Работая со многими компьютерными программами, пользователь не только видит тексты и неподвижные изображения, но и слышит звуки, просматривает анимации и видеоролики. При этом, как правило, он имеет возможность работать в интерактивном (диалоговом) режиме, переходить от последовательного просмотра информации к произвольному её просмотру, в соответствии со своими целями и задачами. Такие возможности обеспечиваются технологиеймультимедиа.
Термин «мультимедиа» в переводе с латинского дословно означает «многие среды» (multi — много, media — среда) и трактуется как объединение текста, звука, графики и видео в одном информационном объекте.
Технология мультимедиа — это технология, обеспечивающая одновременную работу со звуком, видеороликами, анимациями, статическими изображениями и текстами в интерактивном (диалоговом) режиме.
5.1.2. Области использования мультимедиа
Технология мультимедиа положена в основу создания всевозможных мультимедийных продуктов, характерными особенностями которых являются:
• объединение в одном продукте текстовой, графической, аудио-, видеоинформации, анимаций; • наличие интерактивного (диалогового) режима работы; • возможность быстрого поиска информации; • широкие возможности навигаций; • возможность работы в реальном времени, в замедленном или в ускоренном темпе; • дружественный пользовательский интерфейс.
Мультимедийные технологии широко применяются в образовании (электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и справочники, виртуальные лаборатории и т. д.), культуре и искусстве (компьютерные гиды, виртуальные экскурсии по музеям и историческим местам всего мира, цифровые коллекции произведений живописи и записей музыкальных произведений), науке (системы компьютерного моделирования), бизнесе (реклама и продажа товаров и услуг), компьютерных играх и других областях человеческой деятельности.
Рекомендуем вам посетить один из лучших виртуальных музеев мира — Государственный Эрмитаж (http://www.hermitagemuseum.org/). Вы сможете совершить виртуальные экскурсии по залам Эрмитажа, задержать внимание на заинтересовавших вас экспонатах, прочитать о них справочную информацию, а самые ценные даже рассмотреть в деталях. Обратите внимание на имеющиеся возможности поиска, позволяющие^ находить экспонат музея по его автору, названию, стилю, жанру, дате создания. Изображения, кроме того, можно искать по визуальным характеристикам — цветовой гамме («50 % жёлтого и 20 % голубого») или цветовой композиции («правый верхний угол тёмный, середина светлая»).
Графика, звук, видео и текст, объединённые в мультимедийном продукте, требуют больших объёмов памяти. Поэтому для хранения и распространения мультимедийных продуктов обычно используются оптические диски. При наличии хороших каналов связи (высокоскоростного доступа к сети Интернет) можно работать с мультимедийными продуктами, непосредственно размещёнными во Всемирной паутине.
Для работы с мультимедийными продуктами компьютер должен быть укомплектован аудиоколонками или наушниками, микрофоном, звуковой картой, устройством для чтения оптических дисков.
5.1.3. Звук и видео как составляющие мультимедиа
Звук — это колебания воздуха или любой другой среды, в которой он распространяется. Звук характеризуется амплитудой (силой) и частотой (количеством колебаний в секунду) 1 .
1 Более подробно эти вопросы вы рассмотрите на уроках физики.
Звуковые сигналы являются непрерывными. С помощью микрофона звуковой сигнал превращается в непрерывный электрический сигнал. Чтобы обрабатывать звук на компьютере, его надо дискретизировать — превратить в дискретный сигнал, последовательность нулей и единиц (рис. 5.1). Функцию преобразования звука из непрерывной формы в дискретную при записи и из дискретной в непрерывную при воспроизведении выполняет звуковая карта (аудиоадаптер).
Качество преобразования непрерывного звукового сигнала в дискретный сигнал зависит:
1) от того, сколько раз в секунду будет измерен исходный сигнал (частота дискретизации); 2) от количества битов, выделяемых для записи каждого результата измерений (разрядность дискретизации).
Чем больше разрядность и частота дискретизации, тем точнее представляется звук в цифровой форме и тем больше размер файла, хранящего такую информацию. Так, если измерять амплитуду звука 44 ООО раз в секунду и на запись каждого результата измерений отводить 16 битов (именно такие частота и разрешение нужны для высококачественной оцифровки звука), то для хранения 1 секунды звукозаписи потребуется приблизительно 86 Кб памяти.
Чтобы сформировать более полные представления о рассматриваемых вопросах, рекомендуем вам посмотреть анимации «Представление звука в компьютере»(196609) и «Аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразование» (135035), размещённые в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/).
Важной составляющей мультимедиа являются всевозможные движущиеся изображения. Возможность их представления в памяти и воспроизведения на экране компьютера связана с особенностями нашего восприятия зрительной информации. Для того чтобы создать у человека иллюзию движения, ему можно показывать быстро сменяющиеся картинки, на которых изображены последовательные фазы движения.
На этом основано действие кино- или видеокамеры, производящей снимки 16, 24 или 36 раз в секунду. Кадры записываются на кино- или видеоплёнку (рис. 5.2). Если затем запустить плёнку с той же скоростью через проектор (видеомагнитофон), возникнет иллюзия движения.
Задача. Рассчитать объём памяти, необходимой для представления одноминутного фильма на экране монитора с пространственным разрешением 800 х 600 пикселей и палитрой из 256 цветов.
Решение.
Для кодирования 256 цветов потребуется 8 битов = 1 байт. Следовательно, один кадр занимает 1 • 800 • 600 = 480 000 байтов. Чтобы смена кадров не была заметна, нужно проецировать на экран 16 кадров в секунду. Получается 480 000 • 16 = 7 680 000 байтов, что равно примерно 7,4 Мб для одной секунды показа. Чтобы показать одноминутный фильм, потребуется 7,4 • 60 = 444 Мб.
Ответ: 444 Мб.
На практике применяются специальные алгоритмы сжатия видеоинформации, позволяющие в десятки раз уменьшить её исходный объём.
Узнать подробнее о некоторых способах создания эффекта движения в компьютере вы сможете, посмотрев анимации:
размещённые в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/).
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Технология мультимедиа — это технология, обеспечивающая одновременную работу со звуком, видеороликами, анимациями, статическими изображениями и текстами в интерактивном (диалоговом) режиме.
Мультимедийные технологии широко применяются в образовании, культуре и искусстве, науке, бизнесе и других областях человеческой деятельности.
Графика, звук, видео и текст, объединённые в мультимедийном продукте, требуют больших объёмов памяти.
Вопросы и задания
1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?
2. Что такое мультимедиа? Каковы основные составляющие мультимедиа?
3. Где применяется технология мультимедиа?
4. Каковы особенности мультимедийных продуктов? Опишите известный вам мультимедийный продукт.
5. Опишите процессы преобразования звука при вводе в компьютер и при выводе.
6. Каким образом создаётся эффект движения в компьютере?
7. Вычислите, сколько байтов занимает на CD одна минута звукозаписи (частота дискретизации — 44 000, разрядность — 16 битов). Какова максимальная продолжительность звукозаписи на диске ёмкостью 700 Мб?
8. Вычислите, какое количество информации содержит 1,5-часовой цветной фильм, если один его кадр содержит около мегабайта информации, а за 1 секунду сменяется 25 кадров.
Электронное приложение к учебнику
Презентация «Технология мультимедиа»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
Презентация «Технология мультимедиа»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
1) анимация «Представление звука в компьютере» (N 196609);
http://sc.edu.ru/catalog/res/43d2c4fe-2cc6-4bbc-8493-9abcf4baf254/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
2) анимация «Аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразование» (N 135035);
http://sc.edu.ru/catalog/res/a214e2c3-2e40-4cc7-a503-0f442199f210/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
3) анимация «Эффект движения» (N 179677);
http://sc.edu.ru/catalog/res/26058173-23da-4f0a-bc65-48b5d7f4908f/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
4) анимация «Покадровая анимация» (N 179530);
http://sc.edu.ru/catalog/res/6b5f3a5f-c205-4dc8-b059-4e5a31711e0b/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
5) анимация «Анимация спрайтами» (N 179768).
http://sc.edu.ru/catalog/res/d7b514f7-92fa-4b19-9904-3dd1feb40c4b/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
2). Выполнение задание 5.1 (задания для практических работ к главе 5, стр. 214 — 217 учебника).
Практическая работа №13 «Разработка презентации»
Задание 1. Персональный компьютер
1. Запустите имеющееся в вашем распоряжении приложение для создания презентаций. Установите пустой шаблон и выберите дизайн по своему вкусу.
2. Создайте презентацию из 6-ти слайдов следующего содержания:
3. Расставьте на слайдах презентации управляющие кнопки так, чтобы были организованы следующие переходы между слайдами:
4. Поэкспериментируйте с эффектами анимации для объектов на слайде и эффектами передов слайдов.
5. С помощью гиперссылок сделайте возможными переходы от пунктов содержания к соответствующим слайдам и обратно. Для перехода назад к содержанию можно воспользоваться управляющей кнопкой «Возврат» ( ).
6. Для того, чтобы переходы между слайдами осуществлялись только по управляющим кнопкам и другим гиперссылкам, установите автоматический режим смены слайдов через достаточно большой промежуток времени, например, через 3 минуты.
7. Добавьте в конец презентации два слайда следующего содержания:
8. С помощью гиперссылок организуйте переходы к слайдам «Системный блок» и «Внешние устройства» со слайда «Устройства ПК». Предусмотрите возможность обратных переходов.
9. При наличии доступа к коллекциям мультимедийных объектов (клипов):
• разместите на слайде «Персональный компьютер» подходящую по смыслу анимацию; • замените на слайде «Вопрос» слова «принтер», «монитор», «наушники», «микрофон» соответствующими графическими изображениями; • выберите звуковой объект, который мог бы сопровождать удачный ответ на вопрос «Какое устройство «лишнее»?» и расположите его пиктограмму на слайде под соответствующим графическим изображением (укажите режим «Воспроизводить звук по щелчку»); • выберите звуковое сопровождение для неудачного ответ и расположите три копии его пиктограмм на слайде под соответствующими графическими изображениями (не забывайте о режиме «Воспроизводить звук по щелчку»):
Теперь для ответа на вопрос необходимо нажимать на пиктограмму звукового объекта под соответствующим графическим изображением.
10. При наличии времени можете изменить вопрос или же добавить в презентацию ещё несколько слайдов с вопросами.
11. Сохраните презентацию в личной папке и будьте готовы продемонстрировать её своим одноклассникам.
Задание 2. История развития компьютерной техники
Самостоятельно создайте презентацию «История развития компьютерной техники».
Цель этого задания – защита подготовленного ранее реферата «История развития компьютерной техники». В основу сценария можно положить имеющееся оглавление реферата.
На слайдах постарайтесь разместить основные положения вашего реферата, но при этом не злоупотребляйте текстом, отдавайте предпочтение графическим изображениям, схемам и таблицам. Будет хорошо, если вы сможете найти и поместить в презентацию материал, который заинтересует одноклассников и учителя.
Теперь вы умеете:
• создавать презентации; • создавать на слайдах презентации управляющие кнопки и гиперссылки.