Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
понедельник, 5 июля 2021 г.
Даль В. «Что значит досуг»
Жанр: сказка о животных
Читайте краткое содержание других сказок Владимира Даля:
Главные герои сказки «Что значит досуг» и их характеристика
- Георгий Храбрый. Повелитель зверей. Неумелый начальник.
- Звери. Действовали сообразно своим наклонностям.
- Пчела. Работящая и терпеливая.
План пересказа сказки «Что значит досуг»
- Задания зверям.
- Медведь и сруб.
- Волк и ямы.
- Лиса и перья.
- Кошка и мыши.
- Прочие звери.
- Пчела.
Кратчайшее содержание сказки «Что значит досуг» для читательского дневника в 6 предложений
- Георгий дал зверям задания на день.
- Медведь не смог собрать сруб.
- Волк рыл много ям, но землянку не вырыл.
- Лиса съела птицу, а кошка гоняла мышей.
- Всякий зверь занимался тем, что умел и любил.
- Только пчела натаскала мёд и сделала соты.
Главная мысль сказки «Что значит досуг»
Чтобы был результат, нужен толковый руководитель.
Чему учит сказка «Что значит досуг»
Сказка учит думать головой, прежде чем раздавать другим задания. Учит правильному планированию работ. Учит тому, что только настойчивость может принести хороший результат.
Отзыв на сказку «Что значит досуг»
Мне понравилась эта сказка, в которой рассказывается о том, что плохое руководство никогда не добьётся нужного результата. Георгий не стал учитывать возможности и склонности зверей, он надавал им заданий, и не стал контролировать сам процесс. В итоге только пчела, которой поручили именно её дело, справилась хорошо, натаскала мёда. А те звери, кому дали непонятные задания ничего не сделали. Этот случай должен послужить Георгию серьёзным уроком.
Пословицы к сказке «Что значит досуг»
Источник
Конспект урока по родной литературе на тему «Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Сказка «Что значит досуг?» «
Тема: Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Сказка «Что значит досуг?» Подготовка к PISA
Цель урока: изучение особенностей сказок В. Даля.
1. Организационный момент
2. Вступительное слово
После 53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.
История создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.
Последние же слова были занесены в словарь незадолго до смерти Владимира Ивановича. Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и профессиональные термины.
Под псевдонимом «Казак Луганский» Далем была написана и опубликована первая книга. Книга под названием «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» увидела мир в 1832 году. После того, как ее изъяли из продажи, рукописный вариант произведения был подарен Далем Александру Пушкину, чему последний был несказанно рад. Свои пять «Русских сказок», представлявших вольную обработку народно-сказочных сюжетов, Даль выпустил в свет в 1832 г. под псевдонимом Казака Луганского. Сборник сказок вышел под названием «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским».
3. Работа по теме урока
А.С.Пушкин так отзывался о сказках Даля:
“…Нам ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского, это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих – бездна поэзии!”
— Что значит записывать сказку?
— Ребята, как вы понимаете, что такое обработка сказок?
(Обработка сказки — это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки).
— Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.
Учащиеся записывают в тетрадях цепочку появления сказки.
(Народ сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).
— В. Даль считал сказку чрезвычайно нужной, ибо она укрепляет моральное чувство, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство. Рассмотрим это на примере сказки «Что значит досуг».
— Чтение учащимися сказки по ролям.
Комментарии для учителя
Сказка начинается с того, что Георгий Храбрый дает задания лесным и домашним жителям на день — медведю, волку, лисице, журавлю, кошке, гусю, дятлу, тетерке, воробью, бабе-птице, корове, козлу, пчеле.
А когда пришел час отчета, никто, кроме пчелки, и не смог показать оконченную работу: медведь без толку колоды ворочал, волк так и не вырыл нору, корова жевала жвачку, кошка мышей ловила, а не вязала чулок, лисица утят ела, а не собирала пух и так далее. Все они отвлекались от задания, увлекались другими делами и ничего не сделали. Недосуг им был работой заниматься.
И лишь одна пчелка делала свое дело, делала на совесть. Она с заданием справилась только одна.
Эта сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его делать. А отдыхать хорошо после работы. Тогда и результаты хорошие будут. В этом и есть главная идея сказки.
— О чем эта сказка?
— Какова главная мысль?
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение к нему создаются различными средствами. И среди них — использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
4. Анализ сказки «Что значит досуг?»
Работа с таблицей. Учащиеся находят и подчеркивают ключевые слова, характеризующие героя. Заполняют колонку «Характеристика героя»
Михайло Потапыч, медведь
«.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился. да еще было и лапу себе отдавил. »
«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует. что нет там ни бычка зарытого. да опять на новое место перейдет»
«. надушила кур. да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»
«. и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, . покою не дают. »
«. бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось. »
«- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»
«. жвачку жевала. да за отрубями к посудомойке — и день прошел».
«. пять десятин пашни перемерял, . — так работать некогда было»
«. принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»
«- Так, — говорит, — и не стало делового часу»
«Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой . да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»
— Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?
В описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют
подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.
— С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?
— Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной оценки:
а) уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка, коровушка);
б) пренебрежительными (кошурка).
Для описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (кошка-домоседка, козел-бородач).
— Что делает язык сказки выразительным?
(Использование эпитетов (шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным. Употребление в сказке слов и выражений из общенародного языка (сложить срубом, серники, макитра и др.) создает живые картины, где действуют фольклорные персонажи.)
Творчество В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти по отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю.
7. Домашнее задание. Текст стихотворения П.А. Вяземского «Первый снег».
В.И. ДАЛЬ. СКАЗКА «ЧТО ЗНАЧИТ ДОСУГ?»
Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. — Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.
Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?
Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.
Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.
Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.
Кошечка наша усаживалась подле слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные спицы. — Ред.) растаскала.
Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:
— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.
Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.
Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.
Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.
— Так, — говорит, — и не стало делового часу.
А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.
Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.
Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.
Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.
Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Конспект по родной русской литературе
Литературные сказки. В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки
Тип урока – комбинированный.
Цель : изучение особенностей сказок В. Даля.
— обеспечить в ходе урока повторение основных понятий народной и литературной сказки;
— пополнить знания учащихся о творчестве В. Даля;
— развивать навыки выразительного чтения;
— воспитывать любовь к чтению, желание читать сказки;
Ожидаемые результаты урока :
— стремление к речевому самосовершенствованию;
— формирование и развитие учебно-познавательного интереса обучающихся к учебному материалу.
— адекватное и критическое оценивание обучающимися самих себя и одноклассников в учебной деятельности;
— знание особенностей сказки В. Даля;
Материалы к уроку: учебник, распечатки текстов, тетради.
Оборудование урока: текст. портрет
2.Объявление темы и цели урока.
3.Актуализация опорных знаний урока
-анализ прочитанной сказки
4.изучение новой темы
После 53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка» . Это был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.
— Что вам известно об истории первого слова, записанного В. Далем?
(История создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.)
Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и профессиональные термины.
5. Каким именем подписывался Даль? (Казак Луганский)
Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил прекрасное домашнее образование.
В 1814 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот.
-поступил на медицинский факультет
В 1827 году в журнале «Славянин» были опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича. В 1830 году в «Московском телеграфе» напечатали повесть писателя «Цыганка».
С началом русско-турецкой войны Далю пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович отправился на фронт. В ходе войны Он участвовал в сражениях, помогал раненым, оперировал в условиях полевых госпиталей.
В 1832 году были опубликованы «Русские сказки. Пяток первый».
В 1833 Писатель много путешествовал по Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его произведений.
Важным событием в краткой биографии Даля стало знакомство с Александром Пушкиным . Вместе с поэтом Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом,
В 1859 году Даль подал в отставку и поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах был опубликован – «Толковый словарь живого великорусского языка», примерно 200 тысяч слов.
В 1862 году вышла вторая знаковая книга этнографа – «Пословицы русского народа».
Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4 октября) 1872 года в Москве.
Даль всей душой полюбил живописные родные места – Луганскую область, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.
Перед смертью Пушкин подарил Далю золотой перстень-талисман с изумрудом.
За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни, составил учебники «Ботаника» и «Зоология», создал сборник сказок для детей.
— Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.
Учащиеся записывают в тетрадях цепочку появления сказки.
(Народ сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).
— Как вы думаете, В.И. Даль занимался только сочинением и обработкой сказок? (Сказка «Новинка-диковинка или невиданное чудо, неслыханное диво» относится к числу сочиненных самим Далем. Есть у В. И. Даля сказки, которые являются литературно обработанными.
—Сказки «Трус», «Лиса и тетерев» и др. относятся к позднему его творчеству по обработке произведений народного детского фольклора.
—Сказки эти вошли в сборник «Первая первинка полуграмотной внуке»)-использовал просторечные слова.
Вот сегодня мы и понаблюдаем, как использовал Даль эти слова в своих произведениях.
— Назовите сказки В.И.Даля, которые вы читали в начальной школе.
( Девочка Снегурочка», «Журавль и Цапля», «Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса-лапотница» )
— Чем запомнились эти сказки?
«Девочка Снегурочка» заставляет ребенка почувствовать жалость к одиноким старикам,
Вызывают улыбку сказки «Журавль и Цапля», «Лиса и Медведь», в которых главные герои привередничают, лгут, льстят друг другу.
-Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Приведите примеры пословиц из сказок В. Даля.
(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут; на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)
5. Анализ сказки «Что значит досуг?»
— О чем эта сказка?
— Какова главная мысль? (Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.)
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение к нему создаются различными средствами. И среди них — использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
—Заполняют колонку «Характеристика героя»
2. Михайло Потапыч, медведь
«.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился. да еще было и лапу себе отдавил. »
«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует. что нет там ни бычка зарытого. да опять на новое место перейдет»
«. надушила кур. да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»
5. Кошечка «. и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, . покою не дают. »
6. Козел «. бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось. »
«- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»
7.Коровушка «. жвачку жевала. да за отрубями к посудомойке — и день прошел».
8. Журавль «. пять десятин пашни перемерял, . — так работать некогда было»
9. Гусь «. принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»
«- Так, — говорит, — и не стало делового часу»
10. Пчела «Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой . да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»
— Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?
есть ключевые слова, которые позволяют
подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.
С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?
— Чем обогатились мы за этот урок?
научились сравнивать сказки: авторскую и народную;
7. Домашнее задание ,письменный ответ на вопросы:
1.Мой любимый герой в Сказках В. Даля.
2. За что я люблю сказки В. Даля?
Сказка Что значит досуг Отсутствие свободного времени.»Не пришёл из-за недосуга»
Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе.
Медведю велел, на шабаш, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом;
волку велел земляночку вырыть да нары поставить;
лисе приказал пуху нащипать на три подушки;
кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять;
козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти;
журавлю приказал настрогать зубочисток да серников наделать;
гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру слепить;
а тетерку заставил глину месить; бабе-птице приказал на уху стерлядей наловить;
дятлу — дворец нарубить;
воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду. Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал? Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил. Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет. Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер. Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого—нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки растаскала. Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит: — Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться. Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел. Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал. Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд. — Так, — говорит, — и не стало делового часу. А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути. Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать. Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался. Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило. Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.
Источник