Диагноз ффнр у ребенка что это значит

Розмовляйка

Записаться на прием

Проблема с речью, а именно не сформированная ее звуковая сторона, которая характеризуется фонематическими и фонетическими дефектами, называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Главным фактором выявления ФФНР является не завершенное формирование процессов восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам, и их произношения.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи сталкиваются с серьезными проблемами при обучении чтению и письму, а также подвержены риску формирования дислексии и дисграфии в дошкольном возрасте.

ФФНР, равно как и ОНР (общее недоразвитие речи), относятся к категориям психолого-педагогической классификации речевых нарушений. Эти категории отражают уровень сформированности средств общения и позволяют выстраивать соответствующую логопедическую работу.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи объединяет группу дефектов речи, таких как:

  • артикуляторно-фонематическая дислалия,
  • акустико-фонематическая дислалия,
  • дизартрия,
  • ринолалия.

ФФНР делится на легкую, среднюю и тяжелую степень, в зависимости от выраженности дефектов звуковой стороны речи:

Легкая степень ФФНР

Звуко-слоговая структура слова анализируется нормально, но наблюдаются нарушения дифференциации только дефектно произносимых звуков.

Средняя степень ФФНР

Налицо грубые нарушения звукового анализа. Наблюдается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, различных фонетических групп. Но их артикуляция в устной речи сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФНР

Отмечается глубокое фонематическое недоразвитие, что выражается в не восприятии звуков на слух, ребенок их не различает, не способен выделить звуки в слове и не может установить их последовательность.

Читайте также:  Что значит быть романтизированным

У детей с ФФНР интеллект и физиологический слух сохранны, но присутствует расстройство особого фонематического слуха, который способствует различению и узнаванию фонем речи, и наблюдаются дефекты произносительной стороны речи. Структура дефекта характеризуется не сформированной звуковой стороной речи, нарушением слоговой структуры слова и дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, а также не резко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.

У детей с ФФНР дефекты звуковой стороны речи выражены фонематическими, такими как замена либо смешение звуков, и фонетическими – искажением звуков. Чаще всего артикуляторно сложные звуки заменяются более простыми: [р] на [л], [с] на [т], [ш] на [ф] и т. д. ФФНР может проявляться и в недифференцированном произношении звуков, при этом целый ряд звуков может заменяться одним, например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]. Смещение звуков и их неустойчивое употребление в речи является еще одним проявлением ФФНР, при этом звуки могут как заменяться артикуляторно или акустически близкими в одних случаях, так и произносится правильно, в других. Как правило такие нарушения в перспективе будут сопровождаться однотипными заменами букв при письме, что называется артикуляторно-акустической дисграфией.

Довольно часто фонематические нарушения сочетаются с фонетическими дефектами, такими как искажение произношения одного или нескольких звуков (сигматизмом, ротацизмом, ламбдацизмом и др.). При ФФНР количество таких, дефектно произносимых, звуков может достигать 16-20.

Дети с ФФНР испытывают сложности с овладением фонематическим анализом – неспособны выделить звуки на фоне слова, определить их последовательность и количество, что является следствием нарушенного звукопроизношения. Таким детям трудно дается произнесение многосложных слов и слов со стечением согласных. В процессе проговаривания подобных слов наблюдаются перестановки и замены слогов и их пропуски, добавления внутри слога лишнего звука и т. д. Также, при ФФНР может проявляться нечеткость артикуляции.

Грамматический строй речи у детей с ФФНР, как и словарный запас, обычно в пределах возрастной нормы, хотя при специальном обследовании часто выявляются ошибки в согласовании частей речи, словоизменении и употреблении предлогов.

Кроме дефектов вербального характера, дети с ФФНР проявляют некоторые особенности протекания ВПФ, такие как:

  • сужение объема памяти (особенно на речевой материал),
  • трудности в понимании абстрактных понятий,
  • неустойчивость произвольного внимания,
  • трудности переключения,
  • замедленное течение мыслительных процессов и т. д.

Все эти нарушения неблагоприятно действуют на успехи в обучении и обусловливают нестойкую успеваемость на занятиях.

Источник

Диагноз ффнр у ребенка что это значит

Если логопед поставил вашему ребенку диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), не отчаивайтесь, это нестрашно и поправимо. Стоит только приложить усилия по постановке и автоматизации искаженных звуков, развитию фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза. Что такое ФФНР, почему оно возникает, и как исправить это отставание в речевом развитии? Поговорим об этом подробнее.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение произносительной стороны речи, то есть искажение нескольких групп звуков и фонематического восприятия, которое характеризуется различением близких по звучанию и артикуляции звуков на слух и овладением навыками языкового анализа и синтеза. Ребенок от 5 до 7 лет должен уметь вычленять гласные звуки в слове, первый и последний звуки в односложных словах.

Причины ФФНР
Причиной появления ФФНР является повреждение участков мозга, которые отвечают за восприятие звуков и четкую работу речевого аппарата. Существуют «врожденные» причины, к числу которых относятся: патология беременности, аномальное развитие плода, тяжелые токсикозы, отравление плода, инфекционные заболевания матери во время беременности (особенно в первые 4 месяца, когда у ребенка формируется речевая система), несовместимость матери и ребенка по резус-фактору, родовые травмы.

И приобретенные: вирусные болезни ребенка в первый год жизни, наследственность, травмы головного мозга ребенка, психотравмирующие ситуации после рождения, неблагоприятная окружающая среда и другие.

К категории детей с ФФНР относятся дети с нормой слуха и интеллекта. Причиной нарушения восприятия звука на слух является неправильная артикуляционная интерпретация звука. Например, ребенок слышит [ш], а произносит [с] (сапка вместо шапка) только потому, что его язычок не укреплен и не может выдерживать нужную для произнесения звука [ш] артикуляцию, выбирая более легкую артикуляционную позицию, как при звуке [с]. В сочетании с дефектами произношения звуков отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Нарушение четкой артикуляции часто возникает при анатомических и двигательных дефектах речевого аппарата, например, высоком нёбе, нависании верхней челюсти над нижней и наоборот.

Виды ФФНР
ФФНР бывает первичное и вторичное.

Первичное – недоразвитие фонематического слуха, неправильное восприятие звука, например, малыш путает звуки близкие по звучанию: твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные, например, том вместо дом, галька вместо галка.

Вторичное – первичное фонематическое недоразвитие оказывает влияние на овладение звуковым анализом, а установившаяся неправильная артикуляция воспроизводимых звуков приводит к нарушению нормального слухопроизносительного взаимодействия. То есть ребенок может слышать один звук, а произносить другой. При вторичной форме ФФНР у ребенка снижается познавательная активность и внимание, так как при недосформированности одной функции речи, происходит отставание в других сферах психического развития. Поэтому ребенок к семи годам не может расчленить на звуки самые простые слова, состоящие из трех букв, назвать первый или последний звук в слове.

Выделяется несколько степеней ФФНР:
Легкая степень нарушения – недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных звуков. Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Звонкие заменяются глухими, [р] на [л], [л] на [й], [с] и [ш] на звук [ф]. Весь ос­тальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно.
Средняя степень – недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп: шипящих, свистящих, сонорных. Процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляции близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук. Например: мягкий [ш] вместо [ш], вместо [с] – мягкий [с], вместо [ч] мягкий [т]. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо, ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. Произносительные ошибки затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания.
Тяжелая степень – невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности, при этом нарушается смысл выска­зывания. При наличии большого количества дефектных звуков нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Дети затрудняются при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФНР наблюдается смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость говорения. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией разных форм. Чем больше звуков не сформировано у ребенка, тем ниже его фонематическое восприятие. Имеющиеся нарушения в устной речи проявят себя впоследствии на письме в виде стойких ошибок, которые называются дисграфиями.

Коррекция ФФНР
Если ребенку поставлен диагноз ФФНР, то потребуется кропотливая работа с логопедом по коррекции звуковой стороны речи.

После обследования ребенка необходимо:
сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушенные зву­ки раннего онтогенеза (м, п, б, т’, г, х, с’) и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л’, озвончение всех согласных);
выделить смешиваемые звуки и звуки-заменители, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);
вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции;
вычленить звуки, имеющие постоянные звуки-заменители, из числа более простых по артикуляции.

После этого необходимо вести комплексную системную работу по постановке, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, развитию фонематического слуха, целенаправленному обучению языковому анализу слов, разбивая их на слоги, звуки, определяя место звука в слове. Очень важно привлекать внимание ребенка к положению органов артикуляции при произнесении того или иного звука, к частям слова их изменению при сочетании с другими словами в предложении.

Для развития фонематического слуха у детей с ФФНР хороши такие игры, как «Поймай звук». Взрослый произносит слова разной звуковой наполняемости, ребенок должен хлопнуть, если услышит заданный звук [р], [ш] или любой другой, придуманный вами. Навык языкового анализа прививается детям через такие игры, как «Придумай слово» при этом взрослый, кидая мяч, просит придумать слово на букву или даже на слог, постепенно усложняя задание и выбирая сложные слоги со стечением согласны: бра, нра, взро и т.д.

Также используются следующие задания: выделения первого (второго) гласного из слов, называние третьего (четвертого) звука в слове и т.п. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности, они учатся выделять последний соглас­ный из конца слова (кот, мак). Затем приступают к выделению начальных соглас­ных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са.

Далее основной единицей изучения становится не отдель­ный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обо­значаются слова, короткими – слоги. Составляются из по­лосок схемы одно-, дву- и трехсложных слов. Проводятся разнообразные упражне­ния для закрепления навыка деления слов на слоги. Затем дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных трехзвуковых (типа мак) и двухсложных (типа зубы) слов, составляют соответствующие схемы, в ко­торых обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Дальнейшее усложнение материала предусматривает ана­лиз слов со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф); двухсложных с одним закрытым слогом (кошка, гамак, клубок), некоторых трехсложных (канава), произношение которых не расходится с написанием. Вводятся упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков (лук -сук, мак -рак). Большое внимание уделяется всевозможным преобразо­ваниям слов, например: каша-кашка-кошка-мошка. При этом проговаривается, что изменения только од­ного звука в слове достаточно для образования нового слова.

К концу обучения дети должны овладеть сознательным послоговым чтением, уметь читать не только слова, но и про­стые предложения и тексты. К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению про­граммы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание соб­ственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его эле­менты, учатся распределять внимание между различ­ными звуковыми элементами, удерживать в памяти поря­док звуков и их позицию в слове. Это является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

Источник

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ФФНР у детей: причины, симптомы, диагностика и лечение болезни

Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.

При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.

В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%.

Основные причины ФФНР у ребенка

Обычно до 4-летнего возраста дети в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова, а также произносить их правильно. Если же этого не происходит, то у ребенка может быть диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

ФФНР может быть приобретенным, либо врожденным. На формирование врожденного расстройства влияют патологии внутриутробного развития, а также родовые травмы.

Приобретенное ФФНР обусловлено несколькими факторами:

  • Вирусные заболевания. Они особенно опасны в течение первого года жизни, когда иммунитет ребенка еще не сформирован.
  • Травмы головного мозга. Сильные ушибы и сотрясения, вызванные падением или иным механическим воздействием – все это может оказать влияние.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Хронические стрессы и сильные эмоциональные потрясения. Часто данное расстройство выявляется у детей из неблагополучных семей.

Общие сведения

Понятие ФФН (фонетико-фонематического недоразвития) было введено группой ученых сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.

Фонетико-фонематическое недоразвитие является серьезным препятствием на пути обучения ребенка чтению и письму. Кроме того, на фоне ФФН у детей дошкольного возраста может развиться дислексия и дисграфия.

Основные симптомы

Нарушение звуковой стороны речи с данным расстройством представлены фонетическими и фонематическими дефектами:

  • Искажение одного или нескольких звуков (сигматизм, ротацизм и т.д.).
  • Замена артикуляционно-сложных звуков на более простые ([c] на [т], [р] на [л] и т.д.).
  • Недифференцированное произношение звуков, для которого характерна замена одним целого ряда других звуков.
  • Смешение, либо непостоянное использование звуков в речи. Иными словами, иногда ребенок произносит звуки правильно, но в некоторых случаях заменяет их на другие.
  • Часто нет различия между мягкими и твердыми звуками ([сь] вместо [с], [тя] вместо [та]).
  • Не различаются на слух глухие и звонкие звуки («папка» вместо «бабка» и т.д.).

Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:

  • проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря);
  • сложности с восприятием абстрактных понятий;
  • проблемы с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем-либо;
  • замедленность мыслительных процессов и т.д.

Все эти проблемы сказываются на учебной деятельности ребенка и его успеваемости, поэтому важна своевременная коррекционная работа.

В логопедии выделяется три основных степени:

  1. Легкая. Нарушено распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и так произносит с дефектом. В остальном звукослоговая структура анализируется верно.
  2. Средняя. Дети не различают достаточно много звуков из разных фонетических групп (шипящие, глухие, звонкие). При этом устная речевая функция сформирована, в целом, правильно.
  3. Тяжелая. Серьезное нарушение звуковой последовательности – ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность.

Диагностика ФФН (фонетико-фонематического недоразвития)

Логопедическое обследование предполагает сбор анамнестических данных из личной беседы с родителями, либо медицинской карты. Важно выяснить особенность протекания беременности и родов, а также раннего психоэмоционального и физического развития малыша.

При диагностике следует опираться на результаты обследования у детского отоларинголога и невролога, которые проводятся для оценки состояния слуха, а также исключения психических отклонений.

Логопед проводит обследование артикуляционного аппарата, оценивает состояние дыхательной функции, состояние голосовых связок. Проверяется правильность звукопроизношения, в ходе которого специалист обращает внимание на специфику имеющихся нарушений (искажение, замены и т.д.).

Обследуется уровень развития фонематического восприятия. Все результаты обязательно вносятся в речевую карту. Диагностика устной речи обязательно предполагает оценку словарного запаса, а также сформированности связной речи.

Если ребенок умеет писать, то проводится диагностика письменной речи. В ее ходе выявляются ошибки на письме и их специфика. После окончания обследования делается заключение, на основании которого составляется стратегия дальнейшей коррекции.

Как исправить фонетико-фонематическое недоразвитие речи?

Если причиной расстройства установлена какая-то психологическая травма, то параллельно с логопедом за ребенком должен наблюдать детский психолог.

Дети с ФФНР должны заниматься в специальных логопедических группах в детском саду (зачисляются с 5 лет на 10 месяцев). Если проблема не устранена в дошкольном возрасте, то ребенку необходимо заниматься со школьным логопедом.

Основные цели коррекции ФФНР:

  • формирование фонематического восприятия;
  • обогащение словарного запаса ребенка;
  • развитие правильной, связной речи;
  • развитие навыков словоизменения и словообразования;
  • коррекция звукопроизношения;
  • работа с простыми и сложными предложениями;
  • подготовка к обучению грамоте (если работа не была проведена до обучения в школе, то проводится коррекция обнаруженных нарушений письменной речи).

Как проводят коррекционную работу с детьми?

В процессе логопедических занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи используется речевой и наглядный материал (соответствующий возрасту ребенка), различные дидактические приемы, логопедический массаж.

Также используются различные артикуляционные упражнения. Для многих взрослых является очевидным, как много усилий приходится прикладывать детям, чтобы научиться правильно выговаривать слова. Для этого необходима работа артикуляционного аппарата, который состоит из анатомо-физиологической системы органов (языка, мягкого и твердого нёба, гортани, губ и т.д.).

Есть определенный комплекс упражнений, направленных на развитие этих органов. Ниже представлены примеры упражнений артикуляционной гимнастики для тренировки губ:

  • «Поцелуй». Дети учатся вытягивать губы трубочкой, как будто они хотят кого-то поцеловать. Помогает при произношении свистящих, шипящих и гласных.
  • «Пятачок». Ребенок смыкает губы (как в упражнении «Поцелуй») и двигает ими по кругу, периодически меняя направление вращения.
  • «Улыбка». Зубы смыкаются, при этом губы расплываются в широкой улыбке. Хорошо тренирует мимические мышцы губ.

Язык – это самая важная часть аппарата артикуляции, поэтому его тренировкой нужно заниматься в первую очередь.

Для этого используются следующие упражнения:

  • «Лопатка». Нужно высунуть язык как можно дальше, при этом он должен быть расслабленным.
  • «Игла». Задача аналогичная, но при этом язык должен быть напряжен. Желательно держать в таком положении в течение 10 секунд.
  • «Трубочка». Язык нужно свернуть в трубочку, одновременно напрягая его.

Несложные манипуляции, вроде цоканья и щелчков языком, также оказываются эффективными, при этом ребенок может делать их самостоятельно дома.

Профилактика и прогноз

Раннее выявление детей, имеющих проблемы с развитием фонематического восприятия, а также проведение своевременной коррекционной работы помогают исправить недостатки звукопроизношения. Важно работать с ребенком комплексно, привлекая к коррекции родителей, которые должны обеспечить комфортный микроклимат в семье, окружить малыша максимальной заботой и вниманием.

Профилактика ФФНР заключается в принятии мер по предотвращению перинатальных патологий, а также в общем гармоничном развитии ребенка. Работа логопеда, помноженная на терпение родителей – это залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до того уровня, когда у малыша не будет проблем с обучением и общением с окружающими людьми.

Близится аттестация?

Получите удостоверение на 144 ак.часа! Пройдите курс повышения квалификации по теме «Современные междисциплинарные технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений в соответствии с требованиями ФГОС»

Источник

Оцените статью