- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на 4 Цар. 2:2
- Прп. Ефрем Сирин
- Лопухин А.П.
- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Пс. 17:47
- Свт. Афанасий Великий
- Блж. Феодорит Кирский
- Евфимий Зигабен
- Архиеп. Ириней (Клементьевский)
- Прот. Григорий Разумовский
- жив Господь
- Смотреть что такое «жив Господь» в других словарях:
- жив\ Господь
- Смотреть что такое «жив\ Господь» в других словарях:
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на 4 Цар. 2:2
Прп. Ефрем Сирин
И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя
Действительно, Илия, живший с тех пор вместе с Елисеем, которого он посвятил в пророки в соответствии с Божественным предсказанием, как уже было сказано, находился с ним неразлучно, ведя тот же образ жизни. Когда Илии предстояло быть вознесённым на небо в огненной колеснице, уйти и подняться в облака в вихре, сбивающем нас с ног на земле, он, уже пересекший Галгал и собиравшийся отправиться в Вефиль, приказал Елисею остаться в Галгале. Но Елисей совсем не послушался его и не ушел от него, ибо эти слова влекли его, вместо того чтобы остановить. В конце концов Илия взял его с собой. Когда оба пришли в Вефиль, где провели несколько дней, Илия собирался пойти в Иерихон в одиночку и снова, во второй раз, повелел Елисею не ходить с ним. Но как и прежде он продолжал упираться и упрямствовать, будто чувствовал душевную боль при мысли, что его разлучат с его господином. Поскольку Илия не знал, что делать, то согласился снова идти с ним. За ними следовали еще пятьдесят человек; то были сыны пророков.
Комментарии на 4-ю книгу Царств.
Лопухин А.П.
Ст. 2-6 И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон. И подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба
По-видимому, пророк Илия имел лишь общее предчувствие, основанное на общего характера откровении, что пришло время его преставления от земной жизни: в таком общем виде могли быть осведомлены от него и пророк Елисей и сыны пророческие (ст. 3); но обстановки и подробностей предстоящего события не узнали не только последние и пророк Елисей, но, вероятно, и сам пророк Илия: на это указывает условная форма речи пророка Илии Елисею (ст. 10): «если увидишь, как я буду взят от тебя…» Ввиду этого, не зная, угодно ли Богу, чтобы даже Елисей был свидетелем последних минут его земной жизни, а также по понятному желанию уединения в эти минуты от всего житейского, от мира и людей, пророк Илия не раз уклоняется даже от Елисея; этим вместе он мог испытывать любовь и преданность этого ближайшего к нему ученика, давно предназначенного ему в преемники (3 Цар XIX:16, 19). Здесь же намечается та особенность всей будущей деятельности пророка Елисея, что она совершалась в постоянном взаимообщении с «сынами пророческими» бене-небиим (ст. 3, 5, 7, 15), всюду выступающими и в последующей деятельности пророка Елисея (4 Цар IV:1, 38; V:22; VI:1), тогда как пророк Илия действовал одиноко (3 Цар XIX:14). Может быть, развитие института «сынов пророческих» (см. замечание об этом институте в 3 Цар XX:35) в данное время вызывалась особенной напряженностью борьбы истинной религии Иеговы с языческими культами, а также и с культом тельцов; на борьбу с последним указывает сосредоточение сынов «пророческих» в Вефиле и Галгалах — главных (наряду с Даном и др. городами) пунктах служения золотым тельцам (ср. Ам IV:4; V:5; Ос IV:15 и др.). Самое посещение пророком Илией этих местностей в последние минуты жизни имело целью, вероятно, вящшее укрепление сынов пророческих в теократической задаче их служения (характер успокоительного увещания к сынам пророческим имеют и слова Елисея к ним: «я также знаю, молчите» ст. 3).
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 17:47
Свт. Афанасий Великий
Жив Господь, и благословен Бог мой: и да вознесется Бог спасения моего
Жив Господь, и благословен Бог мой. Весьма кстати возгласил: жив Господь, потому что упомянул о пререкании людей, в котором вопияли, говоря: возми, возми, распни Его (Ин. 19,15).
И да вознесется Бог спасения моего. Хотя и смирил Себе, зрак раба приим, но Он превознесен. Это подобно сказанному: Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякого имени (Фил. 2,7; 9).
Толкование на псалмы.
Блж. Феодорит Кирский
Жив Господь, и благословен Бог мой: и да вознесется Бог спасения моего
Упомянув о пререкании Иудеев, дает разуметь страдание и по страдании воскресение. И поелику Иудеи имеют обычай распятаго называть мертвым; то сам взывает: «жив Господь, и благословен Бог мой: и да вознесется Бог спасения моего». Не только жив, но возшел паки на небеса, и подает спасение желающим.
Евфимий Зигабен
Жив Господь, и благословен Бог мой: и да вознесется Бог спасения моего
Жив Господь
Давид это пророчествует о воскресении Господа, по Фодориту, тем иудеям, которые думали, что Он остался мертвым навсегда. Он вопиет к ним, что Христос живет, ибо воскрес в третий день.
И благословен Бог
Бог, говорит, достоин быть благословляем и прославляем.
И да вознесется Бог спасения моего
Сими словами Давид умоляет Господа вознестись на небеса, чтобы взойдя туда, ниспослал Утешителя на Апостолов, имевших пойти на проповедь Евангельскую. В древности Сын был Богом создания, а теперь Богом воссоздания, или спасения. Слово: моего, прибавил Давид, потому что спасение чрез Христа он почитал общим—своим и нашим. Можно впрочем разуметь слова сии и иначе—в отношении к делу Давида. Живет, говорит, Господь, то есть, вечен,— ни начала ни конца не имеет; но всегда есть. Ибо Давид имеет обыкновение для пользы слушателей к прочим словам примешивать наставления. Он благословен за те чудеса, которые Он совершил. А слово: да вознесется, поставлено, вместо: да почитается от нас великим и высоким.
Архиеп. Ириней (Клементьевский)
Жив Господь, и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего,
В сем месте описывается такое обстоятельство, которое при завоеваниях обыкновенно случается. Ибо народы, покоренные победителем, хотя с покорностию и унижением покланяются ему, но с притворным и принужденным смирением сие творят: ибо рабски, а не добровольно повинуются. Они всегда готовы к измене и бунту. Почему сынами чужими нарицаются здесь иноплеменные побежденные народы, которые прежде были свободны, а ныне принуждены смириться пред Давидом, хотя и притворно. Сие самое прилично можем приложить и ко Христу, к Которому хотя многие поклонники приходят, но не с чистым сердцем; и потому прилично Дух Святый нарицает их сынами чуждими. Прилично таковыми нарицаются и Иудеи, которые будучи усыновлены Богом, сами себя соделали чуждыми, быв неблагодарны к благодетелю. Тако и чрез пророка Иеремию глаголет о них Бог: како превратился еси в горесть виноград чуждий? Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен (Иер. 2:21). Следующие слова: сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих, по смыслу таинственному, относятся к Иудеям и означают крайнее ожесточение и упорство их, в котором они состарелись и, совратившись от стезей благочестия, погибли. А по смыслу буквальному, относятся к покоренным иноплеменным народам, из которых иные состарелись у Давида в рабстве, иные исчахли в темницах, иные померли в узах. В словах: охромоша от стезь, содержится метонимия знака. Ибо невольники, носящие узы, обыкновенно кажутся хромающими; за сим следует молитва, которою Пророк заключает псалом, хваля и прославляя Бога.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Прот. Григорий Разумовский
Ст. 47–49 Жив Господь, и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего, Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя. Избавитель мой от враг моих гневливых: от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя
В этих и следующих за ними стихах содержится молитвенная песнь Давида, в которой, повторив в кратких словах сказанное в предыдущих стихах о помощи Божией, оказанной ему в борьбе против врагов, выражает хвалу и прославление Бога. Он как бы так говорит: да живет Господь Бог, надежда моя! И да будет благословен и препрославлен виновник спасения моего – Бог, Который даровал мне победы, отомстил за меня и покорил мне народы. Боже, Ты избавил меня от врагов моих буйных, над восстающими на меня Ты возвысил меня: от мужа неправедного Ты избавишь меня! Что касается таинственного смысла этих изречений, то словами: жив Господь, по мнению св. отцов (св. Афанасия [3, с. 86] и блж. Феодорита [6, с. 81]), Сам Спаситель обличает неверующих иудеев, которые имеют обычай распятого Иисуса называть мертвым. Не только жив, говорят, но восшел паки на небеса и подает спасение верующим. Под отмщением те же отцы разумеют наказание неверных иудеев, а под людьми покоренными – язычников, приведенных к вере в истинного Бога и покорившихся Христу. Под именем врагов гневливых разумеют народ иудейский, а под именем мужа неправедна – Иуду Искариота, а также Пилата, безвинно осудившего Иисуса Христа на смерть.
Объяснение священной книги псалмов.
Источник
жив Господь
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .
Смотреть что такое «жив Господь» в других словарях:
жив\ Господь — жив Госп’одь (и жива душа твоя)! древнее выражения типа клятвы, означающее буквально: «как Господь жив (и ты жив), так верно то, что. » (напр., см. 4Цар.2:2 ) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Господь с ним (с ними, с ней) — Устар. Пусть поступает, как хочет. Выражение безразличия к чьим либо делам, поступкам и т. п. И из городу были, и из деревень были [гости], и купцы были: всякие были. Да ну их господь с ними. Вы то как без меня поживали? спросила Манефа… … Фразеологический словарь русского литературного языка
2Цар.22:47 — Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог, убежище спасения моего, Втор.32:40 Пс.41:3 Иез.14:16 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
3Цар.18:10 — Жив Господь Бог твой! нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал государь мой искать тебя; и когда ему говорили, [что тебя] нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя; 3Цар.17:12 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Вторая книга Царств 22:47 — Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог, убежище спасения моего, Втор.32:40 Пс.41:3 Иез.14:16 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Пс.17:47 — Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего, Втор.32:40 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Псалтирь 17:47 — Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего, Втор.32:40 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Третья книга Царств 18:10 — Жив Господь Бог твой! нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал государь мой искать тебя; и когда ему говорили, [что тебя] нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя; 3Цар.17:12 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
БОГ — [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия
ИЕРЕМИИ ПРОРОКА КНИГА — в каноне ВЗ входит в состав разд. «Пророки». Авторство, время и место написания В И. п. к. содержатся указания, позволяющие исследователям сделать вывод, что книга создавалась в неск. этапов. Прор. Иеремия писал ее долгие годы (примерно с 625 по… … Православная энциклопедия
Источник
жив\ Господь
Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии . В.П. Вихлянцев . 2003 .
Смотреть что такое «жив\ Господь» в других словарях:
жив Господь — жив Госп’одь (и жива душа твоя)! древнее выражения типа клятвы, означающее буквально: «как Господь жив (и ты жив), так верно то, что. » (напр., см. 4Цар.2:2 ) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Господь с ним (с ними, с ней) — Устар. Пусть поступает, как хочет. Выражение безразличия к чьим либо делам, поступкам и т. п. И из городу были, и из деревень были [гости], и купцы были: всякие были. Да ну их господь с ними. Вы то как без меня поживали? спросила Манефа… … Фразеологический словарь русского литературного языка
2Цар.22:47 — Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог, убежище спасения моего, Втор.32:40 Пс.41:3 Иез.14:16 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
3Цар.18:10 — Жив Господь Бог твой! нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал государь мой искать тебя; и когда ему говорили, [что тебя] нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя; 3Цар.17:12 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Вторая книга Царств 22:47 — Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог, убежище спасения моего, Втор.32:40 Пс.41:3 Иез.14:16 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Пс.17:47 — Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего, Втор.32:40 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Псалтирь 17:47 — Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего, Втор.32:40 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Третья книга Царств 18:10 — Жив Господь Бог твой! нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал государь мой искать тебя; и когда ему говорили, [что тебя] нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя; 3Цар.17:12 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
БОГ — [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия
ИЕРЕМИИ ПРОРОКА КНИГА — в каноне ВЗ входит в состав разд. «Пророки». Авторство, время и место написания В И. п. к. содержатся указания, позволяющие исследователям сделать вывод, что книга создавалась в неск. этапов. Прор. Иеремия писал ее долгие годы (примерно с 625 по… … Православная энциклопедия
Источник