Главные метрики Google Analytics
Основные показатели (метрики) сайта удобно рассматривать на примере отчета «Обзор аудитории», с которого рекомендуется начинать знакомство с данными GoogleAnalytics.
Представленные на этой странице метрики встречаются практически во всех отчетах сервиса, поэтому крайне важно понимать их физический смысл и особенности подсчета.
Показатель «Сеансы» отражает количество сеансов за выбранный отчетный период. Данный термин имеет множество синонимов: посещение, сессия, визит.
Сеанс — это некая последовательность взаимодействий пользователя с сайтом, которая закрывается через 30 минут после прекращения активности. Взаимодействием чаще всего выступает просмотр страницы, но бывают и другие типы (например, события или транзакции).
Каждый сеанс привязан к совершающему его пользователю посредством файлов cookie: если у посетителя они отключены, GoogleAnalytics не зафискирует такой сеанс.
Как только пользователь заходит на сайт, сеанс приобретает параметр «Время окончания». Каждый раз, когда посетитель совершает какое-либо действие, регистрируемое GoogleAnalytics, срок окончания сеанса отодвигается на полчаса. Если время бездействия на веб-площадке длится свыше 30 минут, вся дальнейшая активность будет отнесена к новому сеансу. Если пауза между активностями меньше получаса, сеанс не завершается. Рассмотрим на примере.
В первом случае пользователь изучает карточку товара и через 29 минут переходит в корзину. Просмотр корзины происходит в рамках действующего сеанса, т. к. с момента последнего взаимодействия еще не прошло 30 минут, т. е. все они совершаются за один сеанс. Во втором случае пользователь после просмотра карточки товара переходит в корзину через 31 минуту. Это действие будет зафиксировано уже в рамках нового сеанса, потому что через 30 минут после просмотра карточки действующий сеанс закроется, а переход в корзину инициирует новый сеанс.
В некоторых случаях закрытие сеанса происходит по другому алгоритму:
Сеанс автоматически закрывается в полночь. Если вы загрузили страницу в 23:55, а на следующую перешли в 00:02, первый просмотр будет отнесен к одному сеансу, а второй — уже к новому.
Сеанс закрывается при смене источника трафика. Предположим, пользователь переходит на сайт из поисковой системы Google, а через 5 минут делает то же самое из выдачи Яндекса. Казалось бы, просмотры страниц отделяет всего 5 минут, т. е. просмотры относятся к одному сеансу. Однако из-за смены источника трафика (с Google на Yandex) первый сеанс закроется и откроется второй, дальнейшие просмотры страниц будут относиться уже к источнику Яндекс.
Аналогична ситуация при смене запроса для неоднократного перехода на тот же сайт в рамках одной поисковой системы: второй визит будет отмечен уже как следующее посещение с другим источником трафика.
Показатель «Пользователи» можно представить как некий контейнер сеансов. Сеанс, который совершается с одного и того же браузера, имеющего cookie-файл GoogleAnalytics для этого сайта, будет приписан уже существующему пользователю. Если же cookie-файла нет, для системы это будет равнозначно первому посещению веб-сайта новым пользователем.
Фактически «Пользователи» — это уникальные зарегистрированные системой cookie-файлы за выбранный период времени.
Важно понимать, что этот показатель не является абсолютным. Предположим, что в первую неделю было зарегистрировано шесть сеансов, совершенных четырьмя пользователями (активность по четырем различным cookie-файлам). Во вторую — шесть сеансов, совершенных четырьмя пользователями, а в третью — те же шесть сеансов, совершенных тремя пользователями. Система фиксирует активность по различным cookie-файлам за каждую неделю (отчетный период), однако в их числе могут быть одни и те же пользователи.
Если мы посмотрим статистику за весь период, система покажет, что за три недели на сайте зафиксировано четыре уникальных посетителя, т. к. будут учитываться только разные cookie- файлы за весь отчетный период. Следовательно, если вы хотите посмотреть аналогичную статистику, скажем, за май, июнь, июль, необходимо не суммировать данные по каждому месяцу, а брать сводные данные за период с мая по июль.
Показатель «Просмотры страниц» — это посещение пользователем страницы сайта, на которой установлен код отслеживания GoogleAnalytics.
Факт просмотра регистрируется в момент загрузки кода отслеживания. Например, пользователь открыл страницу page1, код загрузился и на сервер GoogleAnalytics были отправлены данные о просмотре. Если посетитель, не закрывая page1, переходит на вкладку с другим сайтом, а затем возвращается на page1, заново код отслеживания не загрузится и нового просмотра зарегистрировано не будет. Если же юзер обновит страницу page1, система зафиксирует 2 просмотра.
Показатель «Страниц/сеанс» (иначе называемый глубиной просмотра) представляет собой отношение числа просмотров страниц к количеству сеансов:
Глубина просмотра — это показатель, характеризующий вовлеченность пользователя. Важно понимать, что его норма зависит от типа сайта, например, для интернет-магазина большая глубина просмотра может быть позитивным признаком, а для сайта услуг с небольшим числом страниц говорить о сложной навигации.
Средняя длительность сеанса — это показатель, который, как и предыдущий, является вычисляемым, то есть определяется на основе других данных:
Чтобы понять, как он считается, важно знать принцип измерения длительности отдельно взятого сеанса.
Допустим, юзер в 10:00 пришел на сайт — открыт новый сеанс. В 10:05 он перешел на следующую страницу, длительность сеанса достигла 5 минут. В 10:15 он перешел в другой раздел, который был последним в сеансе. Мы не знаем, сколько времени пользователь провел на последней странице, потому что GoogleAnalytics больше не получал данных о взаимодействиях. Следовательно, сеанс будет длиться с 10:00 до 10:15 и его протяженность составит 15 минут.
Длительность сеанса рассчитывается без учета активности пользователя после последнего взаимодействия и отражает лишь известное время просмотра. При этом тот факт, что между посещением первой и второй страницы прошло 5 минут, вовсе не означает, что пользователь все это время изучал представленный на странице контент: он вполне мог находиться на другой вкладке браузера. Тем не менее средняя длительность сеанса является индикатором лояльности пользователей. Так, если время взаимодействия с сайтом возросло по сравнению с предыдущим периодом, значит, пользователи стали больше времени проводить на ресурсе (им нравится новый контент, функционал и пр.).
Показатель отказов — это процент сеансов, в ходе которых была просмотрена только одна страница.
Иной трактовки для этого понятия в GoogleAnalytics нет. В число отказных могут войти и такие посещения, когда пользователь внимательно изучал содержимое той страницы, на которую он зашел, но вместо того, чтобы пойти дальше искать что-либо на сайте, совершил звонок. Хорошее посещение? Хорошее. Но отказное. При рассмотрении методики оценки длительности сеанса мы отмечали, что последний просмотр имеет нулевую длительность, т. к. сеанс считается оконченным в момент заключительного взаимодействия (перехода на страницу, раздел и пр.). Получается, если юзер зашел на сайт, подробно изучил контент страницы и покинул ресурс, он провел на нем ноль секунд. Это действительно так. И, если не предусмотрены дополнительные настройки, такой сеанс будет засчитан как отказ — отказ пользователя от взаимодействия с этим сайтом.
Важное отличие подсчета показателя отказов в GoogleAnalytics от ЯндексМетрики состоит в том, что в последней отказом считается посещение, в ходе которого пользователь был на одной странице и посвятил ее просмотру менее 15 секунд. Из-за такой трактовки количество отказных посещений в Метрике меньше, чем в Analytics. Это не значит, что одна из систем точнее, просто у них разные методики подсчета.
«Средняя длительность сеанса» рассчитывается как сумма длительности всех отказных сеансов (по 0 секунд) и длительности всех безотказных, деленная на общее количество сеансов, т. е. средний показатель «размывается» отказными.
Понять, сколько времени в среднем длятся не относящиеся к отказам сеансы, позволяет сегментация. Для ее настройки нажимаем на плашку сегмента «Все сеансы», переходим в раздел «Встроенные» (стандартные сегменты GoogleAnalytics). Выбираем сегмент «Сеансы без отказов», нажимаем «Применить».
Показатель «Процент новых сеансов» показывает долю сессий новых пользователей (фактов создания нового cookie-файла и его отправки в браузер) и рассчитывается как отношение количества новых визитов к общему числу посещений за определенный период времени. Важно понимать: если пользователь впервые заходит на сайт с домашнего компьютера, его сеанс привязывается к браузеру. Однако если после этого он совершит второй визит со смартфона, это посещение будет для GoogleAnalytics новым и привяжется уже к мобильному браузеру. Сервис зафиксирует двух новых пользователей.
Процент новых сеансов хоть и имеет погрешность в учете уникальных юзеров, в масштабах сайта отображает динамику прироста трафика и эффективность привлечения новых потенциальных клиентов.
12 лет работаем с лидерами рынков и молодыми амбициозными компаниями
— Реализуем любой сервис с нетипичным функционалом;
Источник
Параметры и показатели в Google Analytics
Каждый отчет в Google Analytics строится из параметров и показателей.
Параметры (Dimensions) – это свойство объекта, которое можно измерить. Например, «Город», из которого был осуществлен сеанс, «Тип устройства» (ПК, мобильные устройства или планшеты), «Источник или канал» трафика, URL посадочной страницы и т.д.
Параметры в Google Analytics
Результатом измерения этих параметров являются показатели.
Показатели (Metrics) – это количественные значения, представленные в виде числа. Это могут быть:
- сеансы;
- пользователи;
- средняя длительность сеанса и т.д.
- показатель отказов;
- транзакции;
- доход и т.д.
Показатели в Google Analytics
В большинстве отчетов GA каждому значению параметра соответствует определенная строка, а каждому показателю – столбец.
Красным выделен столбец с параметрами, синими — с показателями
Однако не все показатели и параметры сочетаются между собой. Каждый из них относится к определенному уровню данных: уровню пользователя, сеанса или обращения. Полный список параметров и показателей, а также их комбинаций доступен для разработчиков по ссылке.
Мы же рассмотрим основные (ключевые) показатели для работы с Google Analytics, которые будут встречаться практически во всех отчетах аналитики. Они наглядно продемонстрированы в отчете «Аудитория – Обзор».
Основные параметры и показатели в Google Analytics
Сеансы
Показатель «Сеансы» отражает последовательность взаимодействий (просмотр страниц, события, транзакции) пользователя с сайтом за определенный промежуток времени.
Сеансы в Google Analytics
Когда пользователь переходит на сайт, Google Analytics регистрирует начало сеанса. Если он не взаимодействует с сайтом в течении 30 минут, сеанс прерывается. Каждый сеанс привязан к файлу-cookie пользователя. Синонимы сеанса: посещение, визит, сессия.
Для наглядности разберем конкретную последовательность действий:
- просмотр каталога сайта;
- переход в корзину для оформления заказа;
- переход на форму заполнения контактных данных;
- покупка, совершение транзакции.
Пример 1. Все действия пользователя совершены в рамках одной сессии
Пример 2. Действия пользователя записались как два сеанса
В первом примере пользователь просматривал каталог сайта 10 минут, потом перешел в корзину товаров. Через 29 минут он переходит на страницу для оформления заказа, а через 5 минут на последний этап завершения заказа. Оформление заказа происходит в рамках одной сессии, поскольку еще не прошло 30 минут.
Важно понимать, что все время не суммируется (10 + 29 + 5 = 44 минуты), а при каждом взаимодействии оно сдвигается. То есть теперь 30 минут фиксируются не с момента, как он оказался в каталоге, а с момента как он перешел в корзину товаров.
Во втором примере пользователь все сделал также, за исключением шага 2 – 3. В этот раз ему потребовалась 31 минута на переход с корзины товаров на страницу оформления заказа. Это действие будет зафиксировано уже в рамках нового сеанса, потому что через 30 минут после просмотра корзины товаров сеанс закроется, а переход на следующую страницу приведет к новому сеансу.
При создании нового счетчика для сайта по умолчанию время ожидания сеанса составляет 30 минут. Но его можно изменить.
Настройка сеанса в Google Analytics
Например, когда вы смотрите фильм на сайте или обучающий онлайн-семинар длиной 3 часа, при такой настройке сеанса он закрывался бы каждые 30 минут и в Google Analytics мы увидели бы 6 сеансов (180 минут / 30 минут = 6). Хотя уникальный пользователь всего 1. В данном случае время ожидания сеанса можно увеличить. Диапазон изменений времени – от 1 минуты до 4 часов 59 минут.
Но ситуаций, при которых пользователи проводят довольно длительное время на сайте – немного. В большинстве своем 30 минут достаточно для корректного сбора информации о посетителях сайта, поэтому стандартную настройку в GA нет необходимости менять.
Однако существует еще несколько случаев окончания сеанса без учета 30 минут.
Сеанс закрывается в полночь. Если вы загрузили страницу в 23:50, а на следующую перешли в 00:02, то будет создано два сеанса. Один зафиксируется с 23:50 до 23:59, а второй с 00:00 следующего дня)
Сеанс закрывается при смене источника трафика. Если вы сменили источник трафика, к примеру, с поиска Яндекса на Google, но время действия текущего сеанса еще не истекло, то первый сеанс заканчивается, и начинается новый. Все дальнейшие действия на сайте будут относиться к источнику google.
Аналогично и с другими источниками, включая платную рекламу (Paid Search). Перешли из органического поиска Google – один сеанс. Сразу же произвели второй запрос в поиске Google и перешли по рекламному объявлению Google AdWords – первый сеанс закрывается и открывается второй.
Прямой трафик никогда не заменяет существующие сведения об источнике и не разрывает сеанс. Если вы переходите на сайт через поисковую выдачу, а потом в течение 30 минут возвращаетесь по прямому заходу, набрав url-сайта в адресной строке браузера, то такие действия будут отмечены как один активный сеанс.
Автоматическая пометка тегами glid. При использовании этой настройки в Google AdWords при каждом переходе по рекламному объявлению создается новое значение glid, каждый клик рассматривается в отдельности и всегда создается новый сеанс.
Реффералы. Новый сеанс создается всегда, когда пользователь переходит по ссылке на ваш сайт с другого сайта (так называемый «рефферальный трафик»).
В Google Analytics есть специальная настройка, при которой можно исключить создание таких источников. Об этом поговорим в следующей статье.
UTM-метки. При ручной пометке рекламных кампаний параметры кампании для каждого клика остаются неизменными, и нескольким кликам по ссылке с utm_меткой будет соответствовать один сеанс, если между ними прошло не более 30 минут.
В отчетах Google Analytics показатель сеансы будет иметь наибольшее по сравнению с другими показателями значение.
Пользователи
Показатель «Пользователи» – это совокупность сеансов, которые совершаются с одного и того же браузера и имеют один cookie-файл. Если же его нет, система будет считать первое посещение сайта новым пользователем.
Фактически, показатель пользователи – это уникальный cookie-файл за определенный период времени. В Google Analytics он не является абсолютным, и мы можем наблюдать такую картину:
Количество пользователей за каждый отдельно взятый период суммарно не равно количеству пользователей за весь период в целом
14 июля на сайт по поисковой системе Google зашло 204 пользователя, и они совершили 248 сеансов. 15 июля – 132 пользователя и 152 сеанса, 16 июля – 107 и 109. Google Analytics фиксирует активность по файлам cookie в конкретный промежуток времени.
Но во все эти три дня на сайт мог заходить один пользователь с уникальным cookie. И система 14, 15, 16 июля запишет нам его по одному разу. Но этого не произойдет, если мы построим сводный отчет сразу же по всем трем дням. Количество сеансов останется неизменным, тогда как показатель «Пользователи» не будет равен сумме трех дней, построенных в отдельности (204+132+107 = 443).
Поэтому данные в отчетах следует брать за целый период, а не суммировать из нескольких.
Просмотры страниц
Показатель «Просмотры страниц» — это посещение страницы, на которой установлен счетчик Google Analytics. Если пользователь откроет страницу, а потом перезагрузит ее, система зарегистрирует два просмотра. А если покинет страницу, а затем вернется на нее снова, будет зарегистрирован еще один просмотр этой страницы.
Но регистрации просмотра страницы не будет в том случае, если пользователь оставил страницу открытой, перешел на другую вкладку своего браузера (на другой сайт), а через некоторое время вернулся. Если страница не перезагрузилась, счетчик GA не получит данные и данные не попадут в отчет.
В Google Analytics есть еще один схожий показатель, который называется «Уникальные просмотры страниц». Отличие от обычного просмотра страниц заключается в том, что в рамках одного сеанса может быть зарегистрирован только один уникальный просмотр для каждой страницы. Если мы будем обновлять одну и ту же страницу 100 раз в течение 30 минут (один сеанс), то в отчете в показатели называется «Уникальные просмотры страниц» будет стоять цифра 1, тогда как в «Просмотры страниц» будут учитываться повторные просмотры — 100.
Просмотры страниц в Google Analytics
Страниц / сеанс
Показатель «Страниц/сеанс» (глубина просмотра) – отношение числа просмотров страниц к количеству сеансов за отчетный период. Повторные просмотры одной страницы также учитываются.
Глубина просмотра в Google Analytics
Данная величина характеризует вовлеченность пользователя на ваш сайт — насколько удобна постраничная навигация и интересен ли сам контент сайта. Его норма напрямую зависит от типа сайта. Блоги, информационные порталы, интернет-магазины, как правило, имеют большее значение «Страниц/сеанс» по сравнению с другими сайтами, поскольку в своей структуре содержат большее количество страниц, товаров, статей.
В случае же с одностраничным сайтом (лэндинг, landing page) глубина просмотра может составлять 1.0 – 1.5. Такие сайты состоят всего из нескольких страниц:
- главная страница сайта;
- так называемая «Страница благодарности», «Страница спасибо», которую пользователь видит после заполнения формы на сайте.
Средняя длительность сеанса
Показатель «Средняя длительность сеанса» — отношение суммарной длительности пребывания пользователей на сайте на количество сеансов.
Для понимания подсчета этой величины разберем наглядный пример одного сеанса на примере просмотра 4 страниц:
Пример подсчета длительности сеанса
- пользователь зашел на сайт в 15:00 и просматривал первую страницу. В этот момент открылся новый сеанс;
- в 15:01 он перешел на следующую страницу. Длительность его сеанса на сайте составляет 1 минуту;
- в 15:04 система аналитики зафиксировала переход на другую страницу. Длительность сеанса составляет 4 минуты;
- еще через 6 минут (в 15:10) он перешел в другой подраздел сайта, побыл там какое-то время и вышел. Может 1 минуту, может 20. Неизвестно.
Google Analytics не получил никаких данных о взаимодействиях на последнем шаге, а следовательно, мы не знаем, сколько времени пользователь провел на последней странице. Поэтому сеанс будет длиться с 15:00 до 15:10 и его продолжительность составит 10 минут = 600 секунд.
Длительность сеанса рассчитывается без учета пользователя после последнего взаимодействия. При обработке данных стоит не забывать про погрешность измерений, поскольку 10 минут – это величина, которая передалась бы кодом отслеживания Google Analytics в отчеты. На самом деле, пользователь мог открыть страницу и перейти на другую вкладку браузера, просматривая в этот момент не наш сайт.
Показатель «Средняя длительность сеанса» наряду с «Страниц/сеанс» (глубина просмотра) учитывает вовлеченность пользователя. Если время взаимодействия с сайтом возросло по сравнению с предыдущим периодом, значит пользователи стали больше времени проводить на ресурсе – им нравится новый дизайн, навигация, контент, функционал и прочее.
Показатель отказов
«Показатель отказов» в Google Analytics — сеанс с просмотром только одной страницы. Даже если вы находились на странице несколько минут, но не совершили никаких взаимодействий, а просто читали информацию и затем вышли, будет засчитан отказ.
Продолжительность сеанса, как мы с вами уже знаем, будет равна 0 секунд, поскольку после первого обращения ничего больше не происходит, и система не может вычислить реальную продолжительность сеанса.
Есть существенное отличие при подсчете этого показателя в Google Analytics и Яндекс.Метрика. В метрике отказом считается посещение, в котором пользователь просмотрел всего одну страницу и посвятил ее просмотру менее 15 секунд. Во всех остальных случаях отказа не будет, даже если пользователь покинул страницу через 17 секунд после захода на сайт.
Из-за двойного условия показатель в Яндекс.Метрика ниже, чем в GA. Для того чтобы сделать его одинаковым в двух системах аналитики, необходимо добавить вручную в код счетчика Google Analytics дополнительные строки на сайте. О том, как это сделать, разберем в отдельной статье.
В связи с тем одностраничные сайты обладают близким к 100% показателю отказа и средней длительностью сеанса около 0 секунд, так как они содержат только одно взаимодействие. Однако все чаще и чаще для более точной оценки этого показателя создается дополнительная страница (thank-you, страница спасибо, благодарности), на которую пользователь попадет после взаимодействия с формой на сайте.
В результаты сеанс будет безотказным, а его длительность равна времени открытия сеанса и времени регистрации последнего взаимодействия, то есть попадания на «Страницу Спасибо».
Новые сеансы, %
Показатель «Процент новых сеансов» — отношение количества новых сеансов к общему числу посещений за определенный период времени.
Система фиксирует создание нового cookie-файла и факт его отправки в браузер, после чего записывает данный сеанс в отчет. Но если пользователь заходит на сайт из дома с домашнего компьютера, затем по пути на работу с мобильного устройства, а на работе с ноутбука, то такие посещения для Google Analytics будут являться уникальными, и аналитика зафиксирует трех новых пользователей, поскольку сеанс привяжется к каждому новому браузеру.
Описанную проблему можно решить через функцию User ID, которая связывает взаимодействия по нескольким устройствам и сеансам с уникальными посетителями.
Понравилась статья? Подписывайтесь на социальные сети:
Источник