- Наставить рога. Происхождение фразы
- Как на самом деле появилось выражение «наставить рога»?
- Наставлять (носить) рога — история выражения
- Откуда пошло выражение «наставить рога»
- Откуда пошло выражение «наставить рога», когда речь идёт про измену
- Когда жена изменяет своему мужу, говорят, что она «наставила ему рога» — но почему именно рога и откуда вообще пошло такое интересное выражение? Если верить филологам, то фразеологизм имеет разные версии своего происхождения.
- Греция
- Византия
- Германия
Наставить рога. Происхождение фразы
«Наставить рога» значит – изменить мужу (жене), нарушить супружескую верность. Рогоносец – муж, которому изменила жена, или делает это систематически. В Толковом словаре Д. Н. Ушакова одним из значений слова «рог» является «символическое обозначение измены мужу».
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля в пояснении к слову «рог» указывается, что рога, в значении неверности, измены жены, «взяты с запада, а у нас рога всегда означали (как и в церк. языке) моготу или гордыню, киченье, упорство».
Достоверно происхождение выражения и слова не известно. Существует несколько версий происхождения данного фразеологизма. При этом в источниках указываются одни и те же версии происхождения фразы «наставить рога» и слова «рогоносец». Это означает, что значение фразы «наставить рога» и слова «рогоносец» совпадают и имеют один источник происхождения.
Исходным считается выражение «наставить рога», а слово «рогоносец» – вторично. При этом всегда подразумеваются именно оленьи рога.
По одной из версий, приведённой в книге «Фразеологизмы в русской речи» (Мелерович А. М., Мокиенко В. М.), фраза заимствована из немецкого языка и связана с военным снаряжением древних германцев. Обязательным атрибутом снаряжения воинов древней Германии был шлем с характерными рогами.
Согласно обычаю, жена, провожая мужа на войну, надевала на его голову шлем. В данном случае на языке женщин это означало «снарядить мужа в поход и остаться свободной».
Зачастую, вернувшись из похода, мужья получали прибавление в семействе – детей, прижитых женой от других мужчин.
По другой версии выражение стало известным из мифа об Актеоне – персонаже древнегреческой мифологии.
Согласно мифу, охотник Актеон, приблизившись к месту, где привык отдыхать, услышал задорный женский смех. Подкравшись к озеру и выглянув из-за густых ветвей кустов, увидел купающуюся богиню Диану в сопровождении нимф.
Прекрасная сестра бога Аполлона, дочь громовержца Зевса – Артемида по-древнегречески или Диана по-латыни – богиня охоты. Отличительные признаки богини охоты – колчан, золотой лук и факел.
Рассерчав, что простой смертный посмел бросить взор на её обнажённое тело, Диана плеснула ему в лицо водой. Юноша превратился в оленя с огромными разветвляющимися рогами. Стремительно бросился в лес, спасаясь от собственных гончих. Но было поздно: свора собак не признала хозяина в олене со стройными ногами и разорвала Актеона на куски.
Актеон употребляется в значении «рогоносец, обманутый муж». В то же время, исходя из сюжета мифа, Актеон не был мужем, и тем более, обманутым.
По третьей версии выражение происходит из немецкого императорского указа, изданного в 1427 году. Указом запрещалось пребывание в армии с женой. Как аргумент приводился тот факт, что воинский дух слабеет после ночи, проведённой в постели с женой. Воин, нарушивший запрет, обязан был носить рога.
По четвёртой версии выражение «наставить рога» произошло благодаря византийскому императору Андронику Комнину (1183-1185).
Андроник был образован, обладал силой, храбростью, ловкостью, красотой и умом. Любовные похождения императора, который порой поддерживал связь с несколькими женщинами одновременно, были источником сплетен жителей столицы.
Амурные забавы Андроника вызывали ненависть добропорядочных граждан. Император выбирал возлюбленных из числа жён своих вельмож.Высокопоставленные мужья не смели возражать.
В знак высочайшей милости любвеобильный император разрешал мужьям тех женщин, с которыми имел любовную связь, охотиться на зверей в собственных владениях. Над воротами их жилищ подвешивали оленьи рога, что указывало на распутство жён. В шутку о таком муже говорили, что у него на лбу рога.
Источники, описывающие личную жизнь императора, свидетельствуют также о факте дарения земли обманутым мужьям.
В качестве компенсации мужья любовниц императора получали огромные охотничьи угодья, где паслись огромные стада оленей.
Знаком права на имение служили оленьи рога, которые торжественно прибивали к воротам усадьбы.
В одних источниках сказано, что прибитые на ворота рога являлись символом позора, в других – символизировали избранность и почёт мужей, имеющих красивых жён. Многие мужья считали честью поделиться с императором своей женой и приказывали украшать ворота усадеб рогами, добытыми во время охоты.
Над «рогатыми» воротами не смеялись: нравы в те времена были жестокими и смельчака за насмешки могли повесить на тех же воротах.
Предположительно выражение «наставить рога» попало в русский язык из греческого или французского языка. Французские монархи переняли опыт византийского императора. Мужьям красавиц предоставлялось право охоты в заповедных лесах и угодьях Франции.
В знак монаршей милости к воротам поместья обманутого мужа прибивались оленьи рога.
Во Франции слово «рогоносец» означало «муж постоянной или временной любовницы короля». Впоследствии рогоносцами стали называть всех супругов, жёны которых грешили с другими мужчинами. Именно эта версия закрепилась в русском языке.
Постыдное положение французского рогоносца усугублялось существовавшим почти до восемнадцатого века правом первой ночи. Сеньор мог осчастливить невесту любого своего подданного тем, что проведёт с ней первую брачную ночь. Этот древний феодальный обычай отражён в пьесе французского писателя П.Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1779 год).
Источник
Как на самом деле появилось выражение «наставить рога»?
Несомненно, выражение «наставить рога», слышали все. Также каждый знает его нехитрый смысл – изменить супругу или супруге. И это не случайно, ведь появилась фраза очень давно. Предполагается, что ее корни уходят глубоко в античную эпоху. Но в то время рога животных не имели ничего общего с изменой. К ним, напротив, относились с большим почтением. Древние греки использовали рога в качестве атрибута для жертвоприношений. Животные, которых приносили в жертву, также зачастую имели рога.С изменой фраза «наставить рога» стала ассоциироваться позднее.
Есть предположение, что в смысле «изменить» супруге фраза стала использоваться с 1472 года, когда был издан указ, запрещающий идти в военные походы солдатам вместе со своими женами. А те, кто закону не подчинялся, должны были носить шлем с рогами.
Немецкие женщины считали, что наставить мужу рога – это значит снарядить его в военный поход и остаться свободной. Жена надевала мужу шлем с рогами, давала провиант и отправлял на войну. Если муж не возвращался домой, жена считалась свободной и могла выйти замуж за другого.Есть и еще одна история. Некоторые лингвисты предполагают, что фраза приобрела смысл «изменить жене» или мужу во времена правления в Византии императора Комнина Андроника. Он был очень любвеобилен и часто соблазнял чужих жен, которые само собой изменяли своим мужьям. А что им оставалось – отказать императору невозможно.
За благосклонность и любовь, император одаривал их, позволял охотиться в любых местах, а обманутым мужьям дарил оленьи рога. В свою очередь, мужья крепили оленьи рога к воротам своих домов. Тем самым они показывали близость к персоне императора, и уже измена собственной жены не имела большого значения, ведь измена эта была с самим императором.
Источник
Наставлять (носить) рога — история выражения
В вопросе о происхождении этого выражения царит невероятная путаница.
Большинство популярных этимологических справочников выдает следующие варианты:
1. Выражение связывают с византийским императором Андроником Комнином (1180 – 1185 гг.), который выбирал себе возлюбленных из числа жен своих вельмож. Мужья в порядке возмещения получали огромные охотничьи угодья и в знак своего права на имение прибивали к воротам усадьбы оленьи рога.
2. В древней Германии был обычай: жена, провожая мужа на войну, надевала им на голову шлем с рогами. Среди женщин, выражение «надеть мужу рога» означало снарядить мужа в поход и остаться свободной.
3. Выражение от мифа об Актеоне, который подсматривал за купающейся богиней Дианой и за это был превращен ею в оленя.
4. В немецком императорском указе 1427 года запрещается пребывание в армии с женой. Нарушивший запрет должен был носить рога.
5. В английском языке, для обозначение мужа, которому изменила жена используется слово «Cuckold», которое образовалось от cuckoo — кукушка и связано с тем, что кукушка подкладывает свои яйца в чужое гнездо. В таком же значении используется выражение «wearing the horns of a cuckold» (носить рога обманутого мужа), а также более короткое «wearing the horns» (носить рога). Вероятно «носить рога» в английском языке появилось от того, что часто обманутый муж последним узнает об измене своей жены и, в этом смысле, он похож на человека, который носит рога — все замечают измену его жены.
Всё это очень наивно и недостоверно хотя бы по той причине, что выражения «рогоносец», «носить (наставить) рога» встречаются уже в античной литературе.
Гораздо более аргументированная гипотеза выдвинута в книге Онианса Р. «На коленях богов: Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе». Пер. Л. Б. Сумм. М., 1999. с. 235 – 240.
Исследователь выводит интересующее нас выражение из древней символики рога и связанных с ней представлений.
В гомеровские времена рога пользовались особым почетом, их золотили перед принесением животного в жертву. В Крито-микенскую эпоху рога считались священными и потому именовались «рогами посвящения» — это были сами рога или их изображения. Обычно их размещали над алтарем или над святилищем, в «священных местах». Жертва отождествлялась с божеством (вкушающие жертву причащались к богу)… С минойскими верованиями мы можем сопоставить не только гомеровские обычаи, но и сохранившийся на Делосе роговой алтарь.
Почему рога наделялись такой святостью? Потому, что они и были концентрацией жизненной силы, находившейся в голове (греч. псюхе). То, что растет из головы, естественно, воспринимается как продолжение того, что находится в самой голове. Демокрит объяснял рост рогов у оленя следующим образом: «Кость, прикрывающая мозг, очень тонка, мембранообразна, и от нее к вершине головы поднимаются толстые трубочки. Питание и его наиболее порождающая часть быстро поднимается вверх по голове, и жир распределяется вокруг всего животного снаружи, в то время как сила питания выходит в голову по трубочкам, и из нее растут рога , смачиваемые обильной влагой. Эта влага, постоянно вливаясь, выталкивает вперед отростки, и жидкость, выходя за пределы тела, затвердевает, поскольку воздух охлаждает ее и превращает в рог ». Вероятно, на эту мысль философа навел процесс затвердевании вытекающего сока и смолы.
Рога есть проявление порождающей мощи и используются они преимущественно в половой жизни. Приводя множество примеров, Дарвин приходит к выводу, что « рога и клыки во всех случаях развиваются преимущественно как половое оружие», т.е. они используются самцами в поединках за самку.
Греки, в частности Архилох, мужской член именовали «рогом» — κέρας. Связью рога с плодовитостью объясняется насмешка Диомеда над Парисом: «лучник, хвастун, гордый рогом, преследующий девиц». Позднее, в некоторых графствах Англии «быть рогатым» означало «быть похотливым», а эпитет «horny» (рогатый) означает «любвеобильный».
Если «рог» в древности имел подобное сексуальное значение, становится понятным, почему неверная жена «наставляет мужу рога». Вероятно, шутка подразумевала, что жена старается в пользу мужа. Человек, «имевший в доме много парисов своей Елены» (Anthologia Palatina, XI 278), оказывался рогатым. Примечание к данной эпиграмме называет супруга рогоносцем. Это наиболее раннее упоминание данного выражения.
В средневековой поэзии, особенно XIII в., рог вырастает на лбу обманутого супруга. Вскоре в Европе появился обычай украшать голову мужа рогами, демонстрируя, чем наделила его жена. Вероятно, здесь играла роль и связь рогов с бойцовским задором, вызванным половым чувством. Олень каждый год теряет рога после спаривания и вновь отращивает их на следующий год. Лишившись рогов, он утрачивает и храбрость, и стремление к самкам. Сострадательные соседи могли украшать рогами голову терпеливого мужа, чтобы вернуть ему недостающую сексуальную мощь и задор, порождаемые находящимся в голове веществом.
Обманутый муж – разгневанный муж. Дополнительные значения cerebrum, cerebrosus подтверждают, что, с точки зрения римлян, чем больше мозга имел человек, тем больше у него было вещества, проявляющего себя в ярости и агрессии. Овидий, описывая свой запоздалый гнев по поводу измен возлюбленной, восклицает: «поздние рога появились на моей голове». То же у Петрония: «гневливые, у которых за их грехи растут рога»; у Вергилия: irasci in cornua — о быке, чей гнев переходит в рога.
Источник
Откуда пошло выражение «наставить рога»
Трудно в нашей стране найти человека, который не слышал бы выражения «наставить рога» или «рогатый», употребляемых в отношении обманутого супруга. Интересно, что подобное выражение существует и во многих европейских языках. При этом чаще всего речь о рогах заводится, когда обманут именно муж, такие мужья называются «рогоносцами», а сами рога приобрели не только словесную, но и вполне реальную форму. Например, мужчинам, ставшим жертвой измены своей супруги, часто могут намекнуть на данное событие, вручив ему в подарок оленьи рога. Интересно откуда появилось это выражение и, причем тут рога.
Ответ на этот вопрос, как впрочем, и на многие другие дает нам история.
Эта история приключилась в Византийской империи в 12 веке, когда этим некогда необъятным государством правил император Андроник Комнин (1118-1185 гг.). Этот император обладал множеством достоинств: силой, храбростью, ловкостью, умом и сообразительностью красотой, а самое главное — неуемной энергией. Благодаря этой энергии он не только попал на страницы учебников мировой истории как самый неоднозначный император Византии, но и как герой многочисленных амурных приключений. Несмотря на то, что он имел жену и любовницу он зачастую крутил романы с женами своих вельмож. Мужьям, жёны которых становились фаворитками правителя, выдавалось разрешение охотиться в императорском заповеднике. Для обозначения такой почести на ворота домов «счастливчиков» вешались оленьи рога, и этот знак считался большой привилегией. За свои амурные похождения Андроник получил от жителей Константинополя прозвище Приап.
Впрочем существуют и другие теории возникновения этого устойчивого выражения, такие как греческий миф об Актеоне или история о германских женщинах снаряжавших мужей на войну надевая им на голову рогатые шлемы. Но все эти теории, по нашему мнению, слегка притянуты за уши в отличие от истории с императором Андроником, которая находит подтверждение у многих авторов.
Будьте здоровы и помните, что история — наставница жизни!
Жмите класс и подписывайтесь. Для вас это секундное дело, а для нас мотивация становиться лучше!
Источник
Откуда пошло выражение «наставить рога», когда речь идёт про измену
Когда жена изменяет своему мужу, говорят, что она «наставила ему рога» — но почему именно рога и откуда вообще пошло такое интересное выражение? Если верить филологам, то фразеологизм имеет разные версии своего происхождения.
Греция
Когда мифический юный Актион охотился со своими псами, он случайно увидел обнаженную Артимеду, которая в то время плескалась со своими нимфами в речке. Заметив любопытный взгляд юноши, богиня разгневалась и заколдовала его в оленя, который был тут же растерзан своими же псами.
Византия
Византийский правитель Андроник первый Комним имел не самое обычное мнение на счет верности супругов. Мужчин, чьи жены ему очень нравились, он допускал поохотиться в свои заповедные леса. Но и это еще не все — жилье мужчины, чья жена являлась фавориткой самого правителя, выделялось особым знаком — к воротам дома с гордостью прибивались ветвистые оленьи рога.
Мужчинам в Римской империи строго настрого возбранялось брать с собой в походы дам. А тем, кто ослушивался этого правила, вешали на шею рога оленя, что было показателем безвольности военного.
Германия
В древней Германии был один обычай — когда женщина снаряжала своего супруга в поход, то надевала на него рогатый шлем, который являлся частью военного обмундирования. И спустя некоторое время, как муж уходил, оставшиеся в поселении мужчины начинали проявлять к ней обильный интерес.
Источник