Что значит, что священника вывели за штат?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Добрый день! Пожалуйста, объясните, что значит «священника вывели за штат». Может ли он оставаться священником и служить литургии?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Галина, здравствуйте! Священник перестает быть священником, если только его извергли из сана (лишили сана).
Вывод за штат означает, что священник не прикреплен к какому-то одному приходу, не в штате прихода. Это и есть «за штат». Причины могут быть разные — от состояния здоровья и возраста (когда батюшка просто не в состоянии служить наряду с другими клириками храма) до каких-то канонических и иных вопросов.
При выводе за штат священник отпускается с правом служения, либо без права служения в зависимости от причины вывода.
Если у священника сохраняется право служения, то он может служить в любом храме по желанию и приглашению настоятеля.
Если же такого права при выводе за штат священник лишен, то служить литургию и даже молебен он не может. Ведь это приравнивается к запрещению в священном служении.
Но священником в любом случае человек остаётся.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Источник
ЧАВО по священнослужителям
ссылки на различные энциклопедические сайты
рекомендации по поиску
Москва
Сообщений: 11694
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7822
Списки канонизированных священников, пострадавших за веру в годы советской власти. Например, вот здесь http://www.fond.ru/
сайт А.А. Бовкало, по генеалогии священнослужителей — http://www.petergen.com/bovkalo/index.html
Там, в частности, имеется список духовенства Пермской епархии на 1898 год. http://www.petergen.com/bovkalo/sp/perm1898.html
Да и списки выпускников духовных учебных заведений за разные годы Вам будет нелишне посмотреть.
Возможно, тем, кто занимается генеалогией духовного сословия, пригодится двухтомный аннотированный справочник-указатель
Том 1. История русской православной церкви в документах региональных архивов России (Москва, 1993 год, издание Новоспасского монастыря).
Том 2. История русской православной церкви в документах федеральных архивов России. Архивы Москвы и Санкт-Петербурга (Москва, 1995 год)
Этот справочник имеется в открытом доступе в библиотеке Центрального исторического архива Москвы. Думаю, в центральных архивах других регионов, а также в крупных библиотеках он тоже должен присутствовать.
Начать поиск можно с просмотра Епархиальных ведомостей, разделов о назначения и о перемещениях, там, кстати, отражались и награды, и смерть, а также в неофициальной части печатались сведения об учебе в духовных учебных заведениях.
Если Вы терпеливо их просмотрите, а на это нужно ну 2-3-5 рабочих дней (если полных), то у Вас уже будет четкая картина, как, куда, откуда, кто перемещался, какие были однофамльцы и дальше уже на основе такого каркаса из мест и дат работать с архивными документами будет значительно проще, даже если их(документов) не так много, как хотелось бы.
Подскажите, пожалуйста, что означал термин «заштатный священник»?
Заштатный священник — это священник, по каким-то причинам отправленный за штат. Чаще всего — по возрасту или по болезни, т.е. можно провести аналогию с современным выходом на пенсию. При этом заштатный священник остается священником, и может при определенных условиях снова получить приход.
Но иногда бывало, что, отправляя священника за штат, его лишали права служения — вероятно, за какие-то прегрешения.
Скажите, что собой представляет скуфья и за что ею награждают?
Скуфья – головное покрытие православного священника. Идет второй в ряду наград, жалуемых священнику (первый — набедренник). Награждают просто за хорошую службу, по прошествии какого-то времени.
Скажите, что собой представляет камилавка и за что ею награждают?
Камилавка (греч. — верблюд) — головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей.
Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти.
Фиолетовая богослужебная камилавка дается в качестве награждения архидиаконам, протодиаконам и священникам.
Черная камилавка — принадлежность облачения рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродиакона.
http://azbyka.ru/dictionary/10/kamilavka.shtml — Азбука веры
Скажите, за что награждают наперсным крестом?
Наперсный крест — енколпий в форме креста, носимый священниками и архиереями.
Нательные или наперсные (носимые поверх одежды) кресты-енколпии стали носиться среди христиан с давних пор. В них хранились мощи или другие святыни. Изготовленные из меди, серебра или золота, их могли носить все — от обычных мирян до царей и митрополитов. В XVIII столетии украшенные драгоценностями наперсные кресты заменили среди архиереев более ранние кресты-енколпии.
В Русской Православной Церкви в 1742 году императрица Елизавета Петровна наградила драгоценным наперсным крестом своего духовника протоиерея Феодора Лубянского, а затем такие же награды щедро раздавала полюбившимся протоиереям и священникам императрица Екатерина II. Императором Павлом в 1797 году как знак отличия для протоиереев и заслуженных священников была учреждена награда в виде четвероконечных серебряных позолоченных напресных крестов. Затем были учреждены бронзовые наперсные кресты, в память Отечественной войны 1812 года и Крымской войны 1854-1856 годов, которые носили все священнослужители от рядового священника до митрополита. С 1820 года за особые заслуги придворных и служащих за границей, а также просто заслуженных протоиереев и священников, стали награждать литыми золотыми крестами, украшенными бриллиантами и другими камнями из Кабинета Его Величества. Впоследствии священнослужителям, награжденным «кабинетными» крестами, было разрешено принимать драгоценные кресты с украшениями от благодарных прихожан.
Наперсными крестами особого вида с 1808 года награждались священники, имевшие ученую степень доктора богословия. Магистры носили небольшой серебряный крест в петлице рясы. С 1884 года такими же крестами стали награждаться кандидаты богословия.
Указом императора Николая II в 1896 году в память о его коронации были учреждены восьмиконечные кресты, которые стали вручаться каждому священнику при его рукоположении.
Ныне восьмиконечный наперсный крест является в Русской Православной Церкви принадлежностью иерейского сана, в то время как в Греческих Церквях, как это было в России до 1896 года, обычные священники наперсных крестов не носят. Видоизмененный «павловский» золотой крест в Русской Церкви, называемый в просторечии также «протоиерейским», ныне является иерейской наградой, следующей за камилавкой (для монашествующих — за набедренником). В качестве еще высшей награды, пресвитерам после палицы даруется напресный крест с украшениями, подобный тому который носится архиереями. Высшим признанием заслуг протоиерея является награждение вторым крестом с украшениями — патриаршим крестом — после чего он может быть возведен в сан протопресвитера.
Настоятельницы монастырей по должности носят наперсный крест, который возлагается епархиальным архиереем. За особые заслуги игумении могут быть удостоены права ношения креста с украшениями. В случае оставления ими должности, они не имеют права ношения наперсного креста.
Использованные материалы
• Воробьев, Михаил, свящ., «О церковных наградах», информационно-аналитический портал Саратовской епархии Православие и современность:
o http://www.eparhia-saratov.ru/. nt&t. d=3
• Положение о наградах Русской Православной Церкви. Иерархические награды Русской Православной Церкви, II.3, 5:
o http://www.mospat.ru/index.php?mid=279
* Наперсные кресты
Москва
Сообщений: 11694
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7822
Ищу биографические сведения о священнике……. Подскажите, где можно о нем прочитать?
Сведения о священнике, если это вторая половина XIX- начало XX вв., можно смотреть в памятных книжках губернии и епархии, и в епархиальных ведомостях. Если более ранний период, то остается только архив.
Подскажите, пожалуйста, где можно найти или где хранятся клировые ведомости священников?
пример — клировые ведомости Нижегородчины
Клировые ведомости хранятся в федеральных архивах (фонды Синода, синодальных учреждений) и в региональных архивах (фонды духовных консисторий).
В клировых ведомостях указывается следующее (состояли из трех частей):
в первую часть вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни;
во вторую часть включались послужные списки причта. Она содержала: фамилию, имя, отчество, дату рождения (возраст указывался на основании метрических свидетельств), семейное положение, степень родства, сословие, образование, место службы, должность, награды, владение землей и недвижимостью, нахождение под судом. Кроме того, в них были внесены все дети членов причта, если даже они проживали отдельно от семьи.
В третьей части давались статистические данные по приходу. Обычно велось 2 экземпляра клировых ведомостей, один из которых оставался в приходе, а второй подавался в консисторию.
В разные годы клировые ведомости по-разному составляются — то пишут только мужчин, а то и женщин и т.д.
В списках учеников духовных училищ и семинарии есть сведения об отце учащегося.
Ревизские сказки священно-церковнослужителей составлялись отдельно.
Установившаяся с начала XVIII в. практика передачи священнических должностей только по наследству старшему сыну была узаконена Павлом I. Остальным сыновьям с духовным образованием приходилось довольствоваться должностью дьякона в приходе своего отца или становиться церковнослужителями .
При Александре II было отменено правило наследования священнических должностей. Однако на практике традиция замещения этих должностей по наследству продолжала сохраняться». (В.А. Федоров. История России 1861-1917)
Вопрос: к тем, кто исследует династии священнослужителей: насколько верно, по вашим наблюдениям, что приход передавался всегда именно старшему сыну? Ведь если это правило строго исполнялось, оно может помочь в генеалогическом поиске, т.к. дает возможность определить, кто из сыновей был старшим.
Ответ: Исполнялось не всегда и не везде. Много зависело от соотношения вакансий к числу выпускников духовных учебных заведений Епархии, а также штатных мест в данном приходе. Если все они заняты, отец, при всем желании, не мог принять сына в свой приход. Просто некуда. Старший сын имел преимущество лишь потому, что раньше получал образование. Существовало распределение выпускников на вакантные должности.
Помимо вышеперечисленного, старший сын мог банально поступить на гражданскую службу.
Кроме того, в 17-м нач. начале 18 века идентифицировать принадлежность к одной семье не всегда просто, поскольку, часто ученики дух. уч. заведений получали новые, так называемые семинарские фамилии. И даже родные братья вполне могли по выходе из семинарии иметь разные фамилии. Так что распознать, что кто чей сын, если нет информации в клировых ведомостях, – проблема.
Во второй половине века уже более-менее просматриваются отдельные рода, но далеко не все из потомков служили в том же приходе, и даже уезде.
А к. концу 19 – нач. 20 века и вовсе чехарда перемещений начинается. Вероятно, многие перемещались с одного места на другое по какому-то родственному признаку, но чтобы это понять нужно досконально все эти родственные связи знать.
Также был достаточно распространен еще один способ передачи прихода – зятю… Особенно благоприятен этот способ был для бедного сельского духовенства, не имевшего достаточных средств на приданое дочерям. Где-то было прописано, что существовали даже списки девиц духовного звания. Так что будущий священник мог и невесту себе найти, и симпатичный приходик присмотреть…
В.А. Федоров безусловно ошибается. Практика наследования приходских мест установилась еще в XVI-XVII вв., а в XVIII столетии только окончательно оформилась. Также не существовало твердого правила передачи места именно старшему сыну. Как справедливо указано выше, это мог быть один из младших сыновей или зять (иногда даже брат или племянник).
Довольно часто старший сын клирика поступал на службу в другой приход еще во время «действительного служения отца» (т.е. до выхода родителя за штат).
Вообще, в изучении приходского духовенства России лучше ориентироваться не на г-на Федорова, выпустившего пустейший труд по истории Русской Православной Церкви синодального периода, а на работы профессора Казанской духовной академии П.В. Знаменского.
Что же касается фамилий духовенства, то необходимо иметь в виду, что, вплоть до 30-х гг. XIX в. клирики, в официальных документах (ревизские сказки, клировые ведомости и т.д.) именовались не по уже имеющимся фамилиям, а по т.н. полуотчествам «Иванов», «Петров» и т.п. (см. подробнее: Матисон А.В. Генеалогия православного приходского духовенства России XVIII — начала XX веков: История рода Мощанских. М., 2000. С. 22, 27 и др.).
По поводу полуотчеств. До 30-х годов — были же исключения? Я встречала и полуотчества, и фамилии (с именем и отчеством) по тому периоду. А в одном из дел по духовной консистории 1825-1832 годов, которое я просматривала, в первых документах (1825-27 гг.) священник именует себя Петр Алексеев, а в последних (1831-32) уже Петр Алексеев (Хавский). Господин, который писал материал по церкви, где этот Хавский служил, по незнанию, идентифицировал его как двух разных людей.
Безусловно, исключения были, а кроме того именно в делопроизводстве консисторий (дела о назначениях, перемещениях и т.п.) довольно часто указывалась именно фамилия священно-церковно-служителя. Но в ревизских сказках (вплоть до 8-й ревизии), клировых ведомостях и исповедных росписях указывались преимущественно полуотчества.
К слову. Замечательная работа по этому вопросу: Шереметевский В.В. Фамильные прозвища Великорусского духовенства в XVIII и XIX столетиях. М., 1908. Ее намерены переиздать на CD (см. Петербургский генеалогический портал)
И все же, Федоров ссылается на Указ Павла I. Так был ли мальчик?
Рекомендую прочесть:
«Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917 гг»
Глава IV. Приходское духовенство.
Глава V. Духовное образование.
http://www.sedmitza.ru/index.html?did=4445
Что касается фамилий и отчеств, то последний известный мне мой предок, священнослужитель, родившийся в конце XVIII века, имел отчество и фамилию. Причем фамилия не является производной от имени (Сергеев, Андреев. ) и не имеет ничего общего с «семинарскими» духовными фамилиями (Благонравов, Любомудров. ). Это именно родовая фамилия. Как и когда она появилась, вопрос другой.
Библиография — для тех, кого может заинтересовать
Алфавитные списки священно-церковно-служителей 1 и 3 благочиннического округов Кирсановского уезда за 1916 год.
http://www.grad-kirsanov.ru/article.php?id=tabl4
Духовенство Кирсановского уезда 1836-1839 гг.
2. По Рязанской епархии:
— Воздвиженский Т.Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен:
С присовокуплением исторического обозрения о бывших в ней и ныне существующих монастырях. Москва. 1820 г. (есть в ГПИБ)
— Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетиями и библиографическими указаниями: Т. 1-4.. Зарайск; Рязань. 1884 — 1891. , Репринт: Рязань, 1996 г. Изд-во РГПУ. (ГПИБ)
— Макарий (Миролюбов), архим. Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии. Чтения. 1863. Кн. 2–4.
— Д.И. Агнцев. История Рязанской духовной семинарии 1724-1840. Рязань, 1889. (ГПИБ)
— Распределение наличных священнослужителей и причетников в определенный штатный состав причтов по приложенной к указу Святейшего Синода, от 18 августа №2365, выписке из журнала высочайше утвержденного Присутствия по делам православного духовенства, высочайше утвержденного в 7 день апреля 1873 года. Состоялось 9 октября 1873 года.
[Рязань. Тип. Губ. правл.1874 г.] (у меня).
— Расписание городских и сельских приходов, церквей и причтов Рязанской губернии.
https://vgd.ru/STORY/maxim.htm
— Рязанские епархиальные ведомости. Рязань 1865-1884 г.
3. По вологодским священникам:
http://www.petergen.com/publ/biblvolsv.shtml
Наталия Фарутина. Библиографический список священнослужителей Вологодской епархии, выявленных по публикациям в «Вологодских епархиальных ведомостях» за (1867-1868, 1904-1917).
4. Сергей Князев.
Генеалогия священнослужителей Коми края.
http://www.petergen.com/publ/kniazev.shtml
5. Книга А. И. Раздорского «Справочные издания епархий Русской православной церкви (1861—1915): Сводный каталог и указатель содержания». СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. Возможно, издания, указанные там, пригодятся в Ваших поисках.
http://www.petergen.com/sources/eparchyrpc.shtml
6. Сайт — http://www.pstbi.ru/cgi-bin/db. 230Fp7EAU+
Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(версия 1996г., сведения могут быть устаревшими)
http://213.171.53.29/bin/code. harset/ans — Это то же, но более свежая версия.
Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.
©Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет (Институт до 2004г.)
Москва
Сообщений: 11694
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7822
Духовенство считалось привилегированным, почетным сословием в России во все периоды ее истории.
Православное духовенство делилось на черное (все монашествующие) и белое, причем к последнему принадлежали как собственно священнослужители (протопресвитеры и протоиереи, пресвитеры, иереи, протодиаконы и иподиаконы, а также причетники в звании псаломщиков), так и церковно-служители (пономари, дьячки и т.д.). Поскольку черное духовенство в качестве отрекшихся от мира монахов не могло иметь собственности, не имело потомства, либо прекращало всякие гражданские связи с детьми, родителями и всеми родственниками, а вступающие в монашество лица высших сословий не могли пользоваться никакими сословными привилегиями, говорить о духовенстве как о сословной группе можно прежде всего применительно к белому духовенству.
В XVIII в. материальное положение приходского духовенства в деревне было лишь не намного выше, чем у зажиточных крестьян, а в городе было сопоставимо с положением низшей части чиновничества и основной массы посадских (за исключением клира кафедральных соборов и, разумеется, придворного духовенства). В это же время закрепилась практика (формально не узаконенная никаким гражданским уложением или церковным каноном) фактического наследования церковных приходов, когда епархиальный архиерей при уходе «на покой» приходского священника закреплял, по прошению последнего, место за его сыном или зятем. В результате получить приход претендент чаще всего мог путем женитьбы на священнической дочери, для чего в духовных консисториях велись даже списки невест и желающим давались рекомендации.
В это же время окончательно утвердился принцип необходимости духовного образования для занятия священнослужительской должности, закрепленный в Духовном регламенте.
Духовенство с самого начала было свободно от государственных налогов, прежде всего, от подушной подати, рекрутской (с момента ее учреждения и вплоть до введения всеобщей воинской повинности), а с 1874 г. — воинской повинности и от воинского постоя. Но свобода священнослужителей (священников и диаконов) от телесного наказания была провозглашена лишь в 1747 г.
Лица духовного звания были лишены права владеть крепостными (до секуляризации это право осуществляли корпоративно монастыри, архиерейские дома и даже некоторые церкви), но за священниками перешедшими в духовенство из дворян, а также получившими ордена, это право признавалось[25]. Духовенство могло владеть ненаселенными землями и домами. При владении домами для духовных лиц существовало одно ограничение: в этих домах нельзя было размещать трактирные и питейные заведения. Духовные лица не могли заниматься подрядами и поставками и выступать поручателями по ним. Вообще лицам духовного звания было запрещено заниматься «несвойственными им» торговыми промыслами, влекущими за собою причисление их к торговому разряду (т.е. запись в гильдии и цехи)[26]. Это запрещение шло в том же ряду, как и запрещение духовенству посещать «игрища», играть в карты и т.п.
Принадлежность к духовному сословию усваивалась при рождении и при вступлении в ряды белого духовенства из других сословий. В принципе закон разрешал поступление в духовенство лицам всех сословий, кроме крепостных, не получивших увольнительной от своих владельцев, но лица податных сословий могли вступать в ряды духовенства только при удостоверении местного епархиального начальства о недостатке лиц духовного звания для замещения соответствующей должности, при «одобрительном» поведении и при наличии увольнительного свидетельства от крестьянского или городского общества[27]. Переход в белое духовенство лиц дворянского сословия вплоть до нач. XX в. для России был нехарактерен, но эта практика была довольно распространена на Украине.
Дети священно- церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность и не должны были при достижении совершеннолетия избирать себе род жизни, но остающиеся при отцах до 15-летнего возраста без отдачи в духовные училища и соответствующего обучения или исключенные из духовных училищ за непонятливость и леность исключались из духовного звания и должны были избирать себе род жизни, т.е. приписаться к какой-либо общине податного сословия — мещанской или крестьянской — или записаться в купцы. Избирать себе род жизни должны были и дети священно- церковнослужителей, добровольно уклоняющихся из духовного сословия. Для «излишних» детей духовенства периодически устраивались так называемые «разборы», при которых дети священно- церковнослужителей, нигде не записанные и никуда не определенные, отдавались в солдаты. Эта практика окончательно прекратилась лишь к 60-м годам XIX в.
Дети духовенства имели право (а первоначально это право означало и обязанность) на получение образования в духовных училищах. Выпускники духовных семинарий и духовных академий могли пожелать избрать для себя светскую карьеру. Для этого они должны были уволиться из духовного ведомства. Рожденные в духовном звании при поступлении на гражданскую службу пользовались правами, одинаковыми с детьми личных дворян, но это касалось лишь священнослужительских детей[28]. При поступлении — добровольно или по разборам — в военную службу дети духовенства, окончившие среднее отделение семинарии и не уволенные из семинарии за пороки, пользовались правами вольноопределяющихся. Но для лиц, добровольно сложивших с себя священный сан и желавших поступить в гражданскую службу, такое поступление было запрещено для священников в течение 10 лет после снятия сана, а для диаконов — 6 лет.
На практике наиболее распространенным вариантом перемены сословной принадлежности для детей духовенства в XVIII — нач. XIX вв. Было поступление в гражданскую службу в канцелярские служители до достижения первого классного чина, а позднее — в университеты и другие учебные заведения. Запрещение в 1884 г.
выпускникам семинарий поступать в университеты значительно ограничило этот путь сословной и социальной мобильности духовенства. В то же время большая открытость духовных учебных заведений (по уставам 1867 и 1884 гг.) для лиц всех сословий способствовала, как и формальное запрещение наследования приходов, большей открытости духовного сословия.
Жены духовных лиц усваивали их сословную принадлежность и сохраняли ее после смерти мужей (до вторичного брака).
Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства.
Доказательствами принадлежности к духовному сословию были метрические свидетельства, клировые ведомости, составляемые в консисториях, а также ставленнические грамоты.
Специальной корпоративной сословной организации духовенство не имело, если не считать зачатков такой организации в виде епархиальных съездов и попыток ввести в 60 — нач. 80-х гг. XIX в. выборность благочинных. Наследуемая при рождении, принадлежность к духовному сословию сохранялась при достижении совершеннолетия только при поступлении на священно- церковнослужительскую должность. Принадлежность к духовному сословию могла сочетаться с прирожденными или полученными (например, по ордену) правами дворянства и почетного гражданства.
Правами, в основном аналогичными православному духовенству, в России пользовались духовные лица армяно-григорианской церкви.
Относительно сословной принадлежности и особых сословных прав римско-католического духовенства, в силу обязательного в католической церкви целибата, вопрос не стоял.
Протестантское духовенство пользовалось правами почетных граждан.
Духовные лица нехристианских исповеданий либо получали почетное гражданство после определенного срока исполнения своих обязанностей (мусульманское духовенство), либо не имели никаких особых сословных прав, кроме принадлежавших им по рождению (иудейские духовные лица), либо пользовались правами, оговоренными в особых положениях об инородцах (ламаистское духовенство).
Модератор раздела
канд. ист. наук
Кемеровская область
Сообщений: 14839
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 6550
Епархии Русской православной церкви
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Подборка гиперссылок на статьи о конкретных епархиях. В самих статьях — гиперссылки на официальные и неофициальные сайты этих епархий, наиболее значимые публикации.
Православная страница Николая Ардабьевского
Созданный вручную и часто обновляемый каталог православных сайтов.
Москин Б.Д. (г.Петрозаводск). Компьютерный анализ родословных священников Олонецкой губернии на основе XML–технологии // Рябининские чтения – 2007 / Отв. ред Т.Г. Иванова; Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск, 2007.
Богослужебные облачения (ново- и старообрядческие) из альбома «Одежды Русского государства». 1869. Акварели Ф.Г. Солнцева.
Модератор раздела
канд. ист. наук
Кемеровская область
Сообщений: 14839
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 6550
РАЗНОФАМИЛЬНОСТЬ В ДУХОВЕНСТВЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ НЕУДОБСТВА ОТ НЕЕ
В Калужской епархии подобно некоторым другим епархиям и до настоящего времени между духовенством (и чиновниками, происшедшими из духовного сословия) немало встречается лиц, которые, будучи в близком кровном родстве между собою по мужской линии, носят однако различные фамилии. И теперь еще можно встретить двух братьев родных, носящих различные фамилии, а также дядей, племянников и пр.
В прежнее время до начала XIX столетия очень многие из духовных лиц нашей епархии и совсем не имели фамилий или прозвищ.* Но по мере расширения школьного образования среди духовенства, когда возникла нужда при записи детей в духовные училища давать им те или другие фамилии для отличия одного от другого, все дети духовенства, хотя немного побывшие в духовной школе, стали наделяться фамилиями или прозвищами. Обыкновенно, при поступлении мальчика в духовное училище, отец приводил его к ректору или смотрителю училища, который, помещая ученика в список вновь поступающих в училище назначал ему ту или другую фамилию. При назначении прозвища начальники заведений иногда оставляли прежнюю фамилию отцовскую, если она была у отца, или же выдумывали новую, если прежняя чем-нибудь казалась неподходящею. Детям, не имевшим фамилий большею частию они давались по церквам тех приходов, из которых происходили вновь поступающие в училище. Этим объясняется существование в настоящее время в нашей епархии такого множества Никольских, Покровских, Рождественских и др. церковных фамилий, что нередко учебные заведения для отличия одного Никольского (при тожестве имен) от других, обучающихся в том же классе, должны бывают делать новые прибавления к фамилиям, преимущественно по селам различаемых учеников (напр. Никольский Корекозевский).
Иногда начальство давало фамилии ученикам по тем или другим душевным или телесным качествам и особенностям, замечаемым за ними (напр. Добромыслов, Остроумов, Остроглазов, Смирнов). Кроме русских прозваний в большом ходу были заимствованные с латинского и греческого языков; таковы, например, прозвания Мансветов, Мизеров, Беневольский, Елеонский и др. При этом случалось нередко так, что в училище ученик имел одну фамилию, а по переходе в семинарию получал другую, если прежняя казалась ректору или префекту чем-нибудь неподходящею к известному ученику. При этом совсем не имелось в виду, какую фамилию носит отец ученика и его братья. От этого происходило то, что отец, например, носил фамилию Скворцова, а из сыновей один оставался при отцовской фамилии, другой сын получил – Судьбина, третий – Тихомирова; или, например, диакон села Субботников носил фамилию Афанасиевского, единственный же его сын, при определении в училище получил фамилию Воскресенского; дьячок, не имевший определенной фамилии, когда стал обучать своих сыновей в училище и потом в семинарии, то все они оказались разнофамильными – один сын Воскресенский, другой – Спаржин, а третий Прусский. Даже в настоящее время есть лица – близкие родственника, которые носят разные фамилии. Так на очень давно умерший инспектор семинарии Семен Петрович (умер в 1880 г.) носил фамилию Покровского, а брат его родной и доселе еще здравствующий, бывший инспектор духовного училища, носит фамилию Воскресенского.
Эта разнофамильность нашего духовенства, появившись в начале XIX столетия, все более и более увеличивалась и к началу пятидесятых годов сделалась настолько значительною, что обратила на себя внимание (по разным практическим неудобствам) высшего духовного правительства – Святейшего Синода.
В 1846 г. Калужскою духовною консисторией получен был указ от 4 декабря за № 15.317, на имя преосвященного Николая от Св. Правительствующего Синода; в этом указе говорится следующее: «Святейший Правительствующий Синод имел рассуждение о том, что в некоторых епархиях существует обычай переменять воспитанникам духовно-учебных заведений фамилии их отцов и усвоять произвольные и, нередко, весьма странные и несвойственные для лиц духовного звания. Таковой обычай, которому нет нигде примера, противен разуму постановлений о союзе семейственном, устраняет достодолжное уважение к поколениям, поставляет каждого вне общеизвестной связи с предками и потомками, а по делам производит запутанность и даже совершенную невозможность разрешать вопросы о различии прав по происхождению; ибо встречались случаи, что члены одного семейства, отец и несколько родных братьев именуются каждый особыми фамилиями. По сим уважениям Святейший Синод определяет: предписать по всему духовному ведомству не усвоять фамилии произвольные, но чтобы по общему порядку дети сохраняли фамилии своих отцов. Ноября 18 дня 1846 г.»
Эта разнофамильность духовенства, сильно распространившаяся ко времени издания указа, положившего ей границы, уже в то время давала о себе знать различными практическими неудобствами как для лиц родственных между собою, но разнофамильных, так и для местного епархиального начальства, а также и для начальства духовно-учебных заведений, которые в прежнее время так щедро наделяли своих питомцев произвольными фамилиями.
Как в прежнее время, так и теперь, при возникновении дел, касающихся наследства, разнофамильность влечет за собою неизбежную проволочку, требует многочисленных справок для доказательства, что известное лицо состоит в родственных отношениях к другому разнофамильному, от которого осталось какое-либо наследство движимое или недвижимое.
С течением времени эти затруднения должны еще более увеличиваться вследствие большей и большей трудности подкреплять родственные отношения письменными документами. Требуется, например, справка от известной церкви относительно того или другого лица за 20-е, 30-е или 40-е годы XIX столетия, чтобы доказать его родство с таким-то его родственником, имущества которого он ближайший наследник; но справок нет и иногда по весьма уважительным причинам: после этого времени церковь могла подвергнуться пожару, могла быть прикрыта, приписана, и архивы могли перенесены быть в другое место; могли они повредиться вследствие сырости, растеряться вследствие небрежности и проч. Правда метрические книги от каждой церкви имеются в духовной консистории. Но и с помощью консисторских архивов не всегда бывает возможно, а иногда и совсем невозможно доказать известное родственное отношение того или другого лица к известному разнофамильному с ним лицу. Дело в том, что и в консистории далеко не все дела в целости, особенно за время до 1812 г. О судьбе консисторских архивов в 1812 году сохранилось такое известие.** Когда в сентябре и октябре месяцах 1812 г. в Калуге ждали нашествия Наполеона, то все присутственные места получили приказание заблаговременно укладывать свои дела и переносить их на барки, стоявшие наготове у берега реки Оки с тем, чтобы при известии о приближении неприятеля к Калуге, заблаговременно отплыть к Серпухову или Коломне; консисторские дела тоже снесены были на барку чиновниками и служителями; когда барка была нагружена, то до отплытия ее не ней должны были находиться некоторые чиновники и сторожа, охранявшие ее днем и ночью. День за днем проходило время; барка все стояла около берега, потому что Наполеон не подходил к Калуге. А между тем сентябрьские и октябрьские ночи были холодны. Сторожа, ночевавшие на барке, по невежеству своему и по лености, не желая далеко отходить от барки за дровами для разведения ночного костра, нередко употребляли вместо дров архивные связки документов, особенно в то время, когда никого не было на барке из консисторских чиновников. Вследствие этого множество документов пропало, а многие затерялись вследствие суматохи и поспешности при переноске дел на баржу, а потом при разгрузке ее и перенесении дел на прежнее место. Кроме того консисторский архив несколько раз перемещался из одного места в другое (см. историческую записку о Калужской епархии изд. 1900 г. Калуга, стр. 31), а в 1870 гг. вновь приобретенное здание Калужской консистории подверглось пожару, когда большинство архива перенесено уже было в новое здание; правда, говорят, все дела успели спасти, но многие их них могли испортиться и затеряться. Поэтому иногда случается, что нужных справок как по рассматриваемому нами вопросу, так и по другим делам достать невозможно.
* Под бумагами они обыкновенно подписывались так: Мироносицкий протоиерей Иоанн, Успенский протоиерей Симеон и пр.
** Это известие мы получили от теперешнего архивариуса Калужской духовной консистории Я.И.Богодарова, много лет служащего в консистории; он же об это многократно слыхал от своего предшественника Фомы Мироновича Вышеградского (род 1786 г. 3 июля, † 1875 г. 17 апреля), служившего в Калужской духовной консистории с 5 января 1805 г. по 10 января 1873 г., фотографическая карточка его висит на стене архива.
РАЗНОФАМИЛЬНОСТЬ В ДУХОВЕНСТВЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ НЕУДОБСТВА ОТ НЕЕ
(окончание)
В настоящее время, чтобы доказать родство в третьей, четвертой и так далее степенях по нисходящей линии родственников, носящих разные фамилии, у которых отцы и деды еще в первой четверти или даже в начале прошлого (XIX-го) столетия получили разные фамилии, для этого требуется нередко великий труд и много издержек: масса справок из разных учреждений, множество гербовых марок; а так как нередко духовные лица и в прежнее время и теперь в течение своей службы успевают переменить несколько приходов, иногда и очень значительно число, то это обстоятельство еще более увеличивает те затруднения, которые возникают при нужде разнофамильным родственникам доказывать свои права при наследствах. Еще в начале нынешнего 1901 г. был такой случай. Калужский окружной суд рассматривал дело об утверждении в правах наследства почтового чиновника Воскресенского. Этот Воскресенский оказался единственным законным наследником по мужской линии своей двоюродной сестры Смирновой, бывшей за чиновником консистории Смирновым, до замужества Смирнова носила фамилию отца своего Спаржина; стало быть Спаржин является родным дядей по мужской линии чиновника Воскресенского. Но чтобы доказать, что этот Спаржин родной брат отца чиновника
Воскресенского, прозывавшегося тоже Воскресенским, оказалось делом очень нелегким. Во-первых, дед чиновника Воскресенского не имел фамилии и за свою жизнь переменил несколько сел; один из сыновей его – Воскресенский родился в одном селе, а Спаржин в другом; братья Воскресенский и Спаржин, когда поступили на мест, тоже переменили несколько сел; дочь Спаржина в церковных документах писалась без фамилии до замужества*, а в предбрачном обыске в первый раз обозначена Спаржиной. Чтобы доказать, что чиновник Воскресенский двоюродный брат Смирновой, бывшей Спаржиной по отцу, потребовалось много справок относительной их отцов, братьев отцов и племянников отцов из книг разных церквей на пространстве нескольких десятков лет. И только благодаря необыкновенному знанию родословия духовенства Калужской епархии, каким обладает архивариус духовной консистории Я.И.Богодаров, много лет занимающий эту должность, удалось собрать достаточные справки для доказательства родства Воскресенского со Смирновой. И все-таки эти справки Калужскому окружному суду показались недостаточными, потому что он отказал в утверждении на право наследства имущества Смирновой чиновнику Воскресенскому. Тогда дело перенесено было в Московскую судебную палату, которая рассмотрев доказательства в пользу Воскресенского, признала их вполне достаточными и утвердила его в правах наследства. Говорят, что подобные случаи относительно наследства бывают нередко в судебной практике с лицами из духовного звания, имеющим разнофамильных родственников. А между тем, например, относительно чиновника Воскресенского следует сказать, что нашлось бы немало лиц его знающих и даже родственников, которые вполне знают его родство со Смирновой и без всякого труда, даже если нужно и под присягой, подтвердили бы его известные родственные отношения к Смирновой.
Из этого примера, а также и из других подобных случаев можно видеть, как трудно бывает лицам из духовного звания отстаивать свои законные права на наследство, если их родственники, от которых к ним переходит наследство, разнофамильны с ними. В подобных случаях очень желательно, чтобы облегчены были те формальности и сокращены те письменные доказательства, которые требуются на суде в настоящее время. Почему бы не признать достаточным, в случае невозможности представить все письменные документы, за их потерею или незнанием их места нахождения, самые необходимые, удостоверяющие личность просителя, а также словесные или письменные показания родственников и знакомых, удостоверяющие его родство с известным лицом.
Для епархиального начальства, местного преосвященного, консистории, духовных правлений (в прежнее время), благочинных и проч. разнофамильность духовенства в прежнее время, да и отчасти теперь вызывает разные затруднения, увеличивая число различных справок. Но главным неудобством для местного епархиального начальства в данном вопросе являлось, да и теперь еще может явиться следующее. В интересах епархиального начальства заботиться, чтобы церковная жизнь паствы текла правильно, чтобы взаимные отношения членов причта между собою, а также и с прихожанами были мирными и во всех отношениях добрыми. Имея это в виду, епархиальное начальство между прочим заботится, чтобы между членами причта не было близких родственников, так как это может неблагоприятно отражаться в разных отношениях на других членах причта, не родственных первым. При определении на места к известной церкви известного кандидата это обстоятельство всегда имеется в виду епархиальным начальством. А так как родственные отношения прежде всего по общепринятому правилу указываются отчествами и фамилиями кандидатов, то здесь-то разнофамильность кандидатов и является неудобством для начальства. При множестве разнофамильных родственников в епархии часто можно опасаться в ту или другую городскую или сельскую церковь определить членом причта близкого родственника кому-нибудь из наличных членов причта этой церкви. Этим отчасти можно объяснить немалочисленные случаи родства между членами причта особенно в богатых селах, встречавшиеся еще не в очень давнее время. Так, в известном селе, например, служил священник Никольский, диаконом в то же время служил Покровский, дьячком – Знаменский, а пономарем – Воскресенский. Весь состав причта по-видимому разнофамилен и чужд друг другу. Но при подробном ознакомлении с историею этой церкви, ее клира и прихода оказывается, что дьячок – родственник священнику, а диакон пономарю (дядя и племянник). Такое совместное служение близких родственников при одной церкви с несколькими другими при той же церкви могло вести к разделениям на партии, взаимным кляузам и другим нестроениям. Вот почему указ Св. Синода от 18 ноября 1846 г. относительно разнофамильности духовенства нужно считать весьма полезным для внутреннего благоустройства церковно-приходской жизни.
Но так как и до сего времени в нашей епархии немело еще разнофамильных родственников в духовенстве, получивших свои фамилии до издания этого указа, и их ближайших потомков, то и в настоящее время еще возможно, как бы под видом разнофамильных и по-видимому чужих, определение в тот или другой приход довольно близких родственников тому или другому из членов причта.
*Фамилия подразумевалась отцовская
На эту же тему вариативности фамилий духовенства зри:
Генеалогический форум ВГД » Поиск предков, родичей и/или однофамильцев » Год 2009 » Родниковские
Генеалогический форум ВГД » Имена и фамилии » Фамилии духовного сословия
Модератор форума
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами
Нижний Новгород
Сообщений: 21586
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 5888
Источник