли на широкий двор
Посмотреть на Соловья-разбойничка.
Так тут князь Владимир стольно-киевский
Одел шубку на одно плечо,
Одел шапочку соболью на одно ушко,

240 Поскорёшеньку выходит на широкий двор
Посмотреть на Соловья-разбойничка.
Увидали Соловья-разбойничка,
Ужахнулись ихние сердечушка.
Говорит тут князь Владимир стольно-киевский:
«Ай же Соловей-разбойничек Дихмантьев сын!
Засвищи-тка, Соловей, да по-соловьиному,
Закричи, собака, по-звериному,
Зашипи, проклятый, по-змеиному».
Говорит тут Соловей-разбойничек:
250 «Ай же князь Владимир стольно-киевский!
Не у тя сегодня ел и пил,
Не тя сегодня я хочу послушаться, —
Ел и пил я у каза́ка Ильи Муромца,
Его буду я и слушати».
Говорит старый казак Илья Муромец:
«Ай же Соловей-разбойничек Дихмантьев сын!
Засвищи-тка, Соловей, на полсвиста́,
Засвищи-тка, Соловей, на полкрика́,
Зашипи-тка, Соловей, на полшипа».
260 Говорит тут Соловей-разбойничек:
«Ай же ты старый казак Илья Муромец!
Запечатались мои кровавы ранушки
От того-то удара от тяжелого.
Ты налей-ка мне чару зелена вина,
Не малую стопу — в полтора ведра,
Разведи медами всё стоялыми,
Поднеси-тка мне, да Соловью-разбойничку».
Так тут старый казак Илья Муромец
Налил ему чару зелена вина,
270 Не малую стопу — в полтора ведра,
Поднес он Соловью-разбойничку,
Как тут выпил Соловей-разбойничек
Эту ль чару зелена вина,
Почуял скорую кончинушку,
Засвистел Соловей во полный свист,
Закричал, собака, во полный крик,
Зашипел, проклятый, во полный шип.
Так тут все травушки-муравушки уплетаются,
Все лазоревы цветочки отсыпаются,
280 Малы лесушки к земле да преклоняются,
А что есть людей вблизи — все мертвы лежат.
А из тех ли теремов высокиих
Все хрустальные стеко́лышки посыпались,

Читайте также:  Что значит если вирус гепатита с рнк отрицательный

А Владимир-князь да стольно-киевский
А он по двору да в кружки бегает,
Куньей шубкой да укрывается.
Говорит старый казак Илья Муромец:
«Ай же Соловей-разбойничек Дихмантьев сын!
Что же ты мо́его наказа на послушался?
290 Я тебе велел свистеть во полсвиста,
Закричать во полкрика,
Зашипеть во полшипа».
Говорит тут Соловей-разбойничек:
«Ай же старый казак Илья Муромец!
Чую я свою скорую кончинушку, —
Оттого кричал я во полный крик,
Оттого я шипел во полный шип».
Как тут старый казак Илья Муромец
Расковал он Соловья да ножки резвые,
300 Ножки резвые да ручки белые,
Захватил его за рученьки за белые,
Захватил его за перстни золочёные,
И повел его на поле на Кули́ково.
Приводил на поле на Куликово,
Положил на плаху на дубовую,
Отрубил он Соловью да буйну голову.
Половину роет-от серы́м волкам,
А вторую половину чёрным воронам.

С той поры ли стало времечко —
310 Не стало Соловья-разбойничка
На матушке святой Руси.
Да тем былиночка покончена.

Источник

Только эта дорожка короткая, заколодела дорожка, замуравела, потому что на ближней дорожке Соловей-разбойник пошаливает

Есть такая шутка про зоозащитников, которых можно опознать по дикой ненависти к людям. Так вот, перефразируя её, меня задолбали градозащитники, ненавидящие горожан.

Живу в старом районе. В нескольких сотнях метров от дома стоят два брошенных здания. Раньше это была больница. Лет 15−20 назад она переехала в более современные корпуса, а с этими по каким-то причинам не стали ничего делать.

Добротные кирпичные здания, в которых теплее, чем на улице, поначалу использовали для тусовок кто попало — от прогульщиков из ближайшей школы до бомжей и наркоманов. В итоге там обосновались криминальные элементы. Ходить мимо опасно даже днём, бывали случаи не только отжимания телефонов, но и тяжких телесных повреждений.

Несмотря на то, что путь мимо заброшек — самая короткая дорога от транспорта до наших домов, все местные жители предпочитают ходить длинной, делая крюк почти в километр. Жить хочется, знаете ли.

Попытки как-то решить проблему длятся примерно столько же, сколько она существует. Люди пишут в разные инстанции и рассказывают о ситуации… Но тут возникают те, о ком я сказала в начале истории. И начинают вопить, что это уникальные и очень ценные с исторической точки зрения корпуса, и сносить их никак нельзя. И только такие тупые и лишенные чувства прекрасного люди, как жители нашего района, могут это не понимать!

Как выглядят здания, которые два десятилетия используются таким образом, все, думаю, представляют. Уникальность и ценность тоже вызывает вопросы. Потому что вся округа застроена одновременно и по единому плану, таких зданий вокруг — хоть косой коси. К тому же, именно эти корпуса в советское время дважды перестраивались, ничего исторического, кроме стен двух нижних этажей, в них нет.

Но для наших героев любой щербатый кирпич позапрошлого века гораздо важнее каких-то там людей!

Источник

Анализ былины. План анализа былины Краткий пересказ былины. Из села Карачарово, которое находилось возле города Мурома, выехал удаленький дородный добрый молодец

Название План анализа былины Краткий пересказ былины. Из села Карачарово, которое находилось возле города Мурома, выехал удаленький дородный добрый молодец
Анкор Анализ былины
Дата 24.12.2020
Размер 52 Kb.
Формат файла
Имя файла Анализ былины.doc
Тип Документы
#163703
Подборка по базе: бизнес — план для магазина одежды.doc, реферат на тему Стратегическое планирование.docx, 1. План питания — 3 x 15 Дима.pdf, бизнес план.docx, Макроэкономическое планирование и прогнозирование (копия) (копия, дарынды план.doc, Поурочный план ТБ Л19 ТС ДОСМОРТ.doc, Бизнес план 12112019 каз — 1.doc, Черно-Белый Природа Общий Ежедневный Планировщик (1).pdf, Внутрифирменное планирование в малом бизнесе.pdf

План анализа былины

  1. Краткий пересказ былины.

Из села Карачарово, которое находилось возле города Мурома, выехал «удаленький дородный добрый молодец» по имени Илья Муромец. Утром он посетил церковь, где отстоял утреннюю службу, а затем отправился в славный город Киев. Дорога пролегала через город Чернигов, который находился под гнетом огромного числа вражеской силы. Но Илья не испугался многочисленных хорошо вооруженных воинов. Без лишних раздумий он стал «стал конем топтать да стал копьем колоть» врагов, и вскоре всех их одолел.

Местные жители были очень благодарны Илье Муромцу, которого называли своим спасителем и предлагали остаться в Чернигове в качестве воеводы. Однако богатырь не собирался оставаться, и попросил показать дорогу «в стольный Киев-град». Люди рассказали ему, что в Киев вели две дороги: длинная и короткая. Длинная дорога была спокойной, проверенной, и по ней можно было без лишних приключений добраться до Киева. Также в город вела и более короткая дорога. Но она была непротоптанная, непроезженная, потому как была невероятно опасной. На этой дороге сидел «Соловей Разбойник Одихмантьев сын», который обладал удивительным даром – он свистел так громко, что все живое в округе тут же погибало: травы и цветы осыпались, деревья к земле приклонялись, а люди, если ненароком оказывались поблизости, тут же падали замертво.

Не испугался Илья Муромец рассказов о Соловье Разбойнике, и отправился в Киев по короткой дороге. Подъехав к реке Смородине, богатырь услышал звериный рык лихого разбойника. Свист был такой силы, что даже могучий конь Ильи Муромца шел, спотыкаясь. Богатырь, прикрикнув на своего верного коня, натянул тетиву лука и выстрелил в Соловья Разбойника, «выбил право око со косицею». Пристегнув злодея к стремени, Отправился Илья в Киев.

Тем временем в «гнездышке да соловьиноем» осталось три дочери. Заметив, что их отца увез с собой богатырь, они позвали на помощь своих мужей. Зятья Соловья Разбойника решили жестоко отомстить богатырю, но разбойник велел им бросить «рогатины звериные» и пригласить Илью отобедать в их дом. Соловей понимал, что богатырь обладал невиданной силушкой, и хотел с ним договориться. Однако Илья Муромец отказался от этого предложения, и продолжил свой путь в Киев, к князю Владимиру.

Прибыв в стольный град, богатырь продемонстрировал князю и его гостям свой трофей – Соловья Разбойника. Чтобы убедиться в этом, князь Владимир приказал ему свистнуть, и разбойник свистнул во всю силу, на какую был способен. Тут же «маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались». От того свиста полегло немало народа, но князь чудом остался жив. Рассердился на Соловья богатырь, отвез его в чистое поле, где «срубил ему да буйну голову».

  1. Былинный цикл (киевский, новгородский, московский).

Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Большинством историков считается, что родина Ильи Муромца — село Карачарово под Муромом (Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Того ли города онъ Муромля, Изъ того ли нунь села да Карачаева…»

  1. Композиционные особенности:
  • прибаутки, которыми нередко начинаются или заканчиваются былины («Из того ли то из города из Мурома, из того села да Карачарова…»)
  • зачин (запев) («В славном было городе во Муроме, во большом селе, Корочарове…» «Не гром гремит, не стук стучит, говорит тут Илюшка своему батюшке».)
  • концовка («Это – первая поездка Ильи Муромца, а по тыих мест поездка дакончается»)
  • гиперболизация («У того ли города Чернигова, нагнано-то силушки черным-черно, ай черным-черно, как черна ворона. (очень-очень много)», «Соловей-разбойник кричит так, что «все травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались… (сильный свист)», «Его добрый конь да богатырский, с горы на гору стал перескакивать, с холмы на холмы стал перамахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног пускал. (лихой конь)», «Он стрелил в того-то Соловья Разбойника, ему выбил право око со косицею. (разящая сила)», «Наливал он чару зелена вина, да не малу он стопу — да полтора ведра…(огромная чаша)»)
  • «общие места» (описание пира (по большей части, у князя Владимира), седлание коня, богатырская поездка на борзом коне и др.);
  • ступенчатое сужение образа;
  • анимализм (природа – общество живых людей) – олицетворение («Дорожка заколодела, замуравела…», «Березы покляпыя…», «Травушки-муравы уплетаются…», «Лесушки приклоняются…», «С холмы на холмы перамахивать…»)
  • ретардация (замедление действия).

Приемы ретардации:

  • троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы;
  • повтор слов («калика эта старая, эта калика да седая, седая калика да плешатая»);
  • тавтологический повтор («издалече-далече», «дивным дивно», «без бою, без драки-кровопролития»);
  • синонимический повтор («биться-ратиться», «дани-пошлины»);
  • кольцо (окончание одной строки является началом другой: «А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град…»);
  • фонетический повтор: аллитерация (повторение согласных звуков) и ассонансы (повторение гласных звуков).

4. Язык былины:

  • постоянные эпитеты («удаленький дородный добрый молодец», «на добром коне», «силушка великая», «славный Чернигов-град», «стольный Киев-град», «дороженька прямоезжая», «славный богатырь да святорусский», «на сыром дубу», «посвист соловий», «покрик звериный», «темны лесушки», «плеточку шелковую», «лук разрывчатый», «тетивочку шелковеньку», «стрелочку каленую», «ко стремечку булатному», «по славному чисту полю», «в палату белокаменну»)
  • сравнения (Вражьего войска с вороньем: «Силушки черным-черно, как черна ворона». Сравнение коня с собакой: «Что ты на корни, собака, спотыкаешься?». Сравнение стопарика: «Да не малу стопу, полтора ведра». Поведение Соловья: «Закричал по-звериному, засвистал по-соловьему»)
  • параллелизмы (положительный параллелизм: «Закатилось красное солнышко за горушки высокие, за моря широкие, рассаждалися звезды частые по светлу небу, — нарождался Вольга сударь Буслаевич на святой Руси»; отрицательный параллелизм: «Да и не дождь дождит, да и то не гром гремит, а и не гром гремит, да шум велик идет, — налетела на молодого Добрынюшку змея»);
  • суффиксы (все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных: шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д. Зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым);
  • архаизмы (Град — устаревшее название города, в былине города называются Киев-град, Чернигов-град. Покляпывая — значит кривая, изогнутая, в былине покляпывая береза, то есть изогнутая береза. Заколдела — дорожка значит завалена павшими деревьями. Замуравела — дорожка значит заросла травой. Право око со косицею — око — глаз и косица –висок. На пяту значит настежь. Заутреня — называется служба в церкви, которую служили в первой полвине дня, а обедню служили во второй половине. Леванидов крест — название креста из старинной легенды, по преданию из легенды на этом кресте был распят Иисус. Верста — значит мера длины, у нас дорогу считают километрами, а раньше считали верстами. Чара вина — значит стопка. Уста сахарные — рот сладкий. Горенка — так называли комнату. Подколенныим — значит малдшим по рангу.)

5.Былинный герой (происхождение, необычность, черты характера).

Илья Муромец – богатырь, обладавший невероятной физической силой, добрый и справедливый человек, заступник всех слабых и угнетенных.

(Полное былинное имя — Илья Муромец сын Ивана.) — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. У Кмиты Чернобыльского (XVI век) Илья — Муравленин, а не Муромец, у Эриха Лассоты (XVI век) — Илья Моровлин, в некоторых былинах XVII века — Илья Мурович или Илья Муровец.

Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Кто они — во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины считается что «калики» — это Христос с двумя апостолами. Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру.

При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.

Лишь немногие былинные сюжеты с именем Ильи Муромца известны за пределами губерний Олонецкой, Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева). За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты:

В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (Илья Муромец и разбойники) или казаки (Илья Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества.

Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам, латышам, чувашам, якутам), также не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королем; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея, которого не знают былины об Илье Муромце.

Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком. Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян отношения Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру вовсе не упоминаются. Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов.

    1. Значение былины.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» — одно из произведений былинного цикла о подвигах самого почитаемого в русском народе богатыря.

Былина повествует о двух героических событиях, в которых участвует Илья Муромец: бой с войском врага – «силушкой», которой было «черным-черно», и победа над Соловьем-разбойником.

Источник

Оцените статью