Дефицитарность зрительного восприятия что значит

Нарушение зрительного восприятия

Общие сведения

Зрение человека является процессом сложной психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира. Осуществляется зрительной системой организма. После 40 лет у многих людей появляются нарушения зрения, которые выражаются в нечеткости зрительного восприятия. Хрусталик глаза утрачивает эластичность и глаза теряют способность четкой фокусировки на предмете. Человеку становится трудно длительное время читать тексты мелким шрифтом. У пожилых людей развивается тенденция к дальнозоркости (пресбиопия).

Нарушения зрения могут возникать в следствии действия следующих факторов:

  • неправильный уход за контактными линзами;
  • инфекционные заболевания;
  • попадание дыма и пыли в глаза;
  • длительная работа за компьютером.
  • нарушение четкости зрения может являться первым симптомов таких заболеваний, как:
  • катаракта;
  • глаукома;
  • дегенеративные заболевания сетчатки.

Иногда нарушения зрения связаны с диабетом, анемией, заболеванием почек и неврологическими проблемами. В некоторых случаях зрительное восприятие может быть нарушено психическим заболеванием.

Нарушение зрительного восприятия

Причина нарушения зрительного восприятия или осциллопсии кроется в утрате вестибуло-окулярного рефлекса. Возникает иллюзия вращения окружающей обстановки. Внезапно или при резком движении головой пациенту может показаться, что некий объект «подпрыгнул» или «присел».

Существуют два механизма возникновения подобных симптомов:

  • В результате повреждения вестибулярного аппарата.
  • Вследствие патологического спонтанного движения глаза.
  • Вызвать заболевание может алкогольная или наркотическая интоксикация.
  • Причиной осциллопсии может быть гиперактивновсть вестибулоокуляного рефлекса при центральных нарушениях, которые захватывают мозжечок.
  • Нарушение зрительного восприятия характерно при поражении заднего отдела мозга.

При изолированной зрительной агнозии нарушено визуальное распознавание предметов, тогда как при ощупывании или звучании узнает эти предметы. Заболевание наблюдается при поражении теменно-весочных областей мозга.

Читайте также:  Что значит этот смайлик пошлое

Нарушение зрительного восприятия у детей

Зрительное восприятие можно рассматривать как акт извлечения информации из внешнего мира, посредством изучения объектов и предметов. Для ребенка эта функция зрения имеюю одну из ключевых ролей в полноценном развитии. Дети, которые страдают нарушениями зрения, испытывают трудности в восприятии действительности. Визуальная информация (цвет, свет, величина, форма) не воспринимается или непосредственно. Сложности возникают и в оценке пространственных признаков: расстояния, положения, направления.

У детей с нарушением зрения накапливается определенный запас словесных, формально правильных знаний, не наполненных конкретным предметным содержанием. Может присутствовать вербализм (недостаточное понимание слов, имеющих конкретное значение).

Нарушения зрительного восприятия и психика

Далеко не всегда нарушения зрения связаны непосредственно с заболеваниями глаз. Во многих случаях нарушения зрительного восприятия связаны с физическим переутомлением, свойствами психики, интоксикацией организма. В следствии этих факторов возникает помутнение сознания, что приводит к зрительным галлюцинациям, агнозиям.

Галлюцинацией называют восприятия, возникшие без наличия реального объекта восприятия. Они являются следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами.

Находясь во власти галлюцинации, человек ощущуает субъективные чувственные ощущения, которые являются для него действительными. Искаженное зрительное восприятие предметов, существующих в реальности, врачи называют иллюзией. Иллюзии могут быть также проявлением психических нарушений. При психических заболеваниях наблюдается синдром дереализации основу которого составляет искаженное восприятие объектов окружающего мира. Показательны для специалистов перейдолические иллюзии, вызываемые снижением тонуса психической деятельности. Трещины и светотени превращаются для больного в волшебные картины.

При предметной агнозии происходит нарушение восприятия предметов: больные не могут узнать изображения стула, чашки, кровати. Но узнав лицо человека, больные могут сказать, знаком ли им этот человек, вспомнить его фамилию. Распознав стулья в кабинете врача, больные с предметной агнозией могут указать на точно такого же типа либо на другие по форме и отделке стулья, находящиеся в больнице.

У больных агнозией наблюдается нарушение зрительного восприятия, при которых обобщенное восприятие предметов остается относительно сохранным и на первый план выступает расстройство индивидуализированного восприятия. Такие больные испытывают затруднения в узнавании конкретных единичных предметов, которые они видели раньше. Особенно ярко эти нарушения выявляются при необходимости узнать знакомые лица. Больные не знают, видели ли они это лицо ранее или нет, плохо различают мимику, не улавливают выражение эмоций. Эта форма зрительной агнозии получила название агнозии индивидуализированных признаков. Зрительные агнозии наблюдаются при поражении затылочных или частично нижнезадних отделов теменных долей головного мозга.

Источник

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с дефицитарностью зрительного анализатора для реализации АОП
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

В данном материале подробно описаны психологические особенности детей с нарушениями зрения, психологическое сопровождение детей с дефицитарностью зрительного анализатора, эффективные методы работы, а также методическое психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_defitsitarnostyu_zritelnogo_analizatora_narusheniyami_zreniya_dlya_realizatsii_aop.docx 30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение детей с дефицитарностью зрительного анализатора (нарушениями зрения) для реализации АОП.

МКБ – 10/ психологическое заключение/ логопедическое заключение

Направление деятельности педагога-психолога

Слабовидящие – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04; К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Дефицитарность зрительного восприятия (хар-р дефицитарности). Психическое развитие в границах возрастных норм/ниже возрастной нормы/не соответствует возрастным нормам (указать степень выраженности интеллектуального дефицита).

При наличии первичного нарушения речи – соответствующее заключение.

При выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия , информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в процессе обучения.

Однако при зрительной работе наступает быстрое утомление, в результате чего снижается физическая и умственная работоспособность.

Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации.

Особенности зрительного восприятия при нарушениях зрения: (обедненность, снижение активности отражательной деятельности, фрагментарность, низкий уровень обобщенности образов, снижение скорости и точности, несформированность антиципации (т.е. предугадывание, представления о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия )

Поскольку обзор действительности сужен, замедлен, неточен представления у слабовидящих ограничены и искажены.

Характерные особенности представлений при нарушениях зрения (фрагментарность, схематизм, генерализованность (по методу «широкого охвата» ), низкий уровень обобщенности, вербализм).

Процессы запоминания и мыслительные операции замедлены. Ориентация в пространстве затруднена. У многих слабовидящих нарушено цветоощущение. Характерны раздражительность, замкнутость. Однако при условии адекватного и своевременного коррекционно-компенсирующего обучения чувственный уровень представлений у детей с дефектами зрения о звучащем мире близок к уровню нормально видящих детей.

Сюжетно-ролевая игра сформирована.

Поведенческие особенности не выражены. Основные проявления отражаются в манипуляциях с предметами и перемещении в пространстве (несформированные представления о схеме тела, движения трудно координируемы и т.п.). Часто у детей данной подкатегории характер зрения монокулярный ( зрение одним глазом), из-за чего затруднено восприятие пространственных признаков предметов (расстояния, глубины, объема, размера).

  • Развитие зрительного восприятия;
  • Развитие осязания и мелкой моторики;
  • Ориентировка в пространстве;
  • Социально-бытовая ориентировка;
  • Формирование познавательной активности;
  • Коррекция и развитие психомоторной сферы,
  • Формирование понимания различных эмоциональных состояний, умения отражать эмоции адекватно ситуации;
  • Ориентировка в знакомом и незнакомом пространстве, ориентировка на себе и в микропространстве;
  • Владение элементарными коммуникативными навыками;
  • Преодоление и предупреждение у дошкольников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;
  • Развитие компенсаторных механизмов;
  • Коррекция и развитие соответствующих дефицитарных сфер: регуляторной, когнитивных процессов, аффективно эмоциональной сферы — в зависимости от уровня психического развития;
  • Помощь в овладении программным

отдельные рубрики H53, H58.1

Дети с пониженным зрением – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо. Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Дефицитарность зрит.восприятия (характер дефицитарности). Психическое развитие в границах возрастных норм / ниже возрастной нормы / не соответствует возрастным нормам (указать степень выраженности интеллект.дефицита).

При наличии специфики речевого развития (указать)

Эффективные методы работы

Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные.

Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля – система для письма и чтения слепых. В основе РТШ лежит комбинация шести точек. Брайль принял порядок букв латинского алфавита. Для обозначения первых букв алфавита служат верхние и средние точки шеститочия. Для обозначения последующих букв добавляется нижняя точка слева, потом слева и справа, затем справа. Этими же знаками обозначаются и буквы русского алфавита с добавлением специальных знаков. Различные комбинации шеститочия дают возможность обозначать также цифры, знаки препинания, математические, химические и нотные знаки. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/50280

Технические средства обучения – системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. По функциональному назначению ТСО обычно делят на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие.

Словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.

Методическое психолого-педагогическое обеспечение сопровождения детей с нарушениями зрения

(книги, периодические издания)

(готовые коррекционно-развивающие программы)

  • Л.И. Плаксина «Развитие восприятия у ребёнка». Москва – 2001г.;
  • Л.И. Плаксина «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения». Москва – 2008г.;
  • Л.А. Дружинина «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения». Челябинск – 2008г.;
  • Н.В. Краснощекова «Развитие ощущений и восприятия у детей». Ростов-на-Дону – 2007г.;
  • Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук». Ярославль – 1998г.;
  • М.И. Земцова, Л.И. Плаксина «Обучение и воспитание детей с нарушением зрения в дошкольных учреждениях». – М.: 1978;
  • Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида». – М.: 2006;
  • Л.А. Дружинина. «Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения». – М.: Экзамен, 2006;
  • Л.А. Дружинина «Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения». – Челябинск: 2008;
  • Л.А. Дружинина «Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения». Челябинск – 2008г.;
  • Н.В. Микляева, Н.П. Слободяник «Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ. Методические рекомендации». Москва – 2008г.;
  • О.Н.Истратова «Практикум по детской психокоррекции (игры, упражнения, техники)». Ростов-на-Дону – 2009г.;
  • Л.С. Сековец «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения». Москва – 2008г.;
  • Т.И. Нагаева «Нарушения зрения у дошкольников (развитие пространственной ориентировки)». Ростов-на-Дону – 2008г.;
  • И.Г. Корнилова, Л.А. Ремезова «Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин». Самара – 2008г.;
  • И.В. Ковалец «Формирование у дошкольников представлений о времени». Москва – 2007г.;
  • Л.В. Фомичёва, Г.В. Никулина «Готовим к школе ребёнка с нарушением зрения» (рабочая тетрадь). Санкт-Петербург – 2004г.;
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду под ред . Л . И . Плаксиной . — М.: Экзамен, 2003 г.
  • М.А. Тарасов «Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет». Москва – 2005г.;
  • В.Л. Нападовская «Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения». Москва – 2003г.;

(крупная и мелкая)

  • И.Г. Корнилова «Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения». Москва – 2004г.;
  • В.А. Феоктистова «Развитие навыков общения у слабовидящих детей». – СПб.: Речь, 2005;
  • Э.Д. Рубан «Практикум по коррекции зрения у детей в домашних условиях. Реальные методы и упражнения». Ростов-на-Дону 2009 г.
  • Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. — М.: Логос, 1993. — 78 с.

Специфические критерии оценки детей с нарушением зрения

Подкатегория детей с нарушением зрения

1. Слабовидящие дети

(острота зрения: 0,05-0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией и/или сужение поля зрения вокруг центральной оси до 20 ° ).

старший дошкольный возраст

1. Готовность руки к письму.

2. Уровень развития зрительного восприятия.

3. Сформированность способов обследования предметов.

4. Сформированность навыка самостоятельного передвижения в знакомом пространстве (помещение, улица).

5. Сформированность навыка самообслуживания (еда, гигиена, одежда).

1. – мелкомоторные движения рук точные, скоординированные; руку держит правильно;

— скорость мелкомоторных движений замедленна, отмечаются незначительные сбои в согласованных действиях рук;

— при выполнении мелкомоторных операций присутствуют выраженные ошибки в точности и координированности движений рук; не способен самостоятельно правильно удерживать ручку в руке.

2. – высокий, средний, низкий.

3,4,5 – сформированность/ не сформированность.

2. Дети с пониженным зрением

(острота зрения: 0,5-0,8 на лучше видящем глазу с коррекцией; в т.ч.: косоглазие, амблиопия, гиперметропия, миопия, астигматизм).

При наличии у ребенка офтальмологического диагноза, показаний к аппаратному лечению. Дети данной подкатегории нуждаются в создании специальных условий в образовательной организации ДО, направленных на реализацию лечебно-восстановительной работы в сочетании с тифлопедагогическим сопровождением: коррекционно-развивающие занятия, формирование навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве. Обучение ребенка рациональному использованию своего нарушенного зрения: зрительная гимнастика, приемы мнемотехники для развития зрительной памяти и зрительного внимания, гигиена зрения. Соблюдение в ОО офтальмо-эргономических рекомендаций.

Источник

Оцените статью