Что значит заземлить газовоз

Содержание
  1. Устройство заземления автоцистерн: для чего, виды
  2. Общее описание
  3. Конструктивные особенности
  4. Принцип работы
  5. Тип электрического питания
  6. Особенности маркировки: несколько нюансов
  7. Что значит заземлить газовоз
  8. Устройство заземления автоцистерн
  9. Назначение
  10. Конструктивные особенности
  11. Принцип работы
  12. Тип электрического питания
  13. Особенности маркировки: несколько нюансов
  14. Устройства заземления автомобильных цистерн: виды и характеристики
  15. Виды оборудования и принцип действия
  16. УЗА 3В – особенности конструкции и эксплуатации
  17. УЗА 220В – особенности конструкции и эксплуатации
  18. УЗА-2МК 06 – особенности конструкции и эксплуатации, существующие модификации
  19. Комплектация
  20. Другие модификации
  21. УЗА 4К – особенности конструкции и эксплуатации, существующие модификации
  22. Комплектация и технические характеристики
  23. Переносные устройства заземления автоцистерн

Устройство заземления автоцистерн: для чего, виды

В процессе наполнения цистерны топливом всегда существует вероятность возникновения пожароопасных ситуаций, способных привести к серьезным негативным последствиям. Все дело в том, что неизменно сохраняется шанс образования искры, обусловленной появлением статических электрических токов. Уточним: физическое явление, о котором идёт речь, проявляется в результате трения различных веществ, различающихся в структурном плане (на уровне молекул и атомов).

Едва ли стоит говорить о том, сколь плачевным может быть исход в случае с возгоранием. Чтобы свести к нулю вероятность подобных происшествий и были созданы специальные устройства, предназначение которых — заземлять автоцистерны. Их строгая техническая аббревиатура — УЗА. Более точную и конкретную информацию о требованиях в сфере эксплуатации цистерн можно посмотреть в соответствующих нормативных документах: все нюансы четко обозначены в семьдесят первом пункте НБП 111-98.

Общее описание

Устройство заземления автоцистерн — оборудование, позволяющее избежать появления искр при использовании пожароопасных веществ. Основная функция — контролировать сопротивление для отвода статических токов.

Стоит отметить определенную «группу риска» — места с пониженным уровнем влажности. В таких помещениях воздушные массы характеризуются отличными показателями проводимости электричества, ввиду чего токи могут спокойно «течь» через них. В случае с влажной средой вероятность появления искры, обусловленной электростатическим зарядом, сравнительно невелика.

Читайте также:  Повышенный тиреотропный гормон у женщин что значит

Если же уровень влажности перешел за отметку в восемьдесят пять процентов, шанс возникновения проблем практически сходит на ноль. Однако говорить о подобных условиях можно преимущественно теоретически: встречаются они крайне редко.

Для предотвращения серьезных аварий, обусловленных появлением искр, на всех автомобильных заправках монтируют устройства заземления. В общий контур встраивают заземляющий прибор. Однако не стоит забывать о том, что УЗА — лишь элемент общей системы, но никак не замена обычной цепи заземления.

Можно выделить основные функции приборов, ориентированных на заземление автоцистерн; среди них:

  • Контроль целостности проводника, обеспечивающего заземление.
  • Контроль показателей сопротивляемости на поверхностях контакта.
  • Уведомление сотрудников о получении проводником урона и высоком уровне сопротивления. В случае аварийной ситуации работники будут оповещены посредством звука и света.
  • Автоматическое выключение насосного оборудования в случае серьёзной аварии.

Конструктивные особенности

Обо всех конструктивных особеннсотях заземления автоцистерн рассказали сотрудники «СпецТрансАвто». Прибор предполагает наличие блока с индикатором и двухжильным кабелем заземления. Оборудование, ориентированное на получение электроэнергии от внешних источников, также предполагает наличие в комплекте питательного блока, в который была встроена схема реле. Техника неизменно изготавливается в исполнении, предполагающем защиту от взрывов.

Индикатор включает в себя световой диод красного оттенка, имеющий 180-градусный угол обзора; также в него встроен контролирующий работу микрочип. Последний отделён от внешней среды за счёт специальной компаундной заливки. Многие современные модели также предполагают возможность звукового уведомления.

Заземляющий кабель неизменно включается в комплект поставки с парой одинаковых зажимов пружинного типа. Последние обеспечивают надежную фиксацию конструкции при монтаже на стальных участках цистерн. Толщина поверхностей контакта на цистернах лежит в диапазоне от трёх до тридцати миллиметров, в то время как длина заземляющего кабеля может составлять от шести до сотни метров (зависит от конкретной модели).

Модели различаются в плане аппаратного обеспечения, климатического исполнения, некоторых структурных особенностей и внешнего вида.

Принцип работы

Подавляющее большинство приборов заземления автоцистерн не отличаются особо замысловатым принципом работы. Устройство обычно подключают к емкости с использованием специального проводника, размещаемого на прицепе подъехавшего автомобиля. При старте техника сообщает сотруднику, есть ли в цепи сопротивление.

Тип электрического питания

Основная дифференциация устройств заземления производится по принципу их питания. Можно выделить три вида подобных приборов:

  • Автономное питание. Устройства подразумевают наличие встроенной батарейки. Данные УЗА используются преимущественно для монтажа в автоцистерны либо для интеграции в заземляющую систему АЗС. Комплект предполагает наличие зарядного приспособления.
  • 12–24 Вольт. В отдельную категорию выделяют те устройства, которые ориентированы на работу на постоянном токе при напряжении 12-24 В. Электрическое питание подобных приборов обеспечивается бортовой сетью бензовоза. Подобные УЗА монтируют непосредственно на конструкцию цистерны. Питательный блок с выпрямителем может быть расположен на станции автозаправки.
  • 220 Вольт. Подобные устройства имеют вполне конкретную эксплуатационную ориентацию: они предполагает встраивание в систему заземления АЗС.

Особенности маркировки: несколько нюансов

Выбирать устройство заземления рекомендуется после изучения всех данных, которые можно получить исходя из маркировки. Последняя предполагает наличие следующей информации:

  • Название прибора.
  • Дата производства.
  • Класс защиты от взрывов.
  • Указание на взрывобезопасность (обычно обозначают как Ex).
  • Заводской номер.

В отдельных случаях, когда прибор отличается крайне малыми габаритами, информация может быть указана в сопроводительной документации. В ней вы неизменно можете увидеть:

Источник

Что значит заземлить газовоз

На кусте скважин имеется подземная емкость производственных стоков. Для откачивания нефтесодержащих производственных стоков применяется автоцистерна.

Какие нормативы регламентируют необходимость и способ заземления данной автоцистерны при откачивании производственных стоков (взрывоопасная смесь)?

Необходимо ли использование устройства заземления автоцистерн, имеющее постоянный контроль цепи заземления автоцистерны и подачу светового сигнала, разрешающего откачку?

Нижеприведенные нормативы не указывают на необходимость применения устройства заземления автоцистерн:

  • Правила защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности
    • Глава II-2. Отвод зарядов путем заземления
      • II-2-11. Автоцистерны, а также танки наливных судов, находящиеся под наливом и сливом сжиженных горючих газов и пожароопасных жидкостей, в течение всего времени заполнения и опорожнения должны быть присоединены к заземляющему устройству.
  • ГОСТ 33666-2015 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Технические требования
    • 6.7 Автотранспортная цистерна должна иметь устройства для отвода статического электричества как при наливе (сливе) продукта, так и в движении. Сопротивление заземляющего устройства автоцистерны совместно с контуром заземления должно быть не более 100 Ом.
    • 6.16 На автоцистерне с левой стороны должна быть табличка с предупреждающей надписью: «При наполнении (опорожнении) топливом автоцистерна должна быть заземлена».

Несмотря на то, что соответствующие требования к проведению операций по закачке нефтесодержащих стоков в емкость автоцистерны не установлены, в связи с возможностью образования разрядов статического электричества заземлять такие автоцистерны рекомендуется (без реализации решения по блокировке процесса наполнения автоцистерны).

В соответствии с определением, данным ГОСТ 26098-87 «Нефтепродукты. Термины и определения», нефтепродукт – это готовый продукт, полученный при переработке газоконденсатного, углеводородного и химического сырья.

Несмотря на то, что с учетом данного определения нефтесодержащие стоки к нефтепродуктам отнести нельзя, представляется, что приведенные в запросе нормы соответствующие требования к заземлению автоцистерн устанавливают.

Аналогичные требования установлены и более актуальными нормативными документами.

В частности, пункт 878 ФНП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом Ростехнадзора № 534 от 15.12.2020 определено, что стояки для налива автомобильных цистерн должны иметь заземляющие устройства, представляющие собой металлические проводники, электрически присоединенные одним концом к заземлителю, другим к наливному стояку. Они также должны иметь устройство контроля цепи заземления, которое должно срабатывать на отключение насосов в случае разрыва цепи заземления.

Корпусы автомобильных или железнодорожных цистерн перед проведением слива и налива должны быть заземлены.

Представляется, что данные требования распространяются на операции по сливу-наливу жидкого углеводородного сырья, так как помещено в подразделе «Сливоналивные эстакады».

Пунктом 51 ФНП «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утв. Приказом Ростехнадзора № 529 от 15.12.2020 также установлено, что автомобильные цистерны, стоящие под сливом-наливом на автомобильных наливных станциях, пунктах, должны быть заземлены. При отсутствии замкнутой электрической цепи «заземляющее устройство — автомобильная цистерна» автомобильные сливоналивные станции и пункты должны быть оборудованы блокировкой, исключающей возможность запуска насосов для перекачки нефтепродуктов.

Пунктом 135 Правил по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов, утв. Приказом Минтруда России № 915н от 16.12.2020 установлено, что присоединяться к заземлителям должны автоцистерны во время операций слива-налива легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов. При этом автоцистерны, стоящие под сливом-наливом, должны быть заземлены с наличием блокировки, исключающей возможность запуска насосов для перекачки нефтепродуктов при отсутствии замкнутой электрической цепи «заземляющее устройство — цистерна» (пункт 139 Правил).

Таким образом, требования о заземлении, включая блокировку налива, предъявляются к транспортным средствам, задействованным в выполнении операций по сливу и наливу нефти и нефтепродуктов.

Источник

Устройство заземления автоцистерн

В ходе наполнения автоцистерн топливом или его слива на поверхности металла скапливается заряд статического напряжения. При достижении критического значения возможно образование искр, которые могут стать причиной возникновения пожаров или взрывов. Чтобы предотвратить такое развитие событий, используют устройство заземления автоцистерн, которыми в обязательном порядке должны комплектоваться как транспортные средства, так и АЗС.

Назначение

Основное назначение устройства заземления автоцистерн — предотвращение возникновения искр при заправке или сливе топлива, других пожароопасных материалов. Оборудование выполняет следующие функции:

  • Контроль сопротивления цепей заземления.
  • Мониторинг целостности используемых проводников.
  • Информирование водителя и сотрудников АЗС о повышенном сопротивлении заземления.
  • Отключение насосного оборудования при угрозе возникновения пожара, взрыва.

Простое по конструктивному исполнению оборудование позволяет полностью исключить аварийные ситуации.

Конструктивные особенности

Оборудование представляет собой электронный блок с индикаторами, а также двужильный провод заземления. Роль индикаторов играют красные светодиоды, сигнализирующие об опасных режимах работы с топливом. Кроме того, у отдельных модификаций устройств защитного заземления используется звуковая система оповещения.

Заземляющий провод при помощи пружинных зажимов подключается к поверхности автоцистерны, системе заземления АЗС. Длина такого провода зависит от конкретной модели, может достигать несколько сотен метров.

Принцип работы

Независимо от типа оборудования, принцип работы устройств предельно прост. При подключении устройства к цистерне и сети заземления, индикатор показывает существующий уровень сопротивления заземляющей сети. Если показатель достигнет критических пределов, прибор оповестит о потенциальной опасности и отключит насосное оборудование.

Тип электрического питания

Устройства заземления автоцистерн могут работать от различных источников питания. Наиболее распространены следующие варианты:

  • Приборы с автономным источником питания, роль которого играет обычная батарейка. Комплектуются зарядным устройством, могут использоваться как на цистернах, так и на системе АЗС.
  • Оборудование, работающее от напряжения 12/24 В. Подключаются к бортовой сети автоцистерны или через блок питания в обычную электросеть.
  • Устройства, работающие от электрической сети с напряжением 220 В, используются исключительно для комплектации системы заземления автозаправочных станций.

По своим характеристикам и принципу работы все перечисленные устройства не отличаются.

Особенности маркировки: несколько нюансов

На основании действующих требований все устройства заземления автоцистерн должны маркироваться. В большинстве случаев необходимы следующие надписи — наименование и заводской номер, степень взрывозащиты, дата выпуска.

Если габариты оборудования не позволяют нанести такие надписи, то вся эта информация отображается в сопроводительных документах. Обратите внимание — устройство должно быть разрешено для эксплуатации в странах Таможенного Союза, о чем свидетельствует специальный знак. Кроме того, необходима и сертификация этого класса приборов.

Источник

Устройства заземления автомобильных цистерн: виды и характеристики

Процесс налива-слива автомобильного топлива при задействовании цистерн является потенциально опасным, так как существует угроза образования искр, способных спровоцировать пожар или взрыв. Причиной искрообразования является статическое электричество, которое возникает при технологических процессах такого рода.

Снять статические заряды можно при помощи устройств заземления , повышающих безопасность автомобильных цистерн.

Виды оборудования и принцип действия

Правила использования заземляющих проводников указаны в требованиях по пожаробезопасности непосредственно в п. 71 НПБ 111-98 . Есть несколько типов такого оборудования, которое отличается видом электропитания самой цистерны:

  • 220 В;
  • 12 В;
  • аккумуляторные стационарные батареи.

Определить, к какому типу относятся устройства заземления, можно по специальной маркировке . Наиболее популярны следующие типы проводников:

Принцип действия заземления прост: требуется соединить проводниковый зажим заземления с автоцистерной и УЗА. Закрепив зажимы, приступают к измерению сопротивления .

Делают это не только у проводника, но и между контактами. Узнать о правильном проведении операции можно по загорающейся зеленой лампочке, информирующей о том, что суммарное сопротивление составляет не более 100 Ом.

УЗА 3В – особенности конструкции и эксплуатации

Устройство заземления автоцистерн УЗА 3В оснащено заземляющим проводником и индикатором, оборудованным литиевой батареей CR123.

Залитая компаундом контроллерная плата оснащена ярко-красным светодиодом, помещенным в съемный колпак. Обзорный угол светодиода равен 180°, он устанавливается при помощи шпильки, которая крепится к оборотной стороне.

Дополнительная прочность крепления обеспечивается зубчатыми шайбами и гайками М8 , кстати, входящими в комплект. Проводник и индикаторный дисковый контакт соединяются специальной изолирующей разделенной шайбой, при этом обязательно измеряется сопротивление.

Продолжительность работы светодиода при непрерывном мигании составляет 650 часов. Самостоятельная разрядка литиевой батареи крайне незначительная, благодаря чему она может работать на протяжении 10 лет.

Хранение УЗА 3В осуществляется при температурном режиме -50…+50° С, обязательно в герметичном состоянии . Если устройство было разобрано, то оно может сохраняться при +15…+50° С и влажности 80 %.

УЗА 220В – особенности конструкции и эксплуатации

Устройство заземления автоцистерн УЗА 220В бывает двух типов, а именно: с внешним питанием и защищенным от взрыва блоком (УЗА-220В-БП-ВЗ) . Устройство с внешним питанием выполняет несколько основных функций:

  • заземление цистерны;
  • блокировка налива топлива в случае отсутствия заземления;
  • индикация.

Оборудование обладает степенью защиты от пыли и влаги на уровне IP66, срок его эксплуатации составляет 15 лет.

УЗА-220В-БП-ВЗ состоит из трех основных элементов: проводника, индикатора и блока питания. Отличительной особенностью деталей является взрывобезопасное исполнение : например, предусмотрен специальный стальной корпус с оконцем для блока питания.

Также имеется пара кабельных вводов для проводов диаметром 5-10 мм при сечении, не превышающем 1,5 м2.

Как вы думаете — у какого карьерного самосвала грузоподъемность больше: у БелАЗ-75710 или у Liebherr T282B?

УЗА-2МК 06 – особенности конструкции и эксплуатации, существующие модификации

УЗА-2МК 06 подходит для эксплуатации в нормальных условиях при температуре -20…+40° С. Электрическое питание осуществляется при помощи автономных источников, оснащенных искробезопасными выходами.

Емкость используемой аккумуляторной батареи составляет 3,0 А/ч, допустимое напряжение не должно превышать 6,3 В, а максимальный ток – 0,06 А .

Отдельно выделяют характеристики искробезопасной цепи, которые существенно отличаются. Например, напряжение достигает 6,7 В, а допустимый ток составляет 0,015 А.

Заземляющий проводник имеет длину 6 метров. Устройство заземления автоцистерн УЗА-2МК 06 при условии регулярной подзарядки внешнего источника питания будет работать на протяжении 6 лет при температурном режиме +35° С и относительной влажности 98 % .

Комплектация

Изделие продается вместе со всеми необходимыми элементами:

  1. Заземляющее устройство;
  2. Проводник – длина 5 метров;
  3. Аккумуляторная батарея;
  4. Монтажный комплект.

Необходимо соблюдать правила монтажа и эксплуатации, чтобы обеспечить сохранность изделия.

Другие модификации

Разработано несколько модификаций серии УЗА-2МК: 04, 05, 06. Отличаются они, по традиции, типом питания: к примеру, модель 04 работает от стандартной сети 220 В, в то время как версия 05 нуждается в источнике 12 В.

Особого внимания заслуживает модель 06, которая применяется исключительно на выездах, то есть предназначена для автономной полевой работы . Техника комплектуется аккумуляторной батареей 6,3 В, благодаря чему сфера эксплуатации значительно расширяется.

Модели УЗА-2МК выделяются среди прочего идентичного оборудования своей долговечностью и выносливостью. Аппараты выдерживают 5000 включений подряд, а в целом способны проработать порядка 6 лет при температуре -40…+40° С.

УЗА 4К – особенности конструкции и эксплуатации, существующие модификации

Устройство заземления автоцистерн УЗА 4К имеет несколько модификаций, например, УЗА 4 и УЗА 4А. Оборудование идеально подходит для обеспечения взрывобезопасности при наполнении автомобильных цистерн топливом, сжиженным газом, а также легковоспламеняющимися жидкостями .

Основным назначением аппарата является нивелирование эффекта, производимого статическим электричеством , однако одновременно с этим осуществляется беспрерывный контроль над заземляющей цепью, сопротивление в которой не должно превышать 90 Ом.

Отметим, что тип питания УЗА зависит от модификации. Например, аппараты, относящиеся к серии 4К, совместимы с питанием 220 В. Одновременно с этим изделия из серии 4А могут питаться автономными источниками.

Эксплуатационная температура также зависит от конкретной модификации . В частности, серия 4К может использоваться при температурном режиме -40…+40° С, в то время как модель 4А работает в пределах температур от -50 до +40° С.

Комплектация и технические характеристики

Комплектация изделия также зависит от его модификации. В частности, 4А формируется из нескольких блоков, выполняющих конкретные функции:

  • Контроль заземления – пользователь оповещается посредством сигнализации о наличии заземления.
  • Блок питания.
  • Зарядное устройство – позволяет заряжать аккумуляторные батареи.
  • Комплект владельца.

Модификация 4К также укомплектована контрольным блоком , определяющим наличие заземления и сигнализирующим о его наличии, однако прочих компонентов, за исключением комплекта владельца, не предусмотрено.

Технические характеристики, естественно, также зависят от типа аппарата. Каждая модель имеет свои особенности и преимущества.

Модификация 4А обладает звуковой и световой сигнализацией , которая оповещает об уровне сопротивления, присутствующего в цепи заземления. Напряжение питания составляет 3,6 В, а рабочая температура, при которой изделие может успешно эксплуатироваться, варьируется в пределах -40…+40° С.

Одним из важных показателей, определяющих условия эксплуатации, является длина, которую имеет заземляющий проводник (в данном случае она достигает 15 метров ). Масса агрегата составляет 2,9 кг , что облегчает его транспортировку и применение.

Немногим отличаются технические характеристики модификации 4К. Начнем с того, что здесь предусмотрена световая сигнализация, информирующая пользователя о наличии сопротивления и его уровне.

Если оно выше или ниже нормы, то в автоматическом режиме осуществляется блокировка насоса, и манипуляции с топливом становятся невозможными . Питание серии 4К предусмотрено от сети 220 В, аппараты могут эксплуатироваться при том же температурном режиме, что и модель 4А.

Переносные устройства заземления автоцистерн

Переносные устройства заземления позволяют отводить статические электрические заряды при наполнении автоцистерн жидкими нефтепродуктами не только на автозаправочных станциях, но и в поле, что делает их востребованными в Вооруженных силах, где приходится проводить дозаправку в особых условиях.

Переносные образцы таких изделий работают по схожему со стационарными аналогами принципу: необходимо соединить проводник с контуром заземления, тем самым сформировав электрическую цепь .

Такие аппараты состоят из нескольких конструктивных элементов:

  • схемы цепного контроля;
  • индикационной схемы;
  • разъемов для подключения.

Из следующей статьи вы сможете узнать, как производится разборка грузовых полуприцепов.

Подобное оборудование просто незаменимо на автозаправочных станциях , его применение осуществляется в соответствии с требованиями пожаробезопасности. Существуют нормы и требования, опираясь на которые, владельцы автозаправочных станций обязаны эксплуатировать подобное оборудование.

Выбор того или иного типа определяется видом питания на конкретной станции, однако оптимальным будет применение переносных устройств, имеющих встроенные элементы питания.

Необходимо строго соблюдать правила транспортировки и хранения техники во избежание утраты функциональности. Важно соблюдать температурный и влажностный режим , проводить постоянный технический осмотр с целью своевременного выявления неполадок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Оцените статью