Держите прямо свой лорнет что значит

Набоков В.В.: Комментарий к роману «Евгений Онегин»
Глава первая. Пункты XXV — XXXII

XXV

5 …Чаадаев — В первом издании вместо фамилии стояло ***. Правильно произносится «Чада́ев», пишется обычно «Чаадаев», иногда «Чедаев». Полковник Петр Чаадаев (1794–1856), живший в онегинскую эпоху, был личностью яркой и необычной — философ и франт, наделенный состраданием и блестящим умом, влиятельный вольнодумец, позже увлекшийся мистицизмом. В удивительном стихотворении Дениса Давыдова «Современная песня» (1836), предвосхитившем сатирический стиль Некрасова, Чаадаев презрительно назван «маленьким аббатиком». Перу Чаадаева принадлежат написанные по-французски «Философические письма», начатые зимой 1820 г. После публикации одного из них по-русски в журнале «Телескоп» (1836, вып. 34), автор был официально объявлен сумасшедшим. «Письма» в Избранных сочинениях Чаадаева впервые издал в 1862 г. в Париже Иван Гагарин, член ордена иезуитов.

12 Подобный ветреной Венере — Думаю, что Пушкин имел здесь в виду картину «Одевающаяся Венера» (также известную как «Туалет Венеры») Франческо Альбано, или Альбани; 1578–1660), посредственно изображавшего чувствительные мифологические сюжеты (своей неимоверной славой, похоже, обязанного дежурным восторженным упоминаниям его имени французскими поэтами XVIII в., — см. коммент. к гл. 5, XL, 3).

—8 Отвергнутое чтение в черновой рукописи (2369, л. 11 об.):

XXVI

1—4 На полях рукописи (2369, л. 12 об., Эфрос, с. 125), слева, Пушкин набросал римский профиль Амалии Ризнич (См. коммент. к гл. 1, LIV.)

4 Здесь описать его наряд… — Думаю, что на этот бал (зимой 1819 г.) Онегин отправлялся не в простом черном фраке, но (следуя скорее лондонской, нежели парижской моде) в небесно-голубом, плотно облегающем бедра сюртуке с медными пуговицами и бархатным воротником, под которым был очень узкий белый жилет. Из правого переднего кармана брюк у него почти наверняка свисала цепочка с брелком — от брегета, что касается брюк, то это были синие панталоны (также называемые «трико» — нанковые, с тремя пуговками у щиколотки) со штрипками поверх лакированных escarpins [203] . Шейный платок мог завязываться тридцатью двумя различными способами.

Читайте также:  Что значит сладко говорить

7 …панталоны, фрак, жилет… — Список явно французский — pantalon, frac, gilet. Десятью годами раньше в поэме «Монах» юный Пушкин вслед за Карамзиным и другими авторами для именования предмета верхней одежды, надевающегося на ноги, использовал русское слово штаны («фрак с штанами… жилет»), которое когда-то означало любое нижнее белье, покрывающее ноги (сегодня — подштанники или кальсоны, фр. caleçon), но к концу XVIII в. стало означать короткие брюки в обтяжку, например бриджи, доходящие лишь до обтянутой чулком икры. Во времена моей юности, до начала советской провинциализации, панталоны и означали просто любые брюки, но само слово брюки считалось у петербуржцев чрезвычайно вульгарным, как и просторечное жилетка вместо жилет.

В одном весьма забавном исследовании поединка между Фридрихом Энгельсом и русским языком (о котором свидетельствует манускрипт Энгельса, где по-немецки выписаны значения слов из первых тридцати трех строф ЕО) автор М. П. Алексеев замечает (сборник «Пушкин. Исследования и материалы». Л., 1953, с. 89, сноска), что слова панталоны, фрак, жилет в Словаре Академии Российской (в 6-ти т., СПб., 1789–1794) действительно отсутствуют, но в «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту» (СПб., 1803–1804, 1806) Яновского они уже включены.

14 …Академический Словарь. — В примечании 6, которое дает Пушкин в отдельном издании первой главы, говорится.

«Нельзя не пожалеть, что наши писатели слишком редко справляются со словарем Российской Академии [204] . Он останется вечным памятником попечительной воли Екатерины и просвещенного труда наследников Ломоносова, строгих и верных опекунов языка отечественного. Вот что говорит Карамзин [205] в своей речи [в Российской Академии, 5 декабря 1818 г.]: „Академия Российская ознаменовала самое начало бытия своего творением, важнейшим для языка, необходимым для авторов, необходимым для всякого, кто желает предлагать мысли с ясностию, кто желает понимать себя и других. Полный словарь, изданный Академиею, принадлежит к числу тех феноменов, коими Россия удивляет внимательных иноземцев; наша, без сомнения счастливая, судьба во всех отношениях есть какая-то необыкновенная скорость: мы зреем не веками, а десятилетиями. Италия, Франция, Англия, Германия славились уже многими великими писателями, еще не имея словаря; мы имели церковные, духовные книги; имели стихотворцев, писателей, но только одного истинно классического (Ломоносова), и представили систему языка, которая может равняться с знаменитыми творениями Академий Флорентийской и Парижской. Екатерина Великая [российская императрица, 1762–1796]… кто из нас и в самый цветущий век Александра I [правил 1801–1825] может произносить имя ее без глубокого чувства любви и благодарности. [очень галльский оборот] Екатерина, любя славу России, как собственную, и славу побед, и мирную славу разума, приняла сей счастливый плод трудов Академии с тем лестным благоволением, коим она умела награждать все достохвальное, и которое осталось для вас, милостивые государи, незабвенным, драгоценнейшим воспоминанием“.

(В своих примечаниях Пушкин очень тонко играет на противопоставлении «авторского» и «редакторского»; у писателей-романтиков литературный маскарад был в моде.)

Источник

LiveInternetLiveInternet

Фотоальбом

Цитатник

Для блогов — Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь уход.

Астраханский фарфоровый завод Фото из архива автора. Скульптура Окунь, фарфор подгла.

Пастуший рожок: почти забытый атрибут и специальный инструмент древней Руси Рожок (Жалейка, Пи.

Южноуральский фарфоровый завод. Чайный сервиз на 10 персон, фарфор, подглазурная роспись, .

Ранакпур, город джайнистских храмов Комплекс джайнистских храмов в .

Музыка

Видео

Рубрики

  • фото (3581)
  • города и страны (2490)
  • искусство (1758)
  • Интересное в мире (1745)
  • живопись (1442)
  • Путешествия (1410)
  • животные (1400)
  • интересные факты (1191)
  • природа (932)
  • История (921)
  • Здоровье (793)
  • Здоровье, красота, косметика (232)
  • Народные рецепты (110)
  • Природный лекарь, лекарственные растения (87)
  • Магия-здоровью (34)
  • гомеопатия (12)
  • Люди, биографии (656)
  • цитаты, афоризмы (570)
  • легенды, сказки (57)
  • притчи (35)
  • Кулинария (363)
  • Выпечка (70)
  • Мясо, птица (63)
  • заготовки (49)
  • овощи (34)
  • напитки (32)
  • десерт (25)
  • Салаты (19)
  • супы (10)
  • советы (4)
  • рыба (3)
  • музыка (324)
  • Полезные советы (323)
  • Компьютер (184)
  • Приусадебный участок, дача, огород (317)
  • Полезные советы дачникам (245)
  • юмор (296)
  • Позитив (286)
  • праздник (283)
  • поэзия (283)
  • видео (283)
  • Духовное (270)
  • Оформление дневника (247)
  • Рамочки (117)
  • Красивые картинки, открытки, анимашки (61)
  • психология (220)
  • Любовь (181)
  • Дети (158)
  • Разные полезности (155)
  • Славяне, русичи (139)
  • Вязание (138)
  • Вязание спицами (73)
  • вязание крючком (35)
  • непознанное (137)
  • Проза (118)
  • версии, гипотезы (110)
  • растения (102)
  • Умелые-очумелые ручки (93)
  • цветы (73)
  • книги (65)
  • Астрология (65)
  • фильмы (55)
  • развлекалки (53)
  • мода (46)
  • календарь (44)
  • шитье (42)
  • Магия (31)
  • фотошоп (30)
  • Технологии (28)
  • Медицина (27)
  • вышивка (22)
  • Приметы (17)
  • энциклопедии (17)
  • Комнатные цветы (16)
  • тест (15)
  • развлекалки (12)
  • Политика (10)
  • хобби (9)
  • фен-шуй (8)
  • Журналы (4)
  • Приправы (3)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Лорнет, мушки и мушечницы. Необычные предметы из прошлого

Понедельник, 14 Сентября 2020 г. 14:30 + в цитатник

«Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!» А.С. Пушкин.

Все в школе, наверное, изучали тему «Евгений Онегин — энциклопедия русской жизни»
И, действительно, Пушкин в своем романе в стихах коснулся практически всех сторон жизни русского общества, русской деревни.
Не мог не упомянуть, причем, неоднократно и такую модную штучку как лорнет.
Изобретателем лорнета, по наиболее распространенной версии, считается английский оптик XVIII века, а также изготовитель математических приборов и глобусов Джордж Адамс (1720 — 1773). Однако фактически лорнетом уже были первые очки XIV века, напоминавшие ножницы, обращенные лезвиями вниз.
Первоначально лорнет мог иметь всего одно стекло и в таком виде, он никак не отличался от лупы. Слово “лорнет” происходит от французского глагола “lorgne” — что значит “коситься”, потому что одним из назначений лорнета было наблюдение предметов сбоку. Примечательно, что этот глагол во французском языке имеет значение “тайно желать”, “заглядываться”, что так же соответствует целям “лорнирования”. Именно такое определение В.И. Даль дает этому предмету:

Лорнет — зрительное стеклышко в оправе с ручкою, в чашках или щечках, иногда на цепочке; глядельце. Лорнировать, лорнетировать кого — осматривать в глядельце.

Первоначально лорнет был популярен только среди мужчин. И в XVIII веке лорнет становится непременным аксессуаром денди и щеголей, “лорнирующих” публику в общественных местах. На балах либо спектакле у денди была возможность покрасоваться не только своим нарядным и изысканным костюмом, но и аксессуарами:

» Здесь кажут франты записные

Свое нахальство, свой жилет

И невнимательный лорнет.» — все тот же «Евгений Онегин»

Лорнет, ставший атрибутом шика, делался из дорогих материалов, золота и серебра, панциря черепахи, и украшался драгоценными камнями. Носили их на шейной цепочке, на цепочке на запястье или на жилетной цепочке, а также на поясе.



А уже со второй половины XIX века, лорнет стал популярен и у дам. Очки у прекрасной половины человечества по-прежнему считались уродством, а лорнет, при сильной близорукости, позволял чувствовать себя уверенно. Карманов тогда в дамской одежде не было, поэтому лорнет обычно подвешивали на цепочку на поясе. Вплоть до начала XX века новое изобретение служило обязательной деталью облика светской дамы. В женских руках лорнет стал не только полезным оптическим прибором, но и оружием виртуозной игры — кокетством, впрочем, как и веер. Дамы играли лорнетом, демонстрируя красивые запястья и тонкие пальцы. Левой рукой, обычно украшенной кольцами, дама умело, привычным движением подхватывала свое длинное, до пола платье, правой держала лорнетку, то, поднося ее к глазам, то небрежно опуская.






Как пишет Ю.М. Лотман, двойной лорнет — это бинокль; а рассматривать не сцену, а зрительный зал — дерзость поведения щеголя. Глядеть «скосясь» — так же оскорбительно для тех, на кого смотрят. Притворная близорукость была одним из признаков щеголя. Особенно неприличным считалось смотреть через очки на незнакомых дам.Антон Дельвиг, однокашник Пушкина по лицею вспоминал, что в лицее воспитанникам запрещалось носить очки (юноше смотреть на старших через оптические стекла — вообще дерзость), поэтому все женщины казались ему прекрасным. Выйдя из лицея, он был разочарован. Эта острота раскрывает природу представления, связывающего очки и дерзость: оптика позволяет усматривать недостатки там, где невооруженный глаз видит красоту и величие. Недаром Пушкин пишет:
«Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Все видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он»
Вообще, лорнировать дам считалось неприличным. За навязчивое лорнирование могли и на дуэль вызвать.
На этой гравюре изображен арест светского щеголя, слишком пристально «лорнирующего» дам. Сами дамы, вроде, не против.

Императрица Мария Федоровна, жена Павла I, имела серьезную миопию (близорукость). В своих записках она прямо пишет о том, что у нее «очень слабое зрение». Описывая похороны своего сына императора Александра I в марте 1826 г., она отмечала, что «не желая пользоваться лорнетом, я не могла наблюдать за выражением лиц, но я видела, что у многих женщин были в руках платки». В этой цитате содержится очень важная фраза — «не желая пользоваться лорнетом». То есть лорнет в повседневном обиходе российской аристократии был вполне употребим, и пользование им не разрушало имидж монарха в глазах ближайшего окружения. Более того, лорнет был частью рафинированных светских игр, таких же, как и «язык» веера. Но появиться с лорнетом в руках во время публичной торжественной церемонии было совершенно немыслимо, каким бы слабым ни было зрение.

Император Павел I также пользовался лорнетом. В Оружейной палате с 1827 г. хранится его двойной лорнет, изготовленный в последней четверти XVIII в., — с круглыми стеклами в серебряной позолоченной оправе, на тонких изогнутых ручках, подвижно закрепленных на перламутровом футляре. Поскольку лорнет был «царским», то на футляре в круглых медальонах под коронами с лавровыми венками были вырезаны профили Павла I и его жены Марии Федоровны.

У императора Александра I проблемы были еще серьезнее, чем у родителей. У него было не только слабое зрение, но и очень плохой слух. Близорукий Александр I пользовался лорнетами, два из которых сейчас хранятся в коллекции Большого Царскосельского дворца. Зрение было настолько слабым, что он был вынужден постоянно держать лорнет под рукой. Под рукой — в прямом смысле слова, поскольку он прятал его в правом рукаве сюртука. Это было не очень удобно, и Александр I часто его терял. Поэтому он привязывал лорнет к пуговице на рукаве сюртука. Современники упоминали, что «он постоянно прикладывал к глазу золотой лорнет, привешенный к правой руке».

В «Отрывках из путешествия Онегина» мы находим такие строки:
А сколько там очарований?
А разыскательный лорнет?
А закулисные свиданья?
А prima donna? а балет?
Лорнет был популярен в течение двух веков, но вышел из моды в начале 20-го века. Менялся темп жизни, менялся мир, в котором такой утонченной, но занимающей руку, безделушке места не нашлось.

Следующая тема нашего топика — мушки.
У А.С. Пушкина нашлось только два почти упоминания и оба не к месту)) Он писал о мухах:
«Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.» — ну тут все понятно…
И второе, снова в «Евгении Онегине»:
«Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.»
Чуть отвлечемся от галантной темы — нет, дядя Пушкина не отличался садистскими наклонностями и не занимал таким экзотическим образом свой досуг. Дядюшка просто пил. Во времена А.С. в такой иноскательной форме описывали пьянство. Старинное выражение «задавить муху» означает выпить вина, отсюда и дошедшее до нас выражение «быть под мухой». Происходят оба выражения от названия маленькой (15-20 граммов) рюмочки, которую называли «мухой».

В общем, о нашей второй теме Пушкин не писал. А мы напишем.

По одной из версий, мушку изобрела английская герцогиня Ньюкастл, которая с помощью искусственных родинок, вырезанных из кусочков черной тафты, скрывала недостатки кожи. По другой версии, их появление связано с забывчивостью горничной герцогини де Монморийон, которая просто забыла стереть с лица своей госпожи остатки черной лечебной грязи (по другой версии – чернильное пятно, пластырь).

Это пятно на лице герцогини произвело фурор на королевском балу, и на следующий день придворные дамы появились с мушками на лицах. В принципе, их появление было не случайно – в то время господствовали оспа и венерические заболевания, потому скрыть неровности лица помогали «тонны» пудры и мушки. Галантный век на то и галантный, что помимо главной функции мушек «скрыть дефекты кожи» они были просто необходимы во флирте. В светских салонах и европейских дворах наравне с «языком веера» господствовал «язык мушек». Мушка могла рассказать много интересного в зависимости от места ее нахождения.


Мушки изготавливали из тафты, шелка, бархата черного цвета. Формы были различные: круглые, сердечки, звездочки, зверьки, капельки, месяц и т. д. Оборотная сторона смазывалась клеем, который смачивали слюной. Дамы клеили искусственные родинки на лицо или область декольте, мужчины – только на лицо.

Разные источники трактуют расположение мушек по-разному. Так, в «Письмовике» Николая Гавриловича Курганова (1769 год) есть документ «Роспись о мушках» – подробнейшее описание, какое положение мушки чему соответствует.

Согласно этому документу, если точка красоты расположена на середине лба – знак любви, промеж бровей – соединение любви, над правой бровью – объявление печали, над левой – честь, на висках – болезнь или простота, на правой стороне подбородка – смирение, посреди носа – злость, на конце носа – отказ, справа над губой – сердечная жалость, под бровью – люблю, да не вижу, под левым глазом – слезы, посередине левой щеки – радость, правой – дева, под левой щекой – горячество, посередине губы – прелесть.
И мужчины, и женщины наносили на свои лица целые слои белил, пудры и румян, подводили глаза, пользовались яркими губными помадами. Мушка оживляла эти странные лица-маски. Существовал даже настоящий мушечный бизнес: рекламное издание XVIII века «Полезная книга парижских адресов» сообщала, что на улице Сен-Дени работает мастерская «Мушечные жемчужины». В ней можно не только приобести готовый товар, но и трафареты для самостоятельного творчества в этой области. Рекомендации профессионалов гласили, что для изготовления качественной мушки нужна непременно новая тафта (или бархат) и специальный клей. Формы мушек варьировались в зависимости от капризов моды. Это могли быть полумесяцы, треугольники, звёздочки и даже силуэты различных предметов. Так, известны мушки-кареты и мушки-кораблики (кареты и корабли не нашла, к сожалению)



В России выпускались листки-пособия (реестры!) по правильному расположению мушек.


Но у мушек был недостаток — несовершенный клей, они иногда отваливались, поэтому было принять носить с собой коробочку с запасными мушками.
Кроме того, даме на балу могло понадобиться срочно переставить мушки. Вдруг какие обстоятельства изменились и вместо старого, скучного кавалера на горизонте замаячил новый, перспективный.
Срочно переклеиваем послание на лице!
Мушечницы были произведениями ювелирного искусства. Изготавливались из серебра, золота, фарфора, украшались драгоценными камнями, росписью, эмалями и мозаикой.




Мушки вышли из моды к концу 18-го века. В начале 20-го, правда, снова появились на лицах, но были, скорее данью моде на Рококо.

Всем приятного прочтения!

Рубрики: интересные факты
История

Метки: история лорнет мушки

Процитировано 9 раз
Понравилось: 36 пользователям

Источник

Оцените статью