Дорический периптер что значит

Содержание
  1. Периптер
  2. Полезное
  3. Смотреть что такое «Периптер» в других словарях:
  4. Периптер
  5. Связанные понятия
  6. Упоминания в литературе
  7. Связанные понятия (продолжение)
  8. I. Периптер как ведущий архитектурный тип классической эпохи греческой архитектуры
  9. Читайте также
  10. Раздел II. История Греции в XI–IV вв. до н. э. Формирование и расцвет греческих полисов. Создание классической греческой культуры Глава V. Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI–IX вв. до н. э
  11. Поселения классической эпохи. Центральная область
  12. Поселения классической эпохи. Северная область. Рио-Бек, Ченес и Коба
  13. Поселения классической эпохи. Северная область. Стиль пуук
  14. Раздел 3 ГРЕЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
  15. ГЛАВА 16 Культура Греции классической эпохи
  16. Черный ход, ведущий к перестройке
  17. I. БАНКРОТСТВО ГРЕЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ И РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  18. Бетховен — ведущий агент?
  19. Символ классической эпохи
  20. Греческое общество классической эпохи
  21. Греческое общество классической эпохи
  22. 1. Периптер как вещь, сделанная человеком
  23. 2. Периптер рассчитан на восприятие со среднего расстояния
  24. 8. Периптер как выражение волевого напряжения
  25. 30. В истории архитектуры известно, что планы «античного» Рима эпохи Сервия Туллия «почему-то» удивительно похожи на планы московского Белого Города и московского Скородома

Периптер


Периптер. План: а — опистодом; б — наос; в — пронаос.

(греч. peripteron – окружённый колоннами, от peri – вокруг и pteron – крыло, боковая колоннада), самый распространённый тип древнегреческого храма. Сложился к нач. 7 в. до н. э. Представляет собой прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамлённое колоннадой (Парфенон, 447—38 гг. до н. э.). Храм обычно состоял из трёх частей: пронаоса (преддверия), наоса, или целлы (святилища); третья часть могла представлять либо опистодом, либо адитон. Пронаос – это полуоткрытая часть храма между входным портиком и наосом (впереди – две колонны, по бокам и сзади – стены). В наосе – центральной части здания – стояло изваяние божества. Адитон – внутреннее помещение, расположенное за наосом и соединённое с ним дверью, место хранения храмовой утвари. Опистодом, в отличие от адитона, отделялся от наоса глухой стеной, вход в него был расположен с западной стороны храма.

Читайте также:  Архип что значит это имя


Храм Афины на о. Эгина. Кон. 6 – нач. 5 в. до н. э. Реконструкция

Храмовые здания, окружённые двумя рядами колонн, называли диптерами (храм Артемиды в Эфесе, 6 в. до н. э.). Римляне строили псевдопериптеры с колоннадой, обходящей здание с трёх сторон, или с полуколоннами, отступающими от стены наполовину или на три четверти своего объёма.


План периптера: 1 – пронаос; 2 – наос; 3 – адитон

Полезное

Смотреть что такое «Периптер» в других словарях:

периптер — (гр. peripteron peri вокруг, около, возле + pteron крыло, боковая колоннада) здание, в особенности античный храм, со всех сторон окруженное колоннадой. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. периптер [гр. Словарь иностранных слов русского языка

Периптер — Периптер. План: а опистодом; б наос; в пронаос. ПЕРИПТЕР (от греческого peripteros окруженный колоннами), основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики: прямоугольное в плане здание, окруженное с 4 сторон крытой колоннадой.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПЕРИПТЕР — основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики: прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой … Большой Энциклопедический словарь

периптер — сущ., кол во синонимов: 2 • здание (45) • храм (57) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Периптер — основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики: прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

периптер — Тип античного храма, окружённого по периметру колоннадой [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN periptery DE PerípterosRinghallentempel FR périptère … Справочник технического переводчика

Периптер — (от греч. perípteros окруженный колоннами, от perí вокруг и pterón крыло, боковая колоннада) тип древнегреческого храма. П. прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой, расстояние от которой до стен Наоса равно… … Большая советская энциклопедия

Периптер — Схема древнегреческого храма типа периптер … Википедия

периптер — основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики: прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамлённое колоннадой. * * * ПЕРИПТЕР ПЕРИПТЕР, основной тип древнегреческого храма периодов архаики (см. АРХАИКА) и классики:… … Энциклопедический словарь

ПЕРИПТЕР — тип античного храма, окружённого по периметру колоннадой (Болгарский язык; Български) периптер (Чешский язык; Čeština) perípteros (Немецкий язык; Deutsch) Perípteros; Ringhallentempel (Венгерский язык; Magyar) peripterosz (Монгольский язык)… … Строительный словарь

Источник

Периптер

  • Пери́птер (др.-греч. περίπτερος — окружённый колоннами, «кругокрылый»; от περί — вокруг и πτερόν — крыло, боковая колоннада) — основной тип древнегреческого храма времён архаики и классики; прямоугольное в плане сооружение, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой. Расстояние от неё до стен наоса равно одному интерколумнию. Вокруг со всех сторон чаще всего применялся дорический ордер, колонны стояли в один ряд.

Внутри периптер обычно состоял из пронаоса и наоса (латинское целла), позади наоса обыкновенно устраивался опистодом. Как и в большинстве храмов, расположение входа традиционно было на восточной стороне. Периптер сложился к началу VII века до н. э. и стал наиболее распространённым типом храма в период архаики.

Понятие ввёл Витрувий, им же дана типология древнегреческих храмов: мегарон, простиль, амфипростиль, периптер, диптер.

Самый знаменитый из сохранившихся периптеров — Парфенон афинского Акрополя (447—438 годы до н. э.). К использованию внешних форм периптера обращались архитекторы западноевропейского классицизма, неоклассицизма и ампира XVII—XIX веков.

Связанные понятия

Ант, анта или а́нты (мн.ч. лат. antae, возможно от ante — «перед, впереди») — в архитектуре выступы продольных стен храма, обрамляющие обе стороны входа и одновременно выполняющие функцию опоры для антаблемента. Наиболее часто встречаются в пронаосах древнегреческих храмов, тип которых отсюда и получил наименование «храма в антах». При наличии колонн между антами, как, например, в фасадном портике, про колонны говорят, что они в антах.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Архитрáв, или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий троякое значение.

Источник

I. Периптер как ведущий архитектурный тип классической эпохи греческой архитектуры

I. Периптер как ведущий архитектурный тип классической эпохи греческой архитектуры

Периптер — тип греческого храма, окруженного со всех сторон колоннами. Слово «периптер» в дословном переводе значит «оперение»: колонны храма сравниваются с перьями птиц. За наружной колоннадой помещены стены, ограничивающие внутреннее пространство целлы; в ней ближе к задней стене стояла большая статуя божества, которому был посвящен данный храм. В более крупных и значительных храмах внутри целлы тоже расположены колоннады, так что форма периптера как бы перенесена и внутрь здания. Однако внутри обыкновенно устраивали два ряда колонн друг над другом, причем верхние колонны всегда были меньше нижних.

Рис. 3. Афины. Парфенон

Распространен взгляд, что греческих храмов дошло до нас очень много, что все они очень похожи друг на друга, что все они являются вариантами основной архитектурной идеи, оставшейся неизменной на протяжении столетий. Этот взгляд в значительной степени основан на существующих многочисленных систематических изложениях греческой архитектуры по отдельным архитектурным типам и ордерам. При этом обычно резко противопоставляют друг другу дорический и ионический ордеры, связывая дорический ордер со Спартой и ионический ордер с Афинами — двумя главными центрами Греции VI и V веков. Подтверждение такой концепции видят обыкновенно в различиях нравов и быта между консервативной континентальной Спартой, где господствовали крупные земельные собственники, и передовыми Афинами с их развитой промышленностью, торговлей и мореплаванием. Известна блестящая характеристика этих двух крупнейших греческих центров, набросанная Фукидидом, греческим историком V века, в его «Истории Пелопоннесской войны». Правда, в противоположность архитектурным памятникам V века в Афинах, которые знакомы нам достаточно хорошо, мы почти совершенно не знаем зданий Спарты той же эпохи. Но Фукидид говорит, что город Спарта больше похож на деревню, что в нем нет таких блестящих архитектурных памятников, как в Афинах. Фукидид предполагает, что у человека будущих поколений, который захочет представить себе былое могущество Афин и Спарты на основании архитектурных развалин того и другого города, создастся впечатление, что Афины были некогда могущественнее, чем это было на самом деле, а Спарта покажется ему менее значительной и сильной, чем она была в действительности. Однако на противопоставлении Спарты и Афин не может быть построена история классической греческой архитектуры. Нужно всегда помнить, что своего наивысшего совершенства дорический ордер достиг именно в Афинах, в Парфеноне 447–438 годов, построенном архитектором Иктином. Блестящая государственная строительная деятельность развернулась в Афинской республике в те пятьдесят лет, которые отделяют Персидские войны от Пелопоннесской войны (данный период называется «пентеконтаэтия», что по-гречески означает «период пятидесяти лет»). Эта выдающаяся строительная деятельность, сыгравшая огромную роль в истории архитектуры, составляет часть разностороннего культурного подъема, который создал в различных областях замечательные ценности, легшие в основу последующего развития человеческой культуры. Именно тогда окончательно сложилось афинское демократическое государство и были созданы выдающиеся ценности в области греческой науки и искусства. Так, например, греческая драма находит свое завершение в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. В Афины стекались со всего мира лучшие силы во всех областях культурной деятельности. Афины были тогда настоящей греческой и мировой столицей, прообразом будущих мировых городов. Они стягивали к себе все ценное, что создавали различные области Греции и Востока, усваивали все эти культурные ценности, перерабатывали их и создавали в различных областях совершенные произведения на основе своего собственного мировоззрения и своих собственных культурных запросов и потребностей. Частью этого культурного расцвета, имевшего мировое значение, было и творчество Иктина, а наиболее совершенным его созданием — Парфенон (храм Афины-Девы) на Акрополе в Афинах, который является высшей точкой развития классической греческой архитектуры. Ничего равноценного не могло быть в это время в области архитектуры в Спарте уже потому, что там не было общего культурного подъема, который можно было бы сопоставить с Афинами века Перикла. Спартанцы, как рассказывает Фукидид, были консервативны и боялись новшеств. Они держались за свои старые обычаи и чуждались чужеземных нравов. Афиняне, наоборот, перенимали отовсюду то, что казалось им хорошим и ценным, они отличались огромной инициативой, были отважными новаторами и смело шли вперед.

Рис. 4. Эгина. Храм Афины

Рис. 5. Афины. Парфенон

Рис. 6. Олимпия. Храм Зевса

Конечно, отдельные храмы архаического периода (VIII — начало V века), подготовившего классический период, да и самого классического периода греческой архитектуры, очень похожи друг на друга. Это объясняется тем, что существовал канон, т. е. установленная система расположения частей и отдельных форм храма, которая повторялась на протяжении столетий. Но в пределах этой системы различия очень велики и существенны. В зависимости от экономических и социальных процессов вкусы и потребности постоянно менялись, разнообразные конкретные условия в отдельных случаях ставили свои требования. Все это было причиной быстрого развития греческой архитектуры, которое привело к смене одних ведущих архитектурных типов другими. Кроме того, и в греческой архитектуре необходимо отличать более удавшиеся и менее удавшиеся произведения, необходимо выделить лучшие здания из общего уровня обычных построек, который в Греции был, правда, очень высок. Как в греческой литературе, как в изобразительных искусствах, так и в архитектуре Греции выступают отдельные индивидуальности, которые давали выдающиеся новые решения и прокладывали новые пути. В истории архаической и классической греческой архитектуры выделяются отдельные памятники, которые примыкают один к другому, продолжая ставить и развивать архитектурные проблемы на основе достижений своих предшественников. Очень часто мы не знаем имен зодчих наиболее выдающихся произведений греческой архитектуры. Среди этих ведущих памятников классической греческой архитектуры V века нужно особенно выделить три здания, сильно отличающихся друг от друга. Из них каждое в своем роде совершенно. Они представляют собой три основных этапа греческой архитектуры V века: так называемый храм Посейдона в Пестуме (греческом городе в Южной Италии, около Неаполя) первой половины V века (рис. 7); Парфенон на Акрополе в Афинах 447–438 гг. (рис. 8), Эрехтейон 421–407 гг. (рис. 71), там же. Эти три памятника можно до известной степени сравнить с Эсхилом, Софоклом и Еврипидом, которые в области драмы дают ступени развития, аналогичные трем перечисленным храмам. Храм Посейдона в Пестуме еще архаичен: его формы приземисты и коренасты. Колонны слишком припухлы, капители велики по сравнению с колоннами. Но в этих еще далеко не совершенных по своим пропорциям формах ощущается живое и непосредственное чувство материи — «сила земли», несколько примитивная грубоватость, которая позволила говорить об элементах фольклора в этом здании. Парфенон изысканнее и строже. Его формы проникнуты гораздо большим единством, его пропорции совершенны. Общая композиция Парфенона подтянута, части соразмерены. Эрехтейон (рис. 71) дает первую попытку нарушить канон классического храма: он открывает широкий доступ в архитектурную композицию игре ума и индивидуальной изобретательности. Храм Посейдона, может быть, лучший памятник эпохи, подготовившей греческую классику, Эрехтейон обозначает уже преодоление классической нормы, первый шаг в направлении к эллинизму (эпоха греческой культуры III и II веков, о которой речь подробно впереди). Пестумский храм расположен как бы на одном склоне развития классической греческой архитектуры, Эрехтейон — на другом. На вершине стоит Парфенон, положение которого замечательно тем, что в нем уравновешены различные тенденции греческого зодчества. В Парфеноне классический греческий идеал достиг своего наивысшего совершенства; и вместе с тем в нем уже наблюдаются новые тенденции, которые шире развернулись в Эрехтейоне и которые создали позднее эллинистическую греческую архитектуру. Положение Парфенона на гребне волны развития греческого зодчества позволяет назвать его «самым классическим» произведением греческой архитектуры V века.

Рис. 7. Пестум. Так называемый храм Посейдона

Рис. 8. Афины. Парфенон

Идея периптера зародилась давно, еще в эпоху доклассового общества. Стонхендж в Англии (рис. 370), относящийся к эпохе разложения родового строя, уже дает в камне вчерне ту комбинацию вертикальных подпор и горизонтальных балок, которая легла в основу греческого периптера. Этот мотив еще ранее, чем в Греции, разрабатывался в Египте, где так называемая «протодорическая» колонна (рис. 374) вплотную подошла, как кажется на первый взгляд, к тем проблемам, которые поставили и разрешили греческие архитекторы в дорическом ордере. На самом же деле между протодорической египетской колонной и греческим дорическим ордером имеется огромное принципиальное различие. (Об этом подробнее позднее.) Основным отличием является то, что египетские колонны представляют собой только звенья более объемлющей архитектурной композиции и в конечном счете переводят внимание зрителя на природу, истолкованную религиозно-мистически, в то время как ордер греческого храма трактован архитектором как самоцель и как главное содержание монументального здания. Однако при приближении к греческому периптеру сейчас же бросается в глаза, как его наружная масса пронизана пространством, что вытекает из основоположных для него форм ордера и колонны. Обход — открытая галерея, которую образуют колоннады периптера, — связывает наружные массы греческого храма с окружающим его пространством природы. В этом отношении греческий периптер отдаленно напоминает китайскую архитектуру; существует даже теория о параллельном происхождении греческой и китайской архитектуры от легкого жилья доклассового общества типа свайных построек, где навесы на столбах окружают примитивные здания. Глубокая принципиальная разница между легкими китайскими строениями и монументальными греческими храмами состоит, однако, в том, что в Китае главный акцент лежит на пространстве сада, которое понимается как часть природы, в то время как в греческом храме выделена в качестве его основного архитектурного содержания наружная масса, противопоставленная окружающему ее пространству.

Michaelis A. Der Parthenon, 1870; Collignon М. Le Parthenon. Paris, 1912; Gardner R. The Parthenon. New York, 1925; Lehmann-Hartleben K. Die Athena Parthenos des Phidias (Jahrbuch des deutschen archaeologischen Institute, 47), 1932; Theuer. Der griechische Peripteraltempel.

Читайте также

Раздел II. История Греции в XI–IV вв. до н. э. Формирование и расцвет греческих полисов. Создание классической греческой культуры Глава V. Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI–IX вв. до н. э

Раздел II. История Греции в XI–IV вв. до н. э. Формирование и расцвет греческих полисов. Создание классической греческой культуры Глава V. Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI–IX вв. до н. э 1. Особенности

Поселения классической эпохи. Центральная область

Поселения классической эпохи. Центральная область Типичный «город» майя классической эпохи состоит из нескольких ступенчатых платформ, на вершинах которых находятся каменные постройки. Пирамиды обычно располагаются вокруг широких дворов или площадей. Крупные центры,

Поселения классической эпохи. Северная область. Рио-Бек, Ченес и Коба

Поселения классической эпохи. Северная область. Рио-Бек, Ченес и Коба Покрытые густыми лесами пустынные области, лежащие в южной части штатов Кампече и Кинтана-Роо, представляют собой самую труднодоступную часть интересующего нас региона. По этим территориям разбросано

Поселения классической эпохи. Северная область. Стиль пуук

Поселения классической эпохи. Северная область. Стиль пуук В 1566 г. епископ де Ланда писал: «Если бы Юкатану суждено было завоевать себе славу благодаря числу, великолепию и красоте своих зданий, подобно тому как другие регионы Вест-Индии завоевали себе славу благодаря их

Раздел 3 ГРЕЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Раздел 3 ГРЕЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ Классическая эпоха, особенно ее первая половина, V в. до н. э., стала для Греции временем наивысшего расцвета античной цивилизации – полисного строя. Буквально во всех сферах жизни – политической, культурной, экономической – Эллада была

ГЛАВА 16 Культура Греции классической эпохи

ГЛАВА 16 Культура Греции классической эпохи ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ГРЕКОВ В классическую эпоху греческая культура достигает своего наивысшего расцвета. Это было непосредственно связано с окончательным оформлением классического полиса. Центральной фигурой античной

Черный ход, ведущий к перестройке

Черный ход, ведущий к перестройке Время шло, и внешнеполитическая доктрина США становилась все более и более жесткой. Республиканцы, теоретиком которых был Д. Даллес (брат будущего директора ЦРУ), раскритиковали недостаточно антикоммунистическую политику «сдерживания»

I. БАНКРОТСТВО ГРЕЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ И РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

I. БАНКРОТСТВО ГРЕЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ И РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Греческая религия [31] стала выражением духа высокоодаренного, наделенного огромным воображением народа: она отражала его социальное и интеллектуальное развитие. Основными чертами древней

Бетховен — ведущий агент?

Бетховен — ведущий агент? Почти смешное подтверждение того, что разведки не всегда знают все, дала немцам, не желая того, иранская разведка Вевак. В апреле 1994 года она арестовала немецкого гражданина турецкого происхождения Кубилая Мемили во время его отпуска в Иране по

Символ классической эпохи

Символ классической эпохи Акрополь уже не царит над городом, как это было до XIX столетия. Посреди моря современных зданий он не выделяется, как раньше, меж горных отрогов и оливковых рощ. Порой автомобильный смог размывает линии колонн настолько, что издали кажется, будто

Греческое общество классической эпохи

Греческое общество классической эпохи Греческое общество V–IV вв. до н. э. делилось на три группы, три класса. Это рабовладельцы, свободные мелкие производители, не применявшие рабский труд в своем хозяйстве, и рабы (или подневольные работники рабского типа). Подобная

Греческое общество классической эпохи

Греческое общество классической эпохи Греческое общество V–IV вв. до н. э. делилось на три группы, три класса. Это рабовладельцы, свободные мелкие производители, не применявшие рабский труд в своем хозяйстве, и рабы (или подневольные работники рабского типа). Подобная

1. Периптер как вещь, сделанная человеком

1. Периптер как вещь, сделанная человеком Вернемся к сопоставлению общего вида египетского храма в Дейр-эль-Бахри (рис. 372) и вида издали Акрополя с возвышающимся на нем Парфеноном (рис. 1). Из различного отношения того и другого памятника к природе, о котором была речь выше,

2. Периптер рассчитан на восприятие со среднего расстояния

2. Периптер рассчитан на восприятие со среднего расстояния Архитектурное произведение может быть рассчитано на восприятие главным образом издали, со среднего расстояния или вблизи; оно может быть рассчитано и на комбинированное восприятие двух или даже всех трех точек

8. Периптер как выражение волевого напряжения

8. Периптер как выражение волевого напряжения Периптер проникнут бодрящим волевым ритмом. Уже противопоставление здания окружающей природе содержит в себе скрытый призыв к действию. Монументализация человека связана со всесторонним повышением и развертыванием его

30. В истории архитектуры известно, что планы «античного» Рима эпохи Сервия Туллия «почему-то» удивительно похожи на планы московского Белого Города и московского Скородома

30. В истории архитектуры известно, что планы «античного» Рима эпохи Сервия Туллия «почему-то» удивительно похожи на планы московского Белого Города и московского Скородома Оказывается, историки архитектуры давно обратили внимание на любопытное обстоятельство.

Источник

Оцените статью