- За что ставится первая оценка в диктанте? За что ставится вторая оценка?
- Нормы оценки диктанта и требования к проверке учебно-методический материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Нормы оценивания по русскому языку и литературе учебно-методический материал по русскому языку
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
За что ставится первая оценка в диктанте? За что ставится вторая оценка?
За диктант по русскому языку ставят две оценки.
За что ставится первая и вторая оценки в диктанте по русскому языку?
Диктант это не сочинение, где одна оценка ставится за содержание, другая — за грамотность. Когда я училась в школе, у нас, я точно это помню, были только простые диктанты, за которые ставилась всегда только одна оценка, за грамотность, а вот за изложение и сочинение — две. Но сейчас бывают еще диктанты с грамматическими заданиями (например, надо сделать какой-либо вид разбора), вот за такие диктанты и ставятся две оценки, первая — за грамотность, вторая — за грамматическое задание, за правильность его выполнения.
Хочу также разместить в этом ответе информацию (возможно, кому-то она пригодится) о критериях оценок диктантов:
Как правило, диктант представляет собой не просто написанный под диктовку текст.
Можно сказать, что запись предложений, связанных по смыслу, под диктовку учителя составляет одну из частей этого вида проверочной работы. Я бы сказала, основную часть. Но после записи текста и его самостоятельной проверки ученики получают еще дополнительные задания.
Чаще всего, эти задания связаны с видами разбора ( фонетическим, морфемным, морфологическим, синтаксическим и так далее ). Количество заданий может вариироваться.
Первая оценка ставится за грамотность ( правильную орфографию и пунктуацию в записанном под диктовку тексте ), вторая оценка — за выполненные дополнительные задания.
В прошлом году при поступлении в гимназию в 5-ый класс мой ребенок сдавал русский язык. Экзамен был в форме диктанта. К диктанту прилагались грамматические задания из нескольких пунктов. Под грамматическими заданиями подразумевается все те разборы, что делают ученики в начальной школе: звуко-буквенный разбор, разбор как часть речи, разбор слова по составу и т.д. Кстати, у нас еще были в грамматическом задании и ребусы.
В итоге за диктант было получено две оценки — за сам текст и отдельно за грамматическое задание. Две оценки сложили, получили общий балл и в зависимости от него потом набирали учеников. Добавлю, что, как нам рассказал учитель, определяющей оценкой в диктанте является первая.
Все это я рассказала для того, чтобы на наглядном примере, из жизни объяснить как оцениваются диктанты.
В качестве проверки знаний, умений и навыков учащимся может быть предложен диктант или диктант с грамматическим заданием.
При проверке диктанта оценка ставится за грамотность. Для этого подсчитывается количество ошибок орфографических и пунктуационных. И выставляется оценка соответственно установленным нормам.
Если к диктанту прилагается и грамматическое задание, то выставляется ещё одна оценка (вторая) за правильность выполнения данного задания. Здесь могут быть предложены различные виды разбора, или же нужно будет что-то выписать, указать, подчеркнуть.
Таким образом, ученик может получить одну оценку за диктант или две оценки за диктант с грамматическим заданием.
1 — содержание, 2 — грамотность. У нас так было.
Первая оценка ставится за орфографию, вторая — за синтаксис и пунктуацию. То есть, если у вас есть ошибки в словах, будет снижена первая оценка, а если неправильно выставлены или пропущены запятые, кавычки, точка, то снижается вторая оценка.
Первая оценка за сам диктант, а вторая за грамматическое задание.
Зависит от того, какая работа оценивается: выполнение задания (например, выделение корня, раскрытие скобок или подстановка буквы), оценка содержательной части (в таком случае будет оцениваться раскрытие темы, подбор аргументов, логика построения текста, его стилистика) или общий уровень грамотности. В случае последнего педагоги-филологи руководствуются системой: -1 балл за орфографическую ошибку, минус 0,5 балла за пунктуационную, в случае, если ошибка на изученное правило. Также ошибкой, за которую снимают 0,5 балла будет неверный перенос слова, неверный знак в конце предложения и пр.мелочи. При этом, если ошибка повторяется в одном и том же слове, которое встречается в тексте несколько раз, либо в его словоформах, то засчитывается она только в первый.
Есть и система помет на полях — это два знака на строчке с ошибкой за красной линией: | если на строке орфографическая ошибка и галочка — если пунктуационная.
Как видите, 3+ от 4 отличается.
В 2020-ом году судьбу одиннадцатикласснико в решает итоговое сочинение. Его предстоит написать. Именно его результаты определят, кому к ЕГЭ быть допущенным, а кто не преодолеет эту планку. Не только нарушенная орфография учитывается при оценивании итогового сочинения.
Ошибками считаются следующие нарушения:
- Неумение анализировать литературное произведение.
- Слабая аргументация.
- Низкая грамотность:ошибки орфографические, грамматические, пунктуационные.
- Ошибки речевые- нарушения норм письменной речи.
- Несоответствие теме, отклонение от нее, ее неполное раскрытие либо тема вообще не раскрыта.
Не будут начислять баллы за ваше итоговое сочинение, оно по результатам проверки получит зачет либо незачет. Не менее 350-ти слов должно включать такое сочинение. Определенный на 2019/2020 уч. год критерий грамотности позволяет выпускнику на каждые 100 слов сделать 5 ошибок. Это означает 15 ошибок на 300 слов. Именно столько допустимо сделать в этой работе ЕГЭ, чтобы получить зачет.
Правильно будет и то и другое выражение. Но слово «оценка» используется значительно чаще. Словосочетание «при оценке» имеет тот же смысл, что и выражение «давая оценку». Мы не сможем заменить здесь слово «оценка» словом «оценивание», например, в таком предложении:
- При оценке ее характеристики (или давая оценку) начальник обратил внимание на следующие данные.
Точно так же, мы скажем:
- При оценке в пять баллов Смирнова одержала победу.
Здесь тоже можно употребить только слово «оценка».
Слова «оценка» и «оценивание» являются синонимами. Но, в силу того, что первое из них короче, а, следовательно, более удобно для произношения, в разговорной речи и на письме оно используется значительно чаще.
Например, в таком примере:
- При оценивании происходящего, следователь задал несколько вопросов свидетелям.
Нам проще сказать:
- При оценке происходящего, следователь задал несколько вопросов свидетелям.
Источник
Нормы оценки диктанта и требования к проверке
учебно-методический материал на тему
При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами (первая цифра – количество орфографических ошибок, вторая –пунктуационных)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normy_otsenki_diktanta.docx | 14.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормы оценки диктанта и требования к проверке.
Объем диктанта устанавливается исходя из следующих нормативов:
— При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
— Если контрольный диктант сопровождается дополнительной работой, то берется текст объемом, обозначенным первой цифрой норматива для данного класса.
— Текст диктанта должен быть понятным для учащихся.
— Слова, редко употребляемые и непонятные для учащихся, выписываются на доске и объясняются.
— Отдельно выписываются слова, с написанием которых учащиеся еще не ознакомились.
При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами (первая цифра – количество орфографических ошибок, вторая –пунктуационных):
Количество допускаемых ошибок
— «5» может выставляться за диктант при наличии в нем одной негрубой орфографической ошибки или одной негрубой пунктуационной ошибки.
— «4» может выставляться за три орфографические ошибки, если среди них есть однотипные.
— «3» может быть поставлена при наличии шести орфографических и шести пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
— В V классе допускается выставление «3» за диктанты при пяти орфографических и четырех пунктуационных ошибках.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку: для «4» — две орфографические ошибки, для «3» — четыре орфографические ошибки (необходимо учитывать, что для V класса предел «3» ограничен пятью орфографическими ошибками).
Диктант оценивается одной отметкой.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и др.) задания, выставляются две оценки — за каждый вид работы. Обе оценки выставляются в одну графу по русскому языку: 5/4, 4/3, 3/2.
При оценке дополнительного задания необходимо руководствоваться следующим:
Источник
Нормы оценивания по русскому языку и литературе
учебно-методический материал по русскому языку
Материал представляет собой выписку из Примерных программ по русскому языку, содержащих нормы и рекомендации по системе оценивания работ учащихся по русскому языку и литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normy_otsenivaniya.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант — одна из основных форм проверки ор ф ографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса. Требования к тексту диктанта представлены в таблице 1.
Таблица 1 Требования к тексту диктанта
Количество в контрольном диктанте
Количество слов в словарном диктанте
Слов (самост. служебных)
слов снепроверяемыми орфограммами
Примечание: в текст контрольного диктанта должны в основном включаться те орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на 2-3-х предыдущих уроках.
Диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с нормами, приведенными в таблице 2.
Таблица 2 Нормы оценивания диктантов
Нормы оценок (количество ошибок)
1 негрубая орфографи-ческая +1
• 4 орфографическая + 4 пунктуационные;
• 3 орфографические + 5 пунктуационных;
• 0 орфографических + 7 пунктуационных;
• 7 орфограф +7 пунктуационных
• 6 орфограф +8 пунктуационных;
• 5 орфограф+9 пунктуационных;
• 8 орфограф +6 пунктуационных
- при большем количестве ошибок работа оценивается баллом «1»;
- при выставлении отметки за диктант следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку: для «4» такой предел — 2 орфографические ошибки, для «3» — 4 орфографические ошибки, для «2» — 7 орфографических ошибок;
- отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений;
- при наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:
- в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;
- учитывает однотипные ошибки как обычные;
- все исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам:
- учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;
- оценка не снижается за многочисленные исправления;
- все однотипные ошибки считаются как одна.
При выставлении отметки за четверть (триместр, полугодие) преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (речевыми, орфографическими, пунктуационными). Поэтому итоговая отметка не может быть положительной, если большинство контрольных диктантов на протяжении четверти (триместра, полугодия) оценено на «2».
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1.Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
- описка (искажение звуко-буквенного состава слова: чапля вместо цапля);
- ошибка на правило, которое не изучается в школе;
- ошибка в переносе слова;
- ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
- ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
- Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).
К негрубым орфографическим относятся ошибки:
• в исключениях из правил;
- в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с
предлогами, правописание которых не регулируется правилами; - в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
- в написании ы и и после приставок;
- в случаях трудного различ ен ия не и ни;
- в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
- при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся — это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: вырощенный, возрост), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные — это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая — как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Оценка дополнительного задания к диктанту
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы). При оценке выполнения дополнительного задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице 3.
Таблица 3 Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Источник