- Жить своим умом
- Смотреть что такое «Жить своим умом» в других словарях:
- Значение словосочетания «жить своим умом»
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «жить»
- Ассоциации к слову «ум»
- Синонимы к словосочетанию «жить своим умом»
- Предложения со словосочетанием «жить своим умом»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «жить своим умом»
- Сочетаемость слова «жить»
- Сочетаемость слова «ум»
- Афоризмы русских писателей со словом «жить»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словосочетанием «жить своим умом»
- Что значит «жить своим умом»?
- Как жить собственным умом
Жить своим умом
Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .
Смотреть что такое «Жить своим умом» в других словарях:
Жить своим умом — Разг. Придерживаться своих взглядов, убеждений, быть самостоятельным в своих действиях, поступках. ФСРЯ, 494; БТС, 307; СБГ 5, 74 … Большой словарь русских поговорок
жить своим умом — Быть самостоятельным, независимым в решении жизненных вопросов, в своих поступках … Словарь многих выражений
На то человек на свет родится, чтоб жить своим умом. — На то человек на свет родится, чтоб жить своим умом. См. УМ ГЛУПОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Хороши в батраках огонь да вода, а не дай им Бог своим умом жить. — Хороши в батраках огонь да вода, а не дай им Бог своим умом жить. См. СУЕВЕРИЯ ПРИМЕТЫ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
жить — глаг., нсв., . Морфология: я живу, ты живёшь, он/она/оно живёт, мы живём, вы живёте, они живут, живи, живите, жил, жила, жило, жили, живущий, живший, живя 1. Жить означает существовать, быть живым. Жить долго. | Он жил сто лет. | Рыбы не могут… … Толковый словарь Дмитриева
жить — живу, живёшь; жил, ла, жило (с отриц.: не жил, не жила, не жило, не жили и не жил, не жило, не жили); живя; нсв. 1. Существовать, быть живым. Ж. долго. Жил сто лет. Рыбы не могут ж. без воды. Цветы не могут ж. в темноте. После операции он жил… … Энциклопедический словарь
жить — живу/, живёшь; жил, ла/, жи/ло с отриц.: не/ жил, не жила/, не/ жило, не/ жили и, не жи/л, не жи/ло, не жи/ли, живя/; нсв. 1) а) Существовать, быть живым. Жить долго. Жил сто лет … Словарь многих выражений
жить — живу, живёшь; прош. жил, ла, жило (с отрицанием не жил, не жила, не жило, не жили); деепр. живя и (прост.) живучи; несов. 1. Существовать, быть живым. Желаю одного: чтобы вы и он жили долго, очень долго. Герцен, Кто виноват? Вы слышали, Букреев,… … Малый академический словарь
УМ — ГЛУПОСТЬ — Дурак давку любит. Свалка дураков простор. Олух на олухе едет, олухом погоняет. Осел на осле, дурак на дураке. Дураками свет стоит (или: красится). У них, у всех, никак, мозги набекрень. Что ни дурень, то и бабин. Сдуру, что с дубу. Спроста, что… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
УМ — муж. общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить; это одна половина духа его, а другая нрав, нравственность, хотенье, любовь, страсти; в тесном значении ум или смысл, рассудок, есть прикладная,… … Толковый словарь Даля
Источник
Значение словосочетания «жить своим умом»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: всенародный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «жить»
Ассоциации к слову «ум»
Синонимы к словосочетанию «жить своим умом»
Предложения со словосочетанием «жить своим умом»
- И вот в один прекрасный момент родители осознают, что их дитя уже пытается жить своим умом – первые столкновения, первое непонимание.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «жить своим умом»
- Тут все в войне: жена с мужем — за его самовольство, муж с женой — за ее непослушание или неугождение; родители с детьми — за то, что дети хотят жить своим умом ; дети с родителями — за то, что им не дают жить своим умом; хозяева с приказчиками, начальники с подчиненными воюют за то, что одни хотят все подавить своим самодурством, а другие не находят простора для самых законных своих стремлений; деловые люди воюют из-за того, чтобы другой не перебил у них барышей их деятельности, всегда рассчитанной на эксплуатацию других; праздные шатуны бьются, чтобы не ускользнули от них те люди, трудами которых они задаром кормятся, щеголяют и богатеют.
Сочетаемость слова «жить»
Сочетаемость слова «ум»
Афоризмы русских писателей со словом «жить»
- Жил честно, целый век трудился
И умер гол, как гол родился.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словосочетанием «жить своим умом»
И вот в один прекрасный момент родители осознают, что их дитя уже пытается жить своим умом – первые столкновения, первое непонимание.
Ужели оттого, что ты долго пробыл среди еретиков, суетное стремление жить своим умом заставило тебя забыть о почтительности и послушании?
Человек – создание, по меньшей мере, недальновидное, особенно когда сам берётся утверждать, что счастлив, или полагает, что способен жить своим умом.
Источник
Что значит «жить своим умом»?
Что входит в это понятие в привычном смысле, напишут другие авторы, а я напишу правду ).
А правда такова — «жить своим умом» в принципе невозможно.
Причин несколько. Например, живут люди, руководствуясь разумом, ибо ум не может быть руководством к действию. Ум и разум — разные вещи. Ум — инструмент, его функции — принятие и отвержение, это триггер, переключатель, он привязан к органам чувств, он оперирует логикой. Без логики — это животное, с логикой — это робот с обратной связью. Человека делает человеком разум. Но, поскольку тема неочевидна, замнём для ясности.
А вот это должно быть более очевидно для многих — откуда мы берём правила жизни, согласно которым и живём? «Своим умом», конечно, живём, но откуда мы его взяли? А с миру по нитке. Там услышали да не поняли, там недоучили, там недодумали, где чего понахватались, и сами не помним. На 95% зависим от окружения. Если выросли в Европе, то католики, если на Востоке, то мусульмане или индуисты, а если в бедной России — то атеисты. Но с крестиками, т.к. атеисты от христианства. Причём всё это обычно внешне и номинально, без понимания и постоянного обучения. «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. «
И где здесь «своим умом»? Просто гордость. Гордыня. Намного честнее те люди, которые знают, откуда они взяли свои знания, и которые могут на них сослаться. Которые приняли систему, целостную, и живут согласно ей. Они сверяют свои действия с этим знанием, с книгами, словами учителей и понимают, к чему ведут их действия.
А человек, живущий «своим умом» — либо неразвитый ребёнок, который сам всё делает по-своему из невежества и самоутверждения, либо циник, который всё уже знает и потому ничему больше уже научиться не может. И знание его мертво, и приводит к омертвению его действий и всей его жизни.
Плод, который не развивается, не зреет, а уже созрел — начинает гнить.
Век живи — век учись.
Надо жить своим умом.
Я не согласен с предыдущим автором. Жить своим умом можно и нужно. Это означает принимать решения самому, а не с подачи другого человека. Это в общем смысле. Если конкретно, то человек, живущий своим умом конечно не отвергает чужое мнение, в том числе и информацию из самых разных источников. Человек должен так перерабатывать «чужую» информацию, чтобы она стала его, собственной. Это как еда, ведь мы едим самую разную еду, но наш организм перерабатывает его так, что все полезное усваивается и остается в организме, а ненужное так или иначе покидает его.
Если же человек не имеет своего мнения, то из него не получится ничего толкового. Он так и останется всю жизнь в тени, и покинет мир также незаметно, как многие другие.
Жить своим умом означает иметь свое мнение по всем жизненным вопросам.
Источник
Как жить собственным умом
Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
У деятелей Просвещения был девиз: «Имей мужество пользоваться своим собственным умом». Это — слова Иммануила Канта. Праматерь Ева, вопреки слову Творца, «дерзостно вкусила бессловесной снеди».
Последствия были катастрофичны и для нее, и для всех нас. Может быть, она просто попробовала воспользоваться собственным умом? С тех пор вопрос: как правильно поступить, «разрешить» ли себе тот или иной поступок или нет, мучает каждого человека практически ежедневно.
Первые люди дерзнули поступить вопреки предупреждению Бога. Да, идея вкусить запрещенного плода родилась не у Евы, и не у Адама. Не собственным умом они это совершили — это был совет лукавого, который подбивал их к греху. Но все же последнее слово оставалось за ними, и они жестоко ошиблись.
Человеку изначально дана способность пользоваться своим умом и вместе с этим дана ответственность за его использование. Попытка избавиться от собственного ума — это, прежде всего, попытка избавиться от ответственности. В легенде о Великом Инквизиторе из романа Достоевского «Братья Карамазовы» повествуется именно об этом. Инквизитор говорит Христу, что они освободили людей от свободы, тем самым освободив их от ответственности. Отныне людям прямо объявляется, что делать и что не делать. Но и ответственность за их действия лежит на Инквизиторе, а не на них самих. И люди довольны.
Христос же принес людям свободу, но со свободой сопряжена и ответственность. Надо в течение всей жизни учиться достигать главной цели жизни человека — Богообщения и правильно распоряжаться свободой.
«Бессловесная снедь», которую дерзостно вкусила Ева, это то, что положило начало магии. Господь сказал: чтобы достичь обожения, надо трудиться, возделывать рай, самого себя, совершенствовать свой дух. Ведь цель у Адама и Евы была: «стать как боги». Но достичь этой цели надо было путем достаточно сложным, путем труда над самим собой. А тут дьявол предлагает иной, более легкий путь: не надо никакого труда, достаточно съесть запрещенный плод, и цель достигнута.
На современном языке это звучит примерно так: «нажми на кнопку, получишь результат». Это то, чем мы болеем до сих пор: нам хочется быстрого результата. Часто люди приходят в храм и спрашивают: «что сделать, чтобы. » И далее может следовать все, что угодно: чтобы муж не пил, чтобы сын поступил в институт, дочь вышла замуж, чтобы в семье появились дети, чтобы исцелиться от тяжелой болезни. «И что сделать, чтобы это произошло?»
И люди ждут примерно такого ответа: прочти двадцать раз то и то, съешь просфорку оттуда-то, возьми землицы с той-то могилки, выпей водицы оттуда, запиши на сорок дней с припиской «страждущий» и все будет хорошо. И если батюшка раздает такие рецепты, он весьма популярен в народе. Особенно, если у одного-двух получится достичь своей цели. Но это именно путь змея, то, на чем дьявол поймал первых людей: «съешь плод, и станешь богом».
Святые отцы всегда выступали против такого метода. В Великом каноне преподобного Андрея Критского мы постоянно слышим призыв к действию: «Бодрствуй, душа моя; будь мужественна, как великий из патриархов, приобретая себе деяние с разумением, да будешь умом, видящим Бога».
И сегодня истинные пастыри не на могилку отправят за помощью, а к Богу призывают обратиться с покаянной молитвой. У святых отцов мы часто слышим: не доверяйте собственному мнению. К примеру, святитель Феофан Затворник пишет: «У всех отцов-руководителей встречается урок — не доверять своему уму… Если ты при каждом деле, не доверяя себе, ищешь вразумления от Подателя всякой премудрости, то право течешь. Поступая так, ты подражаешь пророку, который молился Богу: «Господи, по словеси Твоему вразуми мя»… — научи, как понять что-либо из встречающегося в жизни или в Писании, или как поступить в предлежащем случае».
«Не иметь своего мнения» — для современного человека это звучит как оскорбление. На самом деле человек разумный подойдет к решению любых вопросов очень осторожно: если он в чем-то не разбирается, он это поймет и постарается воспользоваться наработанным опытом других людей, которые до него уже изучили эту область досконально. Если человек хочет сделать ремонт в квартире, он не будет придумывать все с нуля, а посмотрит, как это делали другие люди, почитает соответствующие руководства. Дело же не в том, чтобы принципиально высказать свое мнение вопреки другим, а в том, чтобы это мнение было разумным.
И в духовной жизни, если человек хочет что-то предпринять, он постарается изучить опыт святых отцов, посоветоваться с опытным руководителем. И главное, если мы верим Богу, будет разумно всегда, перед любым делом, в том числе перед составлением собственного мнения, попросить Его о помощи и вразумлении, о содействии.
У Адама и Евы не было возможности прочесть творения святых отцов, но у них был Сам Бог, к Которому они могли обратиться и спросить: вот мол, змей предлагает то-то и то-то. Их ошибка заключалась в том, что они не стали этого делать, а поступили самонадеянно, положились на свой разум.
Но в то же время мы имеем примеры, что личную инициативу — дерзновение — Господь поощряет. Но здесь вопрос, в каком случае это происходит? Он говорит кровоточивой жене: дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя. Она, как и Ева, проявила свою инициативу, тоже сделала то, что ей нельзя было делать. В состоянии, в котором она пребывала, ей запрещено было прикасаться к людям. Но она дерзнула и коснулась Христа. И Господь ее ублажает.
Дело в том, что цели у Евы и у этой женщины были разные. Причем, у кровоточивой жены вряд ли была цель спастись, а просто — получить здоровье, была вера, что Христос может совершить исцеление. И это оказалось правильной целью. Получить исцеление, прикоснувшись к Богу, как источнику здоровья — это правильно. А сделать нечто вопреки слову Божию — неправильно. Господь сказал: действуй так и так, и не делай так, а человек посчитал себя умнее Бога и слова Божии оказались для него неважны. Итак, любое действие определяется целью — зачем человек это делает. Дерзновение к правильной цели поощряется, а к неправильной — осуждается.
Правильная цель — это все, что приближает нас к Богу. Наша задача — через любые свои поступки приближаться к этому единству, хранить и укреплять его. Все наши действия, которые помогают в этом — правильные. Те действия, которые нарушают наше единство с Богом, суть грех. Не надо думать, что речь идет о сверхъестественных поступках. Это могут быть самые обычные повседневные действия, ведь наше единство с Богом определяется через единство с ближним. «Не любящий брата своего, — вопрошает апостол Иоанн Богослов, — как может любить Бога?» (1 Ин. 4,20) По заповеди Христа мы с ближними должны поступать так, как хотим, чтобы с нами поступали люди (Мф. 7,12). Правильные отношения к ближним приближают нас к Богу.
К примеру, едет человек за рулем, впереди лужа, а на тротуаре стоят пешеходы. Он может пренебречь ими, чтобы не утруждать себя, и проехать по луже, обрызгав всех с ног до головы. Формально он как бы ничего не нарушил, не его же вина, что на дороге лужа. Но может поступить иначе: постараться объехать лужу, чтобы никого не обрызгать. Нет возможности объехать — можно снизить скорость. Может там стоит первоклассница с букетом цветов, идущая первый раз в школу? Какое будет для нее разочарование, когда увидит свой белый фартучек весь в грязных пятнах? Правильно будет, увидеть стоящих людей и проехать так, чтобы не навредить им.
Как же нам нарабатывать рассуждение, чтобы наши поступки приближали нас к Богу? Чтобы не кидало нас из огня да в полымя — в разные неприятные ситуации, когда задним числом кусаем локти. Надо непрестанно обращаться к Богу, не преставать просить у Него помощи. Учиться противоречить своей страсти там, где у человека есть хоть чуть-чуть власти прекословить ей. Особенно важно поднапрячься и уделить этому как можно больше сил и внимания в дни Великого поста. Пост быстро проходит, как и все время нашей жизни. Давайте попробуем успеть в оставшиеся дни до Пасхи хоть что-то изменить в своей жизни в сторону добра. Жить собственным разумом, значит измерять, приближают ли наши мысли, дела и поступки к Богу, или нет.
Источник