- Как определить жанр стихотворения
- ЖАНРОВЫЕ ВИДЫ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ
- Главная > Документ
- ЖАНРОВЫЕ ВИДЫ
- ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ
- ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ – стихотворение, в котором преобладает сокровенное, личное чувство, оно рисует душевное состояние человека в определенный момент жизни, поэтому часто лирическое стихотворение – это внутренний монолог автора.
- ОДА (от греч. «песнь») – торжественное стихотворение, прославляющее кого-либо или что-либо.
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА. ЖАНРЫ ЛИРИКИ
- Виды и жанры стихотворений
- Традиционные жанры
- Послание
- Эпиграмма
- Песня
- Романсы
- Сонеты
- Сатира
- Как писали светила русской поэзии?
Как определить жанр стихотворения
Обычно не возникает трудностей, чтобы определить различия стихотворений по объему (большие и малые), содержанию (любовные, сатирические, дружеские) и форме (заключенные в строгую структуру, или более свободные по размеру и рифме). А вот в жанрах стихов разобраться чуть сложнее. Если вы решили раз и навсегда понять, по каким признакам стихотворения делятся на жанры, прочитайте статью. В ней будет не только рассказано о жанрах, но и описаны признаки, как определить тот или иной жанр.
Другие полезные статьи:
Классические жанры поэзии
Классические поэтические жанры делят на лирические и лироэпические (промежуточные между лирикой и эпосом). Лирические жанры – это обычно небольшие по размеру литературные формы (элегия, послание, эпиграмма). К лироэпическим относят поэмы и баллады.
Лирическое стихотворение Небольшое по объему произведение, в котором описывается внутренний мир героя, его эмоции, чувства. Пишется от лица автора или от лица вымышленного персонажа.
Лирическое стихотворение, проникнутое грустными раздумьями, печалью, ностальгией называют элегией.
Еще один жанр, знакомый по урокам русской литературы. Ода отличается возвышенностью и торжественностью стиля. Фактически, это прославление кого-то или чего-то в стихотворной форме.
Чтобы стихотворение называлось сонетом, оно должно иметь четкую, всегда одинаковую структуру. В сонете 14 строк: 2 четверостишия на две рифмы, и два трехстишия на две или три рифмы.
Для поэмы характерен сюжет и особое внимание ко внутреннему миру, переживаниям, чувствам лирического героя. Еще в поэме могут быть лирические отступления (рассуждения автора).
Это рассказ в стихах, произведение с напряженным и часто необычным сюжетом. Сюжет баллады может быть мифическим, историческим, героическим, заимствованным из фольклора.
Нетипичные поэтические жанры
Нетипичные жанры появлялись, когда поэты пытались приспособить стихи к духу времени, выразить с помощью поэзии какие-то непривычные чувства и новые явления. Так возникли стихи в прозе, акростихи. Современная поэзия тяготеет к коротким формам, например, хокку. Быстротечность и часто абсурдность современной жизни отражена в ироничных стишках-пирожках.
Стихи без рифмы
Стихи в прозе тоже подчиняются определенным литературным канонам. Это небольшие по объему, наполненные сильными чувствами, произведения. Например, знаменитое Тургеневское стихотворение в прозе о великом, могучем, правдивом и свободном русском языке давно стало классикой этого жанра. Не имеющие рифмы, но обладающие определенным стихотворным размером поэзии называют белыми стихами. А вот свободный стих (верлибр) свободен и от рифмы, и от размера. Однако даже в верлибре присутствует определенная ритмическая структура.
Этот вид поэзии появился только в 2003 году, а затем быстро распространился в интернете. Лаконичные, смешные, свободные, ироничные стишки без заглавных букв и рифм «Пирожки» должны укладываться в 34 слога и состоять из одной законченной мысли. Пишут их по такому ритму: 9 слогов должно быть в первой и третьей строчке, 8 – во второй и четвертой. Яркая особенность, по которой можно распознать стишок-пирожок – это отсутствие заглавных букв и дефисов. Хотя пирожки считаются литературой нонсенса, но злободневность, юмор и неожиданные повороты сюжета помогают этому жанру находить все новых последователей.
Порошки – это такие же маленькие, смешные поэтические произведения, содержащие одну мысль. В порошках обязательна рифма между четными строчками и неровный ритмический размер: 9-8-9-2.
Этот жанр пришел из Японии. Хайку очень лаконично – всего три строчки в 17 слогов. Рифмы в хайку нет, а поэтическая структура держится за счет ритма слогов: 5-7-5. Однако размер японской поэзии сильно зависит от языка, поэтому в хайку на английском меньше 17 слогов, а в русских хайку часто больше.
Это своеобразное стихотворение с подсказкой. В акростихе первые буквы каждой новой строки складываются во фразу или в слово, если читать все буквы по порядку сверху вниз. Есть акростихи-ключи: слово содержит смысл или разгадку всего текста. Популярны акростихи-посвящения: заглавные буквы представляют имя особы, которой посвящены поэтические строчки.
Если поэзия написана возвышенным языком и прославляет действия человека или величие страны, то перед вами ода.
В элегии стихотворение идет сплошным текстом, без деления на строфы, от первого лица, и наполнено меланхолическими переживаниями.
В стихотворении 14 строк с нетипичной рифмовкой? Возможно, вы читаете сонет.
Короткое остроумное стихотворение, высмеивающее чьи-то пороки или негативное общественное явление – это эпиграмма.
Захватывающий сюжет, в котором рассказывается история главного героя, драматическое действие, напевный ритм, конфликт добра и зла характерны для баллад.
Смешные короткие стихи без заглавных букв и знаков препинания о превратностях современной жизни – популярные в интернете «пирожки». Если рифма есть, а последняя строчка совсем короткая, то это стишки-порошки.
Странные и грустные стихи без рифмы, проникнутые быстротечностью мгновения – японская поэзия хайку.
Заглавные буквы каждой новой строчки образуют отдельное слово? Вы разгадали акростих.
Как видно из статьи, стихотворных жанров немало. Разбираться в них очень интересно, но еще интереснее написать что-то самому. Попробуйте написать стихотворение в одном из жанров и, кто знает, возможно вы откроете в себе скрытый до этого времени талант.
Источник
ЖАНРОВЫЕ ВИДЫ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Школа №43 г. Нижний Новгород, учитель Иванова И.Л. /
ЖАНРОВЫЕ ВИДЫ
ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ
ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ – стихотворение, в котором преобладает сокровенное, личное чувство, оно рисует душевное состояние человека в определенный момент жизни, поэтому часто лирическое стихотворение – это внутренний монолог автора.
БАЛЛАДА ( от ит. «плясать») – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-либо необычайный случай.
КАЛАМБУР – небольшое стихотворение, основанное на сочетании слов или группы слов, имеющих разное значение, но одинаковое звучание (омонимов) и создающих комический эффект.
МАДРИГАЛ (от ит. «песня») – небольшое стихотворение хвалебного характера, воспевающее что-либо или кого-либо.
ОДА (от греч. «песнь») – торжественное стихотворение, прославляющее кого-либо или что-либо.
ПЛАЧ – обрядовая народная песня-оплакивание.
ПОСЛАНИЕ – стихотворение-обращение к кому-либо.
СОНЕТ (от ит. «звучать») стихотворение по особой форме) – любовное послание женщине.
СТАНСЫ (от фр. «стиль») – стихотворение особой формы по четыре стиха в строфе.
ЭЛЕГИЯ ( от греч. «жалоба») – стихотворение, проникнутое грусть, даже скорбью, часто в виде философских размышлений.
ЭКЛОГА или ИДИЛЛИЯ – стихотворение, изображающее сельскую жизнь или воспевающее вечно прекрасную природу вообще (ИДИЛЛИЯ).
Источник
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА. ЖАНРЫ ЛИРИКИ
Методические рекомендации
По анализу лирического произведения
План анализа лирического произведения |
Советы по работе с лирическим произведением |
Материалы, необходимые для анализа лирического произведения |
План анализа лирического произведения
- Название автор стихотворения.
- Кем и когда написано стихотворение.
- Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение и т.д.).
- Центральная тема. Тематическая направленность (пейзажная, философская, любовная, гражданская лирика).
- Черты художественного направления, к которому относится произведение (романтизм, реализм, символизм и т.д.).
- Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
- Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
- Кто лирический герой, каково его настроение.
- Особенности построения: деление на части, главки, строфы; соединение образов, лейтмотивом.
- Средства поэтического языка: звуковая и ритмическая организация, Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения
- Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания.
- Идея стихотворения.
13. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.
Советы по работе с лирическим произведением:
— прочитай внимательно стихотворение (лучше вслух);
— ответь на вопросы: о чем стихотворение (что хотел сказать автор)?
— какие чувства стихотворение вызвало?
— прочитай стихотворение еще раз, проверяя, весь ли текст соответствует твоему представлению о нем (часто в стихотворениях передается смена чувств лирического героя, используется антитеза: приводятся суждения об образах-антиподах);
— подумай, для чего автор написал стихотворение именно так? В чем роль каждого элемента, тропа?
После этого приступай к работе по схеме.
— запиши сведения пунктов 1-3 – это обязательная информация и должна присутствовать в любом анализе произведения;
— если самостоятельного названия у стихотворения нет, то вместо него в кавычках указывается первый стих (первая строка) стихотворения с многоточием;
— выделите пункты, которые связаны с особенностями стихотворения, отличают его от других произведений этого автора, других поэтов;
— анализ может быть сделан в виде схемы, но лучше, если будет написан как целостный текст.
ВАЖНО помнить, что анализ нужен не сам по себе, а для того, чтобы лучше понять произведение и наиболее точно передать свои суждения о нем.
Материалы, необходимые для анализа
Лирического произведения
МЕСТО СТИХОТВОРЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА. При определении места стихотворения в поэтике автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути художника хотя бы в общих чертах. При анализе произведения важно выявить, насколько характерно стихотворение для творчества поэта, или в какой мере оно нетипично для его поэтической манеры. Так, написанное А.С. Пушкиным в 1821 г. послание «В.Л. Давыдову» отражает бунтарский настрой поэта, особенно ясно выразившийся в финале стихотворения.
При определении места стихотворения в творчестве поэта важно понять, носит ли оно программный характер, т. е. является ли оно таким произведением, в котором выявились важнейшие цели и принципы творчества художника (к программным пушкинским стихотворениям относятся «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэт» и др.)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА. ЖАНРЫ ЛИРИКИ
Лирическое стихотворение — произведение небольшого объема, написанное стихами. Универсальное обозначение жанра лирики.
Ода — торжественное, патетическое, нравоучительное стихотворение.
Романс, песня — стихотворение с характерной напевной интонацией, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение.
Послание— стихотворное письмо. Обращение к конкретному адресату с просьбой, увещеванием, мольбой, советом.
Элегия — стихотворение, проникнутое светлой печалью, грустью, обращенное к глубоко личным темам, к раздумьям о любви, природе, философских проблемах.
Существует тематическая классификация лирики, которая в наиболее общем виде обозначает традиционные для лирики темы: интимная (любовная) лирика (М. Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…», Б. Л. Пастернак «Зимний вечер»), пейзажная лирика (А. А. Фет «Чудная картина…», С. А. Есенин «За темной прядью перелесиц…»), лирика дружбы (А. С. Пушкин «19 октября» (1925), Б. Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня»), гражданская и патриотическая лирика (Н.А.Некрасов «Родина», А. А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…»), философская (медитативная) лирика (Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм», И.А. Бунин «Вечер»), тема поэта и поэзии (Е.А. Баратынский «Мой дар убог и голос мой не громок…», М.И.Цветаева «Роландов Рог»).
ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ — предмет поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключенное в стихотворении переживание. Темы составляют основу любого произведения (в том числе и лирического).
Стихотворение И.А. Бунина «Вечер» относится к философской лирике. Поэт задается вопросами: почему «о счастье мы всегда лишь вспоминаем…», что дарует человеку ощущение счастья, что мешает осознать в настоящую минуту полноту и гармонию бытия. Но это стихотворение по праву может быть отнесено и к пейзажной лирике, поскольку Бунин не просто говорит о красоте мира, но и пластично ее изображает, описывая вечереющий день, «чистый воздух, льющийся в окно», «бездонное небо», в котором «легким белым краем встает, сияет облако».
Как правило, в стихотворении можно выделить ведущую (или основную) тему. При ее определении следует ориентироваться на тематическую классификацию стихотворений, соотнося ее с «вечными» для поэзии темами любви, красоты, смерти, рока и др. Однако важно помнить, что поэтический текст представляет собой сложное сплетение тем и мотивов. В отличие от темы, мотив имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте и является устойчивым формально-содержательным компонентом произведения.
Источник
Виды и жанры стихотворений
Уникальность лирики заключается в том, что в ней на первый план выходит внутренний мир лирического героя, его думы и переживания. Это ясно можно заметить в произведениях, где не только напрочь отсутствуют какие-либо наглядные образы внешнего мира, но также его описательная, повествовательная лирика. Переживание передается благодаря эмоциональной экспрессии речи, характеру тропов и прочему. Таким образом, чтобы определить жанр стихотворения, необходимо обратить внимание на сам характер переживаний.
В литературе, от античной до современной, существует традиция, согласно которой лирический жанр помогает выразить разнообразные чувства, которые часто могут достигать силы пафоса. Это сатира, элегии и оды. Изначально в них выражались чувства поэта, что были вызваны определенным внешним предметом, обстоятельством жизни или событиями. Отсюда берется описательно-медитативная композиция и получается очень большой объем текста большинства произведений. Жанрами стихотворений малой формы в основном являются мадригалы, эпиграммы и эпитафии.
Традиционные жанры
Ода – это жанр, который являет собой торжественное стихотворение. Она посвящается определенному событию или герою. Кроме того, так называлось отдельное произведение, написанное в той же манере.
Изначально в Древней Греции одой называлась любая форма лирики в стихах. Она предназначалась для музыкального сопровождения. Также одой считалось хоровое пение. В римской литературе самыми известными одами были работы Горация, что применял размеры элейской лирической поэзии, в первую очередь это была алкеева строфа, которую он успешно адаптировал для латинского языка. Сборник своих произведений на латыни он назвал Carmina.
С эпохи Возрождения одами начали именовать лирические произведения, что были написаны в высоком патетическом стиле и ориентированы на образцы античности. Классицизм сделал этот жанр каноническим для высокой лирики. Наиболее знаменитыми стихотворениями того периода можно считать элегии, что содержат в свободной стихотворной форме определенную жалобу, выражение тоски или эмоциональные переживания, основанные на философских раздумьях над сложными жизненными проблемами.
Изначально в поэзии Древней Греции элегией было стихотворение, что писалось со строфой определенного размера — двустишием.
Послание
Это жанр стихотворения, который представляет собой письмо к кому либо.
Наиболее древними посланиями, которые упоминаются в восточной и классической литературе, являются работы индийского царя Стратобата, который писал к Семирамиде, а также письма Давида, адресованные Иоаву.
Классическая древность отличалась существенным развитием эпистолярного жанра. Сохранившиеся до наших времен греческие послания — это в основном фальсификации, что приписывали грандиозным историческим деятелям определенные риторические рассуждения.
От древних римлян до наших времен дошли преимущественно такие послания, которые изначально предназначались для большого круга читателей. Пожалуй, только у Цицерона встречаются подлинные частные письма, а вот работы Сенеки и Плиния отличаются своей эпистолярной формой изложения. Со второго столетия письмо является особым литературным жанром. По стилистической форме письма римлян и греков были похожи: подпись не ставилась, имя пишущего помещалось во главе письма, прежде чем имя получателя. В имперские времена, в частности, при дворе Византии, пропала классическая простота написания. Частные письма приблизились по важности своего стиля к официальным посланиям. Неизменным осталось обозначение, где и когда писалось послание. Христианские латинские писатели нуждались в письмах преимущественно для проповедей.
Эпиграмма
Это небольшие сатирические произведения, которые высмеивают определенного человека или общественное явление.
В эпоху Античности эпиграммами называли посвятительные надписи на алтарях, изваяниях, на предметах, которые посвящались богам. Также они размещались на надгробиях. Постепенно формируется тематическая разновидность эпиграмм. Они могли быть описательными, любовными, застольными, сатирическими, торжественными. От эпических форм эпиграмма отличается своей краткостью, а также ярко выраженным субъективным отношением касательно определенного факта или события. Эпиграмма писалась с использованием элегического дистиха, а позже уже начали применяться ямбы и прочие размеры.
В русской литературе эпиграмму в своем творчестве использовали Симеон Полоцкий и Феофан Прокопович. Многие поэты сочиняли разнообразные сатирические эпиграммы, а во времена Жуковского и Пушкина они получили салонный характер и оттенок альбомных стихов.
Песня
Это жанр стихотворений, что может выступать в качестве и эпического, и лирического. Эпические песни отличаются своей сюжетностью, например, «Песнь о вещем Олеге» Александра Сергеевича Пушкина. Основой лирической песни является переживание главного героя или автора.
Жанр берет свое начало в традиционном устном народном творчестве.
Романсы
Это небольшие эпические стихотворения, которые в кратких чертах излагают события, что помогает пробудить фантазию и чувства. Раньше всего этот жанр появился в южных странах, он отличается своей живостью, яркими красками. В то время как баллада, что появилась в северных странах, чаще всего рисует мрачные, таинственные и серьезные события в природе или в человеческой душе. Слово «романс» имеет испанские корни. В романских странах оно так называли «народный язык», а также стихотворение, написанное на нем.
Сонеты
Это лирический жанр стихотворений жесткой формы, ведь они состоят всего из 14 строк, которые особым образом организованы в строфы. Сонеты отличаются строгостью принципов рифмовки, а также стилистическими законами. Существует несколько их видов:
- Итальянский, что может состоять из двух четверостиший или двух трехстиший.
- Английские сонеты имеют в составе 3 катрена и одно двустишие.
- Изредка выделяются французские сонеты. Их строфика похожа на итальянские, однако используется немного другая рифмовка.
- Русский сонет. Он возник под влиянием французского, и первым его использовал Антон Дельвиг.
Содержание сонета также придерживается строгих законов. Каждая строфа делает шаг в развитии определенной общей мысли, так что стихотворение является не просто узко лирическим произведением, но и интеллектуально-поэтическим.
Сатира
Это лирический жанр стихотворений. Произведения, которые написаны в нем, выражают возмущение и негодование поэта касательно отрицательных сторон общественной жизни. Сатира отличается своей нравописательностью, поэтому автор служит рупором для общества, особенно той его части, которая озабочена отрицательным сторонами социальной жизни. Например, Кантемир в своих произведениях выступает защитником преобразований Петра I. Он клеймит невежд, злонравных дворян, которые кичатся своим происхождением, и всех тех, кто стремится жить по старым обычаям. Белинский заявлял, что кантемировская традиция в литературе России теснее всего связана с жизнью.
Несмотря на то что язвительной насмешкой было наполнено большое количество древнегреческих ямбов, как самостоятельный жанр, сатира формируется лишь в римской литературе. Она встречается в работах Горация, Ювенала и Персия. Теперь вы знаете несколько больше о том, какие жанры стихотворений существуют и в чем заключаются их отличия.
Как писали светила русской поэзии?
Можно кратко рассмотреть, какие жанры в своем творчестве любили использовать выдающиеся русские поэты.
Излюбленными жанрами стихотворений у Блока были поэмы, элегии и послания. Наиболее известными его произведениями являются «Стихи о прекрасной даме», «Лирические драмы», «Двенадцать».
Любимые жанры стихотворений у Пушкина – это сатира, оды, элегии, песни. У Александра Сергеевича так много известных работ, что перечисление их отняло бы много времени.
Самым часто используемым Лермонтовым жанром стихотворений была элегия. Это неудивительно, так как элегическое настроение больше всего подходит для лирических героев поэта. В его произведениях звучат мотивы одиночества, тоски и недовольства жизнью.
Источник