- Записки графомана. 34. Затюканный апостол
- Макаёнок Андрей — Затюканный апостол ((спект. 1971, белор.)
- Макаёнок Андрей — Затюканный апостол
- «Затюканный апостол»: 100 лет назад родился советский белорусский писатель Андрей Макаенок
- Детские и юношеские годы
- Участие в войне, ранение, работа в партийных органах
- Начало творческого пути
- Всенародный успех, новые вершины
- Награды и память о писателе
Записки графомана. 34. Затюканный апостол
Так называлась очень советская пьеска Андрея Макаёнка об «ихней» жизни. Состоятельная американская семья с определёнными ценностями и сын – бунтарь, бесящийся то ли после Вьетнама, то ли после очередной хипповки. Столкновение старого с новым. Лобовая агитка.
Нынче в стране — визит римского понтифика. Неуверенно озирающийся рыжеволосый парторг и старый человек, по слухам, больной Альцгеймером. Пока ещё ум ясен, а силы какие-то есть, старается возвысить свою веру и людям дать утешение в их недостойной человека жизни.
Наши – как наши. На приёме сразу после приезда визитёр читает по бумажке при-ветствие. Настолько долго и тяжело, что вспомнился мне Ильич незабвенный. Гляжу – чиновники на приёме (хоть и момент исторический) – чуть со стульев не падают.
Но какое визиту этому бешеное сопротивление сопутствовало! Российской церкви. Кликуши, только что не плюющие в телекамеру! Ну почему так? Шапка и форма обряда какую-то роль играют?
Наверное, нет. Истоки сегодняшнего – в истории. «Алекс»-то, как выясняют, в молодости от армии «откосил»! Для того папик с помощниками и плюнул на многовековые правила игры. Мальчика срочно назначили батюшкой, когда и назначать-то нельзя. В пасхальную неделю. Ну-т-ко, пастырь, попробуй теперь откажись благословлять отправку мяса на кавказскую бойню! Откажись! Я на тя посмотрю!
А Кароль Войтыла не то, что в мирное, а и в военное–то время от службы не уклонялся, наоборот – с оружием в руках воевал против оккупантов. Теперь имеет полное моральное право проповедовать «не убий!». Потому что сам вдоволь потаскал ППШ на загривке!
И «алексии», и «филареты» — откроем глаза на жизнь – были штатными сотрудниками конторы.
А Войтыла стараниями им подобных отмотал в своё время срок. Кажется даже, в Воркуте.
Нет, они не против какой-нибудь веры. Они против только той веры, которую несут неуправляемые.
Те, кто в своё время не расписывался с ними в одной ведомости.
Источник
Макаёнок Андрей — Затюканный апостол ((спект. 1971, белор.)
«Затюканный апостол», автор, Андрей Макаёнок.
Краткое содержание пьесы.
«Все, что происходит в этой пьесе, могло случиться в любой стране, где двуличие морали, унижение личности, бесперспективн6ость завтрашнего дня, жестокость и бесчеловечность становятся очевидными не только тому, кто обогащен жизненным опытом, но даже детям. Для такого общества характерны две черты, в существе свое противоположные, но связанные диалектическим единством: психическая депрессия на основе унижения личности и на той же почве – культ силы, опирающийся на фашистскую идеологию. Заколдованный круг, в котором личность гибнет, если не сумеет его разорвать.» Андрей Макаёнок
«Действие «Затюканного апостола» по идее происходит около сорока лет назад где-то за границей, в обыкновенной, казалось бы, семье: Папа, Мама, Дочь, Сын. Вот только Сын – немного странный ребенок. Больше всего он любит проводить время или за чтением у огромного стеллажа, или перед телевизором, слушая политического комментатора. Явная, не по возрасту, эрудиция и политическая подкованность вызывают лишь снисходительные улыбки у родителей, которые больше заняты своими «взрослыми» проблемами, а именно – разводом и дележкой детей. Двуличие родительской морали глухота к глобальным проблемам толкают ребенка на отчаянные поступки.
Родители разводятся и делят между собой детей. Мальчик «отходит» к отцу, а девочка соответственно — к матери. Проживая при этом в одном доме, родители и дети сталкиваются здесь лицом к лицу каждый день. И испытывают дискомфорт: муж и жена от того, что даже сейчас открыто не могут встречаться со своими любовниками, дети — потому что вынуждены наблюдать за всем этим форменным безобразием. В общем-то сыну взаимная ложь отца и матери осточертела, но вместе с тем мальчик пытается помирить их. Хотя бы на почве вражды по отношению к нему, их родному ребенку. Малыш ловит своих родителей на обмане и в конце, давясь слюной, кричит на семейном ужине: «Вы хотите правды? Вы правды хотите?». И эту правду выдает на-гора. Только и здесь, в пьесе, как в обычной жизни, никакая истина никому не нужна. И отец Малыша верно подмечает: «Всем нужны только красивые слова! Я могу нормально работать только за счет того, что не говорю правду». Выходит, что ради собственного спокойствия отец готов отречься от своего сына. Как и другие в этой безбашенной семейке, в итоге возненавидевшей молодого правдолюбца, он в финальной сцене участвует в избиении Малыша.
Финал пьесы — трагический, но при том открытый.
В темноте сцены зрители пытаются разглядеть, что же стало с главным героем, и понять, жив ли он. И каждый доходит до этого самостоятельно.»
МАКАЁНОК Андрей Егорович
(12.11.1920-16.11.1982)
Белорусский советский драматург, народный писатель БССР (1977). Родился в д. Борхов Рогачёвского р-на Гомельской обл. Член КПСС с 1945. Окончил Республиканскую партийную школу при ЦК КП(б)Б (1949). Участник Великой Отечественной войны. После тяжёлого ранения работал учителем в Грузии (1942-43). В 1944-47 на комсомольской и партийной работе в Белоруссии. С 1949 в журнале «Вожык», с 1956 литературный консультант Союза писателей БССР, в 1966-78 главный редактор журнала «Неман». Похоронен в Минске на Восточном кладбище, на могиле поставлен памятник.
Имя А. Е. Макаёнка присвоено Гродненской центральной городской библиотеке, Журавичской средней школе Рогачёвского р-на; его именем названа улица в Минске, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска, в д. Журавичи Рогачёвского р-на в 1986 открыт литературный музей писателя.
Источник
Макаёнок Андрей — Затюканный апостол
«Затюканный апостол», автор, Андрей Макаёнок.
Краткое содержание пьесы.
«Все, что происходит в этой пьесе, могло случиться в любой стране, где двуличие морали, унижение личности, бесперспективн6ость завтрашнего дня, жестокость и бесчеловечность становятся очевидными не только тому, кто обогащен жизненным опытом, но даже детям. Для такого общества характерны две черты, в существе свое противоположные, но связанные диалектическим единством: психическая депрессия на основе унижения личности и на той же почве – культ силы, опирающийся на фашистскую идеологию. Заколдованный круг, в котором личность гибнет, если не сумеет его разорвать.» Андрей Макаёнок
«Действие «Затюканного апостола» по идее происходит около сорока лет назад где-то за границей, в обыкновенной, казалось бы, семье: Папа, Мама, Дочь, Сын. Вот только Сын – немного странный ребенок. Больше всего он любит проводить время или за чтением у огромного стеллажа, или перед телевизором, слушая политического комментатора. Явная, не по возрасту, эрудиция и политическая подкованность вызывают лишь снисходительные улыбки у родителей, которые больше заняты своими «взрослыми» проблемами, а именно – разводом и дележкой детей. Двуличие родительской морали глухота к глобальным проблемам толкают ребенка на отчаянные поступки.
Родители разводятся и делят между собой детей. Мальчик «отходит» к отцу, а девочка соответственно — к матери. Проживая при этом в одном доме, родители и дети сталкиваются здесь лицом к лицу каждый день. И испытывают дискомфорт: муж и жена от того, что даже сейчас открыто не могут встречаться со своими любовниками, дети — потому что вынуждены наблюдать за всем этим форменным безобразием. В общем-то сыну взаимная ложь отца и матери осточертела, но вместе с тем мальчик пытается помирить их. Хотя бы на почве вражды по отношению к нему, их родному ребенку. Малыш ловит своих родителей на обмане и в конце, давясь слюной, кричит на семейном ужине: «Вы хотите правды? Вы правды хотите?». И эту правду выдает на-гора. Только и здесь, в пьесе, как в обычной жизни, никакая истина никому не нужна. И отец Малыша верно подмечает: «Всем нужны только красивые слова! Я могу нормально работать только за счет того, что не говорю правду». Выходит, что ради собственного спокойствия отец готов отречься от своего сына. Как и другие в этой безбашенной семейке, в итоге возненавидевшей молодого правдолюбца, он в финальной сцене участвует в избиении Малыша.
Финал пьесы — трагический, но при том открытый.
В темноте сцены зрители пытаются разглядеть, что же стало с главным героем, и понять, жив ли он. И каждый доходит до этого самостоятельно.»
МАКАЁНОК Андрей Егорович
(12.11.1920-16.11.1982)
Белорусский советский драматург, народный писатель БССР (1977). Родился в д. Борхов Рогачёвского р-на Гомельской обл. Член КПСС с 1945. Окончил Республиканскую партийную школу при ЦК КП(б)Б (1949). Участник Великой Отечественной войны. После тяжёлого ранения работал учителем в Грузии (1942-43). В 1944-47 на комсомольской и партийной работе в Белоруссии. С 1949 в журнале «Вожык», с 1956 литературный консультант Союза писателей БССР, в 1966-78 главный редактор журнала «Неман». Похоронен в Минске на Восточном кладбище, на могиле поставлен памятник.
Имя А. Е. Макаёнка присвоено Гродненской центральной городской библиотеке, Журавичской средней школе Рогачёвского р-на; его именем названа улица в Минске, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска, в д. Журавичи Рогачёвского р-на в 1986 открыт литературный музей писателя.
Источник
«Затюканный апостол»: 100 лет назад родился советский белорусский писатель Андрей Макаенок
Народный писатель Белоруссии Макаенок Андрей Егорович родился 100 лет назад, 12 ноября 1920 года в деревне Борхов Рогачевского уезда Гомельской губернии. Читательской аудитории известен также под псевдонимами А. Жур, А. Журавицкий, А. Молокосдатчик.
Детские и юношеские годы
Наш герой родом из крестьянской семьи. Его отец организовывал первые колхозы советской власти. Учебу в школе Андрей вынужден был совмещать с крестьянским трудом, постоянно пропуская занятия. В это время бегал по полям, гоняясь за пасущимися свиньями. Но среднюю школу окончил успешно в 1938 г. и поступил в военное училище.
Однако в нем не задержался. Еще до принятия присяги был отчислен. Рассказывая впоследствии о причинах, сообщил, что, будучи пастухом-анархистом, не смог принять армейскую дисциплину. Нахамил командиру, и тот принял меры к его отправке домой.
Проработав год в районном доме культуры, Макаенок подал документы во ВГИК, но не прошел в него по конкурсу. В 1939 г. Андрея призвали в армию и направили в Грузию для прохождения срочной службы.
Участие в войне, ранение, работа в партийных органах
Великая Отечественная война застала Андрея в частях группы советских войск в Иране. Впоследствии его часть перебросили на Кавказ, а затем на Крымский полуостров (шла подготовка к Керченско-Феодосийской операции). В боях с декабря 1941 года по апрель 1942 года. Был тяжело ранен 10 апреля. Последовало длительное лечение в госпиталях, в которых ему удалось уберечь ноги от ампутации, был демобилизован. Предпринял несколько попыток вернуться в действующую армию, однако это ему не удалось.
С конца 1942 г. преподавал военное дело в азербайджанской школе в Грузии.
В Белоруссию возвратился в 1943 г., в родное село Журавки (Журавичи), в уцелевший родной дом. Там узнал о трагической судьбе отца, которого расстреляли нацисты за связь с партизанами. Начал активно продвигаться по партийной лестнице. Прошел путь от секретаря районного комитета ВЛКСМ до помощника секретаря районного комитета коммунистической партии.
В 1947 г. Андрея приняли в партшколу ЦК Коммунистической партии Белоруссии. После ее окончания он был направлен на работу в журнал «Вожык» («Ежик»). Там трудился до 1953 года заведующим отдела прозы. Именно в это время серьезно начал заниматься драматургией. В 1949 г. его приняли в Союз писателей СССР.
Начало творческого пути
В 1966 г. вновь вернулся в журналистику, став главным редактором журнала «Неман». В нем проработал почти 12 лет.
Писательским творчеством Макаенок начал увлекаться еще в школе. Сочинял стихи, делал зарисовки. Но все они утеряны, не опубликованы.
Его первые произведения были напечатаны в 1946 г. Это были эссе, фельетоны, зарисовки. В этот же год публика познакомилась с первой пьесой Макаенка — одноактной «Добра, кали добра канчаецца» («Хорошо, если хорошо кончается»).
Первой серьезной работой будущего известного драматурга стала пьеса «На досвітку» («На рассвете»). Ее в 1951 г. поставил Государственный театр им Я. Купалы. В ней освящалась борьба за свои права французских рабочих. У жителей Минска спектакль пользовался популярностью, однако самому Макаенку не нравился. Он понял: такие сюжеты не его, надо возвращаться к сельской жизни, к белорусской действительности.
Всенародный успех, новые вершины
Всенародно известным сделала Андрея Егоровича пьеса «Выбачайце, калі ласка!» («Извините, пожалуйста!»), увидевшая свет в 1953 г. Она написана в сатирическом стиле, идет повествование о бюрократии и административных предрассудках руководства сельскохозяйственной отраслью. Ее поставили на территории СССР более 200 театров. «Литературная газета» поставил ее в число самых авторитетных литературных произведений Советского Союза.
Впоследствии из-под пера драматурга вышли 2 комедии, также имевшие успех: «Каб людзі не журыліся» («Чтобы люди не грустили», 1959 г.); «Лявоніха на арбіце» («Левониха на орбите», 1961 г.). По мотивам последней в 1964 г. сняли фильм «Рогатый бастион».
Далее последовал перерыв в творчестве на 8 лет. В 1969 г. Макаенок публикует трагикомедию «Зацюканы апостал» («Затюканный апостол»), произведение с неопределенным финалом. Драматург предлагает зрителям самим определиться с судьбой главного героя, необычного ребенка, который считает себя апостолом:
Для верующих я должен быть апостолом, а атеисты пусть надеются, что я — безбожник. Я должен уметь убедить людей делать то, что мне нужно, но чтобы им казалось, будто они сами того хотят, а я только понимаю их потребности. Я должен уметь убедить отца пойти против сына, а дочь — свидетельствовать против матери, когда мне это понадобится. Я должен уметь взбунтовать, поднять толпу, довести до экстаза, до баррикад. Но я должен уметь и усмирить разъяренную толпу, когда бунт принес уже все, что мне нужно было. Я должен уметь быть милосердным к заклятому врагу, чтобы усыпить его бдительность, и быть безжалостным к родному брату, отцу, даже матери, если замечу сговор, коварство и предательство. Я должен уметь, не раздумывая, безжалостно, хладнокровно убирать с моей дороги соперников.
Этой пьесой, как уверяют критики драматурга, он попытался «утереть нос» московским деятелям, высказывающимся об Андрее Егоровиче как о «простом парне, бытописателе».
Это произведение стало прорывом в белорусской драматургии. С момента первой постановки до настоящего времени спектакль не сходит со сцен театров.
Отметился Макаенок и работой на ТВ. Он автор ряда киносценариев. Известен и своими переводами на белорусский язык пьес Зорина, Думбадзе и Лоркипанидзе, Симонова и других.
Участвовал Андрей Егорович и в политической жизни. С 1971 по 1982 годы избирался депутатом Верховного Совета БССР. Многократно в качестве члена делегаций выезжал за границу. Участвовал в заседаниях XX сессии ГА ООН.
Скончался в возрасте 62 лет, 16 ноября 1982 г. Причина смерти — осколок, сидевший в нем со времен войны. Сдвинулся с места, потревожил сосуды и тромб, который и закупорил сердце. Место упокоения — минское Восточное кладбище.
Награды и память о писателе
В 1977 г. драматургу присвоили звание Народного писателя Белоруссии. Дважды Макаенок удостаивался Государственной премии БССР. В 1962 г. награжден литературной премией им. Я. Купалы за комедию «Левониха на орбите».
Имя Макаенка носят улицы в Минске и Гомеле, средняя школа в его родном селе Журавки, городская библиотека в городе Гродно.
В Журавках в 1986 г. открылся Дом-музей Макаенка А. Е., рядом с которым установлен памятник драматургу.
Источник