- Разновидности пейзажного жанра
- История пейзажа в живописи
- История пейзажа в живописи.
- Наскальная живопись
- Древний Египет
- Крито-микенская цивилизация
- Античность
- Китайская живопись
- Средневековый пейзаж
- Миниатюристы
- Пейзаж Раннего Возрождения
- Пейзаж Высокого Возрождения
- Западноевропейский пейзаж
- Реалистический пейзаж
- Пейзаж в ХХ веке
Разновидности пейзажного жанра
Пейзаж (от фр. paysage — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние на японское искусство.
В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.
Постепенно пейзаж вышел за рамки других художественных жанров. Этому способствовало развитие станковой живописи. В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы в начале XVI в.
В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце XVIII века. Основоположником русского пейзажа принято считать Семёна Щедрина (1745-1804).
Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок.
Архитектурный пейзаж — пейзаж, в котором художник обращает главное внимание на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой
Архитектурный пейзаж получил широкое распространение в XVIII веке.
Ведута — жанр Венецианской живописи XVIII века, в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций.
Великий представитель этого стиля в живописи — венецианский художник Антонио Каналетто(1697-1768).
В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф.Я.Алексеев, М.Н.Воробьёв, С.Ф.Щедрин.
Картины пейзаж ведута
Зрители, смотревшие на героический пейзаж, должны довольствоваться ролью созерцателей, наслаждающихся изображением и совершенствующих свой разум.
Французский живописец Никола Пуссен родоначальник героического пейзажа.
Голландский пейзаж впервые зародился в творчестве таких мастеров Харлема, как Ван Гойен, Де Молейн и Ван Рейсдал.
Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.
Голландцы первыми пришли к изображению отдельных мотивов природы, нередко передавая виды определенной местности. В противоположность пейзажистам академического направления, воплощавшим образы природы в условно-идеальном аспекте, мастера голландского пейзажа передают скромную природу Голландии такой, как она есть, не приукрашивая ее.
Горный пейзаж — разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются горы, горные вершины, горные озера, горные речки и горные водопады.
Городской пейзаж — разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания.
Картины городской пейзаж
Для идиллического пейзажа характерны пасущиеся стада, прохладные ручьи, деревья с густыми кронами, луга, птицы, античные развалины и др.
Клод Лоррен является родоначальником идиллического пейзажа.
Индустриальный пейзаж — советская разновидность жанра городской пейзаж, в котором изображена романтика восстановления народного хозяйства, строительство крупных объектов промышленности.
Одним из основателей направления индустриальный пейзаж принято считать Константина Богаевского.
Интерьер (произошло от фр. intérieur — внутренний) — разновидность пейзажной живописи, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения.
Исторический пейзаж — пейзаж, в котором изображены исторические события с использованием архитектурных и скульптурных памятников, связанных с этими событиями.
Исторический пейзаж оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.
Каприччо (произошло от итал. capriccio, буквально — каприз, прихоть) — архитектурный пейзаж-фантазия.
Самые известные художники писавшие каприччо: Франческо Гварди, Антонио Каналетто.
Космический пейзаж — изображение космического пространства, звезд и планет, галактических пейзажей, миров будущего.
Картины космический пейзаж
Космополитические пейзажи пользовались огромной популярностью в Голландии в XVII веке.
Лесной пейзаж — разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения является изображение леса.
Картины лесной пейзаж
В лирическом пейзаже изображаемая природа одухотворяется незримым присутствием человека.
Алексей Саврасов является родоначальником лирического пейзажа в русской живописи.
Морской пейзаж , марина (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus — морской) — разновидность пейзажа, в котором основным предметом предметом изображения является море, береговые линии и скалы, сцены морского сражения или иные события, происходящие на море.
Морской пейзаж получил широкое распространение в XVII веке в стране мореплавателей и рыбаков — Голландии. Лучшие художники-маринисты того времени были В. ван де Велде, С. де Влигер, Я. Порселлис, Я. ван Рейсдал.
Парковый пейзаж — разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются сады, парки, скверы, аллеи и др. места отдыха людей.
Картины парковый пейзаж
Русский пейзаж — разновидность национального пейзажа.
Равнинный пейзаж — — разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются равнины.
Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра — мотивы романтического пейзажа.
Ярчайшими представителями романтического пейзажа в Англии были Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер и Джон Констебл, в Германии Каспар Давид Фридрих.
Сельский пейзаж — разновидность пейзажа, в котором изображена поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.
Картины сельский пейзаж
Ян ван Гойен, Саломон ван Рейсдал и Питер де Молейн являются представителями тонального пейзажа, появившегося в конце двадцатых годов XVII в.
Экстерьер — разновидность пейзажной живописи, в котором предметом изображения является изображение внешнего вида помещения.
Для эпического пейзажа характерны величавые картины природы, полные внутренней силы и бесстрастного спокойствия.
Ярким представителем эпического пейзажа был М.К.Клодт, стремившийся к созданию пейзажа-картины, представляющей зрителю целостный образ России.
Урбанистический пейзаж — городской пейзаж, в котором изображаются современные мегаполисы с большими зданиями и небоскребами.
Летний пейзаж
Осенний пейзаж
Золотая осень — одно из самых красивых времен года и поэтому часто встречается в творчестве русских художников-пейзажистов.
Зимний пейзаж
Тема зимы получила широкое распространение в искусстве северных стран Европы.
В средневековой художественной культуре изображения зимы чаще входили в циклы не времен года, а месяцев.
Каждому месяцу соответствовал свой набор трудов и развлечений. Что касается зимних месяцев, то наиболее характерными для них занятиями были охота, заготовка дров, убой свиней, к развлечениям же относились катание на коньках и игра в снежки.
Родоначальником зимнего пейзажа стала миниатюра «Месяц Февраль» братьев Лимбург.
Огромное влияние на развитие зимнего пейзажа оказало творчество великого нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего.
Зимний пейзаж в западноевропейской живописи достигает высшего расцвета в живописи голландских мастеров XVII века.
Голландский зимний пейзаж стал своеобразной визитной карточкой Голландии.
Весенний пейзаж
Весенний пейзаж часто встречается в творчестве художников, поскольку весна — это символ любви, пробуждения, обновления и молодости.
Русские художники изображают в весеннем пейзаже нежность пробуждения природы от зимнего сна — в ярких красках солнца, отражающегося в блеске тающего снега; в сочных красках тянущихся к солнцу листьев, травы и цветках весенних деревьев.
Источник
История пейзажа в живописи
История пейзажа в живописи.
В переводе с французского слово «пейзаж» (paysage) означает «природа».
Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы.
Кроме того, пейзаж это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. «Героем» такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив. Однако следует отметить, что изображение природы часто используется художниками и в других жанрах живописи, служа определенным фоном, который помогает глубже раскрыть идею, смысл, характер живописного образа.
Изображение природы часто является так же фоновой частью в графических и скульптурных произведениях других жанров. В пейзаже же художник проявляет своё отношение к природе, изображая то или иное явление, форму природного окружения человека, применив данные нововведения, пейзаж приобретает эмоциональное и идейное содержание.
Для понимания пейзажа как жанра необходимо иметь представление о пути его развития.
Наскальная живопись
История этого жанра насчитывает уже несколько тысячелетий, так как первые элементы пейзажа в наскальной живописи ученые относят к эпохе неолита. Эти древнейшие изображения включают в себя условные обозначения небесного свода, светил, стран света. Например, работа древнего художника на плато Тассилин-Аджер в Сахаре (датируемая 7 тыс. до н.э.), где был изображен схематичный рисунок природы рядом с фигурками человека.
Плато Тассилин-Аджер в Сахаре 7 тыс. до н.э.
Древний Египет
Также пейзажный мотив, как элемент настенной росписи, довольно часто встречается в гробницах правителей Древнего Египта.
Например, недалеко от селения Бени-Хасан в Среднем Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей, живших в 21-20 веках до н.э. Одна из многочисленных фресок, покрывавших стены погребальных камер, изображает дикую кошку, охотящуюся в густых зарослях. Однако, в древнеегипетском изображении природы есть только отдельные элементы пейзажа — лотос, тростник, деревья, да и роспись имеет декоративное значение.
Роспись из скальной гробницы в селении Бени-Хасан, 21-20 вв до н.э
Крито-микенская цивилизация
“Куропатки в скалах”
Среди росписей залов знаменитого Кносского дворца на острове Крит обнаружена роспись, названная исследователями “Куропатки в скалах”.
Античность
В Древней Греции и Римской республике пейзажи служили как бы декорацией жилых интерьеров, эти изображения природы очень близки к нашему пониманию пейзажа, хотя писавшие их художники имели недостаточное представление о перспективе, поэтому образы кажутся невыразительными.
Древнеримская роспись
Китайская живопись
В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ. В странах Востока философия и религия способствовали развитию искусства пейзажа, которое на многие годы опередило европейских пейзажистов. Созерцание природы, связанное с религиозным течением «дао», стало неотъемлемой частью духовной жизни и в VII-VIII веках изображение природы становится ведущим жанром в живописи.
Китайские художники рисовали на свитках, сделанных из шелковой ткани или рисовой бумаги. Вертикальные свитки с композициями – «тяо-фу» — украшали стены. Если композиция была горизонтальной — «шоу-цзюань», и в несколько метров длиной, её рассматривали на полу, как книгу. В Китае пейзаж стал своеобразным духовным общением.
Для китайских пейзажей характерен вытянутый формат с необычным размахом, словно смотришь сверху и прямо. Изображаются необычные деревья, огромные горы, беспредельные воды, крохотные фигурки людей и животных заселяют эти сказочные места. Средневековые художники Китая не изображали что-то конкретное (похожее на действительность), они писали величественную природу, какой представляли её. Китайская средневековая живопись стала основой для развития пейзажа стран Юго-Востока, в том числе и Японии.
Средневековый пейзаж
В средневековье на смену античному мировоззрению приходит другая религия — христианство, которое считало античное искусство «идолопоклонничеством и распутством». Поэтому в средневековой Европе искусство изображения природы переживало упадок, художники как бы обозначали её на картинах, не заботясь о каком-либо сходстве. В эпоху Средневековья все искусство было подчинено церковной тематике, вследствие чего пейзаж служил исключительно средой обитания персонажей и не нес самостоятельной смысловой нагрузки.
В ХIV веке в Византии заметен определенный поворот к реализму, и изображение природы приобретает наиболее конкретный характер. Кто знает, как бы далеко это зашло, если бы Византия не пала под натиском турок в 1453 году. Но её влияние уже распространилось на Италию и часть европейского континента севернее Альп.
Миниатюристы
Немаловажное значение в становлении пейзажной живописи имеют миниатюристы. Во Франции при дворах герцогов Беррийских и Бургундских в 1410-х годах творили талантливые иллюстраторы – братья Лимбург, которые создали ряд миниатюр к часослову герцога Беррийского. Это красочные и изящные рисунки, повествующие о временах года и, соответственно — полевых работах, а также развлечениях, демонстрируют зрителям природные ландшафты, которые были выполнены с высочайшим для того времени уровнем передачи перспективы.
Братья Лимбург, «Часослов герцога Беррийского».
Пейзаж Раннего Возрождения
В самом начале раннего возрождения появилась фигура художника Джотто ди Бондоне, его искусство явилось стимулом для возникновения реалистического пейзажа, хотя изображения природы у Джотто ещё очень условны.
В Эпоху Раннего Возрождения в живописи обнаруживается ярко выраженный интерес к жанру пейзажа. Несмотря на то, что здесь мы можем еще наблюдать неумение передачи пространства – оно загромождается массой ландшафтных элементов, которые не соответствуют друг другу по масштабу; известна масса картин, свидетельствующая о стремлении художников достигнуть того уровня изобразительного мастерства, когда изображения природы и человека станет целостным и всесторонне гармоничным.
Примером такой картины является полотно итальянского живописца Стефано ди Джованни, также известного по прозвищу Сасетта – «Шествие волхвов» (I пол. XV века).
Стефано ди Джованни, «Шествие волхвов», I пол. XV века.
Немаловажную роль в развитии пейзажной живописи сыграл художник XV века из Швейцарии Конрад Виц, изобразивший в своей композиции на религиозный сюжет «Чудесный улов» конкретную местность – берег Женевского озера.
Конрад Виц, «Чудесный улов»
Пейзаж Высокого Возрождения
Куда более важную роль пейзажная тематика стала играть в эпоху Высокого Возрождения.
Большое количество художников стало стремится внимательному изучению натуры, и обращаться к новейшим научным открытиям в сфере линейной перспективы. Вследствие этого пейзаж уже становится незаменимым элементом художественных сюжетов и представляет собой цельную картину.
Несмотря на очевидный скачок в развитии пейзажа, вплоть до XVI века художники использовали пейзажные мотивы лишь в качестве фонового пространства в жанровой картине, классической религиозной сцене, или же портрете. Наглядным примером данного факта служат работы Леонардо да Винчи, для которых характерна тесная и неразрывная связь человека и природы. «Чистый» пейзаж впервые мы видим на одном из рисунков Леонардо да Винчи. Позднее многие художники целиком посвящают себя этому жанру.
Леонардо да Винчи
Западноевропейский пейзаж
В ХVI веке увлечение европейцев феноменом пространства послужило мощным стимулом развития пейзажа. Потрясающий пространственный размах, скомпонованные тысячекилометровые расстояния, доступные лишь мысленному представлению — позднее их назовут «пейзажи – энциклопедии». Это хорошо заметно в работах таких мастеров, как Альтдорфер, Питер Брейгель Старший, Эль Греко «Вид Толедо».
Эль Греко «Вид Толедо»
В ХVII веке пейзаж окончательно сложился как самостоятельный жанр, и самый большой вклад в его формирование внесли художники Нидерландов. Но голландские пейзажисты не ограничивались изображением родной земли, были и такие, которые изображали итальянские пейзажи либо следовали их тенденциям — «романисты» (Клас Берхем, Ян Асселейм, Ян Бот и др).
Крупнейшими из них были Геркулес Сегенс, Якоб ван Рейсдаль и Харменс ван Рейн Рембрандт. В их пейзажах реализм сочетается с романическим началом, тщательная отделка вещей их менее волновала, чем её философский смысл и эффект при её созерцании.
Иное изображение природы наблюдается у фламандского художника Питера Пауля Рубенса, его восприятие формировалось под влиянием барокко. Барокко — это склонное к преувеличениям и гиперболам художественное направление, в котором вымысел соседствует с реальным изображением мира. Талантливый художник Рубенс стал главой фламандской школы, а принципы барокко перенес на изображения природы. Пейзаж Рубенса — сочиненный пейзаж, героизированный, идеальный, собирательный образ. Отсюда в его картинах панорамный размах идущий от традиций ХVI века.
И в искусстве Франции этот жанр получил распространение, в частности в творчестве Никола Пуссена и Клода Желле (Клода Лоррена), хотя в их пейзажах есть все необходимые приметы классицизма. Пейзаж классицистов — это своего рода пейзаж-декорация, который для художника важнее спектакля. Для художников характерен принцип передачи глубины пространства, известный ещё художникам ХVI века. В целом, для представления всех европейских школ в ХVIII веке (реализм, барокко, классицизм) характерен романический образ природы, стремление передать её переходное состояние.
Реалистический пейзаж
ХIХ век стал новым расцветом реалистического пейзажа. Формировались национальные школы пейзажа в Европе и России.
Импрессионисты и постимпрессионисты
Тем не менее, уже в том же XIX веке импрессионисты сумели окончательно преодолеть условности классического метода. Это определение в истории искусства обязано появлению небольшого этюда Клода Моне — «Впечатление — восход солнца». Импрессионизм освободил художников от академических ограничений, сочиненной композиции, замкнутости холста. Их картины пленяют голубизной влажного неба, золотистой тональностью солнечного воздуха, необыкновенными красками.
По-иному подошли к решению образа природы постимпрессионисты — Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген. Эти художники прошли школу импрессионизма, взяв на вооружение высветленную, изысканную палитру. Они стремились передать весомость материального мира, статичность композиции, прибегая к декоративно-пластическому решению, вкладывая в образ природы символическое значение.
Пейзаж в ХХ веке
Как не удивительны казались в свое время пейзажи импрессионистов и постимпрессионистов, в их основу положен традиционный принцип пропорционального изображения. Но в ХХ веке появляется нечто совершенно новое, необычное. Это кубизм, первыми представителями которого были французские художники Жорж Брак и Пабло Пикассо. В основе кубизма лежит расчленение форм на их произвольно предполагаемые элементы, логика пропорционального отношения к элементам пейзажа-действительности уступила место логике конструирования картины как самостоятельного явления. Это был, в сущности, конец пейзажа как жанра.
Тем не менее, жанр пейзажа в европейском искусстве, конечно же, не исчез, остались другие направления, не только абстракционизм. Например, экспрессионисты стремились сделать свои произведения предельно выразительными, заостряя живописно-графические контрасты, придавая смыслу образа драматический оттенок, художники-символисты стремились передать в своих картинах сокровенный смысл образа природы, мистические тайны человеческих чувств. Пейзажный жанр интересовал также и художников-сюрреалистов — поражает своей зеркальной правдоподобностью природа в работах сюрреалиста Сальвадора Дали.
Пейзажная живопись очень изменилась, пройдя путь почти в 9 тыс. лет. Она трансформировалась из простого наскального рисунка в полотна великих мастеров, которые ничуть не уступают действительности. Тем не менее, искусство не замирает в одной точке, а продолжает развиваться. И современные художники в XXI веке также обращаются в своих работах к пейзажному жанру.
М. Иванова-Очерет, «Мыс на озере Комо»
Так, среди картин современного художника Марии Ивановой-Очерет зритель может найти выполненные с натуры, и поэтому невероятно живые, изображения природы. По своей лёгкости и наполненности воздухом и светом эти картины чем-то схожи с пейзажами импрессионистов, однако, мы можем видеть, что художник не копирует какой-либо определённый стиль, а привносит в историю жанра нечто своё, способствуя его дальнейшему развитию.
подготовила искусствовед К.И. Подлипенцева
Источник