- Что значит заштриховать квадрат
- 2.2.8. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)
- Штриховка карандашом. Теория и практика
- Для чего нужна штриховка?
- Основные принципы штриховки карандашом
- Теперь рассмотрим основные ошибки в штриховке карандашом:
- Практическое упражнение №1
- Практическое упражнение №2
- Как правильно точить карандаши и делать штриховку:
- Основные ошибки в штриховке карандашом и как их исправить:
- Покоряем штрих. Теория и практика
- Зачем штриховка концепт-художнику?
- Что можно передать с помощью штриха?
- Штрихом можно показать тон и светотень
- Можно передать и текстуру
- Штрих отлично показывает форму
- Все вместе
- А можно более современный пример?
- Время для практики. Упражнения
- Ставим руку
- Экспериментируйте с линией
- Работаем над формой и масштабом
- Добавляем объектам объем
- Решаем сложности перспективы
- Постоянно развивайтесь!
- Дополнительные материалы
Что значит заштриховать квадрат
Вторник, 21 декабря 2021
2.2.8. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)
штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг);
Для того чтобы ребенок понял связь между геометрическим телом и геометрической фигурой, в работе используют прием взаимного наложения или приложения. Например, учитель берет куб, кладет его на квадрат, изображенный на листе бумаги. Затем убирает геометрическое тело, обращает внимание ребенка на геометрическую фигуру и называет ее «квадрат».
Ребенок учится соотносить знакомые им предметы с геометрическими фигурами. В работе используют предметы, форма которых приближена к форме геометрических фигур (например, круг – пуговица, монетка, тарелочка и др.; квадрат – платочек, салфетка, коробка и др.; треугольник – косынка, флажок и др.; прямоугольник – книга, шкаф и т.д.).
Ребенок учится собирать геометрическую фигуру из 2-х и нескольких частей и составлять ее из счетных палочек с опорой на образец. Ребенок учится составлять квадрат из 4-х палочек, выкладывая их по контуру шаблона, нарисованного квадрата, затем соединяя точки. Выполняя штриховку, ребенок учится проводить горизонтальные и вертикальные линии, заштриховывая сначала квадрат и прямоугольник, затем круг и треугольник. После этого он учится выполнять штриховку геометрических фигур по диагонали и двойную штриховку, например, по диагонали и вертикали.
Формируемые понятия: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, отрезок, линия, вертикальная линия, горизонтальная линия, наклонная линия
Источник
Штриховка карандашом. Теория и практика
Многие новички в рисовании часто сталкиваются с проблемой неправильной штриховки. На самом деле в книжках по рисованию этому уделяется очень мало внимания, хотя это основы. Я собрала материалы по штриховке карандашом из разных источников: учебников, видео-уроков и статей из интернета, и постаралась объединить их в одну статью. Сначала мы обсудим теорию, а затем выполним 2 практических задания для закрепления материала.
Для чего нужна штриховка?
Штриховка необходима для того, чтобы придать нарисованным предметам форму, обозначить как падает свет и тень, придать текстуру объектам. Если вы будете соблюдать основные принципы штриховки карандашом, то сможете рисовать любые трехмерные объекты.
Основные принципы штриховки карандашом
- Штриховать объекты следует по форме. Чтобы сделать объекты реалистичными насколько это возможно, штрихи должны быть равномерными и следовать контуру объекта, чтобы показать его форму и объем.
На рисунке слева штриховка следует верхнему и нижнему эллипсу, что делает его объемным. В то время как на рисунке справа, форма предмета при штриховке не соблюдена, и он не создает такого же впечатления объема.
- Штрихуем от тени к свету. У большинства объектов есть поверхности освещенные и затененные. Поэтому вам необходимо делать плавные переходы от света к тени. Один из методов — постепенно наносить все больше пигмента на затененные поверхности и меньше — на освещенные. Двигайтесь от тени к свету, постепенно делая линии длиннее и светлее. Главное, что нужно помнить — начинать штрих необходимо с темной поверхности объекта.
- Перекрестная штриховка. Когда вы используете перекрестное штрихование, угол наклона должен быть минимальным. В то же время не стоит штриховать прям совсем в линию, иначе получится «волосатая» штриховка, обязательно нужно делать наклон. Штриховка каждого излома наноситься в отдельном направлении.
- Чистые линии. Отрывайте карандаш от бумаги, чтобы получались отдельные линии.
- Нельзя смешивать перекрестную штриховку и растушевку. Не стоит смешить эти две техники в одной работе, т.к. растушевка на некоторых участках может создать ощущение неаккуратности, будто вы случайно смазали часть рисунка рукой. Если вы используете растушевку, то следует растушевать весь рисунок.
- Передний и задний план. Тщательнее прорабатывайте предметы на переднем плане, в то время как задний план можно быстро наметить боком грифеля, чтобы показать освещение и общий тон. Штриховка вертикального фона штрихуется вертикально, горизонтального — горизонтально.
- Делайте короткие штрихи. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок от верху до низу, если у вас большая площадь. Выбирайте модуль штриха, какой вам удобно.
- Чем больше слоев, тем ровнее штриховка. Если вы штрихуете какие-то белые предметы, то обязательно возьмите более жесткий карандаш. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, так она будет аккуратней.
Теперь рассмотрим основные ошибки в штриховке карандашом:
- Запятые.
Штрих должен быть на входе и на выходе чуть мягче, чем посередине. Т.е. посередине он немного активнее, на входе и на выходе он более легкий. Если у вас получается запятая, значит вначале вы давите сильнее. Старайтесь так, чтобы максимальная точка давления была именно в середине, тогда штриховка будет у вас получаться ровнее. - Штриховка внахлест.
Всегда нужно штриховку не доводить до первого ряда. Если мы будем делать неправильно и залезать, то у нас будет образовываться шов. С каждым новым слоем этот шов будет все темнее и темнее. Если подумать логически, то получается, что везде один слой штриховки, а на месте шва уже два слоя. И с каждым слоем они будут удваиваться.
Ошибки на первом слое не нужно исправлять, ошибки исправляем в конце, когда заштриховали уже много слоев.
- Штриховка по тем же линиям.
Штриховать следует таким образом, чтобы шов был посередине следующего слоя. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок. Чем больше слоев штриховки, тем ровнее она будет. Делайте больше слоев жестким карандашом. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, потому что она будет аккуратней.
Практическое упражнение №1
- Сначала теневая сторона.
Будем тренироваться на цилиндре. Легкими линиями набросайте форму. К левому краю фигуры приложите лист бумаги, чтобы не беспокоиться о том, что выйдите за пределы формы. Используйте мягкий карандаш 4В, начните с верхнего края и начните наносить короткие штрихи слева-направо, двигаясь сверху вниз. Отрывайте карандаш от бумаги. Рисуйте линии ближе друг к другу или слегка перекрывая друг друга. Затем начните с того же места, но наносите уже более длинные штрихи, используя более твердый карандаш, например 2В. Следуйте контуру. Обратите внимание, что нижний эллипс более скруглен, чем верхний. Легче всего создавать гладкие, струящиеся линии, если использовать все движение руки и держать руку над карандашом или под карандашом (как правильно держать карандаш я расскажу в следующий раз). - Добавьте штрихи подлиннее.
Начните с левой верхней точки и двигайтесь вниз, продолжая добавлять более длинные штрихи очень легкими движениями более твердым карандашом. По этому участку мы пройдемся всего лишь один раз, поэтому убедитесь, что вы не сильно затенили поверхность. Гораздо легче добавить несколько штрихов, нежели стереть слишком темные линии. - Двигайтесь к свету.
Повторяйте предыдущие шаги, пока самый длинный штрих не достигнет самого светлого участка. А теперь, вам нужно использовать самый твердый карандаш 6H. Если вы заметили резкий переход, пройдитесь по нему более мягким карандашом и помните, что начинать штрих нужно с темной поверхности тени.
Практическое упражнение №2
Теперь попробуйте выполнить такое упражнение: возьмите самый простой предмет (карандаш, тюбик зубной пасты и т.п.) и попытайтесь нарисовать его максимально точно, применяя основные принципы, которые мы рассмотрели. Лучше рисовать с натуры.
В завершении статьи я хочу посоветовать вам посмотреть пару видео, которые помогут вам понять как выглядит правильная штриховка наглядно на примерах и как можно исправить ошибки.
Как правильно точить карандаши и делать штриховку:
Основные ошибки в штриховке карандашом и как их исправить:
Надеюсь эта статья была полезна для вас. Возможно я учла не все основы штриховки, поэтому буду рада вашим дополнениям и замечаниям. Пишите комментарии!
Идеи для рисования на каждый день 🎨
Источник
Покоряем штрих. Теория и практика
Поговорим о типах штриховки и приемах ее использования для передачи объема, формы, тона и перспективы. Покажем много простых, но полезных упражнений, которые помогут вам покорить штрих.
Murray Tinkelman, страница издания New York Times, 1975
Зачем штриховка концепт-художнику?
В графическом плане концепт-арт, как и любая другая зарисовка, начинаются с линии. Ей вы можете передать абсолютно все, кроме цвета — и то пока не возьметесь за цветной карандаш. Поэтому в той или иной степени штрих тренируют многие художники — уже хотя бы для того, чтобы их наброски с натуры и начальные эскизы как можно лучше передавали задумку.
Мастер штриха и линии Ким Джун Джи настолько отточил свои навыки, что может рисовать детализированные работы начисто — без набросков.
Что можно передать с помощью штриха?
Часто новички спрашивают, какую штриховку выбрать и для чего. Как и любой другой элемент в рисунке, штрих должен решать определенные задачи, поэтому и выбирать его нужно в зависимости от того, чего вы хотите добиться. Давайте посмотрим, как штрихуют художники и какие задачи они при этом решают.
Штрихом можно показать тон и светотень
На примере ниже штрихи отличаются по длине, расположению и плотности. Они помогают передать форму поверхности и ее оттенок.
Форма поверхности передается за счет расположения штриховки. Плотность и частота — для передачи оттенка.
Можно передать и текстуру
На примере ниже вы не увидите никаких лишних контуров и элементов: все световые переходы и текстура кожи и ткани читаются только за счет штриха.
В этой работе автор передает тон, изменяя только длину и частоту штриха.
Штрих отлично показывает форму
Даже без контуров мы легко узнаем объекты на рисунке ниже.
Здесь штриховкой передает форму, объем, светотень и расположение предметов относительно друг друга.
Все вместе
В примере ниже Хендрик Гольциус использует классическую контурированную штриховку. Каждая линия точно выверена и передает не только тон, но и форму и гладкость поверхности.
Строгие гравировки Гольциуса требуют кропотливой работы.
Сравним манеру Гольциуса с эскизами Да Винчи. Леонардо наносит линии свободно и расслаблено, но тон и форму передает не хуже.
Свободные линии Да Винчи отлично передают форму и тон.
В рисунке ниже Пикассо при помощи штриха придает не только объем изображению моделей, но и глубину композиции в целом.
Глубина создается за счет направленной штриховки.
А можно более современный пример?
Пожалуйста. Мастер комиксов Frank Godwin использует мягкую штриховку для описания поверхности и передачи светотени. Каждый пример выполнен в разных техниках, и мы четко различаем текстуры и тона.
Эти иллюстрации наглядно показывают эффективность работы совершенно разных техник.
Время для практики. Упражнения
Ставим руку
Начните с простых узоров карандашом. Заполните несколько квадратов разными вариантами штриховок. Для лучшего эффекта растушуйте края узора.
Сначала штрихуйте длинными линиями, изменяя угол наклона. Затем переключитесь на короткие линии, попеременно изменяя направление: добейтесь узора плетеной корзины.
Не ограничивайтесь узорами, показанными в статье — дайте волю своей фантазии.
Добавьте цвета и уведите узор в градиент.
Какие еще узоры приходят вам на ум?
Для правильной штриховки важно контролировать линию. В этом вам поможет тренировка движений. В зависимости от длины линии вы должны работать разными частями руки: за короткие движения отвечает запястье, за более длинные — локоть. Если рисунок очень объемный, в работу включается плечо.
В видео автор подробно останавливается на техниках и дает дополнительные полезные упражнения.
Экспериментируйте с линией
Эти упражнения кажутся слишком простыми? Рисуйте сплошной линией. Не отвлекайтесь, не думайте слишком много, не отрывайте карандаш от бумаги и, главное, расслабьтесь. А когда вы достигнете хороших результатов, усложните задачу.
Например, можно попробовать слепое рисование контуров:
Конечный результат не важен. Важно научить глаза и руки работать вместе
Работаем над формой и масштабом
Умение работать с линией очень важно, но не будем забывать и о форме. Можно добавить в ежедневные упражнения немного динамики и поиграть с масштабом и наклоном.
Набросайте 2 ряда треугольников с идеально ровными сторонами от руки. Верхние точки треугольников во втором ряду должны совпадать с углами основания верхнего ряда. В следующем ряду увеличьте треугольники в 2 раза и повторите ряд в шахматном порядке.
Закрашивать треугольники не обязательно. Можете ограничиться контурами.
Более сложное упражнение — с эллипсами. Нарисуйте несколько эллипсов под определенным углом. Это упражнение направлено на тренировку рисования под наклоном, масштабирование объекта, а также контроль пропорций, поскольку оно определенно связано с оптической иллюзией перспективы.
Старайтесь рисовать их ровными, чтобы эллипсы казались одинаковыми объектами, размноженными в перспективе
Добавляем объектам объем
Нарисуйте простые геометрические формы. Затем обозначьте тени с помощью штриховки. Определите источник света и подумайте о тех областях, которые к нему повернуты: где самый светлый участок, а где самый темный; как ложатся тени и где располагается рефлекс.
Научившись работать с простыми формами, вы лучше сориентируетесь при работе со сложными объектами.
Помните, что объект обычно делится хотя бы на три световых зоны.
- Самый светлый участок, где объект наиболее эффективно отражает источник света. Количество светлых участков на объекте ограничено только количеством отражающих поверхностей, количеством источников света и способностью поверхностей отражать свет. Форма светлого участка зависит от поверхности объекта.
- Полутон находится между светлым участком и тенью. Считается, он передает «истинный» цвет объекта.
- Тень. Самая темная область тени на поверхности объекта может иметь резкие грани на стыке с полутоном, или просто постепенно с ним сливаться.
- Кроме теней на самом объекте, есть еще падающая тень.
Падающая тень — это та тень, которую создает объект, преграждая свет. Она может быть четкой или мягкой, в зависимости от яркости и близости источника свет Усложните задание и попробуйте нарисовать объекты с составными формами, а затем с органическими:
Не ограничивайтесь двумя объектами: чем их больше, тем сложнее и интереснее будет задач
В органических формах представьте топографию поверхности и изобразите ее с помощью простой сетки. Линии должны выглядеть так, будто они были нарисованы прямо на поверхностях, следуя контурам по мере их изменения.
Для начала используйте очень тонкие линии (например, карандаш H2), или цветной карандаш, как на примере ниже. Избегайте нажима, чтобы контуры не мешали затенению.
И снова используйте штриховку, чтобы создать затенение!
Думайте о наиболее светлых участках (где свет падает непосредственно на поверхность объекта), полутонах, падающей и собственной тенях и отраженном свете
Решаем сложности перспективы
После тренировки на простых формах пора переходить к рисованию объектов в перспективе.
Вверху некоторые наброски форм и обычных объектов в двух- или трехточечной перспективе. Внизу тренировочная работа, направленная на развитие координации рук и глаз, чтобы увидеть / почувствовать углы и пропорции.
Как только вы выполнили трехмерные рисунки кубов и нарисовали молот Тора, попробуйте нанести на них узоры, накладывая их на трехмерные объекты. Используйте оттенки, передавайте освещение. Например, так:
У видеоблогера Альфонсо Данна (Alphonso Dunn) есть отличная серия видео на эту тему. Посмотрите это видео, вот это, еще это, и еще вот это, чтобы узнать, как сделать тренировочные упражнения по перспективе более увлекательными и эффективно интегрировать их в свой стиль
Постоянно развивайтесь!
Хочется поделиться одной из иллюстраций Bernie Wrightson из комикса «Франкенштейн». Обратите внимание, что автор строит работу на обычных штрихах, а с помощью перекрестной штриховки и некоторых других методов передает четкую разницу в текстуре и тонах.
Много упорной тренировки — и вы тоже так сможете
Когда вы лучше научитесь контролировать штрих и выдавать стабильный результат, можно задумываться о качестве линии в более разнообразном смысле. Что это значит?
Например, такие что-то такое.
Это, кстати, реклама Faber Castell — известнейшего производителя товаров для художников
Посмотрите, как волнистая спираль повторяет саму себя и при этом на показывает новую картину — просто за счет изменения ширины линии и ее расположение по отношению к предыдущей.
Как начать?
Попробуйте менять толщину линии. Изменение плотности и толщины штриха помогает описывать оттенки и форму эффективнее
Дополнительные материалы
Изучайте материалы разных авторов и учителей, чтобы изучать разные техники и точки зрения.
Источник