- Девиантное поведение детей что это значит
- Эпидемиология девиантного поведения
- Этиология девиантного поведения
- Девиантное поведение детей что это значит
- Девиантное поведение
- Неадекватное поведение ребенка
- Асоциальное поведение детей
- Суицидальное поведение детей
- Интеграция в социум
- Девиантное поведение детей и подростков
- Как проявляется девиантное поведение
- Причины девиантного поведения
- Профилактика девиантного поведения
- Коррекция девиантного поведения
Девиантное поведение детей что это значит
Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм; а «делинквентностью» — нарушение норм общественного порядка. Эти определения охватывают широкий круг расстройств, включающий типичные для детского возраста асоциальные действия, постоянные конфликты, лживость, уходы из дома, а также преступления, связанные с насилием.
Международная классификация психических болезней (МКБ-10, Dilling et al.) выделяет в понятии «нарушения социального поведения» шесть диагностических подгрупп. К первой относятся нарушения социального поведения, ограниченные рамками семьи, ко второй — несоциализированные нарушения социального поведения, к третьей — социализированные нарушения социального поведения, к четвертой — оппозиционное поведение, к пятой и шестой — так называемые остаточные категории, включающие неуточненные нарушения социального поведения.
Первая и четвертая подгруппы (нарушения, ограниченные рамками семьи, и оппозиционное поведение) представляют расстройства, более характерные для детей, и, по-видимому, имеют лучший прогноз. Основной характеристикой второй и третьей диагностических категорий служит качество личностных отношений ребенка или подростка и в меньшей степени — являются ли антисоциальные действия индивидуальными или групповыми.
Некоторые девиантные формы поведения включены как подгруппы в другие диагностические категории. Среди них гиперкинетическое нарушение социального поведения и смешанные нарушения социального поведения и эмоций; о них ввиду специфичности подходов к их лечению будет сказано особо.
Эпидемиология девиантного поведения
Девиантные формы поведения в детском и подростковом возрасте встречаются часто; в зависимости от исследуемого контингента их распространенность составляет от 5 до 25% (Malmquist).
При полном обследовании всей клинической популяции (все амбулаторные и стационарные пациенты сельских регионов с числом жителей около 450 000) частота данного расстройства в группе 12—17-летних подростков составила 20%, заняв первое место среди всех диагнозов (Remschmidt, Walter).
Этиология девиантного поведения
Девиантное поведение имеет множественную этиологию. Среди причин, обусловливающих его, есть биологические, психологические и социальные. В зависимости от характера причин терапевтические методы варьируют (при когнитивных нарушениях — акцент на программах самоконтроля, при семейных факторах — на семейной терапии, при социальных причинах — на групповых мероприятиях).
К биологическим причинам относятся генетические, связанные с полом, органические и нейропсихологические предрасполагающие факторы. О генетических влияниях свидетельствует изучение приемных детей. Проведенное в Стокгольме исследование 862 лиц мужского пола, родившихся вне брака и усыновленных в раннем возрасте не родственниками, показало, что риск криминального поведения был в 1,9 раз выше для тех из них, у кого один из биологических родителей имел алкогольную зависимость (Cloninger et al.). На влияние пола указывает большая частота антисоциального поведения у мальчиков.
Некоторые исследования выявляют связь между концентрацией в плазме андростерона и тестостерона и агрессивно-деструктивными формами поведения (Susman et al., Olweus et al.). Нейропсихологические дисфункции проявляются в нарушениях памяти, внимания, способности к абстрагированию, прогнозированию, концентрации и последовательности мышления. Нередко наблюдаются специфические расстройства чтения, письма и счета. Известно, например, (Weinschenk), что у правонарушителей чаще встречается расстройство чтения и письма.
В американских исследованиях распространенность специфических нарушений развития у делинквентных подростков составляет 25—26%, тогда как в нормальной популяции она составляет от 7 до 10% (Keilitz et al.). К психологическим факторам относятся когнитивные искажения и дисфункциональное мышление; по сравнению с подростками, имеющими низкий потенциал агрессивности, агрессивные мальчики:
1) видят причины своих социальных проблем во враждебном отношении окружающих,
2) реже и притом менее удачно находят пути к разрешению конфликтов и
3) менее реально оценивают последствия асоциального поведения (Guerra, Slaby).
У родителей детей с асоциальным поведением чаще, чем в семьях благополучных детей, встречаются психопатологические и другие отклонения (злоупотребление алкоголем, криминальное поведение, отсутствие отца, ссоры). Стиль воспитания отличается жестокостью и непоследовательностью, родители уделяют ребенку недостаточно внимания, агрессивность и эгоцентризм с их стороны — обычное явление.
Важную роль в этиологии девиантного поведения играют также социально-экономические факторы, такие, как низкие доходы и многодетность (West, Farrington).
Ниже даем представление о том, при каких расстройствах и психических заболеваниях может возникнуть девиантное поведение. Выбору адекватного, этиологически ориентированного метода терапии должна предшествовать точная диагностика.
Различные формы девиантного поведения в детском и подростковом возрасте (по Hart de Ruyter):
1. Девиантное поведение вследствие плохого воспитания
2. Девиантность вследствие временного нарушения равновесия, уже и так неустойчивого («балансовая девиантность»):
а) ситуативная, социальная, обусловленная образованием
б) вследствие временной «запущенности»
3. Первичная пубертатная девиантность
4. Девиантность вследствие грубого интеллектуального дефекта, легастении, органических заболеваний и иных поражений головного мозга
5. Девиантное поведение как симптом соматических заболеваний
6. Девиантность в рамках психоза
7. Девиантность в рамках невроза (невротическая)
Девиантные расстройства, указанные в пунктах 1 и 4, протекают в основном хронически, и терапевтические мероприятия в этих случаях недостаточно эффективны; в отличие от них расстройства, обозначенные пунктами 2 и 3, лучше поддаются терапии. При девиантном поведении как симптоме соматического заболевания (например, психомоторной эпилепсии) или в рамках психоза, разумеется, следует лечить в первую очередь основное заболевание. При расстройствах чтения и письма наряду с психотерапевтическим вмешательством необходимы тренинги. Так называемая «невротическая девиантность» требует применения различных методов психотерапии.
Источник
Девиантное поведение детей что это значит
В каждом обществе существуют определенные нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Общественные нормы часто подавляют инстинкты и желания индивидуума. Но если вы хотите, чтобы окружающие понимали и принимали вас, вам нужно как-то этим нормам соответствовать. К примеру, видя прекрасную цветущую клумбу и следуя при этом общественным нормам, вы вдыхаете аромат и любуетесь цветами вместо того, чтобы оборвать их и унести с собой. Естественно, что воспитывая своего ребенка, вы стараетесь приучить его к такому же образу действий. И все-таки даже у добропорядочных родителей поведение детей порой выходит за рамки предписанных обществом норм. Такое поведение психологи называют девиантным, асоциальным, неадекватным и так далее. В чем состоит феномен детей с отклонениями в поведении и как с ним бороться?
Девиантное поведение
На самом деле дети с отклонениями в поведении – не такая уж редкость. Некоторые отклонения не только вызывают негодование родителей и учителей, но и несут в себе зачатки будущих проступков, представляя угрозу самому ребенку, его окружению и даже обществу в целом. Исследуя детей с отклонениями в поведении, психологи подразделяют их действия на социальные отклонения корыстной, агрессивной и социально-пассивной ориентации. К социальным отклонениям корыстной ориентации относятся кражи, мошенничество, спекуляция и другие проступки, цель которых – получить выгоду. Отклонения агрессивной ориентации направлены против личности – это оскорбления, хулиганство, побои и т.д. Социально-пассивные отклонения связаны с нежеланием решать личные и социальные проблемы, к ним относятся уклонение от учебы и работы, бродяжничество, наркомания и суицид. За каждым внешним проявлением у детей с отклонениями в поведении могут стоять глубокие личностные проблемы. И поскольку не существует универсального ответа на все ситуации девиантного поведения, чтобы помочь ребенку, нужно разобраться в причинах каждой конкретной ситуации.
Неадекватное поведение ребенка
В основе неадекватного поведения ребенка лежат отрицательные аффективные переживания, связанные с неудовлетворенностью важных для него потребностей. Когда оценка своих способностей, основанная на предыдущих достижениях ребенка, не соответствует нынешней ситуации и нужно признать свою несостоятельность, у некоторых детей возникают аффективные переживания. Вместо того чтобы переоценить свои притязания, дети проявляют неадекватную реакцию на неуспех – повышенную обидчивость, упрямство, замкнутость, эмоциональную неустойчивость, заторможенность, отрицание. Например, если в одной школе ребенок имел успехи в английском языке и получал похвалу учителя, то поступив в другую школу, где его достижения не выделяются на фоне других учеников, он может начать обижаться на учителя и считать, что с ним обходятся несправедливо. Неадекватное поведение ребенка – это своего рода защитная реакция, призванная помочь в случае фиаско. Чтобы не снижать самооценку, ребенок начинает обвинять родителей, учителей, ближайшее окружение обстоятельства, судьбу. Неадекватное поведение ребенка вызывает ответные реакции учителей и родителей, что еще в свою очередь усиливает аффективные переживания. Круг замыкается.
Асоциальное поведение детей
Говоря об асоциальном поведении детей, психологи отмечают, что оно возникает в результате нарушения взаимодействия личности со средой. Детей с асоциальным поведением подразделяют на четыре группы:
- Первая группа. В неё входят дети, асоциальное поведение которых связано с отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы и индивидуальными особенностями, вплоть до психопатий;
- Вторая группа. Это дети, асоциальное поведение которых связано с неверными формами воздействия. Например, когда взрослые предъявляют к ребенку строгие дисциплинарные требования без учета его возраста, эмоционального состояния, переживаний. Дети этой группы не нуждаются в коррекции поведения, напротив, это взрослые должны пересмотреть отношение к своим действиям в ситуации;
- Третья группа. В нее входят дети с серьезными пробелами в моральном и нравственном воспитании. Иными словами, это запущенные дети, асоциальное поведение которых связано с попустительством взрослых. Такие дети не нарушают общественные нормы осознанно, поскольку просто не знакомы с ними;
- Четвертая группа. Это трудновоспитуемые подростки, асоциальное поведение детей этой группы связано с искажением нравственных представлений и качеств личности. Такие дети понимают, что их поведение противоречит общественным нормам, но они не желают его менять и отказываются от любого вмешательства в их жизнь, реагируя на критические отзывы равнодушием, вызывающим поведением и не соглашаясь с негативной оценкой окружающих. Это наиболее сложная для воспитания группа, поскольку такие дети уверены в своей правоте.
Суицидальное поведение детей
В наиболее трагических случаях отклонения в поведении ребенка принимают крайнюю форму – суицида. Психологи полагают, что суицидальное поведение детей связано с двойственным отношением к смерти – ребенок воспринимает смерть как способ манипуляции, к примеру, представляя, как мама расстроится, но необратимость последствий не осознает.
Обычно суицидальное поведение детей имеет цель привлечь внимание, ему предшествуют депрессия, скука, одиночество, замкнутость, агрессия по отношению к окружению. Иногда суицидальное поведение принимает скрытую форму, когда ребенок выбирает экстремальные виды спорта, входит в опасные группировки, принимает наркотики.
К причинам суицидального поведения детей относят конфликты с родителями, сверстниками, ближайшим окружением, непонимание в школе. При этом дети чаще всего отказываются от помощи взрослых.
Интеграция в социум
Обычно дети с отклонениями в поведении с трудом идут на контакт с педагогами, психологами, взрослыми, объясняя это выражением «меня не понимают». И действительно, чтобы создать доверительные отношения с таким ребенком, нужно обладать долей симпатии, интересом к его жизни, надеждам и тревогам, уметь терпеливо выслушивать, давать советы, сопереживать и вовремя переходить от свободного общения к руководству. Не каждые родители на это способны, и, конечно не каждые педагоги. Но только так можно достучаться до детей с отклонениями в поведении, сформировать у них понятие об общечеловеческих ценностях, развить нравственно положительные черты и качества характера, а также помочь адекватно оценить картину мира и быть принятыми в социум.
Источник
Девиантное поведение детей и подростков
Есть много разных терминов, которые по сути обозначают одно и то же — девиантное поведение. Если вы слышите «отклоняющееся , асоциальное, антисоциальное поведение», «расстройство поведения», «семейная дезадаптация», «социальная дезадаптация» — то все это об одном: подросток нарушает некие принятые в обществе нормы, порой не только нравственные, но и правовые, и не соответствует требованиям семьи, школы и общества в целом.
Как проявляется девиантное поведение
Школьник
- слишком часто дерется;
- хулиганит;
- жесток по отношению к сверстникам или животным;
- портит чужие вещи;
- поджигает что-либо;
- ворует;
- часто лжет;
- прогуливает школу, нарушает школьные правила;
- уходит из дома, бродяжничает;
- ведет себя вызывающе, намеренно провоцирует других людей на конфликты.
Отклонение может быть двух видов. К первому относятся такие нарушения, которые предполагают уголовную ответственность, иначе говоря, криминальные. В настоящей статье мы не будем подробно останавливаться именно на этой форме, предметом статьи будут проявления, относящиеся ко второму виду — нарушения в результате искажения социальных установок, не предполагающие уголовной ответственности, а также отклонения из-за трудностей в обучении и неблагоприятной семейной обстановки.
Чаще всего предпосылки к появлению таких отклонений формируются в детском возрасте и закрепляются к подростковому.
Причины девиантного поведения
Отклонение может сформироваться в результате заданных изначально, органических причин либо в результате нарушений в процессе развития и воспитания.
К изначально предопределенным причинам отнесем генетические дефекты развития, родовые травмы, нарушения формирования и развития различных систем и функций организма (интеллектуальное развитие, особенности мыслительных операций и пр.). Эти причины создают условия для возникновения нарушений (например, у гиперактивных детей, умственно отсталых, аутичных). Но, чаще всего, они всего лишь определяют группу риска для развития социального девиантного поведения детей и подростков. Школьник может не иметь никаких проблем с дисциплиной, имея в то же время такие нарушения в развитии. При этом в субъективно сложных стрессовых условиях такой школьник или подросток может начать вести себя так, что будет попадать под определение девиантного ребенка.
Условия риска могут быть связаны с различными сферами жизни.
В семье это:
- антиобщественный характер семьи в целом либо отдельных ее членов: маргинальный образ жизни родителей, алкоголизм, наркомания и пр.;
- неполная семья либо тяжелое нарушение отношений между родителями;
- нарушения в стиле семейного воспитания (по типу гипер или гипоопеки, кумира семьи и пр.);
- физическое или психологическое насилие в семье (как по отношению к детям, так и по отношению к другим членам семьи, чему дети являются свидетелями).
В школе это:
- приоритет в обеспечении личного авторитета педагога любой ценой (в том числе с помощью унижений, оскорблений ребенка);
- сложность заданий, превышающая реальные возможности школьника (интерес к учебе и познанию теряется, подросток ищет другие способы для самоутверждения и компенсации собственной неуспешности);
- ученику трудно найти свое место в коллективе, либо коллектив выбирает его как средство решения собственных социально-психологических трудностей, и это может выражаться в бойкотах, высмеивании, травле.
Если какие-то из перечисленных причин присутствуют, то процесс формирования и закрепления психологии девиантного поведения выглядит так:
1. Ученик не знает, как вести себя в новых, непривычных для него условиях. Известные ему способы не помогают, а новым он пока не научился либо не знает как можно вести себя иначе.
2. Школьник пытается выстраивать отношения с окружающими, однако его попытки не достигают успеха. В результате он истощается, убеждается в своей неуспешности и не уверен в своих силах. Одновременно появляется и растет его гнев по отношению к происходящему, а это уже подталкивает маленькую личность к нарушению принятых в обществе правил.
3. Ситуация становится психологически невыносимой для незрелой личности, при этом она не умеет разрешить ее приемлемым способом.
4. Дальше отклонение от нормы может формироваться одним из двух способов. Либо школьник совершает неприемлемые поступки и в то же время понимает неправильность своего реагирования. В этом случае он испытывает чувство вины, его самооценка становится низкой и подросток оказывается в ситуации все большего психологического перенапряжения. В результате могут возникнуть различные психологические нарушения (неврозы, психозы), требующие квалифицированной помощи. Либо подросток совершает негативные поступки и при этом оправдывает их. У него не возникает внутреннего конфликта в связи с тем, как он себя ведет, он действует с целью получения выгоды или повышения самооценки, позиции среди сверстников, самоутверждения.
Профилактика девиантного поведения
Для предупреждения развития отклонений у детей и подростков родителям необходимо обратить внимание как на семейные установки и модели воспитания, принятые в их семье, так и на психологическую атмосферу, окружающую их чадо в школе или детском саду.
Важно создать в семье атмосферу принятия, понимания и защищенности. В то же время необходимо обеспечить ясность границ и правил в семье: что у нас в семье запрещено, и что у нас допустимо, разрешено. Важно, чтобы родители имели ясное представление о том, на основе каких принципов они воспитывают своих детей, каких целей пытаются достичь, и эффективны ли их способы достижения воспитательных целей, не причиняют ли они детям больший вред. Не менее важно, чтобы семейные правила были сообщены и объяснены детям, ведь только понимание обеспечит в конечном счете присваивание детьми этих правил как своих собственных. В противном случае, насаждаемые насильственно, непонятные правила, двойные стандарты, вызывают стремление нарушать их в каждом случае, когда наказания можно избежать.
Необходимо также учитывать и выяснять мотивы поведения маленького человека, для того чтобы избежать несправедливого наказания в тех случаях, когда им двигало понятное стремление защитить себя, возможно и не вполне конструктивным способом. В этом случае основная цель родителей — понять, что произошло и помочь ему выбрать социально-приемлемые способы регуляции отношений.
Также очень важно обеспечить девочке или мальчику личностно-ориентированный подход в образовательных учреждениях, хотя бы путем выбора школы с соответствующими ценностями и принципами обучения. Гибкость в отношении учебных возможностей поможет избежать ситуаций хронической неуспешности и позволит школьнику адекватно оценивать свой вклад и ответственность в учебной деятельности.
Большую помощь детям в развитии эмоционального и социального интеллекта родители могут оказать, разъясняя эмоциональные состояния их и других людей в ситуациях взаимодействия: что чувствует человек, почему он реагирует таким образом, как можно было бы разрешить ситуацию лучшим способом и т. п. Дети и подростки нуждаются в назывании их состояний и расширении опыта в построении отношений с другими людьми. Подросток с развитым социальным и эмоциональным интеллектом менее подвержен раздражительности, импульсивному поведению, эмоционально более устойчив и его адаптивные возможности выше — а значит, в новой и сложной для него ситуации он меньше рискует отреагировать нарушенным способом.
Коррекция девиантного поведения
В связи с тем, что причины нарушения поведения у детей и подростков лежат в разных сферах их жизни, как семейной, так и социального развития ребенка, для их коррекции необходим комплексный подход.
Важно обследовать мальчика или девочку на предмет наличия биологических причин отклоняющегося поведения и, в случае их наличия, обеспечить адекватное лечение.
Также необходимо провести ревизию способов воспитания в семье, устоявшихся моделей взаимодействия между взрослыми и младшими членами семьи. Здесь неоценимую помощь окажут консультации семейного и детского психолога, поскольку в его компетенции увидеть и помочь скорректировать те моменты, которые, в силу их привычности и обыденности, могут быть незаметны родителям.
Дети и подростки часто попадают в трудные ситуации только потому, что у них не хватает социальных навыков и умений. Они не знают, как отреагировать на провокацию, как сообщить о своем недовольстве и несогласии в приемлемой форме и расстраиваются и злятся, когда реакции других людей идут вразрез с их ожиданиями. Для формирования таких навыков по совету психолога используются ролевые игры, создающие трудные социальные ситуации и позволяющие молодому человеку или девиантному подростку найти новые способы взаимодействия в «лабораторных условиях» игры, в поддерживающей атмосфере. Школьник получает обратную связь о своих способах контактировать с взрослыми и сверстниками и обучается пониманию, как его действия и поступки могут отражаться на реакциях и поведении других людей.
В условиях групповых или индивидуальных занятий с психологом дети узнают о том, каким образом они могут удовлетворять свои потребности в самовыражении, не причиняя вред другим людям и себе, а также получают навыки социально-приемлемого поведения. С помощью и поддержкой специалиста «трудный подросток» закрепляет новые способности и находит силы и возможности переносить полученные навыки из учебно-игровой ситуации в реальную жизненную обстановку.
Девиантное поведение детей и подростков вызывает много сильных переживаний у родителей и педагогов, много гнева, страха, возмущения. Однако человек с нарушенным поведением часто страдает сам от невозможности решать трудные для него жизненные ситуации социально положительным способом. Часто отклоняющееся поведение является криком о помощи, сигналом, что школьник переживает серьезное неблагополучие и нуждается в поддержке. Постарайтесь услышать этот призыв и своевременно обратиться за помощью для своих детей и для себя!
Если вам или вашим детям требуется психологическая помощь, позвоните по тел.: +7 (812) 903-85-03 и запишитесь на прием к психологу в СПб!
Источник