Что значит жанровое своеобразие стихотворения

Как определить жанр стихотворения

Обычно не возникает трудностей, чтобы определить различия стихотворений по объему (большие и малые), содержанию (любовные, сатирические, дружеские) и форме (заключенные в строгую структуру, или более свободные по размеру и рифме). А вот в жанрах стихов разобраться чуть сложнее. Если вы решили раз и навсегда понять, по каким признакам стихотворения делятся на жанры, прочитайте статью. В ней будет не только рассказано о жанрах, но и описаны признаки, как определить тот или иной жанр.

Другие полезные статьи:

Классические жанры поэзии

Классические поэтические жанры делят на лирические и лироэпические (промежуточные между лирикой и эпосом). Лирические жанры – это обычно небольшие по размеру литературные формы (элегия, послание, эпиграмма). К лироэпическим относят поэмы и баллады.

Лирическое стихотворение Небольшое по объему произведение, в котором описывается внутренний мир героя, его эмоции, чувства. Пишется от лица автора или от лица вымышленного персонажа.

Лирическое стихотворение, проникнутое грустными раздумьями, печалью, ностальгией называют элегией.

Еще один жанр, знакомый по урокам русской литературы. Ода отличается возвышенностью и торжественностью стиля. Фактически, это прославление кого-то или чего-то в стихотворной форме.

Чтобы стихотворение называлось сонетом, оно должно иметь четкую, всегда одинаковую структуру. В сонете 14 строк: 2 четверостишия на две рифмы, и два трехстишия на две или три рифмы.

Для поэмы характерен сюжет и особое внимание ко внутреннему миру, переживаниям, чувствам лирического героя. Еще в поэме могут быть лирические отступления (рассуждения автора).

Это рассказ в стихах, произведение с напряженным и часто необычным сюжетом. Сюжет баллады может быть мифическим, историческим, героическим, заимствованным из фольклора.

Нетипичные поэтические жанры

Нетипичные жанры появлялись, когда поэты пытались приспособить стихи к духу времени, выразить с помощью поэзии какие-то непривычные чувства и новые явления. Так возникли стихи в прозе, акростихи. Современная поэзия тяготеет к коротким формам, например, хокку. Быстротечность и часто абсурдность современной жизни отражена в ироничных стишках-пирожках.

Стихи без рифмы

Стихи в прозе тоже подчиняются определенным литературным канонам. Это небольшие по объему, наполненные сильными чувствами, произведения. Например, знаменитое Тургеневское стихотворение в прозе о великом, могучем, правдивом и свободном русском языке давно стало классикой этого жанра. Не имеющие рифмы, но обладающие определенным стихотворным размером поэзии называют белыми стихами. А вот свободный стих (верлибр) свободен и от рифмы, и от размера. Однако даже в верлибре присутствует определенная ритмическая структура.

Этот вид поэзии появился только в 2003 году, а затем быстро распространился в интернете. Лаконичные, смешные, свободные, ироничные стишки без заглавных букв и рифм «Пирожки» должны укладываться в 34 слога и состоять из одной законченной мысли. Пишут их по такому ритму: 9 слогов должно быть в первой и третьей строчке, 8 – во второй и четвертой. Яркая особенность, по которой можно распознать стишок-пирожок – это отсутствие заглавных букв и дефисов. Хотя пирожки считаются литературой нонсенса, но злободневность, юмор и неожиданные повороты сюжета помогают этому жанру находить все новых последователей.

Порошки – это такие же маленькие, смешные поэтические произведения, содержащие одну мысль. В порошках обязательна рифма между четными строчками и неровный ритмический размер: 9-8-9-2.

Этот жанр пришел из Японии. Хайку очень лаконично – всего три строчки в 17 слогов. Рифмы в хайку нет, а поэтическая структура держится за счет ритма слогов: 5-7-5. Однако размер японской поэзии сильно зависит от языка, поэтому в хайку на английском меньше 17 слогов, а в русских хайку часто больше.

Это своеобразное стихотворение с подсказкой. В акростихе первые буквы каждой новой строки складываются во фразу или в слово, если читать все буквы по порядку сверху вниз. Есть акростихи-ключи: слово содержит смысл или разгадку всего текста. Популярны акростихи-посвящения: заглавные буквы представляют имя особы, которой посвящены поэтические строчки.

Если поэзия написана возвышенным языком и прославляет действия человека или величие страны, то перед вами ода.

В элегии стихотворение идет сплошным текстом, без деления на строфы, от первого лица, и наполнено меланхолическими переживаниями.

В стихотворении 14 строк с нетипичной рифмовкой? Возможно, вы читаете сонет.

Короткое остроумное стихотворение, высмеивающее чьи-то пороки или негативное общественное явление – это эпиграмма.

Захватывающий сюжет, в котором рассказывается история главного героя, драматическое действие, напевный ритм, конфликт добра и зла характерны для баллад.

Смешные короткие стихи без заглавных букв и знаков препинания о превратностях современной жизни – популярные в интернете «пирожки». Если рифма есть, а последняя строчка совсем короткая, то это стишки-порошки.

Странные и грустные стихи без рифмы, проникнутые быстротечностью мгновения – японская поэзия хайку.

Заглавные буквы каждой новой строчки образуют отдельное слово? Вы разгадали акростих.

Как видно из статьи, стихотворных жанров немало. Разбираться в них очень интересно, но еще интереснее написать что-то самому. Попробуйте написать стихотворение в одном из жанров и, кто знает, возможно вы откроете в себе скрытый до этого времени талант.

Источник

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА. ЖАНРЫ ЛИРИКИ

Методические рекомендации

По анализу лирического произведения

План анализа лирического произведения
Советы по работе с лирическим произведением
Материалы, необходимые для анализа лирического произведения

План анализа лирического произведения

  1. Название автор стихотворения.
  2. Кем и когда написано стихотворение.
  3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение и т.д.).
  4. Центральная тема. Тематическая направленность (пейзажная, философская, любовная, гражданская лирика).
  5. Черты художественного направления, к которому относится произведение (романтизм, реализм, символизм и т.д.).
  6. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
  7. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  8. Кто лирический герой, каково его настроение.
  9. Особенности построения: деление на части, главки, строфы; соединение образов, лейтмотивом.
  10. Средства поэтического языка: звуковая и ритмическая организация, Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения
  11. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания.
  12. Идея стихотворения.

13. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Советы по работе с лирическим произведением:

— прочитай внимательно стихотворение (лучше вслух);

— ответь на вопросы: о чем стихотворение (что хотел сказать автор)?

— какие чувства стихотворение вызвало?

— прочитай стихотворение еще раз, проверяя, весь ли текст соответствует твоему представлению о нем (часто в стихотворениях передается смена чувств лирического героя, используется антитеза: приводятся суждения об образах-антиподах);

— подумай, для чего автор написал стихотворение именно так? В чем роль каждого элемента, тропа?

После этого приступай к работе по схеме.

— запиши сведения пунктов 1-3 – это обязательная информация и должна присутствовать в любом анализе произведения;

— если самостоятельного названия у стихотворения нет, то вместо него в кавычках указывается первый стих (первая строка) стихотворения с многоточием;

— выделите пункты, которые связаны с особенностями стихотворения, отличают его от других произведений этого автора, других поэтов;

— анализ может быть сделан в виде схемы, но лучше, если будет написан как целостный текст.

ВАЖНО помнить, что анализ нужен не сам по себе, а для того, чтобы лучше понять произведение и наиболее точно передать свои суждения о нем.

Материалы, необходимые для анализа

Лирического произведения

МЕСТО СТИХОТВОРЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА. При определении места стихотворения в поэтике автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути художника хотя бы в общих чертах. При анализе произведения важно выявить, насколько характерно стихотворение для творчества поэта, или в какой мере оно нетипично для его поэтической манеры. Так, написанное А.С. Пушкиным в 1821 г. послание «В.Л. Давыдову» отражает бунтарский настрой поэта, особенно ясно выразившийся в финале стихотворения.

При определении места стихотворения в творчестве поэта важно понять, носит ли оно программный характер, т. е. является ли оно таким произведением, в котором выявились важнейшие цели и принципы творчества художника (к программным пушкинским стихотворениям относятся «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэт» и др.)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА. ЖАНРЫ ЛИРИКИ

Лирическое стихотворение — произведение небольшого объема, написанное стихами. Универсальное обозначение жанра лирики.

Ода торжественное, патетическое, нравоучительное стихотворение.

Романс, песня — стихотворение с характерной напевной интонацией, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение.

Послание— стихотворное письмо. Обращение к конкретному адресату с просьбой, увещеванием, мольбой, советом.

Элегия — стихотворение, проникнутое светлой печалью, грустью, обращенное к глубоко личным темам, к раздумьям о любви, природе, философских проблемах.

Существует тематическая классификация лирики, которая в наиболее общем виде обозначает традиционные для лирики темы: интимная (любовная) лирика (М. Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…», Б. Л. Пастернак «Зимний вечер»), пейзажная лирика (А. А. Фет «Чудная картина…», С. А. Есенин «За темной прядью перелесиц…»), лирика дружбы (А. С. Пушкин «19 октября» (1925), Б. Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня»), гражданская и патриотическая лирика (Н.А.Некрасов «Родина», А. А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…»), философская (медитативная) лирика (Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм», И.А. Бунин «Вечер»), тема поэта и поэзии (Е.А. Баратынский «Мой дар убог и голос мой не громок…», М.И.Цветаева «Роландов Рог»).

ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ — предмет поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключенное в стихотворении переживание. Темы составляют основу любого произведения (в том числе и лирического).

Стихотворение И.А. Бунина «Вечер» относится к философской лирике. Поэт задается вопросами: почему «о счастье мы всегда лишь вспоминаем…», что дарует человеку ощущение счастья, что мешает осознать в настоящую минуту полноту и гармонию бытия. Но это стихотворение по праву может быть отнесено и к пейзажной лирике, поскольку Бунин не просто говорит о красоте мира, но и пластично ее изображает, описывая вечереющий день, «чистый воздух, льющийся в окно», «бездонное небо», в котором «легким белым краем встает, сияет облако».

Как правило, в стихотворении можно выделить ведущую (или основную) тему. При ее определении следует ориентироваться на тематическую классификацию стихотворений, соотнося ее с «вечными» для поэзии темами любви, красоты, смерти, рока и др. Однако важно помнить, что поэтический текст представляет собой сложное сплетение тем и мотивов. В отличие от темы, мотив имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте и является устойчивым формально-содержательным компонентом произведения.

Источник

ЖАНРОВЫЕ ВИДЫ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Школа №43 г. Нижний Новгород, учитель Иванова И.Л. /

ЖАНРОВЫЕ ВИДЫ


ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ


ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ – стихотворение, в котором преобладает сокровенное, личное чувство, оно рисует душевное состояние человека в определенный момент жизни, поэтому часто лирическое стихотворение – это внутренний монолог автора.

БАЛЛАДА ( от ит. «плясать») – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-либо необычайный случай.

КАЛАМБУР – небольшое стихотворение, основанное на сочетании слов или группы слов, имеющих разное значение, но одинаковое звучание (омонимов) и создающих комический эффект.

МАДРИГАЛ (от ит. «песня») – небольшое стихотворение хвалебного характера, воспевающее что-либо или кого-либо.

ОДА (от греч. «песнь») – торжественное стихотворение, прославляющее кого-либо или что-либо.

ПЛАЧ – обрядовая народная песня-оплакивание.

ПОСЛАНИЕ – стихотворение-обращение к кому-либо.

СОНЕТ (от ит. «звучать») стихотворение по особой форме) – любовное послание женщине.

СТАНСЫ (от фр. «стиль») – стихотворение особой формы по четыре стиха в строфе.

ЭЛЕГИЯ ( от греч. «жалоба») – стихотворение, проникнутое грусть, даже скорбью, часто в виде философских размышлений.

ЭКЛОГА или ИДИЛЛИЯ – стихотворение, изображающее сельскую жизнь или воспевающее вечно прекрасную природу вообще (ИДИЛЛИЯ).

Источник

Лирика и ее жанры

Видеоверсия лекции А. Назайкина » Лирика и ее жанры «

(готовится к публикации)

Лирика (от греч. lyra – лира, музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) – это обобщенное название произведений, отображающих жизнь через личные переживания человека, через его чувства и мысли. В лирике нет сюжета, событийный ряд очень скупой, недетализированный. Все художественные средства нацелены на раскрытие цельного движения человеческой души, на его переживания, на запечатление всего позитивно значимого, обладающего ценностью. Лирика экспрессивна, чем разительно отличается от обычной нейтральности и беспристрастности эпики. Экспрессия сближает лирику с музыкой. Однако лирика, конечно же, значительно более конкретна, чему музыка.

Лирике свойственен субъективизм, самораскрытие автора, искреннее представление его внутреннего мира, его порывов и желаний.

Главного персонажа лирического произведения – носителя переживания – обычно называют лирическим героем.

Большинство лирических произведений написаны в стихотворной форме, хотя лирика может быть и прозаической. Лирике в большей степени свойственны малые формы.

Обычно выделяют следующие лирические виды:

Гимн (от греч. ὕμνος – хвала) – это торжественная, прославляющая песня в честь богов, победителей, героев, важных событий. Изначально элементами гимна были: эпиклеза (священное имя), просьба, ареталогия (эпическая часть).

Одним из самых известных гимнов является «Гаудеамус» (лат. gaudeamus – возрадуемся) – студенческий гимн.

«Итак, будем веселиться,

После веселой молодости,

После горестной старости

Нас возьмет земля…

Да здравствует Академия!

Да здравствуют профессора!

Да здравствуют все члены ее!

Да здравствует каждый член!

Пусть вечно они процветают. »

(Из гимна «Гаудеамус», пер. С.И.Соболевского)

Ода – это поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, которому свойственны торжественность стиля и возвышенность содержания. Об оде также говорят, как о прославлении в стихах.

Широко известны оды Горация, М. Ломоносова, А. Пушкина и т.д.

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу…»

(Из оды «Вольности», А.Пушкина)

Послание

Послание – это поэтическое письмо, обращенное к какому-либо лицу или группе лиц. По содержанию послания бывают: дружеские, лирические, сатирические и др.

«Ты, меня любивший фальшью

Истины – и правдой лжи,

Ты, меня любивший – дальше

Некуда! – За рубежи!

Ты, меня любивший дольше

Времени. – Десницы взмах! —

Ты меня не любишь больше:

Истина в пяти словах».

Эпитафия

Эпитафия (от греч. epitaphios – «надгробный») – изречение, сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи. Обычно эпитафия представлена в стихотворной форме.

«Из лавров и из роз положьте здесь венец:

Под камнем сим сокрыт любимец Муз и Граций,

Фелицы славныя певец,

Державин, Пиндар наш, Анакреон, Гораций.

(А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»)»

Сонет

Сонет – поэтическо е п роизведение, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Итальянский сонет состоит из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета. Английский – из 3-х катренов и заключительного двустишия.

Как правило, содержание сонета точно соответствует распределению мыслей: в первом четверостишии – тезис, во втором – антитезис, в двух трехстишиях – вывод.

Венок сонетов – это пятнадцать сонетов, которые в особом порядке связаны между собой. При этом последний сонет венка состоит из первых строк всех сонетов.

«Вздыхаю, словно шелестит листвой

Печальный ветер, слезы льются градом,

Когда смотрю на вас печальным взглядом,

Из-за которой в мире я чужой.

Улыбки вашей видя свет благой,

Я не тоскую по иным усладам,

И жизнь уже не кажется мне адом,

Когда любуюсь вашей красотой.

Но стынет кровь, как только вы уйдете,

Когда, покинут вашими лучами,

Улыбки роковой не вижу я.

И, грудь открыв любовными ключами,

Душа освобождается от плети,

Чтоб следовать за вами, жизнь моя».

(«На жизнь мадонны Лауры (XVII)», Ф.Петрарка)

Лирическое стихотворение

Лирическое стихотворение – малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя. В лирическом стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения.

«Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне».

Элегия

Элегия – поэтическое произведение, посвященное печальным раздумьям, проникнутое грустью. Содержание элегий обычно составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь, разочарование, обреченность и т.д.

«Здравствуй, моя гора с красноватой блещущей высью,

Здравствуй, солнце, чей свет мягко ее озарил!

Вас я приветствую, нивы, тебя, шелестящая липа,

И на упругих ветвях звучный и радостный хор;

Здравствуй и ты, лазурь, объявшая неизмеримо

Бурые склоны горы, темную зелень лесов

И – заодно – меня, кто бежал из темницы домашней

И от избитых речей ищет спасенья в тебе…»

Эпиграмма

Эпиграмма (от греч. ἐπίγραμμα – надпись) – небольшое сатирическое поэтическое произведение, в котором высмеивается конкретное лицо. Характерные черты эпиграммы – это остроумие и краткость.

«Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян».

Песня

Песня – небольшое поэтическое произведение, являющееся основой для последующих музыкальных обработок. Обычно состоит из нескольких куплетов и припева.

«А не спеть ли мне песню о любви

И не выдумать ли новый жанр

Попопсовей мотив и стихи

И всю жизнь получать гонорар…»

( «О любви», О.Тарасов)

Романс

Романс – небольшое напевное поэтическое произведение, которое может быть наложено на музыку. Обычно в романсе отражаютс я п ереживания, настроения, чувства лирического героя.

«А напоследок я скажу:

прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

к высокой степени безумства.

Как ты любил? – ты пригубил

погибели. Не в этом дело.

Как ты любил? – ты погубил,

но погубил так неумело…»

(«А напоследок я скажу», Б. Ахмадулина)

Мадригал

Мадригал (итал. madrigale , от лат. matricale – песня на родном языке – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Обычно имеет любовно-лирическое или шутливо-комплиментарное содержание.

«И как в раю магометанском

Сонм гурий в розах и шелку,

Так вы лейб-гвардии в уланском

Ее Величества полку.

(«Мадригал полковой даме», Н. С. Гумилев)

Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми !

Источник

Читайте также:  При торможении вибрирует руль что это значит
Оцените статью