Что значит знамение пресвятой богородицы

Икона Божией Матери «Знамение»

Этимология слова «знамение» напрямую связана с глаголом «знать». Индоевропейское ĝen – «знать» тождественно ĝen – «рождать, рождаться» и происходит из этого последнего [3] . Именно понятия «рождать(ся)» и «знать» составляют смысл слова «знамение».

Рассмотрим символический и богословский смыслы иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек» [4] . Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. Но все-таки откровения – Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает – на иконе как бы извечно отправляет – Богомладенца в мир для спасения рода человеческого.

Итак, первый смысл иконы «Знамение» – откровение. Вместе с тем в ней кроется и другое значение: христиане со своей стороны узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуем о Нем как об узнанном. То есть рождение (γέννησις), собственно, и происходит во имя творения (γένεσις), чтобы вернуть творение к Божественному плану: дабы человек стал тварным богом по благодати. Иначе говоря, без разделения и смешения возникает двойственное единство «Бога и меня» – единство, о котором писал в свое время С.Л. Франк. Напомним, что слово «Божество» указывает в богословии на свойство, на природу, а слово «Бог» – на Личность. В качестве сверхвременного или вневременного акта происходит исполнение слов пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14; Мф. 1: 23). В XV веке этот текст Исаии приводится не только на иконах пророческого чина иконостаса, как в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря [10] , но и служит основой для вольных литературных переложений, в которых по отношению к пророчеству употребляется слово «знамение» [11] .

Читайте также:  Что значит быть вместе или рядом

Религиозный опыт молитвенного общения с иконой позволяет обнаружить в себе новое состояние, исполненное Божественных энергий. Для его обозначения подходит греческий термин ένθεος [12] – букв. «наполненный божеством». На это состояние указывают слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Мы облечены во Христа, а Христос пребывает в нас. В этом случае на личном уровне между Первообразом и человеком при посредстве иконы устанавливается реальная взаимосвязь, а на общественном – икона становится общенародной святыней. Так священной охранительницей Великого Новгорода стал образ именно Божией Матери «Знамение». Эта икона считалась в Византии и на Руси также покровительницей Церкви, чем объясняется частое употребление ее иконографии на печатях монастырей, епархий и митрополий [13] , в люнетах над входом в храм [14] , в конхах апсид [15] . Есть основания для установления связи образа Божией Матери «Знамение» с иконой Благовещения. Если в недрах Марии «Духом Святым зачинается Богочеловек», как богословски верно отметила И.К. Языкова, то это и есть начало исполнения пророчества об Эммануиле: благая весть перешла в стадию своего осуществления. Поэтому Э.С. Смирнова совершенно права, считая изображения на обратной стороне иконы образами Иоакима и Анны, а не апостола Петра и мученицы Наталии, как полагал В.Н. Лазарев с последователями. Тема Боговоплощения – центральная для иконы «Знамение» (поэтому данная иконография и канонична для центра пророческого чина иконостаса). Обе стороны знаменитого новгородского образа с нарастанием содержания свидетельствуют именно о Боговоплощении. В противном случае теряется богословская связь между аверсом и реверсом этой иконы, что приходит в противоречие практике церковной жизни. Подобная связь присутствовала в подавляющем большинстве выносных православных образов.

Родословная иконографии «Знамения» восходит к изображению Оранты, которую на Руси называли еще «Нерушимой стеной», потому что «считали заступницей “всех городов, предградий и весей” в борьбе против извечных врагов – степных кочевников» [16] . Правильно ли считать, что Оранту изображали как заступницу, начиная с росписей катакомб? В них можно видеть немало похожих по иконографии изображений: так первоначально изображались, например, души умерших, которые молились за еще живых христиан.

Читайте также:  Стиральная машина хайер ошибка unb что значит

С IX века Пречистую начали писать в конхе апсиды. Как отмечает И.К. Языкова, с тех пор «тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с “миром дольним” – у Нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, Который снисходит чрез Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм – отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви» [19] .

Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059–1067 гг. и Романа IV в 1068–1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже – уже в поствизантийское время.

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», – убеждена и сама И.К. Языкова [20] .

Читайте также:  Хензап что это значит

В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτέρα τόν ουρανόν» – «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επίσκεψις» – «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγάλη Παναγία» – «Великая Всесвятая»)» [24] . Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» – «все» + «νάσσα» от «ναίω» – «жить, обитать; находиться; населять»).

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.

10 декабря 2007 г.

[1] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 289.

[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1994. Т. 1. С. 687.

[3] Кстати, отсюда и греческие омонимы γέννησις (рождение) и γένεσις (творение), которые нельзя путать между собой, но которые еще со времен ересиарха Ария, к сожалению, принимают одно за другое.

[4] Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. С. 93.

[5] Тертуллиан. О молитве // Избранные сочинения. М., 1994. С. 299.

[6] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292.

[7] В древности новгородская икона производила светоносное впечатление более сильное, чем сегодня, ибо по силуэту изображения была обрамлена блестящим металлическим окладом, предохранявшим святыню от механических повреждений.

[8] Известнейший ученый из Петербурга Г.М. Прохоров находит время крестообразным. Этот крест составляют прошлое, настоящее (в средокрестии), будущее и вечность, которая обозначается верхней частью креста. Прохоров трактует Боговоплощение как вхождение вечности во время, ведь Сын Божий, будучи рожден «прежде всех век» и оставаясь пребывающим в вечности, стал Сыном Человеческим, родился во времени. Отсюда вытекает естественный вывод: Христос представлял «вечность-в-настоящем», а его противники — «прошлое-в-настоящем» (см.: Прохоров Г. Крестообразность времени, или Пушкинский дом и около. СПб., 2002; Прохоров Г. Напоминание о Христе – противоядие против либерально-коммунистических фантазий и источник нового христианского творческого воображения в новом тысячелетии // http://www.agnuz.info/book.php?id=193&url=page06.htm; Погосов Артем. Икона и образ // Церковный вестник. М., 2006. № 3.

[9] Валерий Лепахин считает время иконой вечности: «Время, будь то хронологическое или циклическое, не самостоятельно и автономно, но тесно связано с вечностью, оно понимается и изображается как двуединая времевечность. Время не мыслится вне вечности, из которой оно «выпадает» при сотворении мира и которая полагает ему конец (см.: Откр. 10: 6) перед Вторым пришествием и началом Страшного суда» (Лепахин Валерий. Иконичный образ святости // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050617200127). Отметим, что еще Платон связывал время с вечностью. Для него время – несовершенный образ вечности.

[10] Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 год: Исследование и реставрация. М., 1988. С. 320.

[11] На иконе пророка Софонии, ныне находящейся в Русском музее, можно видеть надпись: «Аз тя проповеда младу, из нея же страшно знамение» (См.: Смирнова Э.С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988. Табл. 104).

[12] Любопытно, что от этого греческого термина произошло некогда очень популярное слово – «энтузиазм».

[13] См. печати Киевских митрополитов Никифора I (1104–1121) и Михаила (1131–1147), Новгородских епископов Нифонта (1131–1156) и Аркадия (1156–1158 годы), Смоленского епископа Мануила (1137–1167), Галичского епископа Космы (1157–1165).

[14] См., например: 1) фреска Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии Форбиотиссы в Асину на Кипре (1105–1106); 2) фреска кисти Феофана Грека Богоматерь Знамение над входом Троицкого придела, хоры храма Спаса на Ильине улице, Новгород (1378); 3) фреска Оранта (с Богомладенцем в медальоне) из монастыря Молдовита, Буковина, Румыния (XVI в.).

[15] См. фреску Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии в Трикомо на Кипре (начало XII в. – 1130-е гг.) и др.

[16] Логвин Г.Н. София Киевская. Киев, 1971. С. 26.

[17] Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 2006. С. 234.

[19] Языкова И.К. Богословие иконы. С. 189.

[21] См. настенные росписи в храме Панагии Форбиотиссы в Асину и в храме Панагии в Трикомо, которые упоминались выше (примеч. 13, 14).

[22] «Название “Влахернитисса” встречается как на композициях с Богоматерью Орантой без медальона с Эммануилом, так и на композициях с Богоматерью Орантой и Эммануилом, то есть как на новгородской иконе. Однако сами византийцы применяли это название не только к этим, но и к другим изображениям, например к Богоматери с Младенцем типа “Умиления”, по иконографии более всего напоминающую нашу Толгскую. Вероятно, все чтимые образы Влахерн, с их разнообразными иконографическими типами, могли называться “Влахернитисса”, в том числе и вариант новгородской чудотворной иконы» (Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292).

[23] «Знамение Божией Матери во Влахернской церкви эсхатологично. По пророчествам, Покров является знамением и чудом последних времен. Значение этой тайны откроется тогда, когда зло одержит на земле уже как будто полную и безоговорочную победу. Что это будет за откровение, нам неизвестно теперь», – пишет современный автор (Рогозянский Андрей. Покров: богословская тайна и исторический парадокс // http://www.rusk.ru/st.php?idar=103738).

[24] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение. С. 290.

[25] См.: Лазарев В.Н. Русская иконопись // Иконы XI–XIII вв. М., 2000. С. 42, 166; а также: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2. С. 105–123.

Источник

Значение и история иконы Знамение Пресвятой Богородицы, в чем помогает

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» – широко известный и почитаемый верующими России образ. Уже с первых веков христианства на Руси ему посвящались храмы. Многие почитаемые образы Знамения чудесно являлись во времена бедствий, войн. Поэтому считается, что именно через эту Богородичную икону подается особое заступление как всей Русской земле, так и каждому верующему.

История происхождения

Икона Божией Матери, известная на Руси как Знамение, в Византии носила другое название – Оранта, или Молящаяся. Оранта известна с первых веков христианства. Изображения находят в римских катакомбах, древних храмах Византии, они присутствуют даже на печатях Византийских императоров V-VI вв. Богородица Оранта появляется на Руси, очевидно, после принятия христианства, с 988 г. А от XII в. известно первое чудо, с которым связано русское наименование «Знамение».

В 1170 г. Великий Новгород осадили войска Суздальского князя Андрея Боголюбского, желавшего наказать новгородцев за неповиновение. Два дня продолжалась осада города. На третью ночь новгородский архиепископ Иоанн во сне услышал голос свыше. Епископу повелевали взять икону Богородицы из церкви Спаса на Ильиной улице, и с молитвой вынести ее на стены, против врагов.

Начался штурм. Несколько стрел ударили святой образ. У всех на глазах Богородица обратила лик к городу. Из оставленных стрелами порезов на месте изображения глаз Пречистой потекли слезы. Увидев это, суздальцы ужаснулись, а потом вдруг лишились зрения. Запаниковав, нападающие начали бить друг друга, штурм захлебнулся. А после и сам Андрей Боголюбский, ужаснувшись знамению милости Божией к Новгороду и поняв свою неправоту, постарался прекратить конфликт.

Так Оранта получила на Руси наименование Знамения. В 1611 г. новгородская святыня прославилась еще одним чудом. Новгород заняли шведские интервенты. Враги попытались захватить Знаменский собор, где как раз шла служба перед чудотворным образом. Но неприятели даже не смогли приблизиться к храму – всякий раз, когда они пыталсь войти, их отбрасывала невидимая сила. Устрашенные, шведы не решились штурмовать собор, а скоро покинули и город.

Иконография

На иконе Знамение Богородица изображена стоящей, с воздетыми руками и раскрытыми ладонями. На лоне Пречистой Девы изображен отрок Иисус, зачатый Ею.

Поэтому греки образ называли также «Богоматерь Воплощение», считая, на иконе изображается момент Воплощения Сына Божия.

Значение в православии

Воздетые руки Пресвятой Богородицы – древний молитвенный жест. Он означает открытость Богу, принятие Его воли, отдачу себя во власть Господа. Одновременно это жест максимального молитвенного напряжения. Все христиане первых веков молились с воздетыми руками, в наше время чаще всего это делают священники. Священническую молитву с воздетыми руками можно увидеть сейчас во время литургии в ее самые важные моменты, например, во время Евхаристического канона. Поэтому существует представление о том, что Знамение – особая поддержка, защита для верующих когда наступают тяжелые времена, и только Богородица остается единственной Заступницей за согрешивших.

О чем можно просить перед образом

Верующие свидетельствуют, что через Свою святыню Богородица помогает:

  • во время от войн, нападений врагов;
  • при вражде между людьми;
  • при разных экстремальных ситуациях (пожар, наводнение, эпидемия);
  • в исцелении болезней, особенно при потере зрения, вообще при заболеваниях глаз.

Как правильно молиться

Перед молитвой можно зажечь свечу, лампаду. Далее следует совершить земной или поясной поклон, перекреститься. Затем можно обратиться к Богородице своими словами, или/и словами церковных молитв. Из церковных молитв перед образом, по мере возможности и желания, можно читать:

  • отдельные молитвы Богородице перед образом Ее Знамение;
  • канон Богородице перед образом Ее Знамение;
  • акафист Богородице перед иконой Знамение;
  • величание – краткая молитва, прославляющая Матерь Божию и чудотворную святыню.

Молитвословие завершается крестным знамением и поклоном. Следует также учитывать, что Знамение имеет множество вариантов (Абалацкая, Курская Коренная, Царскосельская и др.), многие из которых почитаются чудотворные. Таким иконам написаны отдельные каноны и акафисты, тексты которых можно приобрести в церковной лавке, либо найти через интернет. Но если под рукой нет канона или акафиста для конкретного варианта чудотворной иконы, можно просто читать общий канон или акафист иконе «Знамение».

Наконец, перед святыней можно читать любой канон или акафист Пресвятой Богородице, который нравится, ближе душе, даже если он написан не для данного образа.

Как расположить в доме

Святыня может находиться:

  • среди других почитаемых икон домашнего иконостаса; как любой другой образ Богородицы, Знаменский помещается рядом с иконой Иисуса Христа, слева от молящегося (и справа от Христа);
  • перед входом или над входной дверью – тогда икона является благословением дому.

При размещении иконы дома нужно обеспечить ее доступность, то есть поставить или повесить на стену таким образом, чтобы перед ней удобно было молиться.

Нежелательно, чтобы рядом с образом находились светские картины, плакаты, постеры, телевизор. Но вполне можно разместить его у компьютера, если он является инструментом для работы. Тогда перед работой и после нее удобно помолиться.

Где расположены списки

Знаменская икона имеет много вариантов, созданных иконописцами, имена которых, как правило, не сохранила история. Многие из этих икон почитаются чудотворными, имеют свою историю чудесного явления или обретения верующими.

Новгородская

Считается, что это первый известный образ «Знамение», прославившийся чудом при осаде Новгорода XII в. Новгородцы глубоко почитали и бережно хранили его. Но шло время. Через несколько столетий святыня стала требовать реставрации. Эту работу сделал, предположительно, новгородский архиепископ Макарий (XVI в.), хорошо известный современникам не только как подвижник, но и как искусный иконописец. К этому времени от красок XII в. уже почти ничего не сохранилось, фактически образ был почти написан заново.

Сейчас место пребывания святыни Софийский собор Великого Новгорода.

Царскосельская

Икона подарена царю Алексею Михайловичу (сер. XVII в.) восточными патриархами. Возможно, она написана на Афоне. Образ стал фамильной святыней дома Романовых. C начала XVIII в. местом пребывания святыни стал Петербург, новая столица России, а позже – императорская резиденция Царское Село. Здесь икона находилась до 1940-х гг., была окружена особым почитанием, как чудотворная. Во время Великой Отечественной войны Царское Село захватили немцы. Отступая, они вывезли святыню. Но ее нашли советские военные. Образ передали верующим – редкий случай тогда, и с тех пор он пребывает в церкви Петербургской Духовной Академии.

Абалакская

Абалакская икона «Знамение» особенно почитается верующими Сибири. Место появления святыни – татарское село Абалак в 30 км от г. Тобольска. Икона написана по просьбе вдовы по имени Мария, которая во сне увидела икону «Знамение», получила повеление заказать написание такой иконы, а также построить для нее церковь. Отличительная черта Абалакской – изображение по сторонам Богородицы свт. Николая Мирликийского и прп. Марии Египетской. Пресвятая Дева указала, что этим святым должны быть посвящены два придела нового храма.

Повеление Богородицы было исполнено. В 1637 г. образ был написан протодиаконом из Тобольска Митрофаном, вскоре появился храм, а с 1783 г. – Абалакский монастырь, до настоящего времени существующий на том же месте.

Оригинал Абалакской утрачен. Но с него сделаны списки, также почитаемые чудотворными.

  • Абалакская Семипалатинская. Место пребывания – г. Семипалатинске. Это наиболее ранний список образа, во всем подобный оригиналу. Икона прославлена чудотворениями. Утрачена с 1919 г.
  • Абалакская Красноярская – список конца XIX в., выполнен в Екатеринбурге. После революции передана краеведческому музею.

Сейчас списки Абалкской иконы есть также в городе Куртамыш (Курганская область), селе Боровинском (рядом с г. Ишим, Новосибирская область). Есть списки в Знаменских храмах Новосибирска, Томска, Дивногорска.

Албазинская

Албазинская именуется также «Слово плоть бысть». Она принесена в Албазинский острог в конце XVII в. иеромонахом Ермогеном, позже местом пребывания святыни стал кафедральный собор Благовещенска. Известно множество случаев заступничества Богородицы по молитвам перед этим образом. Так, в 1900 г. практически беззащитный город подвергся обстрелу со стороны Китая. Китайцы угрожали напасть на Благовещенск. Но не сделали этого, хотя имели все возможности: тогда Амур сильно обмелел. Все дни противостояния Благовещенском собор не закрывался, здесь непрерывно читали акафисты перед образом.

После 1917 г. икону передали краеведческому музею. С 1991 г. она возвращена верующим. Образ часто вывозят на поклонение в Иркутск, Читу, другие города. Побывала Албазинская икона и в Москве.

Серафимо-Понетаевская

Этот образ связан с Серафимо-Понетаевской пустынью близ Серафимо-Дивеевской женской обители. Он написан в 1879 г. одной из сестер монастыря как келейный. С 1885 г. икона прославилась чудесами: от нее заметили свечение, и по свидетельству сестер, лик Богородицы ожил. От образа потекли исцеления. В настоящее время оригинал иконы утрачен. Точный его список находится в скиту Серафимо-Дивеевского женского монастыря и прославлен исцелениями.

Тексты

Молитва первая

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

Царица наша преблагая, надеждо наша Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши ны и покрыеши во веки веков. Аминь.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния// всем с ве́рою притека́ющим.

Источник

Оцените статью