Что значит жить анахоретом

Словари

1. Пустынник, отшельник.

Тот, кто живет уединенно, замкнуто.

АНАХОРЕ́Т, анахорета, муж. (греч. anachoretes). Отшельник, пустынник (церк.).

|| Человек, живущий в уединении (книжн. устар.). «Онегин жил анахоретом.» Пушкин.

АНАХОРЕ́Т, -а, муж. (устар. книжн.). Отшельник; тот, кто живёт в уединении, избегая людей.

АНАХОРЕТ — муж. анахоретка жен., греч. пустынножитель, пустынник, отшельник, скитник. Анахоретная, анахоретская жизнь.

АНАХОРЕ́Т, -а, м Устар.

Человек, избегающий общения, общества, обычно живущий в уединении.

Онегин жил анахоретом (П.).

АНАХОРЕ́Т -а; м. [франц. anachorète от греч. anachōrētes уход]. Религ. Пустынник, отшельник; подвижник, живущий в полном одиночестве. // Книжн. О человеке, живущем в уединении, избегающем общества. * Онегин жил анахоретом (Пушкин).

Анахоре́тский, -ая, -ое. А-ая жизнь.

анахоре́т (греч. anachorētēs), пустынник, отшельник.

АНАХОРЕТ — АНАХОРЕ́Т (греч. anachoretes), пустынник, отшельник.

АНАХОРЕТ (греч. anachoretes) — пустынник, отшельник.

-а, м. книжн. устар.

О человеке, живущем в уединении, избегающем общества.

И забытый шумным светом, И почти забывши свет, Молодым анахоретом Поживает ваш поэт. Вяземский, К Кокошкину и Мерзлякову.

Если я пишу, я живу анахоретом, а если обстоятельства нарушают мое одиночество, это сразу отражается на моей работе. Фадеев, Письмо С. К. Вишневецкой, 18 июля 1954.

АНАХОРЕТ (греческое anachoretes), пустынник, отшельник.

Отшельник; человек, избегающий общества.

Однажды летом у порогу Поникшей хижины своей Анахорет молился богу. // Пушкин. Стихотворения //; Онегин жил анахоретом. Уединенье, тишина: Вот жизнь Онегина святая. // Пушкин. Евгений Онегин //

анахоре́т [не рэ]

анахоре́т, анахоре́ты, анахоре́та, анахоре́тов, анахоре́ту, анахоре́там, анахоре́том, анахоре́тами, анахоре́те, анахоре́тах

сущ., кол-во синонимов: 8

человек, ведущий замкнутый образ жизни)

АНАХОРЕТ -а м. anachorète m. <гр. Отшельник пустынник. В белейшую снега облек себя одежду, Согбенный древностью, благочестив и сед, Явился будто бы святый Анахорет. Херасков Влад. 95. Там затвор Анакоретов, Аполлон с Олимпом здесь. Долгорукий Прогулка в Савинском. // Соч. 1 146. Так колокол послыша в час разсвета, Бежит Злой дух от врат анахорета. Вронченко. // Одесский альм. 1831 104. || перен., шутл. О том, кто живет уединенно, замкнуто. Чем угостит анахорет, В смиренной тишине укрытый. Баратынский Пиры. Онегин жил анахоретом; .. уединенье, тишина: Вот жизнь Онегина святая; И нечувствительно он ей Предался, красных летних дней В беспечной неге не считая, Забыв и город, и друзей. Пушкин Онегин. Ект повести печальнее на свете, чем сказ о дураке-анахорете. А. Гостева Дочь самурая. // Звезда 1997 9 105. — Лекс. Ян. 1803: анахорет; САН 1891: анахоре/т; Сл. 18: анахорет 1790.

АНАХОРЕТ (греч. anachoret, от ana — в сторону, и choreo — иду). Отшельник, монах.

— Стихотворение русского поэта Аполлона Майкова.

анахорет(анахоретка) — отшельник, пустынник (отшельница)

Ср. Чем угостит анахорет,

В смиренной тишине укрытый.

Ср. Онегин жил анахоретом.

А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 4, 37.

Ср. Над озером, в глухих дубровах,

Спасался некогда монах,

Всегда в занятиях суровых,

Посте, молитве и трудах.

Однажды летом у порогу

Анахорет молился Богу.

А.С. Пушкин. Русалка. 1819 г.

Ср. Веди меня, пустыни житель,

Ср. Вот видите, какою анахореткою я здесь живу. я уже сорок два года здесь живу безвыездно, Среди сада, цветов и моих птиц.

Данилевский. Село Сорокопановка. 2.

Ср. αναχωρητής (αναχωρέω, удаляюсь, отхожу) — отшедший, отшельник.

Источник

Анахореты — это. Их отличие от киновитов

Анахорет — это человек, который удалился от мира, пустынник, отшельник. Он живет в уединении в пустынной местности, старается избегать всяческого общения. Его образ жизни отличается аскетичностью. Подробнее о том, кто это, анахорет, будет рассказано в предлагаемом очерке.

Словарное толкование

Если обратиться за разъяснением к словарю, то там значение слова «анахорет» объясняется следующим образом:

  • Первое из толкований имеет пометку «историческое» и обозначает монаха-отшельника.
  • Второе снабжено пометками «устаревшее» и «шутливое». Так раньше в переносном смысле называли человека, который предпочитает уединенный образ жизни, избегая общества.

Этимология

Вам будет интересно: Основные идеи философской герменевтики (Г. Гадамер)

Анахорет — значение этого слова поможет понять знание его этимологии. Происходит оно от древнегреческого причастия ἀναχωρητής, что в переводе на русский язык обозначает «удалившийся». Оно образовано от глагола ἀναχωρέω, значение которого — «уходить», «удаляться».

Последний глагол состоит из двух частей. Первая из них — это наречие ἀνά, обозначающее «обратно», «вверх», «вверху». Вторая — глагол χωρέω, значение которого — «уходить», «отступать», «отходить».

Этот глагол, в свою очередь, образован от существительного χῶρος, которое трактуется, как «место», «пространство». Как считают исследователи, последнее уходит корнями в праиндоевропейский язык, где существует основа ār, связанная с «открытым местом», «просторами».

История

Уже I-II веках христиане стали устраняться от удовольствий и празднеств, которые были характерны для язычников. Отшельники в полном смысле этого слова появились в конце III – начале IV веков. Причин их уединения было две. Первая — это жестокие преследования приверженцев христианства, а вторая — полное презрение ко всем земным благам. В начале IV века вокруг таких отшельников, которых называли отцами пустыни, начали собираться последователи.

Сначала это происходило на территории Египта. Там под руководством первых анахоретов их сотоварищи и ученики вели аскетичный образ жизни. Когда один из греческих отцов церкви, Афанасий Великий, удалился в 356 году в Ливийскую пустыню, он нашел там многочисленных анахоретов. Отцом отшельничества считается святой Антоний Великий (251-356 гг.). А первым анахоретом — Павел Фивейский, который прожил в уединении 91 год (умер около 341 года).

Жизнь в пещерах

Некоторые представители анахоретов практиковали «умерщвление плоти». Они подвергали мучениям свое тело, возлагая на себя железные кольца и цепи. Они удалялись в пустынные местности, в которых редко появлялись другие люди. Жили в пещерах, отказывая себе в необходимых одежде и питании на протяжении многих лет. Учителя церкви поощряли подобный образ жизни, они стали прививать его и на Западе. Однако со временем подобные подвиги стали практиковаться все реже.

Позднее, когда народ искал у анахоретов советов и утешения в несчастьях, а также благословения для детей и больных, обстановка изменилась. Отшельники отказались от первоначального намерения — отстраниться от мира окончательно. Это было связано с тем, что церковь предпочла другую форму отшельничества, более мягкую. Это общежитие киновитов, то есть монахов.

«Совместная жизнь»

Слово «киновит» происходит от греческого κοινόβιος, что значит «общежитие», «совместная жизнь». Оно обозначает монаха, насельника киновии, общежительного монастыря. В отличие от анахорета, это тот, кто получает от монастыря все необходимое. Он трудится и молится вместе с другими братьями и находится в подчинении у настоятеля. Основателем такой организации монашества является Пахомий Великий, а первой киновии на Руси — Феодосий Печерский.

Таким образом, анахорет — это пустынник, отшельник. Так называют христианских подвижников, удалившихся от мира и живущих в полном уединении. Они всецело посвятили себя молитве, покаянию и познанию Бога. Их образ жизни отличается от того, который ведут монахи-киновиты.

Источник

Значение слова «анахорет»

АНАХОРЕ́Т, -а, м. Книжн. устар. Пустынник, отшельник. || Устар. О человеке, живущем в уединении, избегающем общества. И забытый шумным светом, И почти забывши свет, Молодым анахоретом Поживает ваш поэт. Вяземский, К Кокошкину и Мерзлякову. Если я пишу, я живу анахоретом, а если обстоятельства нарушают мое одиночество, это сразу отражается на моей работе. Фадеев, Письмо С. К. Вишневецкой, 18 июля 1954.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Анахоре́т (греч. ἀναχωρητής) — удалившийся от мира, отшельник, пустынник. Так называется человек, который уединённо живёт в пустынной местности, по возможности чуждается всякого общения с другими людьми и ведёт аскетичный образ жизни.

АНАХОРЕ’Т, а, м. [греч. anachōrētēs]. Отшельник, пустынник (церк.). || Человек, живущий в уединении (книжн. устар.). Онегин жил анахоретом. Пшкн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

анахоре́т

1. истор. монах-отшельник ◆ Во времена язычества какой-нибудь анахорет уносил свою идею в пустыню, к зверям, и оттуда мир она завоевала. Н. Г. Гарин-Михайловский, «Гимназисты», 1895 г. (цитата из НКРЯ)

2. устар. шутл. тот, кто живёт уединённо, избегая общества ◆ Хорошо анахорету: виски с Гиннессом мешая, он плетётся меж сугробов, тихо песенки поёт. Б. Б. Гребенщиков, «Беспечный русский бродяга», 2006 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова болталка (существительное):

Источник

Анахорет

Анахоре́т (греч. αναχωρησις – отшель­ник, пустын­ник). Ана­хо­ре­том при­нято назы­вать хри­сти­ан­ского подвиж­ника, уда­лив­ше­гося из мира и живу­щего в полном уеди­не­нии, все­цело посвя­тив­шего себя пока­я­нию, молитве и Бого­по­зна­нию. Образ жизни монаха-ана­хо­рета отли­ча­ется от образа жизни монаха-кино­вита.

В пре­да­нии первым ана­хо­ре­том явля­ется пре­по­доб­ный Павел Фивей­ский (умер ок. 341г.), под­ви­зав­шийся 91 год в отшель­ни­че­стве. Отцом ана­хо­рет­ства счи­та­ется пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий.

«В IV–V веках мона­ше­ство еги­пет­ское шло двумя путями: ана­хо­рет­ским и обще­жи­тель­ным. Это наме­чает и два типа жизни, два типа спа­се­ния, два типа отно­ше­ния к лич­но­сти. Эти два типа оста­лись и на всем про­тя­же­нии исто­рии мона­ше­ства и ярко обо­зна­чи­лись как в мона­ше­ском цар­стве – Афоне, так и в России, в Греции и на всем Востоке. Путь ана­хо­рет­ский – путь инди­ви­ду­аль­ный, впо­след­ствии изме­нив­шийся в тип идио­рит­ми­че­ских мона­сты­рей; путь обще­жи­тель­ный – путь кол­лек­тив­ный, менее яркий для лич­но­сти, ее в зна­чи­тель­ной мере подав­ля­ю­щий, но зато более сильно орга­ни­зо­ван­ный для цер­ков­ного стро­и­тель­ства; это – путь мас­со­вого устро­е­ния мона­ше­ского спа­се­ния».
архим. Киприан (Керн)

«Обычно счи­тают отцом мона­ше­ства – соб­ственно отшель­ни­че­ства, ана­хо­рет­ства, – св. Анто­ния Вели­кого (251–356 г.), родом копта, жизнь кото­рого опи­сана св. Афа­на­сием, архи­епи­ско­пом Алек­сан­дрий­ским. Он родился от хри­сти­ан­ских роди­те­лей в селе­нии Кома, близ вели­кого Иерак­лео­по­лиса, в Сред­нем Египте. Будучи 20-тилет­ним юношей, нахо­дясь одна­жды в церкви, он был глу­боко захва­чен и взвол­но­ван еван­гель­ским чте­нием о бога­том юноше ( Мф.19 ). Он роздал свое имение и начал упраж­няться в аске­тизме, под руко­вод­ством одного опыт­ного аскета. Но вот он вне­запно остав­ляет аскета и скры­ва­ется в гроб­нице, а потом посе­ля­ется в запу­щен­ной, остав­лен­ной кре­по­сти, где он прожил много лет в глу­бо­ком уеди­не­нии, лишь время от вре­мени снаб­жа­е­мый хлебом. После 26-тилет­ней жизни в пустыне, он с 306 г. начал соби­рать вокруг себя уче­ни­ков. Его призыв нашел отклик, осо­бенно после зна­ме­на­тель­ного факта появ­ле­ния его, в гоне­ние Мак­си­мина, на улицах Алек­сан­дрии для укреп­ле­ния бра­тьев-хри­стиан в истин­ной вере. Люди всех состо­я­ний начали сте­каться к нему, и он их утвер­ждал и вооду­шев­лял чрез молитву и давал душе­по­пе­чи­тель­ные советы. Место­пре­бы­ва­ние свое он имел в это время в Пис­пире, кото­рый лежал в 30 кило­мет­рах от Нила. Отсюда он пред­при­ни­мал частые путе­ше­ствия для посе­ще­ния эре­мит­ских коло­ний своих уче­ни­ков. Слава Преп. Анто­ния была так велика, что даже импе­ра­тор Кон­стан­тин почтил его своим пись­мом. Во время хри­сти­ан­ской борьбы Анто­ний еще раз появился на стог­нах Алек­сан­дрии, чтобы дать сви­де­тель­ство верным и обра­тить языч­ни­ков. Пред своею смер­тью, он отпра­вив­шись нашел себе глу­боко-уеди­нен­ное место, где и почил в 356 г., бывши 105-тилет­ним стар­цем. Свою овечью шубку и мантию оста­вил защит­нику веры, св. Афа­на­сию, дру­же­ственно к нему рас­по­ло­жен­ному и опи­сав­шему потом его жизнь. Анто­ний не дал ника­кой орга­ни­за­ции мона­ше­ству. Его коло­нии эре­ми­тов, кото­рые носили имя μοναστηρια, объ­еди­няли еди­но­мыш­лен­ни­ков в совер­шенно сво­бод­ный союз под душе­по­пе­чи­тель­ным руко­вод­ством св. монаха».
М.Э. Поснов, Исто­рия Хри­сти­ан­ской Церкви

Источник

В произведении А. С. Пушкина я прочитала : «Онегин жил анахоретом». Что это означает?

Анахорет, аскет, еремит, затворник, монах, отшельник, постник, пустынник, пустынножитель, скитник.

«Онегин жил анахоретом». Пушк.

Он держался не то чтобы замкнуто; скорее – безразлично к сущему. Ко многому, во всяком случае. Такое складывалось впечатление. Вел себя сообразно натуре. Не стремясь от чего-либо отказываться или что-либо навязывать.

Когда Онегин приехал в деревню, всё ему казалось интересным:

Два дня ему казались новы
Уединённые поля
Прохлада сумрачной дубравы
Журчанье тихого ручья…

Но уже через несколько дней его отношение к деревенской жизни изменилось:

На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне та же скука…

Про какую скуку говорит автор? Разве может быть скучно там, куда ты переехал только что, не успев даже разобраться в новой жизни, привыкнуть к ней? Онегин увидел в том обществе, в новом для него провинциальном обществе то же самое, что он видел в дворянском Петербурге. После не столь долгого пребывания Онегина в деревне он не мог себя чем-либо занять: Онегин пытался читать Байрона и по его подобию жил анахоретом (отшельником) . В библиотеке Онегина было много книг, но он читал лишь несколько из них:

Хотя мы знаем, что Евгений
Издавна чтенье не любил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил:
Певца Гяура и Жуана,
Да с ним еще два три романа…

Но если автор говорит об Онегине и Байроне, как бы связывая их, значит, он читал Байрона и знаком с его творчеством. Здесь, как замечает сам автор, они с Онегиным похожи. Но есть у них одно немаловажное различие: автор, как сам говорит:

Я был рождён для жизни мирной,
Для деревенской тишины…

Значит, деревня была ему ближе каких-либо других мест. Это можно проследить даже по биографии Пушкина: он несколько раз был в селе Михайловское. Именно там были написаны его самые известные произведения и много стихотворений: «Зимний вечер» , «К***» («Я помню чудное мгновенье…») , которое было посвящено Анне Керн. В романе тоже есть несколько строк, которые Пушкин посвятил Анне; вот что она пишет в своих записках: «Вот те места в 8 главе «Онегина» , которые относятся к его воспоминаниям о нашей встрече у Олененых:

Но вот толпа заколебалась,
По зале шепот пробежал,
К хозяйке дама приближалась…
За нею важный генерал.
Она была не тороплива,
Не холодна, не горделива,
Без взора наглого для всех,
Без притязанья на успех… См. Глава 8 строфа 14.

Но не Онегину. Ему было скучно в деревне, он от скуки заменил барщину лёгким оброком:

«Ярём он барщины старинной
Оброком лёгким заменил» …

Все соседи Евгения смотрели на него искоса, и через некоторое время перестали с ним общаться вовсе. Здесь автор не даёт никакой оценки своему герою, и никак не поддерживает его, как это было обычно. Но Онегина утомляла на только жизнь в деревне.

Источник

Читайте также:  Что значит объявление снято с публикации циан при продаже квартиры
Оцените статью