Дни поминок после смерти
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В Церкви существует несколько дней для поминовения усопших. Одни – общие (Радоница, Родительские субботы), другие – частные. Они связаны с датой кончины конкретного человека и важны для его родственников и друзей. Но при любых поминках важно помнить, что сперва нужно сходить в храм, подать записку на проскомидию, заказать панихиду, а уж потом посидеть за столом, вспоминая об усопшем.
Для умершего человека очень важна молитва. Церковь учит, что молиться за новопреставленного нужно начинать как можно раньше. Сразу после смерти родственники и друзья могут читать псалтырь по усопшему или канон о единоумершем.
В первый же день после кончины человека стоит заказать сорокоуст (сорок поминальных литургий за усопшего) в храме. В идеале сорокоуст должен продолжаться с первого по сороковой день со смерти, но на практике чаще бывает, что сорок литургий заканчиваются позже сорокового дня после кончины. Все это время человек поминается как «новопреставленный».
По православной традиции с первого по третий день после кончины душа находится на Земле и посещает близких родственников и места, которые ей были дороги.
На третий день человека отпевают в храме. Эта традиция связана с Воскресением Христовым на третий день после распятия.
Любой умерший крещеный человек, если он не отрекся от православия или не перешел в другую веру, может быть отпет в храме.
В наши дни не всегда удается отпеть и похоронить усопшего именно на третий день после смерти. В этом случае человека отпевают и хоронят тогда, когда это возможно, но молитва в третий день после кончины очень важна.
На девятый день после кончины, как говорит преподобный Макарий Александрийский, душа видит рай и поклоняется Богу. В этот момент ей тоже нужна молитва, поэтому нужно помолиться дома и пойти в церковь, подать записку на литургию (проскомидию) и заказать панихиду.
С девятого по сороковой день после смерти, как говорят многие святые отцы, ангелы показывают человеку адские мучения и помогают пройти испытания, которые проходит душа. Конечно, до конца люди не могут представить себе, что происходит с человеком после его смерти, но Церковь и святые говорят о том, что усопшим христианам помогают молитвы живых.
На сороковой день умерший отправляется до Страшного суда либо в рай, либо в ад. В это время ему тоже нужна молитва на проскомидии и поминовение на панихиде.
В дальнейшем особое поминовение нужно в годовщины смерти. В этот день после молитвы в храме и дома родственники могут вспомнить дорогого им человека за торжественным обедом.
Многие святые отцы называли день кончины днем рождения человека в новой жизни, поэтому скорбь от потери близкого человека в это время может смягчаться радостью от того, что христианин уже ушел ко Христу и может после смерти молиться о своих живых близких.
За усопших Церковь молится и во дни родительских суббот. Самыми главными из них являются две вселенские субботы – Троицкая (накануне Дня святой Троицы), и Вселенская родительская суббота (за две недели до начала Великого поста) Мясопустной недели. Обе этих субботы не имеют фиксированной даты и празднуются каждый год в разное время в зависимости от дат Великого поста и Пасхи.
Источник
Почитание умерших предков вчера, сегодня, завтра
День памяти умершего. Если оглянуться назад, если обратиться к своим корням, то очень скоро станет очевидным: во все времена, в любой культуре люди почитали своих предков. В том числе почитали предков, которые уже покинули этот свет, которые перешли в мир иной. Но сегодня мы за важностью дел совершенно позабыли о днях памяти умерших. Что ж, самое время вспомнить о том, что же было изначально.
При том совершенно не важно, в какой стране, в какое время и какой культуре люди жили. Важным и незыблемым правилом было: всегда помнить и чтить своих пращуров!
Если мы начнём говорить о славянской культуре, о культуре ведической, о том, каким образом чтили предков на святой Руси, то, конечно же, мы увидим, что для почитания перешедших черту, были существовали определённые дни. И таковых дней в году было довольно много. О них-то мы расскажем, а так же поведаем вам о том, каким образом проводился обряд тризны и что он давал той и другой стороне.
Родные боги поминальных дней
Поминальных дней в нашем календаре, как уже было сказано выше, довольно много. При том в дни поминовения предков отдавалась дань и РОДным Богам. Но что это было за Боги? И за что они отвечали?
Прежде всего почитался бог по имени Пров. В некоторых источниках его называют ещё Провей. Он является одним из сыновей Стрибога (бога ветров) и он же – бог западного ветра, при том ветра осеннего.
И если бога Ния в славянской мифологии называют богом-судьёй, который судит человека, который уже перешёл все границы, то Пров является богом, который судит человека ещё при его жизни. Прова можно назвать своего рода арбитром, можно назвать богом-вершителем, отвечающим за справедливость. Именно в его ведении находятся все законы, все коны, все правила, по которым следует жить.
Следующий бог является небесным покровителем людей, которые уже покинули пределы Явного мира. Имя ему – Удрзец. Он является представителем Нави, но Нави светлой. Если мы, опять же, обратимся к мифологии, к остаткам, к крупицам знаний, которые сохранились и дошли до наших дней, то увидим, что человеческая душа, покинувшая пределы физического тела, проходит тройной суд. Но что это за суда такие? Первый – это Суд наших Предков, тех, кто уже давно покинул пределы Явного мира. Второй Суд – это Суд Совести. Суд того самого «элемента», который, увы, сегодня есть не у каждого на земле живущего. И, третий Суд – как раз-таки Суд бога Удрзеца.
Следующие божества, которые олицетворяются с днями поминовения предков, это богиня Сумерла и бог по имени Озем. Оба они являются представителями царства Нави, т.е. подземного царства. И в круг их задач входит охрана всех драгоценностей и богатств, которые сокрыты а Матушке-Сырой Земле. Сумерла и Озем делают всё, чтобы богатства Земли не достались алчным людям.
И, конечно же, не стоит забывать о богине Карне. В некоторых источниках она называется Карой, Кармой или даже Кариной. Суть в том, что богиня Карна является богиней человеческой судьбы. Она отвечает за всё то, что было изначально в судьбе человека прописано на Небесах. Если мы обратимся к индоведизму, то увидим, что Карна является богиней погребальных обрядов. В славянской мифологии говорится о том, что Карна – дочь тёмной богини Мары, а так же она является сестрой богини Жели. Желя – напомним – богиня беспредельного оберегания, сохранения и лелеяния человеческой и не только человеческой жизни.
Если мы обратимся к священным текстам Вед, то кроме заветов, увидим, что каждый человека, приходящий на эту Землю, рождается в наилучшем месте, в самое подходящее время, в той самой стране, городе или деревне, где он может исполнить свою миссию. А так же человек рождается в том народе и той семье, которая способна дать ему именно те Уроки, которые его Душа решила постигнуть в данном воплощении. Приходя сюда, у него есть шанс отработать всё то, что накопилось в предыдущих воплощениях, по сути, мы приходим сюда отдавать свои долги.
Ну, и из этого логично вытекает следующий постулат: чтоб человек смог рассчитаться по своим долгам, при том еще до завершения половинного срока земной жизни, боги дают ему возможность пользоваться силой Рода, в котором он родился. Соответственно, мы берём из Рода всё, что нам нужно, и даже не задумываемся об этом. Но ведь баланс «давать-брать» важно соблюсти! Именно по этой самой причине почитание предков так важно для каждого человека, живущего на этой земле.
День памяти умершего в нашей культуре
Как уже было сказано выше, важно, очень важно, чтобы законы бытия сохранялись в незыблемом состоянии. Если человек что-то берёт, то он же должен и что-то отдавать. При том делать это осознанно и по своей собственной воле, а не по принуждению. «Закон Благодарности» должен быть исполнен.
Если же человек игнорирует отдавать долг мёртвым, а так же долг живым предкам, если же человек не выполняет главных заповедей и своего предназначения, того самого, с которым он пришёл в этот мир, то последствия будут самыми плачевными. Увы, но это так. Такой человек и весь его род обречён на страдания, что мы в целом с вами сегодня и наблюдаем сплошь и рядом. Поэтому чтите и ежегодно отмечайте день памяти умершего — бабушек, дедушек, а также далее предков.
Но что же имеется ввиду, когда мы говорим об «игнорировании долга» перед живыми предками? Давайте рассмотрим этот момент чуть подробней.
Отказом отдать долг живущим предкам является поведение, при котором:
— человек отказывается в любой форме и виде помогать своих предкам, при том, что они в этой нуждаются;
— он не хочет и не умеет их выслушать, уделить им время и внимание, ему это попросту не нужно;
— ему безразлично то, чем живут его пожилые предки;
— он не знает ни их жизненного опыта, ни историй, которые происходили с ними, ни их интересов, ни печалей, ни страхов, одним словом, не знает и не желает знать ничего;
— незнание жизненного опыта предков автоматически приводит к тому, что человек не понимает причинно-следственных связей в его собственной жизни, а следовательно, блуждает в темноте
— человек не умеет быть благодарным ни в каком виде (ни словом, ни делом), а в лучшем случае отдаривается ненужными вещичками;
— человек игнорирует помощь предков, считает, что они ничего не знают, и их советы не несут в себе ничего доброго.
Ну и, конечно же, долг у нас есть не только перед предками, которые живы, но и перед предками, которые ушли в мир Нави. Именно по этой самой причине мы и вспоминаем их, мы проводим Тризну, чтобы почтить их, чтобы сказать им: «Светлая вам память»!
Наверное, все даже самые глупые, понимают, что в нас, ныне живущих, хранится память о предыдущих поколениях, которые жили за много-много-много лет до нашего прихода на эту землю. Память о них хранится в нашей молекуле ДНК, в нашей крови, хранится в нас самих!
День памяти умершего
Сегодня именно так по-простому: «день памяти умершего», называются дни поминовения предков. Всё это звучит очень утилитарно и точно так же утилитарно выглядит. И многие даже не задумываются над тем, что раньше для наших живущих предков, почитающих предков умерших, это был целый ритуал, который длился несколько дней, при том ни единожды в году. И такой ритуал назывался Тризной.
Перечислим эти дни. Наши предки называли их: «Праздник Деды», Радуница, Проводы, Задушки или Задушницы и т.д. Дней почитания предков было много и дни эти приводились во все сезоны, но особенно осенью и весной.
Более детально узнать о днях поминовения предков, можно по ссылке:
А сейчас, друзья, давайте рассмотрим сам ритуал поминовения, который можно провести даже в городской квартире.
Священная еда, которая подаётся умершим предкам
В день памяти умершего для предков готовится специальная еда, которая освящается (для начала её предлагают богам).
Еда готовится с утра, при том, в доме или квартире должно быть чисто, а сам человек должен перед приготовление пищи омыть своё тело (т.е. оно так же должно быть чистым).
Будет хорошо, если во время приготовления пищи будут гореть свечи или очаг (живой огонь), а так же будут звучать мантры или красивая умиротворяющая музыка.
Готовится каша (без соли), кисель, какая-то выпечка, например, блины.
После того, как пища приготовилась её нужно освятить. Делается это довольно просто. Вы можете прочесть любое обращение к богам с просьбой вкусить пищи. Далее пища предлагается предкам.
Чаще всего освящённая пища выставляется либо на подоконник, либо на стол, при этом свеча продолжает гореть.
После этого вы приглашаете предков вкусить приготовленную для них пищу. Далее вы сами решаете, что и как вам делать. Кто-то сидит за столом вместе с предками, кто-то с ними говорит, просит их о помощи или о совете. Процесс взаимодействия со своим родом – это вещь очень интимная и личная. Во время взаимодействия важно прислушиваться к тем ощущениям, которые поднимаются в теле. Как только у вас будет понимание, что вы готовы проститься со своими предками, вы кланяетесь им и отпускаете их со словами благодарности. У всех уходит разное время, кому-то достаточно и десяти минут, а кому-то нужен час.
Таким образом, в нашей культуре день памяти умершего: это любой день, связанный с жизнью покойника. Например, ваш дед родился 11 февраля — почтите его память в этот день, а может он был железнодорожником? Смотрите дни его профессиональных праздников. Также есть весенние и осенние деды и конечно радуница (родительский день). День памяти умершего — это и последние дни карачуна (с 12 до 20 декабря), а также хеллоуин или самайн.
Добавить комментарий Отменить ответ
У нас на сайте есть коллекция бесплатных гаданий онлайн. Воспользуйтесь этой возможностью и получите точный прогноз:
- На будущее
- На любовь
- На желание
- Карта дня
- На себя
- На ситуацию
Источник
Дни особого поминовения усопшего
Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.
Панихида на кладбище Сент-Женевьев де Буа. Фото: Православие.Ru |
Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.
Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.
Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.
Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.
ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)
Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:
Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».
Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.
Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).
К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.
ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ
Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».
Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).
Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.
Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.
После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.
Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!
Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.
Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.
ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ
Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений. »
Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
Молитва о усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.
Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.
Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.
От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.
Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.
«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: «А осталась ли какая его одежда?» — «Да, конечно». — «Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится».
Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.
В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: «Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает». Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».
Источник