- Урок-диспут по рассказам А. И. Куприна, А. П. Чехова, И. А. Бунина «Что значит быть счастливым?»
- Презентация по литературе к уроку-диспуту «Что значит быть счастливым?» (8 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Урок-диспут по рассказам А. И. Куприна, А. П. Чехова, И. А. Бунина «Что значит быть счастливым?»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЛЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
План-конспект урока по литературе
по рассказам А. И. Куприна, А. П. Чехова,
«Что значит быть счастливым?»
учитель русского языка и литературы
Тип урока: систематизация и обобщение материала.
раскрыть понятие « диспут» и научить обучающихся правилам ведения диспута, учить корректно отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни;
выявить проблематику рассказов А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна методом анализа текста; совершенствовать умения и навыки определять тему и идею произведения;
создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формируя ценностное отношение к поставленной проблеме.
развитие коммуникативной компетенции;
сформировать у обучающихся готовность к процессу познания, воспитывать гражданскую позицию, самоуважение обращение к нравственным семейным ценностям, чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать другого человека.
на основе работы с литературными произведениями «О любви» А.П.Чехова, «Кавказ» И.А.Бунина, «Куст сирени» И.А.Куприна научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию обучающимися смысла прочитанного;
совершенствование навыков анализа текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией;
развитие творческих способностей, креативности;
развитие коммуникативной компетенции.
обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать, другого человека
Оборудование : презентация, учебник; иллюстративный раздаточный материал по теме урока.
Виды деятельности: работа с текстом, составление таблиц, аналитическая беседа, словарная работа.
формирование готовности обучающихся к саморазвитию с учётом устойчивых познавательных интересов;
совершенствование нравственных качеств личности;
развитие умения вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя;
формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
умение работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей.
формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;
строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов;
формирование умений работать в группе; проявление взаимопомощи, поддержки. умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.
осознание значимости чтения и изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, создавать развёрнутые высказывания разных жанров.
Введение в тему
Добрый день! Ребята, у каждого на парте лежит текст притчи. Прочитайте, впишите нужное слово. О чём она? Какое слово в тексте пропущено?
Жили-были на белом свете три друга, и каждый мечтал о своем …………….
Но ……………. представлялось им по-разному. Первый думал, что ……………. — это богатство, второму ……………. казался талант, а третий считал, что ……………. — семья.
Долго ли, коротко ли, но все они достигли своего ……………. Однако у всего есть конец. Перед смертным часом собрались друзья, чтобы подвести итоги. Первый сказал:
— Богатым я был, а ……………. не испытал. Умираю скрягой и человеконенавистником.
Второй сказал:
— Талантливым я был, а ……………. не испытал. Ухожу из жизни истерзанный одиночеством.
Третий сказал:
— А я познал, что такое ……………. Ухожу обласканный близкими и оставляю земле самое ценное — новых людей.
— читают, вписывают слово СЧАСТЬЕ
Тема урока: Что значит быть счастливым?
Цель: показать мастерство А.И.Куприна, А.П.Чехова, И.А.Бунина в изображении мира человеческих чувств
узнать, как каждый из писателей отвечает на вопрос: «Что значит быть счастливым?»
Понять, что значит счастье для каждого из нас.
Человек пришел в мир для безмерной свободы,
творчества и счастья.
— Эпиграф урока, как вы его понимаете?
Вывод учителя: Все люди ищут счастья, да не все находят. И не для всех оно одинаково. Для кого-то счастье – богатство, для кого-то счастье – здоровье. Для героев рассказов Куприна, Бунина и Чехова счастье в любви. Только понимают они счастье по-разному.
Нами прочитаны три замечательных рассказа, которые дают предмет для спора. В этих рассказах прослеживается общая тема. Нам предстоит разобраться: что значит быть счастливым не только для героев рассказа, но и для нас самих?
Знакомство с темой
В «Словаре русского языка» советского лингвиста, профессора Сергея Ивановича Ожегова значение этого слова звучит так:
«Счастье – 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 2. Успех, удача»
4. Правила диспут
— Сегодня на уроке мы проведем диспут «Что значит быть счастливым»?
— Кто может объяснить лексическое значение слова диспут?
— Для того, чтобы в споре родилась истина, необходимо знать и соблюдать правила корректного спора. Я для каждого из вас эти правила распечатала, они у вас на парте. Давайте прочитаем их вслух
1. Я критикую идеи, а не людей.
2. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен.
3. Я стремлюсь осмыслить и понять разные взгляды на проблему.
4. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание 1 .
— Ребята, эти правила нужно воспринимать не как требование извне, а как внутренние установки: это облегчает их восприятие и принятие.
«Диспут» — [латин. d isputare — рассуждать, спор] публичный спор на научную или общественно важную тему.
2.Основной этап урока
1. Рассказ А.П. Чехова « О любви»
ПРЕДСТАВЬТЕ ГЕРОЕВ РАССКАЗА
По чьей вине два любящих человека не смогли стать счастливыми? Почему?
Сколько раз в жизни может любить человек?
Почему герои рассказа А. Чехова не могут быть счастливы?
Герои сожалели об упущенном счастье?
Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его:
«К чему может повести наша любовь?»,
«Куда бы я мог вести её?»,
«Как бы долго продолжалось наше счастье?»
Подобными вопросами задавалась и героиня.
На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить
2. И А Бунин рассказ « Кавказ»
ПРЕДСТАВЬТЕ ГЕРОЕВ РАССКАЗА
Какой выход нашли герои, чтобы быть счастливыми?
В чём счастье и несчастье героев рассказа?
Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?
Можно ли простить измену?
Вывод: Вырвались на миг, заплатив за мгновение счастья ценою жизни другого человека. Нельзя отложить, нельзя упустить в жизни то, что называется любовью, которое приносит счастье, хотя бы на мгновение.
Вывод: Весь рассказ «Кавказ» посвящен описанию любви и достижению счастья. В отличие от чеховских персонажей бунинские влюбленные позволили себе быть счастливыми на короткое время.
ПРЕДСТАВЬТЕ ГЕРОЕВ РАССКАЗА
Что помогло героям сохранить счастье?
Вывод учителя: В рассказе Куприна «Куст сирени» молодые супруги любят друг друга. В их доме, действительно, живет счастье. Но счастье само по себе не появляется, в данном случае это результат самоотверженности Веры. Она способна радоваться не своему счастью. Поэтому для Веры счастье означает не просто любить, а сделать счастливым любимого человека. Это признак благородной и возвышенной души
Вывод 2:Любовь – это «труд»: доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми»
И теперь я думаю, каждый из вас может и готов ответить на вопрос «Что значит быть счастливым?»
Помогать другим людям.
Любить своих близких.
Вносить в свою жизнь элементы новизны.
Не впадать в отчаяние, если чувствуете себя несчастными.
Уделять много сил любимой работе (учебе), какому – то делу.
Быть физически активным.
«Если хочешь быть счастливым — будь им». Козьма Прутков
«Большинство людей счастливы настолько, насколько сами решили быть счастливы» Авраам Линкольн
«Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье — к несчастливому» Франсуа де Ларошфуко
«Каждый сам кузнец своей судьбы и счастья» Русская пословица
«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом» Пифагор Самосский
«Не говори о прошлом: какой теперь в нем прок?
Будь счастлив настоящим. Смотри, какой денек!» Омар Хайям
-выбирают одно из высказываний, наиболее точно отражающее его точку зрения
— Изменилось ли представление о счастье и любви после разговора в классе?
— Что нового вы поняли, осознали?
Оценка за урок по количеству баллов
Сочинение-рассуждение « Что значит быть счастливым?»
Притча «Сосуд жизни»
— Сосуд – это ваша жизнь, крупные камни олицетворяют самые важные вещи в вашей жизни: в ашу семью, вашего любимого человека , ваших детей, — все то, что имеет для вас огромное значение. Это те вещи, которые, даже не будь всего остального, смогут наполнить вашу жизнь.
— Горох – это те вещи, которые не так значимы для вас, это может быть ваша работа, ваша машина, красивая одежда и прочее.
— Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Это все самое мелкое и незначительное в вашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают вас на протяжении всей вашей жизни.
— Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем не останется уже места для более крупных камней и даже для гороха. Так и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших свершений уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важное: находите время на своих родных и близких, следите за своим здоровьем. И у вас останется еще достаточно времени и сил для работы, для дома, для увлечений и всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену. Все остальное – лишь песок. Никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.
Источник
Презентация по литературе к уроку-диспуту «Что значит быть счастливым?» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что значит быть счастливым? (Диспут по произведениям А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна) Автор: Тамара Александровна Зверева учитель русского языка и литературы Руэм
Правила корректного спора Я критикую идеи, а не людей. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен. Я пересказываю фразу, что мне не всегда понятна.
Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему… Я сначала выясню все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям, а потом попытаюсь их совместить так, чтобы это совмещение дало новое понимание проблемы. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание.
Вопросы для обсуждения Что такое счастье? Сколько раз в жизни может любить человек? Какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»? Следует ли прислушиваться к мнению других, например, родителей, когда любишь? Что делает людей родными? Правда ли, что любят одних, а женятся на других?
Сколько правды в народной мудрости «Стерпится – слюбится»? Что делать, если испытываешь сильное чувство к человеку, который уже состоит в браке? Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался? Свободная любовь – признак прогресса или упадка общества? Когда человек по — настоящему счастлив?
М.Горький «Лежала на мне гора обид. Дышать не мог. А как простил, — нет горы, от обид ничего не осталось». (М.Горький). Н.А.Андреев «Портрет писателя М. Горького». (1921год) Третьяковская галерея.
А.Куприн «Куст сирени»
А. П.Чехов «О любви» А. П. Чехов М.К. Аникушин «А.П. Чехов» Бронза. 1961 год. Третьяковская галерея.
Советы в семейной жизни Никогда не пилите друг друга, умейте прощать. Не пытайтесь перевоспитать друг друга. Не критикуйте друг друга, особенно в присутствии посторонних. Научитесь ценить друг друга. Оказывайте друг другу знаки внимания. Будьте вежливы, общительны. Помните только хорошее. Берегите здоровье свое и родственников.
Любовь в письмах выдающихся людей XIX века «Моя единственная Жозефина – вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один…Ты овладела больше чем всей моей душой. Ты единственный мой помысел; когда мне опостылевают докучные существа, называемы людьми, когда я готов проклясть жизнь – тогда я опускаю руку на сердце: там покоится твое изображение, смотрю на него, любовь для меня абсолютное счастье». Наполеон Бонапарт – Жозефине, 3 апреля 1796 г.
Любовь в письмах выдающихся людей XIX века «Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя – и тоска исчезла, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи еще несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться». А. С. Грибоедов – жене Нине, 24 декабря 1828 г.
Любовь в письмах выдающихся людей XIX века «Чем более я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы – одно заблуждение и безумие». А.С. Пушкин – Н.Н. Гончаровой, март 1830 г.
Любовь и брак в высказываниях и афоризмах Любить – значит делать добро. Л. Н. Толстой Иногда надо замолчать, чтобы тебя услышали. Станислав Лем Л. Н. Толстой Портрет работы И. Е. Репина. 1887 год
Любовь и брак в высказываниях и афоризмах Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел. Постоянство в любви – это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому. Ф. Ларошфуко
Любовь и брак в высказываниях и афоризмах Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. А. Шопенгауэр А. Шопенгауэр
Любовь и брак в высказываниях и афоризмах Хороший брак покоится на таланте и дружбе. Ф. Ницше Ф. Ницше
Любовь и брак в высказываниях и афоризмах То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценностной важности брака. М. Монтень Мишель де Монтень
Что значит быть счастливым?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 887 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 303 человека из 63 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 980 человек из 81 региона
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-487828
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник