- Что такое даркстор — магазин без покупателей и желтых ценников
- Суть формата
- Как устроен даркстор
- Как покупать в дарксторе
- Кому это выгодно
- Проблемы дарксторов
- Новый тренд — магазины даркстор
- Навигация по статье:
- Что такое даркстор
- Как это работает
- Преимущества даркстор для розничной электронной коммерции
- В чем отличие «темных магазинов» от обычного склада и магазина
- Как решена проблема «последней мили»
- Можно ли обычный магазин преобразовать в темный и как это сделать
- Как выбрать стеллажи для даркстор
Что такое даркстор — магазин без покупателей и желтых ценников
Сфера онлайн-заказов набирает огромную популярность. Сейчас по интернету можно купить почти все. Специальные маркеты доставят к вам домой необходимые товары буквально за 30 минут. Дарксторы – что это и какие особенности? Расскажем в статье.
В наше время сложно представить человека, который ни разу ничего не заказывал онлайн. Почти у каждого офлайн-магазина есть и мобильное приложение, через которое можно заказать понравившуюся вещь, и вам доставят ее домой.
Категории для онлайн-покупок самые разные: от бутылки воды до плазменного телевизора. Необходимо только оплатить товары онлайн и ждать доставку. Это значительно экономит время, особенно тем, кто не любит традиционный шопинг.
Во время пандемии, когда действуют ограничения, стали особенно популярны приложения для быстрой доставки. У вас закончилась соль, когда готовили суп, а в магазин бежать неохота? Воспользуйтесь услугами даркстора, который доставляет товары первой необходимости.
Суть формата
Слово «даркстор» к нам пришло из английского языка. Если переводить дословно: dark – темный и store – склад или магазин, – получается «темный склад». Это отражает саму концепцию понятия.
Проще говоря, это большой магазин, но он закрыт для покупателей. Он выглядит как склад с различными товарами.
Главное отличие дарксторов от офлайн-формата магазина – они ориентированы только на онлайн-продажу и быструю доставку. То есть клиент с помощью специального приложения или сайта выбирает необходимые ему товары и складывает в виртуальную корзину. Затем оплачивает покупку и ждет курьера.
Впервые в истории идею закрытых магазинов решили реализовать в Великобритании в 2000-х годах и опробовать на примере супермаркетов Sainsbury’s. Но мало кто предпочел такой вид шопинга, и поэтому проект потерпел неудачу.
Первой в России, кто начал работать в таком формате, была сеть супермаркетов «О’Кей» в 2015 году. Затем в 2018 году этому примеру последовал «Перекресток». Даркстор показал эффективность работы, принимая более 5 тысяч заказов ежедневно.
Отличия «закрытых маркетов»
Одна из основных особенностей «темного склада» – он закрыт для клиентов и принимает только онлайн-заявки. Но рассмотрим другие нюансы.
- Такие супермаркеты чаще торгуют товарами, необходимыми в ежедневной рутине. Это бытовая химия, продукты питания, лекарства, которые отпускаются без рецептов, косметические принадлежности.
Насчет алкоголя и сигарет – его продают не все дарксторы, потому что для онлайн-заказов необходимо подтвердить совершеннолетие.
- Доставка осуществляется в течение часа. Поэтому помещения маркетов находятся в самом городе или рядом с ним. Тогда курьеры могут быстро доставить товары.
Например, время ожидания заказав в сети «Самокат» может составлять от 15 до 30 минут.
- Имеется мощная операционная система, чтобы обрабатывать огромное количество заявок каждый день. Поэтому склады используют современные технологии для корректной и налаженной логистики.
Такой способ снижает риск ошибок и путаницы в заказах. Компьютеры обрабатывают тысячи заявок, а сотрудники потом собирают корзину.
Как устроен даркстор
Внешне он выглядит как большой супермаркет, но в помещении ходят только сотрудники, а не покупатели. Товары на складе распределены по категориям и секциям. Там нельзя увидеть рекламных плакатов, желтых или красных ценников, объявлений о скидках и распродажах.
Дарксторы оснащены отличной навигацией, чтобы сотрудники хорошо ориентировались в пространстве и знали, что конкретно и где лежит. В таких маркетах не бывает пробок из тележек – все собирается оперативно.
Маршрут работников продумывает специальная компьютерная программа. Это значительно ускоряет и облегчает процесс сборки заказа.
Пространство закрытого магазина поделено на несколько секций, как в обычных супермаркетах. Есть, например, отдел с овощами, зеленью, фруктами, причем все условия хранения соблюдаются; хлебобулочные изделия или отдельная зона с напитками. Охлажденная и замороженная продукция находятся в разных специальных зонах.
Планируете продавать онлайн? Совкомбанк создал удобный сервис для бизнеса. Все условия комфорта для предпринимателя: защита от мошенничества, техническая поддержка 24/7, высокий уровень сервиса.
Как покупать в дарксторе
Вы заходите на сайт нужного магазина или скачиваете приложение на телефон и выбираете необходимые продукты. Выбранные товары «складируются» в виртуальной корзине. Оплата происходит онлайн, только после этого заявка отправляется к специалистам на склад.
Приложение предоставит различные способы оплаты. Вы выбираете, какой более удобный и выгодный для вас. Обычно необходимо ввести данные банковской карточки.
После оплаты ближайший склад получает информацию о заказе. Сотрудники сразу начинают собирать корзину. Они отлично и быстро ориентируются в магазине. Сам склад обустроен таким образом, чтобы облегчить сборку и минимизировать время на нее.
Чаще всего необходимо набрать продукты на определенную сумму, чтобы заказ доставили бесплатно. Некоторые дарксторы устанавливают конкретную цену на доставку.
Онлайн-версия даркстора
Сайт или приложение – это каталог продуктов. Товары разделены по категориям, например: хлеб и выпечка, мясо и рыба, сладкое, снеки, бакалея, вода и напитки и др. Все иллюстрировано фотографиями, чтобы клиент быстро нашел необходимое и понимал, что ему доставят.
Рассмотрим на примере «Самоката», российской сети dark store.
Когда мы открываем мобильное приложение, то видим варианты доставки: быстрая (от 15 до 30 минут) и доставка из супермаркета. Вторая обычно больше часа (все зависит от вашего адреса), зато ассортимент шире.
Товары поделены на несколько категорий, чтобы удобнее было найти нужные. Также в поисковую строку можно ввести название продукта, и «Самокат» скажет, что есть в наличии.
Допустим, вы уже выбрали, что хотите заказать. Надо оплатить: вы переходите в корзину, проверяете количество вещей. Затем указываете адрес доставки и выбираете способ оплаты.
Кому это выгодно
По мнению экспертов, даркстор показывает высокий уровень сервиса. Сейчас таких сетей становится больше, следовательно, растет конкуренция. Сотрудники стремятся обеспечить налаженную логистику, качественную продукцию и быструю доставку.
Большие помещения дают больше возможностей для правильного хранения товаров. Все правила и требования строго соблюдаются. Это значит, что покупатель получит свежую продукцию.
Какие еще преимущества для покупателей:
- Для клиентов большим плюсом является оперативная доставка. В приложениях обычно сразу указывают примерное время доставки. Особенно удобно тем, кто много работает или у кого маленькие дети.
- Простота в оформлении. Вы можете, сидя дома, спокойно выбирать необходимые продукты. Вам не надо тратить время и нервы на поход в обычный магазин и стоять в очередях. Вам все доставят на дом.
- Безопасность для здоровья. Особенно важно во время пандемии, когда вы лишний раз не контактируете с группой людей.
Такой формат выгоден не только для клиентов, но и для самих организаций. Во-первых, потому что это возможность сэкономить на персонале и маркетинге. Офлайн-супермаркет требует больше персонала: кассиры, охрана, рекламщики.
Во-вторых, не нужно следить за привлекательностью прилавков. Обычно магазины заманивают клиентов красиво разложенным товаром или цветом ценников. У дарксторов такой необходимости нет. Вместо этого они могут обеспечить лучшие условия хранения.
В-третьих, само пространство позволяет в любой момент провести нужные изменения: добавить стеллажи, что-то передвинуть.
Продавать стало еще проще! С новой услугой Совкомбанка используйте смартфон как терминал при безналичных расчетах. Преимущества – покупка в одно касание и безопасность каждой операции.
Проблемы дарксторов
Тенденция показывает, что такой формат магазинов хорошо приживается в современном российском обществе. Особенно популярны услуги дарксторов в мегаполисах, где из-за темпа жизни люди привыкли к покупкам онлайн и быстрой доставке.
Один из минусов таких ритейлеров как раз в том, что в основном они торгуют в крупных городах. Там больше и клиентов, и заказов. В небольших населенных пунктах данная культура пока не распространена, но имеет приличные перспективы развития: ведь конкурентов среди дарксторов там не так много, а желающих покупать достаточно.
Другой недостаток – сейчас не для всех жителей доступен формат закрытого магазина. Например, не все пенсионеры активно пользуются смартфонами и знают, как заказать и оплатить онлайн. Для них привычнее пойти в простой супермаркет.
Мы видим товар только на картинке, поэтому некоторые сомневаются, привезут ли им свежие фрукты и зелень. Они предпочтут сходить в магазин и самим выбрать продукты.
И, пожалуй, всегда будут такие люди, кому важно пощупать и посмотреть вещь вживую. В любом случае дарксторы предоставляют отличную возможность экономить время и силы на покупках ежедневных рутинных товаров.
Источник
Новый тренд — магазины даркстор
Навигация по статье:
Пандемия заставляет ритейлеров не стоять на месте, а искать варианты, которые помогут сохранить деньги. Еще в 2019 году владельцы бизнесов делали ставки на омниканальность — совмещение онлайн и оффлайн торговли. Но 2020 год внес существенные коррективы: оффлайн магазины теряют часть покупателей, а то и вовсе закрываются. Поэтому сегодня бизнесу требуются новые и эффективные решения, позволяющие удержаться “на плаву”.
Что такое даркстор
Как правило, что для нас новое, то в Европе уже давно пройденный этап. Так получилось с ритейл-форматом — dark store. Переводится буквально, как “темный магазин”.
Почему темный? Потому что в нём нет покупателей. Внешне он похож на обычный супермаркет с привычной нам выкладкой товаров на стеллажах, холодильниками с полуфабрикатами и даже отделом кулинарии. Но внутри вместо посетителей ходят сотрудники, которые собирают онлайн-заказы. Впервые удачно такой формат запустила компания Tesco в Лондоне в 2009 году.
Как это работает
Через специальное приложение или сайт человек делает заказ. Данные его заказа поступают в базу дарк стор, где комплектовщик их видит и приступает к выполнению. Только после того, как сотрудник “темного магазина” сложил все продукты в пакет, у клиента снимается оплата. Забрать заказ можно самостоятельно в специальном пункте выдачи или воспользоваться услугами курьера. Формат dark store дает возможность клиентам быстро и без очереди получить свои продукты.
Преимущества даркстор для розничной электронной коммерции
Рост рынка e-commerce усиливает конкуренцию, а значит “темные магазины” должны выделяться. И не только скоростью доставки. Среди преимуществ даркстор выделяют:
- Продуманная логистика. Благодаря тому, что покупателей внутри дарк стор нет, отсутствует мошенничество. Помещение можно спланировать максимально удобно для комплектовщиков, разместив большое количество товаров на полках стеллажей. Продукция в даркстор расставлена по принципу “от тяжелой к легкой”, а маршрут сотрудника идет зигзагом — последний товар он берет с полки непосредственно перед зоной упаковки.
- Точная информация об остатках. Каждый товар имеет свой код и закреплен за определенным местом. Как только комплектовщик сканирует продукт и кладет его в корзину, в базе сразу появляется информация об остатках в реальном времени. Можно настроить функцию системы управления, которая будет оповещать об излишках или нехватке товаров.
- Скорость обработки заказов. Отсутствие покупателей и правильное расположение товаров позволяет сотрудникам быстрее обрабатывать заказы, что в свою очередь повышает лояльность клиентов. Как только они привыкнут к быстрому и качественному сервису, то станут заказывать постоянно, рекомендовать своим знакомым.
В чем отличие «темных магазинов» от обычного склада и магазина
Dark store не является очередным красивым названием распределительного центра или магазина формата “у дома”. Это что-то среднее: по функциям он похож на склад, по наполнению на обычный магазин с товарами повседневного использования.
Избежать постоянных расходов, например на охрану, позволяет сканер отпечатков, которым пользуются сотрудники для входа в дарк стор. Там также нет рекламных вывесок, а вместо ценников — специальный штрих-код. Дарк стор полностью компьютеризированный. Вся информация о продуктах, их расположении находится в базе. Это позволяет вести контроль срока годности, остатков и пополнять запасы без задержек для клиента.
Как решена проблема «последней мили»
“Темные магазины”, как и обычные супермаркеты, располагаются в городе. Это решает проблему “последней мили” в продуктовом ритейле — сокращает время доставки заказов к конечному покупателю. С дарк стор получить свой заказ можно в течении 45 мин максимум. Это позволяет доставлять такие продукты, как мороженое или свежую выпечку, которых на обычном складе нет.
Эффективно составленный маршрут внутри “темного магазина”, небольшая площадь помещения, отсутствие клиентов позволяют комплектовщикам быстрее собирать заказ. Для сборки заказа на огромном распределительном центре уходит больше времени, а в обычном супермаркете — отвлекают покупатели.
Можно ли обычный магазин преобразовать в темный и как это сделать
Если вы уже владеете магазином, то его можно переоборудовать в “темный магазин”. С нуля открыть даркстор, фактически тоже самое, что и запустить супермаркет, только без издержек, связанных с покупателями. Что нужно для запуска:
- Локация. Формат “темных магазинов” предполагает быструю доставку. Поэтому дарксторы должны располагаться близ жилых домов и общественных зон. Не арендуйте помещения возле трасс с плотным потоком. Пешие курьеры там пройти не смогут, а транспорт будет постоянно стоять в пробках.
- Ассортимент. Специализация dark storе — товары сегмента FMCG (fast moving consumer goods), или быстро оборачиваемые потребительские товары. Можно добавить отдел, где будет готовиться домашняя еда или выпечка.
- Оборудование для хранения товаров должно быть надежным, обеспечивающим к продуктам свободный доступ. Идеальным вариантом станут металлические полочные стеллажи. Ведь правильно подобранное стеллажное оборудования — это половина успеха. Вторая половина зависит от правильно построенной внутренней логистики.
- Логистика. В даркстор зоны кросс-продаж и привлекательный мерчендайзинг не нужен. Здесь важна функциональность: правильная выкладка товара и продуманный путь перемещения сотрудников.
- Сервисное обслуживание. В обычном магазине нужно постоянно обслуживать чековые принтеры, кассы, сканеры и другое оборудование. В dark store основными задачами является контроль чистоты, исправности стеллажей и холодильников, электрика.
Как выбрать стеллажи для даркстор
Прежде чем выбрать стеллаж для дарк стор, определитесь с максимальной нагрузкой на уровень хранения. Учитывая тот факт, что на верхних полках будут товары, а внизу — коробки с запасами, оптимальным вариантом станут стеллажи Мастер от Форстор. Максимальная нагрузка на полку — 400 кг, чего вполне достаточно, чтобы выдержать баклажки с водой, бытовую химию или бакалейные продукты. Для более легких товаров существует специальная серия стеллажей Start с максимальной нагрузкой 120 кг/полку.
Источник