- Что такое звукопись: примеры. Звукопись в литературе
- Что такое звукопись?
- Аллитерация и консонанс
- Звукопись: примеры аллитерации
- Ассонанс
- Примеры ассонанса
- Диссонанс и липограмма
- Анафора и эпифора
- Каламбурные рифмы
- Звуковые образы в жизни человека — психолог СПб
- Звуковые образы в жизни человека — психолог СПб
Что такое звукопись: примеры. Звукопись в литературе
Русский язык славится по всему миру своей красотой и богатством. Известность он заслужил благодаря огромному количеству средств выразительности, входящих в активный запас.
В этой статье мы ответим на вопрос: «Что такое звукопись?». Этот художественный прием часто встречается в поэтических произведениях русских авторов.
Что такое звукопись?
Звукопись — фонетическое речевое средство, придающее произведению особую художественную выразительность. В его основе лежит повторение различных фонетических сочетаний. Это прием усиления изобразительных свойств текста. Он помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы. Например, может передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома.
Суть звукописи сводится к повторению определенных звуков или слогов с целью достижения необходимого изобразительного эффекта. Существует всего четыре разновидности этого приема:
- Автор использует комбинации из одних и тех же звуков в разных словах для достижения речевой образности. Рассмотрим понятный пример: «В глуши шуршали камыши». Виден многократный повтор звука «ш».
- Применяется повтор букв, схожих по своему фонетическому звучанию. К примеру: «На цыпочках скачет чиж». Комбинирование звуков «ц», «ч» и «ж».
- В основе приема лежит использование звуков, создающих контраст своим звучанием (таких как «д» и «л»). Познакомимся с примером: «Майский дивный день лета лучший дар».
- Прибегают к нескольким видам звуковой организации, дополняя интонационными особенностями.
Мы узнали, что такое звукопись. И теперь перейдем к знакомству с ее приемами.
Аллитерация и консонанс
Аллитерация — прием речевой выразительности, в основе которого лежит повтор согласных звуков. С ним мы сталкиваем и в русской, и в зарубежной поэзии. Удачное использование аллитерации показывает, насколько сильно развито у автора чувство художественного такта.
Для того чтобы удачно использовать этот прием, необходимо быть обладателем чувства меры. Надо точно чувствовать, сколько повторяющихся звуков можно вписать, не перегружая текст.
Аллитерация применяется поэтами для создания определенных ассоциаций. Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, а «гр» — звучание грома.
В русском языке аллитерация существует рука об руку с консонансом (повтором согласного, которым заканчивается слово).
Звукопись: примеры аллитерации
Многие русские поэты знамениты своим умением удачно использовать прием аллитерации. Самые известные из них: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Г. Р. Державин, В. В. Маяковский, Ф. И. Тютчев.
Рассмотрим несколько примеров из их работ, чтобы понимать, как выглядит звукопись в стихах талантливых и признанных поэтов:
- «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», — строчка из стихотворения В. В. Маяковского «Нате». Мы видим повторение звуков «ч», «с».
- В «Медном всаднике» А. С. Пушкина нам также встречается выразительный и удачный пример многократного использования глухого звука: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». Автор применяет фонетический повтор «ш», который вызывает в воображении образ шипящего шампанского.
- Произведение Г. Р. Державина «Водопад» представляет нам повтор звуков «гр», которые воспроизводят звучание грома: «Грохочет эхо по горам, как гром гремящий по громам».
Ассонанс
Ассонанс — повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот прием используют с целью сделать произведение более легким для восприятия на слух. А его звучание — более мелодичным.
Ассонанс встречается гораздо реже аллитерации. Его не так просто заметить в тексте, но, если быть внимательным, это возможно.
Иногда авторы используют повтор конкретных гласных звуков для создания определенного настроения. Или для того, чтобы показать, как одно эмоциональное настроение сменяет другое.
Ассонанс используется поэтами уже не один век. Например, он встречается во французском героическом эпосе и старинных фольклорных песнях.
Примеры ассонанса
Как и аллитерация, ассонанс встречается в произведениях многих русских поэтов. По этой причине их стихи отличаются особенным благозвучием и выразительностью. Рассмотрим примеры того, как выглядит звукопись в литературе:
- В стихотворении А. Блока «Фабрика» встречается повтор ударного гласного «о»: «Скрипят задумчивые болты, подходят люди к воротам».
- В романтической поэме А. С. Пушкина можно найти развернутый пример использования ассонанса: «Его молоденькая дочь пошла гулять в пустынном поле». Повторяется ударный звук «о» в каждой самостоятельной части речи.
- Произведение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» также показывает удачный пример применения ассонанса: «Мело, мело по всей земле во все пределы». Четко видно повторение ударного звука «э» в каждом самостоятельном слове, из-за этого приема строка кажется более певучей.
Диссонанс и липограмма
Диссонанс и липограмма — приемы звукописи, которые редко встречаются в современной русской литературе.
Липограммой называется художественный прием, суть которого заключается в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта.
Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Рассмотрим звукопись, примеры использования которой можно найти в его стихотворении «Свобода»:
Теплой осени дыханье,
Тихое листов шептанье,
Стих состоит из четырех строф по шесть строк в каждой. Ни в одной из них вы не найдете слова, содержащего букву «р».
Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства.
Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина.
Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».
Сквозь огонь прошли,
сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга –
Рифмованность строчек достигнута автором за счет созвучия слов «дула» и «дола».
Анафора и эпифора
Звукопись в литературе включает множество приемов. Они могут быть как общепринятыми, так и авторскими. Рассмотрим еще несколько приемов.
Звуковая анафора и эпифора — это повтор одного звука или созвучий в начале или на конце слова соответственно. Прием широко используется в поэтических работах.
Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов:
- В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору: «Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали». На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.
- Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.
Каламбурные рифмы
Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приемов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.
Каламбурные рифмы — художественное средство, в основе которого лежит игра слов и звукового сходства. Поэт рифмует строчки за счет многозначности слов или омонимии.
Часто этот прием используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева. Рассмотрим несколько примеров:
1. В «Частушках» В. В. Маяковского легко можно найти каламбурную рифму:
В октябре с небес не пух —
снег с небес валится.
Что-то наш Деникин вспух,
стал он криволицый.
За счет использования этого приема автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.
2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «Мука и мука»:
Все перемелется? Будет мукой?
Нет, лучше мукой!
Из этой статьи вы узнали, что такое звукопись. Рассмотрели ее самые распространенные приемы и примеры использования в русской поэзии, убедились в том, что необычайную красоту и выразительность поэтическим произведениям придает мастерское использование речевых средства выразительности.
Теперь вы без труда сможете определить, какой звуковой прием использовал поэт, и оцените его талант по заслугам.
Источник
Звуковые образы в жизни человека — психолог СПб
Звуковые образы в жизни человека — психолог СПб
Образ есть форма существования материального в идеальном, сложное обобщение объективного и субъективного. Это — подобие реального мира, отпечаток, след контакта с окружающей его реальностью в душе человека. Звук воспринимается ухом, слуховым анализатором. В то же время, звук, соприкасаясь с телом человека, пропитывает его, наполняет, вступает во взаимодействие со всем существом, вызывая определенный соматический отклик. Звуковые образы – это язык взаимоотношений человека с миром. Человек слушает музыку и создает её. Слова, речь – тоже звуковые образы. Явления дежавю , когда незнакомый звук воспринимается знакомым или, наоборот, незнакомый кажется уже слышанным, отмечаются у многих людей. Это – норма. На границе нормы и патологии стоят иллюзии, когда реальный звук искажается. Бывает это в состоянии усталости, интоксикации, в периоды нервного напряжения. Акоазмы, элементарные слуховые галлюцинации (шум, выстрелы, звон, стуки) чаще бывают в состоянии психического расстройства.
Психолог СПб
Слуховые галлюцинации, или обманы слуха, расцениваются как патологическое явление, бывают истинные, неотличимые от восприятия реальных звуков, и псевдогаллюцинации, которые несут на себе оттенок сделанности, ненатуральности, и чаще слышатся в голове, иногда их называют звучащими мыслями.
В процессе ощущений, восприятий формируется субъективный образ объективного мира. При этом меняется человек, откликается на мир и меняет этот мир. Мир, как бы пробуется на слух, тестируется на принятие или отторжение, на движение в нем, на жизнь. Образы, воспринимаемые слуховым анализатором, оценивают качество звука, определяют, какой он. П.Жане, французский психопатолог в работе «Психический автоматизм. Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека» пишет о существовании элементарной формы сознания, которое « воспринимает, понимает, перерабатывает музыку». Итак, музыка усваивается где-то на границе подсознания и физиологии.
Рассмотрим музыку, как пример звуковых образов, существующих в жизни человека в норме. Музыка имеет свой язык, это общеизвестно. Этот язык доносит до нас переживания и чувства, наполнен информацией, побуждает к действиям. Опирается музыкальный язык на качественные характеристики. Звуки, изображающие мир, показывают нам, какой мир, независимо от того, звучит он или воспринимается по-другому, зрительно, тактильно, во вкусе или запахах, происходят ли какие-то события, показывают как нам в этом мире при соприкосновении с ним. Так рождаются ощущения, восприятия, желания. В звуках передается качество отношений, степень соответствия объективного мира потребностям субъективным. Звучит душа. Система приема звучания проста – звуковой образ либо принимается, либо нет, нравится, приятен, или рождает желание не встречать, отстраниться или отдалиться от него. Двоичная система лежит в основе музыкального языка. Мелодия может быть мажорная, радостная, настроенная на встречу, принятие, или минорная, обещающая расставание, отодвигание. В грамматике словесного языка предмет характеризует прилагательное. Как часть речи в предложении, определение задает направление действию предмета, определяет вектор динамик событий. Филолог и философ Потебня А.А. в своем труде «Мысль и язык» отмечает, что «звук со стороны его влияния на нашу душевную жизнь представляется нам не мерою, необходимою для успокоения организма, а средством уравнивать душевные потрясения…». И далее: »Наши душевные состояния уясняются нам лишь по мере того, как мы их обнаруживаем, давая им самостоятельное существование, находя их в других или выражая…». Функция звука важна и серьезна. Звуковой образ раскрывается в полной мере лишь при контакте, взаимодействии. Образ звука в нашем представлении связан с образом предмета, с образом слова, с чувствами. Возможности музыки позволяют передать в музыкальном произведении всё, что хочет передать композитор. Звуковые образы сигналят нам о предметном мире. Музыка живо рисует в нашем воображении полноценный предметно-образный мир, насыщенный всей разноцветной гаммой чувств, «дает чувственно-воспринимаемое выражение явлениям сознания»(М.Ферворн).
«Явление, возникающее вслед за впечатлением, очень сложно, состоит не только из простого ощущения, но и заключает в себе активный процесс синтеза, который действует в каждый данный момент и связывает это ощущение с группой прежних образов и восприятий», — П.Жане так отмечал роль памяти в осуществлении непрерывности психической жизни, в связи всех уровней сознания.
«Воспринимаемая информация записывается в памяти и хранится в ней в виде устойчивых комбинаций из разных фаз когерентных (согласованных) незатухающих волн нейрональной активности…» (А.Н.Лебедев).
И.Хофман, известный психолог из Германии, исследует память, как активный компонент познания человеком окружающего мира. Он пишет, что «в основе любого вида целенаправленной деятельности лежат операции над содержаниями памяти». Построение образа объективной реальности происходит в результате работы таких процессов нашей памяти, как: интеграция, дополнение и трансформация. Интеграция – это создание целого из суммы частей, а интегрированная информация больше суммы разрозненных её составляющих, как гласит основной закон гештальтпсихологии. Дополнение – это создание новой информации для восполнения пробелов памяти. Трансформация есть преобразование содержания памяти на основе нахождения аналогий, составляющих основу понимания, а значит, и создания новой информации. Эти принципы создания новой информации являются наиболее очевидным выражением тесной взаимосвязи между процессами восприятия, памяти и мышления.
Психолог СПб
Благодаря активной функции памяти, возможно гармонизирующее действие музыки на человека. В глубине нашей психики происходят процессы, разряжающие очаги аффектов, которые нарушают самочувствие, состояние человека, его работоспособность и адаптацию в мире. Там же идет осознание проблем, переоценка ценностей, в том числе и самооценка становится адекватной, а не заниженной, как часто бывает в болезненных состояниях. Всё это происходит на глубинном уровне, минуя те психологические защиты и психосоматические реакции, над которыми годами трудятся психологи и терапевты.
В патологии звуковые образы представлены слуховыми галлюцинациями. Здесь имеет место процесс, обратный восприятию и хранению в памяти впечатлений и образов. Накопившиеся тяжелые чувства выталкиваются наружу, вынося имеющуюся там информацию в виде звуков, воспринимаемых человеком с особой эмоциональной окраской, т.к. процесс не столь естествен и несет своеобразную информацию из недр памяти. Такими чувствами является страх, обида, чувство вины, агрессия. Возникшие в результате травматических ситуаций, эти переживания разряжаются в своеобразном творчестве нашей психики. Надо сказать, что это не только разрядка очагов патологических аффектов, а целесообразное, конструктивное свойство нашей психики.
В памяти каждого накапливаются травматические ситуации и негативные переживания, не нашедшие завершения. С позитивными ситуациями проще, они имеют хороший итог, но также хранятся в памяти и поддерживают нас в трудные минуты. При психических расстройствах в силу обилия психических защит и круговых мыслительных процессов аффективный заряд достигает большой величины. Если не наступает двигательной разрядки, сублимации аффекта, не берет на себя груз ответственности тело, мозг блокирован преградами психологических защит, а есть внутренний ресурс чрезмерно заряженной аффектом информации разрядить такие очаги, возникают псевдогаллюцинации. Это результат деятельности активной функции памяти, который оформлен в виде информации, появляющейся в сознании, подобно музыке в голове композитора, в странном, чуждом для нашего слуха переводе на символический язык решений и рекомендаций в виде слов, а изредка, в виде музыки, которую предстоит почувствовать и понять вместе с пациентом. Врач должен серьезно и внимательно разобраться в содержании подобной психопродукции. Псевдогаллюцинации, по сути своей, выполняют роль навигатора в избавлении от психического расстройства. Содержание «голосов» (так часто называют слуховые обманы) может носить комментирующий (указывающий на необходимость обратить внимание на сложившуюся ситуацию, изменить её), оценивающий (одобряющий или не одобряющий, т.е. ориентирующий), а также приказывающий или запрещающий характер. Это указывает на остроту ситуации. Содержание «голосов» часто противоречит всякой логике и нуждается в адаптированном «переводе» с языка образов, символов на обычный понятный язык. Например, запрет на еду означает не жить такой жизнью, запрет на питье означает не тратить время напрасно(вода – время, пища – жизнь) и т.п..
Интересно сходство псевдогаллюцинаций с творческим процессом композиторов и, в меньшей степени, писателей. В обоих случаях отмечается уже упомянутое чувство вложенности потока звуковых образов, нестойкость и исчезновение их при обращении на них внимания и контроля за этим процессом, разница лишь в степени выраженности этого явления. Такое чувство «дара из вне» имеет место потому, что произошло «наложение» разных по времени, но одинаковых по смыслу и качеству психотравмы, событий жизни человека, т.е. аналогичных ситуаций. Аффект суммируется, а сюжеты смешиваются. В глубинах подсознания происходит обработка информации и создается новая информация, позволяющая справиться с травмой и разрешить сложную ситуацию, а также пересмотреть все аналогичные ситуации из прошлого. Наличием нескольких аналогичных ситуаций объясняются повторы в музыке, повторы в психозах, целью которых является достижение цели, преодоление переживания. В музыке это конструктивно, проблема решается, в психозе деструктивно, травма повторяется по замкнутому кругу, ибо в решение проблемы не может включиться информационный запас памяти из-за наличия психологических защит, нужна помощь извне. В психозе властвует одиночество, ибо язык психоза непонятен и отпугивает внешним несоответствием реальности. Процесс психотерапии, труд психоаналитика зачастую сводится к встречному, дополняющему пробелы в жизненном опыте клиента, процессу своевременной, адекватной, честной трансляции соответствующего чувства или проясняющей мысли, а задача клиента состоит в восприятии материала.
Пример из практики. Борис 25 лет. Воспитывался одной матерью, отца не знает совсем. По настоянию матери поступил в военное училище, но очень тяжело переносил военные порядки, не мог привыкнуть к жизни в казарме, глубоко переживал «унижения» от приказов. Мать устроилась работать в училище, чтобы поддержать сына, но это не помогло, часто простужался, отдыхал от службы в лазарете, по инициативе матери был комиссован. В военном училище пробыл 1,5 года. Привыкал к прежней жизни с трудом, т.к. испытывал тревогу, встречая товарищей из училища или военных, боялся, что подойдут и скажут что-то обидное. В основном смотрел фильмы, играл на компьютере. Как-то, проведя подряд 4 часа за просмотром фильма на компьютере, вышел в магазин за сигаретами, отключиться от содержания фильма было нелегко. Собственный голос, которым он говорил с кассиршей, показался ему измененным, жалким, потерянным. Таким жалким он чувствовал себя в военном училище. Состояние усталости спровоцировало иллюзию звукового образа своего голоса. Произошло наложение травмировавших его ситуаций, пребывания в военном училище и нынешней неустроенности, в которых имелись аналогичные, доминирующее тогда и сейчас чувства унижения и потерянности, обиды и протеста. Переживал свою беспомощность, искал помощи, стремился к общению, имел позитивный настрой на психотерапию. На фоне переживаний стал сочинять музыку. Проводилась музыкотерапия и психотерапия. Это принесло облегчение. В настоящее время практически здоров.
Психолог СПб
Музыка гармонизирует, совершенствует человека, способствует лучшей адаптации и с успехом может быть использована для психотерапии.
Музыкотерапия имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами психотерапии. Преимущества эти следующие:
Решение проблем идет на глубинном уровне, где нет психологических защит, что облегчает терапию.
Простота музыкального языка позволяет провести терапию с высокой скоростью, разрядка аффекта наступает уже в процессе прослушивания музыки, вслед за этим происходит гармонизация состояния и осознание проблемы.
Музыкальный язык правдив, откровенен, открыт.
Язык музыки точен, либо «да», либо «нет», третьего не дано.
Музыкотерапия универсальна и доступна, не имеет возрастных и языковых барьеров.
Музыкальный язык пластичен и индивидуален, простые и утонченные чувства доступны ему в равной степени.
Язык музыки эффективен, для него нет преград, все проблемы решаемы, ибо связан с памятью, где задействована информация со всех органов чувств, всех уровней сознания. Здесь «все свои», ассоциативные «связи решают всё».
Осознание, принятие ответственности в процессе музыкотерапии происходит легче, т.к. совершается не в одиночку, а при «поддержке» творца музыки и «со всем человечеством» (слушающем музыку), как бы коллегиально.
Музыкотерапия безболезненна. Особенность искусства такова, что даже отрицательный аффект переживается со знаком «плюс» (Выготский Л.С.)
Метод достаточно удобен, слуховой анализатор функционирует постоянно, даже в период сна, распространенность плейеров значительно упрощает возможность проведения музыкотерапии.
Вместе с тем, надо отметить необходимость подготовки квалифицированных специалистов в области музыкотерапии. Важно правильно и всесторонне оценить состояние клиента, его личную историю, диапазон принятия музыки (музыка должна быть доступна, «по душе»), правильно подобрать и дозировать музыку, понимать действие музыки, быть готовым провести тщательную проработку изменений состояния для лучшего осознания и закрепления результата, предотвращения рецидивов.
В заключение, можно смело сказать, что за музыкотерапией, исцелением звуком большое будущее, ибо звуковые образы есть квинтэссенция самой души.
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968, с. 127-128
Жане П. Психический автоматизм. Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека. 1913, с. 304-305
ЛебедевА.Н.Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. Кодирование информации в памяти когерентными волнами нейронной активности М., 1985, с.10
Потебня А.А. Мысль и язык. М., 2010, с.87, 89
Ферворн М. К психологии первобытного искусства. М., 2010, с.49
Источник