- Полный анализ стихотворения «Зимнее утро» (А.С. Пушкин)
- История создания
- Жанр, размер
- Композиция
- Образы и символы стихотворения
- Темы и проблемы произведения
- Средства выразительности
- Смысл произведения
- «Зимнее утро» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения
- Эпитеты
- Олицетворения
- Метафоры
- Сравнения
- Архаизмы
- Стилистические средства выразительности
- Стихотворение и анализ «Зимнее утро»
- Краткое содержание
- Анализ
- История создания
- Персонажи и образы
- Композиция
- Размер и средства художественной выразительности
- Проблематика и основная идея произведения
Полный анализ стихотворения «Зимнее утро» (А.С. Пушкин)
Полный анализ стихотворения «Зимнее утро», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, позволяет насладиться жизнерадостной и простой манерой написания. Благодаря легкому слогу автора, стихотворение читается на одном дыхании. Но при всей своей легкости и невесомости, оно способно растопить лед даже самых холодных сердец. Лирика Пушкина – это возможность насладиться прекрасными строками, которые способны покорить любого. Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ данного стихотворения.
История создания
Это прекраснейшее стихотворение вышло из-под пера поэта 3 ноября 1829 года. Находясь в данный период времени в гостях, гений пишет стихотворение «Зимнее утро». Кому оно посвящено – так и остается загадкой, предлагая лишь догадываться об истинной музе автора, вдохновившей его на написание этого шедевра.
По утверждению одних – его вдохновила на написание текста юная дочь помещика, встреча с которой произошла в Павловском. Мария Васильевна Борисова сумела зацепить поэта, чем и могла натолкнуть его на создание произведения.
По мнению же других людей – то стихотворение «Зимнее утро» Александр Сергеевич Пушкин посвятил своей супруге Наталье Гончаровой, а так же своей няне Ирине Родионовне. Он никогда не скрывал того, что они являются его главными и любимыми женщинами в жизни.
Жанр, размер
Стихотворение «Зимнее утро» — лирическое произведение. Это пейзажная лирика. Автор использует четырехстопный ямб, рифма смешанная, что создает радостное настроение при прочтении. Читается текст очень легко и приятно.
Благодаря манере Александра Сергеевича излагать свои мысли, стихотворение сумело покорить большое количество читателей и навсегда остаться в их сердцах.
Композиция
Автор использует линейную композицию. Данное произведение делится на пять шестистиший.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
В первом шестистишие Александр Сергеевич знакомит нас с лирической героиней, предлагая ей проснуться. А так же описывает морозное зимнее утро. Уже в первых словах видно его восхищение природой и прекрасное настроение от увиденного.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Во втором шестистишие он вспоминает прошедший вечер, когда погода явно не располагала к прогулкам. Именно благодаря этому контрасту ещё лучше видна прелесть зимнего утра.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
В третьем шестистишие поэт с любовью описывает все прелести русской зимы, которые ему повезло увидеть. Каждым своим словом автор подчеркивает уникальность и красоту окружающего его пейзажа.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Здесь мы видим описание семейного очага, тепла и уюта. Все слова излучают комфорт и мягкость. Но так же в последних строчках автор добавляет каплю задора, предлагая промчаться на санках по заснеженным дорожкам.
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
В заключительном шестистишии Александр Сергеевич отправляет нас в путешествие по заснеженным полям, рассматривая окружающие пейзажи.
Образы и символы стихотворения
В произведении автор использует на первый взгляд достаточно простые, но очень емкие образы, которые помогают читателю как можно лучше представить картину происходящего. В образе луны поэт показывает одиночество. Образом растопленной печи символизируется домашний уют и тепло. Бег коня показывает желание жить, яркость впечатлений и ожидание исполнения желаний.
Показывая природу, автор переплетает её с обликом девушки, тем самым передает нам зеркальное настроение. Даже просыпаются они вместе. Утро, когда природа только отходит ото сна, вместе с ней готовится открыть глаза и лирическая героиня произведения.
Лирический герой одинаково восхищается и красотой природы и девушки. Он находится под большим впечатлением от их облика, восторгаясь им.
В образе же лирического героя мы видим влюбленного молодого человека. Причем влюблен он не только в прекрасные черты молодой избранницы. С одинаковым упоением он восхищается и красотой окружающего его пейзажа. Он не может разделить их. Для него они одинаково прекрасны. Он преклоняется перед всем прекрасным, что включает в себя окружающий мир. Будь то природа или же прекрасная дама сердца.
Темы и проблемы произведения
В самом названии заключается основная мысль и тема произведения. Описание прекрасного утреннего пейзажа одновременно встречается с описанием красавицы. Он восхищается прекрасным утренним пейзажем, заснеженными и сияющими просторами, от которых невозможно отвести глаз.
Основной темой произведения «Зимнее утро» является неописуемая красота природы. Одновременно с описанием красоты природного явления, автор рассказывает о пробудившихся чувствах лирического героя к прекрасной красавице. Он призывает девушку, так же как и он, обратить внимание на то, в каком чудесном мире они живут. Ведь ничего не может быть прекраснее того, что сумела сотворить сама матушка-природа.
Любовная тема тесно переплетается с темой природы в стихотворении «Зимнее утро». Они сплетаются как единое целое. Они одинаково благотворно влияют на душу лирического героя, тем самым давая ему надежду на скорое счастье. В его душе чувствуется волнение и предвкушение перемен в лучшую сторону.
Используя антитезу, автор ещё больше подчеркивает красоту зимнего утра, вспоминая мрачность вчерашнего вечера.
Средства выразительности
Как и характерно для лирики Пушкина, данное стихотворение очень богато эпитетами, метафорами и олицетворениями. Благодаря им, поэту удается передать всю волшебность и хрупкость зимнего утра, тем самым создав сказочную атмосферу.
Смысл произведения
Прочитав стихотворение «Зимнее утро», у читателя может сложиться впечатление того, что он сам только что побывал в заснеженном лесу и прокатился на санях. Весь текст читается очень легко и свободно. Поэт рассказывает нам историю о том, что еще вчера лирической героине было грустно. Но, с наступлением морозного и солнечного утра её настроение так же меняется в лучшую сторону. Ничто плохое не может длиться вечно, и следом обязательно придёт счастье.
Именно эту мысль и попытался донести до нас творец. Никогда не стоит отчаиваться, если сегодня что-то не ладится. Завтра будет новый день, который обязательно будет намного лучше вчерашнего.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
Источник
«Зимнее утро» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения
В стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» нашли отражение и настроение поэта, и описание чудной зимней картины природы, и вскользь показана буря, разгулявшаяся накануне. Стихотворная картина получилась столь замечательной благодаря средствам художественной выразительности, о которых разговор пойдет ниже.
Эти художественные элементы помогают литераторам передавать душевное состояние свое или героев произведения, создавать живые описания окружающей действительности. Они присутствуют как в поэтическом, так и в прозаическом творчестве. В русской литературе насчитывается более 25 таких средств, которые делятся на три группы: синтаксические, лексические и фонетические. Лексические средства называют тропами.
Давайте рассмотрим средства выразительности, использованные Пушкиным в стихотворении «Зимнее утро»: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и некоторые другие.
Эпитеты
Это как правило прилагательные. В литературном произведении они служат для описания объектов, мест, людей. В стихотворении использованы следующие эпитеты.
- чудесный (день),
- прелестный друг,
- мутном (небе),
- голубыми (небесами),
- бурую (кобылку),
- нетерпеливого коня,
- пустые (поля),
- милый берег.
Олицетворения
Олицетворения иногда называют персонификациями. Это
- Носилась (мгла).
- Желтела (луна).
- Чернеет лес.
- Трещит печь (фактически, в печи потрескивают дрова).
Метафоры
Если эпитеты – это определения, выраженные в прямом значении, то метафоры – это определения, высказанные в переносном смысле;
- Веселым треском. Иначе говоря, потрескивание дров веселит автора.
- Прозрачный лес. То есть деревья с облетевшей листвой становятся прозрачными.
- Янтарным блеском. Солнце заливает комнату теплым желтоватым светом, напоминающим цвет янтаря.
- Великолепными коврами. Снежный покров часто сравнивают с коврами. А тут еще и великолепные.
- Утреннему снегу, то есть по снегу, выпавшему утром, и еще нетронутому людьми и скотом.
Сравнения
Луна как бледное пятно. В густом тумане или снежном вихре луна виднелась бледным пятном. По другому ее воспринимать было трудно.
Архаизмы
В стихотворении использованы старославянизмы с элементами древнеримской мифологии:
сомкнуты негой взоры – фраза, полностью построенная в старославянском стиле. Нега – это наслаждение, удовольствие. Аврора – богиня утренней зари у дохристианских римлян. Поэты нередко отождествляли языческих богов с природными явлениями, представителями которых боги являлись. Вечор, тоже архаичная форма слова «вечер».
Стилистические средства выразительности
В стихотворении поэт применил антитезу. Противопоставление имеется в содержании картин: буря накануне вечером и солнечное утро:
- печальная – веселым;
- мутным – прозрачный;
- мрачный – янтарным блеском, блестит.
В последней строфе наблюдается антитеза: леса густые, поля пустые.
Эмоционально-оценочная лексика выражена словами: красавица, друг прелестный. Здесь же присутствует обращение к подруге. Обращения тоже являются одной из форм стилистической выразительности.
Потрескивание дров выражено аллитерацией повторением звуков -ск-. -ст-: сквозь, блестя, блестит, треском.
Источник
Стихотворение и анализ «Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Краткое содержание
Фотография М. Шелякина. 2017
Пейзажная лирика составляет весьма внушительный пласт в творчестве А.С. Пушкина. Горячо любивший родину, поэт еще в детстве проникся любовью и к ее великолепной природе, яркие образы которой позже с большим мастерством воплотил в своих произведениях. Поэт описывал природу в разное время года, справедливо отмечая, что в каждом периоде, будь то расцвет или увядание, есть своя, неповторимая красота. Данное стихотворение Пушкин посвятил зиме. Автор представил настолько яркие образы вечерней бури и морозного утра, что у читателя создается эффект полного присутствия в этой занесенной снегом деревне.
Фраза, с которой начинается стихотворение: «Мороз и солнце; день чудесный!», стала уже, в некотором смысле, цитатой. Эти слова очень образно передают картину яркого морозного утра. Восторгом от преображения природы после вечерней вьюги автор желает поделиться со своей подругой, к которой он обращается: «красавица» и «друг прелестный». Ночная непогода описывается словами: «вьюга злилась», «мгла носилась», которые резко контрастируют с утренней картинкой: «ель зеленеет», «речка блестит».
Чувствуется, что Пушкину по душе деревенская идиллия, где можно укрыться от суеты большого города. Ведь для душевного покоя человеку достаточно уютного домика, где весело «трещит натопленная печь», и «милого друга» в лице любимой девушки. Особый восторг герой испытывает от предстоящего катания на санях со своей спутницей. Нет для него большего удовольствия, чем «посетить поля пустые» и «берег, милый для меня».
В названии стихотворения можно усмотреть некий скрытый смысл. Возможно, слово «утро» здесь олицетворяет какое-то обновление, указывающее на то, что за ночной метелью непременно последует светлый, ясный день.
Анализ
История создания
«Зимнее утро» по праву занимает одно из первых мест среди красивейших произведений Пушкина. Написано оно было в 1829 году, когда закончилась ссылка, и власти сняли с поэта запрет на перемещение. Покинув Михайловское, Пушкин отправился в Петербург, но по пути решил остановиться у своего приятеля П.И. Вульфа, в его имении, расположенном в живописнейшем месте Тверской губернии. Усадьба находилась на берегу речки Тьма, ее блестящий подо льдом образ как раз и запечатлел поэт в своем стихотворении.
Всего один день понадобился Пушкину, чтобы сочинить это красочное стихотворение, посвященное русской зиме. Вопрос о том, кем является таинственная красавица, которая фигурирует в произведении, до сих пор не разгадан. В ту пору Пушкин уже был знаком с Натальей Николаевной Гончаровой, поэтому можно предположить, что в стихотворении он имеет в виду ее. В то же время, по некоторым сведениям, этой девушкой могла быть дочь соседского помещика, Мария Борисова, к которой Пушкин имел особое расположение.
Персонажи и образы
Центральный образ стихотворения – волшебная зимняя природа. Картина морозного утра, наполненного жизнью и светом, дополнена ярким солнцем, искрящимся снегом и прозрачным льдом замерзшей речки. В роли второго образа выступает возлюбленная героя, та самая красавица, которую он называет «звездою севера», что означает самое прекрасное, что может быть в этих краях.
Разбушевавшаяся ночная непогода занимает третье место в системе образов. Ей посвящено небольшое, но очень колоритное описание: «вьюга злилась», «мгла носилась». Но, на данный момент, все это уже позади. Следующий, четвертый образ – это уютный, теплый дом, с раскаленной печкой и залитой солнечным светом комнатой. Свободу, энергию, движение, раздолье символизирует пятый образ – «нетерпеливого коня», которого герою самому не терпится «запречь» и унестись в «поля пустые» вместе с любимой подругой.
Композиция
Линейная композиция стихотворения означает, что события развиваются последовательно, одно за другим. Таким образом, можно выделить несколько частей, из которых состоит произведение.
Первое, что видит читатель, это восхищение героя красотой зимнего утра. Ему не терпится разбудить возлюбленную, чтобы разделить с ней восторг от созерцания волшебной картины. Затем следуют воспоминания о метели, которая обрушилась на землю прошедшей ночью. После этого автор подробно описывает все прелести русской зимы. Далее происходит плавный переход к теплой домашней обстановке, которая так располагает к спокойствию в лютые морозы. Заканчивается повествование внезапным предложением героя совершить веселую зимнюю поездку на санях.
Предельно реалистичное описание зимней природы позволяет отнести это стихотворение к реализму. По жанру это традиционная пейзажная лирика, причем, один из лучших ее образцов. Состояние внутренней свободы, которую, наконец, обрел поэт, передается через величественную картину начинающегося нового дня.
Размер и средства художественной выразительности
Стихотворение написано любимым размером Пушкина – четырехстопным ямбом. Смешанная рифмовка (ААВССВ) представлена в первой, второй, четвертой и пятой строках женской рифмой с переходом на мужскую в третьей и шестой строках. Такое необычное чередование обеспечивает необыкновенную легкость всего произведения.
Антитеза представляет собой контраст между вчерашней стихией и утренним спокойствием. Такое описание, построенное на противопоставлении, делает стихотворение невероятно красочным. В тексте представлены два вида эпитетов. Положительные: «друг прелестный», «голубые небеса», «великолепные ковры», «берег милый» соотносятся с приятными образами. Отрицательные: «мутное небо», «тучи мрачные» и сравнение «луна, как бледное пятно» создают мрачное, гнетущее ощущение. В тексте используются очень изящные метафоры: «сомкнуты негой взоры», «навстречу северной Авроры», «звездою севера». Поэт «оживляет» природу при помощи олицетворений: «вьюга злилась», «ель зеленеет», «речка блестит», придавая пейзажу динамику и стремительность.
Проблематика и основная идея произведения
«Зимнее утро» нужно воспринимать не только как высокохудожественное описание зимней природы. В стихотворении заложена идея торжества самой жизни, восхищения от вида прекрасного зимнего утра. В этом произведении звучит гимн единению человека и природы, которые подчинены одним и тем же законам.
Приподнятое и возвышенное настроение автора строится на контрасте ночного ненастья и волшебного солнечного утра. Этим Пушкин хочет показать, что главная мысль данного стихотворения это то, что после непогоды всегда наступает новый ясный день, который нужно рассматривать как очередной подарок судьбы. Ведь человек склонен меньше ценить нагрянувшее счастье, если в его жизни не было ни бурь, ни потрясений.
Источник