- Классный час для 10 класса «Что значит быть взрослым?» классный час (10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Что значит быть взрослым?» (классный час)
- Просмотр содержимого документа ««Что значит быть взрослым?» (классный час)»
- Час общения: «Что значит – быть взрослым»
- Просмотр содержимого документа «Час общения: «Что значит – быть взрослым»»
Классный час для 10 класса «Что значит быть взрослым?»
классный час (10 класс) по теме
Классный час посвящен проблемам подростков, их желанию казаться взрослыми и неготовности ко взрослой жизни в реальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика проведения | 44.77 КБ |
Буклеты для школьников | 457.19 КБ |
Лист самоанализа | 38.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час для 10-го класса:
«Что значит быть взрослым?»
Цель: сформировать понимание у подростков, что означает быть взрослым человеком.
- Определить необходимые качества взрослого человека;
- Определить, чем взрослый человек отличается от подростка;
- Наметить способы формирования «взрослых» качеств личности?
- Освоить основные этические правила, как основу поведения взрослых людей.
Иллюстрации, листы белой бумаги, карандаши, ручки цветной мячик.
Форма: доверительная беседа.
Лучше, если дети будут сидеть по кругу. Это сделает общение более удобным и комфортным, разрядит напряженные ситуации, если они возникнут, поднимет настроение вначале мероприятия.
1-й этап: (мотивационный) хочу быть взрослым.
Учитель: Свой классный час мы начнем со стихотворения «Когда я взрослой стану…»
Давайте разберемся, зачем нам прощаться с детством. Зачем подражать родителям? Почему наступает момент, когда девочки пытаются выглядеть старше своих лет, начинают красить волосы, делать макияж, одеваться, как старшие девушки? Мальчишки стремятся быть похожими на авторитетных мужчин, беря часто за свой идеал даже криминальные личности. Ответ простой – все они мечтают о признании и свободе действий.
Каждый старшеклассник считает себя взрослым. Это проявляется в разных ситуациях и, к сожалению, обычно в конфликтных, когда ученик хамит учителю, возмущается каким-то неправильным, по его мнению, отношением к нему. Особенно возмущается, когда учитель старается вызвать родителей в школу: «Зачем? Я сам могу разобраться, ответить и т.д.». Многие учителя и родители думают, что это так и есть, и идут на поводу. Но значит ли это, что старшеклассники на самом деле уже взрослые или это всего лишь попытка манипулировать взрослыми, чтобы добиваться своих, не всегда хороших, целей? Давайте это выясним. Сейчас каждый из вас будет передавать по кругу мячик. Тот, кому он попадет в руки, продолжит фразу: «Я уже взрослый, потому что…».
(Далее происходит игра «Передай мячик». Учитель не просто наблюдает, а фиксирует ответы учеников. Лучше на листе бумаги сделать 2 колонки: + и -. Это поможет в дальнейшем анализе качеств.
После того, как игра закончилась, учитель продолжает беседу).
— Давайте теперь сосредоточимся и вспомним, какие по-настоящему взрослые качества были названы?
— Какие качества несовместимы со взрослостью? Почему?
(Выслушав ответы, учитель переходит ко второму этапу)
2-й этап: (основной) почему я еще не взрослый?
— Сейчас, давайте подумаем, а чем взрослый человек отличается от подростка? Почему мы так стараемся, а нас все равно не считают взрослыми? Только ли в возрасте дело?
Мы с вами определили, какие качества должны быть у взрослого человека, а каких быть не должно. Перед каждым из вас лист бумаги. Разделите его на 2 части. В первой части запишите те качества взрослого, которые, как вы считаете, у вас есть, а во второй, которых нет, но вы хотели бы или должны в себе выработать. Достаточно по 5 качеств. (Время работы – 3 минуты.)
-Теперь расставьте эти качества по мере их важности: 1 2 3 и т.д. в обеих колонках.
-Какое на 1-м месте? На 2-м и т.д. (Одновременно учитель записывает на доске по местам основные качества).
— Посмотрите, что у нас получилось?
(Анализируем сначала 1-ю колонку, а затем 2-ю. Обсуждаем, чем важны эти качества. Почему они должны быть).
Задумайтесь, а точно ли вы мечтаете вырасти? С чем связано желание быть взрослым во что бы то ни стало?
А знаете ли вы, что каждый взрослый человек обречен контролировать в себе две личности: родителя и маленького ребенка, которому хочется делать необдуманные поступки. По-настоящему взрослый человек умеет обуздать в себе внутреннего ребенка, остановить игру тогда, когда она еще не успела нанести ни кому вреда. В свою очередь, внутренний ребенок присматривает за родителем, не давая ему чрезмерно командовать и контролировать все на свете. Взрослый берет на себя полную ответственность за поступки своей второй личности. Поведение взрослого человека Чего никогда не сделает человек, вышедший из детского возраста? Он не будет врать бессмысленно, воровать, искать виновных в своих ошибках, он не станет надевать на себя маску старшего. Самое главное – он не станет стремиться переплюнуть свой возраст. Быть взрослым – это значит уметь отличать добро от зла, мудрость от глупости. Это значит уметь жертвовать чем-то ради других людей. В свою очередь, дети отличаются эгоцентричностью, бунтарством, максимализмом, своенравностью. Взрослый умеет себя обуздать, если так будет нужно, он сможет ограничить и поставить себя в рамки, чтобы достичь своей цели.
Так хотите ли вы быть взрослыми?
Я вам открою еще один секрет: стремление подражать взрослым у юношей связано с представлениями о самостоятельности, силе и мужестве. А у девушек с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам. Но на самом деле, это хорошо.
3-й этап: (основной) как стать взрослым?
Далее ребятам предлагаются некоторые правила. Они зафиксированы в заранее подготовленных буклетах. Буклеты демонстрируются детям, и по буклету озвучиваются правила:
- Научитесь самостоятельно справляться с жизненными трудностями и собственными желаниями. Умейте укротить свой пыл, негативные эмоции, когда они лишние.
- Помните, многое приходит с опытом, но не стремитесь слишком быстро его наживать.
- Прислушивайтесь к советам старших. Поймите, у них, на самом деле, гораздо больше знаний, они вряд ли посоветуют глупости. Взрослые люди очень часто обращаются за советом к мудрому человеку. Это не значит, что такие советы обязательно необходимо слушать, но учитывать их, вам же полезней.
- Научитесь быть ответственными за каждый свой шаг, каждое сказанное слово. По-настоящему отвечать за кого-то вы будете, когда у вас появится семья, а сейчас, попытайтесь для начала, не перекладывать ответственность на других.
Теперь вы знаете основные черты взрослого человека. Ну как, вам еще хочется распрощаться с детством?
Помните самое главное, что торопиться вам некуда.
В заключении учитель обращается к иллюстрациям и зачитывает некоторые фразы, обращая внимание детей на сами изображения.
Затем детям раздаются брошюрки, как руководство к действию и напоминание о правилах. Листы самоанализа тоже остаются у детей. Их нужно вложить в брошюрки и работать с ними дома. Они помогут детям организовываться внутренне и ставить перед собой правильные цели.
Источник
«Что значит быть взрослым?» (классный час)
Цель: сформировать понимание у подростков, что означает быть взрослым человеком.
- Определить необходимые качества взрослого человека;
- Определить, чем взрослый человек отличается от подростка;
- Наметить способы формирования «взрослых» качеств личности?
- Освоить основные этические правила, как основу поведения взрослых людей.
Просмотр содержимого документа
««Что значит быть взрослым?» (классный час)»
«Что значит быть взрослым?»
Цель: сформировать понимание у подростков, что означает быть взрослым человеком.
Определить необходимые качества взрослого человека;
Определить, чем взрослый человек отличается от подростка;
Наметить способы формирования «взрослых» качеств личности?
Освоить основные этические правила, как основу поведения взрослых людей.
Иллюстрации, листы белой бумаги, карандаши, ручки цветной мячик.
Форма: доверительная беседа.
Лучше, если дети будут сидеть по кругу. Это сделает общение более удобным и комфортным, разрядит напряженные ситуации, если они возникнут, поднимет настроение вначале мероприятия.
1-й этап: хочу быть взрослым.
Учитель: Свой классный час мы начнем со стихотворения «Когда я взрослой стану…»
Давайте разберемся, зачем нам прощаться с детством. Зачем подражать родителям? Почему наступает момент, когда девочки пытаются выглядеть старше своих лет, начинают красить волосы, делать макияж, одеваться, как старшие девушки? Мальчишки стремятся быть похожими на авторитетных мужчин, беря часто за свой идеал даже криминальные личности. Ответ простой – все они мечтают о признании и свободе действий.
Каждый старшеклассник считает себя взрослым. Это проявляется в разных ситуациях и, к сожалению, обычно в конфликтных, когда ученик хамит учителю, возмущается каким-то неправильным, по его мнению, отношением к нему. Особенно возмущается, когда учитель старается вызвать родителей в школу: «Зачем? Я сам могу разобраться, ответить и т.д.». Многие учителя и родители думают, что это так и есть, и идут на поводу. Но значит ли это, что старшеклассники на самом деле уже взрослые или это всего лишь попытка манипулировать взрослыми, чтобы добиваться своих, не всегда хороших, целей? Давайте это выясним. Сейчас каждый из вас будет передавать по кругу мячик. Тот, кому он попадет в руки, продолжит фразу: «Я уже взрослый, потому что…».
(Далее происходит игра «Передай мячик». Учитель не просто наблюдает, а фиксирует ответы учеников. Лучше на листе бумаги сделать 2 колонки: + и -. Это поможет в дальнейшем анализе качеств.
После того, как игра закончилась, учитель продолжает беседу).
— Давайте теперь сосредоточимся и вспомним, какие по-настоящему взрослые качества были названы?
— Какие качества несовместимы со взрослостью? Почему?
(Выслушав ответы, учитель переходит ко второму этапу)
2-й этап: почему я еще не взрослый?
— Сейчас, давайте подумаем, а чем взрослый человек отличается от подростка? Почему мы так стараемся, а нас все равно не считают взрослыми? Только ли в возрасте дело?
Мы с вами определили, какие качества должны быть у взрослого человека, а каких быть не должно. Перед каждым из вас лист бумаги. Разделите его на 2 части. В первой части запишите те качества взрослого, которые, как вы считаете, у вас есть, а во второй, которых нет, но вы хотели бы или должны в себе выработать. Достаточно по 5 качеств. (Время работы – 3 минуты.)
-Теперь расставьте эти качества по мере их важности: 1 2 3 и т.д. в обеих колонках.
-Какое на 1-м месте? На 2-м и т.д. (Одновременно учитель записывает на доске по местам основные качества).
— Посмотрите, что у нас получилось?
(Анализируем сначала 1-ю колонку, а затем 2-ю. Обсуждаем, чем важны эти качества. Почему они должны быть).
Задумайтесь, а точно ли вы мечтаете вырасти? С чем связано желание быть взрослым во что бы то ни стало?
А знаете ли вы, что каждый взрослый человек обречен контролировать в себе две личности: родителя и маленького ребенка, которому хочется делать необдуманные поступки. По-настоящему взрослый человек умеет обуздать в себе внутреннего ребенка, остановить игру тогда, когда она еще не успела нанести ни кому вреда. В свою очередь, внутренний ребенок присматривает за родителем, не давая ему чрезмерно командовать и контролировать все на свете. Взрослый берет на себя полную ответственность за поступки своей второй личности. Поведение взрослого человека Чего никогда не сделает человек, вышедший из детского возраста? Он не будет врать бессмысленно, воровать, искать виновных в своих ошибках, он не станет надевать на себя маску старшего. Самое главное – он не станет стремиться переплюнуть свой возраст. Быть взрослым – это значит уметь отличать добро от зла, мудрость от глупости. Это значит уметь жертвовать чем-то ради других людей. В свою очередь, дети отличаются эгоцентричностью, бунтарством, максимализмом, своенравностью. Взрослый умеет себя обуздать, если так будет нужно, он сможет ограничить и поставить себя в рамки, чтобы достичь своей цели.
Так хотите ли вы быть взрослыми?
Я вам открою еще один секрет: стремление подражать взрослым у юношей связано с представлениями о самостоятельности, силе и мужестве. А у девушек с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам. Но на самом деле, это хорошо.
3-й этап: как стать взрослым?
Далее ребятам предлагаются некоторые правила. Они зафиксированы в заранее подготовленных буклетах. Буклеты демонстрируются детям, и по буклету озвучиваются правила:
Научитесь самостоятельно справляться с жизненными трудностями и собственными желаниями. Умейте укротить свой пыл, негативные эмоции, когда они лишние.
Помните, многое приходит с опытом, но не стремитесь слишком быстро его наживать.
Прислушивайтесь к советам старших. Поймите, у них, на самом деле, гораздо больше знаний, они вряд ли посоветуют глупости. Взрослые люди очень часто обращаются за советом к мудрому человеку. Это не значит, что такие советы обязательно необходимо слушать, но учитывать их, вам же полезней.
Научитесь быть ответственными за каждый свой шаг, каждое сказанное слово. По-настоящему отвечать за кого-то вы будете, когда у вас появится семья, а сейчас, попытайтесь для начала, не перекладывать ответственность на других.
Теперь вы знаете основные черты взрослого человека. Ну как, вам еще хочется распрощаться с детством?
Помните самое главное, что торопиться вам некуда.
В заключении учитель обращается к иллюстрациям и зачитывает некоторые фразы, обращая внимание детей на сами изображения.
Затем детям раздаются брошюрки, как руководство к действию и напоминание о правилах. Листы самоанализа тоже остаются у детей. Их нужно вложить в брошюрки и работать с ними дома. Они помогут детям организовываться внутренне и ставить перед собой правильные цели.
Источник
Час общения: «Что значит – быть взрослым»
Целью часа общения является раскрытие учащимся содержания понятия «ответственность»; формирование у детей ответственности за свои мысли, поступки и действия; развиватие понимания сути взрослого отношения к окружающей действительности. Основными методами обучения, которые используютя на уроке — беседа, рассказ, объяснение, упражнение.
Просмотр содержимого документа
«Час общения: «Что значит – быть взрослым»»
Тема: «Что значит – быть взрослым?»
Цель урока: раскрыть учащимся содержание понятия «ответственность»; формировать у детей ответственность за свои мысли, поступки и действия; развивать понимание сути взрослого отношения к окружающей действительности.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, упражнение.
Ресурсы: текст В. Железникова «Рыцарь», картинка с изображением рыцаря в латах.
Учитель и дети выходят по очереди в центр круга и здороваются со всеми любым способом, не повторяя ранее использованные приемы. Класс повторяет каждое приветствие.
– Представьте себе, что вы стали взрослыми и самостоятельными людьми. Мысленно нарисуйте свой образ, портрет. Прислушайтесь, что он говорит вам: «Быть взрослым – это очень ответственно». Это значит, ты держишь свое слово, выполняешь данные тобой обещания, а главное – обдумываешь свои поступки, чтобы они не причиняли боль, обиды другим людям. И еще ты всегда заботишься о младших, о своей семье, поддерживаешь мир, чтобы никто не ссорился.
Взрослый – это умный, сильный, добрый человек. Он умеет учиться, трудиться, общаться с другими людьми, и делает это осознанно, целеустремленно, ответственно.
– Общество людей делится на детей и взрослых. Взрослый человек может по своему выбору заниматься тем, чем он хочет и любит заниматься. Однако на него возложена очень большая ответственность – забота о людях, которые живут и работают рядом с ним. Каждый человек, который считает себя взрослым, должен поступать по-взрослому, то есть быть ответственным и не искать виновных в своих бедах среди других людей. Надо иметь мужество признавать свои ошибки и сразу их исправлять.
– Подумайте и скажите, являются ли следующие действия проявлением ответственности человека. Итак:
– все делать по совести;
– отвечать за свои поступки;
– всегда выполнять свои обязанности;
– не обещать того, что вам не под силу.
Что значит быть ответственным?
Является ли ответственность признаком взрослости? Почему?
Как вы полагаете, ответственны ли вы?
Заботитесь ли вы о ком-нибудь? Как вы это делаете?
Какие еще качества свойственны взрослым людям? Чем еще взрослые отличаются от детей?
Работа с текстом
Перед чтением произведения учитель предлагает детям посмотреть на картину с изображением рыцаря в латах.
– Конечно же, это рыцарь, закованный в латы. Рыцари жили очень давно. Любой человек мог обратиться к ним за помощью. Особенно внимательны были рыцари к женщинам и старикам, потому что они физически довольно слабы и им очень трудно постоять за себя. С тех давних пор рыцарем называют любого человека, который внимателен к слабым, защищает их, помогает преодолевать трудности.
Писатель В. Железников однажды увидел такого человека и написал о нем рассказ «Рыцарь».
Давайте прочитаем его.
В. Железников. «Рыцарь»
Саша вышел во двор и огляделся… Двор был пуст, только у гаража, который стоял в глубинке, ворота были открыты настежь. Ну, машины – это была его страсть. Он знал все марки советских автомобилей.
Саша подошёл к гаражу, осторожно заглянул и остановился на пороге. Дальше идти без разрешения он боялся.
Шофёр, совсем молодой на вид парень, возился в моторе «Волги». Он поднял голову и улыбнулся.
– Здравствуйте, дядя, – сказал Саша.
– Здравствуй, малый, если не шутишь, – ответил шофёр.
– Я не шучу. – Саше понравилось, что шофёр назвал его малым. Это для него звучало необычно, ну, вроде как он сродни стал этому необыкновенному человеку, от которого так хорошо пахнет бензином, мазутом и ещё чем-то таким, от чего просто захватывает дух.
– А если не шутишь, вот тебе ведро, принеси воды, – сказал шофёр. – Вон там, в глубине гаража, есть водопровод.
Саша взял ведро, дужка его глухо звякнула. И он, Саша, пошёл в глубь гаража.
В гараже было полутемно, но Саша совсем не боялся, он легко и свободно шёл среди машин. Потом набрал полнехонько ведро воды, еле дотащил, а когда шофёр сказал, что ведро, пожалуй, было для него тяжелым, он улыбнулся: «Ерунда, – мол, – не такие таскали». Хотя в своей жизни не притащил ни одного ведра воды. И сейчас, когда тащил, от собственной неловкости облил себе ноги.
Шофер залил воду в машину, закрыл капот и протянул Саше руку.
– Заходи, когда будет время, – сказал он.
Саша крепко пожал ему руку и ответил:
– Обязательно зайду, я ведь живу в этом доме.
Шофер уехал, а у Саши на руке осталась широкая темная полоса – это шофер вымазал его руку машинным маслом. Жалко, что во дворе не было ребят: некому было показать шоферскую заметину. Так и ушел Саша домой, но шофера теперь считал лучшим своим другом.
Прошло несколько дней, и как-то этот шофер, выезжая из ворот, обругал Сашину бабушку. Она стояла в воротах, разговаривала с женщиной и не увидела, что загородила дорогу машине.
– Эй, тетка! – грубо крикнул шофер. – Нашла где стоять, а то толкану машиной, костей не соберешь.
Саша это все услышал. Это так кричали на его бабушку, на самого хорошего, доброго человека! И кричал не кто-нибудь, а его друг-шофер. Саша покраснел, потом побелел и вдруг бросился со всех ног за машиной. Он подскочил к шоферу и крикнул ему в лицо:
– Если вы еще раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас. я вас ударю! – крикнул он тонким голоском.
Вот сейчас что-то должно было случиться.
– Ух, ты! – сказал шофёр. – Какой рыцарь, прямо благородный рыцарь.– Он оглушительно рассмеялся.
Больше ничего не мог сказать. Просто не знал, что ему говорить. Может быть, ему было стыдно. До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их. Он кричал на них и уезжал дальше своей дорогой, а тут впервые ему сказали такие слова. Еще кто сказал? Маленький мальчик, которого он мог одним щелчком опрокинуть на землю, о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы. Он даже не знал его имени.
А Саша стоял перед ним, как дикий зверёк, – решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые! Пусть все-все люди смотрят на него, а он ничего не боится. Пусть на него смотрят случайные прохожие. И только где-то в глубине его глаз шофёр увидел и боль, и обиду. Тогда он сказал:
– Ну, прости, малый, виноват. Кругом сто раз виноват, и вы, бабушка, великодушно простите.
Он тронул машину и помахал Саше рукой.
А бабушка хотела сначала отругать Сашу за то, что он лезет не в свое дело, потом передумала. Разве можно ругать человека за благородные поступки?
– Заслуживает ли Саша, чтобы его называли благородным человеком, рыцарем? Почему?
– Трудно ли было Саше совершить этот поступок?
– Можно ли назвать героя этой истории «взрослым человеком»? А почему?
– Вам случалось совершать благородные поступки? Вы чувствовали себя в этот момент взрослым человеком? Опишите этот момент.
– Подумайте, всегда ли возраст говорит о взрослости человека? Может ли ребенок быть взрослым, а взрослый – ребенком? Приведите примеры.
Работа в тетради
Задание 1. Подумайте и запишите, чем похожи и чем отличаются друг от друга взрослые и дети.
Задание 2. Напишите 3-4 качества взрослого человека.
По завершении работы учитель предлагает детям по желанию и по выбору прочитать записи в тетради.
Упражнение-тренинг «Стань взрослым»
Класс делится на пары. Каждая пара получает задание с конкретным случаем, обсуждает ситуацию, находит решение, а затем сообщает о нем.
Твой товарищ попросил у тебя списать. Как ты поступишь?
В школе разбили окно. Ты видел, кто это сделал. Как ты поступишь?
Одноклассник в твоем присутствии нагрубил женщине, моющей пол в коридоре школы, намусорил. Как ты поступишь? Почему?
Вы готовитесь к школьному празднику, репетируете сценку. Выясняется, что два человека хотят играть одну и ту же роль. Как разрешить эту ситуацию?
Мальчик принес в школу плеер. Его друг взял послушать и сломал его. Хозяин плеера страшно разозлился. Как можно разрешить эту ситуацию?
Твой товарищ решил пошутить и спрятал твою тетрадь. Скоро прозвенит звонок, а тетрадь он не отдает. Как ты поступишь?
Товарищ попросил у тебя почитать библиотечную книгу и не возвращает. Как можно разрешить эту ситуацию?
Учитель попросил вас разделиться для дальнейшей работы на группы. Твой друг решил работать не с тобой, а почему-то ушел в другую группу. Тебе это не понравилось. Как ты поступишь?
Ситуации обсуждаются в кругу. Можно некоторые ситуации проинсценировать. Учителю желательно при помощи вопросов выяснить мотивы того или иного решения, принятого детьми, затем обсудить эти решения в группе, чтобы ученики увидели «плюсы» и «минусы» каждого решения и сделали соответствующие выводы.
– Быть ответственным – это значит добросовестно относиться к своим обязанностям. Не нужно думать, что только те люди, которые старше вас по возрасту, считаются взрослыми. Вы, дети, уже взрослеете! Потому что вы рассуждаете, чувствуете и поступаете ответственно, по-взрослому. А еще взрослым и ответственным человеком считают того, кто поступает по совести. Прислушайтесь к слову «совесть». Человек совершает поступок или действие, прислушиваясь к себе, к своему сердцу и разуму. Совесть – это мера, характерная черта ответственного человека.
Ответьте на вопрос: «Как стать взрослым человеком?»
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель и дети обмениваются своими впечатлениями об уроке, начиная фразы с таких слов: «Сегодня я ухожу с урока с мыслью о том, что…».
Источник