Пилигримы: история сакральных путешествий
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Несмотря на то, что слово «пилигрим» уже довольно давно утратило свою былую актуальность, оно все еще присутствует в нашем активном словаре, удивляя и своей многогранностью, и количеством современных понятийных маркеров.
Сколько смысловых оттенков у этого термина сегодня и какие из них имеют для нас особое значение – разберемся по порядку.
Пилигрим — это.
Самый краткий и исчерпывающий ответ можно найти в «Словаре иностранных слов» А.Н.Чудинова. Там уточняется, что слово «пилигрим» произошло от латинской основы «peregrinus», образовавшейся в результате слияния двух частей:
- «per» – что значит «сквозь, через»;
- и «ager» – «поле, земля, область».
В итоге получился термин «peregre», который использовался в значении «вне отечества, вне дома, за границей, в чужих краях», а смысл самой основы «peregrinus» конкретизировался до понятия «иностранец, чужеземец».
Со временем – уже в романских языках, объединенных общим латинским предком, – появилось слово «pellegrino», которое использовалось как в своем непосредственном значении («богомолец, идущий к святым местам, паломник»), так и в обобщенном, более широком смысле («странник, путешественник, путник»).
Примечательно, что – согласно данным «Этимологического словаря» М.Фасмера – в русскую речь это слово проникло не из романского первоисточника, а из раннегерманских языков, где термин «pelegrîme» использовался примерно с III-IV веков.
Однако особую актуальность он приобрел гораздо позже, когда паломничество как таковое стало массовым явлением не только на Ближнем Востоке, но и в Европе.
После создания в XII веке духовно-рыцарского Тевтонского ордена, призванного защищать паломников (а на деле – бороться с нехристианами), появилось и другое понятие – пилигримы-крестоносцы.
По сути, это были участники Крестовых походов, которые «принимали крест» перед тем, как отправиться в Святую Землю.
Сами «принявшие крест» именовали свои путешествия «хождениями» и «паломничествами», но все прочие сограждане обычно называли это «пилигримством», а таких вот странствующих вероборцев – просто пилигримами.
Паломничество к святыням – как все начиналось
Идею пеших путешествий к святым местам давно и полномерно эксплуатировали практически все религии, но только на рубеже IV-V веков паломничество обрело истинно сакральный смысл, превратившись в общепризнанное доказательство набожности.
В такие походы могли отправиться представители любых сословий, что оказывало достаточно ощутимое влияние как на культуру, так и на общество в целом.
Это была так называемая эпоха Поздней Античности, основной чертой которой стала легализация христианства, осуществленная Константином Великим в Римской империи (313 год), и последующее присвоение христианству статуса государственной религии.
Церковь как орган управления только формировалась, и основные ее усилия были направлены на укрепление власти.
Понятно, что паломничество стало вполне действенным инструментом для этих целей, а священнослужители всеми силами поддерживали желание верующих отправиться чуть ли не за тридевять земель, чтобы:
- поклониться местам и реликвиям, освященным деятельностью Иисуса и/или его апостолов;
- исполнить данный богу обет, произнесенный при свидетельстве священника;
- молитвами, совершенными в святых местах, испросить у бога чудесное исцеление от недугов (как для себя, так и для своих близких);
- искупить тяжкие грехи и/или преступления;
- получить благословение;
- избавиться от сомнений и укрепиться духом.
Уже из одного только списка таких вот «богоугодных» целей можно заключить, что пилигрим – это верующий, который отправляется в паломничество по религиозным мотивам.
И таких странствующих богомольцев в те времена было очень много – в основном благодаря тонкой политике Рима, направленной на подчинение людей господствующей во всех сферах жизни религии.
Дети, вне зависимости от сословия и благосостояния семей, воспитывались не только в страхе перед карой божьей, но и на постулатах, что главное в их жизни – делать «все» во имя спасения своей души, которой не кто иной, как господь даровал бессмертие.
И первое из этого самого «все» – любить бога и беспрекословно подчиняться его служителям. Так что никому и в голову не приходило оспаривать эти первоистины, а если кто и сомневался, то выход тут же подсказывали церковники – отправиться к святым местам, чтобы укрепиться в вере.
Что касается христианских паломников, то вплоть до начала Высокого, или Классического, Средневековья (а это примерно XI-XII вв.) для них существовало только три особо значимых святыни, к которым круглый год устремлялись многолюдные потоки пилигримов, предельно изможденных из-за лишений и трудностей пеших походов:
- Святая Земля (до 1948-го – бывшая территория Палестины) – там, в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме, находились такие важнейшие христианские святыни, как Голгофа, Гроб Господень, Гефсиманский сад, Камень помазания и т.д.;
- Рим – общепризнанный европейский центр паломничества, где находятся целых семь христианских святынь, включая места погребения апостолов (Петра, Павла), двадцати двух римских понтификов и святых мучеников (Лаврентия, Себастьяна);
- Север Испании – в городе Сантьяго-де-Компостела (столице автономии Галисия) находится одна из крупнейших в Европе паломнических святынь – грандиозный Сантьягский собор. По преданию, именно здесь, на иберийских берегах, в первой половине IX века были обнаружены останки Иакова Зеведеева, апостола и ближайшего ученика Христа.
Позже, в разгар Средневековья, для паломничества к Святой Земле и некоторым европейским реликвиям начали создаваться специально организованные общества пилигримов, у которых могли быть разные атрибуты, но единая для таких сообществ эмблема: круглая двустворчатая морская раковина, нередко используемая в путешествии как компактная дорожная посуда.
Эта эмблема, будучи своеобразным символом святости, традиционно именовалась «гребешком святого Якова».
В дороге пилигримы носили ее на виду, прикрепив к головному убору, а по возвращении домой заделывали ракушку в стену своего жилища, чтобы она служила наглядным свидетельством того, что хозяин этого дома весьма набожен и благочестив, поскольку совершил путешествие к святыням.
Пилигримы в других религиях
Верующие люди, к какой конфессии они бы ни принадлежали, странствуют не только ради поклонения святыням – все они ищут душевного спокойствия и стремятся обрести хотя бы кратковременное единение с близкими по духу людьми.
В принципе, особой разницы в паломнических странствиях приверженцев разных вероучений нет, разве что святые места и реликвии отличаются.
Так, в частности, для пилигримов-мусульман существуют, помимо Иерусалима, еще два центра притяжения – Мекка со своей Заповедной мечетью (Великая Аль-Харам) и утопающая в зелени Медина со своей знаменитой мечетью Аль-Масджид-ан-Набави из нежно-розового гранита, где, по преданию, жил, проповедовал и затем был погребен сам пророк Мухаммад.
Жители Индийского субконтинента – практически все индуисты, а в этом вероучении считается большой заслугой совершить паломничество в один из семи городов, которые уже несколько тысячелетий почитаются как священные, потому что там побывал и какое-то время обитал верховный творец Вишну:
Каждый паломник, которому удастся в течение жизни посетить хоть одно из семи мест обитания четырехрукого божества, обретет ясность и свет (или, как еще индусы это называют, «особое духовное освобождение»).
Немного иначе обстоят дела с буддизмом (это что?) и ламаизмом. Здесь существует такое понятие, как кора – ритуальный обход святого места или какой-либо святыни.
По сути, это просто хождение с молитвами вокруг реликвии или молчаливое движение по часовой стрелке в цепочке других богомольцев. У буддистов этот ритуал используется и в качестве паломничества, и в качестве одного из видов медитативной практики.
Помимо этого у буддийских пилигримов, в частности, есть свои места притяжения, и основное из них – монастырь Джоканг в городе Лхаса, исторической столице Тибета.
Храмовый комплекс на территории монастыря занимает свыше 25 тыс.кв.м, а на ритуальном пути вокруг него расставлены не только молитвенные барабаны для начитывания мантр, но и множество торговых рядов, способных обеспечить всем необходимым почти два миллиона паломников, приходящих сюда ежегодно.
Вместо заключения
Ну вот, надеюсь, мы достаточно детально разобрались с прямым значением понятия «пилигрим»: кто это такие, что вынуждает этих людей отправляться в нелегкие пешие походы, куда они держат путь и что в итоге находят.
Что касается обобщенного значения этого термина, то очень многие из прагматичных современников совершают паломничества, пусть и не в том смысле, каким наделяют его религиозные паломники.
Но тем не менее практически любого человека можно назвать пилигримом, потому что у каждого из нас свои святыни и каждый из нас предпринимает к ним свое – личное, индивидуальное – путешествие, потому все мы, как и странствующие богомольцы, стремимся к духовному совершенству.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Классный текст! Нашла все ответы по теме! Спасибо!
Если у человека есть какая-то духовная цель, то любое тихое путешествие в одиночестве может помочь в ее достижении. Совершенно не обязательно выбирать места, которые по общепринятому мнению имеют какую-то силу.
Прежде всего слово ассоциируется с Индией. С местечком Варанаси, грязной рекой Ганг по которой плывут трупы умерших. Как в грязной воде совершают омовение пилигримы, а на берегу коптят кремационные костры.
Источник
Дорогой пилигримов
Путь Святого Иакова (El Camino de Santiago) – самая популярная паломническая дорога в Европе. Она проходит по северу Испании и заканчивается в испанском городе Сантьяго-де-Компостела, где находится предполагаемая могила апостола Иакова. Кто-то из пилигримов ищет в этом маршруте религиозное прозрение, кого-то манят идиллические пейзажи и выдающиеся памятники средневекового искусства. Беларуска Александра Гвоздёва рассказывает, какие подарки и откровения подарил ей этот знаменитый маршрут.
Александра Гвоздёва – изучала английскую литературу и историю в United World College Maastricht в Нидерландах. Использует то короткое время, когда одна формальная ступень образования завершена, а следующая еще не начата, для исследования вне-книжного мира и познания себя в путешествиях. Находит радость в запечатлении красоты природы, людей и их историй на полу-сломанный пленочный фотоаппарат Minolta. Ты мог(-ла) видеть ее фотографии северной Шотландии в нашей фоторубрике.
Камино сводит вместе совершенных незнакомцев с разных уголков планеты, а расстаются они крепкими друзьями
Я сидела в поезде из Парижа на юг и медленно прокручивала события назад, чтобы понять, как и почему я там оказалась. На соседних сидениях мерно посапывали шестеро моих товарищей – все свеженькие выпускники колледжа. На следующий день нам предстояло начать паломничество El Camino de Santiago.
Камино, или Путь Святого Иакова, было запланировано сразу после выпускного – поворотной точки и чрезвычайно эмоционального события в жизни каждого из нас. Религиозных причин в решении совершить паломничество не было. Скорее, были духовные. После долгой учебы вдали от дома я хотела пространства, времени и воздуха, чтобы подумать о переменах, которые приходят с осознанием взросления, чтобы пережить расставание с альма-матер вместе с близкими друзьями и прислушаться к себе, понять, чего я хочу от жизни дальше. Я рассчитывала, что горы и треккинговые ботинки – мои давние друзья – в этом мне помогут.
Местные требуют покоя и не любят, когда с ними здороваются по-английски. Лучше просто приветливо наклонить голову при встрече и идти своей дорогой.
Мои знания о Камино ограничивались статьей на вики и парой блогов, которые удалось прочитать перед сборами рюкзака. Я знала, что мы отправляемся в христианское паломничество, которое начинается на юге Франции и простирается до Сантьяго-де-Компостела, города на северо-западе Испании. Я знала, что запланировано пройти отрезок в 180 км, что у нас в запасе 8 дней. Кому-то это покажется легкомысленным, но на деле метафорический белый холст в руках в начале пути освобождает путешественника от ожиданий, позволяет ступить за пределы советов путеводителя и прожить Камино ярче, по-своему.
Книжные магазины и интернет изобилуют литературой для подготовки к паломничеству: от списков вещей и путеводителей до исторических исследований о Камино. Мы скинулись на небольшой гайд с картами тропы на каждый день, а так же со списками приютов для паломников на пути, чем были очень довольны. Маршрут разбит на 20-25-километровые отрезки. Таким образом, планировалось идти не более 7-8 часов в день. Из гайда я узнала, что в Средние века паломники отправлялись в Сантьяго, чтобы попросить об отпущении грехов, и начинали путь от своих домов. Поэтому сегодня существует много ответвлений Камино, но все они ведут в Сантьяго. Мы выбрали основной и самый популярный маршрут – Camino Frances или Французский путь.
Сamino Frances начинается на французских склонах Пиреней в городе Сен-Жан-Пье-де-Пор. По прибытии мы первым делом зарегистрировались в специальной церковной службе, где меня попросили продиктовать «Бе-ла-русь» по буквам и занесли в колонку для редких стран. Затем выдали паспорт пилигрима и радостно сообщили, что я у них первая беларуска в этом году. Такую же процедуру с поправкой на национальность прошли мои друзья из Ботсваны, Нигерии и Эстонии.
В первый день предстояло перевалить через Пиренеи и остановиться на ночь в монастыре на испанской стороне. Начало пути пролегает по стране Басков. На дороге часто встречаются лозунги вроде «Это не Испания!». В больших городах, через которые нам довелось пройти, сильны левые партии. Жители, по полям и деревням которых уже много веков идут пилигримы, традиционно советуют быть осторожными с местными. Они требуют покоя и не любят, когда с ними здороваются по-английски. Лучше просто приветливо наклонить голову при встрече и идти своей дорогой.
Один из монастырей на Камино щедро предлагает пилигримам «укрепить тело и дух» и набрать вина в самом настоящем бесплатном винном фонтане.
С легкими рюкзаками (в них не было ни палаток, ни теплой одежды, ни костровой посуды и запасов еды) подниматься в горы было просто. Но из-за позднего выхода из дома солнце было к нам немилосердно, и мы замедлялись с каждыми 100 метрами набранной высоты. Места остановок определялись красотой открывавшихся видов, поэтому переводить дух приходилось часто. На обеденном привале кто-то достал из рюкзака настоящую стеклянную банку соленых огурцов. Не меньше килограмма лишнего огуречно-рассольного веса на плечах было по-дружески высмеяно, однако с блаженством съедено, и идти стало веселее.
После пересечения весьма воображаемой французско-испанской границы, мы спустились к монастырю-приюту. Ночь в приюте обычно стоит от € 6 до € 10, за которые ты получаешь кровать в общей комнате с десятком других пилигримов, скромные удобства, почти всегда оборудованную кухню, иногда постельное белье.
После размещения встает вопрос об ужине. На пути встречается много небольших магазинчиков, в которых из расчета € 3 на человека можно купить и приготовить чудесный ужин. Завтрак и обед мы всегда так же складывали из купленных продуктов. Если нет сил после долгого дня, отправляемся в ресторанчики, которые держат местные. Там предлагают специальное – всегда питательное и сбалансированное – меню для пилигримов. В таких местах пилигримы ужинают за одним столом, разговаривают на веселой смеси разных языков и пьют вино.
Радость и специфика Камино в том, что все пилигримы, которые начали паломничество в один день, проходят один и тот же маршрут, останавливаются в одних и тех же приютах. Через пару дней после отправления мы знали в лицо всех путников, многих по именам. Кажется, в один из самых первых вечеров несколько пилигримов задержались на кухне после ужина и затянули песню. Через несколько дней пели все! Пели все, кто что помнил: американский кантри, польские народные, которым подпевала и я, ирландские баллады, немецкие, итальянские песни… Камино сводит вместе совершенных незнакомцев с разных уголков планеты, а расстаются они крепкими друзьями. Многие возвращаются.
На пятый день пути наш уже тогда добрый знакомый ирландский дедушка Джеймс отменил билеты домой, решив что пройдет Камино до конца вместо намеченных 250 км.
В один из дней мы с друзьями решили разделиться. Заблудиться трудно – путь везде обозначен желтыми стрелками и традиционными ракушками. На Камино очень безопасно, любой готов помочь, но и нарушать чужое одиночество разговором будут только после взаимной улыбки-знака и приветствия «¡Buen camino!» («Доброго пути!»). В середине пути я стала замечать мозоли на стопах и часто останавливаться, чтобы заклеить новые пластырем. Каждый проходящий считал своим долгом также остановиться, посочувствовать и предложить всю свою аптечку, чтобы помочь моим мозолям. Я улыбалась и отвечала: «¡Estoy bien, no se preocupe!» (Со мной все хорошо, не волнуйтесь!). Так я познакомилась с пожилой немкой Брумхильдой, которая выучила испанский за год до паломничества. Я осторожно спросила Брумхильду, почему она идет Камино. Та ответила, что переживает потерю сына и идет, чтобы найти внутренний мир. Брумхильда рассказывает мне, что больше всего ждет встречи с мужем через 6 недель, когда она придёт в Сантьяго.
Есть поговорка «No solo hacemos El Сamino, sino que El Camino nos hace», что дословно значит «Не только мы делаем Камино, но Камино делает нас»
Когда мой испанский укрепился до уровня «могу разговаривать о жизни», я заговорила с испанцем Хосе, который совершает Камино на велосипеде. За плошкой черешни Хосе полчаса рассказывал о языческих корнях паломничества в Сантьяго. В дохристианские времена люди шли дальше на запад, к «концу земли» мысу Финистерре. Там нужно было сжечь свою одежду и провести закат солнца в океан, что символизировало возрождение. Многие современные пилигримы доходят до Финистерре и там символично отдают свои истоптанные ботинки в дар океану.
Есть поговорка «No solo hacemos El Сamino, sino que El Camino nos hace», что дословно значит «Не только мы делаем Камино, но Камино делает нас». И это правда, которую мне почему-то трудно объяснить. Камино оставляет тебя наедине со своими мыслями, заставляет вглядываться в лица людей и учит всегда видеть доброту. Камино испытал мою дружбу с ребятами на прочность и запретил притворяться.
В этот раз Камино для меня закончился на вокзале городка Логроньо. И я чувствую, что скоро путь продолжится.
Источник