«Дети дождя». Что нужно знать об аутизме
За поэтичным выражением «дети дождя» скрывается каждодневный подвиг людей, столкнувшихся с диагнозом аутизм. Детей, которые никогда не смогут воспринимать себя частью окружающего их мира, и родителей, для которых каждый день – это череда сражений и побед. Сначала — борьба с самим собой, принятие и осознание того, что их ребенок никогда не вылечится, а затем борьба с болезнью за каждый жест, каждую улыбку, каждый взгляд и слово ребенка — маленькие, но такие важные победы.
Ученым так и не удается достоверно установить причины заболевания. Известно о генетической предрасположенности: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Беременность у матерей таких детей протекает нормально, да и сами дети часто очень привлекательны внешне – аутизм, как правило, никак не влияет на физическое развитие ребенка. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:
ДЦП;
заражение краснухой матери в период беременности;
туберозный склероз;
нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ожирением).
Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.
Важную роль в дальнейшем развитии ребенка – аутиста играет ранняя постановка диагноза. Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.
Ранние признаки аутизма у ребенка
Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.
Признаки аутизма у детей следующие:
нарушенное социальное взаимодействие;
нарушенная коммуникация;
стереотипное поведение;
ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.
Первые признаки детей-аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует. Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.
Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.
Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.
Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.
Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.
Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.
Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.
У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). Речь бессвязная, ребенок повторяет одни и те же фразы, лишенные смысла, говорит о себе в третьем лице. Он не реагирует и на чужую речь. Когда наступает «возраст вопросов», родители не услышат их от малыша, а если услышат, то эти вопросы будут однообразны и без практического значения.
Стереотипное поведение включает в себя зацикленность на одном занятии, повторение каждодневных ритуалов, развитие страхов и навязчивых идей. При этом, если последовательность ритуала нарушается, ребенок впадает в истерику или может проявлять агрессию или самоагрессию.
Можно ли вылечить аутизм и лечится ли он вообще? К сожалению, не лечится. Как можно помочь ребенку, зависит от каждого индивидуального случая. Медикаментозное лечение назначается только в случае деструктивного поведения маленького пациента. Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста. Занятия проводятся поэтапно:
Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
Учить наблюдать, подражать.
Учить социальным играм и ролям.
Учить идти на эмоциональный контакт.
Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология). Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия. Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Обязательна логопедическая практика: если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение. Дома родители помогают ребенку в выработке навыков самостоятельного обслуживания и социализации. Так как у аутистов отсутствует мотивация играть, они тяжело привыкают к распорядку дня, повседневным делам, создаются карточки, где написан или прорисован порядок выполнения того или иного действия.
Почему так важна ранняя постановка диагноза? Есть состояния, которые имитируют аутизм, которые можно спутать с его симптомами. Но для их коррекции применяются другие методики.
ЗПРР с аутичными чертами
Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, малыш не развивается в плане речи так, как это предполагают существующие нормы. В первые месяцы жизни он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. В 2-3 года его словарный запас очень скуден. Такие дети часто слабо развиты физически, иногда гиперактивны. Окончательно диагноз устанавливает врач. Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно дается обучение в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте отголоски этого состояния остаются, ведь таким людям сложно запоминать информацию, принимать решения. Нужно стараться диагностировать это состояние как можно раньше, практиковать лечение психостимуляторами и успокаивающими лекарствами, а также посещать психолога.
Тугоухость
Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У слабослышащих детей отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. При этом родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции.
Слуховой аппарат поможет решить проблемы.
Шизофрения
Ранее аутизм считали одним из проявлений шизофрении у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. Такие дети имеют навязчивые страхи, разговаривают сами с собой, позже проявляются бред и галлюцинации. Лечат это состояние медикаментозно.
Важно понимать, что аутизм не является приговором. Ведь при условии правильного ухода, самой ранней коррекции аутизма и поддержке со стороны специалистов и родителей такой малыш может полноценно жить, учиться и обрести счастье, став взрослым.
Источник
Аутизм, или «дети дождя»
Каждый человек с аутизмом имеет особые интересы и неординарные способности, неслучайно символом этой особенности стал дождь — как знак другого восприятия окружающего мира при необыкновенном богатстве внутреннего.
Второго апреля, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, по Невскому проспекту вновь пройдут колонной все, кто не безразличен к этому заболеванию. Ежегодно Петербург присоединяется к всемирной акции «Зажги синим», подсвечивая Дворцовый мост, купол Дома Зингера и другие здания в знак солидарности с «людьми дождя» и их близкими, с уникальными детьми и взрослыми, живущими по соседству с нами.
САМ В СЕБЕ
Каждый человек с аутизмом имеет особые интересы и неординарные способности, неслучайно символом этой особенности стал дождь — как знак другого восприятия окружающего мира при необыкновенном богатстве внутреннего. Термин «аутизм», происходящий от латинского слова autos, буквально означает «сам». Погружением в себя и отличаются аутисты от других. Они смотрят «сквозь людей» и при этом цитируют стихи страницами, решают сложнейшие задачи или пишут талантливые картины. «Дети дождя» не похожи между собой, как, например, «дети солнца» (с синдромом Дауна), и наклонности у них очень индивидуальны.Так, расстройствам аутистического спектра (РАС) были подвержены Вольфганг Амадей Моцарт, Мария Кюри, Джейн Остин, Винсент Виллем Ван Гог, Иммануил Кант, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн. В этом списке и наши современники: знаменитый математик, петербуржец Григорий Перельман, первым доказавший гипотезу Пуанкаре и удостоившийся присуждения «Премии тысячелетия»; японский геймдизайнер Сатоси Тадзири, создатель серии игр и сериала «Покемон» (он вошел в список ста самых лучших гейм-дизайнеров по версии IGN); американский предприниматель и благотворитель, один из создателей и крупнейший акционер компании Microsoft Билл Гейтс. По данным Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева, расстройство аутистического вида в большей степени характерно для мальчиков, которые сталкиваются с проблемой в четыре раза чаще, чем девочки. Условия, причины и источники ее возникновения ученые изучают до сих пор, однако доказано, что проблема аутизма локализуется преимущественно в семьях, где заболевание переходит через некоторых родственников из поколения в поколение, а также появляется при органических мозговых нарушениях еще в период вынашивания плода или при его рождении.
ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ
— Основные признаки патологии были описаны еще в середине прошлого столетия, — сообщает научный руководитель отделения детской психиатрии (4-е отделение) Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева, д. м. н., профессор Игорь Макаров. — В их числе начало заболевания в двухлетний период нормального предыдущего развития. Для таких детей характерны красивое и задумчивое выражение лица, отрешенность и сонливость как заметный признак патологии, неспособность проявления и налаживания эмоциональных связей — так называемое аутистическое одиночество. Ребенок не может отвечать на ласку и заботу со стороны родителей, улыбаться и реагировать позитивно на прикосновения.
«Выход для аутиста — это выход из аута в жизнь. Выход для всех остальных означает понимание, что все мы — одно целое. Даже если родители и педагоги, врачи и волонтеры помогут им справиться с этой проблемой, на пороге этой жизни их встретим все мы — люди, сограждане, общество, каждый из нас, каждый из вас. Если мы не будем готовы к этой встрече, то все огромные совместные усилия этих особенных людей и их близких, союзников, поводырей, сопровождающих, — будут напрасными. Выход нужно искать всем вместе.
Любовь Аркус, киновед, режиссер, основатель и президент фонда «Выход в Петербурге», создатель центра системной поддержки людей с РАС «Антон тут рядом»
Free-Photos с сайта Pixabay
« Дети дождя » одинаково равнодушны и к близким, и к чужим людям. Уже в младенческом возрасте при попытке взять их на руки они не радуются, а остаются или напряженными, или безучастными. Такой малыш не смотрит в глаза — отсутствие необходимости в зрительном контакте тоже считается характерной особенностью расстройства. Улыбка или печаль возникают на лице без связи с тем, что происходит вокруг. Дети с аутизмом обычно не делают различия между одушевленными и неодушевленными предметами, не реагируют на свое имя и не отличают человеческий голос от других звуков. Но они визуализируют услышанную или увиденную информацию, и безликие цифры или ноты в сознании аутиста трансформируются в одушевленные существа, обладающие цветом, запахом и образом.Своеобразие ребенка, страдающего аутизмом, проявляется прежде всего в том, что он по-другому слышит, видит и ощущает реальность, поскольку его мозг из-за генетических нарушений просто не успевает связывать ощущения, в том числе сенсорные, соединять и анализировать все то, что происходит вокруг. Это приводит к тому, что мир воспринимается им фрагментарно и искаженно. Нарушения или задержка речи — тоже распространенное явление в таких случаях, потому что общение у «детей дождя» происходит на уровне нерациональных шумов, хрипов, щелчков, непонятных слогов. Еще один характерный признак, при вербальных навыках, — неумение пользоваться местоимениями, дети для обозначения себя употребляют имя или второе лицо вместо имени. У детей-аутистов выражено также стремление найти успокаивающее их ощущение, отсюда возникают монотонные игры, стереотипные движения, ритуальные действия. Малыши не умеют играть с игрушками и часто заменяют их разнообразными предметами обихода, их внимание привлекают глина, песок, вода. Такие дети не вступают в обычное для их возраста общение, хотя физически абсолютно здоровы и внешне ничем не отличаются от сверстников. Отмечается также реактивная избирательность — ребенок чаще всего не хочет отвечать на вопросы, зато интересуется разными хаотичными звуками и шумами. Очень важный признак аутизма — стремление к сохранению и поддержанию неизменности обстановки — «феномен тождества». Любое изменение вызывает тревогу и даже страх. Для детей с медицинским диагнозом «аутизм» не существуют стандартные правила, но и развитие их идет по особому пути, благодаря чему из них вырастают выдающиеся спортсмены, художники и ученые.
ВЫХОД — ДЛЯ ВСЕХ
Так как аутизм представляет собой в первую очередь трудность в общении, заниматься с «детьми дождя» должны, разумеется, и такие специалисты, как нейропсихолог, логопед-дефектолог, педагог. Важна и медицинская помощь, в частности микротоковая рефлексотерапия. Но на 85-90 % эта задача — работа родителей, взрослых, которые станут проводниками в реальный мир, найдут адекватные методы корректировки поведения, которые могут помочь. Аутизм неизлечим, но чем раньше он будет выявлен, тем больше шансов на успех и, соответственно, эффективнее будет социализация. Однако инклюзия невозможна без готовности не только семьи, но и в целом общества оказать поддержку и даже первую помощь «людям дождя» при встрече с ними. Так, например, спровоцировать аутоагрессию (агрессию, направленную исключительно на себя) может вмешательство в личное пространство, поэтому прикасаться к человеку, будучи посторонним, не нужно, это может вызвать стресс. Если приступ психомоторного возбуждения все же начался, его ни в коем случае нельзя игнорировать: аутист безопасен для окружающих, но может нанести увечья себе. Специалисты советуют в подобной ситуации позвать на помощь, обратиться в скорую, зафиксировать руки, если человек с особенностями развития наносит себе удары, мягким шарфом или косынкой, но не веревкой. Нельзя в таких случаях повышать голос, говорить нужно спокойно и ласково, можно отвлечь книгой, звуками, видео. Личностные, коммуникативные и творческие ресурсы людей с расстройствами аутистического спектра очень богаты, и, как знать, может быть, при встрече каждый из нас сможет открыть хотя бы частичку их для себя.
Все мы разные, но всем нужны любовь и понимание!
Источник