Что значит завербовать заключенного

Что значит «завербовать»? Как не стать жертвой обмана?

Вербовка уязвимых социальных групп и психологически склонных к пассивности людей представляет огромную общественную опасность в современных реалиях. Завлечение людей, находящихся в затяжной депрессии или страдающих алкогольной, наркотической и иными видами зависимостей – настоящее оружие в руках тех, кому необходимо завладеть армией исполнительных и преданных навязанной идее людей. На борьбу с вербовкой в настоящий момент брошены огромные силы государства, но так ли эффективны методы контроля? Для того чтобы понять всю значимость проблемы, необходимо разобраться с тем, что значит завербовать человека?

Этимология слова

Рассказ об этом слове приобрел негативную окраску, каков же точный ответ на вопрос: «Что значит «завербовать?». Его сможет дать толковый словарь, который сообщает, что вербовка – это прежде всего набор (рекрутирование) людей на наемную работу. Негативный окрас это слово приобретает в том случае, если люди вербуются, к примеру, для участия в военных конфликтах, когда и их собственная жизнь, и жизнь окружающих людей может оказаться в опасности. Что значит «завербовать» в современном мире? Кто занимается вербовкой и делает это профессионально?

Вербовка как профессия

Если говорить о вербовке в рамках легальности, то профессиональные вербовщики – это прежде всего хедхантеры, менеджеры по персоналу, люди, имеющие образование психолога и умеющие коммуницировать с новыми сотрудниками. Что значит завербовать человека с точки зрения криминалистики? Прежде всего, это агитация. привлечение людей к участию в запрещенной законом деятельности. В последнее время людей все чаще вербуют для организации и осуществления террористических актов, саботажа, для того, чтобы отправлять их в горячие точки.

Читайте также:  Грех осуждения что это значит

Целевая аудитория и рычаги воздействия

Прежде всего, вербовщиков привлекают маргинальные социальные группы, то есть люди, оказавшиеся на периферии социума:

  • Например, граждане, лишившиеся работы, которые переходят из статуса человека со стабильным заработком в статус безработного. При этом они могут впадать в депрессивное состояние.
  • Подростки и даже дети с присущим им юношеским максимализмом часто оказываются мишенью для вербовщиков.
  • Наиболее уязвимы верующие, которых легко заинтересовать радикальными религиозными течениями.
  • Людьми, которые временно утратили нравственные ориентиры в своей жизни, гораздо легче управлять, чем людьми, в жизни которых не происходит переломных моментов.

Что значит завербовать человека с точки зрения самого вербовщика? Это обыденный процесс, в котором они (вербовщики) профессионально входят в доверие своей жертвы и за разговорами о повседневной личной жизни, сперва издалека и очень аккуратно, а потом уже напрямую и все более настойчиво, навязывают свои радикальные идеи, вводя вербуемого в состояние зависимости.

Источник

Значение слова «завербовать»

ЗАВЕРБОВА́ТЬ, —бу́ю, —бу́ешь; прич. страд. прош. завербо́ванный, —ван, -а, -о; сов., перех. (несов. завербовывать и вербовать). Нанять, принять на работу (обычно на известный срок, в отъезд и т. п.), привлечь в какую-л. организацию. Эти люди, завербованные на сезонные работы, часто перебрасывались с одной стройки на другую. Крымов, Инженер. Доронина ждала еще одна радость: прибыли рыбаки, завербованные им в порту. Чаковский, У нас уже утро.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЗАВЕРБОВА’ТЬ, бу́ю, бу́ешь. Сов. к вербовать в 1 знач.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

завербова́ть

1. набрать, нанять на работу, на службу

2. набрать людей для несения военной службы, участия в военных действиях и т. п. (по найму, контракту или по повинности)

3. перен. вовлечь в состав чего-либо, привлечь к какому-либо делу, движению

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова облекать (глагол), облекает:

Источник

Значение слова «вербовать»

ВЕРБОВА́ТЬ, —бу́ю, —бу́ешь; прич. страд. прош. вербо́ванный, —ван, -а, -о; несов., перех. (сов. завербовать). Набирать, нанимать на работу, привлекать в какую-л. организацию. Приняв на себя редактирование одного захудалого иллюстрированного журнала, я стал вербовать сотрудников. П. В. Быков, Силуэты далекого прошлого.

[От нем. werben — искать, домогаться]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ВЕРБОВА’ТЬ, бу́ю, бу́ешь, несов. [нем. werben]. 1. (сов. завербовать) кого-что во что. Набирать добровольцев в какую-н. организацию (первонач. в войско). В. рабочих в партию. || Залучать, привлекать к какому-н. делу или предприятию (разг.). Редакция вербует опытных журналистов. 2. (сов. навербовать) что. Создавать какую-н. организацию (первонач. войско) (офиц.). В. ударные бригады.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

вербова́ть

1. набирать, нанимать на работу, на службу

2. набирать людей для несения военной службы, участия в военных действиях и т. п. (по найму, контракту или по повинности)

3. перен. вовлекать в состав чего-либо, привлекать к какому-либо делу, движению

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова мерёжа (существительное):

Источник

Что значит «завербовать человека»? Как понимать выражение?

Как понимать выражение «завербовать человека»?

Что значит «завербовать»?

Что такое «завербовать»?

Слово «завербовать» — это переходный глагол совершенного вида.

Выражение «завербовать человека» имеет несколько значений — это и взять/нанять/привлечь/подрядить на работу или службу человека, еще нанять человека, для участия в каких-либо военных действиях, то есть на военную службу.

Есть у выражения «завербовать человека» и переносное значение — это вовлечь его в какое-либо дело/движение, в состав чего-либо.

Антонимом будет — «уволить человека», либо «отстранить человека».

Завербовать человека — может иметь несколько смыслов, хотя вербуют людей органы полиции, вербуют для ведения военных операций, вербуют легионеров.Вербовка — это очень сложное занятие, нужно уговорить человека, добиться его согласия, выяснить с ним, сколько ему заплатить за то или иное действие, вербуют, конечно, и агентов.Этим занимались во всех государственных учреждениях и в Советском Союзе и в фашистской Германии, этим занимаются и ныне. Ибо вербовка нужна для решения многих внешних и внутренних проблем государства, государственных учреждений, фабрик, заводов.Вербуют своих и иностранцев, вербуют в разных концах мира и у себя на родине, смотря какую цель преследует эта вербовка.

Завербовать, это значит заключить договор на выполнение каких-либо работ. Например, одно время, вербовали шахтёров для работы на новых разработках.

Другое значение, завербовать для тайной работы на другое государство, как правило за вознаграждение или под угрозой.

Источник

Методы работы ФСБ по вербовке агентуры и разработке «объектов»

4. Тактика оценки кандидата

Всесторонне изучив конкретного человека, ему дают предельно взвешенную потенциальную оценку с позиций:
• вероятности его вербовки; его возможностей как агента;
• выгод от его привлечения;
• риска при его привлечении;
• реальных направлений его использования.

В оценке вероятности вербовки данного лица учитывают:
— наличие необходимых внутренних (черты характера, слабости, пороки) и внешних (компромат, ценимые факторы и люди) уязвимостей;
— мешающие факторы (черты характера, идейная убежденность, влияние значимых лиц, трудности прямого контакта) и оптимальные возможности их устранения (снижение значимости, обход, переворачивание в свою пользу);
— кто, по какой причине, как и с какой эффективностью может способствовать вербовке.

В оценке возможностей объекта как агента, берут в расчет:
— внутренние качества личности (ум, наблюдательность, активность, уровень притязаний, контактность, склонность к риску, упорство, хладнокровие, смелость, находчивость и т.д.);
— внешние факторы обстановки (имеющие информацию друзья, родные и знакомые, возможности влияния на ключевых людей и ход событий ввиду своего авторитета или служебной должности, обширные контакты и т.д.).

В оценке выгоды от привлечения (вербовки) объекта просчитывают:
— полезность информации и прочего содействия, которые предполагается здесь обрести;
— степень его наличных и потенциальных возможностей влиять на ход событий либо на конкретных лиц;
— степень трудности проникновения извне в данную группу или среду;
— шансы использования объекта для внедрения в организацию своих людей;
— аспект потери в его лице активного противника.

В оценке риска вербовки объекта учитывают:
— возможности активно-негативной реакции на предложение о сотрудничестве;
— насколько нежелательно «засвечивание» личностей вербующих (помехи в их дальнейшей деятельности, «бросание тени» на контактеров);
— сколь вредно проявление интереса к конкретной теме или организации (насторожит и осложнит намеченную разработку, даст нить в активной контригре);
— степень уверенности, что объект не сообщит «своим» (опасность «двойной игры»);
— величину лазейки, по которой могут добраться до вербующей структуры, и существующие возможности ее быстрейшего перекрывания.

Оценивая перспективные пути задействования объекта, определяют:
— как его выгодно использовать (в качестве информатора, агента влияния, дезинформатора, нарушителя единства, связного, провокатора, пособника в различных акциях);
— стоит ли продвигать объект на ключевое место в его организации и достижимо ли последнее.

Сделав анализ всех возможных плюсов и минусов от привлечения объекта к сотрудничеству и учтя потребности текущей ситуации, выносят соответствующее заключение:
• «завербовать срочно» (даже если объект пока что «не созрел» — время не терпит);
• «повременить с вербовкой» (нет явной необходимости, нет действенного компромата, объект не доведен до нужной кондиции);
• «полностью отказаться от вербовки» (слишком ничтожна вероятность согласия, велик риск получения «двойной игры», «овчинка не стоит выделки»).

5. Проведение вербовки

Уяснив психологический портрет объекта и оценив его особенности, затруднения и устремления, обычно удается выйти на мотивы, способные склонить намеченного человека к сотрудничеству. Чаще всего побуждающими моментами при этом являются:
• политические или религиозные убеждения;
• стремление к власти;
• романтические представления;
• национализм;
• тщеславие;
• преувеличенное мнение о своих способностях;
• месть;
• материальные затруднения;
• страх (компрометации, физического воздействия, за других людей);
• жадность (как черта характера);
• сострадание (как черта характера);
• любовь к детям;
• житейские слабости и пороки (пьянство, азартные игры, женщины, наркотики и т.д.).

Мотивами вербовки «заоблачных» интеллектуалов могут служить их утонченные стремления к:
— тайной власти;
— игре с законами;
— знанию того, о чем не могут знать другие;
— проникновению в тайны.

Полезно знать, что любому человеку трудно преодолеть в себе:
— любовь-страсть;
— любовь к детям;
— тщеславие;
— страх.

Необходимо помнить, что интенсивность проявления отдельных чувств нередко изменяется во времени и поддается некой коррекции. Этот факт желательно учитывать при отборе конкретных методов воздействия на индивида.

Когда отлично знаешь, что человеку надо и есть возможность дать или отнять это, — легко стать его господином.

Вербовку можно проводить:
• от имени вербующей организации («прямая вербовка»);
• без непосредственного указания, кто вербует, давая, впрочем, некую возможность что-то предполагать («намекающая вербовка»);
• под «чужим флагом», или от имени ничем не примечательной структуры (человека), не вызывающих какой-либо неприязни, а то и порождающих определенную симпатию («одурачивающая вербовка»);
• от имени одной организации с последующим — когда контроль уже получен — раскрытием реального хозяина («ступенчатая вербовка»).

Вербовочный подход бывает:
• «горячим» (когда вербовщик делает прямое предложение о сотрудничестве, иной раз после очень долгой обработки, а другой раз почти сразу);
• «холодным» (когда неведомый объекту человек исподволь «подкатывается» к нему);
• «бесконтактным» (когда влияние на объект осуществляют без непосредственного контактирования с ним, прибегая к письмам, электронной почте, факсу и телефону);
• «обратным» (когда объект сам предлагает свои услуги, хотя обычно ему нужно «подсказать», к кому он может обратиться).

Во всех указанных вариантах желательно предусмотреть условия для поддержания связи, поскольку даже если человек вначале резко отказался от предложения, то через некоторое время он может передумать.

Главными методами вербовки являются:
1. Шантаж.
2. Подкуп.
3. Угроза физического воздействия.
4. Угроза любимым людям.
5. Разжигание эмоций (мстительности, недовольства, тщеславия, восторженности, ревности, сострадания).
6. Убеждение.
7. Зомбирование (психопрограммирование).

Практические схемы этих методик и частные рекомендации по их осуществлению представлены в части, разбирающей способы воздействия на человека.

6. Обхождение с завербованным

Завербовав конкретного человека, стараются получить от него максимум возможного, а это удается реализовать лишь при умелом руководстве, учитывающем психологические особенности его личности и уровень желания (а то и нежелания) действовать. Отдельные аспекты подобных взаимоотношений мы вкратце здесь и рассмотрим.

6.1. Направление его деятельности

Склоненного к сотрудничеству человека можно использовать:
— разово;
— по мере необходимости;
— постоянно.

Частота использования агента зависит от:
— стремления быть в курсе текущих событий;
— оперативной необходимости;
— желания сохранить его для самых важных целей;
— степени доверенной ему инициативы.

Агент может функционировать:
— независимо (передавая то, что он сам считает нужным, и действуя при этом так, как он считает необходимым);
— автономно (работая по установленному заданию, но не поддерживая промежуточных контактов с хозяевами);
— полуинициативно (решая поручаемую ему задачу совместно со своим руководителем, но не отказываясь от подвернувшихся возможностей);
— строго по инструкции (ориентируясь лишь на полученные указания, и не пытаясь выйти за изначально установленные рамки).

Для направления деятельности привлеченного используют классические методы:
— «кнута» (запугивания);
— «перчатки» (контроля);
— «пряника» (подкупа).

Придерживайтесь принципа: «Пусть будет жесткая рука, но в мягкой перчатке».

Конкретный человек бесспорно требует сугубо персонального подхода, но более эффективно направлять его обычно удается посредством убеждения, а не угроз, поэтому полезно развивать с ним дружеские отношения.

Устанавливая дружбу с завербованным, все же не следует терять инициативы (доминирования) и четко пресекать любые попытки перехватить последнюю. Значительную роль здесь иной раз играет полезная способность «переглядеть» партнера, поскольку если ведущий не в состоянии выдержать прямого взгляда им ведомого — он не годится и для руководства.

6.2. Способы удержания

Удерживать любого человека в своих рядах возможно:
1. Приличным материальным вознаграждением.
2. Взаимной помощью.
3. «Лапшой на уши».
4. Страхом возмездия.
5. Зомбированием.

Финансовое вознаграждение является своего рода подпитывающим фактором, сопутствующим всем прочим стимулам. Оно должно быть хорошо продуманным (чтобы не оскорбить больного самолюбия), заметно (в зависимости от полезности работы) и оптимальным (чтобы не подкупили другие).

Взаимопомощь подразумевает активное содействие в решении различных деловых и личностных проблем объекта (карьера, «крыша», полезные знакомства, доходные контракты и т.д.). Это своеобразная замена прямого материального вознаграждения.

Тактика «лапша на уши» основывается на создании у агента впечатления о значительности его работы с моральной или идеологической точек зрения. Это заметно повышает самоуважение и обычно эффективнее, чем стимуляция одной лишь платой.

При удержании страхом возмездия, угроза возмездия висит как над личностью агента, так и над его близкими.

Расплата тут может предполагаться:
— за прошлые грехи по отношению к кому-либо;
— за явное предательство «своих»;
— за очевидную измену новым хозяевам.

Для эффективности подобных угроз необходим производящий впечатление компромат, полученный в процессе разработки человека, а также при взаимодействии с ним (определенно непрощаемые акции против «своих», свидетельства «преступной» связи с противником). Добавочным подстегивающим моментом здесь является периодическое обещание агенту отдать ему компрометирующие его материалы.

Зомбирование подразумевает искусственное отключение личной воли человека с беспрекословным подчинением его приказам своего хозяина.
Осуществляется зомбирование посредством «промывания мозгов» и «жестким» перепрограммированием их на специфический режим работы, а также путем «мягкого» перепрограммирования с использованием многоступенчатого гипноза.

6.3. Способы проверки

В сотрудничестве с завербованным всегда есть опасность нарваться на «двойную игру» или элементарное мошенничество. Для избавления от подобных неприятностей желательна систематическая гласная (детектор лжи) или негласная (дублирование, наблюдение, провокация) проверка агента.

Детектор лжи отслеживает различные психоэмоциональные реакции (со стороны мышц, кожи, зрачков, сердечной и дыхательной систем) на значимую информацию и в упрощенном варианте обычно заменяется простейшей экспресс-диагностикой в ходе проверочного разговора.

Дублирование заключается в том, что объекту поручается достать вполне определенную информацию, которая уже известна его хозяевам. Особенно для этого подходят такие сведения, которые агент по своим собственным причинам не хотел бы выдавать.

При наблюдении осуществляется периодическое просвечивание завербованного, с фиксацией любого факта, свидетельствующего о его нечестной игре. В подобных случаях обычно эффективно подключение параллельного агента.

Под провокацией имеется ввиду расчетливое соблазнение человека (интригой, подкупом, подбрасыванием информации, которую он предпочел бы не передавать) и засеканием его реакции на это.

Отметим, что выказываемая агентом верность значительно зависит от его моральных устоев. Явно деградировавший в личностном плане человек не в состоянии быть надежным исполнителем.

При выявлении «двойной игры» возможно либо прерывание контакта, либо использование этого факта для проведения изящной комбинации или забрасывания дезинформации.

6.4. Способы связи

Связь с завербованным рассматривается как самый уязвимый аспект конспиративной работы и может быть по своему характеру:
— информационной (прием и передача указаний и сообщений, развернутое обсуждение различных вопросов, выдача-получение необходимых предметов);
— сигнальной (уведомления об опасности-безопасности, отсылке-получении, готовности-неготовности).

Классическая информационная связь осуществляется:
— при персональном общении;
— посредством технических средств связи (личные радиостанции, телефоны, телефаксы, электронная почта);
— использованием «вслепую» посторонних лиц;
— посредством связников-курьеров;
— путем почтовых отправлений;
— подбрасыванием;
— закладыванием в определенные места (заранее присмотренные тайники, автоматические камеры хранения);
— при моментальных контактах.

Не вызывающая подозрений связь при персональном общении чаще всего реализуется тогда, когда ведущий входит в круг обыденных контактов завербованного (на работе, при выгуле собак, в спортивном клубе). Она может происходить во время визитов к общим знакомым, а также на специально снятых конспиративных квартирах.

Связь с применением телефона бывает как прямая, так и с задействованием промежуточного аппарата, как упрощенная сигнальная, так и загруженная информативная. Всегда следует помнить о возможности прослушивания и при необходимости использовать шифраторы (что, впрочем, настораживает) или периодически сменяемое кодовое общение.

Таким же образом, но с разными защитными уловками эксплуатируют личную радиосвязь («уоки-токи»).

Связь с применением компьютера (электронной почты) должна обязательно осуществляется посредством использования криптографических технологий.

С использованием посторонних лиц (попутчиков, проводников вагонов, приятелей своих знакомых) лучше всего передаются материалы, деньги или письма. Последние должны иметь «контрольки» на вскрывание и содержать информацию, скрытую тем или иным способом.

Общение через связников-курьеров предписывает подтверждение их идентичности (словесные, предметные и жестовые пароли). При нежелательности персонального контакта, связь можно реализовать посредством промежуточного звена (а то и звеньев).

Почтовую корреспонденцию несложно отловить как в месте ее отправления, так и при получении. Противодействовать этому иной раз удается путем отправления писем посторонними людьми (а также в другом городе) и использовании адресов «невинных», но доверенных лиц получателя. В этом случае используют «контрольки» и классические способы (шифр, код, невидимые чернила) сокрытия конкретной информации.

Подбрасывания обычно производят тогда, когда необходимо чтобыадресат не видел отправителя или его посланца. Подбрасывать рекомендуется в почтовый ящик, на рабочий стол, под дверь с последующим звонком, а также в карман личной одежды, т.е. в такое место, откуда эта передача наверняка дойдет до получателя.

При полной нежелательности личных контактов, можно использовать автоматические камеры хранения и разнотипные тайники. В последнем случае находят не бросающееся в глаза укромное местечко (к примеру, батарею в проходном подъезде, бачок в общественном туалете и т.д.) и вкладывают туда, крепя резинкой, липкой лентой либо подвесом, передаваемые материалы. Оберегаясь от возможных неприятностей не следует слишком затягивать период времени между закладыванием и изыманием, а выполнив как то, так и другое — сообщить об этом тем или иным доступным способом (безличным телефонным звонком, отметкой на конкретной точке и т.п.).

Мгновенные контакты реализуются в предметных передачах и совершаются в местах, где маловероятно всеохватывающее наблюдение (в потоке пассажиров в метро, в наполненном автобусе, в центральном универмаге и т.п.). Передают здесь из рук в руки, как бы случайно сблизившись вплотную. Работающими вариантами таких контактов могут служить: «нечаянные встречи» с передачей через рукопожатие, передача в темноте при двух соседних креслах в кинотеатре, рассеянный обмен газетами или похожими пакетами и дипломатами в кафе, на выставке, вокзале или парковой скамейке, роняние предмета, который тут же поднимается с незаметной подменой.

Касательно сигнальной связи можно сказать, что здесь реальны всевозможные формы, зависящие от фантазии конкретных контактеров, а также их возможностей и обстоятельств: рисованный значок в условном месте, почтовая открытка с кодовой подписью или сюжетом, деталь одежды или жест «случайного» прохожего, «ошибочный» звонок по телефону и т.п.

Используемые подобным образом сигналы должны быть совершенно естественными, чтобы не вызывать у окружающих нежелательного удивления.

6.5. Завершение контакта

Как правило приходит тот момент, после которого общение с завербованным уже теряет всякий смысл, а порой даже вредно.

Предел в дальнейшем задействовании агента обычно наступает:
— когда в его услугах больше не нуждаются;
— когда он стал опасен, как свидетель;
— когда вдруг выяснилось, что он ведет «двойную игру» (обманывает или предает), и нет желания использовать этот факт для контригры;
— при консервации, с наметками на будущее.

Первой целью в данных случаях является нейтрализация возможных неприятностей от бывшего агента. То, как этого достичь, определяют исходя из особенностей его личности, позиции по отношению к кураторами уровня реально ощущаемой угрозы.

Заканчивать контакт рекомендуется:
— учтиво;
— грубо;
— радикально.

При «учтивом» прерывании контакта высказывается благодарность и выдается вознаграждение, величина которого не может оскорбить или обидеть человека. Даже когда общение завершается совсем (скажем, ввиду «двойной игры» или обмана), агенту не мешает намекнуть, что это только временная мера, и его «ценные услуги» скорей всего снова понадобятся в дальнейшем.

При «грубом» прерывании контакта используют ближайший подходящий повод и, оказав определенное физическое воздействие, сурово говорят о компромате. Этот вариант хорош лишь для робеющего индивида и явной уверенности в том, что он не причинит непоправимого вреда.

Если агент является опасным свидетелем и нет гарантии, что он будет молчать, задействуют радикальные способы защиты, включающие как физическое устранение объекта (чужими, по возможности, руками или в «случайных» обстоятельствах), так и особые приемы «стирания» его памяти.

Источник

Оцените статью