Что значит жизнь по евангелию

Как не только читать Евангелие, но и жить по-евангельски

(На примере чтения и разумения Ин. 17)

Золотые слова сказал философ Поварнин про книги, которые вдохновляют. Будет полезно из такой книги выписать самые сильнодействующие места, перечитывать и черпать вдохновение. После каждого чтения – подумать, как полученные нами из книги импульсы применить к жизни. И как можно скорее превращать их в наши действия. Тогда образуется очень ценный навык. В противном случае встреча с вдохновляющей книгой обернется пустой мечтательностью. Золотые слова!

Новый Завет способен дать человеку гораздо больше, чем любой супергениальный текст. Надо только правильно его читать

Эти золотые слова относятся к книгам гениальных писателей. А что с Книгой книг? Новый Завет способен дать человеку гораздо больше, чем любой супергениальный текст. Надо только правильно его читать. Опираясь на вековой опыт Церкви, святитель Феофан Затворник советовал читать Новый Завет так:

  1. Поставить себя в присутствие Божие, помолиться о просвещении ума.
  2. Прочесть отрывочек из Слова Божия.
  3. Поразмышлять над ним, чтобы уяснить прочитанное.
  4. Возбудить сочувствие к тому, что понято, довести его до сердца, возлюбить его.
  5. Восхотеть использовать в жизни ту богооткровенную истину, которую возлюбили.
  6. Определить, в каких ситуациях пригодятся понятые и возлюбленные истины из Слова Божия.
  7. Прилагать истины к делу, то есть жить по Писанию.

Кто пробовал подобным способом читать Новый Завет, тот знает, что Бог такое отношение к Библии благословляет. Помогает понимать, вдохновляет, дает силы жить по Писанию. Бог делает реальностью то, что казалось невозможным. Его Слово – живое и действенное всегда.

Читайте также:  Что значит мультизерновой хлеб

Этот способ чтения не такой сложный, как кажется. Приведем пример. Выберем отрывочек из Нового Завета. Пусть это будет 17 глава Евангелия от Иоанна. А теперь последуем советам святителя Феофана, детализируя его советы, когда потребуется.

1.
Господи, просвети мой ум, помоги впитать Твое животворное Слово!
Услыши и помилуй!

Можно помолиться словами святителя Игнатия:

«Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественного Евангелия, читаемыми во спасение. Попали, Господи, терние всех наших согрешений, и да вселится в нас благодать Твоя, очищающая, освящающая всего человека, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

2.
Читаю Ин. 17.

Неторопливо, от начала и до конца главы. Нужно получить общее впечатление.

3.
Размышляю над Ин. 17, ставлю вопросы:
«Кого я встретил в этой главе Библии как читатель? Что здесь происходит и в каком контексте? Где происходит и когда?»

Мы встречаемся с Христом и Его апостолами на Тайной Вечери. Звучит Первосвященническая молитва Христа. Христос готовится к Голгофе, позорный Крест станет местом прославления Христа. 2000 лет назад в ветхозаветный Иерусалим приходит Царь-Христос. Наступает момент, когда Он, как Агнец Божий, принесет жертву. Он прольет Кровь Нового Завета, искупит грехи людей. Христос молится об апостолах, чтобы Небесный Отец сохранил их от зла, от непосильного искушения. Христос молится о других Своих учениках, о новозаветной Церкви.

Полезно спросить: Какое указание Слово Божие дало для участников библейских событий? Дело в том, что Слово Божие – это не информация к размышлению, а руководство к действию. Так это воспринимали люди библейской эпохи. Мы сейчас практически всё воспринимаем как информацию. А Слово Божие – это помощь нам, когда мы заблудились, потеряли путь и ищем его. Слово Божие указывает верный путь. Бог указывает надежную дорогу, идя рядом с теми, кто прислушался к Нему. Слово Божие – не только навигатор, указатель на пути, оно наполнено живой силой, Бог укрепляет нас на пути.

Слово Божие – это не информация к размышлению, а руководство к действию

Ин. 17 написано апостолом – участником Тайной Вечери. Апостол Иоанн в своем Евангелии пишет о том, что Христова молитва исполнилась: этот апостол выдержал испытания, остался рядом с Христом, не испугался, был на Голгофе. Христос молился, чтобы апостолы были освящены Божьей силой, то есть были достоянием Божиим, жили под покровом Всевышнего. И молитва стала реальностью.

Указание Слова Божия для первых читателей. Апостол пишет Евангелие после разрушения Иерусалима, «в изгнании», но до ссылки на остров Патмос (где ему был открыт Апокалипсис). Первые читатели Иоанна получили Евангелие, в котором 90% текста не повторяет первые три Евангелия (Мф., Мр., Лк.). Что нового узнают первые читатели из Ин. 17? Христос просит, чтобы Церковь Его была там же, где Сам Он, чтобы Церковь видела небесную славу Христа. В наше время «слава» – это известность, почет. Для первохристианской общины «слава» – это сияющая мощь, явное присутствие Бога – в Теле Христовом.

Некоторые христиане погружаются в культуру людей библейской эпохи, читая современные научные исследования по библейской истории, текстологии. К подобным исследованиям стоит относиться с осторожностью. Примерно 200 лет назад протестанты сделали модными сверхкритические работы по библеистике. Внешне эта «критика ради критики» оформлена по стандартам научного исследования, но по сути она ведет читателей в псевдонаучный тупик. Многие образованные люди это сознают, за последние 100 лет ситуация в «научной библеистике» стала оздоравливаться. Для православных христиан очевидно, что святые отцы не хуже современных исследователей были знакомы с реалиями библейской культуры. Хотя бы потому, что святые отцы по времени и месту жили ближе нас к библейским реалиям. Они жили по Библии, и это особая книга. Слово Божие впускает читателя в свое пространство. Святые отцы смотрели на Библию не извне, а изнутри.

Отсюда очень существенно для нас – указание Слова Божия для святых отцов [1] . Они – духовные преемники апостолов, а не просто замечательные христианские писатели прошлого, как думают многие католики и протестанты. Библейские толкования святых отцов из века в век образуют золотую цепь церковного Предания. Отметим некоторые звенья этой цепи на примере Ин. 17.

Библейские толкования святых отцов из века в век образуют золотую цепь церковного Предания

Для святителя Афанасия Александрийского (IV в.) в словах Сына Божия: «да будут все едины: как Ты, Отче во Мне» (Ин. 17, 21) звучит указание на обожение. Святитель Иоанн Златоуст (V в.) в том, что Христос на молитве возвел очи на небо, видит указание на пользу усердной молитвы во время искушений. В толкованиях блаженного Феофилакта Болгарского (XI в.) прочитывается указание на догмат о Богочеловечестве Христа: Отец дал Сыну людей, а Сын дал людям жизнь вечную – значит, Сын – это Бог (Ин. 17, 2).

Святитель Игнатий Брянчанинов (XIX в.) отмечает, что Христос являет имя Отца (Ин. 17, 6), то есть сообщает людям совершенное познание Того, Кто превыше познания. Здесь прочитывается указание на аскетический путь к Богу: очищение от страстей → познание (сердечная молитва) → совершенство в богопознании. Праведный Иоанн Кронштадтский (XX в.) видит указание на бедствия: апостолы не от мира (Ин. 17, 14), если бы сейчас больше людей было не от мира, то не было бы явлений гнева Божия.

После этих указаний, на которых ощутима печать конкретной эпохи (IV-го и XI-го, XIX-го и XX-го вв.), можно поискать указание Слова Божия для всех времен. Такое обобщающее указание выразил святитель Иоанн Златоуст: христиане «имут радость Мою совершенную» – значит, будучи еще несовершенны, мы не смущаемся – при испытаниях Христос с нами.

Каждая эпоха имеет свои особенности, отсюда у людей возникает вопрос: Какое указание Слова Божия для нас? Жизнь стремительно меняется, и в святоотеческих текстах поздней Античности напрямую не найти тему виртуализации человеческой жизни. Но косвенная помощь от святых отцов и здесь приходит. Хотя, конечно, особенности жизни XXI столетия учитывают современные церковные авторы. Хорошо чувствовал дух нашего времени и необходимость быть христианином сейчас Митрополит Сурожский Антоний. К примеру, владыка Антоний видел указание на эсхатологический смысл первосвященнического подвига Христа. Христова победа на Голгофе – решающая, последняя и окончательная, эсхатологическая; Христово священство выше, чем священство народа Божия (Исх. 19, 4). Благодаря Христу в конце времен мы познáем так, как сами познаны (1 Кор. 13, 12).

Для поколения Митрополита Антония (1914–2003) было характерно эсхатологическое восприятие многих событий жизни. Указание для моего поколения (1973 г.) может быть и с эсхатологическим наполнением, но может быть и иным. Помню конец 1980-х, возрождение церковной жизни в полуразрушенном московском храме. На ободранные стены вешали первые иконы, священник распоряжался их размещать немного выше уровня глаз. Так лучше молиться. Думаю, это распоряжение соотносится с тем, что на молитве Господь «возвел очи горé» (Ин. 17, 1). Нашему поколению предстояло учиться смотреть на Лик Христов снизу вверх. И переучиваться: перед важными событиями в жизни не за приметами следить, а молиться.

4.
Возбудить сочувствие к тому, что понято,
довести его до сердца, полюбить его

Наконец приступим к указаниям Слова Божия лично для меня. Мы у цели всех размышлений над Библией. Мы познакомились со святоотеческими толкованиями и проповедями наших современников – это необходимая подготовка. Она хранит меня от субъективных толкований Слова Божия.

Что Бог ждет от меня? Ответить на этот вопрос непросто. Мне могут помочь духовник и окружающие люди

Теперь я готов вслушиваться в Слово Божие, обращенное ко мне. Что Бог ждет от меня? Ответить на этот вопрос непросто. Мне могут помочь духовник и окружающие меня люди, особенно родные. Надеюсь, Вы меня простите, я не буду сообщать, что именно я воспринял как указания для меня, и какие из них я считаю первоочередными для выполнения. Это всё сугубо личное, и у каждого из нас это будет свое.

Однако лучше и в этом случае дать иллюстрацию; предположим, что самое сильное действие на меня оказало толкование блаженного Феофилакта: Христос дает людям вечную жизнь – значит, Он – Бог. К тому же через неделю я должен преподавать семинаристам богословское учение о Христе. Уверен, блаженный Феофилакт вдохновит меня на этот урок.

Как мне довести толкование блаженного Феофилакта до сердца? – Вдумаемся, прочувствуем: мы получили жизнь от наших родителей, прошло время, мы выросли и сами стали родителями, подарили жизнь нашим детям. Это дар временной жизни. А Христос дает вечную жизнь. Он это прямо обещает в Евангелии много раз. На дар вечной жизни способен только вечный Бог.

Обещание дать вечную жизнь Христос исполняет, когда Он Сам воскрес к вечной жизни, победил смерть. И когда Он дал благодатную вечную жизнь в духовном опыте Своим апостолам. Причастность к вечной жизни сделала апостолов бесстрашными проповедниками Христа перед угрозой смерти. У апостолов был залог вечной жизни, его не могли отнять люди, потому что дал его Сам Бог. Я осознаю, что всем верующим Христос дает залог вечной жизни. Это дар Его любви, жертвенной любви. В такого Бога можно верить и Ему поклоняться! Это не абстрактный Бог – общий принцип, лежащий в основе мироздания. Не философская или богословская идея. Это конкретный, живой, любящий нас Бог, ставший Человеком.

И я Тебя, Господи, люблю, помоги возненавидеть все мои грехи, которые не дают мне приблизиться к Тебе. Слава и честь Господу Иисусу Христу! Он заключил Свой Завет с каждым из нас, и со мной тоже, чтобы моя жизнь стала вечной радостью. Благодарю Тебя, Господи!

5.

Восхотеть использовать в жизни ту богооткровенную истину,
которую возлюбил

Апостолы получили от Христа залог вечной жизни, они исполнили свое предназначение, вошли в поток священной истории, в вечность. А могло быть иначе. Когда-то Соловьев написал страшные строки: «В лесу болото, в болоте мох. Родился кто-то, потом издох». Не хочу провести жизнь в болоте. Не желаю быть высокоорганизованным животным: родиться, суетиться, издохнуть навсегда. Хочу стать Божьим человеком, получить от Христа вечную жизнь и сохранить ее, – вот цель моей временной жизни.

Господи, я недостоин, но прошу – дай мне счастье познать Единого Бога, Тебя, Отче, и Сына Твоего, по благодати Духа Святого! (Ин. 17, 3) Я знаю, что это опытное познание Бога требует очищения моего сердца от греховных страстей. Помоги очиститься. И, когда Ты Сам изволишь, дай прикоснуться к истинному познанию Тебя – вечного Бога.

6.
Определить, в каких ситуациях пригодятся
понятые и возлюбленные истины из Слова Божия

В ближайшие дни я остаюсь дома. На самоизоляции активизируется страсть ленивого уныния, чревоугодия… С ними надо бороться усердно, молитвой и постом, самоотчетом, силой Божьего милосердия. Буду вести дневник приема пищи, дневник молитвы (и домашнего богослужения) – безотлагательно. За то, что получилось успешно, буду благодарить Христа, за то, что не удалось, – каяться.

Господи, помоги в борьбе за вечную жизнь приобрести навык

Господи, помоги в борьбе за вечную жизнь приобрести какой-то живой опыт, приобрести навык. Недели будет мало для хорошего навыка. Помоги, Господи, в ближайшие дни, и сподоби меня продолжать борьбу до победного конца. Не дай мне соскользнуть в пустую мечтательность и прелесть.

7.
Прилагать истины к делу, то есть жить по Писанию

В чем состоят указания Слова Божия лично для меня, понятно в достаточной мере – для того, чтобы действовать. Ясно, какие из этих указаний первоочередные.

Бог через Свое Слово говорит всем нам, и мне в том числе. Он ждет ответа. Мой ответ Богу – это моя жизнь в ближайшую неделю. Жизнь по Ин. 17, с помощью блаженного Феофилакта.

8.
Итоги и перспективы

Неделя жизни по Священному Писанию, в потоке Священного Предания, пройдет. Тогда можно подвести итоги. И наметить перспективы, как мне дальше двигаться в пространстве Евангелия, как жить по-христиански. А лучше не ждать окончания недели, каждый день вечером подводить промежуточные итоги. Если понадобится, можно обсудить какие-то текущие события моей жизни по телефону с духовником, пока нет разрешения приехать на Исповедь.

Господи, помоги нам пережить вирусное поветрие, все его последствия. Христе, прости и благослови нас!

Источник

О вере христианской и жизни по Евангелию – архимандрит Кирилл (Павлов)

Доро­гие во Хри­сте бра­тия и сестры! С того вре­мени, когда Боже­ствен­ный Стра­да­лец, Гос­подь наш Иисус Хри­стос, про­лил на Гол­гофе Свою Боже­ствен­ную бес­цен­ную кровь за спа­се­ние всего мира, на земле было поло­жено осно­ва­ние хри­сти­ан­ской веры.

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие во Хри­сте бра­тия и сестры! С того вре­мени, когда Боже­ствен­ный Стра­да­лец, Гос­подь наш Иисус Хри­стос, про­лил на Гол­гофе Свою Боже­ствен­ную бес­цен­ную кровь за спа­се­ние всего мира, на земле было поло­жено осно­ва­ние хри­сти­ан­ской веры. Уче­ние Иисуса Хри­ста, извест­ное нам из Еван­ге­лия, стало быстро рас­про­стра­няться по всему миру. И люди, кото­рые при­няли Хри­ста, уве­ро­вали в Него как в Сына Божи­его, при­няли и Его уче­ние, стали назы­ваться хри­сти­а­нами. И в насто­я­щее время мно­гие мил­ли­оны людей счи­тают себя хри­сти­а­нами и, зна­чит, при­знают Еван­ге­лие пер­вою кни­гою в мире. Кни­гою, в кото­рой содер­жится уче­ние Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста о том, как надо жить здесь, на земле, чтобы спо­до­биться после смерти, за гро­бом, веч­ной бла­жен­ной жизни, а также и в этой жизни еще — зем­ного бла­го­по­лу­чия. Но что уди­ви­тельно, к при­скор­бию нашему, очень немно­гие сле­дуют тому, что напи­сано в Еван­ге­лии. Боль­шин­ство даже не берут Еван­ге­лие в руки и не про­ве­ряют себя по Евангелию.

Брали ли вы в свои руки Свя­тое Еван­ге­лие с той целью, чтобы про­ве­рить, по тому ли пути вы идете, какой в нем ука­зан Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом? Если вы этого не дела­ете, то вы совер­ша­ете роко­вую ошибку, гибель­ную для вас. Этим вы пока­зы­ва­ете, что вы ни во что цените Боже­ствен­ную Кровь, про­ли­тую Гос­по­дом на Кре­сте, и ни во что вме­ня­ете воз­ве­щен­ное Им Свя­тое Еван­ге­лие, кото­рое есть путь, истина и жизнь для всего мира в целом, и в част­но­сти, — для каж­дого чело­века. Как нет ни одного имени под Небом, дан­ного нам, кото­рое могло бы нас спа­сти, кроме имени Иисуса Хри­ста (Ср.: Деян. 4, 12 ), так нет и дру­гого уче­ния во всем мире, кото­рое бы ука­зы­вало пря­мой путь для дости­же­ния веч­ного бла­жен­ства и зем­ного бла­го­по­лу­чия, кроме уче­ния Евангельского.

Мы уди­ви­тельно лег­ко­мыс­ленно, и под­час даже пре­ступно, отно­симся к устро­е­нию своей жизни. Ведь любой стро­и­тель не при­сту­пит к постройке зда­ния прежде, нежели сде­лает необ­хо­ди­мые рас­четы, соста­вит сметы и про­из­ве­дет дру­гие под­го­то­ви­тель­ные дей­ствия. Ника­кой камен­щик не поло­жит ряд кир­пи­чей, если он прежде их не выме­ряет. А мы сплошь и рядом устра­и­ваем свою жизнь так, что нисколько не заду­мы­ва­емся ни над какими вопро­сами, име­ю­щими смысл и зна­че­ние для нас. Мы не имеем ника­кой меры для оценки пра­виль­ного тече­ния нашей жизни. Поэтому полу­ча­ется, что наши жиз­нен­ные постройки очень часто тер­пят кру­ше­ние и под сво­ими раз­ва­ли­нами тяжко ломают нас. И это будет свер­шаться, мы этой ломки и сокру­ше­ния не избе­жим, потому что мы пре­не­бре­гаем един­ственно истин­ным и пра­виль­ным путем, пока­зан­ным нам Гос­по­дом в Своем Еван­гель­ском учении.

Не про­хо­дит дня, чтобы мы перед зер­ка­лом несколько раз ни посмот­рели на себя: чиста ли наша одежда или не запач­кано ли наше лицо. Тем не менее, годами, а, может быть, даже и во всю жизнь мы нико­гда не про­ве­ряем опрят­ность и чистоту нашего нрав­ствен­ного облика, про­ти­во­по­ста­вив себе как зер­кало совер­шен­ный образ Хри­ста Спа­си­теля, запе­чат­лен­ный нам в Еван­ге­лии. Если мы ува­жаем, почи­таем какого-нибудь писа­теля или мыс­ли­теля, то мы непре­менно ста­ра­емся узнать о содер­жа­нии его про­из­ве­де­ний, инте­ре­су­емся, узнаем. Их книги ста­но­вятся для нас, как гово­рят, настоль­ной кни­гой. Так почему же мы, хри­сти­ане, кото­рые при­званы любить добро, истину, спра­вед­ли­вость, брат­скую любовь, почему же мы пре­не­бре­гаем Иису­сом Хри­стом, Его уче­нием? Ведь Иисус Хри­стос жил и стра­дал по любви к чело­ве­че­скому роду. Почему мы пре­не­бре­гаем Им? Почему у нас нет даже про­стого любо­пыт­ства к чте­нию и изу­че­нию Свя­того Еван­ге­лия? Почему чте­ние Еван­ге­лия у нас нахо­дится в каком-то загоне? Мы хотим познать истину, ищем истину, но мы нико­гда ее не най­дем, потому что мы пре­не­бре­гаем источ­ни­ком истины — Свя­тым Евангелием.

Если мы хотим посмот­реть на солнце, то мы должны свой взор обра­тить к небу. Так, если мы хотим познать путь жизни своей, мы должны обра­титься ко Хри­сту. Нигде мы не най­дем такого ясного, такого пол­ного ответа на все запросы нашего духа кроме как в Еван­ге­лии, в уче­нии Того, Кто ска­зал: Аз есмь путь и Истина и Жизнь ( Ин. 14, 6 ). Люди, изны­ва­ю­щие под бре­ме­нем неправды и без­за­ко­ния, — так гово­рит Спа­си­тель в Еван­ге­лии, обра­ща­ясь ко всему чело­ве­че­скому роду. — Жизнь, кото­рую вы себе избрали, она не может дать вам сча­стья. Зло порож­дает лишь зло, а истина и сча­стье — выс­шие блага — есть добро, кото­рое рож­да­ется исклю­чи­тельно только любо­вью и доб­ром. Если вы хотите обре­сти его, если вы тяго­ти­тесь суще­ству­ю­щим в мире злом, то при­дите ко Мне, научи­тесь от Меня. Слова Мои про­льют целеб­ный баль­зам на ваши изму­чен­ные, боль­ные души. Я покажу вам путь и дам покой вашей душе. Без­за­ветно пре­дай­тесь Моему уче­нию и идите по тропе, кото­рую Я поло­жил перед вами. И вы уви­дите, что иго Мое воис­тину благо и бремя Мое легко есть. После дол­гой тем­ной ночи с Моим при­ше­ствием в мир насту­пил свет­лый тихий день. Цар­ствие Божие при­бли­зи­лось. Оно возле вас, оно около вас, только нужно, чтобы оно про­никло, захва­тило сердце ваше, источ­ник вся­кой разум­ной нрав­ствен­ной дея­тель­но­сти, начало жизни чело­века. Очи­стите в своем сердце место для Бога. Дайте в вашей жизни про­стор добру и истине и осво­бо­ди­тесь от гне­ту­щих вас лжи, наси­лия и гру­бого себя­лю­бия (Ср.: Мф. 11, 28–30 ).

Если мы дей­стви­тельно хотим серьезно отне­стись к вопросу о том, как нам надо жить, то мы никак не можем пройти мимо Еван­ге­лия. Потому что только в нем мы можем найти ответ на вопрос о смысле жизни. Хри­сти­ан­ство пора­зило иудей­ско-язы­че­ский мир новиз­ной сво­его нра­во­уче­ния. Новизна эта заклю­ча­лась в том, что хри­сти­ан­ство для дости­же­ния спа­се­ния ука­зы­вает един­ствен­ный путь — пра­вед­ную жизнь как необ­хо­ди­мое усло­вие. Но эта пра­вед­ная жизнь ста­вится в зави­си­мость от веры в Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста как Сына Божи­его, веры в Его иску­пи­тель­ные заслуги, кото­рые Гос­подь совер­шил Своим крест­ным стра­да­нием, Своим све­то­нос­ным Вос­кре­се­нием. Без этого ника­кая пра­вед­ность чело­ве­че­ская не может даро­вать нам спа­се­ния. И до при­ше­ствия Хри­стова в Вет­хом Завете были пра­вед­ники. И они искали спа­се­ния, стре­ми­лись ко спа­се­нию и делали доб­рые дела. Но спа­се­ния они не полу­чали. Спа­се­ние при­шло только с при­ше­ствием Хри­ста Спа­си­теля на землю. Без крест­ных стра­да­ний не могло быть отпу­ще­ния гре­хов людям. Только после крест­ных стра­да­ний, только после слав­ного Вос­кре­се­ния и Воз­не­се­ния Гос­пода на Небо, только с этого момента людям даро­вана веч­ная жизнь, и люди избав­лены от опас­но­сти веч­ной погибели.

Поэтому если мы желаем себе добра, если мы ищем себе спа­се­ния, то надо прежде всего быть истин­ным после­до­ва­те­лем Хри­сто­вым. А для этого нужно испол­нять Его запо­веди. А чтобы запо­веди испол­нять, надо знать Хри­стово уче­ние, то есть Еван­гель­ское уче­ние, и быть вер­ным, посто­ян­ным, достой­ным уче­ни­ком Хри­сто­вым. Надо иметь посто­ян­ную жажду иска­ния правды Божией. Если мы так посто­янно, настой­чиво будем стре­миться ко Хри­сту, искать оправ­да­ния у Него, тво­рить Его волю, — это именно нас и поста­вит в число Его уче­ни­ков, в число Его избран­ни­ков. Стать же уче­ни­ком Хри­сто­вым, зна­чит воз­ло­жить на себя боль­шую ответ­ствен­ность, серьезно и тща­тельно отно­ситься ко всей своей жизни, к каж­дому сво­ему поступку. Цар­ство Небес­ное, — гово­рит Гос­подь, — нудится, и упо­треб­ля­ю­щие уси­лие вос­хи­щают его ( Мф. 11, 12 ). Видите, что без уси­лия, без труда невоз­можно насле­до­вать Цар­ство Небес­ное. Тре­бу­ется внут­рен­няя борьба, борьба со вся­кими дур­ными вле­че­ни­ями, наклон­но­стями, стра­стями. Потому что если мы не будем бодр­ство­вать над собою, то может легко с нами слу­читься ава­рия, кру­ше­ние. Вы сами зна­ете, что когда строят какое-нибудь боль­шое зда­ние, то вни­ма­тельно сле­дят за каж­дым кир­пи­чи­ком, чтобы он был пра­вильно поло­жен. Если он непра­вильно поло­жен, он может послу­жить при­чи­ною для гибели всего здания.

Так и в жизни хри­сти­а­нина. Если чело­век не будет трез­виться, бодр­ство­вать и поло­жит в зда­ние своей души какой-нибудь непра­вильно слеп­лен­ный кир­пич, какое-либо дур­ное дело, то это может стать при­чи­ной его кру­ше­ния, гибели его. Ведь мы знаем из житей­ского опыта, что неболь­шая капля болот­ной грязи, если она попа­дает в струю чистой воды, то хотя она, может быть, на глаз и непри­метна, но рас­тво­рив­шись в воде чистой, пор­тит ее и дела­ется источ­ни­ком вся­кой болезни. Это закон как в физи­че­ском мире, так и в мире духов­ном. Яд, в какой бы дозе он ни был при­нят, так ядом и оста­ется. Также и зло. В каком бы коли­че­стве зло ни было, оно все равно оста­ется злом и при­чи­няет душе вели­чай­ший вред. Поэтому еще раз повто­ряю, что нам надо вни­ма­тельно и серьезно отно­ситься к путям своей жизни, в осо­бен­но­сти к устро­е­нию нашего душев­ного спа­се­ния. Без этой внут­рен­ней собран­но­сти, без этой внут­рен­ней борьбы не может быть плода, не может быть успеха в нашей духов­ной жизни.

Мы гово­рим о зна­че­нии Еван­ге­лия, о его важ­но­сти. И вот мы можем посмот­реть, насколько бла­го­творно дей­ствует Еван­ге­лие на чело­ве­че­ские души. Возь­мем наших пред­ков. Назы­ва­лась страна — “Свя­тая Русь”. Почему? Потому что наши предки вос­пи­ты­ва­лись, учи­лись на чем? На Псал­тири и на Еван­гель­ском уче­нии. Поэтому и бла­го­че­стие про­цве­тало. Люди были бла­го­че­сти­вые. Сколько из мира людей шло в мона­стыри! Потоки были жела­ю­щих под­ви­заться, слу­жить в ино­че­ском чине. В Рос­сии было более полу­тора тысяч мона­сты­рей. И не хва­тало: стре­мив­шихся к мона­ше­ству было так много, что они всех не вме­щали. А сей­час? Сей­час мона­стыри воз­рож­да­ются, вос­ста­нав­ли­ва­ются, но людей, жела­ю­щих идти в мона­стырь, — их не хва­тает. Вот резуль­тат, след­ствие того, что если тогда люди вос­пи­ты­ва­лись в бла­го­че­сти­вом уче­нии и оттого в них было стрем­ле­ние к бла­го­че­стию, то сей­час люди “вос­пи­ты­ва­ются” теле­ви­зо­ром и плоды вот какие это дает! Мы убла­жаем наших настав­ни­ков, убла­жаем Пре­по­доб­ного Сер­гия. Они тоже бла­го­че­стие чер­пали из Хри­стова уче­ния. О Пре­по­доб­ном Сера­фиме повест­ву­ется, что он с Еван­ге­лием нико­гда не рас­ста­вался. Он все­гда его носил или за пазу­хой, или в сумке своей за пле­чами. И в своих настав­ле­ниях Пре­по­доб­ный Сера­фим осо­бенно ука­зы­вает на важ­ность чте­ния Еван­ге­лия. Он гово­рит: “надо Еван­ге­лие так знать, чтобы ум как бы пла­вал в нем”.

И у нас, доро­гие, нет дру­гого пути, если мы хотим спа­стись и насле­до­вать жизнь веч­ную, — как путь еван­гель­ских запо­ве­дей, путь вни­ма­ния к себе, стро­гого испы­та­ния себя перед Богом. Много есть в этом мире вещей, уче­ний, к кото­рым люди при­вя­зы­ва­ются, кото­рым сле­дуют, но только в Еван­ге­лии — истина, ибо только Еван­ге­лие есть уче­ние Самого Гос­пода, Его слово. И по Еван­ге­лию будет судить нас Гос­подь в день Страш­ного Сво­его Суда, и от того, испол­няли ли мы напи­сан­ное в нем или небрегли о том, будет зави­сеть наша веч­ная участь. Кто имеет запо­веди Мои и соблю­дает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот воз­люб­лен будет Отцом Моим; и Я воз­люблю его и явлюсь ему Сам, — гово­рит Гос­подь ( Ин. 14, 21 ). Будем любить Гос­пода, бра­тия и сестры, будем тво­рить запо­веди Его. А зная это, сде­лаем Еван­ге­лие глав­ной кни­гой своей жизни, не будем рас­ста­ваться с ним, но все­гда будем поучаться в нем, помня, что это — слово Божие, воля Божия, в испол­не­нии кото­рой — жизнь веч­ная. А в неис­пол­не­нии — поги­бель. Аминь.

Источник

Оцените статью