Что значит злодействы землю потрясают
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
Вспомните определения стихотворения из учебников 5 и 6 классов. Прочитайте приведённое ниже определение. Что нового о стихотворении вы узнали?
Стихотворение — небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами. Термин «стихотворение» объединяет разнообразные стихотворные жанры: оду, элегию, послание и др.
Рифмовка — расположение рифмующихся строк в стихотворении (строфе). Виды рифмовки: парная (рифмуются между собой две соседние строчки: аабб); перекрёстная (первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т.д.: абаб); кольцевая (первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей: абба).
Определение стихотворения из учебников 5 и 6 классов: Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
Мы узнали о том, что т ермин «стихотворение» объединяет разнообразные стихотворные жанры: оду, элегию, послание и др. О том, что такое рифмовка и какие виды рифмовок бывают.
Какие значения слов сонм, мзда, внимать на ваш взгляд, наиболее уместны при осмыслении стихотворения Г.Р. Державина?
На мой взгляд, наиболее уместны следующие значения слов:
сонм — сход
мзда — барыш, добыча
внимать — слушать, прислушиваться
Определите тему стихотворения.
Тема стихотворения «Властителям и судиям» Г.Р. Державина — н есправедливость правящих и имеющих власть «земных богов», которые нарушают права простых людей: «злодействы землю потрясают, неправда зыблет небеса».
Письменно сформулируйте идею произведения.
Стихотворение звучит, как упрек властителям об отсутствии правосудия. Поэт напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и, следовательно, рано или поздно предстанут перед божьим судом.
По мнению автора, никто не останется безнаказанным: возмездие придет, и неправедные правители будут наказаны.
Идея стихотворения: указать на пороки, нечестность судей и чиновников, призвать к честному выполнению гражданского долга.
Помимо основной темы в стихотворении есть ещё и микротемы . мотивы. Назовите их.
В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы, защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников. Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа
Как характеризуют Г.Р. Державина высказанные им мысли? Подберите ключевые слова для ответа на данный вопрос.
Ключевые слова: честный, порядочный, смелый, принципиальный, отважный, заступник, защитник.
Как вы понимаете концовку стихотворения?
Последние строфы библейского стиха призывают Бога вместо несправедливого людского суда утвердить свой суд. Мы слышим призыв лирического героя к Богу карать нечестных и быть единым царем земли.
Найдите в тексте стихотворения риторические фигуры. Объясните их выразительную роль.
Использование риторических фигур для обличения пороков общества.
Риторическое обращение, риторический вопрос, восклицание:
…Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Цари! Я мнил, вы боги властны…
Стихотворение «Властителям и судиям» начинается с риторического вопроса: Всевышний, собравшись судить «земных богов», то есть людей, имеющих власть, обращается к ним: «…Доколе, рек, доколь вам будет / щадить неправедных и злых?» Этот вопрос по сути своей — утверждение: если вам дана власть, значит, вы должны её употреблять для того, чтобы наказывать «неправедных и злых» и помогать несчастным.
Обратите внимание на художественные средства поэтической речи Г.Р. Державина: повторы, сравнения, метафоры, эпитеты. Выпишите их. Какую художественную функцию они выполняют?
Изобразительно-выразительные средства языка оды «Властителям и судиям»:
— эпитеты: всевышний Бог, земной бог (метафорический эпитет, так как властители образно названы земными богами), боги властны, вы страстны, вы смертны, увядший лист.
— метафоры: «исторгнуть бедных из оков» — освободить людей от оков нужды, бедности; «покрыты мздою очеса» — «властители и судии» не видят беззакония, потому что мзда (взятка) отняла у них способность замечать несправедливость; «злодействы землю потрясают»; «неправда зыблет небеса» (зыбить (устар., поэт.) – колыхать, колебать что-либо).
— сравнения: «Но вы, как я подобно, страстны, / И так же смертны, как и я». «И вы подобно так падете, / Как с древ увядший лист падет! / И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!»
Попробуйте сформулировать тезис о сходстве и различии стихотворения Г.Р. Державина и оды М.В. Ломоносова.
Ломоносов и Державин. У обоих ода — это стихотворение, обязательно разбитое на десятистрочные строфы, таков формальный признак жанра. Но Державин, позволяет себе рассуждать о предметах самых важных, государственных и божественных, но так, чтобы всегда был слышен личный голос говорящего. В произведениях Ломоносова и Державина слышится самодержавное, государственное величие России. Но у Державина оды его обращаются к людям всех сословий, слышно в них стремление «начертать закон правильных действий человека во всем».
Найдите элементы классицизма в стихотворении.
Жанр — ода, стиль — высокий, тема по законам классицизма — тема гражданского служения Отечеству, исполнения долга перед обществом, исполнения законов; лексика — используются старославянские слова; интонации, чувства — ораторские, торжественные.
Источник
Все сочинения по литературе за 9 класс
5. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему он был «горяч и в правде черт»; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно-крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде «Властителям и судиям» Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом:
В оде содержится прозрачный намек на то, что «злодействы» не пресекаются всесильным монархом:
Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы». Державин вспоминал: «В 1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала, и генерал-прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. И подлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве». Обличительная ода «Властителям и судиям» стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами-декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабрист В. К. Кюхельбекер писал, что Державин «был в своей стране Органом истины свободной порочным властителям и судиям» Державин противопоставил людей чести и подвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки:
По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: «. мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II». Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому – ода «Властителям и судиям».
Источник
Вопрос на размышление. Поэзия Г. Р. Державина.
«Властителям и судиям» является стихотворным переложением 81-го псалма – так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор – ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета – «Псалтырь» . В державинской оде лексика и многие образы напоминают нам библейскую поэзию:
Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их…
Но, безусловно, содержание оды Державина, основанной на этом библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:
Ваш долг есть: охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
Не внемлют! Видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых» . Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости – вот главная мысль державинской оды:
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Не удивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но и самой императрицей, как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть признана божественной, а значит, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение.
На смену таким «властителям и судиям» , как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Интересно, что во время Французской революции в Париже именно этот 81 псалом, положенный в основу державинской оды, был перефразирован якобинцами-революционерами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком ХVI, впоследствии казненным.
Так связалось воедино в творчестве Державина древняя библейская мудрость, европейская история и российская современность. А для нас остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое поистине «вечно» и всегда ново.
Источник
«И презрит кто тебя, сама тех презирай»
Итак, «Памятник» Г.Р.Державина – поразительное произведение, явно предвосхитившее творение Пушкина.
Начинает Державин с почти дословного перевода Горация:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит .
А вот вторая строфа уже не имеет никакого отношения к Древнему Риму — автор полагает, что его слава «возрастёт, не увядая, доколь славянов род вселенна будет чтить», и дальше перечислит:
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея [латинское название Уральских гор] льёт Урал.
В чём же видит свои заслуги Державин?
… Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Сейчас многие снисходительно улыбаются и сравнивают Державина с королевскими шутами: конечно, «истину с улыбкой говорил» ! Но давайте вдумаемся.
Далеко не всегда «с улыбкой» . И пример – ода (так назвал её сам поэт) «Властителям и судиям». Державин указал, что это переложение 81 псалма, и вроде бы так оно и есть, однако интонация псалма и интонация оды… Впрочем, сравните сами хотя бы завершение.
Псалом: «Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы».
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царём земли!
Спокойно-размеренные слова псалма у Державина звучат порывисто и страстно. И вообще вся ода пронизана страстью обличения порока:
Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Это написано вместо достаточно спокойного «Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются». А уж строка про то, что «покрыты мздою очеса» , увы, и сейчас злободневна.
Конечно, не приходиться удивляться, что Екатерина II это стихотворение (написано оно было около 1780 года, но императрице стало известно лишь в 1795-м) немедленно окрестила «якобинским». И вспоминаются слова самого поэта о своей службе (сейчас пересказывать его биографию не буду, её при желании легко найти): «Я тем стал бесполезен, что горяч и в правде чёрт».
А бывает, что говорил и с улыбкой. Но говорил же! И тут самое время вспомнить о том, что сам поэт назвал «забавным русским слогом».
Ода – произведение «высокого штиля», требующее соответствующих поэтических приёмов и определённой, торжественной лексики. Вот крошечный отрывок из знаменитой «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В.Ломоносова:
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Здесь и «пламенные звуки» как поэтическое обозначение войны, и торжественное «Елисавет» (это через сто с лишним лет будет иронизировать А.К.Толстой — «Весёлая царица была Елисавeт» — у Ломоносова всё серьёзно). И сами стихи вышагивают как-то тяжеловесно. А что же у Державина?
Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом.
Это строки из, наверное, самой знаменитой его оды «Фелица» (так называл императрицу Державин – по имени героини сочинённой ею для внука «Сказки о царевиче Хлоре»). Заметили ли вы, что обе оды написаны одним и тем же размером – четырёхстопным ямбом? Но вот у Державина мы чувствуем не тяжёлую царственную поступь, а лёгкую походку. И дело тут, думается, в лексике, местами почти такой же, как у нас с вами.
Говоря о нововведениях в одах Державина, традиционно поминают того самого осла, который всегда «останется ослом». Он, конечно, великолепен, но им далеко не исчерпывается новаторство Державина. Посмотрите:
А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью;
Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою…
…Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой;
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки резвимся порой;
То в свайку с нею веселюся,
То ею в голове ищуся;
То в книгах рыться я люблю,
Мой ум и сердце просвещаю,
Полкана и Бову читаю;
За Библией, зевая, сплю.
И это в оде! Многократно было замечено, что в «Фелице», изображая якобы свои проделки, автор высмеивает многочисленных фаворитов императрицы. И все понимали, что строки «А я, проспавши до полудни» относятся, скорее всего, к Г.А.Потёмкину, «Лечу на резвом бегуне» — к А.Г.Орлову, «Полкана и Бову читаю» — к генерал прокурору А.А.Вяземскому (с поэтом Вяземским имел общего предка, но точно степень родства установить не могу). Можно продолжать долго.
Я.К.Грот записал в своём комментарии: «Новая ода произвела много шуму при дворе и в петербургском обществе. Екатерина рассылала её (конечно в отдельных оттисках) к своим приближённым и в каждом экземпляре подчёркивала то, что прямее относилось к лицу, которому он был назначен» (кстати, предлагаю снова вспомнить наш спор о том, о чём можно и о чём нельзя писать поэту).
И, наверное, самое существенное отличие державинского «Памятника» от оды Горация – конец стихотворения. Сравним. У Горация было:
О, Мельпомена, свей
Заслуге гордой в честь сама венец дельфийский
И лавром увенчай руно моих кудрей (перевод А.А.Фета).
А что же у Державина?
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.
Во-первых, венчает муза не поэта, а себя, вдохновительницу его. И, во-вторых, заметьте удивительную фразу «возгордись заслугой справедливой, и презрит кто тебя, сама тех презирай» . От неё, мне кажется, всего один шаг до пушкинского «ты сам свой высший суд ». О независимости поэта Державин писал не так много, но невозможность творчества по принуждению чувствовал очень остро. Кажется, все помнят его четверостишие
Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: Пой, птичка, пой!
В комментарии Я.К.Грота указано: «Это четырестишие… написано конечно по тому поводу, что когда он попал в должность секретаря Екатерины II (1791), то государыня часто выражала ему желание, «чтоб он писал в роде оды Фелице». Позволю себе дополнить фрагментом из автобиографии «Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина» (автор пишет о себе в третьем лице): « По желанию императрицы, как выше сказано, чтоб Державин продолжал писать в честь её более в роде «Фелицы», хотя дал он ей в том своё слово, но не мог оного сдержать по причине разных придворных каверз, коими его беспрестанно раздражали: не мог он воспламенить так своего духа, чтоб поддерживать свой высокий прежний идеал, когда вблизи увидел подлинник человеческий с великими слабостями. Сколько раз он ни принимался, сидя по неделе для того запершись в своем кабинете, но ничего не в состоянии был такого сделать, чем бы он был доволен: все выходило холодное, натянутое и обыкновенное, как у прочих цеховых стихотворцев, у коих только слышны слова, а не мысли и чувства».
Этот фрагмент воспоминаний относится к 1791—1793 г.г., когда поэт был кабинет-секретарём Екатерины II. «Памятник» написан в 1795 году. Думается, всё ясно…
Да, увлёкся Кот «стариком Державиным» и как-то забыл о Пушкине… Нет, не забыл, конечно. Но вернётся к нему в следующий раз.
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь
Источник