Обществознание 7 класс учебник Боголюбов итоговое повторение глава 1
Вопросы для итогового повторения к главе 1
Страница 152
Вопрос 1. Что значит жить по правилам?
Жить по правилам означает вести нормальный образ жизни, не нарушая при этом установленных государством и обществом правил. В любом обществе существуют определенные нормы, которые регулируют действия людей. Если человек следует этим нормам, то он живет по правилам.
Вопрос 2. Какие правила существуют в обществе?
В обществе существуют разнообразные правила, но все они имеют общий смысл – регулирование поведение человека. Общественные нормы по-другому называются социальными нормами. Они разделяются на несколько видов:
- По направленности – предписывающие и запрещающие.
- По степени обязательности – нормы-правила и нормы-ожидания.
- По форме – формальные и неформальные.
Вопрос 3. Что такое права человека? Где проходит граница прав человека?
Права человека – это возможность совершать какие-либо действия для поддержания нормальных условий жизнедеятельности. Каждый гражданин с рождения имеет неотчуждаемые права, например, право на жизнь, на семью, на жилище, на образование.
Граница прав человека проходит там, где начинается право другого. Права, данные гражданину, не должны нарушать общественного порядка и личную жизнь других граждан.
Вопрос 4. Какие группы прав существуют?
Существует 4 группы прав:
- Гражданские (личные) права: право на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство.
- Политические права: возможности граждан участвовать в жизни государства.
- Экономические и социальные права: право на социальную защиту, на наследство, на образование, на собственность.
- Культурные права: свобода творчества, право на участие в культурной жизни общества.
Вопрос 5. Как права человека связаны с обязанностями?
У каждого человека есть не только права, но и обязанности. Они закреплены в тех же нормативно-правовых актах, что и права. Права и обязанности не могут существовать друг без друга: если убрать что-то одно, то не будет действовать и другое.
В качестве примера будет приведена ситуация. Человек заболел и решил отправиться на прием к доктору, ведь он имеет полное право на получение медицинской помощи. А в этот день медицинский работник решил не идти на работу, а остаться поспать подольше.
Таким образом, не была выполнена обязанность одного человека, в результате чего другой не смог реализовать свое право.
Вопрос 6. Почему важно соблюдать законы?
Законы важно соблюдать для того, чтобы устанавливать и поддерживать порядок в обществе. Отсутствие законов грозит бедами, войнами и другими страшными последствиями. Если человек не будет соблюдать закон, то он будет действовать только в личных интересах. Из-за этого пострадает другой гражданин, и нормальная жизнь в обществе будет невозможна.
Вопрос 7. В чем состоит воинский долг? Как можно подготовиться к его исполнению?
Воинский долг – это обязанность гражданина поступить на срочную службу и придти на помощь своему Отечеству во время военных действий.
Для того чтобы подготовиться к его исполнению, нужно сначала хорошо учиться в школе, развивать в себе физические навыки и стойкий характер, а затем по достижении 18 лет пройти комиссию в военкомате и отправиться на службу.
Вопрос 8. Что такое дисциплина?
Дисциплина – это порядок поведения людей, который соответствует установленным в обществе нормам права и морали. Дисциплина может быть обязательной и специальной. Обязательная дисциплина включает в себя правила, которые должен соблюдать каждый гражданин. Специальная же подразделяется на несколько более узких разновидностей, характерных для определенной организации, например, воинская, школьная, трудовая.
Вопрос 9. Какое поведение называют правомерным, а какое – противоправным?
Поведение называется правомерным только в том случае, если оно соответствует всем нормам права и морали, установленным в обществе.
Противоправное поведение – это такое поведение, которое нарушает права и свободы других граждан, а так же общественные законы.
Вопрос 10. Как закон охраняет справедливость?
Закон встает на охрану справедливости. Справедливость – это такое положение в обществе, при котором все равны друг перед другом, и каждый получает то, что заслужил.
По закону все люди считаются равными перед судом. Каждый гражданин имеет ряд обязанностей и прав, которые одинаковы для всех. Таким образом закон позволяет устанавливать и сохранять справедливость в обществе.
Вопрос 11. Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?
На территории Российской Федерации выделяют 5 основных видов правоохранительных органов, перед каждым из которых стоят определенные задачи:
- Суды занимаются обеспечением законности в обществе и правосудием;
- Прокуратура следит за соблюдением законов и защищает государство на суде;
- Полиция охраняет права и свободы граждан, поддерживает общественный порядок и обеспечивает безопасную жизнь гражданам;
- Федеральная служба безопасности пресекает любые попытки преступлений против государства;
- Таможня осуществляет контроль за законностью любых перемещений за границу.
Несмотря на разнообразие задач, перед каждым правоохранительным органом стоит главная цель – защитить права и свободы человека.
Источник
§ I. Что значит жить по правилам. —
1. Подбери 2-3 синонима к слову «правила». Объясни смысл, объединяющий эти слова.
Правило — требование для исполнения неких условий (норма на поведение) всеми участниками какого-либо действия (игры, правописания, судебного процесса, организации, учреждения), за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание.
Закон – в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.
Обычай – унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд» («ритуал»); однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера обычая ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни. Обряд же только разновидность обычая, символ определенных социальных отношений, в то время как обычай может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов.
Порядок – 1) состояние благоустройства и налаженности, систематичность, правильность в расположении чего–нибудь. 2) Последовательность, ход. 3) Способ, метод, путь в осуществлении чего–нибудь. 4) Строй, системы управления, режим.
Для чего, по твоему мнению вводятся правила?
Правила необходимы для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, чтобы была какая-то грань, за которую переступать нельзя. Если эту грань переступает человек, то за нарушение правила он должен отвечать по закону.
2. Читая учебник, ты узнал, что правила, регулирующие жизнь общества или социальные нормы, разнообразны: они регулируют различные области деятельности людей, содержат различные по характеру нормы. Приведи примеры различных социальных норм. Заполни таблицу.
Правила | Социальные нормы | |||
по направленности | по степени обязательности | |||
предписания | запрещения | нормы-правила | нормы-ожидания | |
гигиены | чистить зубы, умываться | не умываться, не чистить зубы, не ухаживать за собой | мыться, ухаживать за собой | мыться часто, тщательно чистить зубы |
дорожного движения | включение поворотников, аккуратное вождение | проезд на красный свет, разворот через две полосы | проускать пешеходов, ехать на зеленый свет | аккуратное вождение |
поведения в общественном транспорте | уступать место пожилым и детям | бегать, ругать, выпрыгивать на ходу | не бегать, не ругаться, не выпрыгивать из салона | уступать места пожилым людям, жещинам и детям |
этикета | не опаздывать, быть вежливым | опаздывать, быть грубым | вежливость, порядочность | не опаздывать, быть вежливым |
поведения в школе | учиться на отлично, посещать все уроки | плохо учиться, прогуливать уроки | учиться, не прогуливать | учиться, посещать уроки |
3. Ниже приведён перечень норм. Все они, за исключением двух, относятся к неформальным социальным нормам:
1) умываться и чистить зубы по утрам;
2) оплатить проезд в общественном транспорте;
3) уступить место пожилому человеку;
4) здороваться со старшими;
5) помочь инвалиду перейти улицу;
6) убрать мусор после пикника на природе.
Отметь нормы, выпадающие из этого ряда.
Неформальные социальные нормы – это складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается, люди должны придерживаться без принуждения.
Формальные социальные нормы – нормы представляют собой специально разработанные и установленные правила поведения. Главное место здесь принадлежит правовым нормам – содержащимся в законах, указах, постановлениях и других нормативных актах. Они защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны.
4. Соотнеси понятия и определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.
Запиши в таблицу цифры под соответствующими буквами
5. Прочитай фрагмент «Поучения детям» Владимира Мономаха (XII в.) и выполни задания.
«Еде и питью быти без шума великого, при старых молчать, пре-мудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутёвыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держать книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почёт. Всего же более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его».
1) Соблюдение каких правил считалось проявлением хорошего воспитания в Древней Руси?
Не шуметь во время еды, уважать старших, быть дружелюбным со сверстниками, не обижать маленьких, не разговаривать с незнакомыми, не гордиться, не избегать бедных, помогать бедным, сиротам, вдовам, не заниматься самосудом.
2) Какие качества человека ценились больше всего?
Порядочность, гуманность, послушание, вдумчивость, ум, трудолюбие, честность, щедрость
3) Сравни выписанные тобой нормы поведения с современными требованиями. Есть ли сходство? В чём оно проявляется?
В наше время ценности практически не изменились, все так же в почёте порядочность, гуманность, послушание, вдумчивость, ум, трудолюбие, честность, щедрость, доброта, смелость.
6. Объясни понятие и заполни схему.
Санкция — элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило. Мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемое обществом или группой отклонение от норм.
7. В учебнике приведён фрагмент «Сетикета» — сборника правил для пользователей Интернета. Один из пользователей, познакомившись с нормами «Сетикета», воскликнул: «Я не увидел здесь ни одного нового правила! Всё это нормы нашей повседневной жизни». Прав ли пользователь, решивший, что основу «Сетикета» составляют правила общего характера? Своё мнение обоснуй.
Сетевой этикет — правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство.
Пользователь, решивший, что основу «Сетикета» составляют правила общего характера, прав. В повседневной жизни люди должны быть воспитанными, лояльными, вежливыми, не употреблять ненормативную лексику и т д. В Сети точно также нужно вести себя корректно.
Какие правила «Сетикета» актуальны только для пользователей Сети?
Когда используешь компьютерную связь, перед тобой нет лица собеседника. и ты должен думать как ты будешь выражать эмоции.
Флуд — это сообщения в интернет-форумах и чатах, не несущие никакой полезной информации. Флуд распространяется как от нечего делать, так и с целью троллинга, например, из желания кому-то досадить.
Спам — сообщения, присылаемые вам от неизвестных людей или организаций, которым вы не давали на это разрешения. Наиболее часто термин «спам» употребляется в смысле «почтовый спам» — рассылка электронных писем, содержащих рекламу.
Хотлинк — включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сервера. Этот прием используется недобросовестными вебмастерами, которые заставляют браузер посетителя загружать картинки с чужого сервера. Тем самым расходуются чужие ресурсы и трафик.
Офтопик — сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения. Например, запись на веб-форуме, не соответствующая либо общему направлению форума, либо той теме, в рамках которой запись оставлена.
8. Объясни своими словами смысл высказывания итальянского писателя А. Мандзони (1785—1873): «Действовать без правил — самое трудное и самое утомительное занятие на этом свете».
Любые действия, выполняющиеся без закономерности, приводят к беспорядку. Работа, выполняемая без соблюдения последовательности, превращается в бессмысленное и бесконечное передвижение предметов с места на место.
С самого детства нас приучают жить, учиться и работать по определенным правилам, так сказать алгоритмам, это относится и к режиму дня, и к режиму работы, приема пищи, на работе мы то же пытаемся выработать определенные правила и последовательность, чтобы рационально использовать рабочее время, это особенно очевидно на производстве, именно там есть понятие цикла, процесса и правил, норм, требований, инструкций. И как следствие если необходимо принимать новое решение, вырабатывать процесс, новое поведение, правил для которого не существует, здесь и приходится заняться утомительным умственным трудом, чтобы выработать максимально, верное и рациональное «правило». Т.е. это пойти новым неизведанным путем, возможно путем проб и ошибок, но зато в итоге оглянувшись на происходящее, происходившее возможно выработать стратегию, правило, поведение.
Источник