Феномен Страдивари и Гварнери
Почему одни великие скрипачи мира предпочитают играть на инструментах Страдивари, а другие на Гварнери? В чем разница между Страдивари и Гварнери?
Давайте сразу уточним, что Страдивари и Гварнери представляли собой целые семейства скрипичных мастеров и если мы заглянем в каталог итальянских скрипичных мастеров составленный Карелом Яловцем, то увидим, что фамилию Гварнери представляют десять различных мастеров, а семейство Страдивари как минимум три. Самыми знаменитыми представителями этих фамилий считаются Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери Дель Джезу. Считается, что в мире сохранилось около 650 скрипок работы Страдивари и примерно 140 — Гварнери.
Антонио Страдивари родился в 1644 году в Кремоне. С раннего возраста начал обучаться искусству изготовления музыкальных инструментов. Сохранилась скрипка с этикетом «Антонио Страдивари ученик Николо Амати» изготовленная великим итальянцем в возрасте 13 лет. Исследователи творчества Страдивари не пришли к единому мнению можно ли считать его учеником Амати. В 1667 году Страдивари начал работать в собственной мастерской. С ранней молодости он проявил выдающийся талант и трудолюбие, об этом свидетельствуют заказы на изготовление целых оркестров и квартетов струнно-смычковых инструментов от королей Испании, Англии, Польши. Страдивари делал не только скрипки, альты и виолончели, но и арфы, гитары, цитры. Современники считали Антонио Страдивари скупым и угрюмым. Он был невероятно богат и постоянно занят изготовлением инструментов. Возможно ему завидовали, по этому поводу сохранилась даже поговорка: «Богат, как Страдивари». Он прожил 93 года, нажил 11 детей. Только двое из его сыновей Франческо и Омобоне продолжили дело отца, но не добились значительных результатов после его смерти. На одном из самых известных инструментов Страдивари виолончели «Дюпор» (1711) с 1974 по 2007 годы играл Мстислав Ростропович, который называл его своей «любовницей». После смерти музыканта «Дюпор» был приобретён за 20 млн долларов Японской музыкальной ассоциацией.
Гварнери (Guarnieri, Guarneri или Guarnerius), знаменитая семья итальянских мастеров смычковых инструментов 17-18 вв. Самым знаменитым считается Джузеппе Гварнери (1698 – 1744 гг.), прозванный Гварнери Дель Джезу. Хотя Андреа, Пьетро Джованни (Мантуанский) и Пьетро (Венецианский) создали за свою жизнь не мало шедевров, инструменты Гварнери Дель Джезу приблизились,а по мнению некоторых музыкантов и экспертов даже превзошли скрипки Страдивари. Гварнери Дель Джезу прожил всего 46 лет. Он подписывал скрипки монограммой “IHS”, что является одним из священных знаков Христа — “Иисус Христос Спаситель”. Именно поэтому Джузеппе Гварнери называют Guarneri del Jesu, что значит “Гварнери Иисуса”. Есть мнение, что он работал и жил в монастыре и принадлежал к религиозному ордену.
В чем же заключен феномен маленького итальянского города Кремоны подарившего миру плеяду великих скрипичных мастеров? Этот секрет пока остается до конца не разгаданным. Версии о «малом ледниковом периоде», повлиявшем на плотность древесины, попытки открыть секрет изготовления и нанесения лака и другие разрозненные исследования не дают полной картины успешности великих итальянских скрипичных мастеров.
Скрипки Амати и Страдивари ценились еще при жизни этих великих мастеров, а Джузеппе Гварнери Дель Джезу прославился уже после смерти в основном благодаря своему не менее знаменитому земляку Никколо Паганини.
В начале XIX века скрипка стала необычайно популярной в Европе. Такой интерес был вызван триумфальными гастролями Никколо Паганини. У скрипача было семь или девять инструментов работы Страдивари, скрипки тирольских мастеров, возможно, также инструменты работы Вильома. Но однажды некий торговец сахаром после концерта предложил Паганини купить скрипку мало известного в то время мастера, Джузеппе Гварнери, на нижней деке которой был знак “I. H. S”. Великий музыкант влюбился в скрипку Гварнери, назвал ее “Пушка” (“Cannone”) за убийственную мощь звука и завещал родному городу Генуя. После такой рекламы инструменты Гварнери дель Джезу стали цениться не меньше, чем творения Страдивари. В наши дни скрипка по имени “Пушка” по-прежнему хранится в одном из музеев Генуи и застрахована на 3 миллиона евро. За ней ухаживают, время от времени дают поиграть на ней талантливым молодым скрипачам.
В мае 1999 года «Пушку» привезли в Киев. Знаменитый украинский скрипач Богодар Которович играл концерт на легендарной скрипке в Оперном Театре.
Вот как он отозвался о скрипке принадлежавшей Паганини: «…Знаете, когда я взял скрипку Паганини в руки, первое, что почувствовал, — это разочарование: ведь обычно я играю на точной ее копии мастера Вильома. На репетиции «Пушка» не произвела особого впечатления, но позже, на концерте, она просто преобразилась. Это было необъяснимо, и не обошлось без мистики. Когда я играл, то вдруг почувствовал — точно за мной кто-то разыгрывается. Чувствовал только звуки, может, это иллюзия, фантазия, но мне показалось, что за мной стоит двойник. Помните, когда Паганини изображали со скрипкой, то за ним рисовали играющего дьявола…»
За скрипку была уплачена беспрецендентная страховая сумма залога-4 миллиона долларов, но истинную стоимость этого инструмента установить не возможно, эта скрипка бесценна!
Вадима Репина называют «русским Паганини», в одном из интервью ему был задан вопрос о впечатлениях от игры на скрипках Страдивари и Гварнери.
«…С одной стороны, Страдивари — это скрипки, которые звучат сами по себе, у них невероятно магический звук, как будто на небесах. Скрипки Гварнери, на мой взгляд, имеют несколько более обширный диапазон звуковой палитры. На скрипках Гварнери можно даже прорычать, или гавкнуть, и в то же самое время, они обладают невероятными магическими звуковыми свойствами. Скрипки Гварнери требуют более высокого уровня мастерства игры на скрипке, но при этом дают больше возможности раскрыться своей личности. Скрипки Страдивари всегда звучат красиво, но как будто пытаются навязать свои качества тому, кто на них играет…Если обратиться к истории скрипичного исполнительства, то самые великие скрипачи (Крейслер, Хейфец, Стерн, Коган, Мильштейн и другие), предпочитали играть на скрипках Гварнери, за исключением нескольких (например, Ойстрах, который предпочитал Страдивари). Стоит также упомянуть о том, что скрипка Гварнери в два раза дороже».
Леонид Коган предпочитал инструмент, изготовленный кремонским мастером Гварнери дель Джезу. На такой скрипке, купленной в 1958 году, он исполнил за кадром «роль» великого итальянца в фильме Леонида Менакера «Никколо Паганини». Всю жизнь он стремился разгадать феномен «скрипача-дьявола». Как и Паганини, он предпочитал скрипкам Страдивари инструмент, изготовленный Гварнери дель Джезу, считая, что «ее и сложность, и преимущество в том, чтобы делать звук самому, на них индивидуальный звук скрипача со временем доходит до слушателя гораздо полнее и легче, чем у Страдивари».
Иегуди Менухин, Ицхак Перлман и Пинхас Цукерман играли на скрипке «Вьетан» изготовленной Гварнери в 1741 году.
Анне- Софи Муттер владеет двумя скрипками Страдивари (The Emiliani (1703), и Lord Dunn-Raven (1710), Ида Гендель так же предпочитает скрипки Страдивари.
А вот например альтист с мировым именем Юрий Башмет много лет не изменяет своему альту итальянского мастера Паоло Тесторе (Милан, 1758).
Звуковые тесты, когда исполнители играют за занавеской и эксперты оценивают инструменты по звуку, обычно заканчиваются тем, что даже авторитетные специалисты ошибаются и ставят на первое место скрипки не имеющие никакого отношения к инструментам экстра класса.
Источник
Джузеппе Гварнери – несчастный нищий гений, лишь после смерти стал обладателем несметного сокровища.
Осенью 1800 года в таверну города Ливорно вошел нескладный худощавый молодой человек со скрипичным футляром в руках. За одним из столиков играли в карты. Молодой человек присоединился к игре. Ему не везло: деньги быстро таяли, и вскоре молодой человек остался без гроша. Тогда он поставил на кон скрипку, пояснив, что она довольно дорогая. Картежники согласились, и скрипка тут же была проиграна.
Молодой человек просил вернуть ее хотя бы на сутки, ссылаясь на вечерний концерт, но над ним только посмеялись:
«Ты же сам ее на кон ставил! Мы тебя не заставляли!» Тогда к незадачливому игроку подошел пожилой француз из-за соседнего столика.
«Я простой купец из Парижа, – сказал он, – но люблю музыку и бывал на ваших концертах. Вы – синьор Никколо Паганини. Так вот, скрипка ваша не из лучших. Не жалейте о ней. На вечер я дам вам другую. Ее сделал никому не известный мастер Джузеппе Гварнери дель Джезу, но, может быть, ее звук понравится вам».
Звуком этой скрипки семнадцатилетний Паганини был очарован. Был потрясен его игрой и парижский купец, имени которого не сохранила история. После концерта он отказался принять скрипку обратно, подарив ее молодому гению. «Не мне, скромному любителю, на ней играть», – сказал он
Эта скрипка Гварнери сопровождала Паганини всю жизнь. Только один раз, перед концертом в Париже, она «заболела», и Паганини отнес ее скрипичному мастеру Вильому. Вильом сумел «вылечить» скрипку, и растроганный Паганини обнял его и вручил драгоценную шкатулку. «У меня было две таких шкатулки, – пояснил он. – Одну я подарил врачу, исцелившему мое тело, вторую дарю вам, исцелившему душу».
До самой смерти Паганини так и не расстался с этой скрипкой Гварнери. Он завещал ее музею родного города Генуи. Там ее можно увидеть и сейчас под именем «Вдова Паганини».
21 августа 1698г. в знаменитой семье создателей смычковых инструментов Гварнери родился Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери (по прозвищу дель Джезу) будущий великий скрипичный мастер. Он являлся внуком Андреа Гварнери и младшим сыном Джузеппе Джованни Баттиста Гварнери. О жизни Гварнери дель Джезу мало что известно. Он прожил всего 46 лет и подписывал скрипки монограммой “IHS”, что является одним из священных знаков Христа — “Иисус Христос Спаситель”. Именно поэтому Джузеппе Гварнери называют Guarneri del Jesu, что значит “Гварнери Иисуса”.
С самого детства по семейной традиции он обучался мастерству изготовления скрипок. Обучением с ним занимался его отец, в честь которого ему было дано одно из имен – Джузеппе Гварнери. В тоже время отца обучал его отец Андреа Гварнери, которого учил внук Андреа Амати. Джузеппе нравилась семейная работа. Он был упрямым и настойчивым, из-за чего в семье говорили, что он фанатик. Джузеппе не старался в точности копировать по форме и звуку скрипки отца. К 23 годам он изобрел свой собственный вид скрипки, рассчитанный на игру в большом зале. Он изготавливал также гитары и многие другие инструменты, но самой дорогой оставалась скрипка.
Гварнери был радикалом и экспериментатором, его скрипки больше по размеру и имеют оригинальную форму. Они и звучат по-другому — ярко и певуче. Никто так и не может объяснить, почему голоса скрипок, сделанных Гварнери, звучат так божественно.
Одна из самых знаменитых скрипок Гварнери — инструмент по имени «Cannone» — «пушка». Так ее назвал игравший на ней великий скрипач Никколо Паганини за ее «дальнобойность», то есть за то, что звучание этой скрипки прекрасно ощущается даже в самых акустически сложных точках зрительного зала. Скрипку долго считали просто некрасивой и неудачной, а ее главное достоинство — звук — было оценено в полной мере лишь в XIX веке. Головка скрипки — это своеобразная «визитная карточка» мастера. На нее прежде всего смотрят мастера и искусствоведы. Так вот, головка «пушки» с точки зрения современного идеала — это монстр. Все пропорции нарушены, спираль завитка неровная, работа грубая — из-под стамески, лак спекшийся, наложенный неровно, комками. А для Джузеппе Гварнери это было естественно.
Он был аскетом, вел монашеский образ жизни и, судя по всему, считал, что скрипке — «певице» голос важнее внешности. Жизнь Гварнери сложилась нелегко, он умер в нищете в 46 лет. Трудно пришлось и его скрипкам. Из-за внешнего вида их не раз пытались переделать. В итоге скрипка теряла свое звучание. Сейчас в мире осталось всего около ста тридцати скрипок работы Гварнери. Только две из них, в том числе и скрипка Паганини, остались нетронутыми.
Скрипкам Гварнери завидовал сам Антонио Страдивари. Он говорил, что его собственные скрипки хотя и превосходят инструменты Гварнери мягкостью и блеском звучания, но уступают им в силе звука.
Правда, Страдивари знал, что Гварнери считается пьяницей и буяном, а значит, полагал он, серьезных заказчиков ему не видать. К тому же Страдивари был очень богат. В ходу в Кремоне была даже поговорка: «богат, как Страдивари». И все же зависть не оставляла его до конца дней.
Однако Гварнери был арестован и заключен в тюрьму (за какую именно провинность – не знает никто). Из темницы он уже не вышел, там и умер в 1744 году. Но и в тюрьме мастер продолжал создавать скрипки – материалы и инструменты для работы приносил ему тюремщик, потом продававший творения Гварнери за бесценок. Заслуженная слава пришла к дель Джезу только после смерти.
В наши дни скрипка по имени «Канноне» — Пушка по-прежнему хранится в одном из музеев Генуи. За ней ухаживают, время от времени дают поиграть на ней талантливым молодым скрипачам.
В мае 1999 года Канноне привезли в Киев. Знаменитый украинский скрипач Богодар Которович играл концерт на легендарной скрипке в Оперном Театре.
Вот как он отозвался о скрипке принадлежавшей Паганини: «…Знаете, когда я взял скрипку Паганини в руки, первое, что почувствовал, — это разочарование: ведь обычно я играю на точной ее копии мастера Вильома. На репетиции «Пушка» не произвела особого впечатления, но позже, на концерте, она просто преобразилась. Это было необъяснимо, и не обошлось без мистики. Когда я играл, то вдруг почувствовал — точно за мной кто-то разыгрывается. Чувствовал только звуки, может, это иллюзия, фантазия, но мне показалось, что за мной стоит двойник. Помните, когда Паганини изображали со скрипкой, то за ним рисовали играющего дьявола…»
Вадим Репин в одном из интервью так ответил на вопрос о впечатлениях от игры на скрипках Страдивари и Гварнери.
«…С одной стороны, Страдивари — это скрипки, которые звучат сами по себе, у них невероятно магический звук, как будто на небесах. Скрипки Гварнери, на мой взгляд, имеют несколько более обширный диапазон звуковой палитры. На скрипках Гварнери можно даже прорычать, или гавкнуть, и в то же самое время, они обладают невероятными магическими звуковыми свойствами. Скрипки Гварнери требуют более высокого уровня мастерства игры на скрипке, но при этом дают больше возможности раскрыться своей личности. Скрипки Страдивари всегда звучат красиво, но как будто пытаются навязать свои качества тому, кто на них играет…Если обратиться к истории скрипичного исполнительства, то самые великие скрипачи (Крейслер, Хейфец, Стерн, Коган, Мильштейн и другие), предпочитали играть на скрипках Гварнери, за исключением нескольких (например, Ойстрах, который предпочитал Страдивари). Стоит также упомянуть о том, что скрипка Гварнери в два раза дороже».
Ирония судьбы – безвестный нищий Гварнери стал после смерти славен и несметно богат.
Кому ты, Гварнери, подаришь кусочек души,
Рождённый сегодня? В тягучем изгиба томленье
Таят обечайки немое надрывное пенье
Отчаянной жизни. И ты заклинаешь: «Дыши!»
В чьи властные руки, под чей покровительный кров?
Каких городов и дорог твоё чадо коснётся?
Безудержным эхом вдруг сердце твоё отзовётся
В груди генуэзца, взрывая кипящую кровь!
Мечта ли, предчувствие. Пусть высыхает слеза,
Пробившись нечаянно сквозь потаённость надежды.
Дель Джезу, Канноне ждёт славная жизнь. Только прежде –
Вглядись через время в бездонные эти глаза.
Там след твоей ночи, тугой неусыпной поры,
Когда проклиная и славя свой дар, свою долю,
Ты вырвался птицей из вечного плена на волю.
Там чадо твоё и его неземные миры.
Куда ты, Гварнери, куда же ты рвёшься душой?
Неужто, свобода дороже объятий Минервы?
Послушай – звенят на колках одиночества нервы,
А скрипка всё плачет в ночи безутешной вдовой…
© Copyright: Татьяна Игнатьева , 2009
Свидетельство о публикации №109071604517
Источник