- Докатка — может ли заменить полноценное колесо?
- Что такое докатка
- Чем отличается докатка от обычного колеса
- Масса
- Типоразмеры
- Качество
- Прочность
- Какое давление должно быть в докатке
- На какую ось можно ставить докатку
- С какой скоростью можно ехать на докатке
- Сколько можно ехать на докатке
- Правила езды на докатке
- Плюсы докатки
- Минусы докатки
- Как подобрать докатку
- Что такое докатка и чем она отличается от обычного запасного колеса?
Докатка — может ли заменить полноценное колесо?
Докатка – специальное запасное колесо, предназначенное для временной установки. Заменить поврежденное колесо можно полноценной запаской или докаткой. Перед приобретением докатки следует узнать ее основные характеристики, правила установки и требования безопасности при использовании.
Что такое докатка
Запасное колесо, совпадающее по размеру с колесом основного, рабочего комплекта, но имеющее различия по ширине шины, называется аварийным колесом или «докаткой». Стандартная докатка включена в комплектацию большинства автомобилей, имеет отличительную окраску и крепится в специальном отсеке багажника.
Назначение такой запаски – самостоятельное движение до ближайшей шиномонтажной мастерской, гаража или магазина в случае прокола или повреждения автомобильной шины.
Чем отличается докатка от обычного колеса
Аварийное колесо имеет облегченную конструкцию, поскольку служит для экстренной замены поврежденного колеса основного комплекта в неблагоприятных условиях: на трассе, во время дождя или при низкой температуре воздуха.
Масса
Масса докатки значительно снижена по сравнению с массой колеса основного комплекта. Причиной этого является:
- штампованный диск имеет облегченную конструкцию и меньшую ширину;
- номинальная ширина шины меньше на 1/3;
- толщина шины меньше за счет небольшого слоя тканевого корда и высоты протектора.
Такая конструкция докатки призвана уменьшить занимаемую площадь в багажнике автомобиля и повысить удобство при установке.
Типоразмеры
Внешний диаметр аварийного колеса должен совпадать с размером колес рабочего комплекта.
Допускается в экстренных случаях установка колес с разницей в единицу, например, вместо R14 поставить R13 или R15, но при этом следует быть готовым к существенному снижению маневренности автомобиля и повышенному износу деталей подвески.
Качество
Аварийное колесо изготавливается и проходит испытание в соответствии с методами, установленными ГОСТ Р 41.64 – 99 г. «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, оборудованных запасными колесами/шинами для временного пользования». Следовательно, качество докатки соответствует требованиям безопасности, а движение на таком автомобиле достаточно комфортно, но при условии строгого соблюдения скоростного режима и времени использования.
Прочность
Способ и материалы изготовления запасного колеса предусматривают максимальный пробег докатки в 2500 – 3000 км в зависимости от производителя. До достижения этого значения аварийное колесо соответствует всем требованиям прочности и обеспечивает безопасное движение.
Цена аварийного колеса снижена за счет:
- способа производства диска – штамповка и сварка;
- материала диска – углеродная сталь;
- упрощенной технологии изготовления корда шины;
- отсутствия дополнительных вставок в конструкцию шины.
Стоимость докатки на автомобиль среднего класса варьируется в пределах 600 – 2500 рублей.
Какое давление должно быть в докатке
Рабочее или максимально допустимое давление в шинах основного комплекта и аварийного колеса указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля. Кроме того, такая информация может быть нанесена на стойку между дверями со стороны водителя или на боковую поверхность самой шины. Среднее значение составляет 4,0 – 5,5 атм в зависимости от модели автомобиля.
Важно помнить, что максимально возможное давление выше номинального рабочего на 25%.
На какую ось можно ставить докатку
Общие рекомендации производителей аварийного колеса заключаются в том, что ставить докатку необходимо на ось, не являющуюся ведущей. Однако существуют и некоторые нюансы:
- Полноприводный автомобиль. Установка временного колеса только на заднюю ось. При повреждении переднего колеса необходимо заменить его любым колесом с задней оси, а на его место поставить «докатку».
- Автомобиль с передним приводом:
- Установка аварийного колеса на переднюю ось затрудняет начало движения, увеличивает тормозной путь и снижает устойчивость автомобиля на поворотах.
- Колесо на задней оси не влияет на маневренность автомобиля и практически не влияет на торможение.
- Автомобиль с задним приводом:
- Докатка на передней оси не влияет на распределение потоков мощности, но может служить причиной увеличения тормозного пути. Вхождение в поворот рекомендуется со скорость не более 20 км/ч, особенно при неблагоприятных погодных условиях.
- Запаска, установленная за заднюю ось, мало влияет на процесс торможения, но снижает маневренность автомобиля на поворотах и требует внимания в начале движения – трогаться с места нужно медленно, не допуская рывков.
Таким образом, оптимальным решением является установка докатки на задний мост автомобиля. При отсутствии такой возможности – во время движения необходимо усилить контроль за управлением.
С какой скоростью можно ехать на докатке
Поскольку докатка по своей сути является аварийным колесом, скорость движения на автомобиле не должна превышать установленных правилами 60 км/ч, несмотря на то, что производители разрешают использовать такое колесо при скорости до 80 км/ч.
Важно помнить, что маневренность автомобиля с докаткой значительно снижена, поэтому выбирать скоростной режим следует исходя из опыта водителя и дорожных условий.
Сколько можно ехать на докатке
Если диаметр докатки совпадает с диаметром основных колес, то расстояние, которое можно на ней проехать, составляет 200 км в сухую и теплую погоду, в зимний период – не более 50 – 100 км.
Если размер докатки больше или меньше остальных колес (например основные колеса 16 диаметра, а докатка либо 15 либо 17), то путь следует сократить в два раза.
Правила езды на докатке
Основные нюансы при движении на автомобиле с докаткой выглядят следующим образом:
- за счет меньшей ширины колеса площадь соприкосновения шины с дорожным полотном уменьшена, что приводит к увеличению тормозного пути;
- коэффициент сцепления шины с дорогой уменьшен за счет небольшой глубины рисунка протектора, что грозит нарушением маневренности автомобиля;
- в потоках мощности, передаваемых от двигателя на колеса одной оси, имеющие разную массу, взаимосвязь между угловыми скоростями нарушается, что приводит к потерям КПД и возможным пробуксовкам на дороге.
Поскольку прокол колеса и установка запаски является аварийной ситуацией, то, учитывая все нюансы, при движении на таком автомобиле необходимо придерживаться следующих правил:
- по возможности не ставить запаску на ведущую ось;
- не использовать колесо с низким давлением в шине;
- ставить аварийное колесо, равное по наружному диаметру;
- отключить электронные системы блокировки колес при установке колеса, имеющего различия по наружному диаметру;
- не допускать превышения скорости;
- трогаться с места плавно, не допускать резкого давления на педаль газа;
- снижать скорость на поворотах до 20 – 40 км/ч;
- вращение рулевого колеса должно быть плавным, не допускать рывков;
- торможение следует начинать заблаговременно, не допуская резкого нажатия на педаль.
Важно помнить, что тормозной путь автомобиля с аварийным колесом всегда увеличен, независимо от погодных условий.
Плюсы докатки
Использование докатки в качестве запасного колеса имеет следующие преимущества:
- небольшой размер;
- низкая стоимость;
- простота и удобство монтажа;
- отсутствие необходимости периодической замены запасного колеса с основными колесами с целью обеспечения равномерного износа.
При соблюдении скоростного режима и правил торможения движение на автомобиле с докаткой абсолютно безопасно и достаточно комфортно.
Минусы докатки
Минусы использования докатки заключаются в следующем:
- давление в колесе, состояние резины и высоту протектора необходимо регулярно проверять;
- по причине уменьшенной площади сцепления колеса с дорогой увеличивается тормозной путь и ухудшается маневренность автомобиля на высокой скорости;
- существует риск повреждения запаски при движении по неровной дороге на высокой скорости (более 60 км/ч).
Отказ работы электронных систем ABS, ESP или DSTC случается только при установке колеса меньшего диаметра, поскольку разница размеров воспринимается как проскальзывание или пробуксовка.
Как подобрать докатку
Чтобы правильно выбрать докатку для автомобиля, следует ориентироваться на следующие показатели:
- размер – должен полностью совпадать с размером колес основного комплекта;
- качество резины – сухая и потрескавшаяся шина быстро выйдет из строя;
- глубину протектора – чем она меньше, тем хуже сцепление с дорогой.
Лучшая докатка – колесо, изготовленное для каждой конкретной марки автомобиля.
Аварийное колесо – оптимальный выбор в качестве запаски. Обладая низкой стоимостью и хорошими показателями качества, докатка занимает мало места в багажнике и не требует особенного ухода. Важное условие – двигаться к ближайшему пункту СТО необходимо с соблюдением правил безопасного движения.
Источник
Что такое докатка и чем она отличается от обычного запасного колеса?
Все больше современных автомобилей вместо полноценного запасного колеса комплектуются так называемой докаткой.
Докатка имеет меньший диаметр и толщину и служит лишь одной цели — в случае прокола штатного колеса позволить автомобилю своим ходом добраться до ближайшего шиномонтажа.
Популярность докаток объясняется, как правило, компоновочными причинами: она занимает в багажнике гораздо меньше места, плюсом ко всему при желании можно возить с собой несколько докаток.
Особенно это необходимо тем, кто собирается в дальнюю загородную поездку, ведь при повреждении сразу нескольких колес, их все можно заменить и потихоньку доползти до места ремонта.
Важно запомнить, что докатка — не полноценное колесо.
Из-за небольшого диаметра и отсутствия воздухонаполненной покрышки значительно повышается нагрузка на подвеску и дифференциал автомобиля.
Соответственно возникает множество проблем:
- Во-первых сильно уменьшается площадь контакта с дорогой. Как следствие — значительное увеличение тормозного пути и ухудшение управляемости.
- Во-вторых, как уже было сказано выше, страдает дифференциал. Причина — в увеличенной разнице угловых скоростей между колесами на той оси, где ставится докатка.
- В-третьих — перестают адекватно работать электронные системы стабилизации — ABS, ESP, DSTC. При использовании докатки они воспринимают меньший диаметр диска как проскальзывание и начинают с ним бороться, что доставляет водителю массу неприятных минут.
- Ну и в-четвертых, что очевидно, докатка более «хрупкая» по сравнению со штатным колесом и легко повреждается на выбоинах и ухабах.
Чем значительнее разница между диаметрами докатки и остальных трех колес, тем в большей степени вышеуказанные проблемы будут усугубляться. Если подобная разница невелика и не превышает 1 дюйма, то передвигаться можно вполне сносно — системы стабилизации будут работать корректно, следовательно будут помогать в управлении машиной и при торможении.
Нагрузка на дифференциал тоже не будет чрезмерной и за его исправность опасаться не следует.
Однако не стоит заблуждаться, думая, что на такой докатке можно ехать как на полноценной запаске.
Глубина протектора докатки рассчитана на 2000-6000 километров пробега, он быстро стирается, еще больше увеличивая при этом тормозной путь.
Кроме того, машина, оснащенная разными по величине колесами, может непредсказуемо повести себя на поворотах, особенно в снег или дождь.
При различии диаметров на 3 и более дюймов, обязательно до начала движения отключите электронные системы.
Ведь если этого не сделать, колеса будут постоянно блокироваться, так как электроника будет «думать», что колеса на одной оси имеет разные коэффициенты сцепления с дорогой, и будет притормаживать одно их них.
Не забудьте также, что на дифференциал при подобной разнице диаметров ложится гигантская нагрузка.
Езда на расстояние от 100 километров на скорости более 60 км/ч возможно станет фатальной для вашей машины.
Чтобы минимизировать негативные эффекты, ставьте докатку на тот мост автомобиля, который не является ведущим. Но при этом надо учитывать, что если у вас заднеприводное авто, то закрепление докатки на переднюю ось позволит не бояться за дифференциал, но зато гораздо ухудшит поворачиваемость машины, особенно зимой. В условиях скользкой дороги придется максимально сбрасывать скорость перед крутыми поворотами и действовать рулем нужно будет плавнее. При резкой смене курса, слабенький протектор докатки не сможет сразу зацепиться за поверхность дороги и автомобиль понесет прямо, несмотря на то что его рулевые колеса повернуты в сторону. С другой стороны, поставленная на задний мост докатка станет шлифовать на скользком покрытии, что помимо затрудненного старта, еще и дестабилизирует поведение автомобиля в поворотах, провоцируя постоянные заносы. Порекомендовать можно следующее — если вам важно сохранение тормозного пути в условиях гололеда и вы ездите на хорошей зимней резине, тогда лучше все же поставить докатку вперед. Одно из рулевых колес все равно «одето» в зимнюю шину, которая имеет отличное сцепление с заледенелым асфальтом. При грамотных продуманных действиях вы легко доберетесь до места ремонта. Многие водители советуют все же не отключать стабилизирующие системы, несмотря на их явно неадекватную работу, просто при этом необходимо двигаться с минимальной скоростью, избегая резких ускорений и перестроений из ряда в ряд без особой на то нужды.
На переднеприводных машинах докатку однозначно ставим назад, спасая дифференциал и сохраняя управляемость на должном уровне.
В заключение отметим, докатка — очень удобная и нужная вещь. Благодаря компактным размерам она легко помещается в багажник, не занимая много места. При желании можно иметь с собой не одну докатку, еще сильнее обезопасив себя от неожиданностей в поездке. Минусы ее тоже очевидцы и приводятся выше.
Если вы — неопытный водитель, еще плохо «чувствующий» автомобиль, лучше не искушайте судьбу и возите с собой полноценное запасное колесо с качественной покрышкой.
Ну а всем остальным можно посоветовать быть осторожнее при использовании такой «альтернативной» запаски, и уж постарайтесь комплектовать свое авто докаткой, близкой по диаметру к штатным колесам.
Источник