Что значит жанр концерт

Концерт (произведение)

Конце́рт (нем. Konzert от итал. concerto — гармония, согласие и от лат. concertare — состязаться) — чаще всего музыкальное сочинение для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора а cappella [1] .

Концерт появился в Италии на рубеже XVI—XVII веков как вокальное полифоническое произведение церковной музыки (духовный концерт) и развился из многохорности и сопоставления хоров, широко применявшихся представителями венецианской школы. Сочинения такого рода могли именоваться как концертами (concerti), так и мотетами (motetti); позже И. С. Бах называл концертами свои полифонические кантаты [1] .

Представители венецианской школы широко применяли в духовном концерте инструментальное сопровождение и с начала XVII века принцип «состязания» нескольких солирующих («концертирующих») голосов постепенно распространяется и в инструментальной музыке — в сюите и церковной сонате. Во второй половине XVII век появились сочинения, основанные на контрастном сопоставлении оркестра (tutti) и солиста или группы солирующих инструментов и оркестра — в кончерто гроссо. Первые образцы таких концертов принадлежат Джованни Бонончини и Джузеппе Торелли, фактически же концерт сложился в I половине XVIII века в творчестве Арканджело Корелли и особенно Антонио Вивальди — как трёхчастная композиция с двумя крайними частями в быстром движении и медленной средней частью [1] .

В концертах I половины XVIII века быстрые части обычно основывались на одной, реже на двух темах, которые проходили в оркестре в неизменном виде как рефрен-ритурнель, концертирование солиста чаще всего носило характер орнаментальной виртуозности; в таком стиле писали концерты, в частности И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Во II половине XVIII века в творчестве «венских классиков», Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, утвердилась сонатно-симфоническая форма концерта [1] .

Читайте также:  Что значит если найти деньги

Развитие жанра концерта как сочинения для одного или нескольких («двойной», «тройной», «четверной» концерт) солирующих инструментов с оркестром продолжилось в XIX веке в творчестве Н. Паганини, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамса, Ф. Листа, П. Чайковского, М. Бруха и многих других композиторов. При этом в сочинениях композиторов-романтиков наблюдался отход от классического формы концерта, в частности, был создан одночастный концерт малой формы (концертштюк или концертино) и крупной формы, по построению соответствовавший симфонической поэме, с характрными для него монотематизмом и принципом «сквозного развития»; таковы, в частности, фортепианные концерты Ф. Листа [1] .

Существуют также произведения, не являющиеся концертами формально, но несущие черты этого жанра, например Турангалила-симфония или Концерт для оркестра Бела Бартока, в котором отсутствуют солирующие инструменты.

Источник

Концерт как музыкальный жанр

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Концерт как музыкальный жанр

Концерт (с лат. – состязание) — музыкальный жанр, в основе которого лежит контрастное противопоставление партий солиста, нескольких солистов, меньшей части исполнителей всему ансамблю.

Существуют концерты для одного или нескольких инструментов с оркестром, для оркестра, для хора без сопровождения. Сочинения, называющиеся «концертами» , впервые появились в конце XVI в . В Италии. Как правило, это были вокальные полифонические пьесы, однако в их исполнении могли участвовать и инструменты. В XVII в. концертом назывались вокальные произведения для голоса в сопровождении инструментального аккомпанемента. В России в XVII—XVIII вв. сформировался особый тип концерта — многоголосное хоровое произведение без сопровождения .

Принцип «состязания» постепенно проникал и в чисто инструментальную музыку. Сопоставление всего ансамбля (тутти) с несколькими инструментами (соло) стало основой концерто гроссо — жанра, получившего распространение в эпоху барокко (вершинные образцы концерто гроссо принадлежат А. Корелли , А. Вивальди , И. С. Баху, Г. Ф. Генделю) .

В эпоху барокко складывается также тип сольного концерта для клавира, скрипки и других инструментов в сопровождении оркестра. В творчестве В. А. Моцарта , Л. Бетховена тип инструментального концерта для солирующего инструмента/тов с оркестром получил свое классическое воплощение. В первой части темы вначале излагаются оркестром, затем — солистом и оркестром; незадолго до окончания первой части возникает каденция — свободная импровизация солиста. Темп первой части, как правило, подвижный. Вторая часть — медленная. Ее музыка выражает возвышенное раздумье-созерцание. Третья часть — финал — быстрая, жизнерадостная, нередко связанная с народно-жанровыми источниками. Так строятся многие концерты, созданные композиторами XIX—XX вв.

Н-р, П. И. Чайковский в своем знаменитом 1-м концерте для фортепьяно с оркестром использует трехчастную форму цикла. В первой части сочетаются патетические и лирико-драматические образы. В основу ее главной темы композитор положил напев лирников (слепых певцов, аккомпанирующих себе на лире). Вторая часть — лирическая по характеру. В третьей Чайковский воссоздает картину праздничного веселья, используя украинскую народную песню-веснянку.

Развитие инструментального концерта в творчестве композиторов-романтиков шло как бы по двум направлениям: с одной стороны, концерт по своим масштабам, музыкальным образам сближался с симфонией (например, у И. Брамса), с другой — усиливалось чисто виртуозное начало (в скрипичных концертах Н. Паганини).

В русской классической музыке жанр инструментального концерта получил своеобразное и глубоко национальное претворение в фортепьянных концертах Чайковского и С.В. Рахманинова, в скрипичных концертах А.К. Глазунова и П.И. Чайковского.

Источник

Оцените статью