Расчет прибыльности от «Зелёного тарифа» в 2020 г., Украина
Законодательные изменения в 2020 году для рынка домашней «Зелёной» энергетики, обзор выработки моих станций и расчёт, что получится, у желающих построить свою станцию в 2020 г.
КДВП — отражает положение дел в «Зелёной энергетике»
Провожаем 2019 и тариф 0,181 Евро/кВт*ч
2019 год был самым непростым как для потенциальных, так и для существующих, владельцев домашних СЭС (далее дСЭС). Борьба между жадностью желанием зафиксировать максимальный тариф 0,181 Евро до 2030 года и страхом вообще ничего не получить, учитывая изменения в законодательстве (на пару месяцев убирали «Зелёный» тариф для наземных станций) и общую политическую нестабильность. Но, под конец года, всё успокоились, и был очередной рывок желающих построить домашние СЭС.
Итого, по итогам 2019 года, мощность введенных дСЭС составила 243 МВт (5,4% от всего ВИЕ, введенного в 2019г.). Это почти в 2 раза больше, чем было введено дСЭС в 2014-2018 годах (157 МВт). Депутаты Промышленные ВИЕ старались не отставать, и тоже поднажали в 2019 г., желая отхватить свой кусок пирога по жирной фиксированной цене. Под конец 2019 г. мощность ВИЕ (здесь и далее, ВИЕ – это все возобновляемые источники без ГЭС, так исторически сложилась статистика) возросла до 6.8 ГВт, что должно вырабатывать, в теории, 8,4 ГВт*ч в год.
Вернемся к нашим баранам моим станциям
В целом, год прошёл нормально. Весна была менее солнечная, чем в 2018 г., декабрь аномально солнечный, но в целом результаты удовлетворительные.
Типичный годовой график выработки 33.6 кВт станции
Из неприятного – Half-cell модули практически полностью не оправдали возложенных на них надежд. В момент покупки, они стоили дороже на 10%, а реально выработали на 2-3% больше.
Как и прежде, затенение оказывает максимальное влияние на выработку. И если летом затенение обычно мало заметно, то в осенне-зимний период даже удаленные объекты дают неприятную тень.
Из приятного – эксперимент с увеличение мощности «солнечного поля» с 33.6 до 40 кВт, при неизменном инверторе 30кВт, подтвердил теоретические выкладки и дал потери до 3% от возможного максимума, что очень порадовало.
В целом годовая выработка уложилась в (1.18 – 1.22) * мощность солнечного поля. Разница обусловлена как затенением, так и «перегрузом» по солнечным панелям.
По Украине разброс несколько больший, от 1.1 до 1.26. Но 1.26 — это уже как конструкции со сменным углом, так и самые солнечные регионы.
Что год грядущий текущий нам готовит
В 2020 году произошел ряд значимых изменений в законодательстве для домашних СЭС:
— запланированное заранее уменьшение тарифа до 0,1626 Евро за кВт*ч.
— запрет установки 50 кВт дСЭС, как на земле так и крыше
— опять нужно платить НДС на оборудование для СЭС (причем промышленные этого почти не заметят, удар только по дСЭС), закон на подписи у президента
— на 15 — 30% подешевело подключение к сети (в зависимости от области)
— подешевело оборудование
Давайте считать
Стоимость поликристаллических солнечных панелей Tier2 производителей пробила 0,25 $/Вт, Tier1 опустилась ниже 0,29 $/Вт. Монокристаллические Tier1 пытаются штурмовать 0,31 $/Вт.
Возврат НДС поднимет эти цены на
10%, так исторически сложилось.
Панели на 40 кВт от Tier1 будут стоить 11,600$, инвертор 2,700$, конструкции 20$ за панель. Щитки, автоматы и кабеля – еще около 2К$.
Итого сама станция выйдет
21К$ (11600+2700)*1,1 (НДС)+ 20*148 (270 Вт панели) + 2000 = 20700, округлим до 21 К$.
Далее включаются сопутствующие расходы – получение заветных 30кВт, охрана, забор т.д…
На это я бы выделил о 5-6 К$ (сроки уже не поджимают, и «коррупционная составляющая» сходит почти на нет), и получаем общую стоимость порядка 27 К$.
Считаем прибыльность
Станция будет генерировать – 40 кВт *1,15 ( среднепотолочный коэффициент ) = 46 МВт*ч в год.
46 000 кВт*ч * 0,1626 (тариф) * 1,11 (перевод в $) * 0,805 (налоги) = 6683 $ в год после уплаты налогов.
В целом возвращаемся на тех же 4 года. Если б не возврат НДС, было б даже меньше 4-х лет.
Как всегда, не обошлось без ложки дёгтя новых законодательных инициатив
Идут разговоры про попытки ретроспективного пересмотра «Зелёного тарифа», но только для промышленных СЭС (не факт, что закончится только этим).
Перекладывается ответственность, по финансированию «Зелёного тарифа», с одного источника на другой, в результате ряд областей уже пару месяцев сидит без «гарантированных выплат».
Набирает оборотов борьба «угольная генерация» – «зелёная генерация» – «атомная генерация» — потребители.
По факту электроэнергии производится уже больше, чем потребляется, и нужно ограничивать (выводить с рынка) угольную генерацию. Но она принадлежит олигархам.
На оплату «Зеленого тарифа» требуется больше денег, и их закладывают в тариф предприятиям. Предприятия, у которых цена на э/э, в составе продукции, составляет большой % от затрат, тоже принадлежат олигархам.
Как ни смешно, но «Зелёная генерация», в основной своей массе, тоже принадлежит депутатам олигархам.
В итоге есть большие риски, что крайним окажется Энергоатом, который государственный и его можно кроить. Ну и следующим шагом, пойдет поднятие тарифов для всего населения.
Рассматривается стратегия развития «зелёной энергетики» до 2050 года, в которой угольная генерация будет сведена в 0, а атомной остается не больше 25%. Домашним и малым (150 кВт) СЭС по этой стратегии отрезали кусок пирога в целых 15%, поживем — увидим.
Не могу не поделиться видео с одной из станций.
Источник
Заигрались в зеленую энергетику и «зеленый» тариф. Чем рискует Украина
Как следует из ежегодного отчета Climatescope 2019, подготовленного исследовательским агентством Bloomberg New Energy Finance, в 2019 году Украина поднялась сразу на 55 позиций в рейтинге привлекательности развивающихся стран с точки зрения инвестиций в возобновляемую энергетику, тогда как в прошлогоднем страна занимала 63 строчку.
Известно, что в 2018 году европейские страны, не входящие в Евросоюз, установили рекорд по привлеченным инвестициям в чистую энергию в размере $2,2 млрд. Причем сумма за 2018 год составила более четверти от общего объема инвестиций в регион за последнее десятилетие. Рост произошел в основном из-за огромного скачка инвестиционных потоков на Украину, который в 2018 году составил $801 млн по сравнению с $46 млн в 2017 году. По данным аналитического центра, причиной такого роста Украины стали реформы энергетического сектора, привлекательные «зеленые» тарифы и налоговые ставки. Радиоактивная «зеленая энергия»: На ЧАЭС поставят солнечные батареи за €1 млрд
«Зеленый» тариф, законодательно закрепленный на Украине в 2018 году, — это специальный тариф, по которому государство закупает электроэнергию по завышенной цене у предприятий и частных лиц, использующих альтернативные источники энергии. Таким образом, юридические и физические лица, которые пользуются энергией солнца, ветра, микро- или мини-гидроэлектростанциями и другими возобновляемыми источниками энергии, могут продавать полученную электроэнергию государству по чрезвычайно выгодной для себя цене.
Как показывает практика, «зеленый» тариф как метод дотирования развития отрасли альтернативной энергетики, призванный компенсировать высокую себестоимость солнечных панелей и ветровых электростанций, себя уже исчерпал. Дело в том, что из-за высокого тарифа (0,18 евро за один киловатт, а это значительно выше тарифов, по которым закупается энергия из атомных и тепловых электростанций) в последние несколько лет «зеленая энергетика» на Украине переживает настоящий бум. В свое время с подачи энергетических лоббистов государство дало долгосрочные гарантии закупки энергии из возобновляемых источников по повышенной цене — законодательство Украины и подписанные ею международные договоры гарантируют сохранение «зеленого» тарифа на неизменном уровне до 2030 года. И благодаря этому специальный тариф из стимулирующего фактора стал источником сверхприбыли.
Тариф есть, а денег нет
Национальная энергетическая компания «Укрэнерго» заявляла о нехватке к началу ноября 481 млн грн ($20,02 млн) для выплаты ГП «Гарантированный покупатель» аванса в размере 821 млн грн ($34,17 млн) по оплате «зеленого» тарифа. Основной причиной нехватки средств для компенсации сейчас является неравномерность и задолженность по уплате участниками рынка услуги НЭК «Укрэнерго» по передаче электроэнергии. На середину ноября потребители задолжали более 1,2 млрд грн ($50 млн). Кабмин окончательно отпустил тарифы ЖКХ в «свободное плавание» — Гольдарб
Недостаток средств для компенсации «зеленого» тарифа также обусловлен тем, что для пяти предприятий в июле и августе 2019 действие новых тарифов на передачу было прекращено в судебном порядке. И этим пяти компаниям по решению суда начислялась плата по прежнему тарифу — 57,4 грн ($2,39) за МВт-час, а не по ставкам 347,14 грн ($14,45) за МВт-ч и 116,54 грн ($4,85) за МВт-ч, соответственно действующим в июле и августе.
Более того, в Министерстве энергетики и защиты окружающей среды прогнозируют, что в 2020 году дефицит средств на оплату электроэнергии производителям из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) может составить 13-14 млрд грн ($540-580 млн).
Поиск компромисса
Глава комитета Верховной Рады по энергетике и жилищно-коммунальным услугам, нардеп от «Слуги народа» Андрей Герус еще в июне этого года заявил, что инициирует ретроспективное снижение «зеленого» тарифа и введение дополнительных налогов на производителей электроэнергии из возобновляемых источников.
Такие инициативы вызвали негативную реакцию лоббистов ВИЭ. Инвесторы выступили против идеи Геруса, оформленной в законопроект, который успел поддержать профильный комитет парламента. Письмо инвесторов к президенту Владимиру Зеленскому подписали руководители компаний NBT, «Виндкрафт Украина», LongWing Energy, Greenworx Holding и Akuo Energy.
Нарушение гарантий государства, бесспорно, навредит инвестиционному климату Украины и подорвет доверие к любым договорам в будущем, считают в Low Carbon Ukraine — организации, которая является частью Международной климатической инициативы и финансируется Министерством по вопросам окружающей среды, сохранения природы и радиационной безопасности ФРГ. Авторы квартального мониторингового отчета о внедрении Плана действий по энергетическому сектору Украины, опубликованного 26 ноября, настаивают, что гарантированный «зеленый» тариф ввели, чтобы создать стабильные условия для развития возобновляемой энергетики и стимулировать инвестиции в эту отрасль.
И уже в ноябре Герус пошел на попятную, заявив, что правительство не планирует отменять «зеленый» тариф и занимается поиском компромиссного варианта, который устроит участников рынка.
Недавно Украинская ветроэнергетическая ассоциация (УВЭА) совместно с крупнейшими участниками ветроэнергетического рынка, включая «ДТЭК ВИЭ», письменно известила Министерство энергетики о том, что участники ветроэнергетического рынка добровольно согласились на снижение «зеленого» тарифа. И предложили снизить его до 8,5 евроцента за киловатт (сейчас 16 евроцентов). Но это только для новых станций, которые будут введены в эксплуатацию в течение следующих трех лет. Причем ветроэнергетики предложили зафиксировать этот тариф на 15 лет с момента запуска станций в эксплуатацию. Не исключено, что на подобное частичное снижение тарифа производители ВЭ согласились ввиду угрозы вообще не получить денег для возмещения расходов, гарантированных государством. Производителей становится все больше, а возможностей у государства все меньше. «Пока по Украине не пройдут миллионные протесты, тарифы будут повышаться» — Богатырев
В свою очередь Министерство энергетики и экологии предлагает представителям возобновляемой энергетики добровольно реструктуризовать тариф до апреля 2020 года, взамен его продлят на 5 лет. Как заявил замминистра Константин Чижик во время X Международного инвестиционного форума по возобновляемой энергетике, соответствующий законопроект в ближайшее время передадут в Верховную Раду. Всем инвесторам, и нынешним, и будущим, предлагают продлить действие «зеленого» тарифа на 5 лет. Взамен нынешние владельцы СЭС и ВЭС должны реструктуризовать соответственно 17% и 10% от тарифа. Новые инвесторы — 15% на солнце и 10% на ветре.
До 1 апреля будущего года компании должны решить, согласны ли они на новые условия или останутся на нынешнем зеленом тарифе (18 евроцентов). Однако следует помнить, что новый закон установит также ответственность за небалансы, когда генерация не выполняет свои обязательства по выработке электроэнергии. Для тех, кто согласится на реструктуризацию, ставка за небалансы будет расти на 20% в год начиная с 2021-го и достигнет 100% в 2025-м. Кто останется — будет платить 100% уже в 2023 году.
Риски
Экономический аналитик Александр Рябоконь считает, что бурный рост строительства объектов солнечной и ветровой генерации на Украине объясняется эффектом «теплой ванны» в виде привлекательных льготных тарифов, законодательных условий и налогообложения, предоставленных предыдущими украинскими правительствами для инвесторов и кредиторов.
«Высокие тарифы (свыше 5 грн за кВт/ч для СЭС и свыше 3 грн за кВт/ч для ВЭС), безальтернативная обязанность выкупать всю производимую ВИЭ электроэнергию вместе с абсолютной безнаказанностью ее производителей за небалансы энергосистемы, комплекс льгот по беспошлинному ввозу оборудования и самих установок для альтернативной генерации, а также упрощенному получению земельных участков под строительство (до 2021 года) привели к ежегодному удвоению роста вводимых в эксплуатацию объектов ВИЭ», — сказал в комментарии Украина.ру Александр Рябоконь.
По состоянию на сентябрь 2019 года из 51,3 ГВт установленной мощности объединенной энергосистемы Украины установленная мощность крупной и средней промышленной (без учета домохозяйств) генерации возобновляемых источников энергии составляет чуть выше 3,3 ГВт, из которых три четверти — солнечные электростанции. А к началу 2020 года общая установленная мощность всех объектов ВИЭ составит до 5,5 ГВт, СЭС — около 4 ГВт. Производство электроэнергии СЭС и ветровых электростанций в 2019 году составит свыше 5 млрд кВт/ч, выплаты по «зеленым тарифам оцениваются в 25-30 млрд грн ($1,04-1,25 млрд).
Всего же на данное время государственными органами выдано разрешений и технических условий на строительство 15 ГВт установленных мощностей ВИЭ.
«В результате сложившаяся ситуация привела к тому, что проявились две главные проблемы: техническая (в виде проблем с балансированием мощностей генерации в ОЭС) и финансовая (в виде угрозы роста дефицита средств для выплат по «зеленым тарифам»). По прогнозу «Укрэнерго», в условиях нынешних темпов введения ВИЭ в ближайшие 2-3 года Украине срочно необходимы до 2 ГВт высокоманевренных мощностей с быстрым стартом и до 1 ГВт систем поддержки и регулирования частоты в сети на базе аккумулирующих мощностей. Это позволит в целом компенсировать возникающие риски вследствие непрогнозируемых для диспетчеризации колебаний мощностей солнечной и ветровой генерации.
Уже в нынешнее время ОЭС Украины вполне ощущает острый дефицит маневренных мощностей, большинство из которых к тому же планировались и строились под балансировку базовых атомной и тепловой генерации. Это привело к тому, что уже в сейчас в целях балансировки в энергосистеме используются такие методы, как насосный режим работы гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС) в дневное время, разгрузка ТЭЦ при прохождении дневных пиков СЭС, двойное регулирование блоков ТЭС на протяжении суток, перераспределение нагрузки на ГЭС по коммерческим графикам», — пояснил аналитик.
Кроме того, подчеркнул Александр Рябоконь, согласно разным вариантам прогноза Министерства энергетики, при сохранении (в разной степени) нынешней законодательно-налоговой ситуации и темпов развития солнечной и ветровой генерации уже в 2020 году ожидается дефицит средств для выплат за электроэнергию «зеленой генерации» на уровне 10-14 млрд гривен ($420-580 млн). При этом объем субсидий для ВИЭ в 2020 году по «зеленым тарифам» (без НДС) оценивается в сумму свыше $1 млрд, а далее цифры будут существенно выше.
«Остается надеяться на то, что правительство, оценив всю сложность ситуации, в 2020 году введет ряд разумных ограничительных мер по отношению к этой непропорционально развившейся отрасли энергетики. Переход на аукционы, введение ответственности за «небалансы» и грозящее обострение проблемы с дефицитом финансовых средств хотя бы частично откорректируют ситуацию в сторону большей устойчивости самой энергосистемы и стабильности на рынке электроэнергии. Впрочем, это лишь временно может сгладить ситуацию и не сможет заменить решения ее по сути в виде необходимости пересмотра дальнейшей стратегии развития и модернизации согласно современным требованиям инфраструктуры и производственных мощностей энергетической отрасли Украины», — заключил аналитик.
Источник